Законы и постановления РФ

Представление Прокуратуры Пензенской обл. от 16.04.2003 N 7-5-49-03 “Об устранении нарушений земельного законодательства“

ПРОКУРАТУРА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

от 16 апреля 2003 г. N 7-5-49-03

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Председателю

Пензенской городской Думы

Пинишиной С.Ф.

Прокуратурой Пензенской области в соответствии с заданием Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30.12.2002 N 7/3-1-770-2000 проведена проверка соблюдения положений нового Земельного кодекса Российской Федерации в органах местного самоуправления города Пензы.

В ходе проверки установлено следующее.

В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных
образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления также осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Статья 6 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ к вопросам местного значения относит контроль за использованием земель на территории муниципального образования.

Согласно пункту 3 статьи 15 указанного Федерального закона в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся:

- принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;

- контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.

Необходимо отметить, что Пензенской городской Думой осуществляется определенный контроль за деятельностью исполнительных органов местного самоуправления г. Пензы в сфере управления и распоряжения земельными участками.

Так, контрольно-счетной палатой Пензенской городской Думы периодически проводятся результативные проверки Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Пензы, являющегося в соответствии с Решением Пензенской городской Думы от 30.11.2001 N 167/12 “Об утверждении Временного положения о порядке управления землями, на которые распространяются полномочия органов местного самоуправления г. Пензы“ уполномоченным органом по управлению и распоряжению землями, на которые распространяются полномочия органов местного самоуправления г. Пензы.

В то же время в ходе настоящей проверки в Администрации города Пензы, Комитете по управлению муниципальным имуществом г. Пензы, Главном управлении градостроительства и архитектуры г. Пензы вновь выявлены многочисленные нарушения законности при применении норм Земельного кодекса Российской Федерации.

Это свидетельствует о необходимости усиления контроля за их деятельностью со стороны Пензенской городской Думы.

Так, требования Земельного кодекса Российской Федерации о
порядке и сроках предоставления в собственность, аренду земельных участков в большинстве случаев КУМИ г. Пензы не соблюдаются.

Например, в нарушение статьи 36 ЗК РФ заявление гр. Кузина П.Б. о предоставлении ему земельного участка под зданием в аренду сроком на 11 месяцев КУМИ г. Пензы рассматривалось более 9 месяцев.

Аналогичные нарушения выявлены при рассмотрении заявлений ООО “Гек“, Малофеева В.П., Теренковой А.П., Лавочниковой М.С., Вартикяна Ж.К. и многих других.

Кроме того, разрешение вопроса о предоставлении земельных участков в большинстве случаев зависит от полноты представленных документов, причем обязанность предоставления документов возлагается на заявителей. Из текста большинства писем КУМИ г. Пензы с просьбой представить документы (межевое дело и др.), адресованных заявителям, следует, что “работа по заявлению приостановлена“, а на предоставление дополнительных документов отводится не менее 1 - 2 месяцев. В то же время ЗК РФ такой процедуры, как приостановление работы по рассмотрению заявлений о предоставлении земельных участков не предусматривает.

Также КУМИ г. Пензы запрашивает у граждан и юридических лиц документы, которые Комитет может получить самостоятельно. Например, информация о разрешенном использовании земельного участка должна предоставляться ГУГиА г. Пензы по запросу КУМИ г. Пензы бесплатно. В настоящее время указанную информацию граждане получают самостоятельно за плату.

Несмотря на то что с начала 2003 года расширен штат работников КУМИ г. Пензы, созданы 4 новых отдела и работа по рассмотрению заявлений граждан и юридических лиц о предоставлении земельных участков в собственность либо аренду активизировалась, и вновь поступившие заявления разрешаются КУМИ г. Пензы с нарушением сроков, предусмотренных ЗК РФ (заявление Масловых В.А. и Н.А., Хохлова А.Н. и других).

Положения пункта 3 статьи 28 ЗК РФ о
принятии решения о предоставлении земельного участка в собственность в 2-недельный срок со дня подачи заявления в письменной форме в орган местного самоуправления также не соблюдается.

Так, заявление гр. Путьковой Н.В. о предоставлении ей в собственность бесплатно земельного участка, принадлежащего ей на праве постоянного (бессрочного), рассматривалось КУМИ г. Пензы с 02.08.2002 по 05.02.2003.

Все это говорит о нарушении со стороны КУМИ г. Пензы прав граждан и юридических лиц при реализации их прав на землю.

Наряду с этим установлено, что сроки подготовки Комитетом проектов решений о предоставлении земельных участков нарушаются в большинстве случаев и по вине иных организаций, в частности Главного управления градостроительства и архитектуры г. Пензы.

Одним из основных документов, необходимых для принятия обоснованного решения о предоставлении земельного участка, является информация о разрешенном его использовании, которую готовит ГлавУГиА г. Пензы. При этом 2-недельный срок, предусмотренный статьей 31 ЗК РФ, в большинстве случаев нарушается.

Так, по заявлению Кузнецова Н.А., Безверхова Е.В., Платонова С.Н., Святовой Е.Н. запрос из КУМИ в Главное управление градостроительства и архитектуры о предоставлении информации о разрешенном использовании земельного участка направлен 05.04.2002. Информация о разрешенном использовании подготовлена Управлением только 04.06.2002. По заявлению Вартикяна Ж.Х. запрос из КУМИ г. Пензы в ГУГиА г. Пензы был направлен 27.02.2002. Информация о разрешенном использовании земельного участка подготовлена только 17.10.2002, то есть почти через 8 месяцев. По заявлению Теренковой А.П. информация о разрешенном использовании была подготовлена через 4 месяца (запрос от 01.08.2002, информация от 02.12.2002). Аналогичное нарушение срока, установленного статьей 31 ЗК РФ, имеет место и во многих других.

Таким образом, нарушение Главным управлением градостроительства и архитектуры установленных сроков подготовки информации
о разрешенном использовании земельных участков, волокита при рассмотрении запросов КУМИ, о которой свидетельствуют факты нахождения запросов на рассмотрении ГУГиА в течение многих месяцев, отчасти повлекли нарушение установленных Земельным кодексом РФ сроков предоставления земельных участков в собственность либо аренду лицам, обратившимся в КУМИ г. Пензы с такими заявлениями. В данном случае допускаются не только нарушения действующего законодательства, но и права и законные интересы граждан.

Нарушается в КУМИ г. Пензы также действующее законодательство и при продаже земельных участков в собственность.

Так, КУМИ г. Пензы в 2002 году заключено 6 договоров передачи и купли-продажи земельных участков: от 26.12.2002 N 295 с ООО “Серебряный бор“ по ул. Спартаковской, 28а, от 30.12.2002 N 310 с ООО “Престиж“ по ул. Молокова, 18, от 30.12.2002 N 315 с ООО “Ветеран Пензы“ по ул. Рахманинова, 2а, от 23.12.2002 N 273 с ООО “Пазлс“ по ул. Леонова, 32а, от 30.12.2002 N 320 с гр. Давыдовой Е.Н. по ул. Свердлова, 4, от 30.12.2002 N 319 с ООО “Олимпия“ по ул. Суворова, 111а.

По указанным договорам переданы в собственность земельные участки, находившиеся ранее под государственными предприятиями, которые впоследствии были приватизированы по решению федеральных и областных органов по управлению государственным имуществом.

В то же время в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 N 576 “О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю“ право продажи таких участков принадлежит Министерству государственного имущества Пензенской области.

В текущем году с аналогичными нарушениями подготовлено уже 2 договора о продаже земельных участков: от 15.01.2003 N 363 с ООО “Сервис-Лада“ по ул. Бакунина, 72, от
10.01.2003 N 336 с гр. Левиным Г.В. по ул. Антонова, 3а.

Допускаются КУМИ г. Пензы при продаже земельных участков и нарушения требований ЗК РФ в части оценки земли.

В соответствии с частью 1 статьи 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Вместе с тем при продаже прав аренды земельных участков их рыночная стоимость не определялась.

По информации КУМИ г. Пензы, земельные участки, не занятые зданиями, строениями и сооружениями, вплоть до 19.03.2003 в собственность не продавались, а имела место лишь продажа права аренды земельных участков, предназначенных под застройку. При этом расчет продажной цены осуществлялся на основании решений Пензенской городской Думы от 29.01.1999 N 292/27 “Об утверждении положения о порядке сдачи в аренду земельных участков, расположенных на территории города Пензы“ и от 29.01.1999 N 293/27 “О порядке предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, предназначенных под застройку“, согласно которым начальная цена предмета торгов не может быть ниже 5-кратной ставки земельного налога и устанавливается в пределах от этой величины до нормативной цены земли в зависимости от градостроительной ценности земельного участка, ситуации на рынке земли и иной недвижимости и уровня затрат на развитие инженерной инфраструктуры.

Согласно статье 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации“ проведение оценки объектов оценки является обязательным при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям; при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях передачи в аренду.

По смыслу данной нормы закона рыночная стоимость муниципального имущества
(в том числе земельных участков) должна определяться как в случае продажи его в собственность, так и в случае передачи в аренду. Исключение из этого правила составляют лишь случаи продажи земель, на которых расположены здания, строения и сооружения. На эти случаи распространяется действие статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“.

В то же время 13.02.2002 председателем КУМИ г. Пензы было принято Решение N 43 о проведении аукциона по продаже земельных участков из земель поселений в собственность под строительство индивидуальных жилых домов: площадью 1315 кв. м по ул. Тимирязева, 128, и площадью 1173 кв. м по ул. Побочинской, 7б.

Несмотря на то что участки продавались в собственность, их рыночная стоимость в порядке, предусмотренном Федеральным законом “Об оценочной деятельности в РФ“, не определялась. Начальная цена земельных участков определялась конкурсной комиссией в соответствии с вышеуказанными решениями Пензенской городской Думы и была установлена в размере 193370 руб. и 56274 руб. соответственно. По результатам аукциона земельный участок площадью 1173 кв. м был продан в собственность за 177276 руб.

Несоблюдение КУМИ г. Пензы требований законодательства об определении рыночной стоимости продаваемых земельных участков может явиться результатом необоснованного занижения реальной цены земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Необходимо отметить, что КУМИ г. Пензы в ходе настоящей проверки приняты меры к устранению указанного нарушения и проведена оценка земельных участков, предполагаемых к продаже в ближайшее время, в соответствии с федеральным законодательством об оценочной деятельности.

В соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления г. Пензы на КУМИ г. Пензы возложено также заключение договоров аренды земельных участков,
находящихся в муниципальной собственности, а также контроль за выполнением условий договоров аренды земельных участков и уплатой арендной платы.

В то же время учет и контроль по каждому конкретному плательщику в КУМИ г. Пензы не организован, лицевые счета отсутствуют. Это делает невозможным проверку своевременности и полноты поступлений арендной платы в бюджет.

Также нельзя признать удовлетворительной работу КУМИ г. Пензы по принудительному взысканию задолженности по арендной плате. Так, согласно имеющимся сведениям о мерах по взысканию задолженности по арендной плате за землю за 2002 год, за указанный период было предъявлено 25 исков на сумму 4349 тыс. руб., из которых удовлетворено 24 иска на сумму 438 тыс. руб., реально же взыскано только на сумму 73 тыс. руб.

Более того, работа по предъявлению исков является бессистемной. Из представленной распечатки исковых заявлений, предъявленных в суд, видно, что за период с июня по ноябрь 2002 года не было предъявлено ни одного иска, в феврале и марте 2002 года - только по 2 иска.

Кроме того, договорами аренды, заключаемыми с арендаторами, предусмотрены случаи для одностороннего расторжения данных договоров. Так, согласно пункту 9.1 типового договора основанием для расторжения договора по требованию арендодателя является невнесение двух арендных платежей подряд.

Вместе с тем при наличии значительного количества задолжников по арендной плате, которые не оплачивают ее в течение длительного времени, КУМИ г. Пензы практически не ставятся вопросы о расторжении с ними договоров аренды, изъятии у них земельных участков и передаче в аренду другим лицам (более добросовестным и платежеспособным). В судебном порядке такие дела также практически не возбуждаются.

Недостаточно эффективной является работа КУМИ г. Пензы и по изменению договоров
аренды земельных участков в связи с изменением размера арендной платы. На момент проверки заключено и находится в стадии оформления 743 дополнительных соглашения, тогда как всего действующих договоров аренды на 01.03.2003 числится 2807. Результатом этого является то, что по неперезаключенным договорам арендная плата поступает в бюджет г. Пензы по ставкам, действующим в 2002 году.

Более того, по ряду договоров арендная плата поступает по ставкам, действующим еще в 2001 году. Так, в 2002 году было заключено 1950 дополнительных соглашений по отношению к 2270 действующим договорам аренды, что составляет 86%. То есть в 2002 году Комитетом также не была завершена работа по перезаключению договоров аренды.

Таким образом, на момент проверки процент заключения дополнительных соглашений остается низким, что свидетельствует об имеющихся недостатках в организации работы КУМИ г. Пензы, что ведет к недопоступлению в бюджеты всех уровней денежных платежей, установленных действующим законодательством. Вместе с тем, по информации КУМИ г. Пензы, за период 2002 - 2003 года исковые заявления в Арбитражный суд Пензенской области о понуждении арендаторов к заключению дополнительных соглашений к договорам аренды ни в одном случае не предъявлялись.

Всего в 2002 году состоялось 3 аукциона по продаже права аренды земельных участков, предназначенных для строительства, и один инвестиционный конкурс. На аукционах продано право аренды 8 земельных участков.

В нарушение условий договоров купли-продажи права аренды земельных участков договоры аренды земельных участков до настоящего времени не заключены с шестью победителями аукционов из восьми. КУМИ г. Пензы в адрес покупателей права аренды земельных участков письма-претензии о необходимости выполнения ими условий договоров купли-продажи с предъявлением штрафных санкций не направлялись. Сумма невзысканных штрафных санкций
по договорам купли-продажи права аренды, заключенным по результатам аукционов, составила за 2002 год 35,5 тыс. руб.

Отсутствие утвержденной градостроительной документации (генеральный план, планы детальной планировки) не позволяет в полной мере использовать на территории г. Пензы механизм продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, на торгах.

В соответствии с пунктом 11 статьи 30 ЗК РФ предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или лесного хозяйства либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.

Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется, как уже отмечалось, исключительно на торгах (конкурсах, аукционах).

В то же время за период действия нового Земельного кодекса Российской Федерации в городе Пензе на торгах продан только один участок в собственность под индивидуальное жилищное строительство.

Причинами этого является недостаточность средств городского бюджета, выделяемых для формирования земельных участков, предполагаемых для продажи, а также отсутствие необходимого взаимодействия в данном вопросе между органами местного самоуправления г. Пензы, в частности КУМИ г. Пензы и ГУГиА г. Пензы. Так, из 51 заключения ГУГиА г. Пензы о возможности предоставления земельных участков на торгах, направленных в 2002 - 2003 годах в КУМИ г. Пензы, 8 заключений числятся как неполученные КУМИ, а 13 заключений направлено на рассмотрение обратно в ГУГиА г. Пензы.

Вместе с тем продажа земельных участков, предназначенных под застройку, на торгах, а также продажа права их аренды посредством проведения конкурсов и аукционов может обеспечить продажу таких участков по более высокой цене, а как следствие - может обеспечить поступление в бюджет больше денежных средств.

Проверкой ГУГиА г. Пензы также выявлены многочисленные нарушения земельного законодательства.

В соответствии со статьей 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием осуществляется в случаях размещения объекта, не предусмотренного генеральным планом застройки города, иной градостроительной документацией, в аренду, а также в постоянное (бессрочное) пользование государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, органам государственной власти и местного самоуправления.

По данным ГУГиА г. Пензы в 2002 году подготовлено 365 актов выбора земельных участков и 1460 постановлений по вопросам градостроительства, из них 196 постановлений о предоставлении земельных участков под строительство.

В соответствии с пунктом 3.3 Правил застройки территорий Пензенской области, утвержденных Постановлением Главы администрации Пензенской области от 05.02.1997 N 115, проект постановления органа местного самоуправления подготавливается на основании акта выбора земельного участка под строительство в случае размещения объекта, не предусмотренного генпланом, или при изменении его расположения. Проект постановления подготавливается без акта выбора земельного участка для строительства в случае размещения объекта в соответствии с утвержденной градостроительной документацией.

В то же время в нарушение указанных положений законодательства постановлениями Главы администрации г. Пензы, подготовленными ГУГиА г. Пензы, в ряде случаев предоставлялись в аренду земельные участки под строительство объектов, не предусмотренных градостроительной документацией, без оформления акта выбора земельного участка (постановления Главы администрации г. Пензы от 03.07.2002 N 1126 “О предоставлении группе граждан в аренду земельных участков для проектирования и строительства боксовых гаражей в районе ул. Куйбышева, 11в“, от 11.07.2002 N 1207/2).

Кроме того, в нарушение требований пункта 3 статьи 31 ЗК РФ и статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации Администрацией города Пензы в указанных случаях не проинформировано население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства. Необходимо отметить, что информация о предполагаемом строительстве, проведении торгов по продаже земельных участков или права их аренды зачастую публикуются мелким шрифтом в средствах массовой информации, не пользующихся спросом, в рубриках, посвященных другим вопросам (например, “Ищу работу“ и т.п.).

Все это ограничивает права граждан на участие в обсуждении и принятии решений в области градостроительства, гарантированные действующим законодательством.

В ходе проверки в ГУГиА г. Пензы также выявлены факты нарушения сроков рассмотрения заявлений граждан и юридических лиц. Не всегда ГУГиА г. Пензы соблюдаются установленный п. 2 ст. 32 ЗК РФ двухнедельный срок рассмотрения и принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства по заявлению гражданина или юридического лица. Как правило, в указанный срок происходит только подготовка проекта постановления Главы администрации г. Пензы о предоставлении земельного участка под строительство.

Проверкой установлено, что Администрацией г. Пензы не соблюдается установленный порядок изъятия земельных участков.

В соответствии со статьей 46 ЗК РФ аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, а также в соответствии с пунктом 2 статьи 46 ЗК РФ, которой предусмотрены дополнительные основания прекращения аренды земельных участков.

Постановлением Главы администрации г. Пензы от 15.01.2003 N 59 “Об изъятии у гр. Зюзина А.И. земельного участка по ул. К. Цеткин“ у Зюзина А.И. изъят земельный участок площадью 481 кв. м по ул. Клары Цеткин, предоставленный ему на основании Постановления Главы администрации г. Пензы от 24.12.2002 N 2510/2 в аренду для размещения торгово-остановочного комплекса. Изъятие произведено на основании коллективного письма жильцов жилых домов NN 11, 13, 15 и 19 по ул. К. Цеткин о несогласии с предстоящим строительством и заявки индивидуального предпринимателя Абдуллаева А.С. о разрешении размещения на этом месте детского игрового комплекса. Указанных оснований для прекращения аренды земельного участка и его изъятия в муниципальные земли ни гражданское, ни земельное законодательство не содержит.

В ходе проверки установлено, что земельный участок предоставлен Зюзину А.И. в соответствии с земельным законодательством, информирование жителей о предстоящем размещении объекта производилось. Тем не менее земельный участок у Зюзина А.И. был изъят Администрацией г. Пензы без его согласия и других законных оснований.

В настоящее время решением Федерального суда Ленинского района действия Администрации г. Пензы признаны незаконными, постановление об изъятии земельного участка у Зюзина А.И. недействительным.

Кроме того, указанным Постановлением от 15.01.2003 N 59 Глава администрации г. Пензы изменил разрешенное использование данного земельного участка для размещения детского игрового комплекса. Распоряжением от 30.01.2003 N 26р “О разрешении ЧП Абдуллаеву А.С.-О. размещения детского игрового комплекса по ул. Клары Цеткин“ Абдуллаеву А.С. разрешено размещение детского игрового комплекса на данном земельном участке.

Также с нарушением действующего законодательства в 2002 году Администрацией г. Пензы отменялись постановления о предоставлении земельного участка под строительство и производилось изъятие земельных участков у ООО “Сопсан“, ОАО “Стройтехника“, граждан Громова и Сазанова (ГСК “Рубеж“). Во всех случаях действия Администрации по изъятию земельных участков признаны судами незаконными.

С нарушением законодательства без согласования с федеральным органом по управлению государственным имуществом произведено изъятие земельных участков у федеральных государственных унитарных предприятий. Постановлением Главы администрации г. Пензы от 31.10.2002 N 2057 “О предоставлении ФГУП “ПО “Электроприбор“ в аренду земельного участка и разрешении размещения теннисных кортов по проспекту Победы“ у ФГУП “Пензенский научно-исследовательский электротехнический институт“ изъят земельный участок площадью 223 кв. м для размещения теннисных кортов, а Постановлением Главы администрации г. Пензы от 30.09.2002 N 1793 изъят земельный участок у ФГУП “НИИФИ“, предоставлен гр. Бабояну Г.С.

В нарушение статьи 111 Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.1995 N 167-ФЗ, статьи 97 ЗК РФ, пункта 6 Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.1996 N 1404, постановлениями Главы администрации г. Пензы от 17.04.2002 N 611 и от 28.05.2002 N 869 предварительно согласованы и утверждены акты выбора земельных участков, расположенных в водоохранных зонах, под строительство соответственно автозаправочной станции и автостоянки.

Постановлением Главы администрации г. Пензы от 04.06.2002 N 927/6 Саврасовой Е.Л. предоставлен в аренду земельный участок, входящий в водоохранную зону Арбековских прудов, площадью 2424 кв. м для проектирования и строительства автостоянки.

Вопреки требованиям статьи 90 ЗК РФ, запрещающей размещение в полосах отвода железной дороги размещение складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов, Постановлением Главы администрации г. Пензы от 17.04.2002 N 611 “Об утверждении акта выбора земельного участка рег. N 619 от 06.12.2001“ утвержден акт выбора земельного участка N 619 от 06.12.2001 на размещение автозаправочной станции на ул. Каракозова ОАО “Завод коммунальной энергетики“. Указанный участок входит в полосу отвода железной дороги. Согласование Пензенского отделения Куйбышевской железной дороги на размещение АЗС ОАО “Завод коммунальной энергетики“ не получено. Заместителем начальника ПОКЖД по пути прямо указано, что размещать АЗС в полосе отвода железной дороги запрещено. Однако акт выбора земельного участка утвержден постановлением Главы администрации г. Пензы.

В соответствии со статьей 72 ЗК РФ на территории муниципального образования органами местного самоуправления или уполномоченными на ими органами осуществляется муниципальный земельный контроль. Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В то же время такой контроль на территории города практически не осуществляется. Работу всех органов местного самоуправления г. Пензы по муниципальному контролю за использованием земель нельзя признать эффективной и полной.

Проблемы самовольного захвата земли и самовольного строительства продолжают оставаться актуальными в г. Пензе.

Так, только Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Пензы в 2001 году выявлено 49 фактов самовольного занятия земли. Инспекцией госархстройнадзора Пензенской области в 2002 году на территории г. Пензы установлено 37 фактов самовольного строительства. Прокуратурой Ленинского района г. Пензы возбуждены уголовные дела по фактам самовольного строительства в полосе отвода Куйбышевской железной дороги; гр. Синьгиным О.Н. боксовых гаражей по ул. Фурманова, 17; ГСК “Эколог-1“ боксовых гаражей по ул. Урицкого.

В то же время ГУГиА г. Пензы в 2002 году не предъявлено ни одного иска в суд о сносе самовольных построек.

Кроме того, ГУГиА г. Пензы ни разу не направляло в ГАСН Пензенской области информации о лицах, совершивших правонарушения, связанные с самовольным захватом земли и самовольной постройкой, для решения вопроса о привлечении их к установленной законом ответственности. Хотя только за прошедший год ГУГиА подготовлено 502 проекта постановления Главы администрации г. Пензы о признании самовольных построек законными. Именно привлечение к административной ответственности должно стать одним из условий согласия Администрации г. Пензы на признание самовольных построек законными.

Проведение проверок соблюдения требований градостроительного и земельного законодательства возложено на отдел муниципального контроля за градостроительной деятельностью ГУГиА г. Пензы, а контроль за использованием муниципальных земель возложен отдел муниципального контроля КУМИ г. Пензы. Оба этих отдела начали функционировать только в конце 2002 - начале 2003 годов, и их работа находится только в стадии становления. Однако уже сейчас их работа не отвечает предъявляемым требованиям.

Например, отделом муниципального контроля КУМИ г. Пензы до настоящего времени не разработаны методы воздействия на нарушителей земельного законодательства. Отделом контроля только проводятся проверки, составляются акты, в которых отражается нарушение. Работники отдела сами не полномочны принимать какие-либо меры к нарушителям земельного законодательства, а такой метод работы как направление актов в орган, полномочный принимать меры административного воздействия к нарушителям (Комитет по земельным ресурсам и землеустройству, инспекция госархстройнадзора, Госсанэпиднадзор и др.), в работу отдела не внедрен. Таким образом, выявив нарушение и составив акт проверки, работники отдела муниципального контроля только вносят свои предложения по устранению нарушения, которые отражают в акте, какой-либо ответственности за невыполнение этих предложений не предусмотрено, следовательно правонарушители остаются практически безнаказанными.

По выявленным нарушениям земельного законодательства Главе администрации г. Пензы, в КУМИ г. Пензы внесены представления прокуратурой области, а также в КУМИ г. Пензы прокурорами Октябрьского и Ленинского районов г. Пензы.

Одной из причин выявленных нарушений в деятельности органов местного самоуправления по распоряжению и управлению земельными ресурсами является несовершенная нормативно-правовая база в указанной сфере, состоящая в основном из правовых актов Пензенской городской Думы.

До настоящего времени на территории г. Пензы не приняты: нормативный акт, предусмотренный статьей 34 ЗК РФ и устанавливающий процедуры и критерии предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством; порядок осуществления муниципального земельного контроля, предусмотренный статьей 72 ЗК РФ.

Действующие решения Пензенской городской Думы по вопросам землепользования также не приведены в соответствие с новым Земельным кодексом Российской Федерации. На ряд незаконных положений нормативных актов городской Думы прокуратурой области принесены протесты.

Так, Положение о порядке сдачи в аренду земельных участков, расположенных на территории города Пензы, утвержденное Решением Пензенской городской Думы от 29.01.1999 N 292/27, предусматривает рассмотрение заявлений граждан и юридических лиц о предоставлении земельных участков в аренду в сроки, отличные от установленных в ЗК РФ. Также подлежат приведению в соответствие с действующим законодательством пункты 3, 11, 15, 20 указанного Положения.

В соответствии с пунктом 11 статьи 30 ЗК РФ предварительное согласование места размещения объекта не проводится в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства. Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется, как уже отмечалось, исключительно на торгах (конкурсах, аукционах).

В то же время согласно приложению к Решению Пензенской городской Думы от 29.01.1999 N 293/27 “О порядке предоставления гражд“нам и юридическим лицам земельных участков, предназначенных под застройку“ подлежат продаже на торгах земельные участки для индивидуального жилищного строительства, расположенные в зонах с коэффициентом градостроительной ценности более 1,5.

Земельный кодекс Российской Федерации какой-либо градации в данном не устанавливает.

Положение о едином порядке прохождения исходно-разрешительной документации на объекты строительства (реконструкции, расширения) на территории города Пензы, утвержденное Решением Пензенской городской Думы от 22.02.2002 N 216/15, не регулирует порядок прохождения исходно-разрешительной документации при предоставлении земельного участка под строительство без предварительного согласования, что является дополнительным препятствием для проведения торгов по продаже земельных участков или права его аренды.

Не соответствует земельному законодательству и ряд норм Положения о продаже без проведения торгов и безвозмездной передаче земельных участков в собственность гражданам и юридическим лицам на территории города Пензы, утвержденного Решением Пензенской городской Думы от 11.10.2002 N 332/25, в части сроков принятия решений о предоставлении земельного участка и затребования при предоставлении земельных участков документов, не предусмотренных ЗК РФ.

Незаконные пункты указанного Положения опротестованы прокуратурой области.

Кроме того, основной причиной нарушений в сфере земельных отношений является недостаточность средств, определяемых при формировании бюджета города Пензы, на мероприятия по формированию земельных участков и разработку нового генерального плана города Пензы.

Наличие утвержденного генерального плана и другой градостроительной документации позволило бы предоставлять основную массу земельных участков под строительство на торгах, что способствовало бы поступлению дополнительных доходов в бюджет города.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 24 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации“,

необходимо:

Безотлагательно рассмотреть настоящее представление и принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, и недопущению нарушений законодательства в дальнейшем.

Решить вопрос о приведении в соответствие с действующим законодательством нормативных правовых актов Пензенской городской Думы в области земельных отношений на территории города Пензы.

О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме в течение месяца со дня внесения представления.

Прокурор

Пензенской области

государственный советник

юстиции 3 класса

В.Д.КОШЛЕВСКИЙ