Законы и постановления РФ

Представление Прокуратуры Пензенской обл. от 14.04.2003 N 7-5-44-03 “Об устранении нарушений законодательства РФ, регулирующего вопросы землепользования“

ПРОКУРАТУРА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

от 14 апреля 2003 г. N 7-5-44-03

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ,

РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОПРОСЫ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ

Министру

государственного имущества

Пензенской области

Сатину В.А.

Прокуратурой Пензенской области проведена проверка соблюдения положений Земельного кодекса РФ в Министерстве государственного имущества Пензенской области за период с октября 2001 года по март 2003 года включительно.

В ходе ее проведения установлен ряд нарушений законодательства РФ, регулирующего вопросы землепользования.

Так, согласно Положению о Министерстве государственного имущества Пензенской области (далее - Мингосимущество), утвержденному Постановлением Губернатора - Председателя Правительства Пензенской области от 26.08.1998 N 434, и в соответствии с Приказом Мингосимущества РФ от 24.08.1998 N 210 данный орган является исполнительным органом государственной власти Пензенской области, наделенным полномочиями территориального
органа Министерства имущественных отношений РФ. (В настоящее время Постановлением Правительства Пензенской области от 10.04.2003 N 148-пП утверждено новое Положение о Мингосимуществе Пензенской области, в соответствии с которым правовое положение данного органа не изменилось).

В соответствии с указанными положениями Мингосимущество наделено правом осуществлять ряд полномочий, одним из которых является право выступать арендодателем федерального и областного имущества.

Установлено, что за период проверки с 30.10.2001 (дата вступления в силу Земельного кодекса РФ) по 01.04.2003 Мингосимуществом на основании им же подготовленных постановлений Правительства Пензенской области были заключены с юридическими и физическими лицами 44 договора аренды земельных участков (в основном сельскохозяйственного назначения).

В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона РФ “О введении в действие Земельного кодекса РФ“ от 25.10.2001 N 137-ФЗ распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Согласно ст. 2 Федерального закона “О разграничении государственной собственности на землю“ от 17.07.2001 N 101-ФЗ право собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации, основанием для регистрации права собственности на данные земельные участки являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской федерации и муниципальных образований возникает право собственности на землю.

В настоящее время процесс разграничения государственной собственности на землю не завершен и у Пензенской области не возникало право собственности на земельные участки, в связи с чем распоряжение указанными земельными участками Мингосимуществом Пензенской области от лица собственника являлось неправомерным.

Данные неправомерные действия порождают факты отказа арендаторов (ООО “Агрофирма Евросервис-Беково“ договор N 27) от дальнейшего выполнения условий договоров аренды,
и в том числе от заключения дополнительного соглашения о пересмотре размера арендной платы на 2003 год, которая изменятся ежегодно в связи с увеличением коэффициента ставки арендной платы.

В связи с тем, что зачисление в доходы бюджетов соответствующих уровней денежных сумм, полученных по данным договорам аренды, не зависит от арендодателя (Мингосимущество), действующее гражданское законодательство РФ (ст. 12 ГК РФ) позволяет в таких случаях применить один из способов защиты гражданских прав, которым является способ изменения правоотношений, возникших после заключения таких договоров путем замены стороны в вышеуказанных сделках.

Однако до настоящего времени Мингосимущество с такими исками в арбитражный суд не обращалось.

В ходе проверки договоров аренды и необходимых для их заключения материалов был установлен ряд нарушений положений Земельного кодекса РФ, регулирующих вопросы изъятия, целевого использования категории земель сельскохозяйственного назначения и перевода их из одной категории в другую.

Так, согласно ст. 7 и ст. 78 Земельного кодекса РФ земли в РФ подразделяются по целевому назначению на различные категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением для ведения сельскохозяйственного производства и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

На основании подготовленных Мингосимуществом постановлений Правительства Пензенской области от 14.01.2002 N 16-пП “О предоставлении земельного участка в аренду корпорации “Ойл Технолоджи (Оверсиз) ИНК“ (Канада), от 25.01.2002 N 36-пП “О предоставлении земельного участка в аренду ОАО “Пензанефтепродукт“ и 06.03.2001 N 85-пП “О предоставлении земельного участка, расположенного в границах СПК “Кададинский“ в Городищенском районе, в аренду индивидуальному предпринимателю Дебердееву Р.А.“ (с изменениями постановления от 24.06.2002 N 250-пП) были изъяты с согласия пользователей земельные участки сельскохозяйственного назначения у АО “Пригородное“ Кузнецкого района, СТКХ
“Дубровское“ Беднодемьяновского района и СПК “Кададинский“ Городищенского района площадью 3,16 га пашни, 0,5 га пашни, 0,3 га пашни и пастбищ соответственно, находившиеся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования и переведены из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения.

Мингосимуществу Пензенской области поручено заключить договоры аренды земли с вышеуказанными организациями и передать им земельные участки для строительства и обслуживания сооружений - пункты закачки нефти, АЗС и АГЗС.

В то же время, согласно ст. 45, 53 Земельного кодекса РФ, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок, распоряжение данным участком осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления.

В соответствии со ст. 10 Кодекса субъекты РФ осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ.

В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса РФ“ до разграничения государственной собственности на землю распоряжение указанными землями осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Следовательно, органы местного самоуправления и должны были решать вопрос об изъятии данных земель и предоставлении их в аренду.

Кроме того, при переводе в соответствие с Постановлением земель из одной категории в другую были нарушены положения ст. 8 Кодекса, в которой указано, что порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами, которые до настоящего времени не приняты. Вследствие чего, такой перевод не мог быть осуществлен.

Вместе с тем, несмотря на вышеуказанные положения земельного законодательства РФ, Мингосимуществом были заключены договоры аренды указанных земель.

Проверкой также установлено, что со стороны Мингосимущества должный
контроль за соблюдением арендаторами условий договоров аренды земель (в основном земель сельскохозяйственного назначения) в части их государственной регистрации отсутствует.

В соответствии со ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством (глава 34 ГК РФ - Аренда), подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ (ст. 4).

При заключении договоров аренды N 29 от 16.04.2002 с индивидуальным предпринимателем Колесниковым В.В., N 30 от 16.04.2002 с ОАО “Соседское хлебоприемное предприятие“, N 43 от 30.05.2002 с ООО “Даском“ в них были оговорены условия, касающиеся обязанности арендатора, в десятидневный срок после его подписания зарегистрировать договор. Несмотря на данное соглашение, указанные арендаторы до настоящего времени договоры аренды не зарегистрировали.

Такие арендаторы как индивидуальный предприниматель Дебердеев Р.А. (договор от 08.02.2002 N 20), ООО “Пищекомбинат“ (договор от 01.03.2002 N 23), индивидуальный предприниматель Нагдасев Г.Ф. (договор от 03.04.2002 N 28), ООО “Содружество плюс“ (от 03.06.2002 N 43а), индивидуальный предприниматель Гуськов П.Г. (договор от 18.06.2002 N 42), ООО “Пензанефтепродукт“ (договор от 13.06.2002 N 44), ООО МТС “Губернская“ (договор от 09.04.2002 N 31), тот же арендатор (договор от 16.05.2002 N 7), индивидуальный предприниматель Антропов С.Н. (два договора от 22.05.2002 N 39 и N 40) зарегистрировали договоры с превышением оговоренного срока их регистрации от нескольких дней до нескольких месяцев.

Арендодатель, в лице Мингосимущества, данным ему правом, предоставленным ст. 165 ГК РФ, на требование через суд зарегистрировать данные договоры аренды не воспользовался.

Между тем арендаторы пользовались предоставленными им земельными участками, не имея государственной регистрации, чем нарушили существенные условия договора
аренды.

Такие арендаторы как Дебердеев Р.А., Колесников В.В., ЗАО “Петровский хлеб“, ЗАО АПК “Возрождение“, УПХ Пензенского совхоза-техникума, ЗАО “Константиново“, индивидуальный предприниматель Трямкин Е.Н. имели многомесячную задолженность по арендной плате на конец 2002 года равную 262511 рублям, из них 14720 рублей пени за просрочку платежей.

Действенных мер, предусмотренных договором и законодательством РФ (ст. 60, ст. 62 и ст. 64 Земельного кодекса РФ), и в частности взыскание через суд задолженности, а также досрочного расторжения договора с возмещением убытков и упущенной выгоды, Мингосимущество не принимало.

В ходе проверки прокуратурой Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Пензы были установлены нарушения положений пункта 3 ст. 28 и п. 14 ст. 43 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“, допущенные при приобретении земельных участков, относящихся к государственной собственности, собственниками находящихся на них объектов недвижимости. Решение о продаже таких участков принимается органом, принявшим решение о приватизации соответствующих объектов недвижимости.

Проверкой было установлено, что по восьми объектам недвижимости, ранее являющимся областной и федеральной собственностью, решение о приватизации принимали соответственно комитеты по управлению государственным имуществом Пензенской области и Российской Федерации, данные объекты, расположенные в г. Пензе по адресам: ул. Молокова - 18, ул. Суворова - 111а, ул. Рахманинова - 2а, ул. Вяземского - 25а, ул. Спартаковская - 28а, ул. Антонова - 3а, ул. Бакунина - 72а, ул. Леонова - 32а. Соответственно решения о продаже земельных участков под указанными объектами должно было принимать Министерство государственного имущества Пензенской области как уполномоченный орган.

Однако такие решения в декабре 2002 и январе 2003 года принимал Глава администрации г. Пензы, на основании которых Комитет
по управлению муниципальным имуществом г. Пензы заключал договоры купли-продажи на такие участки. Данная информация о незаконных решениях в январе - феврале 2003 года в Мингосимуществе имелась.

В соответствии с Положением о Министерстве имущественных отношений РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ 03.06.2002 N 377, Минимущество РФ должно осуществлять непосредственно и через свои территориальные органы контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков и иного федерального имущества и при выявлении нарушений принимать необходимые меры для их устранения, и в том числе обращаться в судебные органы (аналогичные требования отражены и в Положениях о Минимуществе Пензенской области).

Министерством государственного имущества допускается волокита по принятию необходимых мер. Так, до настоящего времени подано в арбитражный суд лишь одно из восьми необходимых исковых заявлений по замене стороны в указанных сделках, которое до сих пор не рассмотрено, а также не принимаются необходимые меры по выявлению и других фактов незаконного принятия таких неправомочных решений.

Проверкой установлены нарушения законодательства РФ, регулирующего вопросы разрешения обращений граждан о землепользовании, допущенные ответственными должностными лицами Мингосимущества Пензенской области.

В соответствии со ст. 33 Конституции РФ граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, к которым относится и Мингосимущество Пензенской области.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Указ Президиума ВС СССР от 12.04.1968 имеет номер 2534-VII, а не 2534-7.

Порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан определен в действующем в настоящее время Указе Президиума ВС СССР от 12.04.1968 N 2534-7 (с изменениями и дополнениями).

Согласно п. 9 данного Указа заявления и жалобы разрешаются в срок до одного месяца со дня поступления
в государственный орган, обязанный разрешить вопрос по существу, а не требующие дополнительного изучения и проверки - безотлагательно, но не позднее 15 дней.

При разрешении поступивших в 2002 в Мингосимущество из Правительства Пензенской области для разрешения заявлений граждан: Дубкова А.П. (заявление поступило 09.04.2002, вх. N 146п), Коноваловой Н.И. (заявление пост. 25.01.2002, вх. N 29п), Царева Г.Н. (заявление пост. 29.01.2002, вх. N 35п), Окуневой Т.Н., Юдиной В.В., Печаткиной Е.Е. (коллективное заявление пост. 07.06.2002, вх. N 264с), Капкиной М.А. (жалоба пост. 29.03.2002, N 129п), Ольхова В.Т. (жалоба пост. 04.03.2002, N 95п) были допущены нарушения установленного месячного срока.

Жалоба инвалида Великой Отечественной войны Ольхова В.Т. по вопросу незаконного предоставления земельного участка по г. Пензе другому лицу (от 04.03.2002) разрешалась до 20.04.2002, исх. N 1-612.

При разрешении заявления Царева Г.Н. о предоставлении ему земельного участка для ведения фермерского хозяйства (от 29.01.2002) ответ заявителю был дан лишь 05.03.2002, исх. N 1-592.

Аналогичные нарушения были допущены при разрешении жалоб: Коноваловой Н.И. (от 25.01.2002), ответ ей был направлен 27.02.2002, исх. N 1-515; Капкиной М.А. (от 29.03.2002), ответ дан 30.04.2002, исх. N 1-1271; коллективной жалобы граждан Окуневой Т.Н., Юдиной В.В. и Печаткиной Е.В. (от 06.06.2002), ответ от 08.07.2002, исх. 1-2230.

При разрешении заявления Дубкова А.П. (от 09.04.2002, вх. N 146п) о выделении ему земельного участка в Башмаковском районе для ведения фермерского хозяйства его заявление было направлено Главе администрации Башмаковского района для проверки и направления в Минимущество соответствующей информации. Такая информация поступила лишь 23.05.2002, ответ на письменное обращение заявителю вообще не давался, что, кроме того, является нарушением п. 7 Указа.

Промежуточные ответы по данным обращениям также
не давались, вопрос о продлении срока проверок перед руководителем не ставился, что является нарушением п. 9 Указа.

Согласно п. 13 Указа все государственные органы обязаны систематически проверять состояние дел по рассмотрению обращений граждан в подчиненных им учреждениях, принимать меры к устранению причин и условий, порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан.

Данные нарушения свидетельствуют об отсутствии такой работы в Мингосимуществе Пензенской области.

Причинами всех вышеуказанных нарушений законодательства РФ о землепользовании являются недобросовестное отношение к исполнению своих обязанностей ответственных работников Мингосимущества Пензенской области, а также отсутствие должного контроля за их работой со стороны руководства Министерства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Закона “О прокуратуре РФ,

предлагаю:

1. Безотлагательно рассмотреть настоящее представление, о дне его рассмотрения сообщить в прокуратуру Пензенской области.

2. Принять конкретные меры по устранению указанных в нем нарушений, причин и условий, им способствующих, а также решить вопрос об ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях законодательства РФ о землепользовании.

3. О результатах рассмотрения сообщить в прокуратуру Пензенской области в письменной форме в установленный Законом месячный срок.

Прокурор

Пензенской области

государственный советник

юстиции 3 класса

В.Д.КОШЛЕВСКИЙ