Представление Прокуратуры Пензенской обл. от 11.04.2003 N 7-5-42-03 “Об устранении нарушений законодательства, регламентирующего осуществление контроля за состоянием земель в части соблюдения санитарно-гигиенических норм“
ПРОКУРАТУРА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИПРЕДСТАВЛЕНИЕ
от 11 апреля 2003 г. N 7-5-42-03
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕГО
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ ЗЕМЕЛЬ В ЧАСТИ
СОБЛЮДЕНИЯ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НОРМ
Главному государственному
санитарному врачу
Пензенской области
А.П. Дмитриеву
Прокуратурой области проведена проверка полноты и законности мер, принимаемых центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Пензенской области при осуществлении контроля за состоянием земель в части соблюдения санитарно-гигиенических норм.
Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 “Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании“ определены основные направления государственного санитарно-эпидемиологического надзора центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора: осуществление контроля за выполнением санитарных правил, гигиенических нормативов, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в частности, при размещении объектов промышленности, выборе земельных участков под строительство; планировке и застройке населенных пунктов; сборе, переработке, обезвреживании, захоронении и утилизации производственных и бытовых отходов; соблюдением санитарного законодательства при использовании земельных участков, установлении охранных, санитарно-защитных, оздоровительных и рекреационных зон; предотвращением загрязнения земель возбудителями паразитарных и инфекционных заболеваний и другие.
Федеральным законом “Об охране окружающей среды“ в качестве объекта охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности предусмотрены в том числе и земли.
Федеральный закон “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ устанавливает санитарно-эпидемиологические требования обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека, в том числе в ст. 21 санитарно-эпидемиологические требования к почвам, содержанию территории городских и сельских поселений, промышленных площадок.
Таким образом, на федеральном уровне закреплена обязанность органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществлять контроль за соблюдением земельного законодательства в пределах компетенции.
Проведенная проверка показала, что центрами ГСЭН области осуществляются определенные контрольные мероприятия за состоянием земель и части соблюдения санитарно-гигиенических норм. Но проводимая ими работа не всегда носит полный и законный характер.
Как установлено в ходе проверки, ни одним Центром ГСЭН области вопросы землепользования отдельно не планируются и не проверяются. Осуществляемые санитарные обследования носят комплексный характер, и в том числе, включают в себя проверку соблюдения санитарных норм при использовании почвы.
Также ни в одном Центре ГСЭН не имеется плановых мероприятий, совместных с иными органами, осуществляющими контроль в сфере использования почвы. Совместные проверки имеют место, но их проведение зачастую связано с рассмотрением конкретных сообщений, поступающих в органы госсанэпиднадзора области.
Анализ данных свидетельствует, что принимаемые органами ГСЭН области меры по фактам выявленных нарушений носят недостаточный характер.
Так центрами ГСЭН отдельных районов нарушения в сфере охраны почвы в 2001 - 2002 годах не выявлялись вообще. Никаких реальных мер воздействия к нарушителям в указанный период не принималось ЦГСЭН Башмаковского, Бековского, Каменского, Камешкирского, Колышлейского, Кузнецкого, Малосердобинского, Наровчатского, Неверкинского, Нижнеломовского и других районов.
Данные проверки показывают, что отсутствие мер воздействия не соответствует действительному состоянию дел в сфере соблюдения санитарно-эпидемиологических требований при использовании земель.
Проверка, проведенная в Центре ГСЭН г. Пензы, показала, что данным органом недостаточно полно осуществляются контрольные мероприятия за соблюдением гигиенических требований к устройству и содержанию полигона для твердых бытовых отходов, утвержденные Постановлением Минздрава РФ от 30.05.2001.
В соответствии с нормами СанПин Центр ГСЭН обязан осуществлять санитарный надзор за устройством и эксплуатацией полигона в соответствии с ежегодными графиками работы, руководствуясь при этом санитарными правилами, утвержденными Министерством здравоохранения РФ, гигиеническими нормативами (ПДК) для химических веществ в почве и оценочными показателями санитарного состояния почвы.
В соответствии с п. 2.1 Санитарных правил полигон ТБО должен гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения.
Вместе с тем размер санитарно-защитной зоны границ полигона до жилой застройки не выдержан. Более того, в пределах санитарно-защитной зоны располагается дачный массив. Данное обстоятельство не может гарантировать санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Пункт 2.2 Правил предусматривает обязательное наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии участка полигона санитарным правилам. Это требование не соблюдается. Действующий полигон ТБО на момент проверки не имел такого заключения Центра ГСЭН.
До настоящего времени на полигоне ТБО, обслуживаемом муниципальным специализированным предприятием по очистке города, отсутствуют колодцы для сбора фильтрата, образующегося в процессе эксплуатации полигона, отсутствуют также нагорные канавы для предотвращения попадания паводковых вод на территорию полигона.
Не выполняется также требование Санитарных правил, предусматривающих обязательное согласование с городским Центром ГСЭН списка отходов, принимаемых на полигон. Согласно полученной в ходе проверки информации изначальный проект полигона не соответствует предъявляемым в настоящее время санитарным нормам. Вместе с тем и эксплуатация полигона в части осуществления производственного контроля за состоянием почвы не отвечает требованиям СанПин. Несмотря на наличие плана производственного контроля, предусмотренные в нем мероприятия систематически не выполняются. Устройства и сооружения по контролю состояния почвы отсутствуют. Непосредственно организацией, эксплуатирующей полигон, качество почвы не контролируется по химическим, микробиологическим и радиологическим показателям. Пробы почвы по санитарно-химическим показателям отбирались исключительно Пензенским центром ГСЭН.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют, что со стороны Пензенского ЦГСЭН должны приниматься более действенные меры с целью приведения ситуации с эксплуатацией полигона ТБО в соответствие с санитарно-гигиеническими требованиями.
Отсутствие действенных мер воздействия к нарушителям присуще многим районным центрам ГСЭН.
Характерным примером некачественного выполнения контрольных функций в сфере охраны почвы в части соблюдения санитарных требований является следующий факт: Центром ГСЭН Бековского района на протяжении 2-х последних лет ни одно лицо не привлечено к ответственности в виде штрафа за совершение санитарно-эпидемиологического законодательства в сфере охраны почвы. Меры реагирования ограничивались тем, что в 2001 году было объявлены 2 предупреждения, в 2002 году - 4.
Вместе с тем на основании постановления прокурора района от 11.12.2002 Комитетом природных ресурсов по Пензенской области к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ был привлечен Глава администрации Вертуновского сельского совета, в связи с тем что на территории данного образования большое распространение получили нарушения Закона “Об охране окружающей среды“, а именно, сброс отходов производства и потребления в недра и почву, переполнение выгребных ям на территории поселка, поступление жидких стоков на рельеф местности, наличие несанкционированного размещения ТБО и производственных отходов.
В соответствии со ст. 23.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы государственной санитарно-эпидемиологической службы являются органами, уполномоченными осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в сфере санитарно-эпидемиологическою законодательства.
Такая деятельность должна осуществляться в строгом соответствии с требованиями действующего административного законодательства. Вместе с тем в ходе проверки установлены многочисленные нарушения закона, допускаемые должностными лицами центров ГСЭН при осуществлении административной практики.
Согласно статистической информации общее число выявленных по области нарушений санитарного законодательства в 2002 году составило 3664. Из этого количества 235 нарушений в сфере охраны почвы, что составляет 6,4%.
По выявленным нарушениям в 2002 году районными и городскими центрами ГСЭН в 39 случаях применялись штрафные санкции, 108 лицам вынесены предупреждения, в отношении 88 виновных материалы направлены в административные комиссии для рассмотрения по существу (до вступления в действие КоАП РФ).
Анализ административной практики, осуществляемой Пензенским центром ГСЭН, показал крайне малый процент привлеченных к ответственности за нарушения в сфере охраны почвы. В 2001 году не применено ни одной штрафной санкции.
В 2002 году в качестве меры административного взыскания применен 1 штраф за нарушения в области соблюдения санитарных требований при использовании почвы (в отношении филиала “Пензэнергоремонт“ ОАО “Пензаэнерго“ за административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 КоАП РФ).
Изучение материала показало наличие недостатков и несоблюдение требований закона. При составлении протокола об административном правонарушении не были учтены требования ст. 1.1 КоАП РФ, предусматривающей, что законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса РФ об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ и ст. 28.2 КоАП РФ, регламентирующей, что в протоколе должна быть указана статья Кодекса, или субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за совершенное правонарушение. При этом ссылка на иной нормативный акт не требуется. В протоколе же наряду с указанием на ст. 8.2 КоАП РФ имеется ссылка на нарушение Закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: ст. 247 в КоАП РФ отсутствует, указанные нормы содержатся в ст. 247 КоАП РСФСР.
Также в бланке протокола совершенно безосновательно имеется запись о разъяснении правонарушителю прав и обязанностей, предусмотренных ст. 247 КоАП РФ, наличие указания на недействующий нормативный акт без расшифровки прав и обязанностей свидетельствует об отсутствии действительного такого разъяснения прав представителю юридического лица, привлеченного к ответственности.
Вынесенное по делу постановление также не соответствует требованиям, предъявляемым к нему законом. В соответствии со ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о назначении административного наказания, а не постановление о наложении административного взыскания за санитарное правонарушение, что имело место в данном случае.
Не соответствует нормам КоАП РФ указание на необходимость уплаты штрафа в 15-дневный срок со дня вручения постановления. Статья 32.2 КоАП РФ предусматривает, что административный штраф должен быть уплачен лицом не позднее 30 дней со дня вступления постановления в законную силу.
Многочисленные нарушения допускались также иными центрами ГСЭН области.
Так, в ходе проверки соблюдения законности Центром ГСЭН Беднодемьяновского района установлено, что при осуществлении административной практики нарушались требования ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ.
При рассмотрении главным государственным санитарным врачом Беднодемьяновского района дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.3 КоАП РФ (постановление N 1 от 22.01.2003 в отношении Фоминой С.В.; N 12 от 20.02.2003 в отношении Фоминой С.В.; N 16 от 11.03.2003 в отношении Ромашова О.В.), в нарушение требований КоАП РФ, при составлении протоколов об административных правонарушениях выносились постановления-предупреждения на месте совершения административного правонарушения в порядке, определенном ст. 28.6 КоАП РФ.
Кроме того, в указанных постановлениях в нарушение требований административного законодательства не указывались полные сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело, а существо административного правонарушения и обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, вообще не изложены.
Должностными лицами ЦГСЭН Земетчинского района нарушались предусмотренные ст. 29.6 КоАП РФ сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях. В нарушение ст. 29.7 КоАП РФ отсутствуют отметки о присутствии нарушителя при рассмотрении дела, нет данных об исполнении наказания (дело об административном правонарушении в отношении Трухиной П.А.).
Нарушения ст. 28.2 КоАП РФ, касающиеся содержания протокола об административном правонарушении, допускались ЦГСЭН Тамалинского района. Кроме того, нарушался установленный законом порядок исполнения постановлений. В нарушение ст. 32.2 КоАП РФ постановление N 19 от 03.09.2002, вынесенное в отношении Моргунова А.П., имеющего место постоянной работы, было направлено в день вынесения судебному приставу-исполнителю, без соблюдения срока для обжалования и добровольной уплаты штрафа.
Аналогичные нарушения были допущены при вынесении постановления N 28 от 17.10.2002 в отношении Васильева Д.П. и Воробьева В.А.
Изложенные и иные нарушения закона нашли отражение в актах прокурорского реагирования, направленных по результатам проведенных проверок главным санитарным врачам районных центров ГСЭН.
В соответствии со ст. 31.3 КоАП РФ обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на должностное лицо, вынесшее постановление. Это требование Закона должным образом не соблюдается.
В центрах ГСЭН слабо налажена работа по контролю за реальным исполнением нарушителями постановлений о применении административных наказаний.
Так, из 39 штрафов на сумму 31250 рублей, наложенных на нарушителей в 2002 году, взыскано 17 штрафных санкций на сумму 20850, что составляет 43,5% от общего количества.
Отсутствие реального исполнения постановлений санитарных врачей районов области отрицательно сказывается на эффективности работы по выявлению и устранению нарушений земельного законодательства.
В определенной степени такому положению дел способствовало недостаточное внимание к данной проблеме со стороны областного Центра ГСЭН.
Руководством Центра ГСЭН области в 2002 году не применялись действенные меры, направленные на установление взаимодействия со службой судебных приставок с целью максимально возможного исполнения постановлений о наложении штрафов на виновных лиц.
Данные проверки свидетельствуют, что со стороны областного Центра ГСЭН требуется усиление контрольной функции в отношении работы районных центров ГСЭН в части полноты осуществляемого ими надзора за состоянием земель.
Принятие соответствующих мер необходимо в целях наиболее полной и качественной реализации положений ст. 52 Федерального закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“, предусматривающей обязанность должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, своевременно и в полной мере исполнять полномочия по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений санитарного законодательства.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду ст. 24 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации“.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального закона Российской Федерации,
предлагаю:
Рассмотреть настоящее представление и принять конкретные меры, направленные на устранение изложенных в нем нарушений и недопущение впредь.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: в нижеследующем абзаце вместо слов “виновных а нарушениях“ следует читать “виновных в нарушениях“.
Решить вопрос о привлечении к ответственности виновных а нарушениях должностных лиц.
О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру области в установленный законом месячный срок в письменной форме.
Прокурор
Пензенской области
государственный советник
юстиции 3 класса
В.Д.КОШЛЕВСКИЙ