Законы и постановления РФ

Протест Прокуратуры Пензенской обл. от 10.04.2003 N 7-5-38-03 “На пункты 4.2, 4.4, 4.5, 4.10 Положения о продаже без проведения торгов и безвозмездной передаче земельных участков в собственность гражданам и юридическим лицам на территории города Пензы, утвержденного Решением Пензенской городской Думы от 11.10.2002 N 332/25“

ПРОКУРАТУРА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОТЕСТ

от 10 апреля 2003 г. N 7-5-38-03

НА ПУНКТЫ 4.2, 4.4, 4.5, 4.10 ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОДАЖЕ БЕЗ

ПРОВЕДЕНИЯ ТОРГОВ И БЕЗВОЗМЕЗДНОЙ ПЕРЕДАЧЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ

УЧАСТКОВ В СОБСТВЕННОСТЬ ГРАЖДАНАМ И ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ НА

ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА ПЕНЗЫ, УТВЕРЖДЕННОГО РЕШЕНИЕМ ПЕНЗЕНСКОЙ

ГОРОДСКОЙ ДУМЫ ОТ 11.10.2002 N 332/25

Председателю

Пензенской городской Думы

Пинишиной С.Ф.

Прокуратурой Пензенской области проведена проверка законности Положения о продаже без проведения торгов и безвозмездной передаче земельных участков в собственность гражданам и юридическим лицам на территории города Пензы, утвержденного Решением Пензенской городской Думы от 11.10.2002 N 332/25.

В ходе проверки установлено, что ряд норм указанного Положения не соответствует действующему законодательству, нарушает права и интересы граждан.

Пунктом 4.2 Положения установлено, что помимо кадастровой
карты (плана) земельного участка к заявлению прикладываются следующие документы:

- копии учредительных документов юридического лица либо копия свидетельства о государственной регистрации предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица - в случае использования объекта недвижимости для осуществления предпринимательской деятельности;

- свидетельство о государственной регистрации права собственности либо иной документ, подтверждающий право собственности на объект недвижимости;

- копия технического паспорта на объект недвижимости;

- документ, подтверждающий право пользования земельным участком (при наличии).

Согласно пункту 4.4 Положения комитет по управлению муниципальным имуществом города Пензы вправе затребовать у заявителя иные необходимые документы.

Кроме того, пунктом 4.5 Положения установлено, что регистрации и рассмотрению по существу подлежат заявления, поданные по утвержденной форме, при условии предоставления заявителем документов, перечисленных в пункте 4.2 Положения.

В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).

Исходя из смысла пункта 7 статьи 36 ЗК РФ, в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка гражданин или юридическое лицо может обращаться только с одним заявлением.

Истребование каких-либо других документов, как это предусмотрено пунктами 4.2 и 4.4 указанного Положения, при приобретении прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрено.

Установление условия о регистрации и рассмотрении по существу заявления о приобретении права на земельный участок только при предоставлении
всех запрашиваемых документов (пункт 4.5 Положения) также противоречит статье 36 ЗК РФ и ограничивает права граждан и юридических лиц, установленные федеральным законодательством, в решении вопросов, касающихся их прав на землю.

Пункт 4.10 указанного Положения предусматривает, что при наличии спора о принадлежности земельного участка либо спора о его границах работа по заявлению о приобретении права собственности на земельный участок приостанавливается.

В то же время действующее земельное законодательство не предусматривает приостановление работ по заявлению о приобретении права собственности на земельный участок при наступлении каких-либо обстоятельств.

Таким образом, пункты 4.2, 4.4, 4.5, 4.10 Положения о продаже без проведения торгов и безвозмездной передаче земельных участков в собственность гражданам и юридическим лицам на территории города Пензы, утвержденного Решением Пензенской городской Думы от 11.10.2002 N 332/25, противоречат федеральному законодательству и ограничивают реализацию конституционных прав граждан и юридических лиц.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации“,

предлагаю:

Пункты 4.2, 4.4, 4.5, 4.10 Положения о продаже без проведения торгов и безвозмездной передаче земельных участков в собственность гражданам и юридическим лицам на территории города Пензы, утвержденного Решением Пензенской городской Думы от 11.10.2002 N 332/25, привести в соответствие с действующим законодательством.

Протест подлежит обязательному рассмотрению на ближайшей сессии Пензенской городской Думы.

О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру области в письменной форме.

Первый заместитель

прокурора области

государственный советник

юстиции 3 класса

Н.Е.СНАТКИН