Законы и постановления РФ

Приказ ЦГСЭН в Пензенской обл. от 08.04.2003 N 21 “О Концепции кадровой политики госсанэпидслужбы Пензенской области“

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНО - ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО

НАДЗОРА В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 8 апреля 2003 г. N 21

О КОНЦЕПЦИИ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ

ГОССАНЭПИДСЛУЖБЫ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии с Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.1997 N 1387 “О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации“, а также в целях выполнения Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации 3 июля 2002 г. N 210 “О Концепции кадровой политики в здравоохранении Российской Федерации“ приказываю:

1. Утвердить Концепцию кадровой политики госсанэпидслужбы Пензенской области (приложение N 1).

2. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Главного государственного санитарного врача
по Пензенской области Г.В. Пантелеева.

Главный врач

А.П.ДМИТРИЕВ

Приложение N 1

Утверждено Приказом

Главного врача

ФГУ “Центр госсанэпиднадзора

в Пензенской области“

от 8 апреля 2003 г. N 21

КОНЦЕПЦИЯ

КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОССАНЭПИДСЛУЖБЫ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

I. Основные положения

Санитарно - эпидемиологическая обстановка в Пензенской области продолжает оставаться напряженной.

Сохраняется вредное воздействие факторов окружающей среды на здоровье человека, сокращается продолжительность жизни людей, остаются высокими показатели общей смертности, отрицательный естественный прирост населения. Не снижаются уровни загрязнения атмосферного воздуха в городах, остаются актуальными проблемы качества и безопасности пищевых продуктов и качества воды, не снижается доля работающих на производствах с неблагоприятными условиями труда. Высоким остается уровень профессиональной заболеваемости.

Отмечается неуклонный рост заболеваемостью гепатитом “А“, эпидемическим паротитом, туберкулезом, ВИЧ-инфекцией, не достигнута стабилизация показателей заболеваемости социально - обусловленными инфекциями и инвазиями.

В сложившейся ситуации требования к эффективности и качеству деятельности государственной санитарно - эпидемиологической службы Пензенской области (далее Служба), как и органов исполнительной власти, муниципалитета, ведомств, учреждений в обеспечении санитарно - эпидемиологического благополучия населения значительно возрастают.

Основной целью кадровой политики госсанэпидслужбы Пензенской области является дальнейшее совершенствование структуры, ресурсного и организационного обеспечения деятельности службы высококвалифицированными кадрами в соответствии с потребностью населения, а также в соответствии с возложенными на Службу федеральными законами “О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения“ от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, “О качестве и безопасности пищевых продуктов“ от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ, “Об охране атмосферного воздуха“ от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ, “О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами“ от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ и др. задачами и функциями.

При этом перспективы развития госсанэпидслужбы Пензенской области в значительной степени зависят от состояния профессионального уровня и качества подготовки
медицинских кадров.

Концепция кадровой политики госсанэпидслужбы Пензенской области (далее Концепция) разработана в соответствии с государственной политикой в области здравоохранения в целях решения задач повышения уровня медико - профилактического обслуживания населения, определенных Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации.

Концепция определяет основное содержание кадровой политики госсанэпидслужбы Пензенской области, предусматривает изучение необходимой потребности, оптимальной расстановки и использования кадров с учетом интересов и перспектив развития госсанэпидслужбы области.

Реализация задач по совершенствованию кадровой политики предусматривает:

1. Завершение сертификации врачей и средних медработников.

2. Повышение требований к аттестации специалистов центров Госсанэпиднадзора.

3. Повышение профессионального уровня руководителей Службы и их резерва путем обучения их только на центральных базах.

4. Проведение профориентации среди учащейся и работающей молодежи для направления на обучение в Нижегородскую медицинскую академию, Казанский медицинский университет, Рязанский государственный.

5. Использование последипломной системы подготовки специалистов с высшим образованием (интернатура), и в том числе контрактной формы подготовки врачей на базе Нижегородской медицинской академии.

6. Приоритетность в формировании кадровой политики в учреждениях госсанэпидслужбы Пензенской области в соответствии с основными направлениями ее реформирования.

7. Реализацию на территории области Постановления Правительства РФ N 11 от 05.01.2000 “О введении форменной одежды для должностных лиц органов и учреждений здравоохранения Российской Федерации, осуществляющих государственный санитарно - эпидемиологический надзор“.

II. Современное состояние кадровых ресурсов в

учреждениях госсанэпидслужбы Пензенской области

В настоящее время санитарно - эпидемиологическая служба области представлена 31 учреждением - это 27 районных центров госсанэпиднадзора (1 категория - 2 центра, 2 категория - 9 центров, 3 категория - 16 центров), 2 городских центра, 1 областной центр, 1 дезинфекционная станция.

Формирование внутренней структуры центров госсанэпиднадзора осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными Главным государственным санитарным врачом
Российской Федерации 28 мая 2001 года.

В 2002 году в структуре учреждений госсанэпидслужбы Пензенской области произошли значительные изменения.

Проведена структурная перестройка лабораторной сети учреждений с ликвидацией маломощных лабораторий, не подлежащих аккредитации, в 16 центрах госсанэпиднадзора III категории.

Централизация всех видов исследований и испытаний на базе межрайонных центров госсанэпиднадзора позволила совершенствовать организационную структуру и управление лабораторными подразделениями, сократить число малоинформативных лабораторный исследований, создать крупные, хорошо оснащенные испытательные лабораторные центры, отвечающие современным требованиям.

В связи с проведенной реорганизацией произошло сокращение штатной численности сотрудников. Количество работающих в учреждениях госсанэпидслужбы области на всех видах финансирования (физических лиц) в 2002 году составило 1167 человек против 1305 в 2001 году.

Штаты в целом по учреждениям на бюджете

---------------------------T-------T-------T----T---------T---------¬

¦ Штаты на бюджете: ¦Штатные¦Занятые¦Физ.¦ % ¦Коэфф. ¦

¦ должности ¦ ¦ ¦лица¦укомплек.¦совмести-¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ физ. ¦тельства ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ лицами ¦ ¦

+--------------------------+-------+-------+----+---------+---------+

¦Врачи ¦ 252,75¦ 211 ¦ 191¦ 75,6 ¦ 1,1 ¦

+--------------------------+-------+-------+----+---------+---------+

¦Специалисты с высшим ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦немедицинским образованием¦ 10 ¦ 8,5 ¦ 8¦ 80 ¦ 1,06 ¦

+--------------------------+-------+-------+----+---------+---------+

¦Средний мед. персонал ¦ 577,25¦ 529,75¦ 493¦ 85,4 ¦ 1,1 ¦

+--------------------------+-------+-------+----+---------+---------+

¦Младший мед. персонал ¦ 82,75¦ 75,75¦ 68¦ 82,2 ¦ 1,1 ¦

+--------------------------+-------+-------+----+---------+---------+

¦Прочий мед. персонал ¦ 332 ¦ 299 ¦ 250¦ 75 ¦ 1,2 ¦

+--------------------------+-------+-------+----+---------+---------+

¦Всего ¦1254,75¦1124,5 ¦1010¦ 80 ¦ 1,1 ¦

L--------------------------+-------+-------+----+---------+----------

Штаты на хозрасчете и спецсредствах

---------------------------T-------T-------T----T---------T---------¬

¦ Должности ¦Штатные¦Занятые¦Физ.¦ % ¦Коэфф. ¦

¦ ¦ ¦ ¦лица¦укомплек.¦совмести-¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ физ. ¦тельства ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ лицами ¦ ¦

+--------------------------+-------+-------+----+---------+---------+

¦Врачи ¦ 7 ¦ 7 ¦ 7¦ 100 ¦ - ¦

+--------------------------+-------+-------+----+---------+---------+

¦Специалисты с высшим ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦немед. образованием ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------------------+-------+-------+----+---------+---------+

¦Средний мед. п. ¦ 150,5 ¦ 131,25¦ 117¦ 77,7¦ 1,26 ¦

+--------------------------+-------+-------+----+---------+---------+

¦Младший мед. п. ¦ 9 ¦ 7 ¦ 2¦ 22 ¦ 4,5 ¦

+--------------------------+-------+-------+----+---------+---------+

¦Прочий мед. п. ¦ 58,25¦ 50 ¦ 32¦ 55 ¦ 1,6 ¦

+--------------------------+-------+-------+----+---------+---------+

¦Всего ¦ 224,75¦ 195,25¦ 157¦ 70 ¦ 1,24 ¦

L--------------------------+-------+-------+----+---------+----------

Динамика сокращения штатной численности специалистов

санэпидслужбы Пензенской области

---------------------T--------T--------T--------T--------T--------¬

¦ Должности ¦1998 год¦1999 год¦2000 год¦2001 год¦2002 год¦

+--------------------+--------+--------+--------+--------+--------+

¦Врачи ¦ 332 ¦ 322 ¦ 289 ¦ 285 ¦ 197 ¦

+--------------------+--------+--------+--------+--------+--------+

¦Средние
медработники¦ 789 ¦ 762 ¦ 702 ¦ 688 ¦ 610 ¦

L--------------------+--------+--------+--------+--------+---------

Тем не менее четко выделяется ряд положительных тенденций в кадровом обеспечении санэпидслужбы области.

Ежегодно в службе растет количество сертифицированных специалистов и специалистов, имеющих высшую и первую категорию.

Так процент сертифицированных специалистов в 2002 году составил по врачам - 84%, что на 4% больше, чем в 2001 году; по среднему медицинскому персоналу - 35% (больше на 3,5%, чем в 2001 году).

Структура специалистов по категориям

-----------------------T-------T--------------T----------¬

¦ Должность ¦Всего ¦ Категории ¦Сертификат¦

¦ ¦ +------T---T---+ ¦

¦ ¦ ¦Высшая¦ I ¦II ¦ ¦

+----------------------+-------+------+---+---+----------+

¦Врачи ¦ 197 ¦ 69 ¦ 52¦ 25¦ 165 ¦

+----------------------+-------+------+---+---+----------+

¦Средние медработники ¦ 610 ¦ 90 ¦ 93¦ 61¦ 214 ¦

L----------------------+-------+------+---+---+-----------

В учреждениях госсанэпидслужбы области работают 3 кандидата медицинских наук, 2
врача имеют почетное звание “Заслуженный врач Российской Федерации“.

На современном этапе развития общества госсанэпидслужбе области удалось сохранить основное звено высококвалифицированных специалистов.

Все это было достигнуто благодаря целенаправленной кадровой политике руководства службы.

Основными моментами были:

- создание в 1998 году Базового центра профессионального образования, повышения квалификации и подготовки к квалификационному экзамену на сертификат специалиста среднего звена госсанэпидслужбы (в 2002 году обучено на курсах повышения квалификации с выдачей сертификата 47 помощников врача - эпидемиолога и 11 инструкторов - дезинфекторов;

- внедрение практики проведения выездных циклов для специалистов с высшим медицинским образованием на базе Центра госсанэпиднадзора в Пензенской области, для чего был заключен договор с Нижегородской медицинской академией;

- Центр госсанэпиднадзора в Пензенской области и ряд районных центров являются также базами целевой подготовки (интернатуры) для нужд службы. За период с 1994 по 2002 гг. было подготовлено 50 специалистов.

Вместе с тем остаются нерешенными следующие проблемы в области управления кадровыми ресурсами:

1. Несоответствие численности и структуры кадров объемам деятельности, задачам и направлениям реформирования учреждений госсанэпидслужбы.

2. Наличие диспропорций в структуре медицинского персонала в центрах госсанэпиднадзора различных уровней управления, городской и сельской местности.

3. Несовершенство нормативно - правовой базы.

4. Несоответствие подготовки специалистов потребностям учреждений госсанэпидслужбы и задачам их структурной перестройки.

5. Отсутствие научно обоснованных методов планирования численности медицинского персонала.

6. Полная социальная незащищенность работников учреждений госсанэпидслужбы.

7. Низкий уровень оплаты труда, не способствующий привлечению и закреплению специалистов.

8. Усиление тенденции оттока из отрасли молодых специалистов.

III. Цель и задачи кадровой политики в учреждениях

госсанэпидслужбы Пензенской области

Стратегия кадровой политики в учреждениях госсанэпидслужбы зависит от степени социальной ориентированности государства, признания обществом высокой экономической значимости профилактического направления в здравоохранении как важной составляющей улучшения здоровья
населения Пензенской области.

Кадровая политика в учреждениях госсанэпидслужбы должна включать три взаимосвязанных направления:

- планирование и оптимизацию структуры и численности кадров;

- совершенствование подготовки кадров;

- управление человеческими ресурсами в учреждениях госсанэпидслужбы.

Основная цель кадровой политики госсанэпидслужбы Пензенской области на ближайшую перспективу состоит в развитии системы управления кадровым потенциалом учреждений службы, основанной на рациональном планировании подготовки и трудоустройства кадров, использовании современных последипломных образовательных технологий, позволяющих обеспечить учреждения госсанэпидслужбы Пензенской области персоналом, способным на высоком профессиональном уровне решать задачи повышения качества государственного санитарно - эпидемиологического надзора и оказания первичной медико - санитарной помощи населению.

Основные концептуальные задачи по реализации кадровой политики в учреждениях госсанэпидслужбы области состоят в следующем:

1. Обеспечение дальнейшего развития комплексной системы планирования кадровых ресурсов с учетом потребности центров Госсанэпиднадзора, их эффективного использования.

2. Повышение профессионального уровня всех сотрудников госсанэпидслужбы области на основе дальнейшего развития системы непрерывного образования.

3. Повышение уровня жизни всех сотрудников госсанэпидслужбы области, приведение системы оплаты труда в соответствие со сложностью, количеством и качеством проведения госсанэпиднадзора.

4. Обеспечение правовой и социальной защиты всех сотрудников госсанэпидслужбы области, развитие государственного и социального страхования, повышение эффективности мероприятий по охране труда.

5. Проведение реформы кадровой службы в учреждениях госсанэпидслужбы области в соответствии с принципами и требованиями современной теории научного управления человеческими ресурсами.

Реализация поставленных задач должна обеспечить оптимальный баланс процессов обновления и сохранения количественного и качественного состава сотрудников госсанэпидслужбы области, развитие кадровых ресурсов в соответствии с потребностями учреждений службы, требованиями действующего законодательства и состоянием рынка труда.

IV. Основные направления кадровой политики в

учреждениях госсанэпидслужбы области

Планирование численности и структуры кадров в учреждениях госсанэпидслужбы Пензенской области должно строиться в соответствии с количеством объектов надзора, находящихся на той или иной территории, нужд населения в санитарно - гигиеническом обеспечении, с учетом демографической ситуации, динамики здоровья населения, естественного движения кадров и задач структурной перестройки госсанэпидслужбы области.

Планирование численности персонала целесообразно осуществлять на основе разработки и использования проблемно - финансового планирования численности персонала.

Для этих целей на основании временных показателей, разработанных Федеральным центром госсанэпиднадзора и центрами госсанэпиднадзора ряда субъектов Российской Федерации, разрабатываются и утверждаются нормы затрат времени на проведение мероприятий по контролю по объектам надзора.

На основании этих норм каждый центр госсанэпиднадзора перед началом года разрабатывает проблемно - финансовый план по каждому разделу деятельности, в котором с учетом затрат времени на выполнение работ по организации деятельности по госсанэпиднадзору, а также количества объектов обосновывается годовой фонд рабочего времени, необходимого для выполнения задач, возложенных на Центр госсанэпиднадзора.

Исходя из количества рабочих дней в году определяется расчетная нормативная численность персонала учреждения, необходимая для выполнения объема работ и формируется план обследований и лабораторных исследований на год.

Сформированные объемы государственного санитарно - эпидемиологического надзора на планируемый год защищаются всеми центрами госсанэпиднадзора у профильных специалистов Центра госсанэпиднадзора в Пензенской области и утверждаются Главным врачом Центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора в Пензенской области.

На основе защищенных трудозатрат на осуществление государственного санитарно - эпидемиологического надзора и утвержденной численности административно - управленческого и хозяйственно - обслуживающего персонала главными врачами самостоятельно формируется и утверждаются сводное штатное расписание, тарификационные списки и рассчитывается годовой фонд заработной платы.

При этом штаты административно - управленческого и хозяйственно - обслуживающего персонала, обеспечивающие осуществление государственного санитарно - эпидемиологического надзора, рассчитываются по действующим штатным нормативам, а социально - гигиенический мониторинг и инженерная служба для технического обеспечения госсанэпиднадзора закрепляются как неотъемлемая часть осуществления госсанэпиднадзора.

На основе защищенных объемов государственного санитарно - эпидемиологического надзора и установленных нормативов затрат на его осуществление производится финансирование центров госсанэпиднадзора.

Опыт внедрения положений закона показывает, что проблемно - финансовое планирование - это ступень к внедрению в учреждениях службы принципа государственного заказа, который может быть сформулирован так: государство в пределах сметы бюджетного финансирования поручает учреждению осуществлять надзор за соблюдением на закрепленной за ним территории санитарного законодательства, выполняя для этого определенные обследования объектов окружающей среды.

Соответственно в этих условиях требуется определить (или установить) государственный стандарт, обеспеченный бюджетным финансированием, на проведение плановых проверок учреждениями госсанэпидслужбы с соответствующими штатами с учетом уровня санитарно - эпидемиологического благополучия территории.

Любой центр госсанэпиднадзора на основании установленных стандартов и перечня (списка) объектов надзора, расположенных на территории области, легко может определить трудозатраты на организационную работу, оперативную деятельность и проведение мероприятий по контролю и административно - хозяйственную работу и далее в соответствии с требованиями закона определить временные затраты и кадровый ресурс, необходимые для проведения полноценного государственного санитарно - эпидемиологического надзора и ведения социально - гигиенического мониторинга.

Естественно, что определенные таким образом показатели должны быть скорректированы с учетом финансирования из федерального бюджета.

Это позволит исключить из-под надзора объекты, не представляющие значения для санитарно - эпидемиологической безопасности населения, уменьшить число внеплановых проверок; сократить объем работ, выполняемых по договорам, до необходимого минимума; увеличить количество мер воздействия и их эффективность при проведении плановых проверок; значительно повысить уровень и качество гигиенического воспитания и обучения населения, в первую очередь через средства массовой информации, и ряд других.

Кроме этого, производственно - финансовое планирование позволит легко рассчитать численность персонала учреждения, необходимого для выполнения указанного объема работ, т.е. госзаказа.

Перевод учреждений службы на финансирование под систему государственного заказа и производственно - финансового планирования позволит более объективно подойти к формированию лимитов бюджетного финансирования подведомственных учреждений и снять весь негативизм, сформированный выполнением работ и услуг, которые оказывают учреждения государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации по договорам с гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.

4.1. Совершенствование системы подготовки

Успешная реализация кадровой политики во многом зависит от качества подготовки работников госсанэпидслужбы и создания необходимых условий для их дальнейшего профессионального роста.

В целях покрытия дефицита врачебных кадров с 1993 года Центром госсанэпиднадзора в Пензенской области заключен договор с Казанским медицинским университетом на подготовку кадров для госсанэпидслужбы области.

Службой ежегодно направляется для подготовки в университет на льготных условиях 5 абитуриентов.

С 1999 года аналогичный договор заключен с Нижегородской медицинской академией и Рязанским государственным медицинским университетом.

Все прибывшие в область молодые специалисты до 1997 года проходили интернатуру на базе Центра госсанэпиднадзора в Пензенской области, а с 1997 года договор на подготовку специалистов заключен с Нижегородской медицинской академией.

Продолжалось совершенствование системы подготовки кадров среднего медицинского персонала для учреждений госсанэпидслужбы области и их дальнейшего повышения квалификации.

С этой целью в 1998 году был заключен договор с Пензенским базовым медицинским колледжем о создании базового центра профессионального образования, повышения квалификации и подготовки к квалификационному экзамену на сертификат специалистов среднего звена на базе Центра госсанэпиднадзора в Пензенской области.

На сегодня в данном Центре повысили свою квалификацию 132 помощника санитарного врача, 81 фельдшер - лаборант санитарно - гигиенических лабораторий, 47 помощников паразитолога (энтомолога), 130 помощников эпидемиолога и 63 фельдшера - лаборанта бактериологических лабораторий.

С 1999 году на базе Центра госсанэпиднадзора в Пензенской области функционирует филиал кафедры повышения квалификации Нижегородской медицинской академии. Проведено 6 выездных циклов усовершенствования для врачей различных специальностей, на которых обучено и сертифицировано 99 врачей (32,1%).

С 2001 года на базе Центра госсанэпиднадзора в Пензенской области функционирует кафедра гигиены, общественного здоровья и здравоохранения Пензенского медицинского института при ПГУ.

Центр госсанэпиднадзора в Пензенской области и ряд районных центров являются также базами подготовки интернов. За период с 1994 по 2003 годы был подготовлен 61 специалист.

4.2. Качество рабочей среды. Моральные и

материальные мотивации

Улучшение качества рабочей среды включает в себя вопросы заработной платы, создания соответствующих условий труда и использования рабочего времени.

Создавшееся положение с низким уровнем оплаты труда в учреждениях госсанэпидслужбы сдерживает дальнейшее развитие кадрового потенциала, негативно отражается на состоянии и качестве проведения госсанэпиднадзора.

Требуется принятие мер по существенному повышению оплаты труда работников госсанэпидслужбы.

Важным фактором дестабилизации кадрового потенциала, способствующим оттоку специалистов из отрасли, появлению непрестижных рабочих мест, является состояние рабочей среды.

В связи с этим необходимо привести рабочие места в соответствие с современными требованиями безопасности, организовать административный контроль за состоянием условий труда на рабочем месте, проведение обучения руководителей и персонала учреждений здравоохранения.

Реализуя единую политику по защите работающих в особых условиях, целесообразно повсеместно провести аттестацию рабочих мест на соответствие нормам безопасности труда.

С целью совершенствования социальной защищенности медицинских работников при осуществлении профессиональной деятельности необходимо создать систему государственного социального страхования ответственности на случай профессиональных ошибок.

Необходимо предусмотреть систему стимулирования медицинской деятельности для специалистов, работающих в сложных бытовых, природных, экологических и других неблагоприятных условиях.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

4.4. Управление человеческими ресурсами

здравоохранения

Решение стратегических задач кадровой политики в учреждениях госсанэпидслужбы зависит от организации управления трудовыми ресурсами отрасли.

Новые условия функционирования здравоохранения предъявляют повышенные требования к потенциалу кадровой службы, функции и ответственность которой должны быть значительно расширены.

Важнейшим условием действенности кадровой политики и современного управления персоналом становится укрепление кадровой службы в учреждениях госсанэпидслужбы на следующих принципах:

1. Количество штатных должностей специалистов кадровой службы определяется численностью работников.

2. Штатные должности кадровой службы должны укомплектовываться специалистами, получившими подготовку в области управления персоналом.

3. Профессионально - должностной состав специалистов кадровой службы определяется перечнем задач, которые необходимо решать в современных условиях.

Правильный подбор руководителя во многом определяет успех дела.

Необходимо формировать действенный резерв руководящих работников, проводить специальную работу по развитию у руководителей организационных навыков, а также совершенствовать знания по экономике, финансам, праву, менеджменту.

Следует способствовать получению руководителями второго образования.

Следует укреплять взаимодействие кадровой службы с органами социальной защиты и др.

Таким образом, современная ситуация в учреждениях госсанэпидслужбы области предполагает проведение неотложных и глубоких преобразований в области управления трудовыми ресурсами, без чего невозможно повышение качества и эффективности деятельности всей системы охраны здоровья граждан.