Законы и постановления РФ

Решение Пензенского ТУ МАП РФ от 04.04.2003 <Энергоснабжающая организация, используя доминирующее положение на рынке, оказывала давление на потребителя в виде направления уведомлений и выдачи предписаний о полном прекращении подачи тепловой энергии в случае неоплаты надбавки за влажность, создавая при этом нестабильность в производственных процессах> (вместе с предписанием от 04.04.2003 N 2-03/13-2003)

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ПЕНЗЕНСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

РЕШЕНИЕ

от 4 апреля 2003 года

(извлечение)

Комиссия Пензенского ТУ МАП России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев дело N 2-03/13-2003 от 25.03.2003 о нарушении ОАО “П“ (г. Пенза <...>) требований статьи 5 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ (далее по тексту - Закон о конкуренции),

установила:

В антимонопольное управление обратилось с заявлением ОАО “П“ (г. Пенза <...>) в связи с необоснованным требованием ОАО “П“ оплаты за повышенную влажность пара, потребленного в феврале - марте 2003 года.

Анализ товарного рынка по передаче и распределению тепловой энергии в г. Пензе показал, что ОАО
“П“ занимает доминирующее положение на данном товарном рынке по отношению к ОАО “П“ с долей 100%. Приказом антимонопольного управления от 11.10.2002 N 126 ОАО “П“ включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%.

В своем заявлении ОАО “П“ указывает, что в феврале т.г. представителями филиала “Т“ ОАО “П“ на ОАО “П“ были проведены измерения для определения влажности пара, подаваемого от ТЭЦ-1. При этом специалисты энергоснабжающей организации сообщили, что измерения влажности проводятся ежегодно для определения состояния магистрального паропровода.

Однако ОАО “П“ по результатам измерений, без уведомления ОАО “П“, включило в график оплаты за тепловую энергию на март т.г. дополнительно 700 тыс. рублей, как поправку на влажность пара, потребленного в феврале - марте 2003 года. 7 марта 2003 года N 13/875 филиал “Э“ ОАО “П“ направил ОАО “П“ уведомление о прекращении подачи тепловой энергии с 10 час. 12.03.2003 в связи с неоплатой за потребленное тепло.

Испытания проводились по разработанной филиалом “Т“ “Методике выполнения измерений относительной влажности пара“ (далее - Методика выполнения измерений), согласованной с Пензенским ЦСМ и управлением “Пензагосэнергонадзор“, которая не была представлена ОАО “П“.

Заявитель указывает, что на момент направления уведомления ОАО “П“ не имело задолженности за потребленную тепловую энергию, предупреждение об отключении было направлено с целью вынуждения оплаты за повышенную влажность пара. На неоднократные обращения ОАО “П“ направить в их адрес Методику проведения измерений и расчеты количества пара, выставленного для оплаты, ответ не был получен.

На заседании Комиссии представители ОАО “П“ подтвердили требования, изложенные в заявлении, считая необоснованным применение ОАО “П“ поправочного коэффициента на влажность пара без согласования с потребителем.

Представители
ОАО “П“ сообщили, что во взаимоотношениях с ОАО “П“ руководствовались условиями договора энергоснабжения. Согласно пункту 5.6 договора энергоснабжения от 01.11.2000 <...>, заключенного между ОАО “П“ и ОАО “П“, установлено, что в случае, когда пар к потребителю доходит в увлажненном состоянии, при определении его расхода к суммарным показаниям расходомера вводится поправочный коэффициент влажности, значение которого при отсутствии влагомера определяется расчетным или экспериментальным путем представителями энергоснабжающей организации и абонента или специализированной организацией и фиксируется актом.

19.02.2003 ОАО “П“ был направлен Расчет потребления пара по результатам выполнения измерений относительной влажности насыщенного пара в паровой системе теплоснабжения ОАО “П“ (далее - Расчет потребления пара). Методика выполнения измерений относительной влажности пара 20.03.2003 была направлена ОАО “П“.

Комиссия, изучив документы и материалы по делу, установила, что в соответствии со статьей 541 ГК РФ количество поданной энергоснабжающей организацией и использованной абонентом энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

Согласно Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденным Минтопэнерго РФ от 12.09.1995 N Вк-4936 и зарегистрированным в Минюсте РФ от 25.09.1995 N 954, расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученное ими тепло осуществляются на основании показаний приборов учета и контроля параметров теплоносителя, установленных у потребителя и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями настоящих Правил. Определение дополнительного количества пара, поступающего к потребителю в увлажненном состоянии, данными Правилами не предусмотрено.

Представленные сторонами доказательства свидетельствуют, что ОАО “П“ не соблюдается п. 5.6 договора при определении поправочного коэффициента на влажность.

ОАО “П“ не было официально уведомлено о проведении измерений влажности пара и цели, с которой они проводились. Расчеты
поправочных коэффициентов на влажность были произведены ОАО “П“ в одностороннем порядке и не согласованы с потребителем. Абонент даже не был поставлен в известность о введении поправочных коэффициентов на влажность пара. Расчеты потребления пара, доведенные до ОАО “П“ 19.02.2003, были направлены без сопроводительного письма и без указания цели, для которой они направлены, что не позволяет считать их согласованными с потребителем и использовать для коммерческих расчетов.

Кроме того, использованная Методика выполнения измерений также не была согласована с потребителем и на момент проведения измерений не была доведена до ОАО “П“. Не имея Методики выполнения измерений, специалисты ОАО “П“ не могли оценить правильность проведения измерений и проверить расчеты потребления пара.

В соответствии с пунктом 1.3 договора стороны договорились, что при выполнении настоящего договора, а также по вопросам, не оговоренным договором, стороны обязуются руководствоваться ГК РФ, Инструкцией о порядке расчетов за электрическую и тепловую энергию, указами Президента РФ, законодательством и другими нормативными документами, действующими на территории РФ.

ОАО “П“ не представило нормативных документов, которыми определена необходимость применения и порядок определения коэффициента влажности для расчетов с потребителем. Разработанная ОАО “П“ Методика выполнения измерений не является таковой и не может применяться без согласования с абонентом.

Управление “Пензагосэнергонадзор“ в своем разъяснении от 17.03.2003 N 266 и от 31.03.2003 N 414 доводит, что Методика выполнения измерений может использоваться ОАО “П“ для коммерческих расчетов с потребителем только при наличии в договоре пункта о ее применении. В противном случае она должна применяться только на тепловых установках энергоснабжающей организации.

Из изложенного следует, что ОАО “П“ в нарушение условий договора энергоснабжения в одностороннем порядке определило поправочный коэффициент влажности
пара и на его основании включило в график оплаты за тепловую энергию (а также в выставленные позже платежные документы за февраль - март 2003 г.) завышенное количество тепловой энергии в паре, чем ущемило интересы ОАО “П“.

Распространение результатов одного измерения, проведенного в феврале, на последующие периоды также не основано на нормативных актах и не согласовано с потребителем.

Представленные Комиссии документы свидетельствуют, что энергоснабжающая организация, используя доминирующее положение на рынке, оказывала давление на ОАО “П“ в виде направления уведомлений и выдачи предписаний о полном прекращении подачи тепловой энергии в случае неоплаты надбавки за влажность, создавая при этом нестабильность в производственных процессах, в результате чего были ущемлены интересы данного хозяйствующего субъекта.

Комиссия, основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, единогласно признала действия ОАО “П“, в результате которых ущемляются интересы ОАО “П“, нарушением статьи 5 Закона о конкуренции.

Руководствуясь ст. 12 Закона о конкуренции и в соответствии с Правилами рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденными Приказом ГКАП России от 25.07.1996 N 91 (в редакции Приказа МАП России от 11.03.1999 N 71), Комиссия

решила:

1. Признать действия ОАО “П“, выразившиеся в ущемлении интересов ОАО “П“, нарушением требований статьи 5 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

2. Выдать ОАО “П“ предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Данное решение направить ОАО “П“ и ОАО “П“ в пятидневный срок.

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ПЕНЗЕНСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ПРЕДПИСАНИЕ

от 4 апреля 2003 г. по делу N 2-03/13-2003

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

(извлечение)

Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Пензенского ТУ МАП России на основании своего решения от 04.04.2003 по делу N
2-03/13-2003 о нарушении ОАО “П“ (г. Пенза <...>) статьи 5 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“

предписывает:

1. ОАО “П“ в срок до 23 апреля 2003 года прекратить нарушение требований статьи 5 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, выразившееся в ущемлении интересов ОАО “П“.

Не применять при расчетах за потребленную энергию поправочный коэффициент влажности пара, рассчитанный с нарушением условий договора и не согласованный с потребителем.

В целях устранения последствий нарушения антимонопольного законодательства исключить из платежных документов на февраль - март 2003 года, выставленных ОАО “П“, плату за повышенную влажность пара.

2. Об исполнении настоящего предписания письменно проинформировать Пензенское ТУ МАП России в срок до 25.04.2003 с представлением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.

Примечание. За невыполнение в установленный срок настоящего предписания юридические и должностные лица несут административную ответственность в соответствии со ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.