Законы и постановления РФ

Постановление ЗС Пензенской обл. от 03.04.2003 N 234-10/3 ЗС “О законодательной инициативе Законодательного Собрания Пензенской области по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации“

Утратил силу с 21 апреля 2004 года в связи с изданием Постановления ЗС Пензенской обл. от 21.04.2004 N 464-22/3 ЗС.

Вступил в силу с 3 апреля 2003 года (пункт 5 данного документа).

3 апреля 2003 года N 234-10/3 ЗС

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО

СОБРАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ВНЕСЕНИЮ В

ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

“О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ГЛАВУ 22

ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ“

На основании статьи 104 Конституции Российской Федерации Законодательное Собрание постановляет:

1. Внести в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона “О внесении изменений и дополнений в главу 22 части второй Налогового
кодекса Российской Федерации“.

2. Просить депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации И.Н. Руденского быть официальным представителем Законодательного Собрания Пензенской области в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации при рассмотрении проекта федерального закона “О внесении изменений и дополнений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации“.

3. Направить настоящее Постановление депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации И.Н. Руденскому и в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

4. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на постоянную комиссию Законодательного Собрания по бюджетной, налоговой и финансовой политике.

5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель

Законодательного Собрания

В.А.ЛАЗУТКИН

г. Пенза

3 апреля 2003 года

N 234-10/3 ЗС

Вносится

Законодательным Собранием

Пензенской области

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ГЛАВУ 22

ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 1. Внести в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340, 3341; 2001, N 1, ст. 18; N 23, ст. 2289; N 33, ст. 3413; N 49, ст. 4554; N 53, ст. 5015; 2002, N 1, ст. 4; N 22, ст. 2026; N 30, ст. 3021, 3027, 3033; N 52, ст. 5138; 2003, N 1, ст. 2, 5, 6, 8, 11) следующие изменения и дополнения:

1. Статью 179.1 исключить.

2. В пункте 1 статьи 182:

подпункты 2, 3 и 4 изложить в следующей редакции:

“2) реализация нефтепродуктов;

3) использование организацией или индивидуальным предпринимателем нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), для собственных нужд, а также для дальнейшего производства товаров, за исключением перечисленных в подпунктах 7 - 10 пункта 1 статьи 181 настоящего Кодекса;

4) использование нефтепродуктов,
произведенных из давальческого сырья (в том числе подакцизных нефтепродуктов), собственником этого сырья и материалов для собственных нужд, а также для дальнейшего производства товаров, за исключением перечисленных в подпунктах 7 - 10 пункта 1 статьи 181 настоящего Кодекса;“;

в подпунктах 10, 11 и 12 слова “(за исключением нефтепродуктов)“ исключить;

в подпункте 11 слова “(за исключением операций, предусмотренных подпунктом 4 настоящего пункта)“ исключить;

в подпункте 14 слова “(за исключением нефтепродуктов)“ исключить.

3. В пункте 1 статьи 183:

в подпункте 4 слова “(за исключением нефтепродуктов)“ и “, а также операции, являющиеся объектами налогообложения в соответствии с подпунктами 2, 3 и 4 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, с нефтепродуктами, в дальнейшем помещенными под таможенный режим экспорта“ исключить;

подпункт 5 исключить;

подпункты 6 - 13 считать, соответственно, подпунктами 5 - 12.

4. В пункте 2 статьи 184:

в абзаце первом слова “произведенных им подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов)“ заменить словами “нефтепродуктов и (или) произведенных им других подакцизных товаров“;

абзацы третий и четвертый исключить.

5. В статье 187:

в наименовании статьи слово “получении“ заменить словом “использовании“;

в пункте 2:

в абзаце первом слова “при реализации (передаче, признаваемой объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой) произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров“ заменить словами “при осуществлении с подакцизными товарами операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой,“;

в подпункте 1 после слов “как объем реализованных (переданных)“ дополнить словами “и (или) использованных“;

пункт 3 исключить;

пункты 4, 5 и 6 считать, соответственно, пунктами 3, 4 и 5.

6. В пункте 2 статьи 190 слово “получения“ заменить словом “использования“.

7. В статье 195:

в наименовании статьи слово “получения“ заменить словом “использования“;

в пункте 2:

абзацы второй, третий и четвертый исключить;

дополнить абзацем следующего
содержания:

“В целях настоящей главы дата использования нефтепродуктов определяется как день передачи соответствующих товаров в производство и (или) для использования на собственные нужды“.

8. В пункте 2 статьи 197.1:

в абзаце первом слова “, выдавшим свидетельство“ заменить словами “по месту регистрации налогоплательщика“;

в абзаце втором слова “, выдавшего свидетельство“ заменить словами “по месту регистрации налогоплательщика“.

9. В статье 198:

в пункте 1 слова “, за исключением операций с нефтепродуктами, предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса,“ исключить;

в пункте 2 слова “и за исключением случаев реализации нефтепродуктов“ исключить;

в пункте 4 слова “(за исключением нефтепродуктов)“ исключить;

в подпункте 1 пункта 7:

в абзаце втором последнее предложение исключить;

абзац четвертый исключить;

пункт 5 исключить;

пункты 6, 7 и 8 считать, соответственно, пунктами 5, 6 и 7.

10. Пункт 4 статьи 199 изложить в следующей редакции:

“4. Суммы акциза, исчисленные налогоплательщиком по операциям, указанным в подпунктах 3 и 4 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, включаются в стоимость нефтепродуктов и относятся у налогоплательщика за счет соответствующих источников, за счет которых относятся расходы по указанным нефтепродуктам.

Суммы акциза, возвращенные продавцом покупателю, относятся у покупателя на доходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль организаций“.

11. В статье 200:

в абзаце первом пункта 2 слова “(за исключением нефтепродуктов)“, следующие после слов “при ввозе подакцизных товаров“, исключить;

в пункте 5 слова “(за исключением нефтепродуктов)“ исключить;

пункт 8 изложить в следующей редакции:

“8. Вычетам у поставщика нефтепродуктов подлежат суммы акциза, начисленные за реализованные нефтепродукты, при их дальнейшей реализации покупателем нефтепродуктов другим лицам и на основании документов, представленных в соответствии с пунктом 8 статьи 201 настоящего Кодекса. При получении данных вычетов налогоплательщик - поставщик обязан
не позднее пяти дней с даты представления им налоговой декларации в налоговый орган возвратить покупателям, представившим ему необходимые для получения вычетов документы, соответствующие суммы акциза“;

пункт 9 изложить в следующей редакции:

“9. Вычетам у покупателя нефтепродуктов подлежат суммы акциза, уплаченные им поставщику, при дальнейшем использовании подакцизных нефтепродуктов в производстве других подакцизных нефтепродуктов, в том числе при розливе и (или) смешении (при представлении документов в соответствии с пунктом 9 статьи 201 настоящего Кодекса)“;

пункт 10 исключить.

12. В статье 201:

в пункте 8:

в подпункте 1 слова “, имеющим свидетельство“ исключить;

подпункт 2 изложить в следующей редакции:

“2) справок покупателя нефтепродуктов о количестве реализованных им нефтепродуктов с отметкой налогового органа, в котором состоит на учете покупатель нефтепродуктов. Форма и порядок представления справок о количестве реализованных нефтепродуктов в налоговые органы определяются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Указанная отметка проставляется в случае соответствия сведений, указанных в налоговой декларации налогоплательщика - покупателя, сведениям, содержащимся в представленных налогоплательщиком - покупателем в справках. Указанная отметка проставляется налоговым органом не позднее пяти дней с даты представления налоговой декларации в порядке, определяемом Министерством Российской Федерации по налогам и сборам“;

пункт 9 после слов “факт передачи нефтепродуктов в производство“ дополнить словами “других подакцизных нефтепродуктов“;

пункт 10 исключить.

13. В статье 203 пункт 5 исключить.

14. В статье 204:

в пункте 2:

в абзаце первом слова “, если иное не предусмотрено настоящей статьей“ исключить;

абзацы второй и третий исключить;

абзац четвертый пункта 5 изложить в следующей редакции:

“Налогоплательщики, осуществляющие операции с нефтепродуктами при принятии ими решения об уплате акциза по месту нахождения головного подразделения, обязаны представлять налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения головного подразделения
в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом“;

абзац пятый пункта 5 исключить.

Статья 2. Суммы акциза, начисленные налогоплательщиками при реализации и (или) использовании нефтепродуктов, в соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными статьей 1 настоящего Федерального закона в главу 22 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежат уплате за вычетом сумм акциза, ранее начисленных при получении (оприходовании) или передаче нефтепродуктов.

Статья 3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода, наступающего по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА “О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

И ДОПОЛНЕНИЙ В ГЛАВУ 22 ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО

КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ“

Введенными с 1 января 2003 года изменениями и дополнениями в главу 22 “Акцизы“ части второй Налогового кодекса Российской Федерации установлена неэффективная система обложения акцизами на нефтепродукты, фактически несоответствующая основным началам законодательства о налогах и сборах, определенных статьей 3 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.

Отсутствует равенство налогообложения между субъектами предпринимательской деятельности, осуществляющими деятельность по торговле нефтепродуктами. В частности, лица, осуществляющие реализацию нефтепродуктов только с арендованных мощностей по хранению и отпуску нефтепродуктов, обязаны уплачивать акциз по нефтепродуктам только своим поставщикам, а лица, ведущие такой же вид деятельности с находящихся в их собственности мощностей, имеют право выбора наиболее выгодной для них системы уплаты акцизов, либо уплачивать акциз непосредственно в бюджет, либо своим поставщикам.

Существенным недостатком действующего законодательства об акцизах, устанавливающего добровольность вхождения лиц, занимающихся торговлей нефтепродуктами, в состав плательщиков акцизов на нефтепродукты, является также то, что выполнение бюджетных назначений по акцизам на нефтепродукты субъектов Российской Федерации полностью зависит от принятых руководством нефтяных компаний решений. В любое
время они могут вполне на законных основаниях принять решение не уплачивать акцизы на нефтепродукты на территории какого-либо региона и бюджет данного региона не получит от организаций, входящих в их нефтяную компанию, ни рубля акцизов.

Кроме этого, порядок исчисления и уплаты акцизов на нефтепродукты, вступивший в силу с 1 января 2003 года, создал открытое противостояние между субъектами Российской Федерации. Поступления акцизов по нефтепродуктам в бюджет какого-либо региона находятся в прямой зависимости от недопоступлений в бюджеты других регионов. Вместе с тем регионы, на территории которых производятся нефтепродукты, имеют более выгодные условия для пополнения своих бюджетов акцизами по сравнению с регионами, не имеющими нефтеперерабатывающих предприятий. Субъекты Российской Федерации, на территории которых находятся крупные производители нефтепродуктов, вряд ли позволят уйти в бюджет других субъектов Российской Федерации акцизу, начисленному по произведенным в их регионах нефтепродуктам, либо производители не получат свидетельства, либо “отгородятся“ от покупателей со свидетельствами посредниками, которые не будут иметь свидетельства. Для того, чтобы субъектам Российской Федерации, не имеющим предприятий по производству подакцизных нефтепродуктов, обеспечить поступления акцизов в свой бюджет, им необходимо пойти на определенные уступки нефтяным компаниям, создав им более выгодные условия работы по сравнению с регионами, в которых находятся их нефтеперерабатывающие предприятия. Фактически законодательством об акцизах на нефтепродукты объявлен конкурс на создание органами власти субъектов Российской Федерации наилучших условий работы для нефтяных компаний. При таких обстоятельствах контролирующим органам крайне тяжело будет выполнять возложенные на них контрольные функции в отношении лиц, обеспечивающих поступления акцизов в бюджет региона, а установление налогового контроля, с созданием на их объектах постоянно действующих налоговых постов, практически неосуществимо.

Введенными с 1
января 2003 года изменениями и дополнениями созданы условия для косвенного ограничения свободного перемещения подакцизных нефтепродуктов в пределах территории Российской Федерации. Органы власти любого субъекта Российской Федерации с целью наиболее полного обеспечения своего региона доходами по акцизам на нефтепродукты вынуждены будут оказывать административное давление на участников оборота с нефтепродуктами, отказывающихся уплачивать акцизы непосредственно в бюджет данного субъекта Российской Федерации, то есть создавать для некоторых лиц условия, ограничивающие перемещение их нефтепродуктов в пределах региона.

Предложенные изменения и дополнения в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации предусматривают перевод всех производителей и перепродавцов нефтепродуктов в плательщики акцизов на нефтепродукты, установление основным объектом налогообложения количество реализованных нефтепродуктов, перенос налоговой нагрузки с производителей на перепродавцов нефтепродуктов.

Принятие предложенных изменений и дополнений позволит исправить вышеуказанные недостатки в законодательстве и приведет к созданию единой справедливой системы обложения акцизами на нефтепродукты для всех производителей и перепродавцов нефтепродуктов. В отличие от действующего порядка предложенный порядок исчисления и уплаты акцизов обеспечит стабильное распределение акцизов по нефтепродуктам по субъектам Российской Федерации пропорционально объемам потребления этих продуктов на данных территориях.

ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА “О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

И ДОПОЛНЕНИЙ В ГЛАВУ 22 ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО

КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ“

Принятие проекта федерального закона “О внесении изменений и дополнений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации“ не потребует дополнительного финансирования из средств федерального бюджета.

ПЕРЕЧЕНЬ

АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ

ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ,

ИЗМЕНЕНИЮ, ДОПОЛНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С

ПРИНЯТИЕМ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА “О ВНЕСЕНИИ

ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ГЛАВУ 22 ЧАСТИ ВТОРОЙ

НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ“

Принятие проекта федерального закона “О внесении изменений и дополнений в главу 22 части второй Налогового
кодекса Российской Федерации“ не потребует принятия, отмены, изменения или дополнения каких-либо нормативных правовых актов.