Законы и постановления РФ

Решение Собрания представителей г. Заречного от 27.03.2003 N 195 “Об утверждении Положения о муниципальном экологическом контроле“

Утратил силу в связи с принятием Решения Собрания представителей г. Заречного от 01.11.2006 N 266.

СОБРАНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ Г. ЗАРЕЧНОГО

ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 27 марта 2003 г. N 195

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МУНИЦИПАЛЬНОМ

ЭКОЛОГИЧЕСКОМ КОНТРОЛЕ

Рассмотрев предложенное муниципальным учреждением “Управление природными ресурсами“ “Положение о муниципальном экологическом контроле“, разработанное в целях реализации Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“, а именно, ст. 68 “Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды (муниципальный экологический контроль) и общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль)“, в соответствии со ст. 14 Устава города Заречного Пензенской области, ЗАТО, Собрание представителей решило:

1. Утвердить “Положение о муниципальном экологическом контроле“ (прилагается).

2.
Настоящее Решение опубликовать в газете “Заречье“.

3. Контроль за исполнением Решения возложить на постоянную депутатскую комиссию по развитию города, предприятиям городского хозяйства, промышленности, науки, строительства, транспорта и связи (председатель А.В. Шалимов).

Председатель

Собрания представителей

В.П.ШЕВЦОВ

Согласовано

Начальник Главного

управления природных

ресурсов и охраны

окружающей среды МПР

России по Пензенской области

Б.В.АБРАМОВ

ПОЛОЖЕНИЕ

О МУНИЦИПАЛЬНОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ КОНТРОЛЕ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано на основе:

Конституции Российской Федерации, Кодекса РФ об административных правонарушениях, Федерального закона N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“, ФЗ N 3279-1 “О закрытом административно - территориальном образовании“, Соглашения между Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды по Пензенской области и Администрацией г. Заречного Пензенской области, ЗАТО, о разграничении полномочий в области природопользования и охраны окружающей природной среды“ N 60 от 30.07.2002.

1.2. Настоящий документ устанавливает общие требования к организации и осуществлению муниципального экологического контроля на территории муниципального образования г. Заречного Пензенской области.

1.3. Муниципальный экологический контроль осуществляется в целях сохранения и улучшения качества окружающей природной среды.

1.4. Действие настоящего документа распространяется на все юридические и физические лица, расположенные на территории ЗАТО г. Заречного (кроме объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю).

1.5. Главными задачами муниципального экологического контроля является обеспечение соблюдения всеми юридическими и физическими лицами на территории муниципального образования г. Заречного Пензенской области требований природоохранного законодательства, нормативных правовых актов, экологических норм, правил и других нормативных документов по охране окружающей среды.

1.6. Муниципальный экологический контроль является системой управления охраной окружающей среды на территории муниципального образования.

Муниципальный экологический контроль - это комплекс мероприятий, осуществляемых органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами, связанных с проверкой выполнения всеми природопользователями на территории муниципального образования требований природоохранного законодательства.

1.7. Основные термины и определения:

Контроль - система мер,
направленная на выявление, предотвращение и пресечение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

Природопользование - хозяйственная и иная деятельность, в процессе которой осуществляется использование отдельных видов природных ресурсов или оказывается воздействие на компоненты окружающей среды.

Природопользователь - юридические, физические лица, граждане, лица без гражданства, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с использованием природных ресурсов, и (или) оказывающие воздействие на окружающую среду.

Воздействие на окружающую среду - прямое или опосредованное (косвенное) влияние хозяйственной и иной деятельности человека на окружающую среду (любые потоки вещества и энергии, потребление природных ресурсов, изменение качества компонентов окружающей среды и т.д.).

Источник воздействия на окружающую среду - ограниченная в пространстве область, к которой могут быть отнесены характеристики определенного на окружающую среду (например, источники химического, биологического, шумового, радиационного загрязнения, объекты по использованию, в т.ч. изъятию природных ресурсов).

Норматив воздействия на компонент природной среды - предельно допустимое или временно согласованное воздействие на объект природной среды, установленное нормативной документацией, регламентирующей природопользование конкретного природопользователя.

Порядок контроля - описание средств, методов, объема, частоты получения информации о контролируемом объекте, передачи информации для принятия управленческих решений.

2. Органы, осуществляющие

муниципальный экологический контроль

2.1. При осуществлении муниципального экологического контроля на территории муниципального образования Администрация г. Заречного обеспечивает в пределах своей компетенции:

- учреждение и реорганизацию органов, уполномоченных, в пределах своей компетенции и в соответствии с настоящим Положением, осуществлять муниципальный экологический контроль на территории муниципального образования;

- содействие в осуществлении муниципального экологического контроля органам, специально уполномоченным осуществлять на территории муниципального образования муниципальный экологический контроль;

- финансирование органов,
специально уполномоченных осуществлять муниципальный экологический контроль на территории муниципального образования.

2.2. Для реализации полномочий по осуществлению муниципального экологического контроля Администрация г. Заречного Пензенской области, в соответствии с действующим законодательством, образует муниципальное учреждение “Управление природными ресурсами“, являющееся в соответствии с Соглашением между Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды по Пензенской области и Администрацией г. Заречного Пензенской области, ЗАТО, о разграничении полномочий в области природопользования и охраны окружающей среды органом, уполномоченным Администрацией г. Заречного Пензенской области в области природоохранной деятельности.

3. Основные задачи муниципального

экологического контроля

3.1. Основными задачами муниципального экологического контроля являются:

- выявление на территории муниципального образования природопользователей, нарушающих требования природоохранного законодательства;

- принятие мер для привлечения природопользователей, нарушающих требования природоохранного законодательства, к административной, уголовной и гражданско - правовой ответственности;

- мониторинг состояния природной среды на территории муниципального образования г. Заречного Пензенской области;

- координация деятельности в области производственного экологического контроля и производственного экологического мониторинга;

- информирование населения через средства массовой информации о состоянии природной среды на территории муниципального образования и другой необходимой и достаточной экологической информации;

- пропаганда природоохранного законодательства;

- привлечение общественных организаций и населения к участию в процессе исполнения на территории муниципального образования природоохранного законодательства;

- контроль за выполнением плановых мероприятий по охране окружающей среды организациями, физическими лицами (в том числе должностными лицами и гражданами), независимо от правового статуса, формы собственности и подчиненности;

- осуществление плановых и внеплановых проверок по соблюдению природоохранного законодательства;

- осуществление контроля достоверности представляемых форм статистической отчетности на соответствие фактическим данным;

- контроль за наличием разрешений на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов;

- осуществление проверки обоснованности расчетов платежей за загрязнение окружающей природной среды, распределением платежей за
пользование природными ресурсами между бюджетами различных уровней;

- осуществление оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) хозяйственной или иной деятельностью вновь создаваемых и реконструируемых предприятий с целью выработки мер, снижающих уровень экологической опасности намечаемой деятельности;

- осуществление контроля за соблюдением требований природоохранного законодательства при строительстве (реконструкции), вводе в эксплуатацию сооружений и объектов хозяйственной деятельности.

4. Объекты муниципального

экологического контроля

4.1. Основными объектами муниципального экологического контроля являются:

- природные ресурсы, а также сырье, материалы, реагенты, препараты, используемые в производстве;

- источники образования отходов, в том числе производства, цеха, участки, технологические процессы и отдельные технологические стадии;

- источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- источники сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду;

- источники сбросов загрязняющих веществ в системы канализации и сети водоотведения;

- источники воздействия вредных физических факторов и полей;

- системы очистки отходящих газов, сточных вод;

- склады и хранилища сырья, материалов, реагентов;

- системы повторного и оборотного водоснабжения;

- системы рециклирования сырья, реагентов, материалов;

- объекты размещения и обезвреживания отходов;

- объекты окружающей среды, расположенные в пределах промышленной площадки, территории, на которой осуществляется природопользование, а также на территории санитарно - защитной зоны;

- готовая продукция;

- системы для предупреждения, локализации и ликвидации последствий техногенных аварий и иных непредвиденных ситуаций, приводящих к отрицательным воздействиям на окружающую среду.

5. Порядок осуществления муниципального

экологического контроля

5.1. Основными формами осуществления муниципального экологического контроля являются:

- проверка по соблюдению природоохранного законодательства;

- мониторинг состояния окружающей среды;

- принятие мер по устранению экологических правонарушений и привлечению виновных к ответственности;

- координация деятельности природопользователей в области охраны окружающей среды;

- разработка и согласование разрешительной документации, предусмотренной действующим законодательством;

- взаимодействие с органами местного самоуправления, государственными органами.

5.2. Проверки по соблюдению природоохранного законодательства осуществляются инспекторами по
муниципальному контролю в порядке, предусмотренном настоящим Положением.

6. Права инспекторов по

муниципальному экологическому контролю

6.1. Инспектора по муниципальному экологическому контролю вправе:

- по согласованию с руководителем организации беспрепятственно посещать и обследовать организации, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности (кроме объектов, подлежащих государственному экологическому контролю), в пределах своей компетенции, при предъявлении служебного удостоверения;

- по результатам обследования составлять акты проверок, давать предписание об устранении выявленных нарушений, направлять информацию об административных правонарушениях по подведомственности;

- принимать участие в рассмотрении протоколов о нарушении природоохранного законодательства;

- вносить предложения в Администрацию г. Заречного, ЗАТО, по ограничению, приостановке или запрещению выбросов и сбросов загрязняющих веществ предприятиями, отходов производства, не предусмотренных разрешениями, выданными в соответствии с законодательством РФ;

- выявлять и участвовать в определении размера ущерба, причиненного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений, составлять проекты исковых заявлений и другие необходимые документы для направления их по подведомственности;

- взаимодействовать с экологическими службами организаций, независимо от формы собственности, и индивидуальными предпринимателями по вопросам природопользования и экологии;

- выходить с предложениями в Администрацию г. Заречного Пензенской области, ЗАТО, по согласованию с директором муниципального учреждения “Управление природными ресурсами“, об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятий, отдельных сооружений и иных объектов на территории г. Заречного Пензенской области в случае нарушения ими природоохранного законодательства;

- осуществлять на территории г. Заречного Пензенской области проверки соблюдения экологических требований при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию любых строительных объектов;

- запрашивать, в установленном порядке, от государственных органов, органов местного самоуправления г. Заречного Пензенской области информацию, необходимую для выполнения задач в области охраны окружающей среды;

- осуществлять контроль за ввозом на территорию и вывозом с территории города Заречного
Пензенской области (в том числе транзит) экологически опасных грузов (изделий, отходов сырьевых ресурсов);

- участвовать в комиссиях по приемке в эксплуатацию объектов (пусковых комплексов) производственного, сельскохозяйственного и жилищно - гражданского назначения;

- принимать участие в комиссиях по землеотводам и выбору площадок под строительство предприятий, зданий и сооружений, размещению объектов промышленного, гражданского и иного назначения;

- вносить предложения в Администрацию города Заречного Пензенской области об изъятии у землепользователей (землевладельцев) земельных участков при использовании их способами, приводящими к загрязнению земель, а также о запрещении использования (консервации) загрязненных и деградированных земель;

- осуществлять экологический контроль источников загрязнения окружающей среды;

- проверять работу очистных сооружений, средства их контроля;

- осуществлять контроль недропользования, осуществляемого на территории города Заречного Пензенской области ЗАТО;

- осуществлять контроль особо охраняемых природных территорий, находящихся на территории города Заречного Пензенской области;

- принимать участие в разработке мобилизационных планов по борьбе с лесными пожарами и противопожарных мероприятий;

- производить лесопатологический надзор;

- осуществлять контроль за побочным использованием лесов на территории лесного фонда города Заречного Пензенской области;

- исчислять и взимать, в установленном порядке, плату за изъятие земель, покрытых древесно - кустарниковой растительностью, и другие виды лесопользования в соответствии с действующим законодательством;

- принимать меры по охране земель лесного фонда от самовольного их использования, по охране ограничительных, межевых и других знаков на территории лесного фонда, поддержанию в должном порядке границ, просек и визиров;

- участвовать в проведении биотехнических мероприятий;

- рассматривать обращения граждан и организаций по вопросам природопользования и охраны окружающей среды;

- осуществлять контроль за ходом выполнения мероприятий по ликвидации негативных последствий аварийных загрязнений окружающей природной среды на территории города Заречного Пензенской области;

- разрабатывать экологические паспорта оборудования,
производств, предприятий, производственных и природных объектов, территорий в г. Заречном Пензенской области;

- принимать участие в экологическом воспитании, образовании, просвещении населения г. Заречного Пензенской области;

- консультировать по вопросам природопользования и экологии;

- участвовать в подготовке для публикации в средствах массовой информации сообщений, имеющих отношение к экологической безопасности граждан.

7. Обязанности инспекторов

по муниципальному экологическому контролю

7.1. При проведении проверок по соблюдению природоохранного законодательства инспектора обязаны:

- соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

- проводить проверки по соблюдению природоохранного законодательства в строгом соответствии с распоряжением директора муниципального учреждения “Управление природными ресурсами“;

- посещать объекты (территории и помещения) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях проведения проверки по соблюдению природоохранного законодательства только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и распоряжения директора муниципального учреждения “Управление природными ресурсами“;

- не препятствовать представителям юридического лица или индивидуального предпринимателя присутствовать при проведении проверки по соблюдению природоохранного законодательства, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

- предоставлять должностным лицам юридического лица или индивидуальным предпринимателям либо их представителям, присутствующим при проведении проверки по соблюдению природоохранного законодательства, относящуюся к предмету проверки необходимую информацию;

- знакомить должностных лиц юридического лица или индивидуального предпринимателя либо их представителей с результатами проверки по соблюдению природоохранного законодательства;

- не допускать необоснованные ограничения прав и законных интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- доказывать законность своих действий при их обжаловании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

8. Требования к организации и проведению проверок

по соблюдению природоохранного законодательства

8.1. При организации и проведении проверок по соблюдению природоохранного законодательства используются следующие виды проверок:

- периодическая (плановая);

- оперативная (внеплановая):
целевая; по выполнению ранее выданных предписаний, проверки информации и др.

8.2. Плановые проверки по соблюдению природоохранного законодательства проводятся на основе ежегодных и ежемесячных планов.

Формирование проекта ежемесячного плана проверок производится на основе ежегодного плана проверок и предложений МУ “Управление природными ресурсами“.

Соответствующие выписки из плана проверок направляются проверяемым организациям в срок не более одного месяца до начала проверки.

8.3. Внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя при выявлении в ходе проведения плановой проверки нарушений обязательных требований природоохранного законодательства.

Внеплановые проверки проводятся также в случаях:

- получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружения, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований природоохранного законодательства, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

8.4. Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в МУ “Управление природными ресурсами“, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

8.5. Проверки по соблюдению природоохранного законодательства проводятся на основании распоряжения директора муниципального учреждения “Управление природными ресурсами“.

В распоряжении о проведении проверки указываются:

- номер и дата распоряжения о
проведении проверки по соблюдению природоохранного законодательства;

- наименование учреждения, осуществляющего проверку; фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного (ых) на проведение проверки;

- наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которого проводится проверка;

- правовые основания проведения проверки, в т.ч. нормативно - правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;

- дата начала и окончания проверки.

8.6. Проверку по соблюдению природоохранного законодательства проводит только то лицо, которое указано в распоряжении.

8.7. По окончании проверки составляется акт по форме, утвержденной директором МУ “Управление природными ресурсами“. В акте указывается, соответствует или не соответствует проверенная деятельность предприятия установленному порядку и правилам, и дается предписание об устранении выявленных несоответствий, если они имеются, в согласованные сроки.

Акт подписывается инспекторами по муниципальному экологическому контролю, проводившими проверку, уполномоченным представителем предприятия, участвовавшим в проверке, и руководителем предприятия. Акт оформляется в трех экземплярах. Один экземпляр акта оставляется у проверяемого предприятия, второй - представляется в Главное управление природных ресурсов по Пензенской области, третий - в МУ “Управление природными ресурсами“.

Директор МУ “Управление

природными ресурсами“

С.Н.ХАЗОВ