Законы и постановления РФ

Представление Прокуратуры Пензенской обл. от 17.03.2003 N 7-5-24-03 “Об устранении нарушений законодательства, регламентирующего осуществление контроля за состоянием земель в части соблюдения санитарно - гигиенических норм“

ПРОКУРАТУРА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

от 17 марта 2003 г. N 7-5-24-03

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,

РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА

СОСТОЯНИЕМ ЗЕМЕЛЬ В ЧАСТИ СОБЛЮДЕНИЯ

САНИТАРНО - ГИГИЕНИЧЕСКИХ НОРМ

Главному санитарному врачу

г. Пензы

А.Г.Крымову

Прокуратурой области проведена проверка полноты и законности мер, принимаемых Центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора в г. Пензе при осуществлении контроля за состоянием земель в части соблюдения санитарно - гигиенических норм физическими, должностными и юридическими лицами.

В соответствии со ст. 44 Федерального закона от 30.03.1999 “О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения“ государственный санитарно - эпидемиологический надзор, осуществляемый Центром ГСЭН г. Пензы, включает в себя контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных
лиц, осуществляющих государственный санитарно - эпидемиологический надзор, а также меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдачу предписаний и вынесение постановлений о фактах нарушений, привлечение к ответственности лиц, их совершивших.

Все указанные обстоятельства в полной мере относятся и к осуществлению надзора за состоянием земель в части соблюдения санитарно - гигиенических норм.

Данные проверки свидетельствуют, что Центром ГСЭН г. Пензы в указанном направлении определенная деятельность осуществляется, вместе с тем она не всегда носит достаточный и законный характер.

Отдельно вопросы землепользования в части соблюдения соответствующих санитарных требований Центром ГСЭН не планируются и не проверяются. Осуществляемые санитарные обследования носят комплексный характер и, в том числе, включают в себя проверку соблюдения санитарных норм при использовании почвы.

Отсутствие плановых мероприятий, совместных с иными органами, осуществляющими контроль в сфере использования почвы, также негативно отражается на результатах деятельности. Центр ГСЭН не проявляет инициативы в проведении таких мероприятий. Совместные проверки имеют место, но их проведение связано с рассмотрением конкретных обращений.

Недостаточно полно Центром ГСЭН осуществляется контрольные мероприятия за соблюдением гигиенических требований к устройству и содержанию полигона для твердых бытовых отходов, утвержденных Постановлением Минздрава РФ от 30.05.2001.

В соответствии с нормами СанПиН Центр ГСЭГ обязан осуществлять санитарный надзор за устройством и эксплуатацией полигона в соответствии с ежегодными графиками работы, руководствуясь при этом санитарными правилами, утвержденными Министерством здравоохранения РФ, гигиеническими нормативами (ПДК) для химических веществ в почве и оценочными показателями санитарного состояния почвы.

В соответствии с п. 2.1 Санитарных правил (СП 2.1.7.1038-01) полигон ТБО должен гарантировать санитарно - эпидемиологическую безопасность населения.

Вместе с тем размер санитарно - защитной зоны границ полигона до жилой застройки не выдержан. Более того в пределах
санитарно - защитной зоны располагается дачный массив. Данное обстоятельство не может гарантировать санитарно - эпидемиологическое благополучие населения.

Пункт 2.2 Правил предусматривает обязательное наличие санитарно - эпидемиологического заключения о соответствии участка полигона санитарным правилам. Это требование не соблюдается. Действующий полигон ТБО не имеет санитарно - эпидемиологического заключения Центра ГСЭН.

До настоящего времени на полигоне ТБО, обслуживаемом муниципальным специализированным предприятием по очистке города, отсутствуют колодцы для сбора фильтрата, образующегося в процессе эксплуатации полигона, отсутствуют также нагорные канавы для предотвращения попадания паводковых вод на территорию полигона.

Не выполняется также требование Санитарных правил, предусматривающих обязательное согласование с Центром ГСЭН списка отходов, принимаемых на полигон.

Гигиенические требования к размещению полигонов твердых бытовых отходов предусматривают, что устройство полигона ТБО должно осуществляться в соответствии с установленным порядком по проектированию и эксплуатации. Согласно полученной в ходе проверки информации изначальный проект полигона не соответствует предъявляемым в настоящее время санитарным нормам. Вместе с тем и эксплуатация полигона в части осуществления производственного контроля за состоянием почвы не отвечает требованиям СанПиН.

Пункт 6.4 Правил предусматривает, что для полигона ТБО разрабатывается специальная программа (план) производственного контроля, предусматривающая контроль за состоянием подземных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона. Система производственного контроля должна включать постоянное наблюдение за состоянием почвы в зоне возможного влияния полигона.

Эти требования выполняются не должным образом. Несмотря на наличие плана производственного контроля, предусмотренные в нем мероприятия систематически не выполняются. Устройства и сооружения по контролю состояния почвы отсутствуют. Непосредственно организацией, эксплуатирующей полигон, качество почвы не контролируется по химическим, микробиологическим и радиологическим показателям. Пробы почвы по санитарно - химическим показателям отбирались исключительно
Центром ГСЭН.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что со стороны Центра ГСЭН должны приниматься более действенные меры с целью приведения ситуации с эксплуатацией полигона ТБО в соответствие с санитарно - гигиеническими требованиями.

Анализ административной практики, осуществляемой Центром ГСЭН, показывает крайне малый процент привлеченных к ответственности за нарушения в сфере охраны почвы.

Так в 2001 году по результатам проверочных мероприятий не применено ни одной штрафной санкции в сфере охраны почвы.

В 2002 году в качестве меры административного взыскания применен 1 штраф за нарушения в области соблюдения санитарных требований при использовании почвы. Указанный штраф в размере 7500 рублей был применен в отношении филиала “Пензэнергоремонт“ ОАО “Пензэнерго“ за административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 КоАП РФ.

Изучение материала об административном правонарушении показало наличие недостатков и несоблюдения требований законодательства при осуществлении производства по делу.

При составлении протокола об административном правонарушении не учтены требования ст. 1.1 КоАП РФ, предусматривающей, что законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса РФ об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ и ст. 28.2, регламентирующей, что в протоколе должна быть указана статья Кодекса или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за совершенное правонарушение. При этом ссылка на иной нормативный акт не требуется. В протоколе же наряду с указанием на ст. 8.2 КоАП РФ имеется ссылка на нарушение Закона “О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения“.

Также в бланке протокола совершенно безосновательно имеется запись о разъяснении правонарушителю прав и обязанностей, предусмотренных ст. 247 КоАП РФ.

Наличие указания на недействующий нормативный акт без расшифровки прав и обязанностей свидетельствует об отсутствии действительного такого разъяснения прав представителю юридического лица, привлеченного
к ответственности.

Вынесенное по делу постановление также не соответствует требованиям, предъявляемым к нему законом. В соответствии со ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о назначении административного наказания, а не постановление о наложении административного взыскания за санитарное правонарушение, что имело место в данном случае.

Также не требуется ссылка на иное законодательство, кроме статьи Кодекса, регламентирующей ответственность за совершенное нарушение, а именно такая ссылка имеется в постановлении.

Не соответствует нормам КоАП РФ указание на необходимость уплаты штрафа в 15-дневный срок со дня вручения постановления. Ст. 32.2 КоАП РФ предусматривает, что административный штраф должен быть уплачен лицом не позднее 30 дней со дня вступления постановления в законную силу.

Указанные обстоятельства должны быть учтены в дальнейшей деятельности по привлечению виновных к административной ответственности. Производство по делам об административных правонарушениях должно осуществляться в строгом соответствии с требованиями КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации“,

предлагаю:

Рассмотреть настоящее представление и принять действенные меры к устранению в дальнейшей деятельности Центра ГСЭГ указанных в нем нарушений и недостатков.

О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в Прокуратуру области в установленный законом месячный срок в письменной форме.

Первый заместитель Прокурора

Пензенской области

государственный советник

юстиции 3 класса

Н.Е.СНАТКИН