Представление Прокуратуры Пензенской обл. от 07.03.2003 N 7-5-19-03 “Об устранении нарушений земельного и налогового законодательства РФ“
ПРОКУРАТУРА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИПРЕДСТАВЛЕНИЕ
от 7 марта 2003 г. N 7-5-19-03
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗЕМЕЛЬНОГО И НАЛОГОВОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ
Главе администрации
города Пензы
Калашникову А.С.
Прокуратурой Пензенской области во исполнение задания Генеральной прокуратуры РФ проводится проверка соблюдения положений Земельного кодекса РФ в Комитете по управлению муниципальным имуществом (далее - Комитет) г. Пензы.
В ходе ее проведения установлены нарушения действующего законодательства РФ, регулирующего вопросы купли-продажи земельных участков на территории г. Пензы.
Так, Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Пензы при заключении сделок купли-продажи земли нарушаются требования раздела 8 (Федеральные налоги) Налогового кодекса РФ.
Согласно главе 21 (Налог на добавленную стоимость) и ст. 143 Налогового кодекса (НК) РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации и индивидуальные предприниматели.
При этом статьей 11 НК РФ установлено, что для целей налогообложения организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, плательщиками налога на добавленную стоимость признаются все организации, являющиеся юридическими лицами, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, включая и комитеты по управлению имуществом.
В соответствии с пунктом 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.
Согласно пункту 3 статьи 38 Кодекса товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.
В соответствии со статьями 129 и 130 Гражданского кодекса РФ земельные участки относятся к недвижимому имуществу.
Следовательно, продажа земельных участков облагается налогом на добавленную стоимость на общих основаниях, по налоговой ставке в соответствии с п. 3 ст. 164 НК РФ, равной 20 процентам.
Установлено, что в период с августа по декабрь 2002 года включительно Комитетом в качестве продавца было заключено 98 договоров купли-продажи земельных участков с юридическими и физическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица на сумму более 16 миллионов рублей.
В нарушение указанных норм Налогового кодекса РФ Комитетом ни по одной сделке не была предъявлена продавцом (Комитетом) покупателю сумма указанного 20-процентного налога на добавленную стоимость, что является недопустимым, т.к. данный налог не поступил в федеральный бюджет РФ.
В результате допущенных ответственными должностными лицами Комитета нарушений в бюджет не поступило в 2002 году денежных средств на сумму свыше 3 миллионов рублей.
На момент проверки Комитетом работа по предъявлению покупателям (в основном физическим лицам) суммы 20-процентного налога на добавленную стоимость проводится (было заключено около 50-ти дополнительных соглашений, касающихся данной оплаты, по которым такая оплата производится), вместе с тем эта работа требует скорейшего ее завершения и предъявления соответствующих требований и к юридическим лицам, основным плательщикам налога.
Кроме того, в ходе проверки было установлено, что при продаже ряда земельных участков были допущены нарушения Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“.
Так, в частности, согласно пункту 3 ст. 28 этого Федерального закона собственники объектов недвижимости, расположенных на земельных участках, относящихся к государственной собственности или муниципальной собственности, могут приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки. Решение о продаже земельных участков принимается органом, принявшим решение о приватизации соответствующих объектов недвижимости.
Проверкой установлено, что по 8-ми объектам недвижимости, являющимся областной и федеральной собственностью (решение о их приватизации принимали соответственно комитеты по управлению государственным имуществом Пензенской области и Российской Федерации), расположенным в г. Пензе по адресам: ул. Молокова - 18, ул. Суворова - 111а, ул. Рахманинова - 2а, ул. Вяземского - 25а, ул. Спартаковская - 28а, ул. Антонова - 3а, ул. Бакунина - 72а, ул. Леонова - 32а - соответственно и решение о продаже земельных участков под указанными объектами должно было принимать Министерство по управлению государственным имуществом Пензенской области как уполномоченный орган.
Вместе с тем на основании внесенных в декабре 2002 и январе 2003 года предложений руководством Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Пензы решение о продаже земельных участков принимал Глава администрации г. Пензы, т.е. лицо неправомочное.
Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства Пензенской области от 25.11.2002 N 536-пП “О продаже земельных участков, находящихся в государственной собственности“ органом, уполномоченным осуществлять продажу гражданам и юридическим лицам находящихся в государственной собственности земельных участков, решение о продаже которых принимается Министерством государственного имущества Пензенской области - является фонд имущества Пензенской области.
Однако договоры купли-продажи земельных участков, расположенных по вышеуказанным адресам, заключал Комитет по управлению имуществом г. Пензы, также являющийся неправомочным на совершение данных сделок юридическим лицом.
Согласно ст. 168 Гражданского кодекса РФ сделки, не соответствующие требованиям закона и иным правовым актам, признаются недействительными.
В связи с чем в настоящее время Мингосимуществом Пензенской области в соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ принимаются меры по защите гражданских прав путем обращения в Арбитражный суд Пензенской области по изменению правоотношений, возникших после заключения данных договоров и, в частности, по замене стороны в данных сделках.
В соответствии с Положением о Комитете по управлению муниципальным имуществом города Пензы“, утвержденным Постановлением Главы администрации г. Пензы 01.02.2002 N 194, Комитет в своей деятельности подчинен Главе администрации г. Пензы и подотчетен ему и Пензенской городской Думе.
Причинами указанных нарушений является безответственное отношение ответственных должностных лиц Комитета управления муниципальным имуществом г. Пензы к исполнению своих должностных обязанностей и неисполнение ими земельного и налогового законодательства РФ, а также слабый контроль за их работой со стороны Главы администрации г. Пензы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального закона “О прокуратуре РФ“,
необходимо:
1. Безотлагательно рассмотреть настоящее представление, о дне рассмотрения представления сообщить в Прокуратуру Пензенской области.
2. Принять установленные законом меры по устранению указанных нарушений, причин и условий, им способствующих, в связи с чем решить вопрос об ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях законодательства РФ.
3. О принятых мерах не позднее чем в месячный срок прошу сообщить в письменной форме в Прокуратуру Пензенской области.
И.о. Прокурора Пензенской области
государственный советник
юстиции 3 класса
Н.Е.СНАТКИН