Законы и постановления РФ

Закон Пензенской обл. от 20.02.2003 N 447-ЗПО “О профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании на территории Пензенской области“ (принят ЗС Пензенской обл. 14.02.2003)

Утратил силу в связи с принятием Закона Пензенской обл. от 22.12.2006 N 1183-ЗПО, вступившего в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.

Вступил в силу со дня официального опубликования (статья 30 данного документа).

20 февраля 2003 года N 447-ЗПО

ЗАКОН

ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

О ПРОФИЛАКТИКЕ АЛКОГОЛИЗМА, НАРКОМАНИИ И

ТОКСИКОМАНИИ НА ТЕРРИТОРИИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят

Законодательным Собранием

Пензенской области

14 февраля 2003 года

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом

Настоящий Закон регулирует отношения в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании, организации лечения, социальной и психологической реабилитации лиц, страдающих данными заболеваниями, и направлен на защиту населения Пензенской области от дальнейшего распространения наркологических заболеваний.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В
настоящем Законе используются следующие основные понятия:

алкоголизм, наркомания, токсикомания - заболевания, вызванные злоупотреблением психоактивных веществ, имеющие общие механизмы развития, клинику, динамику, сопровождающиеся развитием физической и психической зависимости и приводящие к тяжелым медико-социальным последствиям для самого больного, его потомства, семьи, общества в целом;

аддитивное поведение - стремление к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния вследствие злоупотребления наркотическими средствами, токсическими и психотропными веществами, а также спиртными напитками;

больной наркоманией, алкоголизмом, токсикоманией - лицо, которому по результатам медицинского (наркологического) освидетельствования, проведенного в соответствии с действующим законодательством, поставлен диагноз “наркомания“, “алкоголизм“, “токсикомания“;

девиантное поведение - отклоняющееся поведение, противоречащее принятым в обществе правовым и (или) нравственным нормам, включая общественно опасное поведение, обусловленное психическим заболеванием или асоциальными установками субъекта, проявляющееся как конфликтное;

наркологическая помощь - комплекс мероприятий по профилактике, лечению, медико-социальной реабилитации больных наркоманией, токсикоманией и алкоголизмом, осуществляемых специализированными учреждениями в соответствии с лицензией на указанные виды медицинской деятельности;

наркологическая служба - сеть лечебно-профилактических учреждений, имеющих лицензию на право оказания специализированной наркологической помощи населению с использованием специальных методов диагностики и лечения, разрешенных Министерством здравоохранения Российской Федерации;

наркотические средства - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами;

психотропные вещества - вещества синтетического и естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством и международными договорами;

профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании - совокупность правовых, социальных, педагогических и иных мер, направленных на предупреждение злоупотребления спиртными
напитками, наркотическими средствами, психотропными и токсикоманическими веществами и возникновения алкоголизма, наркомании и токсикомании;

социальная реабилитация - комплексное направленное использование социальных, образовательных, трудовых и других мероприятий с целью восстановления социальных функций человека, его социального и психологического статуса;

токсикоманические вещества - химические вещества и соединения синтетического или естественного происхождения, растения, препараты, природные материалы (за исключением алкоголя и никотина), влияющие на психофизиологическое состояние человека, способные вызвать зависимость, но не включенные в списки I и II Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и не являющихся их аналогами;

социальная адаптация - процесс активного приспособления индивида к социальной среде.

Статья 3. Задачи настоящего Закона

Задачами настоящего Закона являются:

1) определение основных направлений деятельности органов государственной власти Пензенской области, органов местного самоуправления муниципальных образований, иных организаций и физических лиц в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании;

2) правовое регулирование отношений, возникающих в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании;

3) создание условий для обеспечения наркологических служб и лечебно-профилактических учреждений необходимыми средствами для профилактики, лечения и реабилитации больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией;

4) предупреждение распространения алкоголизма, наркомании и токсикомании на территории Пензенской области, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

5) пресечение незаконного оборота спиртных напитков, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на территории Пензенской области в соответствии с действующим законодательством.

Статья 4. Правовая основа деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Пензенской области, юридических и физических лиц в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании

Правовую основу деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Пензенской области, юридических и физических лиц в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании составляют Конституция Российской
Федерации, федеральные законы, настоящий Закон и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, Пензенской области и органов местного самоуправления, регулирующие отношения в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании.

Статья 5. Основные принципы оказания помощи наркологическим больным

Основными принципами оказания помощи наркологическим больным являются:

1) своевременность, доступность, безопасность, эффективность, конфиденциальность;

2) создание для наркологических больных условий для лечения и социальной реабилитации на основе правовых, медицинских и педагогических методов;

3) добровольное участие общественных объединений, граждан в реализации государственных задач по предотвращению распространения наркологических заболеваний на территории Пензенской области;

4) ответственность граждан за сохранение своего здоровья, в том числе психического, а также здоровья членов семьи и окружающих лиц;

5) ответственность органов государственной власти Пензенской области и органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц и граждан Пензенской области за нарушение законодательства в области охраны здоровья граждан и защиты от распространения наркологических заболеваний.

Статья 6. Система и объекты профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании

1. Система профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании включает:

1) разработку и реализацию областных и муниципальных программ в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании;

2) деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления Пензенской области, организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании.

2. Объектами профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании являются:

1) граждане, не имеющие опыта аддитивного поведения, в том числе несовершеннолетние;

2) граждане из группы риска, в том числе несовершеннолетние правонарушители, состоящие на учете в органах внутренних дел;

3) больные алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, находящиеся под наблюдением в лечебно-профилактических учреждениях;

4) лица, причастные к незаконным операциям с наркотиками;

5) организации, занимающиеся производством, транспортировкой, хранением, реализацией и использованием психоактивных веществ в соответствии с действующим законодательством.

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ И
ЗАДАЧИ ОРГАНОВ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ И ИНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПЕНЗЕНСКОЙ

ОБЛАСТИ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ АЛКОГОЛИЗМА,

НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИИ

Статья 7. Полномочия Законодательного Собрания Пензенской области

К полномочиям Законодательного Собрания Пензенской области в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании относятся:

1) законодательное урегулирование отношений в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании;

2) утверждение объемов финансовых средств, направляемых на реализацию целевых областных программ и иных мероприятий по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании;

3) утверждение областных целевых программ по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании;

4) контроль за исполнением областного законодательства в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании;

5) осуществление иных полномочий в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании в соответствии с действующим законодательством и настоящим Законом.

Статья 8. Полномочия Правительства Пензенской области в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании

К полномочиям Правительства Пензенской области в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании относятся:

1) разработка и реализация областных программ по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании;

2) координация деятельности исполнительных органов государственной власти и иных организаций, реализующих областные программы по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании;

3) развитие деятельности учреждений социальной сферы: здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта;

4) поддержка и развитие системы психологической и социальной реабилитации лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией;

5) реализация государственной политики поддержки семьи и детства, разработка программ по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних;

6) иные полномочия в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании относятся:

1) разработка и реализация муниципальных программ по
профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании;

2) координация деятельности исполнительных органов местного самоуправления и иных организаций, реализующих программы по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании;

3) развитие деятельности муниципальных учреждений социальной сферы: здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта;

4) создание муниципальных учреждений, осуществляющих профилактическую, коррекционную, воспитательную работу с гражданами, страдающими алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией;

5) развитие системы летней занятости детей и подростков;

6) создание и реализация экономических и правовых механизмов, стимулирующих у населения интерес к сохранению здоровья, здоровому образу жизни;

7) создание, поддержка и развитие системы специального и коррекционного образования, системы психологической и социальной реабилитации;

8) квотирование и создание дополнительных рабочих мест для прошедших курс лечения от алкоголизма, наркомании и токсикомании, особенно несовершеннолетних, в целях их реабилитации в соответствии с программами по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании;

9) содействие развитию антиалкогольной и антинаркотической пропаганды;

10) создание муниципальных реабилитационных центров и отделений, рассчитанных на длительное пребывание в них пациентов, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, а также сети медицинских наркологических кабинетов и пунктов;

11) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, реализующих программы по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании;

12) обеспечение систематического контроля за деятельностью муниципальных учреждений и органов управления здравоохранением в сфере профилактики и лечения алкоголизма, наркомании и токсикомании;

13) обеспечение наркологических муниципальных учреждений необходимыми лекарственными средствами для лечения больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией;

14) иные полномочия в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании в соответствии с их компетенцией, определенной федеральным и областным законодательством, уставами муниципальных образований.

Статья 10. Задачи органов внутренних дел Пензенской области в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании

В соответствии с федеральным законодательством основными задачами подразделений милиции общественной безопасности органов внутренних
дел Пензенской области в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании являются:

1) проведение мероприятий по первичной профилактике в пределах своей компетенции среди правонарушителей и группы риска в целях предотвращения правонарушений;

2) выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений, и принятие в пределах своей компетенции мер по их устранению;

3) внесение в соответствии с законодательством Российской Федерации в органы государственной власти Пензенской области и органы местного самоуправления Пензенской области, иные организации обязательных для исполнения предписаний об устранении обстоятельств, способствующих совершению правонарушений;

4) выявление несовершеннолетних, нуждающихся в экстренной социальной помощи, оставшихся без попечения родителей, и направление их в специализированные учреждения социального обслуживания и здравоохранения, специальные учреждения образования;

5) выявление лиц, приобщающих несовершеннолетних к употреблению алкогольных напитков, наркотических средств и психотропных веществ, а также вовлекающих их в совершение преступлений и антиобщественных действий;

6) участие в разработке и реализации программ по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании, а также в работе координирующих структур по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, созданных органами государственной власти Пензенской области;

7) обобщение и направление в органы государственной власти и органы местного самоуправления Пензенской области информации и предложений по совершенствованию работы по предупреждению противоправного поведения несовершеннолетних, их воспитанию, обучению, досуговой и трудовой занятости, совершенствованию наркологического и психиатрического лечения, социальной защиты;

8) принятие мер в пределах своей компетенции к лицам, появляющимся на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортных средствах массового пользования, в других общественным местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.

Статья 11. Задачи органов управления образованием и образовательных учреждений Пензенской области

Задачами органов управления образованием и образовательных учреждений Пензенской области при осуществлении мероприятий
по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании являются:

1) участие в разработке и реализации программ по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании;

2) реализация образовательных программ, проведение семинаров по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании, пропаганда здорового образа жизни;

3) обеспечение приоритета в реализации воспитательных и развивающих программ, направленных на предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних;

4) организация и обеспечение социально-психологической, педагогической помощи детям и подросткам с проблемами в развитии и обучении в целях предупреждения социальной дезадаптации и аддитивного поведения, а также коррекция нарушений в их развитии;

5) выявление и учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принятие мер, направленных на получение ими основного общего образования;

6) выявление семей, находящихся в социально опасном положении, оказание им психолого-педагогической помощи, обучение родителей навыкам бесконфликтного общения с детьми;

7) участие в организации досуга детей и подростков: создание клубов по интересам, кружков и объединений, спортивных секций, организации летней занятости и отдыха детей;

8) развитие сети учреждений дополнительного образования, обеспечивающих максимальный охват различными формами дополнительного образования детей “группы риска“;

9) проведение регулярного анализа в целях изучения ситуации, связанной с потреблением спиртных напитков и наркотических средств учащимися, выявлением негативных тенденций ее развития и принятия необходимых организационно-методических мер.

Органы управления образованием и образовательные учреждения в соответствии с действующим законодательством и учредительными документами вправе реализовывать иные задачи при осуществлении мероприятий по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании.

Статья 12. Задачи комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании

Задачами комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в осуществлении мероприятий по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании в соответствии с федеральным законодательством являются:

1)
координация деятельности всех органов и учреждений, реализующих программы профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних;

2) организация контроля за реализацией прав детей и подростков в семье, в сфере образования, охраны здоровья, социального обеспечения;

3) принятие мер к обеспечению защиты несовершеннолетних от физического, психического, психологического, сексуального и иных форм насилия;

4) рассмотрение дел об административных правонарушениях, связанных с незаконным приобретением, хранением, употреблением наркотических средств, психотропных веществ в отношении несовершеннолетних и их родителей.

Статья 13. Задачи органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения Пензенской области

1. Задачами органов управления здравоохранением, государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в соответствии с учредительными документами в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании являются:

1) выявление, учет, обследование и лечение лиц, в том числе несовершеннолетних, злоупотребляющих спиртными напитками, наркотическими средствами, токсикоманическими и психотропными веществами;

2) оказание консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющих) несовершеннолетних, проходящих соответствующее лечение;

3) оказание консультативной помощи специалистам государственных и муниципальных организаций, осуществляющих мероприятия по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании;

4) подготовка в установленном порядке заключений о состоянии здоровья лиц, совершивших преступления, другие антиобщественные деяния, в целях установления у них наличия (отсутствия) противопоказаний медицинского характера для направления в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;

5) оказание психокоррекционной помощи детям и подросткам;

6) осуществление мероприятий по пропаганде здорового образа жизни и профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании;

7) взаимодействие с органами внутренних дел Пензенской области в целях выявления фактов нарушений установленных правил хранения, приобретения, учета, отпуска, реализации, использования наркотических средств, психотропных, сильнодействующих веществ и их прекурсоров.

2. Органы управления здравоохранением, государственные и муниципальные учреждения здравоохранения в соответствии с действующим законодательством и учредительными документами вправе реализовывать иные задачи в сфере профилактики алкоголизма, наркомании
и токсикомании.

Статья 14. Задачи и направления деятельности органов социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания Пензенской области

1. Задачами органов социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания в пределах их компетенции и в соответствии с действующим законодательством в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании являются:

1) участие в разработке и реализации программ по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании;

2) развитие сети специализированных учреждений для граждан, особенно несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, а также учреждений социальной и психологической помощи семье и детям;

3) выявление семей, нуждающихся в оказании социальных услуг, в связи с наличием в них лиц, особенно несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотические средства, токсические и психотропные вещества;

4) определение необходимых видов и форм социального обслуживания лиц, особенно несовершеннолетних, прошедших курс лечения от алкоголизма, наркомании и токсикомании, а также членов их семей;

5) обеспечение граждан, имеющих различные формы дезадаптации, доступной, квалифицированной социальной, правовой, психологической, медицинской и педагогической помощью на основе программ социальной реабилитации, включая профессионально-трудовые, учебные, культурные, спортивно-оздоровительные и иные мероприятия.

Статья 15. Задачи специализированных учреждений по социальной реабилитации несовершеннолетних Пензенской области по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании

1. Основными задачами специализированных учреждений по социальной реабилитации несовершеннолетних (социально-реабилитационных центров, социальных приютов, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и других) в соответствии с федеральным законодательством являются:

1) обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, обеспечение временного проживания с полным государственным обеспечением, включая медицинское обслуживание, коммунальные услуги;

2) выявление и анализ причин, обусловивших безнадзорность, социальную дезадаптацию несовершеннолетних, внесение предложений по их устранению в соответствующие государственные органы и учреждения;

3) обеспечение несовершеннолетних, имеющих различные формы дезадаптации, доступной квалифицированной социальной, правовой, психологической, медицинской и педагогической помощью на основе программ социальной реабилитации, включающих профессионально-трудовые, учебные, культурные, спортивно-оздоровительные и иные мероприятия;

4) обеспечение воспитанникам специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних возможности медицинского обследования и обучения в образовательных учреждениях.

Статья 16. Задачи органов и учреждений культуры, физической культуры, спорта и туризма Пензенской области по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании

Основными задачами органов и учреждений культуры, физической культуры, спорта и туризма по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании являются:

1) оказание содействия гражданам, в том числе несовершеннолетним, в удовлетворении их духовных потребностей, приобщении к ценностям отечественной и мировой культуры, в обеспечении досуга, отдыха, спорта и туризма;

2) расширение сети подростковых клубов по месту жительства и учебы, создание условий для занятий физической культурой путем укрепления материальной базы физической культуры и спорта, пропаганды здорового образа жизни в обществе.

Статья 17. Задачи органов по делам молодежи Пензенской области по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании

Органы по делам молодежи в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании осуществляют мероприятия по защите прав молодежи, организации занятости и досуга, предупреждению безнадзорности среди несовершеннолетних, оказанию социальной поддержки, проводят работу по развитию антиалкогольной и антинаркотической пропаганды и формированию в молодежной среде антиалкогольных и антинаркотических установок.

Статья 18. Основные задачи органов государственной службы занятости населения Пензенской области по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании

Органы государственной службы занятости населения в целях профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании, в соответствии с действующим федеральным законодательством, во взаимодействии с органами государственной власти и органами местного самоуправления Пензенской области оказывают содействие реализации прав граждан на труд, на выбор рода деятельности и профессии, организовывают профессиональную подготовку и переподготовку, способствуют трудоустройству лиц, прошедших курс лечения от алкоголизма, наркомании и токсикомании, участвуют в разработке и реализации программ по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании.

Статья 19. Участие негосударственных организаций Пензенской области, в том числе общественных объединений, в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании

1. Участие негосударственных организаций Пензенской области, в том числе общественных объединений, в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании может выражаться в следующем:

1) осуществлении в установленном порядке диагностики, консультирования, социальной реабилитации и адаптации граждан, в том числе и несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотические средства, токсические и психотропные вещества;

2) оказании помощи семьям, нуждающимся в социальных услугах, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;

3) пропаганде здорового образа жизни;

4) взаимодействии с государственными и иными организациями, осуществляющими мероприятия по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании;

5) реализации иных задач, предусмотренных их уставами и положениями.

2. Деятельность негосударственных организаций, в том числе общественных объединений, осуществляющих диагностику и реабилитацию граждан, злоупотребляющих спиртными напитками, наркотическими средствами, токсическими и психотропными веществами, осуществляется на основании лицензий, выданных в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Данная деятельность должна также соответствовать государственным стандартам, которые определяют основные требования к качеству и объемам психологических, медицинских, педагогических и социальных услуг, порядку и условиям их оказания, обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан.

Глава III. СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

КОМПЛЕКСНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ АЛКОГОЛИЗМА, НАРКОМАНИИ И

ТОКСИКОМАНИИ

Статья 20. Наркологическая помощь и принципы ее оказания

Наркологическая помощь включает в себя обследование, консультирование, диагностику, лечение, психопрофилактическую и реабилитационную помощь лицам, страдающим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, и осуществляется в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Наркологическая помощь больным алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией оказывается сетью специализированных наркологических учреждений государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, получивших лицензию на указанный вид деятельности в порядке, установленном действующим законодательством.

Для диагностики и лечения алкоголизма, наркомании и токсикомании применяются средства и методы, разрешенные федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Наркологическая помощь оказывается при добровольном обращении лица или с его согласия, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Несовершеннолетним в возрасте до 15 лет, а также лицам, признанным в установленном законом порядке недееспособными, наркологическая помощь оказывается по его просьбе и с согласия их законных представителей в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Статья 21. Структура комплексной профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании

Комплексная профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании структурно включает:

1) общую (первичную) профилактику в отношении лиц, не имеющих опыта употребления спиртных напитков, наркотических средств, токсических и психотропных веществ, а также лиц их употребляющих, у которых еще не возникла зависимость от спиртных напитков, наркотических средств, токсических и психотропных веществ;

2) вторичную профилактику в отношении лиц со сформировавшейся зависимостью от спиртных напитков, наркотических средств, токсических и психотропных веществ;

3) третичную профилактику или реабилитацию хронических алкоголиков, наркоманов, прошедших курс лечения, либо лиц с аддитивным поведением.

Статья 22. Общая (первичная) профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании

1. Общая (первичная) профилактика включает в себя обучение, запрещение пропаганды употребления наркотических средств, токсических и психотропных веществ, комплексную антиалкогольную и антинаркотическую пропаганду, социальный менеджмент, психологическое консультирование и психотерапию.

2. Обучение как часть первичной профилактики включает:

1) обучение граждан по программам самопрофилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании;

2) воспитание у несовершеннолетних граждан внутренней системы ценностных ориентаций, исключающей аддитивное поведение;

3) обучение родителей и лиц, их заменяющих, навыкам бесконфликтного общения с детьми;

4) обучение специалистов в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании навыкам раннего выявления аддитивного поведения, проведению профилактических бесед и иным способам профилактической работы.

3. Комплексная антиалкогольная и антинаркотическая пропаганда как часть первичной профилактики предусматривает:

1) размещение социальной антиалкогольной рекламы в эфире государственной и муниципальных телерадиокомпаний;

2) участие в создании и поддержка детских и молодежных средств массовой информации для формирования позитивной жизненной ориентации в молодежной среде;

3) проведение других мероприятий антиалкогольной и антинаркотической пропаганды.

4. Запрещение пропаганды употребления наркотических средств, токсических и психотропных веществ как часть первичной профилактики предполагает запрет:

1) деятельности физических и юридических лиц, направленной на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, токсических и психотропных веществ;

2) производства и распространения книжной продукции, продукции средств массовой информации, распространение в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, токсических и психотропных веществ или совершение иных действий в этих целях.

5. Социальный менеджмент как часть первичной профилактики включает:

1) деятельность по созданию организаций молодежи, в том числе общественных объединений, пропагандирующих здоровый образ жизни, и обеспечению их развития;

2) деятельность по созданию зоны досуговой занятости молодежи (клубы и кружки, спортивные секции, оздоровительные, спортивные лагеря и другие);

3) проведение молодежных и иных мероприятий с целью пропаганды здорового образа жизни;

4) деятельность по расширению социальной рекламы ценностей здорового образа жизни.

6. Психологическое консультирование и психотерапия как часть первичной профилактики включают:

1) психологическое консультирование семей, входящих в группу риска;

2) психотерапию граждан с различным“ формами социальной дезадаптации;

3) психологическое консультирование и поддержку, в том числе по телефону доверия.

Статья 23. Вторичная профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании

Целью вторичной профилактики является преодоление физической и психической зависимости от спиртных напитков, наркотических средств, токсических и психотропных веществ.

Задачами вторичной профилактики являются:

1) диагностика типа и степени зависимости, а также факторов, предрасполагающих к возникновению зависимости, провоцирующих и поддерживающих эту зависимость;

2) осуществление комплекса мероприятий, направленных на проведение детоксикации, оказание неотложной наркологической помощи, преодоление физической и психической зависимости, а также лечение заболеваний, сопутствующих алкоголизму, наркомании и токсикомании;

3) формирование среды, поддерживающей здоровый образ жизни, в ближайшем окружении лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, посредством психотерапевтических мероприятий.

Статья 24. Третичная профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании

Третичная профилактика проводится с целью социальной реабилитации лиц, прошедших курс лечения, либо лиц с аддитивным поведением, избавления их от физической и психологической зависимости от спиртных напитков, наркотических средств, токсических и психотропных веществ и направлена на возвращение их к здоровому образу жизни, формирование и удержание ремиссии, изменение социального окружения.

Социальная реабилитация включает:

1) медико-психологическую реабилитацию - систему медицинских и психологических мероприятий, предназначенных для потребителей психоактивных веществ без физической зависимости, но сохраняющих психологическую зависимость от спиртных напитков, наркотических и иных психоактивных веществ и направленных на формирование отказа человека от аддитивного поведения;

2) социально-психологическую реабилитацию - систему медицинских, психологических и социальных мероприятий, предназначенных для потребителей психоактивных веществ без выраженной психологической зависимости от них и направленных на удержание ремиссии, профилактику алкоголизма, наркомании и токсикомании и формирование неаддиктивного социального окружения;

3) непосредственно социальную реабилитацию - систему социальных мероприятий, предназначенных для лиц, избавившихся от физической и психологической зависимости от психоактивных веществ, и направленных на удержание неаддиктивного социального окружения.

Глава IV. ПРОГРАММЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

АЛКОГОЛИЗМА, НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИИ

Статья 25. Программы по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании

Программы по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании, реализуемые на территории Пензенской области, подразделяются на федеральные, областные и муниципальные, определяют содержание, направленность, предполагаемую результативность мероприятий, предусмотренных ими.

Областные программы разрабатываются Правительством области и утверждаются Законодательным Собранием Пензенской области.

Муниципальные программы разрабатываются и утверждаются в соответствии с уставами муниципальных образований.

Областные и муниципальные программы могут разрабатываться на конкурсной основе.

Статья 26. Формы реализации программ по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании

1. Реализация программ по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании осуществляется государственными, муниципальными органами и организациями в соответствии с их компетенцией, определенной федеральным и областным законодательством, уставами муниципальных образований.

2. Реализация программ производится посредством:

1) содействия организациям различных форм собственности, осуществляющим деятельность в области профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании, в выполнении мероприятий, предусмотренных программами;

2) проведения с использованием всех видов средств массовой информации работы по формированию адекватного общественного мнения в отношении проблемы алкоголизма, наркомании и токсикомании.

Статья 27. Финансовое обеспечение реализации программ по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании

Финансирование мероприятий, предусмотренных областными и муниципальными программами по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании, осуществляется за счет средств бюджета Пензенской области и бюджетов муниципальных образований в пределах утвержденных бюджетных расходов на соответствующий финансовый год.

В качестве дополнительных источников финансирования программ по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании могут быть использованы благотворительные взносы, добровольные безвозмездные пожертвования и иные источники, не запрещенные действующим законодательством.

Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 28. Основания осуществления деятельности по пресечению незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ

Пресечение незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и алкогольной продукции на территории Пензенской области производится правоохранительными органами в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 29. Ответственность за нарушение настоящего Закона

За нарушение настоящего Закона наступает ответственность по основаниям и в порядке, предусмотренным действующим законодательством.

Статья 30. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор

Пензенской области

В.К.БОЧКАРЕВ

г. Пенза

20 февраля 2003 года

N 447-ЗПО