Законы и постановления РФ

Постановление ЗС Пензенской обл. от 14.02.2003 N 185-9/3 ЗС “О проекте Федерального закона N 280514-3 “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“

Вступил в силу с 14 февраля 2003 года (пункт 3 данного документа).

14 февраля 2003 года N 185-9/3 ЗС

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 280514-3 “ОБ ОБЩИХ

ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ“

Рассмотрев проект федерального закона N 280514-3 “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Президентом Российской Федерации, Законодательное Собрание постановляет:

1. Отзыв Законодательного Собрания Пензенской области на указанный проект федерального закона утвердить (прилагается).

2. Направить настоящее Постановление в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, депутатам Государственной Думы В.А. Грачеву, В.И. Илюхину, И.Н. Руденскому, членам Совета Федерации А.Д. Беспалову, А.П. Вавилову.

3. Настоящее Постановление
вступает в силу со дня его принятия.

Председатель

Законодательного Собрания

В.А.ЛАЗУТКИН

г. Пенза

14 февраля 2003 года

N 185-9/3 ЗС

Приложение

к Постановлению

Законодательного Собрания

Пензенской области

от 14 февраля 2003 г. N 185-9/3 ЗС

ОТЗЫВ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 280514-3 “ОБ ОБЩИХ

ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ“, ВНЕСЕННЫЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ

ДУМУ ПРЕЗИДЕНТОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Считаем необходимым при рассмотрении законопроекта учесть следующие замечания и предложения:

1. По статье 2:

1) Положения пункта 1 данной статьи не учитывают определенного Общероссийским классификатором (ОКАТО) объектов административно - территориального деления, а также сложившегося и установленного законами субъектов Российской Федерации их административно - территориального устройства.

В соответствии с указанными документами на территории субъектов Российской Федерации имеются города республиканского, краевого, областного значения, внутригородские районы, сельские районы, города районного значения, рабочие поселки (поселки городского типа), сельсоветы, сельские населенные пункты (деревни, села и т.п.).

Следует также иметь в виду, что в соответствии с пунктом 4 статьи 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации существуют поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения (железнодорожные будки, дома лесников, полевые станы и т.п.).

К сожалению, в законопроекте о такой градации и соответствующем статусе тех или иных поселений, от которого, кстати говоря, зависит их обозначение как на географических, так и военно - топографических картах, ничего не говорится, хотя в реальной жизни они существовали, существуют и будут существовать.

2) В том числе по указанным выше обстоятельствам требует уточнения и соответствующей “расшифровки“ термин “муниципальное образование“, поскольку в предложенной редакции он подразумевает, что муниципальным образованием является любое городское, сельское поселение (отдельная деревня, село, железнодорожная будка и т.д.), независимо от их статуса. А муниципальное образование, как известно, имеет свой бюджет, муниципальную собственность, органы местного самоуправления
и другие правовые признаки, отличающие его от других категорий поселений.

В целом изменение территориальной основы местного самоуправления, установленной действующим Федеральным законом, в том виде, в каком это предлагается рассматриваемым законопроектом, считаем нецелесообразным, в первую очередь и главным образом на уровне поселений.

3) Требует уточнения термин “межселенная территория“, так как, если территория субъекта Российской Федерации разделена на территории городов и районов, районы в свою очередь разделены на сельсоветы, а те - на отдельные населенные пункты, и каждое из этих поселений в соответствии со статьей 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации должно иметь свою границу (черту), то никаких “ничейных“ территорий между ними быть не должно. Тогда, что такое “межселенная территория“?

4) Необходимо уточнить термин “внутригородская территория города федерального значения“, поскольку внутригородские территории (районы города) имеются и в городах, являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации.

5) Требует уточнения понятие “прилегающая территория“ (абзац третий), потому что, если сельский населенный пункт находится в черте города или рабочего поселка, то он входит в состав города. В противном случае такой населенный пункт находится в границах территории иного муниципального образования, и в силу сложившихся местных традиций, других обстоятельств (есть примеры подобного рода в Пензенской области) может быть административно связан с данным городом, рабочим поселком. В частности, в соответствии с законодательством Пензенской области в случае, если у сельского населенного пункта установлена административная связь с городом или рабочим поселком, то этот населенный пункт сохраняет свой статус сельского населенного пункта; если же сельский населенный пункт включается в состав города, рабочего поселка, то он утрачивает свой статус сельского населенного пункта и становится составной частью города, рабочего поселка
- его улицей.

Та же постановка вопроса - в отношении встречающегося понятия “пригородная зона“. Если, например, город Пенза обладает строго установленной чертой и при этом граничит с городом Заречным, Пензенским, Мокшанским и Бессоновским районами, то, имей он свою пригородную зону за пределами городской черты, она находилась бы на территории одного из указанных других муниципальных образований.

6) Требует уточнения термин “выборное должностное лицо местного самоуправления“, поскольку глава муниципального образования, избранный из состава депутатов представительного органа этого муниципального образования, тоже является по статусу выборным должностным лицом. К тому же на основе всеобщего равного и прямого избирательного права могут избираться иные выборные должностные лица местного самоуправления.

7) Требует уточнения термин “депутат“, ибо глава муниципального образования, избранный на муниципальных выборах, может входить в состав представительного органа по должности. Однако статус его - выборное должностное лицо, но не депутат. Такой же вопрос возникает в отношении статуса главы поселения, входящего в состав представительного органа муниципального района.

8) Вызывает сомнение необходимость определения законом субъекта Российской Федерации только центра муниципального образования. Как правило, это делается при образовании муниципального образования. Однако законопроект вообще не содержит нормы о том, кто и в каком порядке принимает решение об образовании муниципального образования.

9) Предлагаем дополнить пункт 1 статьи 2 нормами, определяющими содержание понятий “обнародование“ (муниципальных правовых актов) и “собственные доходы местных бюджетов“, которые встречаются в тексте законопроекта и до настоящего времени не имеют однозначного четкого толкования.

2. Статью 7 предлагаем перенести в Главу VII законопроекта.

3. Статью 8 в предложенной редакции считаем необходимым из текста законопроекта исключить. Полагаем более правильным сохранить ее в редакции статьи 10 действующего Федерального закона
“Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.

4. Пункт 3 статьи 9 предлагаем дополнить нормой следующего содержания: “в соответствии с федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации“.

5. По пункту 2 статьи 10:

Вызывает сомнение необходимость установления границы муниципального образования именно законом субъекта Российской Федерации, тем более что на практике не граница устанавливается как таковая, а утверждается ее описание. К тому же предложенная редакция данного пункта не согласуется с соответствующими нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации.

6. Редакцию подпункта 3 пункта 1 статьи 11 необходимо изложить с учетом положений статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

7. Достаточно жесткая привязка размеров территорий поселений к численности проживающего на этих территориях населения, да еще с участием в данной процедуре Правительства Российской Федерации представляется нецелесообразной (нормы в скобках подпункта 6 пункта 1, пункты 3 и 4 статьи 11). Тем более, что изменение до 50 процентов численности населения указанных территорий не влечет за собой никаких последствий, по крайней мере, в постановочном плане (пункт 5 статьи 12).

В связи с вышеизложенным предлагаем предоставить более широкие права в определении территорий муниципальных образований, в том числе с учетом их экономического потенциала, субъектам Российской Федерации.

В этой же связи подпункты 9 и 10 из текста пункта 1 статьи 11 предлагаем исключить.

8. Статью 13 предлагаем дополнить положением, регулирующим порядок упразднения муниципального образования.

9. Пункт 1 статей 14, 15, 16 дополнить подпунктами следующего содержания:

“осуществление заимствований, а также обслуживание и погашение внутреннего и внешнего долгов“;

“регулирование использования водных и природных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения“;

“проведение инвентаризации муниципальных земель и
других объектов недвижимости“.

10. Пункт 1 статей 15 и 16 дополнить подпунктом следующего содержания:

“Организация обязательного медицинского страхования“.

11. Подпункт 11 пункта 1 статьи 15 и подпункт 13 пункта 1 статьи 16 после слов “хозяйственные нужды“ дополнить словами “кроме коммунальных расходов“.

12. Подпункт 2 пункта 1 статей 14, 15, 16 изложить в редакции подпункта 3 пункта 7 статьи 35.

13. В подпункте 10 пункта 1 статьи 16 требует дополнительного разъяснения термин “первичные меры пожарной безопасности“.

14. Пункт 1 статьи 17 дополнить подпунктом, относящим к полномочиям органов местного самоуправления заключение договоров и соглашений.

15. В тексте пункта 2 статьи 17 слова “общественные повинности“ заменить словами “дежурства, общественные работы“.

16. Положение пункта 2 статьи 20 требует уточнения, поскольку может сложиться ситуация, когда органы местного самоуправления будут наделены государственными полномочиями без передачи необходимых финансовых средств либо с задержкой финансирования. Однако они будут обязаны исполнять данные полномочия.

17. По статье 22:

1) Пункт 1 изложить в следующей редакции:

“1. В целях решения непосредственно населением вопросов местного значения может проводиться местный референдум“. (Основание: пункт 3 статьи 12 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон).

2) Пункт 4 дополнить положением о том, что субъектом инициативы проведения местного референдума является также “иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в референдумах“. (Основание: пункт 3 статьи 14 Федерального закона).

3) В абзаце втором пункта 4:

слова “избирательным правом“ заменить словами “правом на участие в местном референдуме“ (Основание: подпункт 51 статьи 2 Федерального закона);

слова “от общего числа жителей“ заменить словами “от общего числа граждан, имеющих право на участие в местном референдуме“.
Аналогичное изменение следует внести и в часть вторую пункта 5 статьи 34 - слово “жителей“ заменить словами “граждан, имеющих право на участие в местном референдуме“ (Основание: пункт 1 статьи 4 Федерального закона);

последнее предложение после слов “федеральным законом“ дополнить через запятую словами “законом субъекта Российской Федерации“, далее по тексту. (Основание: пункт 2 статьи 11 Федерального закона).

4) В абзаце первом пункта 5 слово “документа“ заменить словом “документов“. (Основание: пункт 20 статьи 38 Федерального закона).

5) В абзаце втором пункта 5 полномочия муниципальной комиссии местного референдума по проведению местного референдума необоснованно переданы в компетенцию избирательной комиссии субъекта Российской Федерации в случае, если местный референдум назначен судом. Согласно пункту 2 статьи 20 Федерального закона “избирательные комиссии муниципальных образований“ при проведении соответствующих референдумов действуют “в качестве комиссий референдума“. Кроме того, если комиссия местного референдума нарушила соответствующий федеральный закон или закон субъекта Российской Федерации при подготовке и проведении местного референдума, она может быть расформирована в соответствии с действующим законодательством, но не отстранена от проведения кампании местного референдума. Вызывает сомнение аналогичная норма в отношении полномочий местной администрации при проведении местного референдума, назначенного судом.

6) В пункте 6 слова “избирательным правом“ заменить словами “правом на участие в местном референдуме“, а слова “равного и прямого избирательного права“ заменить словами “всеобщего равного и прямого волеизъявления“, далее по тексту.

7) Пункт 10 изложить в следующей редакции:

“10. Гарантии прав граждан на участие в местном референдуме устанавливаются федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации“. (Основание: по аналогии с пунктом 3 статьи 23 законопроекта, а также с учетом пункта 2 статьи 11
Федерального закона).

18. В пункте 2 статьи 23 необходимо указать все случаи, связанные с назначением муниципальных выборов. В качестве варианта предлагаем следующую редакцию этого пункта:

“2. Муниципальные выборы назначаются представительным органом местного самоуправления, а в случаях, установленных федеральным законом - соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом“. (Основание: по аналогии с частью второй пункта 5 статьи 22 законопроекта, а также с учетом статьи 10 Федерального закона).

19. По статье 24:

1) Пункт 1 изложить в следующей редакции:

“1. Голосование об отзыве выборного должностного лица местного самоуправления осуществляется в порядке, устанавливаемом уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации“.

2) Абзац первый пункта 2 изложить в следующей редакции:

“2. Основания для отзыва выборного должностного лица местного самоуправления и процедура отзыва устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации“. (Основание: положения пункта 1 этой же статьи, а также пункта 10 статьи 22 законопроекта).

3) В абзаце втором пункта 2 слово “бездействие“ заменить словами “действие (бездействие)“. (Основание: пункт 3 статьи 45 законопроекта, предусматривающий возможность отзыва выборного должностного лица за конкретное “действие“, установленное указанным пунктом).

20. Статью 25 предлагаем дополнить нормой, предусматривающей по аналогии с действующим Федеральным законом возможность регулирования порядка созыва и проведения схода граждан законом субъекта Российской Федерации (в целях обеспечения единой процедуры во всех муниципальных образованиях и оказания помощи местному самоуправлению в определении этой процедуры).

21. По статье 27:

1) Из абзаца второго пункта 1 исключить слово “границы“.

2) Пункт 2 изложить в следующей редакции:

“2. Территориальное общественное самоуправление осуществляется путем создания непосредственно населением на собраниях и конференциях граждан органов территориального общественного самоуправления и выборов
должностных лиц территориального общественного самоуправления“.

3) Перечень территорий, в пределах которых может осуществляться территориальное общественное самоуправление, предусмотренных пунктом 3, дополнить абзацем следующего содержания: “улица, группа жилых домов сельского населенного пункта“.

4) Пункт 5 изложить в следующей редакции:

“5. Орган территориального общественного самоуправления в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно - правовой форме некоммерческой организации“.

22. В названии и тексте статьи 28 слова “публичные слушания“ заменить словами “общественные слушания“, а также предусмотреть возможность регулирования порядка их подготовки и проведения законом субъекта Российской Федерации (в целях обеспечения единства подходов к организации общественных слушаний и оказания помощи местному самоуправлению в определении этих подходов).

23. Статьи 29 и 30 дополнить нормой, предусматривающей возможность регулирования порядка подготовки и проведения собраний и конференций граждан законом субъекта Российской Федерации (в целях обеспечения единой процедуры во всех муниципальных образованиях, на всех территориях общественного самоуправления и оказания помощи местному самоуправлению, территориальному общественному самоуправлению в определении этой процедуры).

24. По статье 31:

1) Пункт 2 изложить в следующей редакции:

“2. Решение о проведении опроса граждан принимается соответствующим органом (должностным лицом) муниципального образования или органом государственной власти (высшим должностным лицом) субъекта Российской Федерации“.

2) Пункт 4 изложить в следующей редакции:

“4. Порядок проведения опроса граждан определяется законами субъектов Российской Федерации“.

3) Первое предложение пункта 5 изложить в следующей редакции:

“В нормативном правовом акте органа (должностного лица) муниципального образования, органа государственной власти (высшего должностного лица) субъекта Российской Федерации устанавливаются:“.

25. По статье 34:

1) Название статьи изложить в редакции: “Органы и должностные лица местного самоуправления“.

2) Пункт 1 изложить в следующей редакции:

“1. Структуру органов и должностных лиц местного самоуправления
составляют представительный орган муниципального образования, местная администрация (исполнительно - распорядительный орган муниципального образования), глава муниципального образования, руководитель представительного органа, глава местной администрации, иные органы и должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования“.

3) Пункт 2 изложить в следующей редакции:

“2. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа и местной администрации муниципального образования является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом“.

4) Пункт 3 изложить в следующей редакции:

“3. Наименование, порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность и иные вопросы организации деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных местных традиций“.

5) Из текста первого абзаца пункта 5 исключить слова “на межселенных территориях“, “или представительным органом муниципального образования“, а также слова в скобках. Разве может быть муниципальное образование с численностью населения менее 100 человек?

6) Абзац второй пункта 5 изложить в следующей редакции:

“Для разработки проекта устава вновь образованного муниципального образования органами государственной власти субъекта Российской Федерации создается инициативная группа из числа граждан, проживающих на территории данного муниципального образования“.

Далее можно прописать порядок формирования указанной инициативной группы.

Дело в том, что, как известно, у вновь образованного муниципального образования представительный орган отсутствует и сформировать его до тех пор, пока уставом муниципального образования не будут определены его наименование, численность и порядок формирования, не представляется возможным.

7) Первое предложение пункта 6 изложить в редакции:

“Уставом муниципального образования устанавливаются:“.

8) Текст пункта 7 через запятую дополнить предложением “в том числе представительным органом муниципального образования“.

26. По статье 35:

1) Означает ли предложенная редакция пункта 2, что поселение с численностью населения менее 100 человек может быть муниципальным образованием и как это соотносится с нормой подпункта 6 пункта 1 статьи 11 законопроекта?

2) Норма, предлагаемая подпунктом 1 пункта 3, представляется оправданной и приемлемой в том случае, когда в границах территории муниципального образования имеются другие муниципальные образования. Однако законопроект подобной постановки вопроса не содержит.

3) В пункте 4 цифры: 10, 15, 25, 30, 40, 50 (человек) заменить, соответственно, цифрами: 7, 11, 15, 17, 21, 25 (человек).

4) В пункте 7 слово “ведение“ заменить словом “компетенция“ в целях унификации терминологии (см. пункт 2 статьи 25). Здесь же в соответствии с подпунктом 1 принятие устава муниципального образования отнесено к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления. В этой связи возникает вопрос о лишении населения муниципального образования права принимать устав непосредственно на референдуме.

5) Редакция пункта 8 требует безусловного уточнения, поскольку федеральные законы, определяющие иные полномочия представительных органов муниципальных образований, вряд ли будут приняты в обозримом будущем, а пункт 7 содержит далеко не исчерпывающий перечень полномочий, которыми представительные органы муниципальных образований обладают в реальной жизни. Да и о какой самостоятельности местного самоуправления можно вести речь при подобной постановке вопроса.

6) Пункт 10 предлагаем из текста статьи исключить.

7) Из текста пункта 11 исключить слова “а в случае, если указанное должностное лицо является главой администрации“, заменив их словом “либо“.

8) Подпункт 2 пункта 13 требует уточнения в части определения органа (должностного лица), компетентного прекратить полномочия представительного органа муниципального образования в данном случае.

9) Пункт 15 дополнить нормой, определяющей порядок назначения выборов в случае прекращения полномочий представительного органа муниципального образования.

27. По статье 36:

1) Пункт 1 изложить в следующей редакции:

“1. Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения“.

2) Пункт 2 изложить в следующей редакции:

“2. Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава и возглавляет деятельность как представительного органа муниципального образования, так и местной администрации“.

Подпункт 1 - 5 из текста пункта 2 исключить.

Дополнить пункт 2 вторым абзацем следующего содержания:

“В случае избрания главы муниципального образования на муниципальных выборах он входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса“.

3) Последнее предложение из пункта 4 исключить.

4) Пункт 6 дополнить подпунктом, который бы наделил представительный орган муниципального образования правом выражать недоверие главе муниципального образования (на основании нормы пункта 5 о подконтрольности и подотчетности главы муниципального образования представительному органу).

Дополнить пункт 6 абзацем, определяющим орган (должностное лицо), компетентный (компетентное) прекращать досрочно полномочия главы муниципального образования в случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 10.

5) Настоятельно рекомендуем в целом пересмотреть положения статьи 36, а также статьи 37, связанные с введением должностей главы муниципального образования, главы местной администрации.

Сегодня в соответствии с действующим Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ сложилась практика, когда избираемый населением или из состава депутатов представительного органа глава муниципального образования возглавляет как представительный орган муниципального образования, так и местную администрацию. И это правильно, потому что “хозяин в доме должен быть один“. В то же время в тех муниципальных образования, например, в городах Пензе и Заречном, ряде сельсоветов, где пришли к выводу о необходимости разделения должности руководителя представительного органа и главы местной администрации, такие решения приняты и закреплены в уставах соответствующих муниципалитетов. При этом существует практика, когда глава местной администрации избирается непосредственно населением на муниципальных выборах либо осуществляет свои полномочия на контрактной основе (контракт заключается с представительным органом муниципального образования в лице его руководителя).

Такой подход не только позволяет решать задачи местного значения с учетом сложившихся традиций, конкретных ситуаций и условий, но и, что самое важное, одобрен, поддержан населением, стал уже привычным для людей.

Рассматриваемый законопроект предлагает все начать сначала: должность главы муниципального образования должна быть обязательной во всех муниципальных образованиях, при этом возглавлять одновременно представительный орган и местную администрацию он не имеет право, “под главой муниципального образования“ может быть еще и глава местной администрации, работающий по контракту (снова два должностных лица).

Считаем подобную постановку вопроса ошибочной - народ не поймет и не примет этого. По крайней мере, на наш взгляд, было бы более правильным предложить ее в качестве одного из вариантов. Тем более, что с одной стороны ратуем за многообразие форм местной власти, творческое и активное участие в ее организации населения, а с другой - вводим достаточно “жесткую“ регламентацию данного процесса, причем, делается все это именно федеральным законом, призванным определять общие принципы организации местного самоуправления.

6) В этой же статье расширить круг полномочий Главы администрации муниципального образования, нанятого по трудовому договору, усилить гарантии независимости осуществления полномочий.

28. Пункт 5 статьи 37 проекта дополнить положением о включении представителей органов государственной власти субъекта Российской Федерации в состав конкурсной комиссии по отбору кандидатов на должность главы местной администрации поселения, и, прежде всего, городского поселения.

Усовершенствовать процедуру найма на основе трудового договора главы местной администрации, изложив пункт 6 статьи 37 в следующей редакции:

“6. Глава местной администрации, нанимаемый на должность на основании трудового договора, назначается на должность представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Трудовой договор с главой администрации заключается председателем представительного органа муниципального образования“.

Первое предложение пункта 11 статьи 37 завершить словами “на основании“.

Подпункт 1 изложить в следующей редакции:

“1) решения представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования о выражении ему недоверия в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения“.

Аналогичным образом изложить редакцию подпункта 2.

Начало подпункта 3 дополнить словом “заявления“.

29. В тексте пункта 1 статьи 38 слово “образуется“ заменить словами “может образовываться“.

30. Статью 39 изложить в следующей редакции:

“Статья 39. Иные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления

В структуре органов местного самоуправления муниципального образования уставом муниципального образования могут быть предусмотрены иные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, порядок формирования и организации работы которых определяется уставом муниципального образования и (или) представительным органом муниципального образования“.

31. Из текста пункта 4 статьи 40 исключить слова “а также перечня полномочий“.

32. По статье 43:

1) Подпункт 3 пункта 1 изложить в следующей редакции:

“3) постановления и распоряжения главы муниципального образования, главы местной администрации, приказы руководителей иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования“ (см. пункт 7 данной статьи).

2) В тексте пункта 4 слова “распоряжения и приказы“ заменить словами “постановления и распоряжения“.

3) Из текста пункта 5 исключить слова “и приказы“.

4) В тексте пункта 6 слово “распоряжения“ заменить словом “постановления“, а слово “приказы“ - словом “распоряжения“.

33. По статье 44:

1) Пункт 1 дополнить новым подпунктом 2 следующего содержания:

“2) перечень населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования“.

При этом нумерацию подпунктов пункта 1 соответствующим образом изменить.

2) Подпункт 8 пункта 1 требует уточнения в части определения уставом муниципального образования порядка отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления. Дело в том, что в настоящее время, например, в Пензенской области действует Закон “О порядке отзыва избирателями депутата, выборного должностного лица местного самоуправления в Пензенской области“. Документ достаточно объемный, поскольку разработан на основе требований Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“. Если изложить его в тексте устава муниципального образования, причем, наряду с другими подобного рода документами, то устав муниципального образования придется издавать в нескольких томах, в результате чего для практического применения он станет малопригодным.

3) Пункт 2 требует уточнения:

во-первых, в связи с тем, что в случае образования нового муниципального образования его устав не может быть принят представительным органом, которого в данному случае просто не существует;

во-вторых, в части возможности существования муниципального образования с численностью населения менее 100 человек в принципе.

4) В связи с отсутствием представительного органа в случае образования нового муниципального образования требует уточнения и редакция пунктов 3 и 4.

5) Принятие отдельного федерального закона, предусмотренного пунктом 5, определяющего порядок государственной регистрации в органах юстиции устава муниципального образования, внесенных в него изменений и дополнений представляется нецелесообразным, поэтому указанный порядок предлагаем установить рассматриваемым законопроектом.

6) Абзац второй из текста пункта 6 исключить.

34. Часть вторую пункта 2 статьи 45 изложить в редакции пункта 9 статьи 73 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“.

35. Пункт 2 статьи 47 после слов “вступают в силу“ дополнить словами “через десять дней“, далее по тексту, либо после слова “самостоятельно“ дополнить словами “в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации“.

36. Требует уточнения положение части третьей пункта 1 статьи 52, т.к. не ясно, кто будет исполнять сметы доходов и расходов. В соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации по смете доходов и расходов работает бюджетное учреждение, созданное органами местного самоуправления для выполнения определенных функций.

37. Пункт 2 статьи 53 дополнить ссылкой на статью 134 Бюджетного кодекса Российской Федерации, либо после слова “самостоятельно“ дополнить словами “в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации“.

38. Требует уточнения редакция пункта 2 статьи 55, поскольку в соответствии со статьями 44, 47 Бюджетного кодекса Российской Федерации субвенции включаются не в состав собственных доходов бюджета, а подлежат учету в доходах бюджета, который является получателем указанных средств.

39“ Из пункта 3 статьи 60 слова “и (или) путем установления представительным органом муниципального района для поселений данного муниципального района дополнительных нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов“ исключить.

40. В части третьей пункта 2 статьи 62 слова “нормативными правовыми актами органов государственной власти“ заменить словом “законами“.

41. Законопроектом предусматриваются положения, определяющие порядок взаимодействия органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти по налогам и сборам. Считаем целесообразным дополнить аналогичными положениями взаимоотношения органов местного самоуправления и органов федерального казначейства при обеспечении последними кассового обслуживания исполнения местных бюджетов, а также взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной статистики. В этих целях предлагаем:

1) Пункт 2 статьи 65 дополнить абзацами следующего содержания:

“При кассовом обслуживании исполнения местного бюджета органами федерального казначейства органы местного самоуправления взаимодействуют с органами федерального казначейства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Органы федерального казначейства на безвозмездной основе предоставляют органам местного самоуправления информацию о поступивших и распределенных между бюджетами различных уровней налогах по каждому муниципальному образованию в разрезе налогоплательщиков и по видам доходов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации“.

2) Статью 65 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

“4. Органы местного самоуправления взаимодействуют с территориальными органами федерального органа исполнительной власти по статистике в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Территориальные органы федерального органа исполнительной власти по статистике ведут статистический учет по каждому муниципальному образованию и на безвозмездной основе предоставляют органам местного самоуправления соответствующую информацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации“.

Предлагаемые изменения позволят обеспечить более качественное регулирование вопросов, связанных с формированием бюджетов и межбюджетными отношениями на местном уровне, осуществлять контроль за исполнением местных бюджетов, в том числе за счет правильности регулирования доходов между бюджетами различных уровней, а также вести достоверный и сопоставимый учет необходимых данных финансовыми органами, органами федерального казначейства и налоговыми органами.

3) Дополнить статью положением, в соответствии с которым в законопроект необходимо включить норму, обязывающую органы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам предоставлять органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления необходимую информацию для формирования и исполнения соответствующих бюджетов.

42. Главу IX из текста законопроекта исключить, так как указанные вопросы урегулированы статьей 8 законопроекта.

43. Пункт 1 статьи 73 дополнить положением об обязанности суда информировать органы государственной власти субъекта Российской Федерации о соответствующем решении суда.

44. Пункт 2 статьи 74 дополнить положением об обязательном опубликовании акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

45. Положения пункта 3 статьи 75 в части временного возложения полномочий органов местного самоуправления на органы государственной власти субъектов Российской Федерации дополнить словом “исполнительные“.

46. Пункт 2 статьи 77 проекта дополнить положением об осуществлении уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации контроля за реализацией программ социально - экономического развития муниципального образования.

47. Пункт 1 статьи 83 предлагаем изложить в следующей редакции:

“1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2005 года в порядке, установленном настоящей главой, при условии введения в действие не позднее 1 января 2005 года федеральных законов о внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации, вытекающих из требований настоящего Федерального закона“.

При этом пункты 2 и 3 из текста статьи 84 и статью 85 из текста законопроекта исключить.

Подобная постановка вопроса позволит:

во-первых, не пересматривать сложившуюся в настоящее время территориальную основу местного самоуправления, не изменять установленные границы муниципальных образований, не формировать заново избранные органы местного самоуправления до тех пор, пока федеральным законодательством не будут реально обеспечены финансовые основы местного самоуправления и урегулированы межбюджетные отношения;

во-вторых, не проводить всю ту работу, которая предусматривается статьей 85 законопроекта в период предстоящих избирательных кампаний 2003 и 2004 годов по выборам депутатов Государственной Думы и Президента Российской Федерации;

в-третьих, продуманно и взвешенно осуществить реформу местного самоуправления не только исходя из численности населения муниципальных образований, пешей или транспортной доступности их административных центров для граждан в течение рабочего дня, но и с учетом их финансово - экономического потенциала, который можно будет по-новому объективно оценить после вступления в силу федеральных законов, предусмотренных пунктом 1 статьи 83 законопроекта.