Законы и постановления РФ

Представление Прокуратуры Пензенской обл. от 28.01.2003 N 7-5-8-03 “Об устранении нарушений природоохранного законодательства“

ПРОКУРАТУРА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

от 28 января 2003 г. N 7-5-8-03

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ПРИРОДООХРАННОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Начальнику Главного управления

природных ресурсов и охраны

окружающей среды по

Пензенской области

Абрамову Б.В.

Прокуратурой области проведена проверка законности заключения Соглашения N 60 от 30.07.2002 Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды по Пензенской области и Администрацией г. Заречного Пензенской области о разграничении полномочий в области природопользования и охраны окружающей природной среды.

Проверка показала, что данным Соглашением Администрации города Заречного предоставлен ряд прав, выходящих за пределы полномочий органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды и природопользования.

В соответствии с пунктами “в“ и “д“ ч. 11 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользования; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, определяются в соответствии с федеральными законами.

В соответствии со ст. 6, ч. 2 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ к вопросам местного значения относится участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования.

Частью 2 статьи 132 Конституции РФ и частью 5 ст. 4 ФЗ, ч. 6 ст. 5 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ закреплено, что органы местного самоуправления могут наделяться федеральным законом и законами субъекта РФ отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Согласно ст. 4 Закона РФ от 14.07.1992 N 3297-1 “О закрытом административно - территориальном образовании“ органы местного самоуправления закрытого административно - территориального образования осуществляют контроль за санитарно - эпидемиологическим, радиационным и экологическим состоянием территорий закрытого административно - территориального образования, за исключением режимных территорий предприятий и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон, которые подлежат ведению уполномоченных на то государственных контрольных и надзорных органов. Органы местного самоуправления информируются о результатах проверок.

Пунктом 1.1 Соглашения N 60 от 30.07.2002 установлено, что его предметом является взаимодействие при осуществлении ГУПР Пензенской области и Администрацией возложенных на них полномочий в области
охраны окружающей природной среды и природопользования на территории ЗАТО г. Заречного.

Вместе с тем в указанном Соглашении Администрация города Заречного наделяется отдельными государственными полномочиями, без принятия по этому вопросу соответствующего федерального закона либо закона Пензенской области.

Так, в пунктах 2.1.3 и 2.1.8 закреплено, что Администрация ведет учет и оценку объемов отходов производства и потребления на объектах, расположенных на территории ЗАТО г. Заречного, независимо от формы собственности и подчинения, участвует в выдаче разрешений на твердые бытовые отходы и некоторые производственные отходы, участвует, в установленном порядке, в выдаче разрешений на отдельные виды природопользования, выбросы, сбросы вредных веществ, захоронение токсичных отходов на территории г. Заречного Пензенской области.

В то же время Федеральным законом “Об охране окружающей среды“, в ст. 23, четко установлено, что выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п.п. 2.1.9 и 2.1.11 Соглашения Администрация принимает, в установленном порядке, решения об ограничении, приостановлении и прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранных норм и правил. При обнаружении экологических правонарушений выдает обязательные предписания об устранении нарушений природоохранного законодательства.

Согласно ст. 6 Федерального закона “Об охране окружающей среды“ ограничение, приостановление и (или) запрещение хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды на территориях субъектов Российской Федерации, относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 66 Федерального закона “Об
охране окружающей среды“ предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля; приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических и физических лиц при нарушении ими законодательства в области охраны окружающей среды вправе государственные инспектора в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке.

Согласно Приказу МПР РФ от 4 апреля 2001 г. N 283 “О должностных лицах МПР России и его территориальных органов, осуществляющих государственный экологический контроль“ государственными инспекторами Российской Федерации по охране природы в субъектах Российской Федерации являются специалисты структурных подразделений департаментов природных ресурсов по регионам МПР России и комитетов природных ресурсов по субъектам Российской Федерации МПР России, ведающие вопросами организации и осуществления государственного экологического контроля.

Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 34 Федерального закона “Об охране окружающей среды“ прекращение в полном объеме размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании решения суда и (или) арбитражного суда.

Согласно п.п. 2.2.2 и 2.2.3 Соглашения Администрация участвует в определении порядка осуществления общего водопользования, устанавливает места, где запрещены: забор воды для питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения, купание, плавание на маломерных плавательных средствах, водопой скота на территории г. Заречного Пензенской области.

В то же время статьей 65 Водного кодекса РФ установление порядка использования водных объектов отнесено к полномочиям Российской Федерации. Статьей 66 Водного кодекса РФ закреплено,
что утверждение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах и утверждение правил охраны жизни людей на воде относятся к полномочиям субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 2.3.2 Администрация получает информацию о лесном фонде от всех лесопользователей г. Заречного Пензенской области.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 75 Лесного кодекса РФ, информация о лесном фонде включает в себя данные государственного учета лесного фонда, данные государственного лесного кадастра, мониторинга лесов, лесоустройства и иные данные, полученные федеральным органом управления лесным хозяйством или организациями, подведомственными ему, при осуществлении ими своих функций.

В соответствии со ст. 83 Лесного кодекса РФ при осуществлении лесопользования лесопользователи обязаны предоставлять в установленном порядке информацию о пользовании лесным фондом лесхозам федерального органа управления лесным хозяйством, органам государственной статистики и территориальным органам федерального органа управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации.

Согласно п. 5 Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам информации о лесном фонде, являющейся федеральной собственностью, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 сентября 1997 г. N 1252, информация о лесном фонде, полученная за счет средств федерального бюджета Федеральной службой лесного хозяйства России и подведомственными ей организациями, является федеральной собственностью. Федеральная служба лесного хозяйства России владеет, пользуется и распоряжается информацией о лесном фонде в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации. В п. 7 порядка закреплено, что органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления информация о лесном фонде предоставляется на безвозмездной основе.

В соответствии с п. 2.1.12 Соглашения Администрация направляет материалы об административных правонарушениях в области охраны окружающей природной среды по подведомственности. Пунктом
3.1.3 Соглашения предусмотрено, что ГУПР по Пензенской области рассматривает дела об административных правонарушениях, выявленных и зафиксированных, в установленном порядке на территории г. Заречного Пензенской области.

Как предусмотрено в п. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении.

Согласно ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа. Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Учитывая данные требования административного законодательства, ни один материал об административном правонарушении, направленный Администрацией города Заречного, не может быть рассмотрен ГУПР по Пензенской области по тем основаниям, что протоколы по делу составлены неправомочными лицами.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 24 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации“,

требую:

1. Безотлагательно рассмотреть настоящее представление и принять установленные законом меры по устранению выявленных нарушений - расторгнуть Соглашение N 60 от 30.07.2002 либо внести в него соответствующие изменения, исключив из компетенции Администрации города Заречного вопросы, не относящиеся к ведению органов местного самоуправления.

2. О результатах рассмотрения и принятых мерах не позднее чем в месячный срок прошу сообщить в Прокуратуру Пензенской области.

Первый заместитель Прокурора

Пензенской области

государственный советник

юстиции 3 класса

Н.Е.СНАТКИН