Законы и постановления РФ

Представление Прокуратуры Пензенской обл. от 24.01.2003 N 7-5-7-03 “Об устранении нарушений бюджетного законодательства“

ПРОКУРАТУРА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

от 24 января 2003 г. N 7-5-7-03

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ

БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Председателю Пензенской

городской Думы

Пинишиной С.Ф.

Прокуратурой Пензенской области в соответствии с заданием Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 26.12.2002 N 7/3-1-889-98 проведена проверка исполнения бюджетного законодательства в 2002 году органами местного самоуправления города Пензы.

Всего в 2002 году органами прокуратуры внесено в органы местного самоуправления г. Пензы 15 представлений об устранении нарушений бюджетного законодательства, принесено 6 протестов на незаконные правовые акты, предъявлены 2 исковых заявления в суд. По представлениям прокуроров 7 муниципальных служащих привлечено к дисциплинарной ответственности и 31 человек - к материальной ответственности. Это говорит о том, что число нарушений бюджетного законодательства в
деятельности исполнительных органов местного самоуправления г. Пензы остается значительным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 153 Бюджетного кодекса Российской Федерации представительные органы местного самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов, осуществляют другие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления.

Бюджет города Пензы, как единого муниципального образования, утвержден Решением Пензенской городской Думы от 18.03.2002 N 231/17 “О бюджете города Пензы на 2002 год“.

Первоначально бюджет города утвержден по расходам в сумме 2221311 тыс. руб. и доходам в сумме 2056264,4 тыс. руб. с дефицитом в сумме 165046,6 тыс. руб. В течение финансового года в бюджет неоднократно вносились изменения. В результате чего бюджет г. Пензы в 2002 году составил по доходам в сумме 2090140,9 тыс. руб. и по расходам в сумме 2247587,3 тыс. руб., то есть с дефицитом в сумме 157446,4 тыс. руб.

Представленные Администрацией г. Пензы на утверждение Пензенской городской Думы приложение 5 “Ведомственная структура расходов бюджета города“ к бюджету г. Пензы на 2002 год и Решение ПГД от 18.03.2002 N 232/17 “Об утверждении ведомственной классификации расходов бюджета г. Пензы“ изначально не соответствовали положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации. Об этом неоднократно указывалось в представлениях Прокуратуры области.

Несмотря на представления прокуратуры и поручение Пензенской городской Думы (пункт 2 Решения ПГД от 18.03.2002 N 232/17), Администрацией г. Пензы в прошедшем году так и не принято мер по приведению правовых актов в соответствие с действующим законодательством. Представительным органом местного самоуправления выполнение своего решения не
проконтролировано.

В соответствии со ст. 38 БК РФ бюджетные средства должны выделяться в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей, то есть должен соблюдаться принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.

В то же время пункт 21 Решения ПГД от 18.03.2002 “О бюджете г. Пензы на 2002 год“ допускал возможность перечисления денежных средств финансовыми органами города непосредственно предприятиям - поставщикам услуг минуя бюджетополучателей.

Кроме того, данные положения противоречат требованиям п. 1 ст. 163 БК РФ, согласно которому получатели бюджетных средств имеют право на своевременное получение и использование бюджетных средств в соответствии с утвержденным бюджетной росписью размером.

На это нарушение при исполнении бюджета города указывалось в представлении Прокуратуры области от 05.09.2002 N 7-5-61-02.

Однако изменения в решение о бюджете на 2002 год не вносились, и, по заключению контрольно - счетной палаты городской Думы, такой порядок финансирования продолжался до конца финансового года.

План поступлений доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности первоначально утвержден на 2002 год в сумме 64294,4 тыс. руб. Согласно отчетным данным учреждений бюджетной сферы на 01.10.2002 указанные доходы составили 34680 тыс. руб.

Однако Решением Пензенской городской Думы от 11.10.2002 N 331/25 из бюджета г. Пензы исключены плановые показатели по статье “Доходы от предпринимательской деятельности и иной приносящей доход деятельности“ в сумме 64294,4 тыс. руб. Основаниями принятия такого решения явилось отсутствие механизма учета указанных средств и не готовность Управления федерального казначейства по Пензенской области взять на кассовое обслуживание этот учет, что не является правомерным.

В то же время указанное Решение противоречит статье 42 БК РФ, согласно которой доходы бюджетного учреждения, полученные
от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 41 БК РФ указанные доходы относятся к неналоговым доходам бюджета.

Статьей 31 БК РФ установлен принцип самостоятельности бюджетов, который, в частности, означает право законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс.

Следовательно, порядок направления в местные бюджеты доходов бюджетных учреждений, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также механизм расходования данных средств определяется самостоятельно органами местного самоуправления. При этом, при осуществлении указанной работы вышеназванные органы могут использовать опыт и соответствующие механизмы, отработанные на федеральном уровне.

Указанная позиция подтверждена и письмом Министерства финансов Российской Федерации от 10.11.2002 N 03-01-01/12-403.

Вместе с тем органами местного самоуправления г. Пензы не принимаются меры по разработке механизма учета указанных доходов местного бюджета, что способствовало бы более полной аккумуляции средств в бюджет города, который на протяжении последних лет принимается с дефицитом.

Пензенской городской Думой в соответствии со статьей 265 БК РФ создан собственный контрольный орган - Контрольно - счетная палата.

Согласно пункту 3 статьи 157 БК РФ полномочия органов муниципального финансового контроля определяются правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Контрольно - счетная палата городской Думы действует на основании Положения о Контрольно - счетной палате ПГД, утвержденного
Решением ПГД от 26.06.1998 N 197/19.

Палата строит свою работу на основе годовых и текущих планов, утверждаемых городской Думой. В 2002 году план работы содержал 14 мероприятий, которые все выполнены, проведен ряд эффективных проверок, по результатам которых в бюджет города возмещены средства, использованные не по целевому назначению.

В то же время в ходе проверки установлено, что Контрольно - счетной палатой ПГД не в полной мере реализуются предоставленные полномочия.

Согласно статье 10 Положения о Контрольно - счетной палате ПГД палата вправе устанавливать и контролировать сроки устранения замечаний, выявленных в ходе проверок. При отказе или уклонении должностных лиц предприятий, учреждений и организаций от своевременного представления необходимой информации или документации, а также представление ложной информации Контрольно - счетная палата вправе выносить представление о привлечении их к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации, Пензенской области.

Так, с нарушением установленных Контрольно - счетной палатой сроков информирования о результатах рассмотрения представлений представлены ответы НКО “ПРФЭ“, МУ “УЖКХ“, администраций районов г. Пензы. Ответы о рассмотрении представлений КСП об устранении нарушений бюджетного законодательства от 19.07.2002 и от 23.10.2002, направленные соответственно в муниципальные учреждения: “Комплексный центр социальной помощи семье и детям Октябрьского района“ и “Центр социального обслуживания населения Ленинского района“, на момент проверки не имелись.

Несмотря на это, Контрольно - счетной палатой не принималось мер по осуществлению контроля за сроками устранения замечаний и фактическим устранением выявленных нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации“,

необходимо:

Рассмотреть настоящее представление и принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, и недопущению нарушений законодательства в дальнейшем.

О результатах принятых мер должно
быть сообщено прокурору в письменной форме в течение месяца со дня внесения представления.

Первый заместитель

Прокурора области

Государственный советник

юстиции 3 класса

Н.Е.СНАТКИН