Представление Прокуратуры Пензенской обл. от 24.01.2003 N 7-5-6-03 “Об устранении нарушений бюджетного законодательства“
ПРОКУРАТУРА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИПРЕДСТАВЛЕНИЕ
от 24 января 2003 г. N 7-5-6-03
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ
БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Главе администрации
города Пензы
Калашникову А.С.
Прокуратурой Пензенской области в соответствии с заданием Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 26.12.2002 N 7/3-1-889-98 проведена проверка исполнения бюджетного законодательства в 2002 году органами местного самоуправления города Пензы.
В 2002 году органами прокуратуры внесено в органы местного самоуправления г. Пензы 15 представлений об устранении нарушений бюджетного законодательства, принесено 6 протестов на незаконные правовые акты, предъявлены 2 исковых заявления в суд. По представлениям прокуроров 7 муниципальных служащих привлечено к дисциплинарной ответственности и 31 человек - к материальной ответственности. Это говорит о том, что число нарушений бюджетного законодательства в деятельности исполнительных органов местного самоуправления г. Пензы остается значительным.
В соответствии со статьей 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительные органы местного самоуправления осуществляют составление проекта бюджета, внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение представительного органа местного самоуправления, исполнение бюджета, в том числе сбор доходов местного бюджета, управление муниципальным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение представительных органов местного самоуправления, осуществляют другие полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
Бюджет города Пензы, как единого муниципального образования, утвержден Решением Пензенской городской Думы от 18.03.2002 N 231/17 “О бюджете города Пензы на 2002 год“.
Первоначально бюджет города утвержден по расходам в сумме 2221311 тыс. руб. и доходам в сумме 2056264,4 тыс. руб. с дефицитом в сумме 165046,6 тыс. руб. В течение финансового года в бюджет неоднократно вносились изменения. В результате чего бюджет г. Пензы в 2002 году составил по доходам в сумме 2090140,9 тыс. руб. и по расходам в сумме 2247587,3 тыс. руб., то есть с дефицитом в сумме 157446,4 тыс. руб.
Представленные Администрацией г. Пензы на утверждение Пензенской городской Думы приложение 5 “Ведомственная структура расходов бюджета города“ к бюджету г. Пензы на 2002 год и Решение ПГД от 18.03.2002 N 232/17 “Об утверждении ведомственной классификации расходов бюджета г. Пензы“ изначально не соответствовали положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации. Об этом неоднократно указывалось в представлениях Прокуратуры области. С аналогичными нарушениями принято и Постановление Главы администрации г. Пензы от 03.01.2002 N 2 “Об утверждении перечня главных распорядителей кредитов и распорядителей кредитов, финансируемых из бюджета города Пензы в 2002 году“.
Несмотря на представления прокуратуры и поручения Пензенской городской Думы, Администрацией г. Пензы в прошедшем году так и не принято мер по приведению правовых актов в соответствие с действующим законодательством.
Постановление Главы администрации г. Пензы от 31.12.2002 N 2594 “Об утверждении перечня главных распорядителей кредитов и распорядителей кредитов, финансируемых из бюджета г. Пензы в 2003 году“ также не в полной мере соответствует действующему законодательству.
Согласно пункту 1 статьи 159 Бюджетного кодекса Российской Федерации распорядителем бюджетных средств является орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.
В нарушение положений законодательства Постановлением в качестве распорядителей бюджетных средств утверждены ОАО “Пензаавтотранс“, муниципальные унитарные предприятия “ППАТП-1“, “ППАТП-3“, “ППАТП-4“, “Горэлектротранс“, “Заря“, “Пензалифт“, “Пензатеплоснабжение“, ЖЭМУП N 27, МУП N 6 по ОЖФ, ЖЭМП N 7, ЖЭМП N 16, ЖЭМП N 17, товарищества собственников жилья “Лидер“ и “Союз“, которые не относятся к органам местного самоуправления.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ “О федеральном бюджете на 2002 год“ ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году с коэффициентом 2,0 для всех категорий земель.
В то же время комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Пензы в 2002 году не завершена работа по перезаключению договоров аренды с арендаторами, из-за чего арендная плата по этим договорам поступает в бюджет г. Пензы по ставкам, действующим в 2001 году.
В результате этого, по заключению контрольно - счетной палаты Пензенской городской Думы, недопоступило в бюджет города в прошедшем году 1362 тыс. руб.
План поступлений доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности первоначально утвержден на 2002 год в сумме 64294,4 тыс. руб. Согласно отчетным данным учреждений бюджетной сферы на 01.10.2002 указанные доходы составили 34680 тыс. руб.
Однако Решением Пензенской городской Думы от 11.10.2002 N 331/25 из бюджета г. Пензы исключены плановые показатели по статье “Доходы от предпринимательской деятельности и иной приносящей доход деятельности“ в сумме 64294,4 тыс. руб. Основаниями принятия такого решения явилось отсутствие механизма учета указанных средств и не готовность Управления федерального казначейства по Пензенской области взять на кассовое обслуживание этот учет, что не является правомерным.
В то же время указанное Решение противоречит статье 42 БК РФ, согласно которой доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 41 БК РФ указанные доходы относятся к неналоговым доходам бюджета.
Статьей 31 БК РФ установлен принцип самостоятельности бюджетов, который, в частности, означает право законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс.
Следовательно, порядок направления в местные бюджеты доходов бюджетных учреждений, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также механизм расходования данных средств определяется самостоятельно органами местного самоуправления. При этом при осуществлении указанной работы вышеназванные органы могут использовать опыт и соответствующие механизмы, отработанные на федеральном уровне.
Указанная позиция подтверждена и письмом Министерства финансов Российской Федерации от 10.11.2002 N 03-01-01/12-403.
Вместе с тем Администрацией г. Пензы не принимаются меры по разработке механизма учета указанных доходов местного бюджета, что способствовало бы более полной аккумуляции средств в бюджет города, который на протяжении последних лет принимается с дефицитом.
В соответствии со ст. 38 БК РФ бюджетные средства должны выделяться в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей, то есть должен соблюдаться принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.
В то же время пункт 21 Решения ПГД от 18.03.2002 “О бюджете г. Пензы на 2002 год“ допускал возможность перечисления денежных средств финансовыми органами города непосредственно предприятиям - поставщикам услуг минуя бюджетополучателей.
Кроме того, данные положения противоречат требованиям п. 1 ст. 163 БК РФ, согласно которому получатели бюджетных средств имеют право на своевременное получение и использование бюджетных средств в соответствии с утвержденным бюджетной росписью размером.
На это нарушение при исполнении бюджета города указывалось в представлении Прокуратуры области от 05.09.2002 N 7-5-60-02.
Однако, по заключению контрольно - счетной палаты городской Думы, такой порядок финансирования продолжался до конца финансового года.
Кроме того, согласно выводам контрольно - счетной палаты имеет место необоснованный рост кредиторской задолженности (на 01.01.2002 задолженность составила 107192 тыс. руб., на 01.10.2002 - 134132,3 тыс. руб.). Основной рост задолженности связан с расходами на благоустройство города.
Одной из причин необоснованного роста кредиторской задолженности является нарушение бюджетополучателями статьи 225 БК РФ, которое выражается в принятии ими денежных обязательств сверх доведенных до них лимитов. Никаких мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства со стороны Финансового управления г. Пензы не принимается, хотя указанное нарушение отмечалось и по результатам исполнения бюджета города в 2001 году.
В соответствии со ст. 71 БК РФ все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе муниципальных контрактов. Согласно п. 2 ст. 72 БК РФ муниципальное контракты размещаются на конкурсной основе.
В то же время при проверке реестров закупок установлены случаи заключения договоров на поставку продукции на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда без протокола комиссии по размещению городского муниципального заказа: договор от 10.01.2002 между Администрацией Первомайского района и МУДЭП Первомайского района на уборку улиц района, договор на строительство хоккейной площадки в микрорайоне “Арбеково“ между Администрацией Октябрьского района и МП “Арбеково“.
Согласно ст. 73 БК РФ бюджетные учреждения, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные заказчики обязаны вести реестры закупок. Порядок ведения реестров закупок определяется федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Проверкой реестра закупок в Администрации Железнодорожного района установлено следующее.
Реестр закупок в Администрации района ведется с нарушением требований статьи 73 БК РФ, Временного положения о городском муниципальном заказе, утвержденного Решением ПГД от 30.01.1998 N 128/14, Постановления Главы администрации г. Пензы от 31.01.2000 N 174 “О ведении реестра закупок для городских нужд“.
Так, реестр закупок должен содержать сведения о стоимости произведенной закупки, дате и номере заключенного по результатам конкурса договора. Однако в действующем реестре закупок для городских нужд Администрации Железнодорожного района г. Пензы данные сведения отсутствовали по всем проведенным конкурсам.
Договор между Администрацией района и УМДЭП по Железнодорожному району на сумму 16041 тыс. руб., вообще, не включен в реестр закупок и не оформлен протоколом тендерной комиссии. Кроме того, в нарушение статьи 225 БК РФ сумма заключенного договора превышает утвержденные бюджетные назначения (13400 тыс. руб.).
Постановлением Главы администрации г. Пензы от 31.01.2000 N 174 “О ведении реестра закупок для городских нужд“ предусматривалось, заказчики в обязательном порядке должны осуществлять закупку продукции (товаров, работ, услуг) на сумму 100 и более минимальных размеров оплаты труда за один вид товара или услуг с заключением договоров и ведением реестра закупок.
В то же время договоры на благоустройство улиц Чаадаева и Молодогвардейской Администрацией района с УМДЭП района не заключались, хотя их цена составила 143068 и 107267 рублей соответственно.
Отсутствуют также договоры на приобретение автомашины УАЗ 39099 для РОВД стоимостью 134800 руб. у ЗАО “ПензавтоГАЗсервис“, кондитерских изделий для формирования подарков стоимостью 61071 руб. у ЗАО “Пензенская кондитерская фабрика“ и стоимостью 69750 руб. у ЧП Бабичева, компьютера стоимостью 52856 руб. у ООО “Региональный компьютерный центр“.
По выявленным нарушениям прокурором района внесено представление и.о. Главы администрации Железнодорожного района.
При проверке реестра закупок в Администрации Ленинского района установлено, что Администрацией района с ЗАО “Электромеханика“ заключен договор от 30.04.2002 N 19/6 на изготовление экспозиции “Доска почета района“ на сумму 94,1 тыс. руб. В нарушение требований законодательства выбор подрядчика осуществлялся без проведения конкурса цен.
Анализ исполнения доходной и расходной части бюджета города Пензы за 2002 год показал, что в процессе исполнения бюджета города произошло снижение объема поступлений доходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, что привело к неполному, по сравнению с утвержденным бюджетом, финансированию расходов на сумму 227799,5 тыс. руб.
Так, за 9 месяцев 2002 года недопоступило доходов в сумме 81260,5 тыс. руб. Расходная часть бюджета выполнена на 84,5%. Недофинансирование составило 275785 тыс. руб.
В результате этого не профинансированы расходы бюджета в размере 10% от годовых назначений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 229 БК РФ, если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, что приводит к неполному, по сравнению с утвержденным бюджетом, финансированию расходов не более чем на 10 процентов годовых назначений, орган местного самоуправления вправе принять решение о введении режима сокращения расходов бюджета и ввести указанный режим.
Однако Администрацией г. Пензы в 2002 году режим сокращения расходов бюджета не вводился.
Не отвечает состоянию законности в бюджетной сфере г. Пензы и организация финансового контроля, предусмотренная статьями 269 - 270 БК РФ, со стороны Финансового управления г. Пензы и главных распорядителей средств бюджета города (администрации районов, управления образования, культуры, здравоохранения и т.п.).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации“,
необходимо:
1. Безотлагательно рассмотреть настоящее представление и принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, и недопущению нарушений законодательства в дальнейшем.
2. Решить вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.
3. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета города на 2003 год обеспечить выполнение требований бюджетного законодательства.
О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме в течение месяца со дня внесения представления.
Первый заместитель
Прокурора области
государственный советник
юстиции 3 класса
Н.Е.СНАТКИН