Законы и постановления РФ

Представление Прокуратуры Пензенской обл. от 20.01.2003 N 7-5-16-2003 “Об устранении нарушений земельного законодательства“

ПРОКУРАТУРА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

от 20 января 2003 г. N 7-5-16-2003

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Председателю Комитета

по управлению муниципальным

имуществом г. Пензы

Попову Н.И.

Прокуратурой области проведена проверка по обращению Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Пензы по вопросу взыскания задолженности по арендной плате за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности

В процессе проведения проверки установлены нарушения действующего законодательства, регулирующие вопросы взимания денежных средств за пользование земельными участками.

Так, согласно ст. 1 Закона РФ от 11 октября 1991 года N 1738-1 “О плате за землю“ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона
от 30 декабря 2001 года N 194-ФЗ “О федеральном бюджете на 2002 год“ в 2002 году плательщики земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков перечисляют указанные платежи в полном объеме на счета органов федерального казначейства с последующим распределением доходов от их поступлений между уровнями бюджетной системы Российской Федерации по следующим нормативам:

федеральный бюджет - 15 процентов;

бюджеты субъектов Российской Федерации (за исключением городов Москвы и Санкт - Петербурга) - 35 процентов;

бюджеты городов Москвы и Санкт - Петербурга и бюджеты закрытых административно - территориальных образований - 85 процентов;

бюджеты городов и поселков, иных муниципальных образований (за исключением муниципальных образований, входящих в состав городов Москвы и Санкт - Петербурга) - 50 процентов.

Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления относится осуществление управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Статьей 72 Земельного кодекса РФ определено, что муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Контроль за использованием земель осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ст. 38 Устава города Пензы в состав муниципальной собственности входят муниципальные земли и другие природные ресурсы. Органы городского самоуправления управляют муниципальной собственностью. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени города Пензы осуществляет городская Дума и Администрация города Пензы в пределах их полномочий. Органы городского самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим
лицам, сдавать в аренду. Городская Дума определяет порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью города Пензы.

Пензенской городской Думой Решением от 29 января 1999 г. N 292/27 было утверждено “Положение о порядке сдачи в аренду земельных участков, расположенных на территории города Пензы“.

Согласно п. 22 Положения контроль за выполнением условий договоров аренды земельных участков и уплатой арендной платы осуществляется Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Пензы.

В соответствии с п. 18 Решения Пензенской городской Думы от 31 марта 2000 г. N 504/40, утвердившего порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью города Пензы, Комитет по управлению муниципальным имуществом заключает договоры аренды земельных участков, разрабатывает методику расчета арендной платы, согласовывает ее с Пензенской городской Думой и выносит на утверждение органов местного самоуправления; выступает в качестве истца и ответчика в суде при рассмотрении споров, связанных с владением, пользованием, распоряжением объектами муниципальной собственности, если иное не установлено решениями Пензенской городской Думы и Администрации города.

Кроме того, Решением Пензенской городской Думы от 30 ноября 2001 г. N 167/12 утверждено Временное положение о порядке управления землями, на которые распространяются полномочия органов местного самоуправления г. Пензы, пунктом 5.3.1 которого установлено, что Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Пензы осуществляет контроль за использованием земель города Пензы.

Как показали материалы настоящей проверки, Комитетом по управлению имуществом города Пензы возложенные на него полномочия по осуществлению контроля за выполнением условий договоров аренды земельных участков и уплатой арендной платы должным образом не осуществляются.

В декабре 2002 года в Прокуратуру области поступило обращение из Комитета по управлению имуществом города Пензы, к которому был приложен список из 25 юридических лиц и граждан,
имеющих задолженность по арендной плате за землю.

При этом приведенные в списке ГСК “Роса“ имеет задолженность с 1998 года, ЗАО “Вевин“ с 1996 года, Усманов Р.Х. с 1998 года, Шанина А.А. с 1998 года.

При проверке было установлено, что ни по одному из указанных в приложенном списке неплательщику арендной платы в установленном законом порядке исковые заявления в судебные органы с целью принудительного взыскания арендной платы не направлялись. Комитет ограничивался вызовами на заседания комиссий по контролю за поступлением арендной платы за землю в доход федерального бюджета.

Как видно из письма Комитета от 25.12.2002, указанные арендаторы на заседание комиссий не являлись, а их поиски результатов не дали.

В то же время в письме указывается, что ГСК “Роса“ и ООО “Сварщик“ обещали погасить имеющуюся у них задолженность по арендной плате в срок до 10.12.2002, в установленный срок задолженность погашена не была. В данном случае Комитету ничто не мешало предъявить иски к вышеупомянутым должникам, однако этого сделано не было.

Кроме того, в 2002 году не был выполнен план по арендной плате за землю городов: поступило 6138 тыс. рублей, или 81,8% от плана. Недопоступило 1362 тыс. рублей, что связано с тем, что Комитетом не завершена работа по перезаключению договоров аренды с арендаторами. В результате этого арендная плата по этим договорам поступает в бюджет г. Пензы по ставкам, действующим в 2001 году. Этим нарушается ст. 14 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ “О федеральном бюджете на 2002 г.“ ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году с коэффициентом 2,0 для всех категорий земель.

Такое положение дел
нельзя признать удовлетворительным. В результате недостатков в организации работы Комитета денежные платежи, установленные действующим законодательством, не поступают в федеральный бюджет, бюджет Пензенской области и, соответственно, в бюджет города Пензы.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 24 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации“,

предлагаю:

1. Рассмотреть настоящее представление и принять установленные законом меры по устранению выявленных нарушений.

2. Решить вопрос о привлечении к ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях.

2. О результатах рассмотрения и принятых мерах не позднее чем в месячный срок прошу сообщить в Прокуратуру Пензенской области.

Первый заместитель Прокурора

Пензенской области

государственный советник

юстиции 3 класса

Н.Е.СНАТКИН