Законы и постановления РФ

Представление Прокуратуры Пензенской обл. от 14.01.2003 N 7-5-4-2003 “Об устранении нарушений законодательства об актах гражданского состояния“

ПРОКУРАТУРА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

от 14 января 2003 г. N 7-5-4-2003

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ОБ АКТАХ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ

Главе администрации города Пензы

Калашникову А.С.

Прокуратурой области проведена проверка исполнения федерального законодательства об актах гражданского состояния.

В ходе проверки установлено, что на территории города Пензы государственную регистрацию актов гражданского состояния осуществляют городской и районные отделы записи актов гражданского состояния. Кроме этого, при осуществлении регистрации актов гражданского состояния указанные отделы используют печати с Государственным гербом Российской Федерации.

В соответствии с Решением Пензенской городской Думы от 30 марта 2001 года N 26/4 отдел ЗАГС включен в Схему управления городом Пензой и в структуру администрации города. Таким образом органы записи актов гражданского состояния
входят в структуру органов местного самоуправления города Пензы.

Статьей 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

Статей 47 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния, порядок регистрации этих актов, порядок изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния, формы актовых книг и свидетельств, а также порядок и сроки хранения актовых книг определяются законом об актах гражданского состояния.

Согласно статье 2 Федерального закона “Об актах гражданского состояния“ законодательство Российской Федерации об актах гражданского состояния состоит из настоящего Федерального закона, основывающегося на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации.

Статьей 4 указанного Федерального закона установлено, что регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Вопросы образования и деятельности органов записи актов гражданского состояния на территории субъектов Российской Федерации решаются субъектом Российской Федерации самостоятельно на основании настоящего Федерального закона.

Таким образом, государственную регистрацию актов гражданского состояния могут производить лишь органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяются соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Поскольку Федеральным законом “Об актах гражданского состояния“ органам местного самоуправления не предоставлено право производить государственную регистрацию актов гражданского состояния, они
не могут осуществлять данную деятельность. Федеральный закон также не наделил и органы государственной власти субъекта Российской Федерации правом делегировать указанные полномочия органам местного самоуправления.

Согласно статьей 4 Федерального конституционного закона “О Государственном гербе Российской Федерации“ Государственный герб Российской Федерации помещается на печатях федеральных органов власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, а также органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями.

Таким образом, органы местного самоуправления могут использовать Государственный герб Российской Федерации только при осуществлении государственных полномочий, переданных им в случаях, предусмотренных федеральным законодательством и в установленном ими порядке. Поскольку указанные полномочия органам местного самоуправления не передавались, они не вправе использовать печати с Государственным гербом Российской Федерации.

При таких обстоятельствах Пензенской городской администрации необходимо принять меры к прекращению деятельности городского и районного отделов записи актов гражданского состояния и использованию ими печатей с Государственным гербом Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 24 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации“,

требую:

Рассмотреть настоящее представление и принять меры к прекращению деятельности городского и районного отделов записи актов гражданского состояния и использованию ими печатей с Государственным гербом Российской Федерации. Внести в Пензенскую городскую Думу предложения об изменении Решения от 30.03.2001 N 26/4 “Об утверждении схемы управления городом Пензой и структуры администрации города“.

О результатах принятых мер в месячный срок со дня внесения представления сообщить в Прокуратуру области в письменной форме.

Первый заместитель прокурора

Пензенской области

государственный советник

юстиции 3 класса

Н.Е.СНАТКИН