Законы и постановления РФ

Решение Пензенского обл. суда от 09.01.2003 <О назначении на 23 марта 2003 года выборов депутатов представительных органов местного самоуправления Бессоновского, Малосердобинского, Вадинского, Городищенского, Колышлейского, Белинского, Неверкинского, Сосновоборского районов Пензенской области>

ПЕНЗЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

(извлечение)

Дело 3-5

9 января 2003 года Пензенский областной суд в составе председательствующего судьи Уткиной И.В., при секретаре С.С.А., с участием прокурора Мищенко Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе в зале областного суда гражданское дело по заявлениям глав местного самоуправления Бессоновского, Малосердобинского, Вадинского, Городищенского, Колышлейского, Белинского, Неверкинского, Сосновоборского районов Пензенской области о назначении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления районов Пензенской области,

установил:

Главы местного самоуправления восьми районов Пензенской области, а именно: Большелукинского сельсовета К.В.Ф., Вадинского сельсовета С.С.В., Выборновского сельсовета И.А.Ю., Каргалейского сельсовета К.А.В., Ключевского сельсовета Ч.А.M., Коповского сельсовета А.Н.Д., Котельского сельсовета Д.П.Л., Рахмановского сельсовета У.М.Д., Ртищевского сельсовета М.В.В., Серго-Поливановского
сельсовета Б.Ю.В., Татаро-Лакинского сельсовета М.Е.А., Ягановского сельсовета О.А.А. - в Вадинском районе Пензенской области; р.п. Колышлей Т.B.С., Белокаменского сельсовета М.А.С., Березовского сельсовета М.Л.П., Зеленовского сельсовета С.Н.М., Катковского сельсовета С.Л.Е., Колтовского сельсовета Ч.Р.А., Крутцовского сельсовета К.Т.П., Лачиновского сельсовета Т.О.Ю., Названовского сельсовета Е.Г.И., Пановского сельсовета С.Н.Н., Плещеевского сельсовета Д.Х.А., Пограничного сельсовета Н.И.В., Потловского сельсовета А.А.В., Сумского сельсовета О.Т.Н., Телегинского сельсовета Ч.В.А., Трескинского сельсовета К.М.А., Хопровского сельсовета Л.В.Т., Чубаровского сельсовета Б.Г.А. - в Колышлейском районе Пензенской области; Архангельского сельсовета К.Ю.М., Вышелейского сельсовета Д.Е.С., Верхнеелюзанского сельсовета Н.Ш.Ф., Верхнешкафтинского сельсовета Л.Н.С., Дигилевского сельсовета Ш.Ф.Ф., Канаевского сельсовета Ц.А.В., г. Городище П.B.С., Кардавского сельсовета К.В.Ф., Мордово-Ишимского сельсовета М.В.Д., Ново-Забалковского сельсовета Панькина М.В., Нижнеелюзанского сельсовета Д.Н.С., Павло-Куракинского сельсовета К.Т.А., Русско-Ишимского сельсовета П.В.В., Среднеелюзанского сельсовета Б.Р.А., г. Сурска Т.В.И., Турдакского сельсовета С.З.Х., Трескинского сельсовета Щ.А.В., Чаадаевского сельсовета О.А.А., Юловского сельсовета М.В.М., р.п. Чаадаевка Ш.Н.Н. - в Городищенском районе Пензенской области; Дружаевского сельсовета К.Н.В., Ключевского сельсовета Г.Н.П., Липовского сельсовета Б.И.С., Майского сельсовета К.А.Д., Малосердобинского сельсовета П.К.П., Николаевского сельсовета Р.Е.В., Саполговского сельсовета Х.Г.Ф., Старославкинского сельсовета П.В.В., Топловского сельсовета К.В.И. - в Малосердобинском районе Пензенской области; Вачелайского сельсовета Б.В.В., Вязовского сельсовета Е.Н.М., Еремеевского сельсовета Б.В.И., Индерского сельсовета С.Р.К., Малосадовского сельсовета К.В.П., Маркинского сельсовета П.И.Н., Нижнекатмисского сельсовета С.Т.И., Нижнелиповского сельсовета С.В.В., Нижнемывальского сельсовета В.Ю.И., Николо-Барнуковского сельсовета К.В.И.; Пичилейского сельсовета К.В.В., Русско-Качимского сельсовета Г.М.Е., Шугуровского сельсовета К.Е.Н., р.п. Сосновоборск Е.М.А. - в Сосновоборском районе Пензенской области; Алеевского сельсовета Р.С.Х., Березовского сельсовета Г.И.И., Бигеевского сельсовета А.Н.К., Бикмосеевского сельсовета К.С.У., Бикмурзинского сельсовета С.С.П., Деминского сельсовета И.Х.У., Илимгорского сельсовета Ф.С.К., Исикеевского сельсовета Б.Р.Х., Каменноовражского сельсовета А.Н.А., Карноварского
сельсовета Р.Н.Т., Неверкинского сельсовета Е.А.И., Октябрьского сельсовета Л.Н.С., Планского сельсовета С.А.А., Староандреевского сельсовета К.A.M., Сулеймановского сельсовета Х.Р.Ш. - в Неверкинском районе Пензенской области; г. Белинского С.Е.П., Аргамаковского сельсовета К.Ю.Н., Балкашинского сельсовета Ш.А.Н., Верхнеполянского сельсовета Г.Т.А., Волчковского сельсовета К.В.И., Камынинского сельсовета Ж.И.А., Кевдовершинского сельсовета Л.Г.С., Козловского сельсовета Г.Н.Н., Корсаевского сельсовета С.Ю.А., Крюковского сельсовета Ш.В.П., Кутеевского сельсовета Б.Л.Н., Лермонтовского сельсовета Б.С.В., Невежкинского сельсовета Ч.А.П., Поимского сельсовета Г.М.А., Пушанинского сельсовета С.А.И., Свищевского сельсовета Н.М.М., Студенского сельсовета Б.Т.Г., Чернышевского сельсовета П.М.Н., Ширяевского сельсовета И.В.В. - в Белинском районе Пензенской области; Александровского сельсовета Б.А.Н., Бессоновского сельсовета Л.Н.И., Вазерского сельсовета Б.И.В., Грабовского сельсовета П.М.В., Кижеватовского сельсовета Б.Х.К., Полеологовского сельсовета Ч.А.В., Проказнинского сельсовета А.В.П., Сосновского сельсовета М.Н.З., Степановского сельсовета Ч.М.И., Чемодановского сельсовета М.Н.М., Чертковского сельсовета А.В.В., - в Бессоновском районе Пензенской области обратились в суд с заявлением о назначении выборов в представительные органы местного самоуправления вновь созданных муниципальных образований - районов Пензенской области, указывая на то, что в ходе проведенных в существующих муниципальных образованиях (сельсоветах) сходов граждан было выражено мнение об образовании муниципальных образований в границах районов Пензенской области, приняты уставы районов, которые в установленном порядке зарегистрированы и опубликованы в средствах массовой информации. Законодательным Собранием Пензенской области 20 декабря 2002 года принято постановление “Об образовании муниципальных образований в границах сельских районов Пензенской области“.

Поскольку в созданных муниципальных образованиях отсутствуют представительные органы местного самоуправления и избирательные комиссии, а в порядке, установленном Федеральным законом от 12 июня 2002 года “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ избирательные комиссии сформированы быть не могут, заявители
просили суд назначить выборы в представительные органы местного самоуправления на 23 марта 2003 года, утвердив состав представительного органа по количеству депутатов и срок их полномочий согласно положениям уставов.

В судебном заседании заявители: глава местного самоуправления Бессоновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области Л.Н.И., действующий также по доверенности от имени глав местного самоуправления Бессоновского района; глава местного самоуправления Малосердобинского сельсовета Малосердобинского района Пензенской области П.К.П., действующий по доверенности от имени глав местного самоуправления Малосердобинского района; глава местного самоуправления Ягановского сельсовета Вадинского района Пензенской области О.А.А., действующий по доверенности от имени глав местного самоуправления Вадинского района; глава местного самоуправления Архангельского сельсовета Городищенского района Пензенской области К.Ю.М., действующий по доверенности от имени глав местного самоуправления Городищенского района; глава местного самоуправления р.п. Колышлей Пензенской области Т.B.С., действующий по доверенности от имени глав местного самоуправления Колышлейского района; глава местного самоуправления Студеновского сельсовета Белинского района Пензенской области Б.Т.Г., действующая по доверенности от имени глав местного самоуправления Белинского района; глава местного самоуправления Деминского сельсовета Неверкинского района Пензенской области И.Х.У., действующий по доверенности от имени глав местного самоуправления Неверкинского района; глава местного самоуправления Индерского сельсовета Сосновоборского района Пензенской области С.Р.К., действующий по доверенности от имени глав местного самоуправления Сосновоборского района, свои заявления поддержали, указывая на необходимость восстановлений местного самоуправления в каждом сельском районе Пензенской области, что позволит более оперативно решать вопросы местного значения, улучшить жизнь сельских жителей, поддержавших инициативу создания новых муниципальных образований, выразив свою волю на сходах, проведанных во всех населенных пунктах, входящих в сельсоветы, выступающие в роли заявителей.

Не явившиеся в судебное заседание заявители о времени и месте рассмотрения
дела извещены надлежащим образом, от них поступили заявления с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.

Привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц представители Правительства Пензенской области П.Е.Ю., Законодательного Собрания Пензенской области К.А.Л., Избирательной комиссии Пензенской области Б.В.П. и Р.Т.Б., также действующие по доверенностям, не возражают против удовлетворения заявлений и назначения выборов в представительные органы местного самоуправления районов области на 23 марта 2003 года.

Выслушав объяснения заявителей, заинтересованных лиц, заключение прокурора Мищенко Н.В., полагавшей заявления удовлетворить и назначить выборы в органы местного самоуправления на 23 марта 2003 года, исследовав материалы дела, суд находит заявления обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. “н“ ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По вопросам местного самоуправления субъектом Российской Федерации издаются законы, которые не должны противоречить федеральному законодательству о местном самоуправлении.

В силу ст. 9 Закона Пензенской области “Об административном территориальном устройстве Пензенской области“ от 23 ноября 2001 года к территориям муниципальных образований в Пензенской области относятся территории городов, закрытого административно-территориального образования, районов, рабочих поселков, сельсоветов.

В соответствии со ст. 10 указанного Закона Пензенской области муниципальное образование в Пензенской области может быть образовано с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления в границе территории административно - территориального образования Пензенской области (каковыми по ст. 7 Закона являются районы: Бессоновский, Малосердобинский, Вадинский, Городищенский, Колышлейский, Белинский, Неверкинский, Сосновоборский) на основании правового акта Законодательного Собрания Пензенской области по представлению Губернатора Пензенской области.

Из материалов дела усматривается,
что 20 декабря 2002 года Законодательным Собранием Пензенской области принято постановление “Об образовании муниципальных образований в границах сельских районов Пензенской области“, согласно которому в границах восьми вышеуказанных сельских районов образованы муниципальные образования.

Поскольку в соответствии со ст. 14 ч. 2 Федерального закона Российской Федерации “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным, во вновь созданных муниципальных образованиях необходимо назначение выборов в представительные органы местного самоуправления.

Согласно ст. 7 п. 1 Закона Пензенской области “О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления в Пензенской области“ в новой редакции выборы депутатов представительного органа местного самоуправления назначает представительный орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

Как установлено в судебном заседании, в настоящее время во вновь образованных муниципальных образованиях представительные органы местного самоуправления и избирательные комиссии муниципального образования отсутствуют и избирательные комиссии не могут быть сформированы в порядке, предусмотренном ст. 24 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“.

В данном случае, в соответствии с п. 5 ст. 7 Закона Пензенской области “О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления в Пензенской области“, а также п. 5 ст. 10 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ и п. 6 ст. 3 Федерального закона “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления“ дату выборов депутатов представительных органов местного самоуправления назначает суд общей юрисдикции в связи с отсутствием органа или должностных лиц, уполномоченных назначить такие выборы.

При таких обстоятельствах заявления
глав местного самоуправления сельсоветов восьми сельских районов Пензенской области о назначении выборов в представительные органы местного самоуправления муниципальных образований, образованных постановлением Законодательного Собрания Пензенской области от 20 декабря 2002 года, подлежат удовлетворению.

Считая необходимым назначить выборы органов местного самоуправления в муниципальных образованиях - районах области, суд учитывает исторические и местные традиции, а также мнение населения районов области, содержащееся в протоколах сходов граждан - жителей районов области, которые исследованы в ходе судебного заседания и приобщены к материалам дела.

При определении даты выборов суд считает возможным назначить выборы на 23 марта 2003 года, как просили заявители, поскольку данный срок не противоречит действующему законодательству, в частности нормам ст. 7 п. 2 Закона Пензенской области “О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления в Пензенской области“ и ст. 10 п. 2 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“, в силу которых голосование на выборах депутатов представительного органа местного самоуправления должно быть проведено не позднее чем через 80 дней и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов.

Учитывая то обстоятельство, что на день рассмотрения судом заявлений о назначении выборов имеются уставы муниципальных образований сельских районов Пензенской области, которые прошли государственную регистрацию в порядке, предусмотренном Законом Пензенской области “О порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований в Пензенской области“ с изменениями, внесенными Законом Пензенской области от 18 сентября 2002 года и вступили в силу в связи с их официальным опубликованием в средствах массовой информации, численный состав депутатов представительного органа местного самоуправления и срок их полномочий должны
определяться в соответствии с уставами.

Право определить численный состав представительного органа местного самоуправления и срок его полномочий в уставе муниципального образования предусмотрено в ст. 14 Закона Пензенской области “О местном самоуправлении в Пензенской области“ и в ст.ст. 8, 15 и 18 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.

На основании изложенного и руководствуясь п. 9 ст. 3 Федерального закона “Об обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления“, ст.ст. 191 - 197 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, суд

решил:

В связи с отсутствием в районах Пензенской области органов, уполномоченных назначить выборы депутатов представительных органов местного самоуправления, назначить дату выборов депутатов представительных органов местного самоуправления Бессоновского, Малосердобинского, Вадинского, Городищенского, Колышлейского, Белинского, Неверкинского, Сосновоборского районов Пензенской области на 23 марта 2003 года, определив число депутатов представительного органа местного самоуправления, каждого района и срок их полномочий в соответствии с уставами районов.

Выборы проводить в порядке, предусмотренном Законом Пензенской области “О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления в Пензенской области“.

Исполнение решения в части обеспечения проведения выборов возложить на исполнительный орган государственной власти Пензенской области и на Избирательную комиссию Пензенской области.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня его оглашения через Пензенский областной суд.