Законы и постановления РФ

<Сообщение> УМНС РФ по Пензенской обл. от 04.11.2002 “Налоговый учет для индивидуальных предпринимателей“

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Совместным приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 29.08.2002 N 3756) утвержден Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей. Необходимость его появления обусловлена тем, что расходы индивидуальных предпринимателей учитываются по правилам главы 25 “Налог на прибыль организаций“ НК РФ, в соответствии с которой внесены изменения в формирование расходов предпринимательской деятельности.

Порядок учета доходов и расходов для индивидуальных предпринимателей распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года.

Индивидуальные предприниматели обязаны
вести учет доходов и расходов и хозяйственных операций в Книге учета, которая является основным учетным документом.

Они должны вести учет полученных доходов и фактически произведенных расходов в одной Книге учета раздельно по каждому из видов осуществляемой предпринимательской деятельности. Она допускает корректировку в соответствии со спецификой деятельности предпринимателя. Порядком учета установлено, что по согласованию с налоговым органом налогоплательщик вправе разработать свою форму, оставив в ней показатели, необходимые для исчисления налоговой базы и (или) включив в нее иные показатели, связанные со спецификой осуществляемой им деятельности.

Учет в ней товарно - материальных ценностей (имущества) и их реализации осуществляется как в количественном, так и стоимостном выражении по каждому виду товаров (работ, услуг). Иной порядок для целей налогового учета не предусмотрен.

Как и прежде, индивидуальные предприниматели вправе вести Книгу учета на бумажных носителях и в электронном виде с использованием электронных программ. При ведении Книги учета в электронном виде индивидуальные предприниматели обязаны по окончании налогового периода вывести ее на бумажные носители. Поскольку Книга учета является первичным документом налогового учета, использование каких-либо программ не освобождает от обязанности по ее ведению.

Форма Книги учета существенно отличается от той, которая предлагалась в Порядке учета в прежней редакции. Новая Книга учета состоит из шести разделов.

Анализ положений Порядка учета доходов и расходов позволяет установить свод правил определения полученных доходов и произведенных расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Доходы и расходы в Книге учета отражаются кассовым методом, то есть после фактического получения дохода и совершения расхода, что подтверждается платежными документами.

Списание расходов производится в части реализованных товаров (работ, услуг). Стоимость приобретенных и оплаченных материальных ресурсов включается в расходы
того отчетного (налогового) периода, в котором фактически были получены доходы от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Особый порядок учета расходов установлен для видов деятельности, спецификой которых является сезонный характер работ (сельскохозяйственная). Фактически произведенные расходы следует отражать в учете как расходы будущих периодов и включать в состав затрат того отчетного (налогового) периода, в котором будут получены доходы от реализации продукции (товаров, работ, услуг).

Расходы, непосредственно связанные с извлечением доходов от предпринимательской деятельности, подразделяются:

- на материальные расходы;

- расходы на оплату труда;

- амортизационные отчисления;

- прочие расходы.

Кроме того, произошли изменения в ведении раздельного учета индивидуальными предпринимателями, осуществляющими облагаемые и не облагаемые НДС операции. Если раздельный учет не организован, сумма выходного НДС не принимается к вычету и не включается в стоимость материалов, а уплачивается за счет средств, оставшихся после уплаты налога на доходы физических лиц.

Расходы на оплату труда учитываются в составе расходов только в том случае, если они начислены и выплачены работнику, с которым заключен договор. При этом выплата вознаграждений по договорам подряда или договорам на оказание услуг производится на основании акта выполненных работ (начисление обязательно), сметы на выполнение работ и платежных документов. Расходы на оплату труда полностью относятся на расходы в случае их выплаты и при этом не соотносятся с фактическим объемом реализованной продукции (работ, услуг).

Советник налоговой

службы РФ II ранга

Н.Н.СТЕЛЬМАХ

Полный вариант статьи Н.Н. Стельмаха “Налоговый учет для индивидуальных предпринимателей“ читайте в журнале “Российский налоговый курьер“ NN 19, 20.

“Российский налоговый курьер“ - журнал Министерства Российской Федерации по налогам и сборам для налогоплательщиков - выходит два раза в месяц.

“Информационный бюллетень УМНС

России по Пензенской области“

N 8 (30), 4
ноября 2002 года