Законы и постановления РФ

Представление Прокуратуры Пензенской обл. от 12.02.2002 N 7-5-12-2002 “Об устранении нарушений земельного законодательства“

ПРОКУРАТУРА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

от 12 февраля 2002 г. N 7-5-12-2002

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Главе администрации города Пензы

Калашникову А.С.

Прокуратурой области проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории города Пензы.

Проверкой установлено, что представительными и исполнительными органами власти города Пензы проведена определенная работа по выполнению требований законодательства в данной сфере, был принят ряд нормативных актов, регулирующих вопросы землеустройства.

В то же время сложившаяся в городе ситуация по использованию земельных участков свидетельствует о том, что принимаемые меры являются недостаточными, по-прежнему допускаются многочисленные нарушения.

Так, Правительством РФ было принято Постановление от 11 января 2001 г. N 22, которым утверждено “Положение о Федеральной службе земельного кадастра России“.

Согласно п. 3
Положения Федеральная служба земельного кадастра России осуществляет свои полномочия как непосредственно, так и через свои территориальные органы.

Руководителем Федеральной службы земельного кадастра России 20 марта 2001 года было утверждено Положение о Комитете по земельным ресурсам и землеустройству по Пензенской области как территориальном органе Федеральной службы земельного кадастра России, осуществляющем установленные Положением “О федеральной службе земельного кадастра России“ функции.

Пунктом 3 Положения об областном Комитете установлено, что Комитет осуществляет свои полномочия как непосредственно, так и через подразделения в районах и городах.

Согласно действующему Положению о Комитете по земельным ресурсам и землеустройству в городе Пензе, утвержденному 20 января 2000 года, городской Комитет является структурным подразделением областного Комитета.

В соответствии с ранее действующим Земельным кодексом РСФСР по поручению местных органов самоуправления подготовку материалов по изъятию и предоставлению земельных участков должны были осуществлять районные (городские) комитеты по земельной реформе и земельным ресурсам.

Вновь принятым Земельным кодексом РФ от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ данные функции на земельный Комитет не возложены.

Решением Пензенской городской Думы от 30 ноября 2001 г. N 167/12 “Об утверждении “Временного положения о порядке управления землями, на которые распространяются полномочия органов местного самоуправления города Пензы по их управлению“ подготовка проектов постановлений Главы администрации города Пензы о предоставлении земельных участков города Пензы во все виды пользования, предусмотренные законодательством Российской Федерации, возложена на Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Пензы.

Однако до настоящего времени подготовка проектов постановлений Главы администрации города Пензы осуществляется Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству в ущерб возложенным обязанностям по осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель.

В нарушение требований действующего законодательства Главой администрации города Пензы
было принято распоряжение от 26 декабря 2001 г. N 617р “О поручении Комитету по земельным ресурсам и землеустройству в г. Пензе“.

Данным распоряжением Комитету по земельным ресурсам и землеустройству в г. Пензе было поручено со ссылкой на п. 4 ст. 34 Земельного кодекса организовать работу по межеванию земельных участков, расположенных в г. Пензе.

Согласно п. 4 ст. 34 Земельного кодекса орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти в месячный срок обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его.

Давая поручение городскому Комитету, который является подразделением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству в Пензенской области, городская Администрация превысила предоставленные полномочия.

Кроме того, Постановлением от 15.01.2002 N 59 был утвержден годовой отчет о наличии и распределении земель по категориям и угодьям по состоянию на 01.01.2002. В пункте 2 Постановления закреплено “Обязать Комитет по земельным ресурсам и землеустройству в г. Пензе усилить государственный контроль за использованием и охраной земель в черте города“.

Вопросы организации работы территориальных подразделений Комитета по земельным ресурсам и землеустройству в Пензенской области находятся в компетенции его руководителя, и должностные лица органов местного самоуправления не вправе давать подобные указания.

Материалы проверки свидетельствуют о большом количестве нарушений земельного законодательства как со стороны граждан, так и со стороны юридических лиц.

В 2001 году на территории города Пензы было выявлено 121 нарушение земельного законодательства на площади 1234,85 га. За допущенные нарушения Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству в г. Пензе к административной ответственности привлечено 75 человек, сумма наложенных штрафов составила 83,7 тыс. рублей.

В городе Пензе самовольное занятие
земельных участков с целью размещения и строительства гаражей, торговых павильонов, расширение приусадебных участков приняло массовый характер.

В 2000 году указанных нарушений выявлено в городе Пензе - 79, в 2001 году - 91 такое нарушение.

Так, инспекторами городского Комитета 15.08.2001 был выявлен факт самовольного занятия земельного участка площадью 60 кв. м под существующей АЗС по ул. Перспективной, 1б в Первомайском районе. Правонарушение допущено РСУ Пензенского района (начальник Кошкин В.А.).

Постановлением от 21.08.2001 РСУ Пензенского района привлечено к административной ответственности - штрафу в размере 15000 рублей. Комитетом срок устранения нарушения установлен до 21.10.2001. К указанному сроку нарушение не устранено, штраф не оплачен. Постановление для принудительного взыскания 14.10.2001 за N 476 для принудительного взыскания штрафа направлено в службу судебных приставов-исполнителей Первомайского района. Однако штраф не был взыскан, нарушение не устранено.

Как было установлено проверкой, в апреле 2001 года администрация РСУ обращалась в Администрацию города Пензы с просьбой узаконить АЗС и оформить документы на земельный участок. Уже тогда стало известно, что АЗС действует на территории города при отсутствии каких-либо документов, обосновывающих ее размещение. Однако в правоохранительные органы информация об этом не направлялась.

В настоящее время по данному факту прокуратурой области дано поручение прокурору Первомайского района о проведении проверки в порядке ст. 109 УПК РСФСР с целью решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

На территории города Пензы имеется значительное количество землепользователей, которым не выданы правоустанавливающие документы, не определены границы и площади используемых земель, что влечет непоступление в бюджет платежей за землю.

В то же время, по данным городского Комитета, за 2001 год было выявлено только 7 фактов невнесения платежей за землю. Учитывая,
что за 9 месяцев 2000 года был выявлен 31 такой факт, можно говорить о резком снижении контроля в данном направлении.

Например, 10.06.2000 были выявлены нарушения земельного законодательства со стороны граждан Климухина А.П. и Никулина В.И., которые произвели самовольный захват земли в садоводческом товариществе “Искра-1“ в районе Барковки. Ими был осуществлен захват земли площадью соответственно 50 и 600 кв. м. Никто из нарушителей оштрафован не был, нарушение до настоящего времени не устранено. Более того, при проведении настоящей проверки было установлено, что на территории с/о “Искра“ имеется свыше 20 таких участков. Каждый из участков огорожен и имеет площадь 2200 кв. м вместо 1000 кв. м отведенных в установленном законом порядке. До настоящего времени нарушения не устранены.

Постановлением от 29.03.2001 к административной ответственности - штрафу в размере 1500 рублей привлечен Кильдюшкин О.Ф., которым был самовольно занят земельный участок площадью 1080 кв. м земли муниципальной собственности под расширение действующей автостоянки, в сторону ул. Бородина, с возведением металлического ограждения. Срок устранения нарушения Постановлением установлен до 29.04.2001. Штраф был уплачен, однако на момент проверки фактически нарушение не было устранено, мер по его принудительному устранению не принималось.

В то же время согласно ст. ст. 125 - 126 ранее действующего Земельного кодекса РСФСР и ст. 76 вновь принятого Земельного кодекса РФ наложение штрафов не освобождает нарушителей от необходимости возвращения самовольно занятых земельных участков, без возмещения затрат, произведенных во время незаконного пользования.

До настоящего времени Кильдюшкин О.Ф. продолжает пользоваться самовольно занятым земельным участком, получая прибыль и не осуществляя земельные платежи. Более того, в настоящее время им подано заявление о предоставлении данного самовольно занятого
земельного участка. Предоставление земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов) будет являться нарушением ст. 30 Земельного кодекса РФ и Решения Пензенской городской Думы от 29.01.1999 N 293/27, которым утвержден Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, предназначенных под застройку.

Прокуратурой области по результатам проверки в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству в г. Пензе внесено представление.

В соответствии с п. 11 ст. 6 Федерального закона РФ от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и со ст. 72 Земельного кодекса РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 24 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации“,

предлагаю:

1. Безотлагательно рассмотреть настоящее представление и принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений земельного законодательства.

2. О результатах рассмотрения и принятых мерах не позднее чем в месячный срок прошу сообщить в прокуратуру Пензенской области.

И.о. прокурора Пензенской области

государственный советник

юстиции 3 класса

Н.Е.СНАТКИН