Законы и постановления РФ

Решение Пензенского ТУ МАП РФ от 17.04.2001 <О признании незаконными действий уполномоченных органов, выразившихся в необоснованном взимании платы за подготовку и согласование проектов правовых актов с заинтересованных лиц, обратившихся по вопросу предоставления земельного участка> (вместе с предписанием от 17.04.2001)

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ПЕНЗЕНСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

РЕШЕНИЕ

от 17 апреля 2001 года

(извлечение)

Комиссия по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Пензенского ТУ МАП России, рассмотрев дело от 6 апреля 2001 года N 2-03/11-2001 по признакам нарушения требований статьи 8 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ в отношении Администрации г. Пензы (г. Пенза, ул. Маршала Жукова, 4), Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Пензенской области (г. Пенза, ул. Московская, 110), Федерального государственного учреждения “З“ <...>,

установила:

В антимонопольное управление поступило заявление гр. К. в отношении администрации г. Пензы (далее Администрация) и Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Пензы.

В
заявлении гражданин К. указал, что для получения документов о предоставлении ему земельного участка под строительство дома он заплатил 516 рублей, из них за описание (план) участка - 216 руб., за подготовку и согласование проекта постановления главы администрации г. Пензы - 300 руб.

Заявитель просит проверить, соответствуют ли тарифы за оказанные услуги действующему законодательству, и сообщить, какие виды услуг могут оказываться на платной основе. К заявлению приложена квитанция, свидетельствующая, что названные услуги были выполнены для гр. К. Федеральным государственным учреждением “З“ по Пензенской области (далее ФГУ “З“).

В связи с поступившим заявлением была проведена проверка порядка рассмотрения заявлений граждан и юридических лиц о предоставлении земельных участков на территории г. Пензы на соответствие требованиям антимонопольного законодательства.

В ходе проверки установлено, что с заявлениями о предоставлении земельного участка граждане и юридические лица обращаются к Главе администрации города. На основании резолюции заместителя главы заявление для исполнения направляется Комитету по земельным ресурсам и землеустройству г. Пензы (структурное подразделение Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Пензенской области, далее Горкомзем), который в свою очередь направляет его ФГУ “З“.

Документы, регламентирующие порядок рассмотрения заявлений граждан и юридических лиц по земельным вопросам, представлены не были. На заседании Комиссии представители Администрации объяснили данный порядок сложившейся практикой.

Согласно Уставу ФГУ “З“ входит в систему Государственного комитета РФ по земельной политике, который является федеральным органом исполнительной власти. Основной целью деятельности учреждения является ведение государственного земельного кадастра на территории Пензенской области. В то же время в соответствии с п. 2.3 Устава ФГУ “З“ имеет право выполнять некоторые работы, отвечающие целям его создания и отнесенные к предпринимательской деятельности.

Представители ФГУ
“З“ объяснили, что подготовка и согласование проектов постановлений по земельным вопросам производится ими в соответствии с “Соглашением о работе по подготовке проектов документов по вопросам распоряжения земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования“ (далее Соглашение), подписанным 01.11.2000 г. между Администрацией и ФГУ “З“.

Согласно п. 1 Соглашения ФГУ “З“ принимает на себя обязанности по подготовке и согласованию проектов документов по вопросам распоряжения земельными участками, включая подготовку необходимых решений, договоров аренды и т.д. Затраты по подготовке и согласованию проектов документов, согласно п. 5 Соглашения, должны компенсироваться заинтересованными лицами, подавшими заявление на имя Главы администрации г. Пензы.

Приказом ФГУ “З“ от 16.06.2000 N 5 за подготовку и согласование проекта постановления о предоставлении земельного участка установлена цена для граждан в размере 300 руб., для юридических лиц и частных предпринимателей - 501,60 руб.

При изучении нормативных документов установлено, что в соответствии со статьями 28 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации правом изъятия и предоставления земельных участков наделены местные администрации. По поручению местных администраций подготовку материалов по изъятию и предоставлению земельных участков осуществляют районные (городские) комитеты по земельной реформе и земельным ресурсам. Местные администрации рассматривают подготовленные земельным комитетом материалы и принимают решение об изъятии (предоставлении) земельного участка.

На заседании Комиссии представители Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Пензенской области, ссылаясь на ст. 28 и 29 Земельного кодекса РФ и п. 28 “Положения о порядке изъятия и предоставления (передачи) земельных участков юридическим и физическим лицам из земель, находящихся в государственной, муниципальной и частной собственности“, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 02.09.99 г. N 399-пП, пояснили, что подготовку землеустроительного дела и
направление его в исполнительный орган местного самоуправления осуществляет Гор(рай)комзем. Однако в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.07.2000 г. N 537 комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Пензы является федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами муниципального образования, которому запрещена предпринимательская деятельность.

Поэтому Горкомзем передает документы для исполнения ФГУ “З“, которое на платной основе оказывает услуги землеустроительного характера.

Комиссия не может согласиться с предложенными объяснениями Комитета в части отнесения подготовки и согласования проектов постановлений Администрации к платным услугам. Нормативными правовыми актами не предусмотрено взимание платы за подготовку и согласование проектов постановлений администрации.

Следовательно, взимание платы за подготовку и согласование проектов постановлений администрации с заинтересованных лиц установлено Соглашением необоснованно.

Таким образом, в результате совместных действий Администрации, Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Пензенской области (в лице Горкомзема), когда документы по земельным вопросам передаются для исполнения ФГУ “З“, и подписания Соглашения между Администрацией и ФГУ “З“, ущемляются интересы граждан и юридических лиц, обратившихся в администрацию города по вопросу предоставления земельного участка, и создаются необоснованные препятствия для деятельности хозяйствующих субъектов.

В соответствии с требованиями ст. 8 Закона РФ “О конкуренции...“ запрещаются соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан.

Из вышеизложенного следует, что указанные совместные действия администрации г. Пензы, Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Пензенской области, Федерального государственного учреждения “З“ и подписание Соглашения между Администрацией и ФГУ “З“ противоречат требованиям статьи 8 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

Руководствуясь ст.
12 Закона РФ “О конкуренции...“ и в соответствии с Правилами рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденными приказом ГКАП России от 25.07.96 г. N 91 (в редакции Приказа МАП РФ от 11.03.99 г. N 71), Комиссия

решила:

1. Признать совместные действия администрации г. Пензы, Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Пензенской области и Федерального государственного учреждения “З“, выразившиеся в необоснованном взимании платы за подготовку и согласование проектов постановлений администрации с заинтересованных лиц, нарушением требований статьи 8 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ в части ущемления интересов физических и юридических лиц, обратившихся в администрацию по вопросу предоставления земельного участка, и создания необоснованных препятствий для деятельности хозяйствующих субъектов.

2. Выдать предписание Администрации г. Пензы, Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Пензенской области, Федеральному государственному учреждению “З“ о прекращении нарушения требований ст. 8 Закона РФ “О конкуренции...“.

3. Данное решение направить Администрации г. Пензы, Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Пензенской области, Федеральному государственному учреждению “З“ в пятидневный срок.

4. Информировать гражданина К. о результатах рассмотрения дела.

Председатель Комиссии

А.

Члены Комиссии

М.

Б.

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ПЕНЗЕНСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ПРЕДПИСАНИЕ

от 17 апреля 2001 года

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

(извлечение)

Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Пензенского ТУ МАП России на основании своего решения от 17.04.2001 г. по делу N 2-03/11-2001 о нарушении администрацией г. Пензы, Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Пензенской области и Федеральным государственным учреждением “З“ требований статьи 8 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“

предписывает:

1. Администрации г. Пензы, Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Пензенской области и Федеральному государственному учреждению
“З“ прекратить нарушение требований ст. 8 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, выразившееся в необоснованном взимании платы за подготовку и согласование проектов постановлений администрации с заинтересованных лиц, подавших заявление о предоставлении земельного участка.

2. Администрации г. Пензы и Федеральному государственному учреждению “З“ в срок до 25.05.2001 г. расторгнуть “Соглашение о работе по подготовке проектов документов по вопросам распоряжения земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования“, подписанное 01.11.2000 г.

3. Администрации г. Пензы и Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Пензенской области производить подготовку проектов постановлений по изъятию и предоставлению земельных участков в соответствии с действующим законодательством.

4. Об исполнении настоящего предписания письменно проинформировать Пензенское ТУ МАП РФ в срок до 31.05.2001 г. с представлением подтверждающих документов.

Примечание. За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего Предписания в соответствии со ст.ст. 23 и 24 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ коммерческие и некоммерческие организации и их руководители, должностные лица органов исполнительной власти, индивидуальные предприниматели несут административную ответственность.

Председатель Комиссии

А.

Члены Комиссии

М.

Б.