Законы и постановления РФ

Приказ ЦГСЭН в Пензенской обл. от 18.01.2001 N 4 “Об оценке состояния здоровья детей в связи с условиями их пребывания в учебно - воспитательных учреждениях“ (вместе с “Методическими указаниями МУ 2.4.8.01-01 “Оценка состояния здоровья детей в связи с условиями их пребывания в учебно - воспитательных учреждениях“)

ЦЕНТР ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНО - ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО

НАДЗОРА В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 18 января 2001 г. N 4

ОБ ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В СВЯЗИ С УСЛОВИЯМИ

ИХ ПРЕБЫВАНИЯ В УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Руководствуясь Федеральным законом “О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения“ от 30.03.99 г. N 52-ФЗ, с целью предупреждения формирования негативных тенденций в состоянии здоровья детей и подростков Пензенской области приказываю:

1. Утвердить методические указания МУ 2.4.8.01-01 “Оценка состояния здоровья детей в связи с условиями их пребывания в учебно - воспитательных учреждениях“.

1.1. Учреждениям госсанэпидслужбы области строго руководствоваться данными МУ.

2. Главным врачам центров госсанэпиднадзора в городах и районах:

2.1. Ежегодно проводить комплексную оценку состояния здоровья детей и подростков, а
также состояния факторов среды учебно - воспитательных учреждений.

2.2. Ежегодно доводить данную информацию до сведения органов местного самоуправления, заинтересованных учреждений и ведомств (территориальные отделы образования, прокуратуру, комиссию по защите прав детского населения и др.), использовать при подготовке ежегодных государственных докладов о санитарно - эпидемиологической обстановке.

2.3. Вносить конкретные предложения в рамках своей компетенции для рассмотрения их соответствующими организациями с целью обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия детей в учебно - воспитательных учреждениях.

2.4. Разрабатывать перспективный план профилактических, оздоровительных и санитарно - противоэпидемических мероприятий, направленных на укрепление здоровья и предупреждение соматической и инфекционной заболеваемости детей в организованных коллективах, и осуществлять контроль за их выполнением.

3. Отделу организации санитарно - гигиенического надзора Центра госсанэпиднадзора в Пензенской области (Полянский В.В., Годухина З.А.) ежегодно направлять информацию о состоянии здоровья детского населения области, а также об условиях пребывания детей в учебно - воспитательных учреждениях области в Правительство области, заинтересованные службы и ведомства.

4. Ответственность за выполнение данного приказа возлагаю на зав. отделением организации надзора по ГДиП Центра госсанэпиднадзора в Пензенской области Годухину З.А., главных врачей центров госсанэпиднадзора в городах и районах области.

5. Контроль за выполнением приказа возлагаю на заместителя главного врача по санитарно - гигиеническим вопросам Центра госсанэпиднадзора в Пензенской области Бурканова А.П.

Главный врач

А.П.ДМИТРИЕВ

Утверждены

Приказом

Центра госсанэпиднадзора

в Пензенской области

от 18 января 2001 г. N 4

Дата введения

с момента утверждения

2.4.8. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В

ЗАВИСИМОСТИ ОТ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ И УСЛОВИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В СВЯЗИ С УСЛОВИЯМИ

ИХ ПРЕБЫВАНИЯ В УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

МУ 2.4.8.01-01

Информационный лист:

1. Настоящие методические указания разработаны Центром госсанэпиднадзора в Пензенской области.

2. В разработке методических указаний принимали участие: Дмитриев А.П.
- главный врач Центра госсанэпиднадзора в Пензенской области, кандидат медицинских наук, заслуженный врач РФ (руководитель разработки); Полянский В.В. - зав. отделом организации санитарно - гигиенического надзора, кандидат медицинских наук; Годухина З.А. - зав. отделением организации надзора по ГДиП; Шмарук С.В. - врач отделения организации надзора по ГДиП (ответственные за разработку); Попов Ю.Е. - доцент кафедры социальной медицины, экономики и организации здравоохранения РГМУ, кандидат медицинских наук.

3. Методические указания утверждены приказом Центра госсанэпиднадзора в Пензенской области от 18 января 2001 г. N 4.

4. Вводятся впервые.

Рецензент: доктор медицинских наук, профессор В.Ф.Горбич.

1. Область применения

1.1. Настоящие МУ “Оценка состояния здоровья детей в связи с условиями их пребывания в учебно - воспитательных учреждениях“ разработаны с целью изучения здоровья детского населения территорий, с учетом сложившихся медико - гигиенических условий и последующей разработки профилактических мероприятий.

1.2. Настоящие методические указания определяют общий порядок организации и проведения мониторинга за состоянием здоровья детского и подросткового населения на административных территориях Пензенской области с учетом гигиенических показателей состояния среды детских учреждений и санитарно - гигиенических условий пребывания детей в них.

1.3. МУ предназначены для учреждений государственной санитарно - эпидемиологической службы Пензенской области.

2. Общие положения

В соответствии с федеральным санитарным законодательством для центров госсанэпиднадзора, осуществляющих надзор за состоянием здоровья и условиями пребывания детей в учебно - воспитательных учреждениях, определены следующие обязанности:

- анализ состояния здоровья детей и подростков на территории с оценкой уровней заболеваемости (по обращаемости и по результатам медосмотров), динамики распространенности заболеваний, определение структуры заболеваемости;

- комплексный анализ санэпидблагополучия детских учреждений (в соответствии с данными методическими указаниями);

- обобщение результатов состояния здоровья и среды обитания с обязательным доведением полученных
материалов до органов законодательной и исполнительной власти, а также заинтересованных ведомств;

- подготовка конкретных предложений, разработка программ и планов проведения санитарно - оздоровительных мероприятий;

- вынесение на рассмотрение, заслушивание вопросов санэпидблагополучия детей в органы власти, отделы образования и здравоохранения. Принятие решений;

- осуществление государственного санитарного надзора за проведением мероприятий, направленных на оздоровление условий воспитания и обучения детей;

- применение мер воздействия в случае невыполнения санитарного законодательства.

В современной литературе дается более 100 определений здоровья. Наиболее распространено определение ВОЗ: здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровье человека начинает формироваться с внутриутробного развития и продолжается все периоды его роста и развития под влиянием сложного комплекса внутренних факторов и внешних воздействий. В связи с этим особое значение приобретает изучение показателей, характеризующих здоровье детского и подросткового населения.

В настоящее время установлено, что здоровье детского населения определяется не только наличием или отсутствием заболеваний, но и гармоничным, соответствующим возрасту развитием, нормальным уровнем основных функциональных показателей.

Данные о состоянии здоровья подрастающего поколения имеют большое практическое значение как наиболее объективные и надежные критерии благоприятного или неблагоприятного влияния факторов внешней среды на рост и развитие детского организма.

Здоровье населения и отдельных его групп оценивается по 4 основным показателям:

- демографические показатели (численность, возрастно - половая структура, смертность и т.п.);

- заболеваемость:

- физическое развитие;

- инвалидность.

Для характеристики детских и подростковых контингентов, учета распространенности заболеваний и патологических отклонений приняты следующие показатели:

1. Заболеваемость по обращаемости - совокупность заболеваний за определенный промежуток времени, по поводу которых были обращения за медицинской помощью;

2. Индекс здоровья - удельный вес детей, не болевших за год ни разу,
в процентах к числу обследованных;

3. Количество часто болеющих детей в течение года - определяется в процентах к числу обследованных. При этом часто болеющими считаются дети, которые в течение года болели 4 раза и более;

4. Патологическая пораженность - распространенность хронических заболеваний и различных функциональных отклонений.

Одним из главных показателей здоровья населения, в том числе детского и подросткового, является заболеваемость.

Для характеристики заболеваемости по обращаемости в лечебно - профилактические учреждения (ЛПУ) выделяют понятия собственно заболеваемость (первичная) и распространенность заболеваемости (болезненность).

Собственно заболеваемость (первичная) представляет собой совокупность новых, нигде ранее не учтенных и впервые в данном году выявленных среди населения, заболеваний.

Болезненность (распространенность заболеваний) представляет собой совокупность всех имеющихся среди населения заболеваний, впервые выявленных и зарегистрированных как в данном году, так и в предыдущие годы, и по поводу которых больные вновь обращались в данном году.

В целях определения заболеваемости по обращаемости производится выкопировка данных из истории развития ребенка (ф. 112), а также медицинских справок, выдаваемых детям по болезни.

Ежегодно амбулаторно - поликлиническое учреждение составляет отчет о числе заболеваний, зарегистрированных у населения, проживающего в районе обслуживания ЛПУ, в том числе детского и подросткового населения (периодичность 1 раз в год, учетная форма N 12 “Отчет о числе заболеваний, зарегистрированных у больных, проживающих в районе обслуживания лечебного учреждения“). В данной учетной форме фиксируются сведения:

- об абсолютном количестве больных, зарегистрированных с данным заболеванием в течение года - всего;

- больных, зарегистрированных с данным заболеванием с диагнозом, установленным впервые в жизни;

- больных, состоящих на диспансерном учете на конец отчетного года.

Наиболее информативными являются сведения о зарегистрированных больных с диагнозом, установленным впервые в жизни.

Для анализа заболеваемости проводится
расчет основных показателей: интенсивных и экстенсивных.

Показатели интенсивности дают представление о том, как часто встречается изучаемое явление в однородной среде. Их называют показателями распространенности, уровнями (заболеваемости, рождаемости, смертности и т.д.).

Расчет уровня заболеваемости детского населения, проживающего на определенной территории, осуществляется по формуле:

Абсолютное число заболеваний у детей x 100000

X = ---------------------------------------------

Средняя численность детского населения

Например, численность детского населения г. Пензы в 1999 году составила 89518 человек. При этом в 1999 г. среди детского населения было впервые зарегистрировано 1947 случаев заболеваний. Для вычисления уровня впервые выявленной заболеваемости детского населения г. Пензы в 1999 году необходимо составить и решить следующую пропорцию:

89518-1947

100000 - X

100000 x 1947

X = ------------- = 2174,9

89518

Таким образом, уровень впервые выявленной заболеваемости детского населения г. Пензы в 1999 г. составил 2174,9/100 тыс. населения. Чаще всего, как в нашем примере, показатель рассчитывается на 100000, но может рассчитываться и довольно часто встречается в официальной
справочной литературе на 1000. Поэтому при сравнении необходимо быть внимательным.

Главное правило, чем реже встречается изучаемое явление (например, нозологическая форма или класс болезни), тем больше берется основание для расчета (на 100000), и чем чаще, тем основание меньше (например, заболеваемость с ВУТ рассчитывается на 100 работающих).

Существуют еще и так называемые специальные интенсивные показатели, которые применяются для углубленного анализа изучаемого явления (заболеваемость в различных возрастных, половых группах и т.д.).

Для получения погрупповых показателей заболеваемости, например по возрасту, следует число заболеваний в определенной возрастной группе отнести к численности населения этого возраста.

Например: уровень заболеваемости детей Пензенской области в 1999 году в возрастной группе 0 - 14 лет определяется следующим образом:

численность детского населения 0 - 14 лет в 1999 г. составила 27172 человека. При этом число зарегистрированных заболеваний среди детей данной возрастной группы составило 36009 случаев.

Таким образом, уровень заболеваемости среди детей 0 - 14 лет в 1999 г. составит:

36009 x 100000

Уровень заболеваемости = ---------------- = 132522,4 на 100 тыс.

населения. 27172

Такие расчеты позволяют провести сравнение уровня заболеваемости в разных возрастных половых группах, а также уровней заболеваемости детей, проживающих в различных районах.

Экстенсивные показатели (коэффициенты) характеризуют разложение явления на его составные части (структура) или отношение части к целому (удельный вес).

Расчет структуры позволяет обозначить те нозологические классы, которые оказывают решающее значение в формировании заболеваемости детского контингента.

При
этом уровень общей заболеваемости принимается за 100% и по отношению к этому показателю рассчитывается удельный вес конкретного класса заболеваний (болезни органов дыхания, желудочно - кишечного тракта, сердечно - сосудистой системы и т.д.).

Например, в 1999 г. уровень впервые выявленной заболеваемости детей 0 - 14 лет составил 13252,2/100000. Уровень заболеваемости органов дыхания среди детей данного возраста в 1999 г. составил 7719,4/100000. Если принять уровень заболеваемости (впервые выявленной) за 100%, то доля болезней органов дыхания в структуре заболеваемости составит:

13252,2 - 100%

7719,4 - X

7719,4 x 100

X = ------------ = 58,3%;

13252,2

Аналогичным образом производится расчет для всех других основных нозологических классов.

Выражаются экстенсивные показатели чаще в процентах (%), иногда в долях единицы.

Для большей наглядности относительные величины изображаются графически:

- интенсивные в виде столбиковых или линейных диаграмм, где высота столбика и изгибы линии дают представление о величине показателя;

- экстенсивные показатели графически представляют в виде секторных диаграмм или внутристолбиковых. Величина сектора или части столбика соответствует величине той или иной доли в целом явлении. Расчет экстенсивных показателей можно осуществлять и на основе абсолютных величин.

При оценке заболеваемости детского
населения важным является динамика показателей во времени.

Оценка многолетней динамики позволяет определить изменение (тенденцию) состояния здоровья и является результатом воздействия совокупности экзогенных и эндогенных факторов.

Анализ многолетней динамики заболеваемости населения, в т.ч. детского, осуществляется на основе динамического ряда показателей (уровни заболеваемости расположены в хронологическом (временном) порядке).

Для оценки динамики заболеваемости детского контингента используют следующие показатели (коэффициенты динамики):

1. абсолютный прирост (или убыль) определяется как разность между данным и предыдущим показателями;

2. темп прироста (или убывания) - отношение абсолютного прироста (убыли) к предыдущему показателю, умноженное на 100% - выражается в процентах;

3. темп роста (или снижения) - отношение данного уровня к предыдущему, умноженное на 100%, - выражается в процентах.

Таблица N 1

Пример анализа динамического ряда.

Динамика общей заболеваемости по обращаемости

в ЛПУ детей 0 - 14 лет (на 1000 детского населения)

-----T---------------T----------T--------------T-----------¬

¦Год ¦ Уровень ¦Абсолютный¦Темп прироста,¦Темп роста,¦

¦ ¦заболеваемости ¦ прирост ¦ % ¦ % ¦

+----+---------------+----------+--------------+-----------+

¦1990¦ 1361,0 ¦ - ¦ - ¦ - ¦

+----+---------------+----------+--------------+-----------+

¦1991¦ 1521,4 ¦ 160,4 ¦ 11,8 ¦ 111,8 ¦

+----+---------------+----------+--------------+-----------+

¦1992¦ 1340,8 ¦ -180,6 ¦ -11,9 ¦ 88,1 ¦

+----+---------------+----------+--------------+-----------+

¦1993¦ 1532,8 ¦ 192,0 ¦ 14,3 ¦ 114,3 ¦

+----+---------------+----------+--------------+-----------+

¦1994¦ 1534,8 ¦ 2,0 ¦ 0,1 ¦ 100,1 ¦

+----+---------------+----------+--------------+-----------+

¦1995¦ 1614,6 ¦ 79,8 ¦ 5,2 ¦ 105,2 ¦

+----+---------------+----------+--------------+-----------+

¦1996¦ 1429,9 ¦ -184,7 ¦ -11,4 ¦ 88,6 ¦

+----+---------------+----------+--------------+-----------+

¦1997¦ 1485,4 ¦ 55,5 ¦ 3,9 ¦ 103,9 ¦

+----+---------------+----------+--------------+-----------+

¦1998¦ 1520,6 ¦ 35,2 ¦ 2,4 ¦ 102,6 ¦

+----+---------------+----------+--------------+-----------+

¦1999¦ 1636,6 ¦ 116,0 ¦ 7,6 ¦ 107,6 ¦

L----+---------------+----------+--------------+------------

Пример расчета показателей динамического ряда:

Абсолютный

прирост 1521,4 - 1361 = 160,4

1340,8 - 1521,4 = -180,6 и т.д.

Темп прироста 160,4

------ x 100% = 11,8%

1361

-180,6

------ x 100% = -11,9%

1521,4

Темп роста 1521,4

------ x 100% = 111,8%

1361

1340,8

------ x 100% = 88,1%

1521,4

Разница между темпом роста и темпом прироста всегда равна 100 (по абсолютной величине). Поэтому для упрощения расчетов можно определить один показатель, а затем прибавить или отнять 100 и получить другой.

Разнообразие данных в динамике, их вариабельность не дает возможности выяснить основную тенденцию явления, поэтому применяются методы его преобразования, в результате которых определяется прямолинейная тенденция заболеваемости. Для этого необходимо произвести следующие вычисления:

Пример расчета выровненных уровней заболеваемости за 10 - летний период:

Таблица N 2

-----T----------T--T-----------T-----------T----------------------------¬

¦Год ¦Уровень ¦ ¦ Уровень ¦ 2 ¦ Увыр = Уср + (в x Х) ¦

¦ ¦заболевае-¦X ¦ заб-ти х X¦ X ¦ ¦

¦ ¦мости ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+----------+--+-----------+-----------+----------------------------+

¦1990¦ 1361,0 ¦-9¦ -12249,0 ¦ 81 ¦1497,8 + [8,9 x (-9)]=1417,7¦

+----+----------+--+-----------+-----------+----------------------------+

¦1991¦ 1521,4 ¦-7¦ -10649,8 ¦ 49 ¦1497,8 + [8,9 x (-7)]=1435,5¦

+----+----------+--+-----------+-----------+----------------------------+

¦1992¦ 1340,8 ¦-5¦ -6704,0 ¦ 25 ¦1497,8 + [8,9 x (-5)]=1453,3¦

+----+----------+--+-----------+-----------+----------------------------+

¦1993¦ 1532,8 ¦-3¦ -4598,4 ¦ 9 ¦1497,8 + [8,9 x (-3)]=147],1¦

+----+----------+--+-----------+-----------+----------------------------+

¦1994¦ 1534,8 ¦-1¦ -1534,8 ¦ 1 ¦1497,8 + [8,9 x (-1)]=1488,9¦

+----+----------+--+-----------+-----------+----------------------------+

¦1995¦ 1614,6 ¦+1¦ 1614,6 ¦ 1 ¦1497,8 + [8,9 x 1]=1506,7 ¦

+----+----------+--+-----------+-----------+----------------------------+

¦1996¦ 1429,9 ¦+3¦ 4289,7 ¦ 9 ¦1497,8 + [8,9 x 3]=1524,5 ¦

+----+----------+--+-----------+-----------+----------------------------+

¦1997¦ 1485,4 ¦+5¦ 7427,0 ¦ 25 ¦1497,8 + [8,9 x 5]=1542,3 ¦

+----+----------+--+-----------+-----------+----------------------------+

¦1998¦ 1520,6 ¦+7¦ 10644,2 ¦ 49 ¦1497,8 + [8,9 x 7]=1560,1 ¦

+----+----------+--+-----------+-----------+----------------------------+

¦1999¦ 1636,6 ¦+9¦ 14729,4 ¦ 81 ¦1497,8 + [8,9 x 9]=1577,9 ¦

+----+----------+--+-----------+-----------+----------------------------+

¦n=10¦ сумма = ¦ ¦сумма (а) =¦сумма (с) =¦ ¦

¦ ¦ 14977,9 ¦ ¦ 2968,9¦ 330¦ ¦

+----+----------+--+-----------+-----------+----------------------------+

¦ ¦Уср 1497,8¦ ¦ ¦ в = 8,9¦ ¦

L----+----------+--+-----------+-----------+-----------------------------

1. Строим динамический ряд из показателей заболеваемости за любой промежуток времени (например за 10 лет).

2. После построения динамического ряда необходимо рассчитать средний арифметический уровень заболеваемости за определенный период времени (в данном случае за 10 лет).

сумма уровней заболеваемости

Средний арифметический уровень = ----------------------------,

заболеваемости (Уср) n

где n - число наблюдений (число лет),

сумма уровней - сумма показателей фактической заболеваемости

за изучаемый период.

14977,9

Уровень средний (Уср) = ------- = 1497,8

10

3. Построение ряда натуральных чисел X, где X - натуральные числа, проставляемые от центра ряда в оба его конца. При наличии нечетного числа лет (например 9) числа проставляют в виде -4, -3, -2, -1, 0,+1, +2, +3, +4.

В случае четного числа лет (например 8) “X“ выражаются числами -9, -7, -5, -3, - 1, +1, +3, +5, +7, +9, т.е. исключаются четные составляющие и 0.

4. Следующим этапом является вычисление произведения уровня заболеваемости на число “X“ за каждый год. Например, для

1990 года: 1361 x (-9) = -12249,

1991 года: 1521,4 x (-7) = -10649,8 и т.д.

5. Затем рассчитывают сумму этого ряда: сумма всего ряда “уровень x X“ (величина “а“);

6. Ряд X возводят в квадрат, считают сумму ряда X, возведенного в квадрат (величина “с“);

7. Вычисляют постоянную величину “в“ по формуле:

а

в = ---

с

В нашем случае этот показатель рассчитывают следующим образом:

2968,9

в = ------- = 8,9

330

8. Получают выровненные данные для каждого года по формуле:

Увыр = Уср + (в x X).

Например, для 1990 г. выровненный уровень заболеваемости будет составлять - У выровненный 1990 = 1497,8 + [8,9 x (-9)] = 1417,7;

для 1991 г. - Увыр 1991 = 1497,8 + [8,9 x (-7)]= 1435,5 и т.д.

Проведенные преобразования показывают четкую закономерность возрастания заболеваемости детского населения Пензенской области за период с 1990 по 1999 годы.

Кроме того, для обобщенной количественной оценки тенденции динамического ряда используют показатель, именуемый средним темпом прироста (снижения) - Тср., выраженный в процентах. Расчет его производится по формуле:

в 8,9

Тср. = ---- = ------ = 0.6% - ежегодный прирост заболеваемости

Уср. 1497,8 за 10 лет.

При оценке тенденции считается, что Тср. от 0 до +(-) 1% - стабильная заболеваемость, при Тср. от +(-) 1,1 до +(-) 5% - тенденция динамики оценивается как умеренная, а при Тср. больше - +(-) 5% - тенденция определяется как выраженная.

Применяя этот показатель для оценки тенденции динамики общей заболеваемости детского населения Пензенской области за период 1990 - 1999 гг., можно сделать вывод о том, что несмотря на тенденцию к росту, заболеваемость оценивается как стабильная.

На медицинских осмотрах выявляется патологическая пораженность - частота патологии среди населения.

При этом учитываются как выявленные заболевания, так и доклинические формы, морфологические и функциональные отклонения, которые в дальнейшем могут обусловить болезнь.

В связи с большей уязвимостью детского организма по сравнению со взрослым выделяют критические периоды онтогенеза (индивидуального развития), т.е. периоды наибольшей уязвимости к неблагоприятным воздействиям среды обитания, когда риск срыва адаптационных возможностей и, соответственно, риск развития патологических состояний максимален.

Критическими являются:

- период перед поступлением в детское дошкольное учреждение;

- за год до поступления в школу;

- период перед поступлением в школу;

- конец первого года обучения;

- переход к предметному обучению;

- пубертатный период (14 - 15 лет);

- период перед окончанием образовательного учреждения (16 - 17 лет).

Эти возрастные периоды являются декретированными.

Система медицинского обеспечения населения в нашей стране предусматривает систематический плановый медицинский осмотр детей и подростков. Детские поликлиники, подростковые кабинеты проводят углубленный медосмотр всех детей и подростков декретированных возрастных групп, посещающих ДДУ, школы, средние учебные заведения.

Повышение эффективности медосмотров учащихся достигается применением новых технологий в виде скрининг - программы, которая позволяет охватить 100% учащихся с целью наиболее раннего выявления начальных форм отклонений в состоянии здоровья детей.

Новые принципы организации медосмотров дошкольников и школьников утверждены Приказом Минздрава РФ и Министерством образования РФ от 30.06.92 г. N 186/272 “О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях“.

Программа скрининг - тестов позволяет выделить в детских коллективах ( из условно здорового контингента) детей, у которых проявляются отклонения со стороны нервной, сердечно - сосудистой, пищеварительной, мочевыделительной, эндокринной систем, носоглотки, органов зрения и слуха, физического развития, опорно - двигательного аппарата, а также аллергические заболевания и реакции.

Контроль за состоянием здоровья школьников основан на принципе этапной организации массовых осмотров:

1 этап - доврачебное обследование;

2 этап - обследование врачом школы детей, выделенных тестами на первом этапе;

3 этап - осмотр узкими специалистами поликлиники детей, направленных из учебно - воспитательных учреждений на консультацию.

Базовая скрининг - программа включает комплексное обследование состояния различных органов и систем с использованием лабораторных методов исследования, индивидуальную оценку физического развития детей и подростков, позволяющую выделить основные отклонения в развитии, а также оценку уровня физической подготовленности.

После окончания осмотра врач обобщает результаты всех этапов обследования и дает заключение о состоянии здоровья каждого ребенка (оценку его физического развития, подробную характеристику выявленных патологических сдвигов, комплексную оценку состояния здоровья с определением группы здоровья), определяет медицинскую группу для занятия физкультурой, назначает оздоровительные мероприятия с учетом рекомендаций врачей - специалистов.

Полученные данные регистрируются в “Медицинской карте ребенка“ (ф.0 - 26/у) и “Вкладном листе на подростка к медицинской карте“ (ф. 25).

Сведения о состоянии здоровья, о заболеваниях и об отклонениях в состоянии здоровья, выявленные на медосмотрах, включаются в отчетную документацию ЛПУ (ф. 31, табл. 4, представляется детской поликлиникой).

На основании абсолютного числа детей и подростков декретированных возрастных групп с патологией органов зрения, слуха, дефектами речи, нарушениями осанки, сколиозом рассчитывают показатели (коэффициенты) патологической пораженности различных органов и систем (в процентах).

Например: для того, чтобы рассчитать показатель патологической пораженности органа зрения в возрастной группе “Период перед поступлением в школу“ необходимо знать число осмотренных детей данного возраста, а также абсолютное число детей, у которых регистрируется патологические изменения со стороны зрительного анализатора.

Например, было осмотрено в возрастной группе “Период перед поступлением в школу“ 234 ребенка, из них выявлено с патологией органа зрения 12 человек. Для расчета показателя патологической пораженности органа зрения среди детей данного возраста необходимо составить и решить следующую пропорцию:

234 - 12

100 - X

12 x 100

X = -------- = 5,1%.

234

Аналогичным образом рассчитываются показатели пораженности для других органов и систем для каждой из декретированных возрастных групп.

Далее можно рассчитать, на сколько показатель патологической пораженности органа зрения возрос (снизился) за период пребывания детей в том или ином детском учреждении.

Таблица N 3

Пример оценки динамики изменения показателя

патологической пораженности органа зрения среди

детского контингента

---T--------------------------------------------T---------------¬

¦N ¦ Декретированные возрастные периоды ¦ Показатель ¦

¦ ¦ ¦патологической ¦

¦ ¦ ¦пораженности, %¦

+--+--------------------------------------------+---------------+

¦1.¦Перед поступлением в ДДУ ¦ 2,6 ¦

+--+--------------------------------------------+---------------+

¦2.¦За год до поступления в школу ¦ 2,8 ¦

+--+--------------------------------------------+---------------+

¦3.¦Перед поступлением в школу ¦ 4,6 ¦

+--+--------------------------------------------+---------------+

¦4.¦Конец первого года обучения ¦ 8,8 ¦

+--+--------------------------------------------+---------------+

¦5.¦Переход к предметному обучению ¦ 10,5 ¦

+--+--------------------------------------------+---------------+

¦6.¦Пубертатный период (14 - 15 лет) ¦ 12,7 ¦

+--+--------------------------------------------+---------------+

¦7.¦Перед окончанием образовательного учреждения¦ 13,0 ¦

L--+--------------------------------------------+----------------

При этом рассчитывают кратность увеличения (снижения), т.е. во сколько раз произошло снижение или увеличение показателя пораженности того или иного органа (системы) среди организованных детей.

Для этого сравнивают показатели патологической пораженности в возрастных группах, ограничивающих периоды пребывания детей в ДДУ, образовательных учреждениях, а также весь период пребывания в детских учреждениях.

Например: до поступления в ДДУ показатель пораженности зрительного анализатора среди организованных детей составлял 2,6%; перед поступлением в школу этот показатель увеличился до 4,6%, а к концу пребывания в образовательных учреждениях он уже составлял 13%.

Таким образом, за период пребывания в ДДУ коэффициент патологической пораженности органа зрения возрос в 1,8 раза (4,6/2,6 = 1,8), а за период обучения в образовательном учреждении этот показатель увеличился в 2,8 раза (13/4,6 = 2,8).

Это дает возможность оценить, на сколько среда учреждения влияет на формирование патологии у детей.

Кроме того, при оценке заболеваемости по результатам профилактических медосмотров оценивается распределение детей на группы здоровья.

В основу распределения детей на группы здоровья положена комплексная оценке здоровья. Выделяют следующие группы здоровья:

1 группа - здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций;

2 группа - здоровые, но имеющие функциональные и морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость ор“анизма к острым и хроническим заболеваниям;

3 группа - дети, больные хроническими заболеваниями, в состоянии компенсации с сохраненными функциональными возможностями организма;

4 группа - дети, больные хроническими заболеваниями, в состоянии субкомпенсации со сниженными функциональными возможностями;

5 группа - дети, больные хроническими заболеваниями, в состоянии декомпенсации со значительно сниженными функциональными возможностями организма.

Выделение групп здоровья целесообразно для характеристики санитарного состояния детского населения, оценки состояния здоровья детского контингента при изучении влияния на их здоровье различных факторов (учебных, спортивных нагрузок, климатических, атмосферных загрязнений и др.), а также для разработки и оценки эффективности оздоровительных мероприятий.

Для определения причинно - следственных связей и условий формирования показателей заболеваемости, как одного из важнейших показателей здоровья детского и подросткового населения, необходимо произвести математическую обработку материала с целью установления взаимосвязи того или иного фактора и характера патологии. Статистической величиной при этом является коэффициент корреляции.

Использование метода корреляции позволяет определить направление связи, а также вычислить силу связи между изучаемыми явлениями (заболеваемостью и рядом определяющих факторов).

По направлению выделяют:

- положительную (прямую) связь - когда изменение показателей изучаемых явлений (уровней заболеваемости и факторов среды обитания) идет в одном и том же направлении: возрастании или убывании. Коэффициент корреляции при этом принимает положительные значения в интервале от 0 до +1.

- отрицательную (обратную) связь - когда изменение показателей одного из изучаемых явлений (заболеваемости) сопровождается изменением другого (факторов окружающей среды) в обратном направлении (например, снижение заболеваемости полиомиелитом по мере увеличения числа прививок против этой болезни). Коэффициент корреляции выражается отрицательным числом от 0 до -1.

Чем ближе величина коэффициента корреляции к +1 или к -1, тем сильнее измеряемая им прямая (или обратная) связь.

Коэффициент корреляции, равный 0, говорит о полном отсутствии связи.

Оценка размеров корреляции производится по таблице N 4.

Таблица N 4

-----------------------------T--------------------------------¬

¦ Оценка корреляции ¦Величина коэффициента корреляции¦

¦ ¦ при наличии ¦

¦ +-------------T------------------+

¦ ¦прямой связи ¦ обратной связи ¦

+----------------------------+-------------+------------------+

¦Малая (слабая) связь ¦ 0 - 0,29 ¦ 0 - (-0,29) ¦

+----------------------------+-------------+------------------+

¦Средняя (умеренная) связь ¦ 0,3 - 0,69 ¦ (-0,3) - (-0,69) ¦

+----------------------------+-------------+------------------+

¦Большая (сильная) связь ¦ 0,7 -1.0 ¦ (-0,7) - (-1,0) ¦

L----------------------------+-------------+-------------------

Вычисление коэффициента корреляции между изучаемыми явлениями производится по следующей схеме:

1. Чтобы получить коэффициент парной корреляции, необходимо иметь два динамических ряда изучаемых признаков (явлений), изменяющихся в течение определенного промежутка времени (в течение ряда лет).

Для примера вычислим коэффициент корреляции, характеризующий связь между заболеваемостью миопией организованных детей до 14 лет и удельным весом учреждений для детей, не отвечающих санитарным нормам по уровню освещенности в районе N (таблица 5).

Таким образом, мы имеем два динамических ряда:

- первый (ряд “x“), состоящий из показателей заболеваемости миопией в динамике за 7 лет;

- второй (ряд “y“), состоящий из показателей удельного веса учреждений, не отвечающих требованиям СН по показателям освещенности в динамике за 7 лет.

Таблица N 5

---T----------T----------T----------T--------------------------T----------------¬

¦ N¦Ряд “x“, ¦Ряд “y“, ¦Отклонение¦ Отклонение ¦Произведение ¦

¦ ¦заболевае-¦уд. вес ¦от средней¦ от средней ¦отклонений ¦

¦ ¦мость ¦объектов, ¦ ¦ в квадрате ¦ ¦

¦ ¦миопией ¦не отвеча-+----T-----+------------T-------------+----------------+

¦ ¦детей ¦ющих СН ¦ ¦ ¦ 2 ¦ 2 ¦ ¦

¦ ¦до 14 лет,¦по осве- ¦d ¦ d ¦ d ¦ d ¦d x d ¦

¦ ¦на 1000 ¦щенности ¦ x ¦ y ¦ x ¦ y ¦ x y ¦

+--+----------+----------+----+-----+------------+-------------+----------------+

¦1.¦ 27,2 ¦ 22,4 ¦-0,3¦ 5,5¦ 0,09 ¦ 30,25 ¦-1,65 ¦

+--+----------+----------+----+-----+------------+-------------+----------------+

¦2.¦ 25,4 ¦ 20,2 ¦-2,1¦ 3,3¦ 4,41 ¦ 10,89 ¦-6,93 ¦

+--+----------+----------+----+-----+------------+-------------+----------------+

¦3.¦ 24,0 ¦ 8,6 ¦-3,5¦ -8,3¦12,25 ¦ 68,89 ¦29,05 ¦

+--+----------+----------+----+-----+------------+-------------+----------------+

¦4.¦ 28,6 ¦ 14,4 ¦ 1,1¦ -2,5¦ 1,21 ¦ 6,25 ¦-2,75 ¦

+--+----------+----------+----+-----+------------+-------------+----------------+

¦5.¦ 25,0 ¦ 16,5 ¦-2,5¦ -0,4¦ 6,25 ¦ 0,16 ¦ 1,0 ¦

+--+----------+----------+----+-----+------------+-------------+----------------+

¦6.¦ 30,8 ¦ 17,3 ¦ 3,3¦ 0,4¦10,89 ¦ 0,16 ¦ 1,32 ¦

+--+----------+----------+----+-----+------------+-------------+----------------+

¦7.¦ 31,6 ¦ 19,2 ¦ 4,1¦ 2,3¦16,81 ¦ 5,29 ¦ 9,43 ¦

+--+----------+----------+----+-----+------------+-------------+----------------+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2 ¦ 2 ¦ ¦

¦ ¦ M 27,5 ¦ M 16,9 ¦ 0 ¦ 0 ¦SUM(d )51,91¦SUM(d )121,89¦SUM(d x d )29,47¦

¦ ¦ x ¦ y ¦ ¦ ¦ x ¦ y ¦ x y ¦

L--+----------+----------+----+-----+------------+-------------+-----------------

2. Следующим этапом является определение средних величин для

каждого ряда:

- заболеваемость -192,5 / 7 = 27,5 (“Mx“);

- удельный вес учреждений -118,3 / 7 = 16,9 (“My“).

3. Затем вычисляют отклонения каждой варианты ряда “x“ и ряда

“у“ от их средних величин:

27,2 - 27,5 = (-0,3);

25,4 - 27,5 = (-2,1) и т.д.

2 2

4. Возводят отклонения “d “ и “d “ в квадрат (величины d и d ).

x y x y

5. Вычисляют произведение “d x d “.

x y

(-0,3) x 5,5 = -1,65;

(-2,1) x 3,3 = -6,93 и т.д.

2 2

6. Определяют суммы d , d , d x d .

x y x y

В нашем случае эти показатели будут составлять,

соответственно, 51,91; 121,89 и 29,47.

7. Вычисляют коэффициент корреляции по формуле:

К = сумма произведений “d x d “.

x y

2

Корень квадратный из произведений суммы ряда “d “ x на сумму

x

2

ряда “d “.

y

Коэффициент корреляции в нашем примере составляет:

29,47 29,47 29,47

К = ------------------ = -------- = ----- = 0,4.

___ ___

V (51,91 x 121,89) V 6327,3 79,5

Таким образом, коэффициент корреляционной зависимости между

возрастанием уровня заболеваемости миопией детей до 14 лет и

удельным весом учреждений, где регистрируются неудовлетворительные

показатели освещенности, составляет 0,4.

8. Определяют направление и силу связи по таблице N 4.

В нашем случае связь установлена прямая (значение “К“

корреляции положительное) умеренная (значение “К“ корреляции

находится в интервале значений от 0,3 - 0,69).

9. Для определения достоверности полученных результатов

рассчитывают ошибку “К“ корреляции (“m “) по формуле:

k

2

1-K

m = +(-) ------,

k __

V n

где “n“ - число наблюдений (количество лет, за которые

проводится анализ).

Рассчитываем ошибку “К“ корреляции для нашего примера:

1 - 0,16 0,84

m = -------- = ---- = 0,3 .

k __

V 7 2,6

Таким образом, ошибка коэффициента корреляции составляет 0,3.

Необходимо знать, что величина коэффициента корреляции

считается достоверной, если не менее чем в 3 раза превышает свою

среднюю ошибку. Для того, чтобы убедиться в том, что коэффициент

корреляции достоверен или нет, необходимо произвести расчет

показателя достоверности “Т“:

K

Т = ----.

m

k

В нашем случае показатель достоверности “Т“ будет составлять:

0,4

Т = ----- = 1,3

0,3

Таким образом, коэффициент корреляции менее чем в 3 раза превышает показатель своей ошибки.

На основании всех произведенных расчетов можно сделать следующие выводы:

- установлена прямая по направлению и средняя (умеренная) по силе корреляционная зависимость между заболеваемостью детского населения миопией и неудовлетворительными показателями освещенности в детских учреждениях;

- однако подтвердить достоверность связи не удалось, что можно объяснить малым числом наблюдений (7 коррелируемых пар).

Многочисленные наблюдения за состоянием здоровья детей и анализ с позиций причинно - следственных связей подтверждают то, что состояние здоровья формируется под влиянием многочисленных социально - гигиенических и медико - биологических факторов, которые являются общими в своем воздействии на организм и могут приводить к ухудшению состояния здоровья.

Определяющее значение в формировании здоровья имеет окружающая среда, в том числе среда детских и подростковых учреждений.

В связи с этим представляется необходимым изучение и оценка всей совокупности факторов среды учебно - воспитательных учреждений (УВУ), которые могут оказать негативное влияние на состояние здоровья детей за время их пребывания в организованных коллективах.

Критериями оценки УВУ являются:

1. Удельный вес учреждений, отнесенных к 3 (неудовлетворительной) группе по уровню санитарно - эпидемиологического благополучия;

2. Состояние материально - технической базы детских учреждений;

3. Удельный вес объектов, не соответствующих требованиям санитарных норм по показателям освещенности и микроклимата;

4. Показатель охвата учащихся образовательных учреждений горячим питанием;

5. Оценка условий обучения детей в кабинетах информатики и ВТ;

6. Оценка качества питьевой воды, пищевых продуктов, готовых блюд как по санитарно - химическим, так и по бактериологическим показателям;

7. Обеспеченность детских учреждений мебелью, соответствующей ростовозрастным особенностям детей и подростков;

8. Оценка соблюдения гигиенических рекомендаций в организации учебно - воспитательного процесса;

9. Оценка показателей, характеризующих эпидемическую безопасность среды детских и подростковых учреждений.

Комплексная оценка условий пребывания, воспитания и обучения детей в учебно - воспитательных учреждениях в связи с показателями заболеваемости должна быть положена в основу профилактических и оздоровительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения.

Комплексные оздоровительные программы должны разрабатываться совместно с педиатрической службой, отделами народного образования, органами местного самоуправления, другими заинтересованными службами и ведомствами.

Об эффективности оздоровительных мероприятий судят по так называемому показателю эффективности оздоровления (ПЭО), выраженному в процентах.

число часто болеющих детей, х 100

снятых с учета по выздоровлению

ПЭО = --------------------------------------------

общее число часто болеющих детей

Кроме того, косвенными показателями оценки эффективности оздоровительных и профилактических мероприятий могут служить стабильные показатели заболеваемости на той или иной территории, снижение показателей заболеваемости в динамике за несколько лет наблюдения, улучшение показателей здоровья в организованных коллективах.