Законы и постановления РФ

Решение Арбитражного суда Пензенской обл. от 20.12.2000 <Довод ответчика о том, что исчисление земельного налога с месяца, следующего за месяцем предоставления юридическому лицу земельного участка, не принимается поскольку из смысла норм законодательства следует, что предоставленным можно считать только тот земельный участок, на который имеются правоудостоверяющие документы> (вместе с Постановлением апелляционной инстанции от 14.02.2001)

Постановлением ФАС Поволжского округа от 10.04.2001 N А49-5697/00-168ак/2 данное решение и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Пензенской области от 14.02.2001 по данному делу оставлены без изменения.

Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Пензенской области от 14.02.2001 данное решение оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 20 декабря 2000 года

(извлечение)

Дело N А49-5697/00-168ак/2

Пензенская региональная общественная организация инвалидов военной службы г. Пенза обратилась с иском к Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Железнодорожному району г. Пензы о признании недействительным ее решения от 15 августа 2000 г. N 758 в части начисления земельного налога и соответствующих пеней и штрафа. Истец считает, что его права на земельный
участок по ул. Лодочной в г. Пензе и обязанность по уплате налога на эту землю возникли с момента выдачи в июне 2000 г. свидетельства о государственной регистрации права бессрочного (постоянного) пользования указанным земельным участком. В связи с этим, по мнению истца, ответчик безосновательно начислил земельный налог по данному земельному участку за 1999 год.

Ответчик исковые требования отклонил, полагая, что истец обязан был платить земельный налог с 1 декабря 1999 года, то есть со следующего месяца после принятия Главой города Пензы постановления от 04.11.1999 г. о предоставлении истцу земельного участка по ул. Лодочной в г. Пензе.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, арбитражный суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Как видно из материалов дела, постановлением Главы города г. Пензы от 04.11.1999 г. N 2057 истцу был предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок площадью 2,200 га по ул. Лодочной, 6-а в г. Пензе для реконструкции здания под пансионат инвалидов военной службы. Документы для последующей регистрации права на данный земельный участок были поданы истцом в декабре 1999 года, но лишь 7 июня 2000 г. Пензенская областная регистрационная палата выдала истцу свидетельство N 0029010964 о государственной регистрации права бессрочного (постоянного) пользования указанным земельным участком. В свидетельстве отмечено, что запись о государственной регистрации права сделана в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 2 июня 2000 года.

По акту выездной налоговой проверки от 01.08.2000 г. N 861 ответчик, в частности, доначислил истцу земельный налог за 1999 год, посчитав, что основанием для уплаты этого налога является постановление Главы города Пензы от 04.11.1999
г. N 2057.

Решением ответчика от 15.08.2000 г. N 758 истец был привлечен к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений. В частности, этим решением истцу было предложено перечислить земельный налог в сумме за 1999 год 7956 руб. 67 коп., пени за его несвоевременную уплату в сумме 895 руб. 37 коп. по состоянию на 14.08.2000 г., а также уплатить штраф, предусмотренный п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ, в сумме 1591 руб. 33 коп. - в размере 20% от неуплаченной суммы земельного налога.

Между тем в соответствии со ст. 15 Закона РФ “О плате за землю“ основанием для установления земельного налога является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования земельным участком.

В силу п. 1 ст. 4 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ права на недвижимое имущество, в том числе и на земельные участки, подлежат обязательной регистрации. Согласно п. 1 ст. 2 указанного закона государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, а в соответствии с п. 1 ст. 14 этого закона проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации.

Таким образом, законодательство связывает установление земельного налога с наличием правоудостоверяющего документа, каковым в рассматриваемой ситуации является свидетельство от 02.06.2000 г. о государственной регистрации права пользования землей.

Следовательно, у ответчика не имелось оснований для начисления истцу земельного налога за 1999 год и соответствующих пеней, а также для взыскания штрафа.

Арбитражным судом не может быть принята во внимание ссылка ответчика на ст. 17 Закона “О плате за землю“, в которой говорится об исчислении земельного налога
с месяца, следующего за месяцем предоставления юридическим лицам земельного участка, поскольку из смысла приведенных выше норм законодательства следует, что предоставленным можно считать только тот земельный участок, на который имеются правоудостоверяющие документы.

В связи с изложенным и на основании ст. 13 Гражданского кодекса РФ арбитражный суд признает недействительным решение ответчика от 15.08.2000 г. N 861 в оспариваемой истцом части.

Так как согласно подпункту 2 п. 3 ст. 5 Закона РФ “О государственной пошлине“ общественные организации инвалидов освобождены от уплаты государственной пошлины, то она подлежит возврату истцу из федерального бюджета в соответствии со ст. 93 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст. 124 - 127, 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Удовлетворить исковые требования Пензенской региональной общественной организации инвалидов военной службы.

Признать недействительным решение Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Железнодорожному району г. Пензы от 15 августа 2000 г. N 758 в части начисления земельного налога и соответствующих пеней и штрафа.

Возвратить Пензенской региональной общественной организации инвалидов военной службы из федерального бюджета государственную пошлину в размере 835 руб. 00 коп.

Председательствующий

В.С.СЕМУШКИН

Судьи

Н.В.ГОЛОВАНОВА

Н.Г.ЖУЛЬКИНА

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений арбитражного суда,

не вступивших в законную силу

от 14 февраля 2001 года

(извлечение)

Дело N А49-5697/00-168а/2

Решением от 20.12.00 г. арбитражный суд первой инстанции удовлетворил иск Пензенской региональной организации инвалидов военной службы, признав недействительным решение ИМНС РФ по Железнодорожному району г. Пензы N 758 от 15.08.00 г. в части начисления земельного налога, пеней за просрочку его уплаты и штрафа, установив, что обязанность по уплате данного налога возникает с момента государственной регистрации прав на земельный участок, а не с момента издания
органом самоуправления акта о предоставлении земельного участка.

Инспекция МНС РФ по Железнодорожному району г. Пензы в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что обязанность по уплате земельного налога возникает с момента предоставления земельного участка согласно статье 17 Закона Российской Федерации “О плате за землю“, то есть с момента его предоставления, определяемого в данном случае датой издания постановления Главой администрации г. Пензы о предоставлении земельного участка в пользование ПРОО ИВС. Налоговый орган полагает, что, если определять дату возникновения обязанности по уплате земельного налога, как дату государственной регистрации прав на земельный участок, то налогоплательщик, уклоняясь от регистрации, сможет уклоняться и от уплаты налога.

Истец апелляционную жалобу отклонил.

Решение арбитражного суда первой инстанции от 20.12.00 г. проверяется арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 153, 155 - 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции установил, что с 11.07.00 г. по 01.08.00 г. специалистами ИМНС РФ по Железнодорожному району г. Пензы проведена выездная налоговая проверка в Пензенской региональной общественной организации инвалидов военной службы (ПРОО ИВС). По результатам проверки составлен акт N 861 от 01.08.00 г. и вынесено решение N 758 от 15.08.00 г. о привлечении ПРОО ИВС к ответственности за совершение налоговых правонарушений. Налоговым органом, в частности, сделан вывод о том, что проверяемой организации по состоянию на 01.12.99 г. следовало уплатить земельный налог в сумме 7956 руб. 67 коп., поскольку обязанность по уплате налога возникла с момента издания Главой администрации г. Пензы постановления N 2057 от 04.11.99 г.
о предоставлении ПРОО ИВС в бессрочное (постоянное) пользование земельного участка (кадастровый N 58:29:2 06 03:001) площадью 2,200 га по ул. Лодочной, 6-а в г. Пензе для реконструкции здания под пансионат инвалидов военной службы.

Согласно статье 15 Закона Российской Федерации “О плате за землю“ основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком. Земельный налог с юридических лиц и граждан исчисляется с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельного участка (статья 17 Закона).

Обязанность по уплате налога возникает при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах (статья 44 Налогового кодекса). В отношении земельного налога таким основанием является документ, удостоверяющий имущественное право на земельный участок, что определено актом законодательства о налогах и сборах - статьей 15 Закона Российской Федерации “О плате за землю“. В соответствии со статьями 1, 2, 4, 14 Федерального закона Российской Федерации “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ права на земельные участки удостоверяются актом государственной регистрации. Акт органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка является не правоустанавливающим документом, а основанием для государственной регистрации (статья 17 Федерального закона).

Предоставленный истцу земельный участок прошел государственную регистрацию 7 июня 2000 года. С учетом вышеизложенного обязанность по уплате земельного налога возникла у истца с июля 2000 года. При этом ПРОО ИВС не злоупотребляло своими правами налогоплательщика, поскольку обратилось в регистрирующий орган для регистрации прав на земельный участок в декабре 1999 года.

При таких обстоятельствах у налогового органа не было законных оснований для привлечения
истца к ответственности за неуплату земельного налога, поэтому арбитражный суд первой инстанции обоснованно признал недействительным решение ИМНС РФ но Железнодорожному району г. Пензы N 758 от 15.08.00 г. в части начисления земельного налога, пеней за просрочку его уплаты и штрафа за неуплату налога.

На основании изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции установил, что решение арбитражного суда первой инстанции от 20.12.00 г. соответствует законодательству, основано на материалах дела, и оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 155 - 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пензенской области от 20 декабря 2000 года по делу N А49-5697/00-168ак/2 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

М.В.ТАБАЧЕНКОВ

Судьи

К.А.ДРУЗЬ

Н.И.УЧАЕВА