Законы и постановления РФ

Представление Прокуратуры Пензенской обл. от 22.08.2000 N 7-5-57-2000 “Об устранении нарушений природоохранного законодательства“

ПРОКУРАТУРА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

от 22 августа 2000 г. N 7-5-57-2000

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ПРИРОДООХРАННОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Председателю комитета

природных ресурсов

Пензенской области

Абрамову Б.В.

Прокуратурой Пензенской области проведена проверка деятельности Комитета природных ресурсов Пензенской области по выполнению требований природоохранного законодательства.

Установлено, что в соответствии с возложенными обязанностями комитетом ведется работа по лицензированию недро- и водопользования, а также видов деятельности, связанных с геологическим изучением и использованием недр, осуществляется государственный контроль за недропользованием и использованием водных объектов.

В то же время, в деятельности Комитета по осуществлению государственного контроля за недропользованием и использованием водных объектов имеется ряд нарушений.

В соответствии со ст.74 Водного кодекса РФ одними из основных функций Комитета являются осуществление лицензирования в области использования
и охраны водных объектов, а также осуществление государственного контроля за использованием и охраной водных объектов и соблюдением режима использования территорий их водоохранных зон.

Пунктом 36 “Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии“, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1997 г. N 383, закреплено, что орган лицензирования вправе приостановить действие лицензии на водопользование на срок до 6 месяцев в случаях, когда водопользователь осуществляет деятельность, не предусмотренную лицензией, или с нарушением условий лицензии; в процессе осуществления своей деятельности систематически или грубо нарушает водное законодательство Российской Федерации и законодательство субъектов Российской Федерации об охране окружающей природной среды.

Согласно ст.53 Водного кодекса РФ лицензия на водопользование и распорядительная лицензия могут быть аннулированы до истечения срока их действия по решению специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда по основаниям прекращения права пользования водным объектом, предусмотренным Кодексом.

Одним из оснований принудительного прекращения прав пользования водными объектами, закрепленными в ст.60 Водного кодекса РФ, является несоблюдение водопользователем условий и требований, установленных в лицензии на водопользование и договоре пользования водным объектом. В соответствии со ст.61 Водного кодекса РФ в случае принудительного прекращения прав пользования водными объектами лицензия на водопользование аннулируется после предупреждения
водопользователя о допущенных нарушениях водного законодательства Российской Федерации и неустранения их в установленные сроки.

В соответствии с возложенными обязанностями Комитет природных ресурсов должен осуществлять государственный контроль за соблюдением требований законодательства о недрах, прекращать, приостанавливать или ограничивать пользование участками недр, предъявлять в установленном порядке в суд или арбитражный суд иски о возмещении убытков, причиненных в результате нарушения законодательства о недрах.

Несмотря на требования законодательства, Комитет не уделяет должного внимания контрольной деятельности за выполнением недро- и водопользователями лицензионных условий и требований.

Так, на настоящий момент Комитетом выдано 40 лицензий на право пользования поверхностными водными объектами для осуществления деятельности по разведению рыбы. Из них 10 выданы в 1 полугодии 2000 года. Однако, проверок соблюдения лицензионных условий и требований после выдачи таких лицензий практически не проводится: за 6 месяцев 2000 года была проведена всего одна такая проверка.

При получении лицензии между Комитетом и водопользователями заключаются договора на пользование водными объектами. Договорами определены обязанности водопользователей по недопущению ухудшения качества водного объекта, содержанию в исправном состоянии очистных, гидротехнических, других водохозяйственных сооружений, осуществлению мероприятий по охране водных объектов, указанных в материалах на лицензирование. Однако, в связи с непроведением проверок, сведения о выполнении возложенных на водопользователей обязанностей в Комитете отсутствуют.

Например, 17 июня 1999 года Комитетом была выдана лицензия ООО “СП-ФПБ-Пенза“, и заключен
договор на пользование поверхностным водным объектом - прудом на р. Елшанка с. Тепловка Лунинского района. Целью получения лицензии являлось осуществление рыбоводства. В договоре, кроме возложенных обязанностей по осуществлению водопользования, имелись особые условия: содержать в исправном состоянии гидротехнические сооружения, своевременно проводить ремонтно - восстановительные работы, произвести засыпку пазух у шахты входного оголовка (срок - 01.09.99 г.), произвести устройство дренажа в нижнем бьефе слева от консоли водосбросного сооружения, произвести ремонт или замену задвижки донного выпуска. Однако данные о выполнении условий договора в Комитете отсутствуют в связи с тем, что с момента выдачи лицензии проверок деятельности ООО “СП-ФПБ-Пенза“ на пруду в с. Елшанка не проводилось.

В 1 полугодии 2000 года действовало 88 выданных Комитетом лицензий на добычу полезных ископаемых. В то же время в 1999 году проведено только 14, а в 2000 - 1 проверка лицензионных условий добычи. В результате проверок в 1999 году выявлено 20 нарушений, т.е. все проверки показали невыполнение лицензиатами условий лицензионных соглашений.

На 01.07.2000 г. общая задолженность по платежам за пользование недрами с целью добычи твердых полезных ископаемых, нефти и подземных вод - 14703 тыс. рублей.

Например, задолженность ДСП Камешкирское - 118 тыс. руб., Никольское ДРСУ - 63,2 тыс. руб., Никольское ДСФ - 68,7 тыс. руб.

Законодательством о недрах предусмотрена платность недропользования. Согласно
ст.22 Закона РФ “О недрах“ к обязанностям пользователя недр относится выполнение условий, установленных лицензией, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами. Статьей 20 предусмотрено, что право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.

В то же время, по результатам проверок деятельности по использованию недр, проведенных Комитетом в 1999 году, было прекращено действие 2 лицензий, в 1 полугодии 2000 года - 3 лицензий. Кроме того, в 1999 году была приостановлена безлицензионная добыча на 2, в 2000 году также на 2 объектах.

Учитывая предоставленные полномочия, принимаемые Комитетом меры при осуществлении государственного контроля за недро- и водопользованием нельзя признать достаточными.

Комитетом не выполняются требования законодательства о предъявлении юридическим и физическим лицам исков о возмещении причиненного ущерба. В 1998-2000 гг. таких исков не направлялось.

В соответствии с Письмом МПР РФ и Госналогслужбы РФ от 25 сентября, 7 октября 1998 г. NN ВБ-61/3852, ВП-6-04/703 “О порядке возмещения убытков при безлицензионном пользовании недрами“ материалы о нарушении законодательства о недропользовании, связанные с безлицензионным пользованием недрами, территориальными органами МПР России должны передаваться в правоохранительные органы. Это требование Комитетом также не выполняется, материалы в правоохранительные органы передавались только 1 раз.

В то же время, материалы прокурорских проверок, информация, поступающая из
специально уполномоченных контролирующих органов в области природоохраны, свидетельствует о том, что нарушения при осуществлении деятельности по использованию водных объектов допускаются практически на всей территории области и это требует принятия установленных законом мер по прекращению противоправной деятельности, в т.ч. и со стороны юридических лиц и граждан, получивших лицензии на водопользование.

Установлены нарушения требований законодательства об административных правонарушениях при привлечении нарушителей к административной ответственности.

Так, в соответствии со ст. 235 КоАП РСФСР, определяющей требования к содержанию протокола об административном правонарушении, при составлении протокола (постановления) нарушителю разъясняются его права и обязанности, предусмотренные статьей 247 КоАП РСФСР, о чем делается отметка в протоколе. В нарушение этих требований во всех составленных протоколах по фактам выявленных нарушений такие отметки отсутствуют.

Кроме того в абсолютном большинстве протоколов, в нарушение требований ст. 235 КоАП РСФСР, отсутствуют объяснения нарушителей либо записи об отказе от дачи объяснений.

Имеются случаи нарушения установленного главой 21 КоАП РСФСР порядка рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Например, 27.01.2000 г. был составлен протокол N 50 в отношении совхоза “Ардымский“ за непредставление в установленные сроки отчета об использовании воды. Объяснения руководства совхоза в протоколе отсутствуют. Согласно протокола, дело об административном правонарушении должно быть рассмотрено в 11 ч. 09.02.2000 г. в Комитет природных ресурсов, а также имеется запись о том, что один протокол
вручен главному энергетику совхоза Ермоленко П.И. Постановлением N 1 от 27.01.2000 г., т.е. в тот же день, на с/з “Ардымский“ наложен штраф в размере 500 рублей. Постановление также вручено Ермоленко П.И. для передачи руководству.

Допускаются нарушения Закона РФ от 14.07.92 г. N 3199-1 “О порядке перерасчета размеров штрафов, предусмотренных Кодексом РСФСР об административных правонарушениях“.

Так, в соответствии со ст. 47 КоАП РСФСР самовольный захват водных объектов, самовольное водопользование, переуступка права водопользования, а также совершение других сделок, в прямой или скрытой форме нарушающих право государственной собственности на воды, - влечет наложение штрафа на граждан в размере до пятидесяти рублей и на должностных лиц - до ста рублей.

Законом РФ от 14.07.92 г. N 3199-1 был установлен порядок перерасчета размеров штрафов, согласно которому штраф в размере пятидесяти рублей равен одной второй, а ста рублей - одному минимальному размеру оплаты труда.

В нарушение этих требований постановлениями Комитета от 25.11.99 г. за нарушения ст.47 КоАП РСФСР к административной ответственности - штрафам в размере 100 рублей привлечены председатели СПК “Кандиевский“ Жирнов А.Ф., колхоза “Идея Ленина“ Долженков Г.П., СПК “Имени Мичурина“ Никитин В.И., колхоза “Заря“ Ромашкин А.Н. и др.

Также, за нарушение ст.47 КоАП РСФСР постановлением N 159 от 16.11.99 г. к штрафу в размере 250 рублей был привлечен директор СПК
“Родина“, постановлением N 163 от 12.11.99 г. к штрафу 500 руб. 94 коп. - директор Городищенского ПО ЖКХ. Размеры наложенных штрафов значительно превышают установленные ст. 47 КоАП РСФСР.

В соответствии со ст.38 КоАП РСФСР административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения.

В нарушение этих требований постановлением N 101 от 22.04.99 г. на основании протокола N 101 от 10.02.99 г. за невыполнение требований обязательного предписания от 13.11.98 г. о необходимости получить лицензию на пользование подземными водными объектами штраф 250 рублей наложен на директора совхоза “Чаадаевский“ Шулагина А.В.

Не во всех случаях Комитетом принимаются установленные законом меры по устранению нарушений и привлечению виновных к ответственности.

Так, 16-19 ноября 1999 года было составлено 18 протоколов по факту осуществления самовольного пользования подземными водными источниками такими предприятиями, как ГУП с/з “Башмаковский“, к/з “Победа“, СПК “Спутник“, СПК “Ермаковский“, СПК “Соседка“, МУБ “Б.Ижморское“ и др. Однако ни по одному из этих протоколов решения так и не было принято. Впоследствии повторных проверок в этих предприятиях не проводилось, никто из нарушителей к ответственности привлечен не был. Выявленные нарушения не устранены.

Комитетом не всегда должным образом осуществляется контроль за устранением выявленных нарушений.

Например, согласно протокола от 08.12.99 г., на
территории РСП МУП-1 г. Пензы осуществляется складирование и утилизация хозяйственно - бытовых и производственных отходов в прибрежной полосе р. Пенза, кирпичная яма для хранения извести находится под открытым небом, без навеса, имеет сквозные трещины. Согласно объяснений гл. инженера данного предприятия Ревунова А.В., указанные нарушения будут устранены до 20.01.2000 г. Комитетом контрольных проверок по данному факту не проводилось, информация об устранении нарушений отсутствует.

Выданные Комитетом предписания в ряде случаев являются формальными документами, за их неисполнение никаких мер по привлечению нарушителей к ответственности не принимается.

Так, 24.04.98 г. директору ООО “Пензенский пищекомбинат“ Нагаеву М.А. было выдано предписание о необходимости получить лицензию на право забора воды из подземных источников до 01.05.99 г. Предписание осталось неисполненным, и 25.06.99 г. Накаеву М.А. направлено новое предписание - устранить нарушение до 01.11.99 г. Предписание вновь не было выполнено, и 09.03.2000 г. выдано новое предписание - устранить нарушение до 01.10.2000 г. До настоящего времени нарушение так и не устранено, никто из нарушителей к ответственности не привлечен.

Аналогичная ситуация сложилась с выполнением предписаний о необходимости получения лицензий ФГУП НПП “Рубин“, АО “Пензтекстильмаш“, АООТ “Пензенский дизельный завод“ и др.

В соответствии с Положением об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 716,
главные государственные бассейновые (территориальные) инспекторы по контролю за использованием и охраной водных объектов и их заместители имеют право прекращать в установленном законодательством порядке самовольное пользование водными объектами.

В нарушение этих требований в 1999 году только в 2 случаях приняты меры по принудительному прекращению самовольного водопользования. В 2000 году таких мер вообще не принималось. В то же время общее количество выявленных случаев безлицензионного пользования водными объектами в 1998-1999 гг. составило 697.

Как показала проверка, в 2000 году Комитетом ведется работа по привлечению нарушителей к административной ответственности и наложению штрафных санкций. Сумма штрафов, наложенных за 6 месяцев 2000 года, составила 47768 рублей. Однако, наложенные штрафы реально не взыскиваются. Взыскано только 9,8 тыс. рублей в начале года. В то же время, согласно ст.282 КоАП РСФСР, не подлежит исполнению постановление о наложении административного взыскания, если оно не было обращено к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения.

Таким образом нарушаются требования ст.283 КоАП РСФСР, согласно которой контроль за правильным и своевременным исполнением постановления о наложении административного взыскания возлагается на орган (должностное лицо), вынесший постановление.

В соответствии с п.13 Положения об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов должностные лица, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной водных объектов, в соответствии с законодательством несут ответственность за принятие (непринятие) мер в пределах своей компетенции к нарушителям водного законодательства Российской Федерации, за объективность материалов проводимых проверок.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 24 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации“,

предлагаю:

1. Рассмотреть настоящее представление и принять установленные законом меры по устранению выявленных нарушений.

2. О результатах рассмотрения и принятых мерах не позднее чем в месячный срок прошу сообщить в прокуратуру Пензенской области.

Первый заместитель прокурора

Пензенской области

государственный советник

юстиции 3 класса

Н.Е.СНАТКИН