Законы и постановления РФ

Решение Пензенского ТУ МАП РФ от 24.02.1999 <О признании действий ГНИ по Пензенской области и управления социальной защиты населения области, выразившихся в их согласованных действиях по распространению на территории области новой формы “Книги учета доходов и расходов предпринимателя“, нарушением требований ст. 8 Закона РСФСР “О конкуренции...“> (вместе с предписанием от 24.02.1999)

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ПЕНЗЕНСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

РЕШЕНИЕ

от 24 февраля 1999 года

Комиссия Пензенского ТУ МАП России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев дело N 2-03/03-99 от 09.02.99 г. о нарушении Государственной налоговой инспекции по Пензенской области (далее ГНИ) ст.7 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ и ст.8 Закона РСФСР “О конкуренции...“ со стороны Государственной налоговой инспекции по Пензенской области и управления социальной защиты населения Правительства Пензенской области (далее управление соцзащиты)

установила:

Прокуратура Пензенской области направила в управление заявление общественного учреждения “С“ для рассмотрения его на соответствие требованиям антимонопольного законодательства.

“С“ просит разобраться в правомерности введения распоряжения
от 26.08.98 г. N 1-Р ГНИ по Пензенской области новой формы “Книги учета доходов и расходов предпринимателя“ (далее Книга учета), стоимость которой составляет 160 рублей.

При рассмотрении материалов дела установлено, что ГНИ распоряжением от 26.08.98 г. N 1-Р обязала городские и районные госналогинспекции поэтапно ввести на территории области новую Книгу учета. Пункт 2 названного распоряжения и письмо ГНИ от 08.10.98 г. N НГ-13-05/2-4906 обязывают госналогинспекции области, начиная с сентября 1998 года, осуществлять постановку на учет предпринимателей без образования юридического лица только при наличии у них Книги учета нового образца. Ранее выданные книги учета должны были быть заменены на новые в течение 4 квартала 1998 года. Согласно письму, книги учета следовало в обязательном порядке получать в налоговой инспекции по месту учета, предъявив квитанцию об оплате через отделения “СБ“ в г. Москву на расчетный счет.

На заседании представитель “С“ добавил, что данная Книга учета очень неудобна в обращении, особенно для предпринимателей с большим ассортиментом реализуемых товаров, так как им необходимо вести одновременно до 10 экземпляров книги, что существенно увеличивает расходы на ее приобретение.

Представители ГНИ по Пензенской области объяснили, что решение о введении новой Книги учета было принято в целях упорядочения ведения применяемых в настоящее время предпринимателями книг доходов и расходов. Новая форма Книги учета позволяет обеспечить единообразие учета получаемых предпринимателем доходов, а также имея достаточную степень защиты, исключает возможность ее подделки. Кроме того, было заявлено, что внедрение данной книги не влияет на конкуренцию на товарных рынках области, в связи с чем не подлежит рассмотрению антимонопольным органом.

Комиссия, выслушав пояснение сторон, изучив материалы дела, признала действия
ГНИ по Пензенской области нарушением требований статьи 7 Закона РСФСР “О конкуренции...“.

Мнение представителей областной налоговой инспекции об отсутствии влияния на конкуренцию в результате принятия и применения вышеназванных документов не соответствует действительности и не может быть принято во внимание Комиссией, так как в данном случае возникает дополнительный административный барьер, необоснованно препятствующий деятельности индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных и регистрирующихся на территории области, что оказывает воздействие на состояние конкуренции в регионе.

В соответствии со ст.20 Закона РФ “О подоходном налоге с физических лиц“ и пунктом 65 Инструкции Госналогслужбы РФ от 29.06.95 г. N 35 налоговой орган при необходимости вправе разработать лишь иную форму Книги учета доходов и расходов, включив в нее показатели, необходимые для определения облагаемого дохода.

Принятие распоряжения от 26.08.98 г. N 1-р и распространение в налоговые инспекции области письма от 08.10.98 г. N НГ-13-05/2-4906, неправомерно обзывающих предпринимателей приобретать в налоговых инспекциях по месту учета новой Книги учета доходов и расходов, препятствует осуществлению деятельности и ущемляет интересы пензенских предпринимателей.

Из материалов дела следует, что между управлением социальной защиты населения Правительства Пензенской области и “Ф“ (<...>, имеется представительство в г. Москве) заключен договор от 24 декабря 1998 года N <...> “О партнерстве и сотрудничестве“. В данном договоре управление соцзащиты обязуется оказывать содействие “Ф“ в реализации его программ на территории Пензенской области и укреплять деловые контакты “Ф“ с органами государственной власти Пензенской области. Кроме того, в соответствии с п.п. 3, 4 Приложения N 1 (единственного) к указанному договору “Ф“ реализует на территории Пензенской области разработанную им программу по поэтапному внедрению и распространению новой формы отчетности “Книга учета доходов
и расходов предпринимателя без образования юридического лица“ и обязуется перечислять на расчетный счет управления соцзащиты денежные средства в размере 10% от цены реализации каждой партии в 2000 экземпляров.

На заседании Комиссии представитель управления социальной защиты заявил, что их учреждение не совершало действий, направленных на ущемление интересов частных предпринимателей.

Однако данный довод не может быть принят, так как, заключив вышеназванный договор, управление социальной защиты включилось в совместные согласованные действия с ГНИ по Пензенской области по распространению предпринимателям области новой формы Книги учета, Это подтверждается материалами, представленными прокуратурой Пензенской области, из которых следует, что договор о партнерстве и сотрудничестве N <...> доведен до сведения налоговой инспекции. Об этом свидетельствует ее отметка о регистрации входящей корреспонденции от 28.12.98 г. N 1890.

Таким образом, в результате согласованных действий ГНИ по Пензенской области и управления социальной защиты населения на территории Пензенской области продолжилось распространение новой формы “Книги учета доходов и расходов предпринимателя без образования юридического лица“, что могло иметь своим результатом ограничение доступа на рынок и устранение с него хозяйствующих субъектов, а также ущемление интересов предпринимателей без образования юридического лица, что является нарушением требований ст.8 Закона РСФСР “О конкуренции“.

В ходе рассмотрения материалов дела ГНИ по Пензенской области представила в Комиссию управления распоряжение от 02.02.99 г. N 2-Р об отмене распоряжения от 26.08.98 г. N 1-Р. Письмом от 18.02.99 г. N МЗ-06-03/1-1153 налоговым инспекциям городов и районов области доведено решение о приостановлении выдачи указанных Книг учета и разрешения вести учет в соответствии с ранее действующими требованиями, в связи с чем нарушение ст.7 Закона РСФСР “О конкуренции...“ ГНИ по Пензенской
области добровольно устранено.

Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь ст.12 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ и в соответствии с Правилами рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденными приказом ГКАП России от 25.07.96 г. N 91,

решила:

1. Признать действия ГНИ по Пензенской области и управления социальной защиты населения Правительства Пензенской области, выразившиеся в их согласованных действиях по распространению на территории области новой формы “Книги учета доходов и расходов предпринимателя“, нарушением требований ст.8 Закона РСФСР “О конкуренции...“.

2. Выдать ГНИ по Пензенской области и управлению социальной защиты населения Правительства Пензенской области предписание о прекращении нарушения требований ст.8 Закона РСФСР “О конкуренции...“.

Председатель Комиссии

А.

Члены Комиссии

М.

Б.

С.

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

от 24 февраля 1999 года

Комиссия Пензенского ТУ МАП России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства на основании своего решения по делу N 2-03/03-99 от 24 февраля 1999 г. о нарушении Государственной налоговой инспекции по Пензенской области и Управлением социальной защиты населения Правительства Пензенской области требований ст.8 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“

предписывает:

1. Государственной налоговой инспекции по Пензенской области и управлению социальной защиты населения Правительства Пензенской области прекратить и впредь не допускать нарушение требований ст.8 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, выразившееся в ущемлении интересов хозяйствующих субъектов в результате совместных действий по распространению через городские и районные налоговые инспекции новой формы “Книги учета доходов и расходов предпринимателя“.

Примечание. За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего Предписания в соответствии со ст.23, 24 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ коммерческие и некоммерческие организации
и их руководители, должностные лица органов исполнительной власти, индивидуальные предприниматели несут административную ответственность.