Законы и постановления РФ

Решение Коллегии ТО федер-х орг-в исполнит. власти от 18.12.98 N ФК 4-1 “О мерах по обеспечению населения области питьевой водой и ходе выполнения “Программы приведения хлорных объектов Пензенского горводоканала к требованиям ПБХ-93“

КОЛЛЕГИЯ

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 18 декабря 1998 г. N ФК 4-1

О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАСЕЛЕНИЯ ОБЛАСТИ ПИТЬЕВОЙ

ВОДОЙ И ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ “ПРОГРАММЫ ПРИВЕДЕНИЯ

ХЛОРНЫХ ОБЪЕКТОВ ПЕНЗЕНСКОГО ГОРВОДОКАНАЛА

К ТРЕБОВАНИЯМ ПБХ-93“

Коллегия отмечает, что органами государственной власти и местного самоуправления области, областной горнотехнической инспекцией, комитетами по водному хозяйству и охраны природы, государственной санитарно-эпидемиологической службой проводится работа по обеспечению населения качественной питьевой водой.

В рамках федеральной целевой программы “Обеспечение населения России питьевой водой“ разработаны долгосрочные программы на 1998-2005 гг. по обеспечению населения Пензенской области качественной питьевой водой. Областной горнотехнической инспекцией совместно с муниципальным предприятием “Горводоканал“ разработана “Программа приведения хлорных объектов Пензенского горводоканала к требованиям
правил безопасности при производстве, хранении, транспортировке и применении хлора (ПБХ-93)“.

Контролирующими органами принимаются меры к нарушителям водного законодательства и санитарных правил по водоснабжению. За эти нарушения в 1998 году областным центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора наложено штрафов на сумму 37,6 тыс. рублей, комитетом охраны природы - на сумму более 83 тыс. рублей, комитетом по водному хозяйству - на сумму 33,8 тыс. рублей.

Вместе с тем анализ положения дел свидетельствует о том, что действующая в области система водоснабжения не отвечает в полной мере требованиям надежности и качества обеспечения населения доброкачественной питьевой водой.

Более 30% водных источников области не имеют необходимого комплекса очистных сооружений и не обеспечивают полноты очистки воды до требований ГОСТа 287-82 “Вода питьевая“. Из отобранных за 9 месяцев 1998 года проб не отвечали требованиям СанПиН 2.1.4.559-96 “Питьевая вода“ в источниках централизованного водоснабжения по микробиологическим показателям - 1,5%, по химическим показателям - 13,4%. На коммунальных водопроводах эти данные составляют, соответственно, 2,3% и 4,3%, а на ведомственных водопроводах - 4,4% и 7,5%. Наиболее неблагоприятная обстановка сложилась в Белинском, Пензенском, Нижнеломовском, Кузнецком, Беднодемьяновском, Шемышейском, Колышлейском, Земетчинском, Кондольском, Тамалинском районах, гг.Пензе, Кузнецке.

Из 2177 источников централизованного водоснабжения, находящихся на контроле учреждений госсанэпиднадзора области, 20,6% не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.027-95 “Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения“. Аналогичное положение на коммунальных и ведомственных водопроводах.

Износ водопроводных сетей достиг 39%, из 2456 км трубопроводов требует безотлагательной замены 455 км. Только за 2 последних года протяженность ветхих сетей увеличилась более чем на 200 км, а новых сетей за этот же период построено всего 33 километра. Следствием этого стало ухудшение качества
воды по бакпоказателям из-за вторичного загрязнения и ее потери (до 25,6% от общего объема).

Обследование в г. Пензе и 17-ти районах области артезианских скважин показало, что 56% из них имеют превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) питьевой воды по железу (от 1,5 до 24 раз), 15% по фенолу (61,6 - 4 раза), 8% - по ПБК (61,2-3,4 раза), 2% - по азоту аммонийному (61,2 раза), 9% - по нефтепродуктам (в 2,1 - 4,5 раза) и т.д. Наиболее загрязнены артскважины АО “Биосинтез“, ОАО “ЗИФ“, ЛДПС “Пенза“, стекольного завода г. Никольска, АО “Пензаагрожилстрой“, АО “Кузнецкобувь“.

Значительной проблемой для г. Пензы остается приведение качества подаваемой воды в соответствии с нормативными требованиями на площадке “Подгорная“. Очистные сооружения перегружены, а строительство блока очистных сооружений на 50 тыс. куб. м. в сутки и реагентного хозяйства остановлено. В текущем году на водозаборе г. Пензы отмечался резкий дефицит химических реагентов (коагулянта и жидкого хлора), и в настоящее время ситуация остается напряженной.

Утвержденная главой администрации города Пензы “Программа приведения хлорных объектов Пензенского горводоканала к требованиям ПБХ-93“ не выполняется. Хлорные объекты эксплуатируются с грубым нарушением правил безопасности, находятся в густонаселенных кварталах города и в случае аварии повлекут человеческие жертвы. Проведенные проверки показали, что ни администрация города, ни руководство МП “Горводоканал“ не принимают мер к наведению порядка в этих вопросах.

Не соответствуют требованиям ПБХ-93 и хлорные объекты ПО “Старт“. Руководство предприятия не выполняет рекомендации Совета инспекций по промышленной и экологической безопасности.

Невыполнение этих требований уже приводило в 1997 году к аварии с выбросом хлора в атмосферу, и только благоприятные погодные условия позволили обойтись без человеческих жертв. Однако
последняя проверка, проведенная советом инспекций в июле т.г., показала, что руководство ПО “Старт“ вновь проигнорировало требования приведения хлорных объектов к ПБХ-93.

Одной из серьезных проблем остается состояние водозаборных сооружений р.п. Колышлей. Очистные сооружения водозабора в паводковый период не обеспечивают в должной степени очистки от мутности, на старом блоке очистных сооружений требуется проведение реконструкции. В неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии находятся и водопроводные сети п. Колышлей (25% сетей в аварийном состоянии). Ежегодно количество аварий на сетях увеличивается в два раза.

Аналогичное положение и в г. Кузнецке. Здесь при анализе воды показатели по содержанию железа в 20-30 раз превышают ПДК, а строительство станции обезжелезивания воды не ведется.

В селе Нечаевка Мокшанского района систематически на протяжении ряда лет на почве межхозяйственных финансовых споров нарушается режим подачи питьевой воды для жителей села.

Контролирующие органы совместно с учреждениями юстиции не принимают исчерпывающих мер по безусловному взысканию штрафов с нарушителей (Вадинский, Лопатинский, Шемышейский и др. районы).

КОЛЛЕГИЯ РЕШИЛА:

1. Признать работу государственных органов власти и органов местного самоуправления области, контролирующих служб по исполнению законодательства Российской Федерации и Пензенской области по обеспечению населения качественной питьевой водой недостаточной.

2. Территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, осуществляющим контроль в области охраны водных объектов и водоснабжения населения (Дмитриев А.П., Толченов Г.Е., Абрамов Б.В., Ершов В.В., Кададов А.М.):

- обеспечить строгий контроль за качеством питьевой воды в системах водоснабжения области и приведением хлорных объектов к требованиям ПБХ-93;

- усилить меры воздействия к должностным лицам, не выполняющим предписания и нарушающим водное законодательство;

- в течение 1 полугодия 1999 года провести комплексные проверки систем водоснабжения гг. Пензы, Кузнецка, Заречного, р.п. Колышлей.

3. Управлению юстиции (Дмитриев В.И.),
главному судебному приставу (Уланов Г.И.) принять исчерпывающие меры по взысканию штрафов, наложенных контролирующими органами за нарушение водного и природоохранного законодательства.

4. Просить Губернатора - Председателя Правительства области поручить ПО “Облжилкомхоз“ (Черушов В.А.) совместно с соответствующими службами:

- разработать единую целевую областную программу первоочередных и долгосрочных мероприятий по улучшению обеспечения населения области доброкачественной питьевой водой;

- подготовить и внести на рассмотрение сессии Законодательного Собрания проект Закона Пензенской области “О питьевой воде в Пензенской области“;

- ужесточить контроль за распределением и расходованием средств, поступающих в бюджет области от налогов за пользование водными ресурсами, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Законом Пензенской области “О плате за пользование водными объектами“.

5. Рекомендовать главам администраций органов государственной власти и местного самоуправления городов и районов области рассмотреть на заседаниях коллегий вопрос о мерах по обеспечению населения качественной питьевой водой, проанализировать деятельность служб, отвечающих за снабжение населения питьевой водой, продолжить работу по обустройству родников и восстановлению артезианских скважин, принять необходимые меры по предотвращению загрязнения водоемов.

6. Рекомендовать:

- главе администрации города Пензы Калашникову А.С. совместно с МП “Горводоканал“ изыскать возможность продолжения строительства кустового склада хлора на 100 т. за чертой г. Пензы, проконтролировать исполнение городской программы приведения хлорных объектов к требованиям ПБХ-93, рассмотреть вопрос об изменении тарифов на услуги водоснабжения и канализации;

- главе администрации г. Заречного Сергееву В.В. совместно с руководством ПО “Старт“ (Есин А.А.) в течение 1999 г. привести хлорные объекты водоснабжения к требованиям ПБХ-93;

- главе администрации Колышлейского района Кирьянову Г.Н. совместно с ПО “Облжилкомхоз“ (Черушов В.А.) принять необходимые меры по приведению очистных сооружений водозабора р.п. Колышлей в соответствие с правилами и
нормами безопасности. Изыскать средства на ремонт водопроводных сетей;

- главе администрации г. Кузнецка Костину В.В. при участии ПО “Облжилкомхоз“ (Черушов В.А.) изыскать необходимые финансовые средства для завершения строительства станции по обезжелезиванию воды и ввести ее в строй к 2000 году;

- главе администрации Мокшанского района Дружинину В.П. совместно с ПО “Облжилкомхоз“ (Черушов В.А.) в срок до 1 февраля 1999 года принять меры к обеспечению бесперебойного режима подачи питьевой воды для жителей села Нечаевка.

7. Просить прокурора области Костяева В.Ф. усилить надзор за исполнением законодательства в сфере охраны природы и водопользования.

8. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на руководителей соответствующих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (Дмитриева А.П., Толченова Г.Е., Абрамова Б.В., Ершова В.В., Кададова А.М.). О ходе выполнения решения проинформировать коллегию до 15 июля 1999 г.

9. Настоящее решение направить в Администрацию Президента и Правительство Российской Федерации.

Председатель коллегии,

Полномочный представитель Президента

Российской Федерации в Пензенской области

И.КУДИНОВ