Законы и постановления РФ

Постановление Губернатора Пензенской обл. от 17.07.98 N 210 “О Программе оздоровления государственных и муниципальных финансов Пензенской области“

Утратил силу в связи с изданием Постановления Губернатора Пензенской обл. от 17.02.2003 N 67.

ГУБЕРНАТОР - ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА

ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 июля 1998 г. N 210

О ПРОГРАММЕ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И

МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Внесено: Голяевым Е.В. - Заместителем Председателя

Правительства Пензенской области.

В связи с проводимыми мерами по осуществлению совместных действий Правительства Российской Федерации и Правительства Пензенской области по оздоровлению государственных финансов и условий оказания финансовой помощи за счет средств федерального бюджета в
соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1998 года N 495 “О дополнительных мерах по обеспечению выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и оздоровлению государственных финансов“

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить представленную Программу оздоровления государственных и муниципальных финансов Пензенской области.

2. Заместителям Председателя Правительства, руководителям областных Департаментов, Управлений, Комитетов, Главам территориальных органов государственного управления Пензенской области принять к неукоснительному исполнению настоящую Программу.

3. Главам территориальных органов государственного управления Пензенской области и органов местного самоуправления в срок до 1 августа текущего года разработать и утвердить соответствующие Программы оздоровления местных финансов.

4. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области - Министра Голяева Е.В.

Вице-Губернатор, первый заместитель

Председателя Правительства

К.Э.БУРАВЛЕВ

ПРОГРАММА

ОЗДОРОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ

ФИНАНСОВ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Работа по подготовке Программы одобрена Постановлением Губернатора - Председателя Правительства Пензенской области от 09.06.98 г. N 26 “О дополнительных мерах по обеспечению выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и оздоровлению государственных финансов“.

I. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИНЯТИЯ ПРОГРАММЫ

ОЗДОРОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ

ФИНАНСОВ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ.

Состояние дел в сфере бюджетных отношений характеризуется общим состоянием экономики области. Финансовое положение на предприятиях и организациях области остается сложным. Общая кредиторская задолженность предприятий и организаций промышленности, транспорта, строительства и сельского хозяйства на 1 января 1998 года составляла 6633 млн. руб.

Просроченная задолженность по ним составила 4646,9 млн. руб. - 70 процентов от общей кредиторской задолженности. На предприятия государственной формы собственности приходится 20% просроченной кредиторской задолженности, негосударственной, соответственно, - 80 процентов.

Кризис в производственном секторе и последовавшая за ним глубокая депрессия привели к тяжелейшему бюджетному кризису. Бюджетные долги в немалой степени повлияли на общее состояние расчетно-платежной дисциплины во всех секторах экономики. При этом долги хозяйствующих
субъектов в бюджетную систему области (недоимка) в настоящее время составляют около 500 млн. руб. На 1 января 1998 года кредиторская задолженность бюджетных учреждений области составила 889,7 млн. руб., на 1 июля т.г. она возросла до 1302,4 млн. руб.

Кроме того, прямые обязательства Правительства области перед Министерством финансов РФ, коммерческими банками, другими кредиторами превышают 1 млрд. руб.

Возможности области в прошлом были явно переоценены. Многие принимаемые решения не обосновывались имеющимися финансовыми ресурсами, а, следовательно, являлись популистскими. В результате данные обещания и обязательства остались неисполненными.

В то же время недостаточное внимание уделялось изысканию внутренних резервов экономии бюджетных расходов. Разветвленная и крайне неэффективная система социальных льгот, дотации в отдельные отрасли производственной сферы, порождающие иждивенчество, распыление государственных инвестиций, нерациональное использование сети бюджетных учреждений, особенно в социальной сфере, громоздкий управленческий аппарат, пассивность в использовании имеющихся в собственности области активов не позволяют в полной мере задействовать экономический, производственный и интеллектуальный потенциал области.

Наступила объективная необходимость наведения строгого порядка в процессе составления и исполнения бюджета области.

В этих целях составлена “Программа оздоровления государственных и муниципальных финансов Пензенской области“ (далее - Программа).

II. ЗАДАЧИ, ЦЕЛИ И СРОК ДЕЙСТВИЯ ПРОГРАММЫ.

Задачами Программы являются:

- сбалансированность областного и территориальных бюджетов, ликвидация “скрытого“ дефицита бюджета;

- создание базы для формирования и исполнения реального бюджета области в 1999-2001 гг.

Реализация Программы позволит:

- погасить накопившуюся задолженность бюджета перед населением, предприятиями и организациями;

- осуществить инвентаризацию бюджетных назначений на 1998 год;

- разработать мероприятия по реструктуризации бюджетных обязательств.

Срок действия Программы - 1998-2001 гг.

III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Программа направлена на пополнение доходной части бюджета и экономию средств бюджетной системы Пензенской области.

Методы реализации Программы основаны на:

- проведении инвентаризации
и сокращении количества юридических лиц и численности работников, занятых в бюджетной сфере, содержание которых финансируется за счет средств бюджета области;

- анализе условий оплаты труда организаций, финансируемых из бюджета области;

- ликвидации и консолидации в соответствующих бюджетах внебюджетных фондов и средств;

- поэтапном отказе от дотаций и субсидий, осуществляемых за счет средств бюджета области;

- оптимизации расходов по обслуживанию обязательств Правительства области;

- обеспечении контроля за соблюдением бюджетными организациями лимитов потребления электро- и теплоэнергии;

- усилении контроля за заключением договоров, определяющих обязательства бюджетных организаций;

- урегулировании объемов кредиторской задолженности;

- инвентаризации и проверке законности и эффективности использования зданий, находящихся в собственности области, и приостановлении в 1998-1999 годах строительства и приобретения за счет средств бюджета административных зданий и сооружений, объектов социально-бытового и медицинского назначения;

- ревизии нормативно-правовой базы с целью исключения бюджетных расходов, не обеспеченных реальными источниками финансирования.

В качестве исходных материалов для подготовки Программы использованы представленные органами исполнительной власти области отчетные данные, материалы Государственного комитета Пензенской области по статистике, бухгалтерские отчеты главных распорядителей средств областного бюджета, другие аналитические материалы.

IV. ПОКАЗАТЕЛИ И МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ.

4.1. Проведение реструктуризации задолженности юридических

лиц перед бюджетом области по налогам, сборам, а также

пеням и штрафам, начисленным за нарушение налогового

законодательства.

Финансовое положение на предприятиях и организациях области остается сложным.

По сравнению с соответствующим периодом прошлого года финансовые результаты ухудшились по большинству отраслей экономики. Так, в строительстве за 5 месяцев в 1998 году получено 16,8 млн. руб. прибыли против 38,7 млн. руб. за тот же период прошлого года, в жилищно-коммунальном хозяйстве - 5,9 млн. руб. против 12,2 млн. руб., по транспорту убытки составили 22 млн. руб. против 21 млн. руб. в 1997
году.

За пять месяцев т.г. отрицательный результат имели 54 процента предприятий, из которых 28 процентов приходится на промышленность.

Общая кредиторская задолженность на 1 июня 1998 года составила 10358,1 млн. руб., из нее 68 процентов (7043,6 млн. руб.) - просроченная.

Наибольший удельный вес (82 процента) приходится на предприятия четырех ведущих отраслей экономики области - промышленность, транспорт, строительство и сельское хозяйство.

В то же время в январе-мае т.г. по указанным отраслям наблюдается некоторое замедление роста просроченной задолженности.

Основными составляющими просроченной кредиторской задолженности являются задолженность поставщикам за товары и услуги (53 процента), а также задолженность в бюджет и внебюджетные фонды (38 процентов). Задолженность предприятий и организаций в бюджет области на 1 июня 1998 года составила 491 млн. руб. По сравнению с началом года допущен рост на 125 млн.руб., или на 34 процента.

Проведение в 1998 году реструктуризации задолженности юридических лиц перед бюджетом области в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением главы администрации области от 01.06.98 г. N 658, позволит урегулировать проблему задолженности предприятий и организаций по обязательным платежам в бюджет области по состоянию на 1 января 1998 года и создать условия для их финансового оздоровления.

Предположительно реструктуризацию задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Пензенской области проведут в 1998 году более 30 процентов организаций.

Увеличение денежных поступлений в бюджет области оценивается в 100 млн. руб.

4.2. Прекращение зачетов по обязательствам организаций по

уплате налогов в бюджетную систему Пензенской области.

В 1997 году в бюджет области поступило налоговых и неналоговых доходов в сумме 1564 млн. руб. (деномин.), в том числе в виде зачетов и векселей - 803,7 млн. руб., или 51,4 процента.

Из общей суммы средств, поступивших
в бюджет области в безденежной форме поступления по федеральным регулирующим налогам составили 516,8 млн. руб., или 64,3 процента.

В первом полугодии т.г. в бюджет области по предварительным данным поступило 551,2 млн. руб. налоговых и неналоговых доходов, из которых поступило в виде зачетов 260 млн. руб., или 47,2 процента.

Из общей суммы доходов, поступившей в бюджет области в безденежной форме поступления по федеральным регулирующим налогам составили 175 млн. руб., или 67,3 процента.

Наибольший удельный вес поступлений в бюджет области в безденежной форме приходится на федеральные регулирующие налоги.

Причем в зачетных схемах не всегда участвуют предприятия, не имеющие другой возможности погасить задолженность в бюджет.

В то же время остается значительной задолженность по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы.

В целях обеспечения конституционных прав граждан на оплату труда, а также стабильного и целевого расходования средств бюджета области, выполнения Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1998 года N 495 “О дополнительных мерах по обеспечению выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и оздоровлению государственных финансов“, предлагается прекратить в 1998 году поэтапно любые формы зачетов по обязательствам организаций по уплате налогов в бюджет области в части регулирующих федеральных налогов, зачисляемых в бюджетную систему области.

При этом, по прогнозу, поступления в денежной форме в бюджет области увеличатся во II полугодии 1998 года на 86 млн. руб.

4.3. Отмена налоговых льгот, не предусмотренных

налоговым законодательствам.

В результате предоставления дополнительных налоговых льгот, не предусмотренных налоговым законодательством и, соответственно, не учтенных в бюджете, ряду предприятий и организаций представительными органами власти, бюджет недополучил доходов в I квартале 1998 года в сумме 22,3 млн. руб.

В то же время анализ показывает, что
в большинстве районов и городов, в которых предоставляются дополнительные льготы, не выполняется план поступлений доходов, имеется задолженность по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы.

Предоставленные льготы не дают желаемого, либо предполагаемого эффекта, финансовые результаты предприятий не улучшаются.

Предлагается пересмотреть принятые ранее решения о предоставлении льгот, не учтенных бюджетом на 1998 год.

Принятые меры позволят снизить потери бюджета оценочно на сумму до 50 млн. руб.

4.4. Сокращение перечня прямых получателей средств

областного бюджета.

Согласно Закону Пензенской области “Об областном бюджете на 1998 год“, ведомственная структура расходов областного бюджета утверждена по 54 главным распорядителям средств областного бюджета, из которых 23 - областные органы государственной власти, 6 - федеральные органы государственной власти и 25 - иные получатели средств областного бюджета.

Основной целью при определении перечня прямых получателей средств областного бюджета в рамках настоящей Программы явилось установление порядка, в соответствии с которым прямым получателем (главным распорядителем) средств областного бюджета может быть областной орган государственной власти, входящий в структуру областных органов государственной власти.

При этом ряд прямых получателей средств областного бюджета, не являющихся областными органами государственной власти, необходимо сохранить в качестве главных распорядителей средств областного бюджета в связи с невозможностью возложения обязанностей по их финансированию на какой-либо областной орган государственной власти, а также из-за специфики и значимости выполняемых ими работ.

В результате проведенной работы количество прямых получателей средств областного бюджета на 1999 год предполагается сократить до 42 единиц.

Получатели средств областного бюджета, утратившие в связи с реализацией Программы статус прямых получателей (главных распорядителей), не теряют своей юридической самостоятельности и сохраняют целевое финансирование.

4.5. Оптимизация численности работников

бюджетных организаций.

По состоянию на 1 января 1998 года фактическая численность работающих
в бюджетной сфере, финансируемой из бюджета области, составила 103,6 тыс. чел., в том числе финансируемых из областного бюджета - 20,5 тыс. чел.

Среди них 5,2 тыс. чел. (5%) - работники органов государственной власти, 92,3 тыс. чел. (89,1%) - работники социально-культурных учреждений и 5,5 тыс. чел. (5,3%) - работники других отраслей.

В отношении указанных категорий работников предполагается осуществить следующий комплекс мероприятий:

1. Сократить на 20% предельную численность работников областных органов государственных служащих и органов местного самоуправления с направлением высвободившихся средств в сумме 6,8 млн.руб. на введение денежного содержания государственных служащих в соответствие с Законом Пензенской области “О денежном содержании государственных служащих Пензенской области и лиц, занимающих государственные должности Пензенской области“ от 30 мая 1998 года N 76-ЗПО.

2. Оптимизировать в ходе проведения инвентаризации бюджетной сети структуру численности административно-хозяйственного персонала социально-культурных учреждений, сократив при этом их численность до 10%.

По состоянию на 01.01.98 г. численность административно-хозяйственного персонала бюджетных учреждений в целом по области составила 6242 чел. с фондом заработной платы 49 млн. руб.

Экономия средств в расчете на год составит 4,9 млн. руб.

3. Осуществить реструктуризацию бюджетных обязательств за счет оптимизации структуры численности работающих в следующих бюджетных учреждениях, финансируемых из областного бюджета:

- унитарное предприятие “Пензагостранссигнал“ - 8 ед.

- медицинский центр “Резерв“ управления здравоохранения - 13 ед.

- в 2-х специальных профтехучилищах и областном центре художественного творчества управления профтехобразования - 3,5 ед.

- в 4-х лечебно-профилактических учреждениях управления здравоохранения - 88,5 ед.

- в 5-ти учреждениях департамента культуры - 28 ед.

- в 38-и учреждениях управления образования - 43,6 ед.

Экономия средств в результате оптимизации структуры численности работающих в областных бюджетных учреждениях составит около 0,7
млн. руб.

4. Предусмотреть следующие нормативы оптимизации нагрузки в учреждениях образования для расчета ассигнований из бюджета всех уровней:

Увеличить наполняемость на 5 чел.:

- групп в детских дошкольных учреждениях;

- классов в общеобразовательных школах, школах-интернатах всех типов;

- учебных групп в специальных профтехучилищах, средних специальных учебных заведениях.

Увеличить учебную нагрузку преподавателям на 30 часов в средних специальных учебных заведениях.

Экономия средств от проведения вышеперечисленных мероприятий составит около 40 млн. руб.

4.6. Инвентаризация условий оплаты труда работников

бюджетных организаций.

Оплата труда работников бюджетной сферы осуществляется, главным образом, по разделам Единой тарифной сетки. Тарифные ставки и должностные оклады указанных работников устанавливаются по разделам оплаты труда ЕТС в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14 октября 1992 года N 785 “О дифференциации в условиях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки“ и от 24 августа 1995 года N 823 “О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы“.

Надтарифная часть заработной платы формируется за счет выплат обязательного и стимулирующего характера, установление которых определяются в соответствии с законами Российской Федерации, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и актами Минтруда России.

В настоящее время применяется около 30 видов доплат, надбавок, иных выплат, носящих обязательный характер, и 25 видов доплат и надбавок стимулирующего характера.

Практика показывает, что возникла необходимость упорядочения и совершенствования системы оплаты труда на основе ЕТС и выплат стимулирующего характера в бюджетных учреждениях по следующим направлениям:

- предоставить право вышестоящим органам государственного управления устанавливать лимит численности и размер фонда оплаты труда бюджетным организациям, находящихся в их ведении;

- при планировании фонда оплаты труда установить предельный размер надбавок и доплат стимулирующего характера
к фонду оплаты труда, определенного на основании ЕТС, в размере 20 процентов. Экономия составит около 18 млн. руб.;

- установить педагогическим работникам образовательных учреждений денежную компенсацию на книгоиздательскую продукцию и периодические издания в размере 10 процентов от педагогической ставки, вместо размера минимального оплаты труда, предусмотренного Законом РФ “Об образовании“ N 12-ФЗ от 13 января 1996 года. Экономия средств составит около 15 млн. руб.

4.7. Реорганизация бюджетных организаций, находящихся в

ведении областных органов исполнительной власти и

иных получателей средств областного бюджета.

Предложения по реорганизации находящихся в ведении областных органов исполнительной власти организаций основаны на материалах инвентаризации бюджетной сети, предложенных получателями бюджетных средств.

По результатам анализа имеющейся сети определен перечень учреждений и иных получателей средств областного бюджета, которые подлежат ликвидации, реорганизации или передаче по согласованию с органами исполнительной власти административно-территориальных образований и органов местного самоуправления с областного уровня на уровень соответствующих бюджетов.

Реорганизация учреждений будет проведена путем слияния организаций и сокращения расходов на их содержание, в том числе посредством приведения числа штатных должностей в соответствие с численностью прикрепленного контингента.

Реорганизацией охвачены следующие учреждения:

- по образованию - научный центр, Чемодановская специализированная школа-интернат, Лопуховский детский дом, областная психолого-медико-педагогическая консультация;

- по здравоохранению - областной врачебно-физкультурный диспансер, центр медицинской профилактики, центр по контролю качества лекарственных средств и изделий медицинского назначения, Сердобское медицинское училище;

- по культуре - областной научно-методический центр;

- по социальной политике - Каменский дом ветеранов и труда, Титовский пансионат;

- по сельскому хозяйству - госконюшня, ипподром;

- по комитету физической культуры, спорту и туризму - спортивные команды мастеров по хоккею “Дизелист“ и по баскетболу “Спартак“.

Предположительная экономия от реорганизации бюджетной сети в расчете на год составит 7,1 млн. руб.

Ввиду незавершенности процессов разграничения полномочия и предметов ведения между областными органами власти и органами местного самоуправления осуществляется оптимизация разграничений расходных бюджетных полномочий между областными органами государственной власти и органами местного самоуправления с учетом согласованного разграничения полномочий по предметам совместного ведения.

В ходе реализации Программы предусмотрена передача в ведение органов местного самоуправления следующих учреждений: областная школа искусств, 17 детских поликлиник с филиалами, детская музыкальная школа в г. Кузнецк-12.

Всего предполагается передать в ведение органов местного самоуправления 15 объектов с расходами на их содержание в сумме 13,4 млн. руб. Передачу предполагается осуществить в порядке, установленном законодательством, начиная с 1999 года, с включением необходимых средств в базу расходов бюджета конкретной территории.

4.8. Поэтапный отказ от дотаций и субсидий.

В области действовали тарифы на оплату жилья и коммунальных услуг населением в размере 35 процентов от их стоимости.

Постановлением Губернатора - Председателя Правительства Пензенской области от 19.06.98 г. N 67 “О введении на территории области федеральных стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 1998 год“ приняты тарифы на оплату жилья и коммунальных услуг на уровне федеральных стандартов, т.е. в размере 50 процентов от их стоимости при условии, что они не превышают 18 процентов от совокупного дохода семьи.

Экономия бюджетных средств составит расчетно 36 млн. руб.

Одновременно расходы на выплату субсидий гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг в связи с ростом тарифов возрастут и составят 31 млн. руб.

Общая экономия бюджетных средств составит расчетно 5 млн. руб.

В целях сокращения перекрестного субсидирования различных категорий потребителей Правительству Пензенской области рассмотреть вопрос установления отпускной цены на твердое топливо и сжиженный газ для населения на уровне его себестоимости, что приведет к экономии бюджетных средств в сумме 21 млн. руб.

4.9. Инвентаризация государственной собственности.

Министерством имущества Пензенской области проводится работа по сплошной инвентаризации государственного недвижимого имущества.

Жесткая система учета этого имущества позволит в несколько раз увеличить доходы от его использования, которые в настоящее время явно не соответствуют объему находящейся в государственной собственности недвижимости.

Так, в 1996 году получено 4,5 млн.руб. доходов, в 1997 году - 13,3 млн. руб. (деноминированных), за 5 месяцев 1998 года - 6 млн. руб.

Инвентаризация зданий, сооружений и помещений, закрепленных за органами исполнительной власти области и иными получателями средств бюджета, проводится на основании постановления главы администрации области от 30 апреля 1998 года N 478 “О мерах по оздоровлению государственных и муниципальных финансов“.

Проведение инвентаризации указанных объектов является первым шагом в сплошной инвентаризации всей государственной недвижимости на территории области, организации системы ее пообъектного учета и контроля за использованием.

Полная инвентаризация позволит решить следующие задачи:

- создание единого реестра объектов государственного недвижимого имущества;

- создание эффективной и гибкой системы контроля за соблюдением порядка использования и содержания этих объектов;

- урегулирование в соответствии с действующим законодательством имущественных отношений, связанных с использованием государственного имущества;

- создание эффективной системы учета средств, получаемых бюджетными организациями, от использования закрепленной за ними собственности, а также контроль за целевым использованием этих средств;

- возможность выявления фактов незаконного использования или отчуждения объектов государственного недвижимого имущества, принятие необходимых мер, исключающих такие злоупотребления в дальнейшем;

- повышение эффективности использования объектов государственного недвижимого имущества при выявлении зданий, сооружений и помещений, нуждающихся в реконструкции и капитальном ремонте, и определении порядка их дальнейшего использования.

4.10. Инвентаризация расходов по текущему содержанию

бюджетных учреждений.

Инвентаризация расходов по текущему содержанию бюджетных учреждений, а также материалы проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности учреждений вскрыли ряд недостатков в использовании бюджетных средств.

Нерационально используются средства на оплату услуг связи, электро- и теплоэнергии.

В целях исключения непроизводительных расходов в оплате коммунальных услуг предлагается провести следующие мероприятия:

1. Установить в бюджетных учреждениях счетчики учета потребления тепла и воды, что позволит сократить расходы на их потребление до 30%.

2. Сократить расходы на оплату услуг связи в бюджетных учреждениях в среднем на 20% за счет сокращения междугородных переговоров, сокращения числа телефонных точек и установки мини-АТС.

3. В рамках мероприятий Программы установить лимиты потребления электро- и теплоэнергии. Разработка лимитов будет произведена по каждому учреждению в соответствии с “Методикой определения лимитов потребления энергии организациями, финансируемыми из федерального бюджета“, разработанной Министерством топлива и энергетики РФ.

В целях исключения возможности образования новой кредиторской задолженности по оплате электро- и теплоэнергии уже в 1998 году в областном бюджете расходы по оплате за потребляемые энергоресурсы утверждены по каждой отрасли отдельной строкой.

При разработке лимитов на потребление электро- и теплоэнергии будет проводиться увязка лимитов с бюджетными обязательствами по каждому бюджетному учреждению, находящемуся в ведении прямых бюджетополучателей.

При этом немаловажную роль сыграет обеспечение контроля со стороны Правительства области в лице областной энергетической комиссии за соблюдением единства цен и тарифов в бюджетных организациях всех уровней вне зависимости от сроков уплаты указанных услуги их минимизации, в том числе за счет ликвидации непроизводительных расходов.

4.11. Адресная выплата государственных пособий

гражданам, имеющим детей.

В связи с отсутствием средств в бюджетах всех уровней на выплату пособий семьям с детьми продолжается рост кредиторской задолженности. По состоянию на 01.01.98 г. она составила 122,7 млн. руб., на 01.07.97 г. - 170,3 млн. руб.

В рамках программы экономии государственных средств, начиная с 1 января 1999 года, предусмотреть усиление адресности социальной защиты и осуществлять выплату ежемесячных пособий на ребенка семьям, имеющим среднегодовой доход ниже величины прожиточного минимума.

Согласно статистическим данным, численность населения по области составляет 1555,3 тыс. чел., из них ниже прожиточного уровня проживает 721,9 тыс. чел., за минусом пенсионеров по возрасту (177,1 тыс. чел.) - 544,8 тыс. чел. Число семей с детьми со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума составит 162,6 тыс. (544,8:3,35). Число детей в этих семьях - 219,5 тыс. чел. (1162,6 х 1,35). Потребность средств на выплату пособий составит 166,4 млн. руб.

В настоящее время, согласно действующему законодательству, выплата пособий производится на 300,8 тыс. детей в сумме 223,4 млн. руб.

Экономия средств составит 57 млн. руб. в расчете на год.

4.12. Кредиторская задолженность за 1997 год и

источники ее погашения.

На основании полной инвентаризации кредиторской задолженности по данным годовых отчетов и специальной отчетности по кредиторской задолженности за 1997 год окончательный ее объем на 1 января 1998 года по расходам бюджетных учреждений, возникшей в результате недофинансирования расходов бюджета области, составила 447,1 млн. руб.

На основе произведенного анализа финансового состояния органов исполнительной власти и иных получателей бюджетных средств выявлена возможность погашения кредиторской задолженности в результате осуществления следующих мероприятий:

- направление части средств текущего финансирования, в пределах утвержденных на 1998 год лимитов бюджетных обязательств, для погашения переходящей кредиторской задолженности. В областном бюджете на эти цели предусмотрено 48,1 млн. руб.;

- направление остатков средств, находящихся на внебюджетных счетах бюджетных учреждений. Результаты инвентаризации внебюджетных счетов учреждений, финансируемых из областного бюджета, показала, что по состоянию на 01.01.98 г. остатки средств на этих счетах составили 1,6 млн. руб.;

- прекращение практики зачисления в конце года неиспользованных средств с бюджетных счетов на счета “Суммы по поручениям“, как экономию бюджетных средств, в связи с чем финансовому управлению, финансовым органам области произвести замену “Разрешений“ на открытие счетов “Сумм по поручениям“, выдаваемых бюджетным учреждениям;

- изыскание дополнительных источников поступления средств, для направления на погашение задолженности, в том числе за счет увеличения и расширения платных услуг, оказываемых населению бюджетными учреждениями;

- погашение кредиторской задолженности по областной инвестиционной программе будет производиться поэтапно в течение ряда лет, исходя из возможностей областного бюджета. По состоянию на 1 января 1998 года сумма задолженности составила 96,4 млн. руб., в бюджете 1998 года на ее погашение предусмотрено 21,8 млн. руб.

Для обеспечения контроля за погашением кредиторской задолженности финансовому управлению поручается ввести полугодовую форму отчетности по кредиторской задолженности организаций, финансируемых из средств бюджета области, с выделением объема кредиторской задолженности, возникшей в связи с недофинансированием.

Прямая задолженность областного бюджета перед Министерством финансов РФ, коммерческими банками и другими кредиторами по средствам, привлекаемым для финансирования расходов бюджета, по состоянию на 16.07.98 г. составляет 920 млн. руб. Доходная база не позволяет своевременно погашать указанный долг, а также значительные издержки по его обслуживанию. Придерживаясь позиции обязательного исполнения выданных кредиторам обязательств и одновременно ориентируясь на снижение долгового бремени области, провести реструктуризацию существующей задолженности, учитывая такие ее преимущества, как:

а) возможность замещения на более дешевые виды заимствований;

б) использование более гибких финансовых инструментов по сравнению с кредитами;

в) отсрочка платежей на более поздние сроки, возможность их поэтапного осуществления;

г) возможность экономии расходов на погашение обязательств с учетом состояния фондового рынка и др.

Для проведения в дальнейшем более рациональной и эффективной политики заимствований и в целях предоставления кредиторам (инвесторам) твердых гарантий в счет обеспечения предоставленных им средств сформировать залоговый фонд области, включив в него объекты, которые находятся в государственной собственности Пензенской области и в соответствии с Федеральным законом “О залоге“ могут выступать предметом залога.

4.13. Мероприятия по приведению нормативной

правовой базы в соответствие с имеющимися

финансовыми ресурсами.

В связи с отсутствием средств в бюджетах всех уровней и невключением Министерством финансов РФ в базу бюджета области расходов на выполнение законодательных актов, принятых федеральными органами власти, ведущих к увеличению расходов бюджета, выйти с ходатайством в Правительство РФ об отмене или финансировании с федерального бюджета мероприятий, предусмотренных следующими законодательными актами:

- Указом Президента РФ N 466 от 20.04.93“г. “О размерах социальных пособий и компенсационных выплат семьям с детьми и другим категориям граждан“ в части удешевления стоимости питания учащимся общеобразовательных школ и студентам среднеспециальных учебных заведений;

- пунктом 8 статьи 55 Закона РФ “Об образовании“ N 12-ФЗ от 13.01.96 г. в части компенсационных выплат на приобретение методической и книгоиздательской продукции;

- пунктом 10 постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июля 1930 года, постановлением Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года N 246 и всеми последующими постановлениями, регулирующими предоставление и сохранение в случае перехода на пенсию льгот по оплате жилой площади и коммунальных услуг специалистам, работающим и проживающим в сельской местности и рабочих поселках;

- постановлением Правительства РФ N 604 от 26 июня 1995 года “О порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство жилья и выплаты денежной компенсации за наем жилых помещений военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы“;

- постановлением Правительства РФ от 24.04.96 г. N 506 “О порядке финансирования расходов, связанных с реализацией Закона РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на ЧАЭС“ в части предоставления льгот;

- постановлением Правительства РФ от 12 июля 1996 года N 790 “О порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных ФЗ “О внесении изменений и дополнений в статьи 15 и 23 Закона РФ “О статусе военнослужащих“;

- Указом Президента РФ от 2 октября 1992 года N 1153 “О мерах по усилению социальной защиты военнослужащих внутренних войск, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и их семей“ в части предоставления льгот.

Финансовый результат данной Программы оценивается в 318,7 млн. руб.