Законы и постановления РФ

Закон Пензенской обл. от 13.09.1996 N 4-ЗПО (ред. от 27.11.2003) “О местном самоуправлении в Пензенской области“ (принят ЗС Пензенской обл. 10.09.1996)

Утратил силу в связи с принятием Закона Пензенской обл. от 28.06.2005 N 832-ЗПО, вступившего в силу через десять дней после дня его официального опубликования и распространяющегося на правоотношения, возникшие с 1 июля 2005 года.

Изменения, внесенные Законом Пензенской обл. от 27.11.2003 N 540-ЗПО, вступили в силу на следующий день после дня его официального опубликования.

13 сентября 1996 года N 4-ЗПО

ЗАКОН

ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. Законов Пензенской обл. от 25.11.1998 N 109-ЗПО,

от 01.06.1999 N 153-ЗПО, от 20.12.1999 N 176-ЗПО,

от 06.10.2000 N 226-ЗПО, от 29.12.2000 N 256-ЗПО,

от 30.03.2001 N 278-ЗПО, от 24.12.2001 N 329-ЗПО,

от 24.01.2002 N 332-ЗПО, от 23.09.2003 N 505-ЗПО,

от 27.11.2003
N 540-ЗПО)

Принят

Законодательным Собранием

Пензенской области

10 сентября 1996 года

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия и термины

1. В отношении настоящего Закона Пензенской области понятия и термины используются в следующих значениях:

муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления;

вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, настоящим Законом, иными федеральными законами и законами Пензенской области;

местный референдум - голосование граждан по вопросам местного значения;

органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти;

представительный орган местного самоуправления - выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования;

должностное лицо местного самоуправления - выборное либо работающее по контракту (трудовому договору) лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления и не относящееся к категории государственных служащих;

выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо,
избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения;

муниципальная собственность - собственность муниципального образования;

местные налоги и сборы - налоги и сборы, устанавливаемые налоговым законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований;

(в ред. Закона Пензенской обл. от 29.12.2000 N 256-ЗПО)

муниципальная служба - профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий.

2. Термины “муниципальный“ и “местный“ и словосочетания с этими терминами применяются в отношении органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, объектов собственности и других объектов, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления.

Статья 2. Местное самоуправление

1. Местное самоуправление в Пензенской области - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

2. Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.

Статья 3. Право граждан на
осуществление местного самоуправления

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством:

(абз. введен Законом Пензенской обл. от 24.01.2002 N 332-ЗПО)

1. Граждане Российской Федерации осуществляют свое право на местное самоуправление в городских, сельских поселениях и других муниципальных образованиях в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

(в ред. Закона Пензенской обл. от 24.01.2002 N 332-ЗПО)

2. Граждане Российской Федерации имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

(в ред. Закона Пензенской обл. от 24.01.2002 N 332-ЗПО)

3. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

(в ред. Закона Пензенской обл. от 24.01.2002 N 332-ЗПО)

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к муниципальной службе.

(в ред. Закона Пензенской обл. от 24.01.2002 N 332-ЗПО)

5. Граждане Российской Федерации имеют право обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.

6. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможность получения гражданами другой полной и достоверной
информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.

Статья 4. Полномочия органов государственной власти Пензенской области в сфере местного самоуправления

К полномочиям органов государственной власти Пензенской области в сфере местного самоуправления относятся:

1) принятие и изменение законов Пензенской области о местном самоуправлении, контроль за их соблюдением;

2) обеспечение соответствия законов Пензенской области о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

3) регулирование порядка передачи и передача объектов собственности Пензенской области в муниципальную собственность;

4) регулирование отношений между бюджетом Пензенской области и местными бюджетами;

5) обеспечение сбалансированности минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;

6) наделение законом органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пензенской области, передача материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий, контроль за их реализацией;

7) принятие областных программ развития местного самоуправления;

8) защита прав граждан на осуществление местного самоуправления;

9) обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления;

10) обеспечение государственных минимальных социальных стандартов;

11) установление и изменение порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований;

12) компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти Пензенской области;

13) регулирование законами Пензенской области в соответствии с Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ особенностей организации местного самоуправления в Пензенской области с учетом
исторических и иных местных традиций;

14) законодательство Пензенской области о муниципальной службе;

15) принятие и изменение законов Пензенской области об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления;

16) установление порядка регистрации уставов муниципальных образований.

Статья 5. Предметы ведения местного самоуправления

1. В ведении муниципальных образований в Пензенской области находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

2. К вопросам местного значения относятся:

1) принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;

2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;

4) комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;

5) содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;

6) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, общего и профессионального образования;

(в ред. Закона Пензенской обл. от 27.11.2003 N 540-ЗПО)

7) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;

8) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;

9) регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;

10) создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;

11) контроль за использованием земель на территории муниципального образования;

12) регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного
значения;

13) организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;

14) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;

15) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

16) благоустройство и озеленение территории муниципального образования;

17) организация утилизации и переработки бытовых отходов;

18) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

19) организация и содержание муниципальных архивов;

20) организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи;

21) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

22) создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;

23) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;

24) организация и содержание муниципальной информационной службы;

25) создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования;

26) создание условий для организации зрелищных мероприятий;

27) создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании;

28) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;

29) участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;

30) обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы.

Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами Пензенской области, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

3. В случае, если в границах территории муниципального образования (за исключением города) имеются другие
муниципальные образования, предметы ведения муниципальных образований, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов разграничиваются законом Пензенской области, а в отношении внутригородских муниципальных образований - уставом города.

Муниципальным образованиям обеспечивается экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии с разграничением предметов ведения между муниципальными образованиями. Подчиненность одного муниципального образования другому не допускается.

4. Наделение органов местного самоуправления в Пензенской области отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами и законами Пензенской области с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяются соответственно федеральными законами и законами Пензенской области.

Статья 6. Законодательная основа местного самоуправления

Местное самоуправление в Пензенской области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, другими федеральными законами, Уставом Пензенской области, настоящим Законом, иными законами Пензенской области. Иные законы Пензенской области по вопросам местного самоуправления не должны противоречить настоящему Закону.

Статья 7. Устав муниципального образования

1. Муниципальное образование имеет устав, в котором указываются:

1) границы и состав территории муниципального образования;

2) вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования;

3) формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения;

4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

5) наименование и полномочия выборных, других
органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

6) срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления;

7) виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

8) основания и виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

9) порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

10) статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий;

11) гарантии прав должностных лиц местного самоуправления;

12) условия и порядок организации муниципальной службы;

13) экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;

14) вопросы организации местного самоуправления, обусловленные компактным проживанием на территории муниципального образования национальных групп и общностей, казачества с учетом исторических и иных местных традиций;

15) другие положения об организации местного самоуправления, компетенции и порядке деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, Уставом и законами Пензенской области.

2. Устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно. Устав муниципального образования принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно.

3. Устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом Пензенской области.

4.
Основанием для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования может быть только противоречие его Конституции Российской Федерации и федеральным законам, Уставу и законам Пензенской области. Отказ в государственной регистрации устава муниципального образования может быть обжалован гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.

5. Устав муниципального образования вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).

Статья 8. Государственная поддержка местного самоуправления

Органы государственной власти Пензенской области создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.

Статья 9. Ассоциации и союзы муниципальных образований

1. Муниципальные образования в целях координации своей деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов вправе создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, подлежащие регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации юридических лиц“.

(в ред. Закона Пензенской обл. от 27.11.2003 N 540-ЗПО)

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ имеет название “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“.

2. Ассоциациям и союзам муниципальных образований не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления.

Статья 10. Символика муниципальных образований

Муниципальные образования вправе иметь собственную символику (гербы, эмблемы, другую символику), отражающую исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции.

(в ред. Закона Пензенской обл. от 24.01.2002 N 332-ЗПО)

Глава II. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 11. Территории местного самоуправления

Об оставлении без удовлетворения иска о признании недействительной части 1 статьи 11 в части невключения в число муниципальных образований районов города Пензы см. Решение Пензенского областного суда от 07.12.2000.

1. К территориям, на которых в Пензенской области осуществляется местное самоуправление, относятся территории:

(в ред. Закона Пензенской обл. от 24.01.2002 N 332-ЗПО)

города Пензы;

городов Пензенской области;

районов Пензенской области;

поселков городского типа (рабочих поселков);

сельсоветов;

закрытого административно-территориального образования.

(ч. 1 в ред. Закона Пензенской обл. от 25.11.1998 N 109-ЗПО)

2. Местное самоуправление в Пензенской области в соответствии с действующим законодательством может осуществляться на части поселения и иной населенной территории, предусмотренной Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.

(в ред. Закона Пензенской обл. от 24.01.2002 N 332-ЗПО)

3. Население городского, сельского поселения, независимо от его численности, не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.

4. Территорию муниципального образования составляют земли городских, поселковых, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.

5. Местное самоуправление в городе Заречном осуществляется с учетом особенностей, установленных федеральными законами для закрытых административно-территориальных образований.

6. Вопросы об образовании, объединении, о преобразовании или об упразднении внутригородских муниципальных образований, установлении или изменении их территорий решаются с учетом мнения населения соответствующей территории представительным органом местного самоуправления города самостоятельно в соответствии с уставом города.

7. Перечень рабочих поселков и сельсоветов, а также отдельных населенных пунктов, входящих в состав соответствующего сельсовета либо административно связанных с городом, районом в городе, рабочим поселком, публикуется в официальных изданиях Законодательного Собрания Пензенской области.

Статья 12. Установление и изменение границ муниципального образования

1. Установление и изменение границ муниципального образования, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований, осуществляются с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти Пензенской области.

2. Изменение границ муниципального образования не допускается без учета мнения населения соответствующих территорий.

3. Порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований определяется законом Пензенской области.

Глава III. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И

ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 13. Органы местного самоуправления

1. К органам местного самоуправления относятся:

выборные органы, образуемые в соответствии с Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, настоящим Законом, уставами муниципальных образований;

другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

2. Наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным.

3. Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.

4. Наименования органов местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с настоящим Законом с учетом национальных, исторических и иных местных традиций.

5. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Образование органов местного самоуправления, осуществление местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается.

6. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно и устанавливается уставом муниципального образования.

Статья 14. Представительный орган местного самоуправления

1. В соответствии с уставом муниципального образования представительным органом местного самоуправления муниципального образования может быть Собрание народных депутатов (Дума, Комитет и т.п.), избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования в соответствии с действующим законодательством.

(в ред. Закона Пензенской обл. от 24.12.2001 N 329-ЗПО)

2. Численный состав представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования.

3. Порядок проведения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления определяется законом Пензенской области в соответствии с федеральными законами.

4. Компетенция представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования.

(в ред. Закона Пензенской обл. от 24.01.2002 N 332-ЗПО)

5. Представительный орган местного самоуправления правомочен при избрании не менее двух третей его установленного состава.

Основной формой работы представительного органа местного самоуправления является сессия (заседание). Сессия (заседание) правомочна, если на ней присутствуют не менее двух третей от установленного числа депутатов представительного органа местного самоуправления.

Первую (организационную) сессию (заседание) представительного органа местного самоуправления, которая созывается не позже чем на тридцатый день после официального опубликования (обнародования) результатов выборов, открывает старейший по возрасту депутат.

Для подготовки и созыва первой сессии (заседания) представительного органа местного самоуправления из состава вновь избранных депутатов соответствующего представительного органа местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования формируется организационный комитет.

Очередные сессии (заседания) представительного органа местного самоуправления созываются Председателем представительного органа местного самоуправления и проводятся, как правило, не реже одного раза в три месяца.

Внеочередные сессии (заседания) созываются по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов представительного органа местного самоуправления, а также его Председателя либо Главы Администрации (Главы местного самоуправления) не позднее чем в течение двух недель после выдвижения инициативы о созыве внеочередной сессии (заседания).

По вопросам, вносимым на сессию (заседание), представительный орган местного самоуправления принимает решения открытым, в том числе поименным, или тайным голосованием.

Решения представительного органа местного самоуправления считаются принятыми, если за них проголосовало более половины от установленного числа депутатов представительного органа местного самоуправления.

Решение представительного органа местного самоуправления о выражении недоверия Главе Администрации (Главе местного самоуправления), в случае установления таких полномочий представительного органа местного самоуправления уставом муниципального образования, считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленного числа депутатов представительного органа местного самоуправления.

Полномочия, предусмотренные частью 4 настоящей статьи, представительные органы местного самоуправления осуществляют исключительно на сессиях (заседаниях).

Для предварительной подготовки и анализа вопросов, вносимых на рассмотрение представительного органа местного самоуправления, осуществления контроля за ходом реализации принятых им решений представительный орган местного самоуправления вправе формировать свои постоянные и временные органы, устанавливать их полномочия и порядок работы.

6. В составе представительного органа местного самоуправления по инициативе депутатов могут создаваться депутатские фракции и группы, иные добровольные объединения депутатов, порядок регистрации и работы которых определяется Регламентом представительного органа местного самоуправления.

7. В соответствии с уставом муниципального образования работу представительного органа местного самоуправления возглавляет и организует его Председатель либо Глава местного самоуправления муниципального образования, если такая должность предусмотрена уставом муниципального образования.

В соответствии с уставом муниципального образования Председатель представительного органа местного самоуправления (Глава местного самоуправления) муниципального образования:

1) представляет муниципальное образование в пределах своих полномочий в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, средствами массовой информации и гражданами;

2) созывает сессии (заседания) представительного органа местного самоуправления, доводит до сведения депутатов и населения место и время их проведения, а также проект повестки дня;

3) осуществляет руководство подготовкой сессии (заседания) представительного органа местного самоуправления и вопросов, вносимых на рассмотрение представительного органа;

4) ведет сессии (заседания) представительного органа местного самоуправления, ведает внутренним распорядком в соответствии с Регламентом представительного органа;

5) подписывает решения представительного органа, а также протоколы его заседаний, другие документы представительного органа;

6) оказывает содействие депутатам представительного органа местного самоуправления в осуществлении ими своих полномочий, организует обеспечение их необходимой информацией, рассматривает вопросы, связанные с освобождением депутатов от выполнения ими служебных или производственных обязанностей для работы в представительном органе местного самоуправления, его органах или избирательных округах;

7) координирует деятельность постоянных органов представительного органа местного самоуправления, дает им поручения во исполнение решений представительного органа местного самоуправления;

8) принимает меры по обеспечению гласности и учету общественного мнения в работе представительного органа местного самоуправления;

9) организует в представительном органе местного самоуправления прием граждан, рассмотрение их письменных и устных обращений;

10) открывает и закрывает расчетные и текущие счета представительного органа местного самоуправления в банках и является распорядителем по этим счетам;

11) является распорядителем кредитов по расходам, предусмотренным местным бюджетом на обеспечение работы представительного органа местного самоуправления и его Аппарата;

12) от имени представительного органа местного самоуправления подписывает исковые заявления, направляемые в суды в случаях, предусмотренных законом;

13) решает иные вопросы, порученные ему представительным органом местного самоуправления или возложенные на него соответствующими нормативными правовыми актами.

В соответствии с уставом муниципального образования по вопросам своей компетенции Председатель представительного органа местного самоуправления (Глава местного самоуправления) муниципального образования издает распоряжения.

(в ред. Закона Пензенской обл. от 24.01.2002 N 332-ЗПО)

8. Заместитель Председателя представительного органа местного самоуправления выполняет функции в соответствии с установленным Регламентом представительного органа распределением обязанностей и поручения Председателя этого органа (Главы местного самоуправления), а в случае отсутствия Председателя (Главы местного самоуправления) или невозможности выполнения им своих обязанностей выполняет функции Председателя представительного органа местного самоуправления. Заместитель Председателя представительного органа местного самоуправления избирается на сессии (заседании) представительного органа по представлению его Председателя (Главы местного самоуправления) из числа депутатов представительного органа на срок полномочий этого органа. Порядок решения вопросов, связанных с избранием, отставкой или освобождением заместителя Председателя представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования либо Регламентом представительного органа.

9. Порядок организации работы представительного органа местного самоуправления и его органов определяется Регламентом представительного органа.

10. Для обеспечения своей деятельности представительный орган местного самоуправления вправе образовывать рабочий Аппарат.

11. Структура и фонд оплаты труда работников Аппарата утверждаются представительным органом.

12. Штатное расписание Аппарата в соответствии с его структурой утверждается Председателем представительного органа (Главой местного самоуправления), который на принципах единоначалия руководит деятельностью Аппарата.

13. Представительный орган местного самоуправления вправе самостоятельно рассматривать и решать любой вопрос, относящийся к образованию и организации деятельности своего Аппарата.

14. В соответствии с уставом муниципального образования деятельность представительного органа местного самоуправления муниципального образования могут обеспечивать структурные подразделения Аппарата соответствующей Администрации.
<“r>Статья 15. Исполнительный орган местного самоуправления

1. Уставом муниципального образования в качестве исполнительного органа местного самоуправления может быть предусмотрена Администрация муниципального образования, возглавляемая на принципах единоначалия Главой Администрации.

(в ред. Закона Пензенской обл. от 24.01.2002 N 332-ЗПО)

2. Глава Администрации муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования может быть избран непосредственно населением или представительным органом местного самоуправления муниципального образования.

3. Уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность Главы местного самоуправления муниципального образования, избираемого непосредственно населением муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо из состава депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования и возглавляющего одновременно как представительный, так и исполнительный органы местного самоуправления муниципального образования. Срок полномочий Главы местного самоуправления муниципального образования определяется уставом муниципального образования в соответствии с действующим законодательством.

(в ред. Закона Пензенской обл. от 24.12.2001 N 329-ЗПО)

4. Порядок проведения выборов Главы Администрации, Главы местного самоуправления муниципального образования непосредственно населением на основе всеобщего равного и прямого избирательного права либо из состава депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования определяется законами Пензенской области в соответствии с федеральными законами.

5 - 13. Исключены. - Закон Пензенской обл. от 24.01.2002 N 332-ЗПО.

Статья 16. Организация деятельности органов местного самоуправления

(ст. введена Законом Пензенской обл. от 24.01.2002 N 332-ЗПО)

1. Наименование органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований.

2. Органы местного самоуправления муниципального образования финансируются из соответствующего местного бюджета.

Статья 17. Статус депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления

(номер ст. в ред. Закона Пензенской обл. от 24.01.2002 N 332-ЗПО)

1. Депутату, выборному должностному лицу местного самоуправления гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства. Установленный срок их полномочий не может быть изменен в течение текущего срока полномочий.

2. Полномочия депутата представительного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы представительного органа местного самоуправления нового состава.

3. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица. Порядок вступления в должность выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования.

4. Депутаты представительного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования могут осуществлять свои полномочия на штатной оплачиваемой основе.

5. Уставами муниципальных образований предусматривается возможность отзыва депутата, выборного должностного лица местного самоуправления населением в соответствии с законом Пензенской области.

6. Статус депутата, выборного должностного лица местного самоуправления и ограничения, связанные со статусом этих лиц, устанавливаются законом Пензенской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

7. Депутаты, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора Пензенской области.

8. Депутатам представительных органов местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на штатной оплачиваемой основе, выборным должностным лицам местного самоуправления социальные гарантии, связанные с пребыванием на этих должностях, устанавливаются законами Пензенской области в соответствии с федеральными законами.

Статья 17. Исключена. - Закон Пензенской обл. от 24.01.2002 N 332-ЗПО.

Статья 18. Компетенция Администрации муниципального образования

В соответствии с уставом муниципального образования к ведению Администрации муниципального образования может относиться:

а) в области планирования, бюджета, финансов и учета

1) разработка и обеспечение выполнения планов и программ социально-экономического развития муниципального образования, местного бюджета;

2) получение на безвозмездной основе от предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории муниципального образования, сведений, связанных с социально-экономическим развитием муниципального образования, а также сведений о проектах их планов и мероприятий, которые могут иметь экологические, демографические и иные последствия, затрагивающие интересы населения муниципального образования, осуществление обязательных для таких планов и мероприятий согласований;

3) разработка предложений к прогнозам, концепциям, планам и программам, принимаемым органами государственной власти, органами местного самоуправления, затрагивающим интересы муниципального образования;

4) участие в решении вопросов размещения, развития и специализации предприятий, учреждений и организаций различных форм собственности, деятельность которых связана с жизнью муниципального образования;

5) контроль за состоянием учета и отчетности в муниципальном образовании, на предприятиях, в учреждениях, организациях, находящихся в муниципальной собственности, оказание помощи органам государственной статистики Российской Федерации и Пензенской области в получении необходимых статистических данных;

6) формирование в соответствии с федеральным законодательством местных целевых бюджетных фондов, расходование средств этих фондов в соответствии с их назначением и решениями представительного органа местного самоуправления муниципального образования;

(в ред. Закона Пензенской обл. от 29.12.2000 N 256-ЗПО)

7) утратил силу. - Закон Пензенской обл. от 30.03.2001 N 278-ЗПО;

8) объединение на договорных началах средств на строительство и содержание имеющих местное значение объектов производственной и социальной инфраструктуры, а также на проведение природоохранных мероприятий и другие цели;

б) по управлению муниципальной собственностью и взаимодействию с

предприятиями, учреждениями и организациями различных форм

собственности

9) решение вопросов, связанных с владением, пользованием и распоряжением муниципальной собственностью в соответствии с федеральными законами и законами Пензенской области, нормативными правовыми актами органов государственной власти Пензенской области, решениями представительного органа местного самоуправления муниципального образования;

10) составление и вручение предприятиям, учреждениям, организациям актов о включении их в состав муниципальной собственности, закрепление в соответствии с решением представительного органа местного самоуправления муниципального образования на правах хозяйственного ведения (с установлением пределов такого ведения) или оперативного управления объектов муниципальной собственности за предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в муниципальной собственности; передача уполномоченным органам свидетельств о праве собственности на предприятия, учреждения и организации; осуществление в соответствии с федеральными законами и законами Пензенской области, нормативными правовыми актами органов государственной власти Пензенской области мероприятий по приватизации предприятий, учреждений, организаций, иного имущества, находящегося в муниципальной собственности;

11) обеспечение участия в решении проблем социально-экономического развития муниципального образования на договорных началах предприятий, учреждений, организаций иных форм собственности;

в) в области использования муниципальных земель и охраны природы

12) предоставление в соответствии с федеральными законами и законами Пензенской области, нормативными правовыми актами органов государственной власти Пензенской области земельных участков для сельскохозяйственного производства, строительства и расширения предприятий, находящихся в муниципальной собственности, а также для жилищного строительства, ведения садоводства и огородничества;

13) обеспечение контроля за использованием и охраной муниципальных земель; разрешение земельных споров;

14) организация и проведение мероприятий по охране в муниципальном образовании экологической среды, строительству и реконструкции объектов охраны природы; содействие проведению комплексной независимой экологической экспертизы объектов, строящихся в муниципальном образовании, а также предприятий, учреждений, организаций, загрязняющих почву, воздушный и водный бассейны;

г) в области строительства, транспорта, дорожного и коммунального

хозяйства, торговли и связи

15) организация подготовки проектов и титульных списков по стройкам и объектам, находящимся в муниципальной собственности, и утверждение их, осуществление контроля за соблюдением утвержденных проектов, приостановление строительства, которое ведется с нарушением утвержденных проектов и планов застройки, назначение приемочных комиссий и утверждение актов о принятии в эксплуатацию завершенных строительством объектов;

16) выдача разрешений на строительство на землях муниципального фонда любых объектов, независимо от их принадлежности и форм собственности;

17) организация за счет средств муниципального образования и на долевых началах строительства и ремонта муниципальных объектов производственного, коммунально-бытового и социально-культурного назначения;

18) обеспечение за счет собственных и привлеченных средств транспортного обслуживания населения, строительства и ремонта местных автомобильных дорог, развития электрификации, водо- и газоснабжения, канализации, телефонной связи, радио и телевидения, создание предприятий по сбору и утилизации промышленных и бытовых отходов в муниципальном образовании;

19) обеспечение функционирования в муниципальном образовании системы торгового и бытового обслуживания населения;

д) в социальной сфере

20) содействие развитию на территории муниципального образования системы образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, занятости населения, физкультуры и спорта; осуществление контроля за соблюдением ими установленных правил, нормативов и стандартов;

21) содействие развитию театрального, музыкального, изобразительного и иных видов искусства, народного творчества;

22) исключен. - Закон Пензенской обл. от 24.01.2002 N 332-ЗПО;

22) внесение на рассмотрение представительного органа местного самоуправления муниципального образования предложений об объявлении объектов муниципальной собственности, имеющих историческую, экологическую, культурную или научную ценность, охраняемыми памятниками истории, природы, науки и культуры; содействие контролю в сфере охраны и использования памятников истории, природы, науки и культуры;

(номер пп. в ред. Закона Пензенской обл. от 24.01.2002 N 332-ЗПО)

23) обеспечение контроля за соблюдением правил охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся на территории муниципального образования;

(номер пп. в ред. Закона Пензенской обл. от 24.01.2002 N 332-ЗПО)

24) контроль за санитарно-эпидемиологическим, радиационным состоянием муниципального образования, принятие мер по защите населения от инфекционных заболеваний, введение на территории муниципального образования в установленном порядке в случае угрозы возникновения и распространения эпидемий инфекционных заболеваний особых условий и режима труда, учебы, передвижения и перевозок, направленных на предупреждение распространения и ликвидацию этих эпидемий;

(номер пп. в ред. Закона Пензенской обл. от 24.01.2002 N 332-ЗПО)

е) в сфере обеспечения законности, правопорядка и безопасности,

защиты прав и свобод граждан

25) организация и обеспечение исполнения на территории муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральных законов, актов органов государственной власти Российской Федерации, Устава Пензенской области, законов Пензенской области, нормативных правовых актов органов государственной власти Пензенской области, устава муниципального образования, актов органов местного самоуправления муниципального образования;

(номер пп. в ред. Закона Пензенской обл. от 24.01.2002 N 332-ЗПО)

26) обращение в установленных законами случаях в суды с исками к органам государственной власти, органам местного самоуправления, предприятиям, учреждениям, организациям, общественным объединениям, средствам массовой информации и гражданам;

(номер пп. в ред. Закона Пензенской обл. от 24.01.2002 N 332-ЗПО)

27) осуществление предусмотренных федеральными законами и законами Пензенской области мер, связанных с защитой прав и свобод граждан, охраной собственности, поддержанием общественного порядка на территории муниципального образования; проведение противопожарных мероприятий;

(в ред. Законов Пензенской обл. от 01.06.1999 N 153-ЗПО, от 24.01.2002 N 332-ЗПО)

28) дополнительное за счет средств местного бюджета и долевое участие в создании в соответствии с федеральными законами и законами Пензенской области муниципальной милиции, специализированных формирований по охране общественного порядка;

(номер пп. в ред. Закона Пензенской обл. от 24.01.2002 N 332-ЗПО)

29) осуществление мер по предупреждению безнадзорности и преступности среди несовершеннолетних;

(в ред. Законов Пензенской обл. от 01.06.1999 N 153-ЗПО, от 24.01.2002 N 332-ЗПО)

30) обеспечение выполнения на территории муниципального образования федеральных законов о всеобщей воинской обязанности, призыва граждан на действительную военную службу, проведения учебных сборов и начальной военной подготовки, военно-патриотического воспитания молодежи;

(номер пп. в ред. Закона Пензенской обл. от 24.01.2002 N 332-ЗПО)

31) обеспечение выполнения на территории муниципального образования законодательства Российской Федерации и Пензенской области по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

(в ред. Законов Пензенской обл. от 01.06.1999 N 153-ЗПО, от 24.01.2002 N 332-ЗПО)

32) организация приема граждан, рассмотрение в пределах своей компетенции их жалоб, заявлений и предложений;

(в ред. Законов Пензенской обл. от 01.06.1999 N 153-ЗПО, от 24.01.2002 N 332-ЗПО)

33) осуществление иных полномочий, предусмотренных федеральными законами и законами Пензенской области, уставом муниципального образования для исполнительных органов местного самоуправления.

(в ред. Законов Пензенской обл. от 01.06.1999 N 153-ЗПО, от 24.01.2002 N 332-ЗПО)

Статья 19. Акты исполнительных органов местного самоуправления

1. Уставом муниципального образования может быть определено, что Глава Администрации (Глава местного самоуправления) муниципального образования по вопросам, отнесенным к его ведению, принимает постановления и издает распоряжения, руководители иных органов местного самоуправления в пределах своей компетенции издают приказы.

(в ред. Закона Пензенской обл. от 24.01.2002 N 332-ЗПО)

2. Акты Администрации, иных органов муниципального образования вступают в силу со дня их принятия, если иное не определено в самом акте.

3. Акты Администрации муниципального образования в течение пяти дней со дня их подписания в обязательном порядке направляются в соответствующий представительный орган местного самоуправления.

Статья 20. Досрочное прекращение полномочий Главы Администрации, Главы местного самоуправления муниципального образования

1. В соответствии с уставом муниципального образования полномочия Главы Администрации, Главы местного самоуправления муниципального образования прекращаются досрочно в случаях:

1) личного заявления Главы Администрации, Главы местного самоуправления муниципального образования о сложении полномочий.

2) утраты Главой Администрации, Главой местного самоуправления гражданства Российской Федерации;

3) исключен. - Закон Пензенской обл. от 29.12.2000 N 256-ЗПО;

3) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Главы Администрации, Главы местного самоуправления муниципального образования;

(в ред. Закона Пензенской обл. от 29.12.2000 N 256-ЗПО)

4) отрешения Главы Администрации, Главы местного самоуправления от должности в порядке, предусмотренном Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“;

(в ред. Закона Пензенской обл. от 29.12.2000 N 256-ЗПО)

5) отзыва Главы Администрации, Главы местного самоуправления населением муниципального образования;

(в ред. Закона Пензенской обл. от 29.12.2000 N 256-ЗПО)

6) выражения Главе Администрации, Главе местного самоуправления муниципального образования недоверия представительным органом местного самоуправления.

(в ред. Закона Пензенской обл. от 29.12.2000 N 256-ЗПО)

2. Порядок досрочного прекращения полномочий Главы Администрации, Главы местного самоуправления муниципального образования определяется уставом муниципального образования.

(в ред. Закона Пензенской обл. от 24.01.2002 N 332-ЗПО)

Статья 21. Обязательность опубликования (обнародования) нормативных правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Статья 22. Органы местного самоуправления - юридические лица

Выборные и иные органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования.

Статья 23. Муниципальная служба

1. Лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими.

2. Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управления службой, определяется уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами Пензенской области.

3. Время работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий, в соответствии с законодательством о государственной службе.

Глава IV. ФОРМЫ ПРЯМОГО ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ ГРАЖДАН И

ДРУГИЕ ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 24. Местный референдум

1. По вопросам местного значения может проводиться местный референдум.

2. Решение о проведении референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования.

3. В местном референдуме имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования, обладающие активным избирательным правом. Граждане участвуют в местном референдуме непосредственно и на добровольной основе.

4. Голосование на местном референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.

5. Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт. Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

6. Порядок назначения и проведения местного референдума, принятия и изменения решений местного референдума устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом Пензенской области.

Статья 25. Муниципальные выборы

1. Выборы депутатов представительных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании при обеспечении установленных законом избирательных прав граждан.

2. Порядок проведения муниципальных выборов определяется законом Пензенской области.

3. Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти Пензенской области гарантируют проведение муниципальных выборов.

Статья 26. Общее собрание (сход), конференция граждан

1. В муниципальном образовании в целях решения вопросов местного значения могут проводиться общие собрания (сходы), конференции граждан, которые созываются Главой Администрации (Главой местного самоуправления) муниципального образования либо по его поручению Главой, Председателем Комитета общественного самоуправления соответствующей территории муниципального образования по инициативе органов государственной власти Пензенской области, органов местного самоуправления, органов территориального общественного самоуправления или граждан.

2. В работе общих собраний (сходов), конференций принимают участие граждане, достигшие 18 лет и проживающие на соответствующей территории муниципального образования.

3. Нормы представительства и порядок избрания представителей граждан для участия в работе конференций устанавливаются Главой Администрации (Главой местного самоуправления) муниципального образования.

4. Общее собрание (сход), конференция граждан после регистрации их участников и при наличии кворума открывается Главой Администрации (Главой местного самоуправления) муниципального образования или лицом, им уполномоченным. Общее собрание (сход), конференция граждан правомочны при условии явки на них более половины общего числа граждан, имеющих право участвовать в общем собрании (сходе), представителей граждан, избранных на конференцию. Для ведения общего собрания (схода), конференции граждан избирается президиум в составе председателя, секретаря и 1-3 членов. Повестка дня утверждается общим собранием (сходом), конференцией граждан. На общем собрании (сходе), конференции граждан ведется протокол, в котором указываются дата и место проведения общего собрания (схода), конференции граждан, общее число граждан, проживающих на соответствующей территории и имеющих право участвовать в общем собрании (сходе) граждан, норма представительства и количество представителей граждан, избранных для участия в конференции, количество присутствующих, состав президиума, повестка дня, содержание выступлений, принятые решения. Протокол подписывается председателем и секретарем общего собрания (схода), конференции граждан и передается в Администрацию соответствующего муниципального образования.

5. В компетенции общего собрания (схода), конференции граждан находятся:

- рассмотрение в установленном порядке вопросов, связанных с административно-территориальным устройством муниципального образования, соответствующих его территорий;

- формирование органов территориального общественного самоуправления муниципального образования, осуществление контроля за их деятельностью;

- обсуждение проектов законов, нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, затрагивающих интересы муниципального образования, жителей соответствующих его территорий;

- рассмотрение вопросов, связанных с социально-экономическим развитием и благоустройством муниципального образования, соответствующих его территорий;

- обсуждение поведения граждан, допускающих нарушения федеральных законов и законов Пензенской области, актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и территориального общественного самоуправления, общих собраний (сходов), конференций граждан, а также общественного порядка, правил общежития;

- решение других вопросов, затрагивающих интересы населения муниципального образования, соответствующих его территорий.

6. Решения общего собрания (схода), конференции граждан принимаются открытым голосованием большинством голосов от числа присутствующих их участников.

7. Порядок созыва и проведения общего собрания (схода), конференции граждан, принятия и изменения их решений, пределы их компетенции устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Законом.

Статья 27. Народная правотворческая инициатива

Население в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).

Статья 27.1. Общественные слушания

(ст. введена Законом Пензенской обл. от 23.09.2003 N 505-ЗПО)

В целях привлечения населения к участию в обсуждении вопросов, имеющих общественную и социальную значимость, в муниципальном образовании могут организовываться общественные слушания, порядок подготовки и проведения которых определяется органами местного самоуправления.

Статья 28. Обращения граждан в органы местного самоуправления

1. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.

2. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны дать ответ по существу обращения граждан в течение одного месяца.

3. Федеральным законом, законами Пензенской области может быть установлена административная ответственность за нарушения сроков и порядка ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.

Статья 29. Территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления

1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через Главу общественного самоуправления либо Комитет общественного самоуправления соответствующей территории в соответствии с федеральными законами и законами Пензенской области.

2. Глава общественного самоуправления, Комитет общественного самоуправления избираются непосредственно населением на общем собрании (сходе), конференции граждан по месту их жительства на срок полномочий органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования. Количество членов Комитета общественного самоуправления устанавливается общим собранием (сходом), конференцией граждан, однако их число не может быть менее пяти. Члены Комитета из своего состава избирают Председателя, заместителя Председателя, и Секретаря Комитета. Подотчетность Главы общественного самоуправления, Комитета общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования.

(в ред. Закона Пензенской обл. от 24.01.2002 N 332-ЗПО)

3. Компетенция Главы общественного самоуправления, Комитета общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования.

(в ред. Закона Пензенской обл. от 24.01.2002 N 332-ЗПО)

4. В соответствии с уставом муниципального образования либо положением о территориальном общественном самоуправлении в муниципальном образовании Глава общественного самоуправления, Комитет общественного самоуправления имеют право решать входящие в их компетенцию вопросы с использованием предусмотренных на эти цели средств бюджета муниципального образования, а также собственных финансовых ресурсов, образуемых за счет доходов от самостоятельной экономической деятельности, добровольных взносов и пожертвований предприятий, учреждений, организаций и граждан, других законных поступлений.

5. В соответствии с уставом муниципального образования либо положением о территориальном общественном самоуправлении в муниципальном образовании Глава общественного самоуправления, Председатель, заместитель Председателя, Секретарь и отдельные члены Комитета общественного самоуправления могут работать на штатной оплачиваемой основе. Комитет общественного самоуправления может наделяться правами юридического лица с момента регистрации в установленном порядке.

6. Наряду с предусмотренными Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и настоящим Законом формами участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, настоящему Закону и иным законам Пензенской области.

Глава V. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА

МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 30. Экономическая основа местного самоуправления

Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

Статья 31. Муниципальная собственность

1. В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные целевые бюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

(в ред. Закона Пензенской обл. от 29.12.2000 N 256-ЗПО)

2. Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами Пензенской области и уставами муниципальных образований, населением непосредственно.

3. Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.

Органы местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами Пензенской области могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования.

4. Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно.

Доходы от приватизации“объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.

5. Муниципальная собственность признается и защищается государством равным образом с государственной, частной и иными формами собственности.

Статья 32. Право органов местного самоуправления на создание предприятий, учреждений и организаций

Органы местного самоуправления вправе в соответствии с законом создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации.

Статья 33. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в муниципальной собственности

1. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.

2. Отношения между органами местного самоуправления и руководителями предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством.

Статья 34. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности

1. По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, их отношения с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров.

2. Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования.

3. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами Пензенской области.

Статья 35. Муниципальный заказ

Органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств.

Статья 36. Внешнеэкономическая деятельность органов местного самоуправления

Органы местного самоуправления в интересах населения в установленном законом порядке вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность.

Статья 37. Местные бюджеты

1. К местным бюджетам относятся бюджеты муниципальных образований.

2. Формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.

3. В местных бюджетах могут быть предусмотрены в качестве составной части сметы расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

Статья 38. Доходы и расходы местных бюджетов

1. В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов Пензенской области в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами Пензенской области, закрепленными на долговременной основе, финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с федеральными законами и законами Пензенской области и решениями органов местного самоуправления, а также другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления.

2. Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. Сумма превышения доходов над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не подлежит изъятию федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Пензенской области.

3. В доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных федеральных полномочий, государственных полномочий Пензенской области.

Статья 39. Обеспечение минимальных местных бюджетов

1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Пензенской области в соответствии с законом обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов.

2. Минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами Пензенской области на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.

3. Доходная часть минимальных местных бюджетов обеспечивается путем закрепления на долговременной основе федеральным законом, законом Пензенской области доходных источников. В случаях, если доходная часть минимального местного бюджета не может быть обеспечена за счет указанных доходных источников, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Пензенской области передают органам местного самоуправления иные доходные источники федерального бюджета и бюджета Пензенской области, при этом свободные переходящие остатки местных бюджетов предыдущего года в расчет не принимаются.

4. Органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством путем закрепления в доходы местных бюджетов федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Пензенской области отчислений от федеральных налогов и налогов Пензенской области.

5. Показатели финансовой и хозяйственной деятельности органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и организаций подлежат учету органами государственной статистики в установленном порядке.

Статья 40. Финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, компенсация дополнительных расходов органов местного самоуправления

1. Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете, в бюджете Пензенской области.

2. Увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Пензенской области, компенсируются органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств.

Статья 41. Местные налоги и сборы

1. Местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством.

(в ред. Закона Пензенской обл. от 29.12.2000 N 256-ЗПО)

2. Население непосредственно путем местного референдума, на собраниях (сходах) граждан или представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут предусматривать разовое добровольное внесение жителями средств для финансирования решения вопросов местного значения.

(в ред. Закона Пензенской обл. от 24.01.2002 N 332-ЗПО)

Статья 42. Право органов местного самоуправления на получение платежей за пользование природными ресурсами

Органы местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами Пензенской области получают плату, в том числе в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории муниципального образования.

Статья 43. Муниципальные целевые бюджетные фонды

(ст. 43 в ред. Закона Пензенской обл. от 29.12.2000 N 256-ЗПО)

Представительные органы местного самоуправления вправе образовывать целевые бюджетные фонды в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством.

Статья 44. Участие органов местного самоуправления в кредитных отношениях

Органы местного самоуправления в соответствии с федеральными законами вправе выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово - кредитные учреждения.

Глава VI. ГАРАНТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 45. Запрет на ограничение прав местного самоуправления

Ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, запрещается.

Статья 46. Обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

1. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.

2. Решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.

3. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления влечет ответственность в соответствии с федеральными законами и законами Пензенской области.

Статья 47. Рассмотрение обращений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

Обращения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, к которым эти обращения направлены.

Статья 48. Судебная защита местного самоуправления

Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений.

Глава VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, КОНТРОЛЬ

ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Статья 49. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом.

Статья 50. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением наступает в результате утраты доверия населения. Порядок и условия ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в результате утраты доверия населения определяются уставами муниципальных образований.

Статья 51. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством

1. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации и федеральных законов, Устава и законов Пензенской области, устава муниципального образования.

2. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.

3. Представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования, принявший (издавший) нормативный правовой акт, который признан судом противоречащим Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, Уставу, закону Пензенской области, уставу муниципального образования, обязаны в установленный решением суда срок отменить данный нормативный правовой акт или отдельные его положения, а также опубликовать информацию о решении суда в течение десяти дней со дня вступления решения суда в силу.

В случае, если представительным органом местного самоуправления, главой муниципального образования не отменены нормативный правовой акт или отдельные его положения, которые признаны судом противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, Уставу, закону Пензенской области, уставу муниципального образования и при этом повлекли признанные судом нарушение (умаление) прав и свобод человека и гражданина или наступление иного вреда, то представительный орган местного самоуправления может быть распущен, полномочия главы муниципального образования могут быть досрочно прекращены путем отрешения его от должности.

В случае, если представительным органом местного самоуправления, главой муниципального образования не отменены нормативный правовой акт или отдельные его положения в соответствии с решением суда, вступившим в силу, то Законодательное Собрание Пензенской области по собственной инициативе или по обращению Губернатора Пензенской области письменно предупреждает представительный орган местного самоуправления, а Губернатор Пензенской области письменно предупреждает главу муниципального образования о возможности принятия мер в соответствии с Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и настоящим Законом.

В случае, если представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования в течение месяца со дня вынесения (объявления) письменного предупреждения не приняли мер по исполнению решения суда, то представительный орган местного самоуправления может быть распущен, а глава муниципального образования может быть отрешен от должности не позднее шести месяцев со дня вступления в силу решения суда, являющегося основанием для роспуска представительного органа местного самоуправления, отрешения главы муниципального образования от должности.

В соответствии с Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ представительный орган местного самоуправления в порядке, установленном указанным Федеральным законом, распускается законом Пензенской области либо федеральным законом, а глава муниципального образования отрешается от должности постановлением Губернатора Пензенской области, за исключением Главы города Пензы, либо указом Президента Российской Федерации.

(ч. 3 в ред. Закона Пензенской обл. от 06.10.2000 N 226-ЗПО)

4. В случае, если в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда представительным органом местного самоуправления не отменены нормативный правовой акт или отдельные его положения, а Законодательным Собранием Пензенской области не приняты предусмотренные Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и настоящим Законом меры, то в соответствии с пунктом 3 статьи 49 указанного Федерального закона Президент Российской Федерации вправе внести в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске представительного органа местного самоуправления.

(ч. 4 введена Законом Пензенской обл. от 06.10.2000 N 226-ЗПО)

5. В случае, если в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда главой муниципального образования не отменены нормативный правовой акт или отдельные его положения, а Губернатором Пензенской области не приняты предусмотренные Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и настоящим Законом меры, то в соответствии с пунктом 3 статьи 49 указанного Федерального закона Президент Российской Федерации вправе отрешить главу муниципального образования от должности.

(ч. 5 введена Законом Пензенской обл. от 06.10.2000 N 226-ЗПО)

6. Одновременно с роспуском представительного органа местного самоуправления законом Пензенской области либо федеральным законом назначаются новые выборы.

Отрешение главы муниципального образования от должности и одновременное назначение новых выборов (если он избирался населением муниципального образования) осуществляются постановлением Губернатора Пензенской области либо указом Президента Российской Федерации.

(ч. 6 введена Законом Пензенской обл. от 06.10.2000 N 226-ЗПО)

7. В случае отрешения главы муниципального образования от должности Губернатор Пензенской области либо Президент Российской Федерации назначает временно исполняющего обязанности главы муниципального образования на период до вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования, если иной порядок не установлен уставом муниципального образования.

(ч. 7 введена Законом Пензенской обл. от 06.10.2000 N 226-ЗПО)

8. В соответствии с Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ предложения об отрешении Президентом Российской Федерации главы муниципального образования от должности могут быть внесены Законодательным Собранием Пензенской области, Губернатором Пензенской области, Правительством Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации.

(ч. 8 введена Законом Пензенской обл. от 06.10.2000 N 226-ЗПО)

9. В соответствии с Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ граждане, права и законные интересы которых нарушены в связи с роспуском представительного органа местного самоуправления, отрешением главы муниципального образования от должности, вправе обжаловать роспуск представительного органа местного самоуправления, отрешение главы муниципального образования от должности в областной суд либо Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня официального опубликования закона, указа (постановления).

Областной суд, Верховный Суд Российской Федерации должны рассмотреть жалобу и принять решение не позднее десяти дней со дня ее подачи.

(ч. 9 введена Законом Пензенской обл. от 06.10.2000 N 226-ЗПО)

Статья 52. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами, законами Пензенской области, уставами муниципальных образований.

Статья 53. Прокурорский надзор за соблюдением законности в деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

В соответствии с Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением федеральных законов, законов Пензенской области и уставов муниципальных образований органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.

Статья 54. Обжалование в суд решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений и действий органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

Глава VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 55. О полномочиях органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, избранных (назначенных) до вступления в силу Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“

1. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, избранные населением до вступления в силу Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны.

2. Главы местных администраций (Главы местного самоуправления), назначенные на должность государственными должностными лицами, органами государственной власти, а также в ином порядке, чем это предусмотрено Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, сохраняют свои полномочия до избрания (назначения) соответствующего органа, должностного лица с учетом положений Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, но не более 16 месяцев со дня вступления в силу данного Федерального закона.

Статья 56. О муниципальных служащих

Впредь до принятия соответствующих федеральных законов и законов Пензенской области на муниципальных служащих в Пензенской области распространяются ограничения, установленные федеральными законами для государственных служащих.

Статья 57. О формировании муниципальной собственности, финансово-экономической основы местного самоуправления

1. Вопросы формирования муниципальной собственности и финансово-экономической основы местного самоуправления решаются органами государственной власти Пензенской области в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на момент принятия настоящего Закона, и регулируются законами Пензенской области в соответствии с федеральными законами.

2. Отсутствие муниципальной собственности на территории муниципального образования на момент вступления в силу настоящего Закона не является основанием для упразднения или преобразования соответствующего муниципального образования либо отказа в образовании нового муниципального образования.

Статья 58. О перечне рабочих поселков и сельсоветов, а также отдельных населенных пунктов, входящих в состав соответствующего сельсовета либо административно связанных с городом, районом в городе, рабочим поселком, на территории Пензенской области на момент принятия настоящего Закона

На момент принятия настоящего Закона официальным изданием, в котором приводится перечень рабочих поселков и сельсоветов, а также отдельных населенных пунктов, входящих в состав соответствующего сельсовета либо административно связанных с городом, районом в городе, рабочим поселком, является справочник административно-территориального деления Пензенской области по состоянию на 1 июля 1990 года, изданный исполнительным комитетом Пензенского областного Совета народных депутатов в 1990 году, с внесенными в него изменениями за 1990 - 1996 годы.

Статья 59. О вступлении в силу настоящего Закона и приведении в соответствие с ним нормативных правовых актов

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Нормативные правовые акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций на территории Пензенской области приводятся в соответствие с настоящим Законом не позднее шести месяцев со дня вступления его в силу.

Глава Администрации

Пензенской области

А.Ф.КОВЛЯГИН

г. Пенза

13 сентября 1996 года

N 4-ЗПО