Законы и постановления РФ

Указ Губернатора Орловской области от 14.01.2005 N 7 “Об утверждении концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства Орловской области в 2005 году“

Утратил силу с 30 ноября 2007 года в связи с изданием Указа Губернатора Орловской области от 30.11.2007 N 375.

ГУБЕРНАТОР ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

УКАЗ

от 14 января 2005 г. N 7

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РЕФОРМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2005 ГОДУ

В целях обеспечения условий проживания населения, отвечающих стандартам качества, снижения издержек производителей услуг, а также смягчения для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг постановляю:

1. Одобрить концепцию реформы жилищно-коммунального хозяйства Орловской области в 2005 году (приложение).

2. Контроль за выполнением указа возложить на заместителя Губернатора области Е.Н. Вельковского.

Губернатор

Е.С.СТРОЕВ

Приложение

к указу

Губернатора Орловской области

от 14 января 2005 г. N 7

КОНЦЕПЦИЯ

РЕФОРМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2005 ГОДУ

I. Состояние, цели
и первоочередные направления

реформы жилищно-коммунального хозяйства

В настоящее время реформа ЖКХ в Орловской области осуществляется на основе областной комплексной программы “Развитие и модернизация жилищно-коммунального комплекса Орловской области на 2004 - 2005 годы“, одобренной постановлением Коллегии от 3 февраля 2004 года N 25, и постановлением Коллегии администрации области от 30 декабря 2002 года N 199 “О ходе жилищно-коммунальной реформы в Орловской области“.

Анализируя период преобразований с 2001 года и оценивая возможность достижения поставленных целей, необходимо отметить, что в основном завершен этап “упорядочения“, затрагивающий вопросы собственности, создания системы управления, соответствующей инфраструктуре функционирования отраслей; сокращения административных расходов, разделения функций заказчика и подрядчика:

созданы единые муниципальные предприятия ЖКХ;

повсеместно создаются муниципальные службы заказчика в сфере ЖКХ;

утверждена областная программа реформирования и модернизации ЖКХ на 2004 - 2005 годы;

сформирована единая система оперативного управления отраслью;

ведутся работы по переводу жилья на индивидуальное поквартирное отопление;

реализуется Программа внедрения малозатратных мероприятий, обеспечивающих энергоресурсосбережение в ЖКХ и бюджетной сфере области;

создан областной единый расчетно-кассовый центр, формируется единая информационная база ЖКХ;

практически завершена передача бесхозяйных электрических сетей и подстанций в собственность региональных энергетических предприятий, а сетей водоснабжения и канализации - в муниципальную собственность;

завершается передача ведомственного жилищного фонда в ведение органов местного самоуправления;

осуществлен перевод на договорные отношения организаций ЖКХ с поставщиками ресурсов и производителями работ;

1,5% оказываемых видов услуг в области производится на конкурсной основе, в основном по ремонту жилищного фонда.

Однако реальная рыночная среда как в жилищной, так и в коммунальной сферах формируется медленно.

Основные причины:

высокий уровень износа инженерной инфраструктуры;

неурегулированность в вопросах оборота имущества, оценке и регистрации собственности;

груз накопленных ранее долгов организациями ЖКХ (кредиторская задолженность отрасли около 1,3 млрд. рублей);

отсутствие реальной конкуренции в
результате сохраняющейся государственной монополии на управление организациями ЖКХ и на инженерную инфраструктуру ЖКХ;

формальный подход к заключению договоров на коммунальное обслуживание без учета стандартов качества обслуживания;

отсутствие реального механизма стимулирования ресурсосбережения.

В жилищно-коммунальный комплекс области входят более 100 предприятий различных форм собственности, где работают 12,5 тысячи человек. Если в предыдущие годы реформирования жилищно-коммунального хозяйства увеличение доли затрат, покрываемых за счет платежей населения, происходило в основном путем повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги, то на новом этапе целесообразно сосредоточить усилия на рационализации и снижении издержек производителей услуг.

Основными целями реформирования жилищно-коммунального хозяйства в 2005 году будут являться:

смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования;

обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества;

снижение издержек производителей услуг.

Для реализации этих целей первоочередными направлениями работ по реформированию в жилищно-коммунальном хозяйстве являются:

развитие частной инициативы и конкуренции в вопросах управления и обслуживания жилищного фонда;

привлечение частного бизнеса к управлению и инвестированию в коммунальный комплекс;

оптимизация бюджетных расходов на жилищно-коммунальный комплекс, повышение адресности и эффективности социальной поддержки населения по оплате жилищно-коммунальных услуг;

создание системы государственной поддержки процессов модернизации инженерной инфраструктуры городских и сельских поселений;

снижение затратной части жилищно-коммунального хозяйства.

II. Основные направления реформирования

жилищно-коммунального хозяйства

1. Развитие частной инициативы и конкуренции в вопросах управления и обслуживания жилищного фонда

В настоящее время в таких муниципальных образованиях, как г. Орел, г. Мценск, Мценский район, Орловский район созданы и уже работают службы заказчика (управляющие организации) преимущественно в форме муниципальных предприятий, и таким образом разделены функции “заказчика“ и “подрядчика“.

Гражданами - собственниками жилых помещений в многоквартирных жилых домах - образовано 4 ТСЖ (преимущественно в домах-новостройках) и 2 ЖСК, которые
обслуживают 177,1 тысяч квадратных метров жилья, что составляет 2,3% от общей площади жилья, находящегося в управлении служб заказчика. Однако реальной рыночной среды в сфере управления жильем сформировать не удалось.

Сегодняшний подход к формированию тарифов приводит предприятия, работающие в этом секторе, к увеличению затрат, т.к. тарифы формируются на основании себестоимости. В таких условиях любой хозяйствующий субъект будет заинтересован в том, чтобы себестоимость увеличивать, а не сокращать. Возможные альтернативы решения проблемы - стимулирование сокращения затратной части путем концентрации на предприятиях сэкономленных средств или дальнейшее обслуживание инженерной инфраструктуры на основе концессионных отношений, смысл которых в том, что полную ответственность за состояние коммунальной инфраструктуры несет частный оператор.

Основная задача преобразования в этой сфере - создание условий для развития частной инициативы и конкуренции в сфере управления жильем.

Для ее реализации необходимо:

1. Создать четкие правовые механизмы реализации прав и обязанностей собственников. Стимулировать создание товариществ собственников жилья как необходимого института для демонополизации спроса на жилищные услуги и управление жилым фондом. Для создания товариществ, в частности, необходимо обеспечить передачу в общую долевую собственность собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах придомовых земельных участков; оказывать содействие в предоставлении налоговых льгот.

2. Оказывать содействие в создании служб заказчика для разделения функций “подрядчик“ - “заказчик“.

3. Обеспечить условия для перехода на договорные отношения в сфере управления жильем в возможно большем объеме.

4. Обеспечить соблюдение эксплуатирующими организациями технических регламентов по эксплуатации.

2. Привлечение частного бизнеса к управлению и инвестированию в коммунальный комплекс

Сегодня крайне необходимо техническое перевооружение отрасли. В частности, необходима замена коммуникаций, из-за неудовлетворительного состояния которых теряется до 70% тепла, 30% воды, 18% электроэнергии. Во многих случаях следует
пересмотреть существующую систему коммуникаций, в первую очередь теплоснабжения, излишняя централизация которой ведет к неоправданным затратам и потерям.

Стоимость модернизации отрасли ЖКХ области оценивается в соответствии с областной комплексной программой “Развитие и модернизация жилищно-коммунального комплекса Орловской области на 2004 - 2005 годы“, утвержденной постановлением Коллегии от 3 февраля 2004 года N 25, в 875 млн. руб., которые необходимо освоить в течение двух лет.

Бизнес также проявляет свою заинтересованность. На рынке ЖКХ области в последнее время активизировали работу структуры Газпрома, сформированные на базе Межрегионгаза региональные тепловые компании, ОАО “Российские коммунальные системы“, созданные РАО “ЕЭС России“ и рядом крупных холдингов (“Газпромбанк“, “Интеррос“, “Кузбассразрезуголь“, “Ренова“, “ЕвразХолдинг“, “Еврофинанс“). Однако предлагаемая рядом крупных компаний тарифная политика и принципы управления арендуемой инфраструктуры не всегда отвечают интересам граждан. Активно начинают действовать средний и малый бизнес. В Орловской области в стадии завершения строительство мини-ТЭЦ ОАО “Энергомашкорпорация“, что позволит улучшить теплоснабжение Северного района г. Орла. В рамках пилотных проектов в г. Орле в жилом квартале по ул. Матросова в 2003 году построена локальная котельная ООО “Вионкомплект“, что позволило значительно улучшить теплоснабжение жилья этого района, который был когда-то концевым участком тепловой магистрали Орловской ТЭЦ. Также в стадии строительства частная котельная по улице Советской г. Орла.

В ближайшее время в г. Орле планируется начать строительство мусороперерабатывающего завода с выработкой тепла и электроэнергии от попутных газов для ее коммерческой реализации.

Банковский сектор, представителями которого являются Орловское отделение Сбербанка РФ, Орловский социальный банк, АКБ “Фьючер“, также заинтересован в кредитовании жилищно-коммунального хозяйства.

Одной из основных задач перевода ЖКХ на работу в рыночных условиях является создание условий для того, чтобы отрасль
стала инвестиционно привлекательной. Однако до сих пор коренного перелома ситуации с привлечением инвестиций в сектор не произошло в связи с большим объемом долгов, отсутствием теории и практики концессионных отношений.

Наиболее успешно идет продвижение на рынок жилищно-коммунальных услуг малого бизнеса, работающего по заказу муниципальных образований, в основном на уборочных и ремонтных работах, где в 2004 году выполнено 107 договоров, заключенных на конкурсной основе. Но подъем отрасли невозможен без масштабного вхождения в нее бизнеса, причем и в те объекты, которые являются инфраструктурными.

Предлагаемый механизм решения этого вопроса - частно-государственное партнерство. Оно предусматривает передачу инфраструктурных объектов в управление бизнесу в обмен на получение им в течение определенного, достаточно длительного времени дохода от управления. При этом сами объекты остаются в государственной собственности, более того - с гарантией их эффективного использования и модернизации. А бизнес приобретает гарантированную долгосрочную базу получения прибыли от вложенных инвестиций. Такая система имеет хорошие перспективы. Переход объектов ЖКХ под управление бизнеса поможет внедрить более экономные и технологичные способы обеспечения жизнедеятельности снабжающих систем.

Финансирование различных элементов программы реформы ЖКХ должно проводиться целенаправленно с привлечением внебюджетных средств, в том числе и средств населения. В связи с этим необходимо организовать банковский пул в составе крупнейших региональных банков, который бы занялся финансированием проектов, направленных на устранение основных проблем, существующих сегодня в области жилищно-коммунального хозяйства.

Безусловно, неотъемлемой частью мероприятий по реформированию и модернизации ЖКХ является внедрение энергосберегающих технологий для повышения эффективности теплоснабжения жилых зданий и для создания комфортной среды проживания. Кроме того, опыт проведения реформы ЖКХ показывает, что без широкого вовлечения в этот процесс населения трудно добиться положительного результата в
столь важном и сложном деле.

Главный ресурс, который необходимо использовать с точки зрения изменения ситуации в коммунальном секторе, - это определение правил взаимоотношений и оптимальной пропорции между органами государственной власти и бизнесом в секторе, а также создание мотивации для того, чтобы эта сфера была привлекательной для бизнеса.

Основные задачи преобразований в этой сфере - создание условий для развития рыночных отношений в коммунальной сфере, повышение инвестиционной привлекательности, формирование конкуренции за рынок предоставления коммунальных услуг.

Для их реализации необходимо:

1. Осуществлять постепенный переход на новые, рыночные организационно-правовые формы коммунальных предприятий.

2. Создать нормативную базу для заключения договоров концессионного типа.

3. Провести инвентаризацию и реструктуризацию долговых обязательств предприятий коммунального комплекса и изыскать необходимые бюджетные ресурсы для финансового оздоровления предприятий комплекса.

4. Провести работы по составлению генеральных планов развития инженерной инфраструктуры территорий муниципального образования и утверждению инвестиционных программ. При этом появится возможность своевременно обеспечивать необходимой инфраструктурой новые объекты строительства и наиболее рационально планировать тарифную политику.

5. Создать условия для стимулирования работ по ресурсоэнергосбережению.

3. Оптимизация бюджетных расходов на жилищно-коммунальный комплекс, повышение адресности и эффективности социальной поддержки населения по оплате жилищно-коммунальных услуг

В рамках проводимой реформы жилищно-коммунального хозяйства в 2005 году необходимо решить конкретные социально-экономические задачи:

1. Обеспечение полной ликвидации дотаций предприятиям на разницу в ценах и тарифах и переход на 100-процентное возмещение гражданами экономически обоснованной стоимости жилищно-коммунальных услуг.

2. Разработка нормативно-правовой и методической базы по определению порядка и условий предоставления субсидий на территории субъекта в зависимости от показателей социально-экономического развития региона, повышение адресности и эффективности социальной поддержки населения по оплате ЖКУ.

3. Обеспечение всеми уполномоченными органами перехода на перечисление адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг
на персонифицированные социальные счета граждан.

4. Освобождение предприятий ЖКХ от несвойственных им функций по обеспечению мер социальной поддержки населения по оплате ЖКУ.

5. Установление региональных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг в соответствии с ежегодно устанавливаемыми федеральными стандартами.

6. Обеспечение всеми уполномоченными органами соответствия стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг в регионе федеральным стандартам.

7. Оптимизирование процесса тарифного регулирования в отрасли, проведение согласованной региональной и нормативной политики в сфере цено- и тарифообразования.

8. Финансовое оздоровление отрасли путем проведения мероприятий по реструктуризации долгов предприятий ЖКХ прошлых лет.

4. Создание системы государственной поддержки процессов модернизации инженерной инфраструктуры городских и сельских поселений

В настоящее время значительные государственные ресурсы расходуются на поддержание работоспособности жилищно-коммунального комплекса, однако эффективность использования этих ресурсов крайне низка. Так, на ремонтные работы по подготовке к зиме 2004 - 2005 годов затрачено 235 млн. рублей, но объемы работ с каждым годом только растут. Состояние основных фондов продолжает ухудшаться, а потребность в бюджетной подпитке все увеличивается. Очевидно, что требуется коренным образом пересмотреть задачи в обеспечении работоспособности жилищно-коммунального комплекса.

На основании областной комплексной Программы “Развитие и модернизация жилищно-коммунального комплекса Орловской области на 2004 - 2005 годы“, одобренной постановлением Коллегии от 3 февраля 2004 года N 25, составлен перечень объектов ЖКХ, нуждающихся в модернизации и достройке. Объем средств, которые надлежит освоить в течение 2 лет, составляет 875 млн. рублей.

Государственная поддержка процессов модернизации жилых домов и инженерной инфраструктуры городов и поселений в 2005 году должна состоять в следующем:

1. Совершенствование нормативно-правовой и методической базы, особенно в части обеспечения регламентных работ по поддержанию технического состояния основных фондов инженерной инфраструктуры.

2. Определение четких
правил выделения бюджетных ресурсов для реализации целевых инвестиционных проектов. Финансирование и софинансирование из областного бюджета в форме прямых инвестиций только наиболее важных объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры после определения четких критериев исполнения и подбора объектов.

3. Капитализация значительного количества бюджетных средств (возможно совместно с различными кредитными организациями) для создания структуры, предоставляющей под государственные гарантии частным инвесторам средства на модернизацию жилых домов и коммунальной инфраструктуры.

5. Снижение затратной части жилищно-коммунального хозяйства

Снижение затратной части жилищно-коммунального хозяйства осуществляется по нескольким направлениям:

1. Оптимизация и улучшение водоснабжения в населенных пунктах Орловской области.

2. Перевод жилых домов на индивидуальное поквартирное отопление.

3. Перевод котельных, работающих на электроэнергии, на природный газ или вихревые теплогенераторы.

4. Улучшение теплоснабжения в населенных пунктах Орловской области.

5. Реализация Программы малозатратных работ по энергоресурсосбережению в жилищно-коммунальном хозяйстве и на объектах социальной сферы.

Для улучшения водоснабжения в 2003 - 2004 годах проводилась оптимизация схем водоснабжения населенных пунктов области. Путем закольцовки, текущего ремонта системы водоснабжения и установки резервуаров чистой воды удалось добиться нормализации водоснабжения в п. Кромы. Завершено строительство водовода в п. Тросна, СБО в п. Корсаково. В три раза снижена стоимость построенной станции биологической очистки в п. Хотынец. В 2004 году на электродвигателях насосов системы водоснабжения установлено 4 преобразователя частоты, 195 счетчиков на скважинах, 5 резервуаров чистой воды. На менее мощные насосы заменено 17 существующих. Экономический эффект от этих работ составил 1,5 млн. рублей.

В 2004 году по программе перевода на индивидуальное поквартирное отопление завершены работы в 2760 квартирах (более 110 тыс. кв. м). Окупаемость данных работ для жителей составляет от 2 до 4 лет. Основными преимуществами поквартирного отопления является независимое теплоснабжение, снижение
платы за отопление в 3 раза (оплачивается только газ), покомнатное регулирование температурного режима. Экономический эффект для бюджета составил 15 млн. рублей.

Перевод котельных, работающих на электроэнергии и котельно-печном топливе, на природный газ и вихревые теплогенераторы в 2004 году был проведен на 36 котельных из 184. Экономический эффект составил 6 млн. рублей. В качестве эксперимента по внедрению новых технологий установлен 1 вихревой теплогенератор в п. Вяжи Новосильского района.

Улучшение теплоснабжения проводится с обязательным проведением энергоаудита.

Программа малозатратных работ по энергоресурсосбережению в 2004 году проводится по линии модернизации парка котельного оборудования, систем теплоснабжения, в том числе у потребителей, и внедрения энергосбережения на системах водоснабжения. За 9 месяцев 2004 года экономический эффект от применения новых технологий и внедрения приборного учета составил 20,1 млн. рублей.

Для реализации работ по снижению затратной части в 2005 году необходимо:

1. Оптимизировать систему обслуживания водопроводно-канализационного хозяйства в части создания специализированных подразделений (участков) в районах области, особенно на селе.

2. Обратить особое внимание на качество питьевой воды, используя отечественные системы очистки.

3. Продолжить установку счетчиков водопотребления и теплосчетчиков на объектах социальной сферы области.

4. Завершить 100-процентный перевод на индивидуальное поквартирное отопление в сельских районах области и активизировать работы по переводу на индивидуальное поквартирное отопление в городах Орел, Ливны и Мценск.

5. Завершить перевод котельных, работающих на электроэнергии, на природный газ и вихревые теплогенераторы.

6. Провести энергоаудит всех квартальных котельных на территории области. Оптимизировать схемы теплоснабжения населенных пунктов с учетом перевода жилья на индивидуальное поквартирное отопление.

7. Продолжить работы по внедрению энергоресурсосберегающих технологий, уделив особое внимание установке преобразователей частоты на насосном оборудовании, замене существующих насосов на менее мощные, автоматизации ЦТП, установке счетчиков на здания бюджетной сферы.

III. Организация работ

Организация управления реализацией концепции возлагаются на управление по реформированию ЖКХ Аппарата Губернатора и администрации области (Миронов В.С.).

Управление по реформированию ЖКХ Аппарата Губернатора и администрации области организует информационно-разъяснительную работу среди населения через печатные и электронные средства массовой информации, а также путем проведения выставок, конференций и семинаров.

Оценка реализации программы производится ежеквартально, а также по итогам года.

Управление по реформированию ЖКХ Аппарата Губернатора и администрации области производит свод и анализ информации о результатах выполнения мероприятий программы.

IV. Оценка эффективности реализации концепции

Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации концепции будет производиться с помощью системы показателей, приведенных в таблице N 1.

Таблица N 1

СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

------------------------T------------------------------------------------------¬

¦ Предмет оценки ¦ Показатели ¦

+-----------------------+------------------------------------------------------+

¦Повышение эффективности¦динамика себестоимости и роста тарифов на услуги ¦

¦функционирования ¦жилищно-коммунального хозяйства; уровень бюджетных ¦

¦жилищно-коммунального ¦расходов на дотации предприятиям жилищно-коммунального¦

¦хозяйства ¦комплекса; снижение удельных издержек на оказание ¦

¦ ¦жилищно-коммунальных услуг ¦

+-----------------------+------------------------------------------------------+

¦Качество ¦количество аварий в системах инженерного обеспечения; ¦

¦жилищно-коммунального ¦уровень износа систем инженерного обеспечения; объем ¦

¦комплекса ¦капитально отремонтированных и реконструированных ¦

¦ ¦инженерных объектов ¦

+-----------------------+------------------------------------------------------+

¦Энергоресурсосбережение¦объем затрат на энергосберегающие мероприятия в ¦

¦в жилищно-коммунальном ¦жилищно-коммунальном хозяйстве и экономический эффект ¦

¦хозяйстве ¦от их реализации ¦

+-----------------------+------------------------------------------------------+

¦Внедрение приборов ¦внедрение приборов учета воды, газа, тепловой энергии ¦

¦учета потребляемых ¦ ¦

¦ресурсов ¦ ¦

+-----------------------+------------------------------------------------------+

¦Финансирование объектов¦общий объект текущего финансирования; общий объем ¦

¦коммунальной ¦инвестиций в системы теплоснабжения, а также ¦

¦инфраструктуры ¦водоснабжения и водоотведения (по каждой системе) за ¦

¦ ¦счет внебюджетных и бюджетных средств всех уровней ¦

+-----------------------+------------------------------------------------------+

¦Уровень оплаты ¦доля платежей населения в общих затратах на оказание ¦

¦населением жилья и ¦коммунальных услуг; доля платежей населения в общих ¦

¦коммунальных услуг ¦затратах на текущее содержание и капитальный ремонт ¦

¦ ¦жилищного фонда и инженерных систем ¦

+-----------------------+------------------------------------------------------+

¦Финансирование льгот и ¦объем средств, выделенных из бюджетов всех уровней на ¦

¦субсидий по оплате ¦предоставление населению льгот и субсидий; число ¦

¦жилья и коммунальных ¦получателей льгот и субсидий ¦

¦услуг ¦ ¦

+-----------------------+------------------------------------------------------+

¦Развитие концессионных ¦перечень концессионных соглашений ¦

¦механизмов управления ¦ ¦

¦коммунальной ¦ ¦

¦инфраструктурой ¦ ¦

L-----------------------+-------------------------------------------------------

Успешная реализация концепции позволит:

улучшить качество жилищно-коммунального обслуживания потребителей, обеспечить надежность работы инженерно-коммунальных систем жизнеобеспечения, комфортность и безопасность условий проживания граждан;

повысить эффективность работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства и снизить затраты на предоставление жилищно-коммунальных услуг;

ликвидировать критический уровень износа основных фондов в жилищно-коммунальном комплексе;

повысить хозяйственную самостоятельность предприятий жилищно-коммунального хозяйства и их ответственность за качество обслуживания потребителей;

обеспечить эффективное сочетание хозяйственной самостоятельности конкурирующих предприятий жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования деятельности локальных естественных монополистов, развитие предпринимательской активности и защиту интересов потребителей;

создать экономический механизм, стимулирующий экономное использование предприятиями энергетических и материальных ресурсов и сокращение нерационального потребления коммунальных услуг при гарантированном и бесперебойном их предоставлении, сокращение потребностей в инвестициях на развитие мощностей предприятий жилищно-коммунального комплекса.