Законы и постановления РФ

Градостроительный кодекс Орловской области от 17.03.2004 N 389-ОЗ (ред. от 30.05.2006) (принят ООСНД 27.02.2004)

Утратил силу в связи с изданием Градостроительного кодекса Орловской области от 16.05.2007 N 674-ОЗ, вступившего в силу со дня его официального опубликования.

Изменения, внесенные Законом Орловской области от 30.05.2006 N 598-ОЗ, вступали в силу с 1 июля 2006 года.

17 марта 2004 года 389-ОЗ

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят

областным Советом народных депутатов

27 февраля 2004 года

(в ред. Закона Орловской области от 30.05.2006 N 598-ОЗ)

Градостроительный кодекс Орловской области (далее - Кодекс) является нормативным правовым актом, определяющим порядок осуществления градостроительной деятельности на территории Орловской области в совокупности с Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также другими законодательными актами Российской Федерации и Орловской области.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

Для
целей настоящего Кодекса используются следующие понятия:

1. Градостроительная деятельность (далее также - градостроительство) - деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в области градостроительного планирования развития территорий и поселений, определения видов использования земельных участков, проектирования, строительства и реконструкции объектов недвижимости с учетом интересов граждан, общественных и государственных интересов, а также национальных, историко-культурных, экологических, природных особенностей территорий и поселений;

2. Градостроительная документация - документация о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке;

3. Градостроительный регламент - совокупность установленных правилами застройки параметров и видов использования земельных участков и иных объектов недвижимости в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также допустимых изменений объектов недвижимости при осуществлении градостроительной деятельности в пределах каждой зоны;

4. Градостроительный кадастр - государственная информационная система сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности, в том числе для осуществления изменений объектов

недвижимости;

5. Городская (поселковая) черта - внешние границы земель поселений, отделяющие эти земли от земель других категорий;

6. Законодательство о градостроительстве - нормативные правовые акты Российской Федерации, Орловской области и органов местного самоуправления, регулирующие градостроительную деятельность;

7. Застройщик - гражданин или юридическое лицо, получивший земельный участок на праве личной собственности или долгосрочной аренды, имеющий право разрабатывать и реализовывать проект его застройки, проект межевания с последующей передачей подготовленного для застройки или застроенного земельного участка другим лицам;

8. Заказчики - уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов;

9. Земельный участок - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке;

10. Инвесторы - юридические и физические лица, создаваемые на основе договора о совместной
деятельности, и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности (иностранные инвесторы), которые осуществляют капитальные вложения с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации;

11. Межевание территории - установление границ землепользования застроенных и подлежащих застройке территорий в границах установленных красных линий в соответствии с генеральными планами и проектами планировки и застройки городов и других поселений, иными документами территориального развития;

12. Насаждения общего пользования - парки, лесопарки, скверы, бульвары, сады микрорайонов и жилых групп, пешеходные аллеи, насаждения на улицах и площадях, насаждения в местах массового отдыха и спорта, на участках при общественных зданиях;

13. Паспорт исходных данных на проектирование - официальный документ установленного образца, выдаваемый соответствующими органами архитектуры и градостроительства, содержащий исходные данные и предписания, подлежащие обязательному учету и исполнению застройщиком (его представителями и исполнителями работ) при разработке и осуществлении проекта строительства, реконструкции, реставрации и технического перевооружения предприятий, зданий и сооружений;

14. Поселение - населенная территория, имеющая сосредоточенную застройку в пределах установленной городской (поселковой)черты;

15. Пригородная зона - территория, прилегающая к городу (городской черте), включающая в себя поселения и межселенные территории, предназначенная для использования в качестве резерва последующего развития города, размещения объектов строительства, зеленых зон, мест организации отдыха населения, проведения мероприятий по улучшению микроклимата и состояния воздушного бассейна города, выполнения защитных и санитарно-гигиенических функций. Границы пригородной зоны определяются проектом;

16. Предпроектная документация - обоснование инвестиций, привлекаемых для строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения предприятий, зданий и сооружений;

17. Проектная документация - инвестиционный проект, проект (рабочий проект) строительства, реконструкции, расширения, капитального ремонта и
технического перевооружения предприятий, зданий и сооружений, а также консервации и ликвидации опасных производственных объектов;

18. Разрешение на строительство - документ, удостоверяющий права собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости осуществить застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения и сооружения, благоустройство территории;

19. Самовольная постройка - жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил;

20. Сервитут - право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, в том числе земельным участком;

21. Территории рекреационного значения - территории, в том числе загородные, для организации массового отдыха, туризма и лечения, благоприятные по своим природным и лечебно-оздоровительным качествам.

Статья 2. Правовые основы градостроительной деятельности в Орловской области

Градостроительная деятельность в Орловской области осуществляется в соответствии с:

1) Конституцией Российской Федерации;

2) Градостроительным кодексом Российской Федерации;

3) Законом Российской Федерации “Об архитектурной деятельности в Российской Федерации“;

4) иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

5) Уставом (Основным Законом) Орловской области;

6) Градостроительным кодексом Орловской области;

7) иными нормативными правовыми актами Орловской области;

8) утвержденной градостроительной документацией;

9) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 3. Типы поселений Орловской области

1. Типы и перечень поселений, их административно-территориальный статус определяются Законом Орловской области “Об административно-территориальном устройстве Орловской области“ и приведены в Реестре административно-территориальных единиц и населенных пунктов Орловской области.

2. При осуществлении градостроительной деятельности должны учитываться особенности поселений, в том числе численность населения, народнохозяйственный профиль, а также значение и роль поселений в системе расселения и административно-территориальном устройстве Орловской области.

Статья 4. Объекты градостроительной
деятельности

Объектами градостроительной деятельности в Орловской области являются: территория Орловской области, части территории области, территории муниципальных образований, части территорий муниципальных образований, территории поселений, части территорий поселений, территории объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального, областного и местного значения, территории пригородных зон, территории садоводческих (дачных) объединений, земельные участки кварталов, микрорайонов, районов, а также участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании юридических и физических лиц, объекты недвижимости и их комплексы в границах поселений и межселенных территорий, ландшафтные и природные комплексы, транспортные и инженерные коммуникации.

Статья 5. Субъекты градостроительной деятельности

Субъектами градостроительной деятельности, а также пользователями (далее - субъектами) объектов градостроительной деятельности в Орловской области являются:

1) граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане, лица без гражданства, постоянно проживающие и (или) работающие в Орловской области;

2) российские и иностранные юридические лица, зарегистрированные в Орловской области в установленном порядке;

3) общественные объединения граждан Российской Федерации, которые вправе принимать участие в градостроительной деятельности на территории Российской Федерации и Орловской области;

4) граждане Российской Федерации, иностранные лица, лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, не зарегистрированные (не проживающие) в Орловской области, но участвующие в градостроительной деятельности на территории области в соответствии со специальными решениями (разрешениями) органов государственной власти и органов местного самоуправления области;

5) органы государственной власти, органы местного самоуправления.

Статья 6. Использование средств областного бюджета на осуществление градостроительной деятельности. Экономическое стимулирование градостроительной деятельности

За счет средств областного бюджета финансируются:

1) разработка и реализация областных градостроительных программ и программ социально-экономического развития;

2) разработка законодательных и иных нормативных правовых актов в области градостроительства, территориальных градостроительных норм и правил;

3) проведение научных исследований по важнейшим направлениям градостроительной деятельности;

4) разработка градостроительной и проектной
документации на объекты градостроительной деятельности областного уровня;

5) организация и ведение государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов недвижимости на территории области;

6) проведение территориальных градостроительных конференций, советов, архитектурных конкурсов, выставок, семинаров, совещаний, учебы;

7) иные мероприятия в случаях, если их финансирование за счет средств областного бюджета предусмотрено законодательством Российской Федерации и Орловской области.

Экономическое стимулирование градостроительства может осуществляться за счет:

1) льготного налогообложения;

2) установления соответствующего порядка предоставления земельных участков, иной недвижимости и ресурсов;

3) определения приоритетных инвестиций, устанавливаемых в прогнозах социально-экономического развития области и муниципальных образований;

4) установления различных льгот юридическим лицам и гражданам, финансирующим развитие объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.

Глава II. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ГРАЖДАН

НА БЛАГОПРИЯТНУЮ СРЕДУ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 7. Право граждан на благоприятную среду жизнедеятельности

1. Обеспечение прав граждан на благоприятную среду жизнедеятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Орловской области.

2. Каждый гражданин, проживающий на территории области, имеет право в установленном федеральным законодательством порядке на возмещение вреда, причиненного нарушением законодательства о градостроительстве, а также действием органов государственной власти Орловской области и органов местного самоуправления.

Статья 8. Создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов и малоподвижных групп населения к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур

1. В Орловской области при проектировании и строительстве объектов создаются условия в соответствии с законодательством Российской Федерации, Орловской области и государственными градостроительными нормативами и правилами для беспрепятственного доступа инвалидов и малоподвижных групп населения к объектам социальной и транспортной инфраструктур.

Требования по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов и малоподвижных групп населения к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и мероприятия по их осуществлению закладываются в правила застройки городов и иных поселений области, а также
в задания на разработку проектов строительства и реконструкции зданий и сооружений.

2. При капитальном ремонте объектов транспортной, социальной инфраструктуры и благоустройстве территорий городских и сельских поселений выполняются мероприятия по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов и малоподвижных групп населения к объектам социальной инфраструктуры и использования таких объектов инвалидами и малоподвижными группами населения.

3. Органы архитектуры и градостроительства Орловской области совместно с органами социальной защиты населения и полномочными представителями общественных объединений инвалидов и малоподвижных групп населения разрабатывают и согласовывают территориальные строительные нормативы, градостроительную и проектную документацию в части обеспечения условий для беспрепятственного доступа инвалидов и малоподвижных групп населения к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.

Статья 9. Информирование граждан, их объединений и юридических лиц о градостроительной деятельности

Информирование граждан, их объединений и юридических лиц о градостроительной деятельности на территории области осуществляется Коллегией Орловской области, на территории муниципальных образований - органами местного самоуправления.

(в ред. Закона Орловской области от 30.05.2006 N 598-ОЗ)

1. Коллегия области осуществляет информирование посредством освещения в средствах массовой информации:

(в ред. Закона Орловской области от 30.05.2006 N 598-ОЗ)

1) программ социально-экономического развития и первоочередных градостроительных мероприятий на территории области и отдельных муниципальных образований;

2) готовящихся и принятых решений об осуществлении градостроительных инвестиционных проектов;

3) подготовки проектов и принятых законов, иных нормативных правовых актов в области градостроительства;

4) предполагаемых градостроительных изменений, связанных с использованием территории области, частей территории области, межселенных территорий, по объектам федерального и областного значения;

5) мест и времени проведения общественных обсуждений и рассмотрений градостроительных проектов и проектов отдельных объектов строительства, выставок и экспозиций, связанных с градостроительной деятельностью на территории области;

6) объявлений и условий проведения конкурсов на разработку градостроительных
и архитектурных проектов.

2. Органы местного самоуправления информируют о состоянии среды жизнедеятельности, ее предполагаемых изменениях (строительстве, реконструкции объектов жилищно-гражданского назначения, благоустройстве территорий, прокладке инженерных и транспортных коммуникаций), о принимаемых и принятых решениях в области градостроительства; предоставляют иную градостроительную информацию, за исключением информации, содержащей государственную тайну, в соответствии с федеральным законом.

3. При предоставлении интересующей население и организации информации органы, на которые возложена эта обязанность, руководствуются порядком информирования граждан, их объединений, юридических лиц Российской Федерации о градостроительной деятельности, устанавливаемым федеральным законодательством и законодательством Орловской области.

Глава III. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ВЛАСТИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА

Статья 10. Полномочия органов государственной власти области

1. К полномочиям Орловского областного Совета народных депутатов в сфере градостроительства относятся:

1) осуществление государственного регулирования градостроительной деятельности путем разработки и принятия законов и иных нормативных правовых актов Орловской области в сфере градостроительства, определяющих единую градостроительную политику на территории области, и контроль за их исполнением;

2) утверждение по представлению Губернатора области градостроительных программ;

3) утверждение объемов финансирования градостроительной деятельности;

4) утверждение перечней территорий и поселений, являющихся объектами градостроительной деятельности особого регулирования областного значения и границ этих объектов, а также порядка особого регулирования градостроительной деятельности на указанных территориях;

5) утверждение проектов черты городских и сельских поселений, черты других муниципальных образований;

6) утверждение границ пригородных зон городов;

7) утверждение генеральных планов городов и их пригородных зон;

8) утверждение градостроительной документации о градостроительном развитии территории Орловской области, частей территории области, а также схем и проектов развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и благоустройства территории области;

9) утверждение генеральных планов городов, поселений, других муниципальных образований, отнесенных к объектам градостроительной деятельности особого регулирования;

10) передача в соответствии с законодательством
части полномочий в сфере градостроительства федеральным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления;

11) осуществление в пределах своей компетенции контроля за исполнением органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий;

12) иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Орловской области.

2. К полномочиям Губернатора Орловской области в сфере градостроительства относятся:

1) внесение на рассмотрение областного Совета народных депутатов программ в области градостроительства;

2) принятие нормативных правовых актов в сфере градостроительства в пределах своей компетенции;

3) внесение на рассмотрение в областной Совет народных депутатов проектов законов о градостроительстве, а также градостроительной документации, утверждение которой отнесено к компетенции областного Совета народных депутатов;

4) контроль за исполнением утвержденного объема финансирования градостроительной деятельности и за реализацией градостроительных программ;

5) утверждение положения о специально уполномоченном органе (структурном подразделении) администрации области в сфере архитектуры и градостроительства;

6) иные полномочия в соответствии с законодательством Орловской области.

3. К полномочиям Коллегии Орловской области в сфере градостроительства относятся:

(в ред. Закона Орловской области от 30.05.2006 N 598-ОЗ)

1) осуществление государственного регулирования градостроительной деятельности путем разработки и утверждения нормативных правовых актов в области градостроительства и градостроительной документации в пределах своей компетенции;

2) проведение единой градостроительной политики на территории области;

3) организация разработки и реализации градостроительных программ, проектов территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территории области и частей территории области, иных областных схем и проектов;

4) организация контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов в сфере градостроительства на территории области;

5) обеспечение условий для устойчивого развития поселений и межселенных территорий при осуществлении градостроительной деятельности;

6) установление порядка выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости, за исключением объектов федерального значения;

7) установление перечня объектов недвижимости, для строительства
которых не требуется разрешение на строительство;

8) принятие решений о строительстве объектов недвижимости областного и межрайонного значения, а также объектов, финансируемых из областного бюджета, и о подготовке документов для получения разрешений на их строительство;

9) финансирование разработки градостроительной документации о градостроительном планировании развития территории Орловской области, областных градостроительных программ, проведения научно-исследовательских работ в области градостроительства, разработки проектов законов и иных нормативных правовых актов, градостроительных нормативов и правил Орловской области, ведения государственного градостроительного кадастра;

10) принятие решений об обеспечении потребности городских и сельских поселений в земельных участках из земель, находящихся в областной собственности;

11) информирование населения о принимаемых и принятых решениях в сфере градостроительства;

12) рассмотрение и утверждение инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств областного бюджета;

13) установление порядка информирования граждан, их объединений и юридических лиц о градостроительной деятельности на территории области;

14) передача части своих полномочий в области градостроительства федеральным органам исполнительной власти по согласованию с ними;

15) передача части своих полномочий в области градостроительства органам местного самоуправления;

16) осуществление в пределах своей компетенции контроля за исполнением органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий;

17) иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Орловской области.

Статья 11. Компетенция специально уполномоченного органа (структурного подразделения) администрации области в сфере архитектуры и градостроительства

Специально уполномоченный орган (структурное подразделение) администрации области в сфере архитектуры и градостроительства (далее - специально уполномоченный орган администрации области):

1) участвует в разработке проектов нормативных правовых актов Орловской области в сфере градостроительной деятельности и вносит предложения руководителю аппарата Губернатора и администрации области о совершенствовании законодательства Орловской области в сфере градостроительной деятельности;

2) организует на территории области разработку и реализацию государственной политики в сфере градостроительства;

3) организует разработку и издание территориальных градостроительных нормативов и правил, а также их регистрацию в Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстрое России), осуществляет контроль за их исполнением;

4) участвует в разработке и реализации градостроительных разделов целевых программ и программ социально-экономического развития области, содержащих мероприятия в сфере архитектуры, градостроительства, строительства, реконструкции, модернизации жилищного фонда и жилищно-коммунального хозяйства, размещения производительных сил на территории области;

5) в пределах своей компетенции рассматривает и дает заключения по проектам законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие правоотношения в сфере строительства, архитектуры и градостроительства;

6) организует разработку и реализацию градостроительной документации о градостроительном планировании развития территории области, частей территории области, проведение научно-исследовательских работ в сфере градостроительства, а также разработку градостроительной документации по заказу органов местного самоуправления, организует конкурсы на их разработку;

7) осуществляет контроль за разработкой и реализацией градостроительной документации, оказывает содействие ее разработчикам при получении исходных данных и проведении согласований документации с федеральными органами и администрацией области, органами государственного надзора и контроля, другими организациями и службами;

8) обеспечивает проведение государственной экспертизы градостроительной документации областного уровня;

9) организует и осуществляет в установленном порядке ведение государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности в отношении территории области и является распорядителем информационных фондов градостроительного кадастра;

10) осуществляет выдачу разрешений на строительство: объектов недвижимости федерального значения (при предоставлении полномочий); объектов, строительство которых осуществляется за счет областного бюджета; на территории объектов градостроительной деятельности особого регулирования областного значения; по перечню строек и по объектам строительства для государственных и муниципальных нужд, финансируемых полностью или частично за счет средств областного бюджета; по объектам строительства, в том числе линейным сооружениям, возводимым на смежных территориях нескольких муниципальных образований; по объектам строительства, расположенным в придорожной полосе автомобильных дорог федерального и областного значения;

11) рассматривает предложения представительных органов местного самоуправления и дает по ним заключения об установлении и изменении границ городских и сельских поселений, других муниципальных образований, объектов градостроительной деятельности особого регулирования на территории области;

12) разрабатывает и представляет на утверждение Коллегии области предложения по установлению на территории Орловской области единого организационно-правового порядка разработки, согласования и утверждения градостроительной и проектной документации, порядка оформления, выдачи и содержания исходных данных на проектирование объектов, архитектурно-планировочных заданий, разрешений на строительство, а также обеспечивает контроль за их соблюдением;

(в ред. Закона Орловской области от 30.05.2006 N 598-ОЗ)

13) участвует в комиссиях по выбору участков под строительство, согласовывает архитектурно-планировочные задания на разработку проектно-планировочной документации, согласовывает проектную документацию на строительство объектов недвижимости в поселениях, не имеющих утвержденной градостроительной документации, а также в пределах территорий резерва для развития поселений, в границах пригородных зон городов и поселков;

14) рассматривает и согласовывает документы по отводу земельных участков под строительство объектов федерального и областного значения, а также объектов, размещенных в зонах особого регулирования градостроительной деятельности, утверждает архитектурно-планировочное задание на разработку градостроительной и проектной документации на строительство, принимает участие в приемке указанных объектов в эксплуатацию;

15) участвует в подготовке предложений по социальным нормативам и нормам;

16) участвует в работе комиссии лицензионного органа по определению соответствия соискателя лицензии (лицензиата) требованиям и условиям лицензирования проектной и строительной деятельности, а также деятельности по выполнению инженерных изысканий для строительства;

17) проводит единую политику в сфере инженерно-строительных изысканий, формирует, использует и распоряжается топографо-геодезическими и геологическими фондами, координирует работы по топографо-геодезическому обеспечению территорий области, регистрирует выполнение этих работ в установленном порядке, а также осуществляет контроль за их проведением;

18) участвует совместно с органами специальной компетенции администрации области и органами местного самоуправления в сфере управления имуществом и комитетами по земельным ресурсам и землеустройству в подготовке материалов по инвентаризации земель, находящихся в государственной собственности Орловской области, передаче земельных участков в муниципальную и частную собственность, в пользование и аренду;

19) осуществляет рассмотрение и согласование проектов охранных зон памятников природы, истории, культуры и ландшафтной архитектуры, городского дизайна, проектов реставрации памятников архитектуры, истории и культуры, имеющих федеральное (общероссийское), региональное и местное значение;

20) осуществляет координацию деятельности местных органов архитектуры и градостроительства и руководство их деятельностью в части выполнения ими функции государственного регулирования в сфере архитектуры и градостроительства, а также научно-методического обеспечения;

21) осуществляет информационное обеспечение граждан, организаций, органов местного самоуправления в сфере градостроительной деятельности;

22) принимает меры по урегулированию споров, возникающих в области архитектуры и градостроительства, в соответствии с действующим законодательством;

23) по поручению Губернатора области участвует в международном сотрудничестве в области градостроительства;

24) участвует в организации проведения профессиональной подготовки и переподготовки руководителей и специалистов органов архитектуры и градостроительства, повышении их квалификации в области архитектуры и градостроительства;

25) проводит контроль за осуществлением градостроительной деятельности и государственный контроль за обеспечением организации использования и охраны земель в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства, иных нормативных правовых актов и утвержденной градостроительной документации субъектами градостроительной деятельности на землях областного фонда, территориях с особым режимом градостроительной деятельности, в придорожных полосах вдоль автомобильных дорог федерального и областного значения в соответствии с установленными полномочиями;

26) представляет в суде интересы Орловской области в сфере градостроительной деятельности (по доверенности);

27) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Орловской области.

Глава IV. РЕГУЛИРОВАНИЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 12. Регулирование градостроительной деятельности на территории области

Регулирование градостроительной деятельности на территории области обеспечивается посредством:

1) градостроительной документации развития территорий и поселений;

2) установленного порядка разработки, согласования и утверждения градостроительной и проектной документации;

3) зонирования территорий, установления правового режима для каждой зоны;

4) правил землепользования и застройки поселений;

5) территориальных строительных нормативов и правил;

6) экспертизы (в том числе экологической) градостроительной и проектной документации;

7) лицензирования деятельности по проектированию и строительству, а также деятельности по инженерным изысканиям для строительства;

8) задания на разработку градостроительной документации и архитектурно-планировочного задания;

9) разрешения на строительство;

10) разрешения на снос объектов недвижимости;

11) приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов;

12) особого регулирования градостроительной деятельности.

Статья 13. Назначение, виды градостроительной документации и финансирование ее разработки

1. Градостроительное развитие территорий и поселений и их застройка осуществляются на основании градостроительной документации о градостроительном планировании развития территории области и частей территории области, территорий поселений и муниципальных образований (районов, сельских советов) и об их застройке, утвержденной в установленном порядке.

2. Градостроительная документация является основополагающим документом, необходимым для учета градостроительных требований при разработке целевых программ и программ социально-экономического развития области, районов, сельсоветов, городов и поселений, а также при разработк“ инвестиционных проектов.

3. Градостроительная документация о градостроительном планировании развития территории области и ее частей (градостроительная документация областного уровня) включает в себя:

1) территориальную комплексную схему градостроительного планирования развития территории области;

2) территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития частей территории области, включающих в себя территории двух и более районов;

3) территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития пригородной зоны города Орла;

4) генеральные планы городов и их пригородных зон;

5) градостроительная документация для территорий и поселений, отнесенных к объектам градостроительной деятельности особого регулирования областного значения.

4. В градостроительной документации о градостроительном планировании развития территории области и частей территории области определяется сфера взаимных интересов Орловской области и муниципальных образований в области градостроительства, выделяются объекты градостроительной деятельности федерального и областного уровня, а также территории особого регулирования градостроительной деятельности.

5. Градостроительная документация муниципального уровня включает в себя градостроительную документацию о градостроительном планировании развития территорий районов области, сельсоветов, городских и сельских поселений и градостроительную документацию о застройке территорий городских и сельских поселений:

1) градостроительная документация о градостроительном планировании развития территорий районов области, сельсоветов, городских и сельских поселений включает в себя:

а) территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий районов области;

б) территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий сельсоветов;

в) генеральные планы городских и сельских поселений, территорий садоводческих и дачных объединений;

г) проекты черты городских и сельских поселений, черты других муниципальных образований;

2) градостроительная документация о застройке территорий городских и сельских поселений включает в себя:

а) проекты планировки частей территорий городских и сельских поселений, территорий садоводческих и дачных объединений (далее - проект планировки);

б) проекты межевания территорий городских и сельских поселений, территорий садоводческих и дачных объединений (далее - проект межевания территории);

в) проекты застройки кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры городских и сельских поселений (далее - проект застройки).

6. Нормативными правовыми актами Губернатора и Коллегии Орловской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления могут устанавливаться иные виды градостроительной документации.

(в ред. Закона Орловской области от 30.05.2006 N 598-ОЗ)

7. Решение о разработке градостроительной документации принимают Коллегия Орловской области, органы местного самоуправления и застройщики в зависимости от вида градостроительной документации в соответствии с настоящим Кодексом.

(в ред. Закона Орловской области от 30.05.2006 N 598-ОЗ)

Решение органов государственной власти области и местного самоуправления о разработке градостроительной документации любого вида или о внесении в нее изменений подлежит опубликованию.

8. Финансирование разработки градостроительной документации осуществляется за счет средств, предусмотренных на указанные цели в областном бюджете и местных бюджетах на соответствующий год, иных источников финансирования, предусмотренных законодательством.

9. Специально уполномоченный орган администрации области ежегодно формирует перечень градостроительной документации, финансируемой за счет средств областного бюджета.

Включение в данный перечень градостроительной документации муниципального уровня осуществляется на основании предложений органов местного самоуправления.

10. Порядок финансирования разработки градостроительной документации за счет средств областного бюджета определяется Коллегией Орловской области.

(в ред. Закона Орловской области от 30.05.2006 N 598-ОЗ)

11. Размещение заказов на разработку градостроительной документации, финансируемой за счет средств областного бюджета, осуществляется специально уполномоченным органом администрации области посредством проведения конкурсов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Орловской области.

12. Решение о разработке градостроительной документации, финансируемой за счет средств местного бюджета, принимается исполнительным органом местного самоуправления по предложению местного органа архитектуры и градостроительства.

13. Финансирование разработки градостроительной документации муниципального уровня, заказчиками которой являются органы местного самоуправления, осуществляется за счет средств местных бюджетов.

14. Финансирование разработки градостроительной документации о застройке территорий городских и сельских поселений, заказчиками которой являются застройщики, осуществляется за счет средств застройщиков.

15. При разработке градостроительной документации органы местного самоуправления вправе взаимодействовать с органами местного самоуправления других муниципальных образований и застройщиками, в том числе посредством объединения собственных и привлеченных средств на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Орловской области.

Статья 14. Порядок разработки градостроительной документации

1. Разработка, согласование и утверждение градостроительной документации осуществляются в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Орловской области.

2. Заказчиком разработки градостроительной документации областного уровня является Коллегия Орловской области в лице специально уполномоченного органа администрации области.

(в ред. Закона Орловской области от 30.05.2006 N 598-ОЗ)

3. Заказчиками разработки градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий районов области и их частей, сельсоветов и их частей, генеральных планов поселков городского типа, городов районного значения и сельских поселений, проектов черты городских и сельских поселений, черты других муниципальных образований являются исполнительные органы соответствующих органов местного самоуправления.

В отдельных случаях заказчиком по разработке территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территорий районов (сельских советов), генеральных планов поселений может выступать Коллегия области (при передаче ей соответствующих полномочий органами местного самоуправления).

(в ред. Закона Орловской области от 30.05.2006 N 598-ОЗ)

4. Заказчиками разработки генеральных планов, проектов городской черты, проектов планировки, проектов межевания и проектов застройки частей территорий городов Орла, Мценска, Ливен являются исполнительные органы соответствующих органов местного самоуправления этих городов.

5. Заказчиками разработки проектов планировки, проектов межевания и проектов застройки частей территорий городских и сельских поселений, а также территорий дачных и садовых объединений могут быть как исполнительные органы органов местного самоуправления районов и городов области, так и юридические и физические лица, являющиеся застройщиками или владельцами недвижимости в границах данной территории.

6. Разработка градостроительной документации всех видов независимо от источников финансирования осуществляется проектными организациями любой формы собственности, а также юридическими и физическими лицами, выполняющими проектные работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключенному с заказчиком в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации “Об архитектурной деятельности в Российской Федерации“ и настоящим Кодексом.

7. Градостроительная документация разрабатывается в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Кодекса, нормативных правовых актов Орловской области, а также нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

8. Градостроительная документация любого вида разрабатывается на основании задания на разработку градостроительной документации.

9. Задание на разработку градостроительной документации областного уровня составляется специально уполномоченным органом администрации области с привлечением разработчика градостроительной документации и утверждается Губернатором области.

10. Задание на разработку градостроительной документации муниципального уровня, финансируемой за счет средств областного бюджета, составляется местным органом архитектуры и градостроительства совместно со специально уполномоченным органом администрации области и утверждается Губернатором области по согласованию с руководителем исполнительного органа соответствующего органа местного самоуправления района или города области.

11. Задание на разработку градостроительной документации о градостроительном планировании развития территории муниципального образования, осуществляемой за счет средств местного бюджета, составляется местным органом архитектуры и градостроительства и утверждается главой муниципального образования по согласованию с руководителем специально уполномоченного органа администрации области.

12. Задание на разработку градостроительной документации о застройке городских и сельских поселений, осуществляемой за счет средств местного бюджета, составляется местным органом архитектуры и градостроительства и утверждается главой муниципального образования.

13. Задания на разработку проектов планировки, межевания и застройки, финансируемых за счет средств застройщиков и (или) владельцев недвижимости при долевом участии местного бюджета, составляются местным органом архитектуры и градостроительства и утверждаются главой соответствующего муниципального образования по согласованию с заинтересованными застройщиками и (или) владельцами недвижимости.

14. Задания на разработку проектов планировки, межевания и застройки, финансируемых за счет средств застройщиков и (или) владельцев недвижимости, составляются заказчиком совместно с местным органом архитектуры и градостроительства и утверждаются заказчиком по согласованию с главой соответствующего муниципального образования.

15. В случае отсутствия на период выдачи задания на разработку градостроительной документации, указанной в пунктах 12 - 14 настоящей статьи, утвержденного генерального плана и правил застройки городского или сельского поселения задание до его утверждения согласовывается со специально уполномоченным органом администрации области.

16. В задании на разработку градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий в целях учета государственных интересов определяется перечень федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной государственной власти области, а также заинтересованных органов местного самоуправления, организаций и смежных землепользователей, по согласованию с которыми разрабатывается и утверждается указанная градостроительная документация.

17. Задание на разработку градостроительной документации любого вида должно включать исходную информацию об объекте проектирования, данные о наличии и источниках информации, о состоянии территории и находящихся на ней объектов недвижимости.

18. Задание на разработку градостроительной документации любого вида может включать в себя требования по проведению предпроектных научно-исследовательских работ и инженерных изысканий.

19. Задание на разработку градостроительной документации по застройке исторического поселения независимо от источников финансирования согласовывается со специально уполномоченным администрацией области органом охраны памятников истории и культуры.

20. Исходные данные для разработки градостроительной документации любого вида представляются организациями и службами Орловской области (в порядке, установленном Коллегией Орловской области), а также территориальными федеральными органами по охране окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологическому надзору, гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, земельным ресурсам и землеустройству, охране недр, вод, атмосферного воздуха, почв, другими территориальными органами государственного контроля и надзора.

(в ред. Закона Орловской области от 30.05.2006 N 598-ОЗ)

21. Градостроительная документация может разрабатываться в две стадии и включать в качестве первой стадии разработку концепции градостроительного развития территорий, поселений и их частей.

22. Градостроительная документация любого вида должна содержать текстовые и графические материалы и обязательные утвержденные Основные положения.

23. Разработка градостроительной документации должна осуществляться на основе материалов соответствующих комплексных инженерных изысканий.

24. Градостроительная документация любого вида может разрабатываться на конкурсной основе.

25. Разрабатываемая градостроительная документация любого вида подлежит обсуждению с участием населения. Порядок проведения обсуждения устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами Орловской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 15. Порядок согласования градостроительной документации

1. Градостроительная документация до ее утверждения подлежит опубликованию и согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Орловской области и органами местного самоуправления.

Перечень органов, участвующих в согласовании, определяется заданием на разработку соответствующего вида градостроительной документации. Этот перечень может быть уточнен в процессе проведения согласования документации.

2. Градостроительная документация областного уровня, а также градостроительная документация о градостроительном планировании развития территорий районов области, сельсоветов, городских и сельских поселений независимо от статуса заказчика и формы финансирования до передачи ее на экспертизу в обязательном порядке подлежит рассмотрению на областном градостроительном совете.

3. Рассмотрение градостроительной документации о застройке городских и сельских поселений на областном градостроительном совете проводится на основании требования задания на проектирование, а также по предложению заказчика или местного органа архитектуры и градостроительства при возникновении разногласий по проекту.

4. При отсутствии утвержденной градостроительной документации о градостроительном планировании развития территории городского и сельского поселения и утвержденных правил застройки обязательному рассмотрению на областном градостроительном совете подлежит градостроительная документация о застройке этих поселений (проекты планировки, межевания и застройки).

5. Градостроительная документация до ее утверждения подлежит государственной градостроительной экспертизе в порядке, определенном Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Орловской области.

6. Заказчик принимает у разработчика выполненную в соответствии с заданием градостроительную документацию после получения положительного заключения экологической экспертизы, государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации и одобрения, полученного в результате общественного обсуждения, и вносит проект на утверждение в соответствии с порядком, установленным настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Орловской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 16. Порядок утверждения градостроительной документации

1. Территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития области и частей территории области утверждаются Орловским областным Советом народных депутатов по согласованию с заинтересованными федеральными органами, областными органами и органами местного самоуправления.

2. Проекты черты городских и сельских поселений утверждаются Орловским областным Советом народных депутатов по согласованию с органами местного самоуправления сопредельных территорий.

Утверждение проектов черты городских и сельских поселений не допускается без учета мнения населения, интересы которого затрагиваются при изменении черты указанных поселений.

3. Генеральные планы городов и их пригородных зон утверждаются Орловским областным Советом народных депутатов.

4. Территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий районов, сельских советов утверждаются представительным органом местного самоуправления соответствующего района по согласованию с органами местного самоуправления муниципальных образований, находящихся в границах района, и сопредельных муниципальных образований, интересы которых затрагиваются.

5. Генеральные планы для территорий и поселений, отнесенных к объектам градостроительной деятельности особого регулирования областного значения, утверждаются Орловским областным Советом народных депутатов.

6. Генеральные планы городских и сельских поселений, за исключением поселений, отнесенных к объектам градостроительной деятельности особого регулирования (статья 27 настоящего Кодекса), утверждаются представительным органом местного самоуправления соответствующего района по согласованию с органами местного самоуправления указанных поселений, а также с органами местного самоуправления сопредельных с ними муниципальных образований, интересы которых затрагиваются.

7. Проекты планировки частей территории городских и сельских поселений утверждаются исполнительным органом местного самоуправления соответствующего города и района области в установленном ими порядке.

Проект планировки подлежит опубликованию, обсуждению с населением и утверждается с учетом результатов такого обсуждения.

8. Проекты межевания территории утверждаются исполнительным органом местного самоуправления, в чьем ведении находится данная территория в установленном им порядке.

9. Проекты застройки, разработанные по заказу органов местного самоуправления, утверждаются указанным органом местного самоуправления в порядке, установленном этим органом, с учетом мнения населения.

Проекты застройки, заказчиками которых являются физические или юридические лица, утверждаются заказчиком по согласованию с исполнительным органом местного самоуправления, другими заинтересованными организациями.

10. Основные положения любого вида градостроительной документации после ее утверждения подлежат опубликованию.

11. Утвержденная градостроительная документация любого вида подлежит передаче соответствующим органам архитектуры и градостроительства для регистрации и хранения.

12. Внесение изменений в утвержденную градостроительную документацию любого вида осуществляется только по решению органов, утвердивших указанную градостроительную документацию, при условии ее опубликования и проведения обсуждения с участием населения, интересы которого затрагиваются в результате таких изменений.

13. За нарушение установленного порядка разработки, согласования и утверждения градостроительной документации должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Орловской области.

Статья 17. Проекты черты городских и сельских поселений, черты других муниципальных образований

1. Проекты черты городских и сельских поселений разрабатывают органы местного самоуправления соответствующего муниципального образования на основании утвержденного генерального плана или в его составе, а также территориальной комплексной схемы развития территорий.

2. Утверждение и изменение черты (проектов) городских и сельских поселений, других муниципальных образований осуществляет областной Совет народных депутатов по представлению представительного органа местного самоуправления и при согласовании со специально уполномоченным органом администрации области и комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по Орловской области с учетом мнения населения, интересы которого затрагиваются.

3. Проекты черты городских и сельских поселений подлежат согласованию с органами местного самоуправления сопредельных территорий.

4. Установление утвержденной городской (поселковой) черты в натуре производится за счет средств заказчика организациями, обладающими соответствующей лицензией.

5. Приемка установленной в натуре черты проводится специально образованной комиссией в составе представителей исполнительных органов местного самоуправления поселения и района, земли которых включаются (исключаются) в территорию поселения, органов архитектуры и градостроительства, земельных ресурсов и землеустройства.

Результат приемки оформляется паспортом городской, поселковой черты и передается заказчику.

Статья 18. Зонирование территории

1. Зонирование территорий проводится с целью установления правового режима использования земель городских и сельских поселений, а также объектов недвижимости как взаимосвязанного комплекса зданий, строений, сооружений и земельного участка, на котором они расположены.

Зонирование территорий осуществляется при разработке градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий и поселений областного и местного уровней (статья 13 настоящего Кодекса) и об их застройке.

2. Зонирование территории для осуществления градостроительной деятельности и установление видов территориальных зон производится в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.

3. Использование территории области осуществляется в соответствии с регламентами использования территориальных зон, установленных схемой территориального зонирования Орловской области, выполненной в составе территориальной комплексной схемы градостроительного планирования развития области.

4. Использование территорий в пределах установленных границ (черты) городских и сельских поселений осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами использования каждой территориальной зоны, установленными правилами застройки.

5. Соблюдение границ территориальных зон и установленных градостроительных регламентов обязательно для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

6. Использование территорий, сопредельных с городскими и сельскими поселениями, осуществляется в соответствии с зонированием этих территорий, выполненным в составе территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территорий района, сельского совета, пригородной зоны.

7. Заказчиками разработки схем зонирования выступают местные органы самоуправления.

8. Согласование и утверждение схем зонирования осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Орловской области и местного самоуправления, а также статьями 15 и 16 настоящего Кодекса.

Статья 19. Правила землепользования и застройки поселений

1. Правила землепользования и застройки территорий муниципальных образований могут разрабатываться общими для всех поселений района или конкретизироваться для отдельных поселений.

2. Структура правил застройки устанавливается примерной типовой формой, разработанной специально уполномоченным органом администрации области, и должна содержать следующие регламенты:

1) по размещению, возведению и использованию объектов недвижимости в соответствии с градостроительной документацией;

2) по обеспечению безопасности и комфортности проживания;

3) по типам конструкций, высоте и объему зданий, их расположению относительно границ земельного участка, размерам фронта застройки, назначению зданий и сооружений, планируемых к строительству, реконструкции или ремонту;

4) по порядку осуществления транспортного строительства, инженерному оборудованию, благоустройству, озеленению;

5) по определению приоритетов по этапам реализации градостроительных решений;

6) по порядку распределения участков между различными застройщиками в зависимости от градостроительной ценности территории;

7) по условиям формирования наиболее ответственных в градостроительном отношении архитектурных ансамблей, площадей, улиц, кварталов, зданий, сооружений;

8) по требованиям к архитектурно-художественному облику зданий и сооружений в соответствии с характером прилегающей застройки и природных ландшафтов;

9) по требованиям к монументально-художественному оформлению городов и поселений, размещению знаков визуальной информации и рекламы;

10) по процедурам участия граждан и юридических лиц в благоустройстве территории в границах земельного участка и на прилегающих к нему территориях.

3. Правила застройки утверждаются представительными органами местного самоуправления.

4. Правила застройки подлежат обязательному исполнению всеми субъектами градостроительной деятельности.

Статья 20. Регулирование и использование территорий пригородных зон при осуществлении градостроительной деятельности

1. Регулирование градостроительной деятельности на территории пригородных зон городов и районных центров (территории резерва для развития поселений) осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, настоящим Кодексом и уставами муниципальных образований, входящих в пригородную зону данного города (районного центра).

2. Строительство, реконструкция и расширение объектов недвижимости в пределах резерва для развития поселения в границах пригородной зоны города, районного центра осуществляются по согласованию со специально уполномоченным органом администрации области и органами местного самоуправления.

Статья 21. Территориальные градостроительные нормативы и правила

1. Градостроительные нормативы и правила Орловской области являются составной частью системы нормативно-технических документов в строительстве.

2. Заказчиками по разработке территориальных градостроительных нормативов и правил могут быть Коллегия Орловской области и юридические лица.

(в ред. Закона Орловской области от 30.05.2006 N 598-ОЗ)

3. Порядок разработки, согласования и утверждения территориальных градостроительных нормативов и правил устанавливается Коллегией Орловской области.

(в ред. Закона Орловской области от 30.05.2006 N 598-ОЗ)

4. Организацию разработки градостроительных нормативов и правил, ведение реестра осуществляет специально уполномоченный орган администрации области.

5. Территориальные строительные нормативы и правила утверждаются Коллегией области по представлению специально уполномоченного органа администрации области, регистрируются в федеральном органе архитектуры и градостроительства и подлежат опубликованию в средствах массовой информации.

(в ред. Закона Орловской области от 30.05.2006 N 598-ОЗ)

6. Территориальные строительные нормативы и правила действуют на территории области и обязательны для соблюдения органами государственной власти, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления, а также гражданами и юридическими лицами, осуществляющими градостроительную деятельность.

7. Структура и содержание территориальных строительных нормативов и правил должна быть ориентирована на интересы застройщика при соблюдении государственных, общественных и частных интересов в градостроительной деятельности.

8. Внесение изменений в территориальные строительные нормативы и правила производится аналогично порядку их разработки и принятия.

Статья 22. Экспертиза градостроительной, предпроектной и проектной документации

1. Порядок проведения государственной и специализированной экспертиз градостроительной, предпроектной и проектной документации, перечень документов, передаваемых для проведения экспертизы, а также взаимоотношения заказчика (инвестора) и государственных экспертных органов в процессе проведения экспертизы определяются законодательством Российской Федерации и законодательством Орловской области.

2. Градостроительная и проектная документация до ее передачи на рассмотрение в орган государственной экспертизы должна иметь заключения органов: по земельным ресурсам и землеустройству, охраны памятников истории и культуры, государственного горного надзора, государственного фонда недр, санитарно-эпидемиологического надзора, а также других заинтересованных государственных органов, перечень которых определяется заданием на разработку градостроительной и проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Орловской области.

3. Положительное заключение органа государственной экспертизы градостроительной и проектной документации является основанием для утверждения этой документации.

4. Целями государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации являются:

1) предотвращение создания объектов, строительство и использование которых нарушает права физических и юридических лиц или не отвечает требованиям утвержденных в установленном порядке норм и правил;

2) оценка эффективности капитальных вложений, направляемых на строительство объектов, осуществляемое за счет средств областного и местных бюджетов.

5. Эксперт несет ответственность за объективность экспертного заключения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 23. Градостроительное и архитектурно-планировочное задание

1. Градостроительное задание - задание на разработку градостроительной документации любого вида - выдается администрацией Орловской области, соответствующим органом местного самоуправления в порядке, установленном статьей 14 настоящего Кодекса.

2. Архитектурно-планировочное задание от имени органа местного самоуправления выдается органом архитектуры и градостроительства по заявке заказчика (застройщика) на объекты, требующие разрешения на строительство.

3. Перечень требований, включаемых в архитектурно-планировочное задание, исходные данные (документы), представляемые застройщиком в орган архитектуры и градостроительства, а также порядок разработки, согласования, утверждения и выдачи задания устанавливаются Коллегией Орловской области в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Закона Орловской области от 30.05.2006 N 598-ОЗ)

4. Архитектурно-планировочное задание входит в состав документов, являющихся основанием для разработки градостроительной и проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов.

Статья 24. Разрешение на строительство

1. Разрешение на строительство является необходимым документом (основанием) для получения застройщиком (заказчиком) разрешения на выполнение строительно-монтажных работ, которое выдается областной или муниципальной инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора.

2. Разрешение на строительство выдается заинтересованным физическим и юридическим лицам (заказчикам, застройщикам), которые наделены правами владения, пользования и распоряжения земельным участком, иными объектами недвижимости и намереваются осуществлять застройку земельного участка, строительство, реконструкцию, благоустройство.

3. Специально уполномоченный орган администрации области выдает разрешение на:

1) строительство объектов недвижимости, осуществляемое за счет средств областного бюджета;

2) строительство объектов градостроительной деятельности особого регулирования областного значения;

3) строительство объектов недвижимости (по перечню строек) для государственных и муниципальных нужд, финансируемых полностью или частично за счет средств областного бюджета;

4) строительство объектов недвижимости, в том числе линейных сооружений, возводимых на смежных территориях нескольких муниципальных образований;

5) строительство объектов нед“ижимости, расположенных в придорожной полосе автомобильных дорог федерального и областного значения.

4. Порядок выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости и перечень объектов, для строительства которых не требуется получение разрешения на строительство, устанавливаются нормативными актами Коллегии Орловской области.

(в ред. Закона Орловской области от 30.05.2006 N 598-ОЗ)

5. Специальные разрешения на строительство объектов недвижимости, составляющих государственную тайну, выдаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

Статья 25. Разрешение на снос объектов недвижимости

1. Решения о сносе зданий, сооружений, связанном с изъятием земельных участков для государственных и муниципальных нужд, а также о вырубке зеленых насаждений при реконструкции и застройке городских и сельских поселений, либо по иным причинам принимаются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и законодательством Орловской области.

2. Контроль за обоснованностью сноса зданий, сооружений, вырубки зеленых насаждений общего пользования возлагается на специально уполномоченный орган администрации области.

3. Снос самовольно возведенных зданий и сооружений производится по решению суда по искам специально уполномоченных органов администрации области и органов местного самоуправления, а также юридических и физических лиц, которым самовольной постройкой причинен ущерб.

Статья 26. Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов

1. Эксплуатация зданий и сооружений жилищно-гражданского (непроизводственного) и производственного назначения не допускается без приемки в эксплуатацию, осуществляемой в соответствии с установленным порядком.

2. Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов осуществляется в порядке, установленном нормативными документами по строительству, строительными нормами и правилами.

3. Порядок приемки и ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов недвижимости с финансированием за счет средств граждан устанавливается Коллегией Орловской области.

(в ред. Закона Орловской области от 30.05.2006 N 598-ОЗ)

4. Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов:

1) производственного назначения, финансируемых за счет средств федерального и областного бюджета, осуществляется государственными приемочными комиссиями, назначенными в порядке, установленном соответствующими органами исполнительной власти;

2) жилищно-гражданского (непроизводственного) назначения независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, а также производственного назначения, финансируемых из бюджета муниципального образования и других источников (кроме перечисленных выше), осуществляются государственными приемочными комиссиями, назначаемыми главой муниципального образования.

Статья 27. Особое регулирование градостроительной деятельности

1. Особому регулированию подлежит градостроительная деятельность в случаях, если без введения специальных правил использования территории обеспечение частных, общественных или государственных интересов в области градостроительства невозможно или затруднено.

2. В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации на территории Орловской области объекты градостроительной деятельности, подлежащие особому регулированию (далее - объекты градостроительной деятельности особого регулирования), могут быть федерального, областного и местного значения.

Отнесение указанных объектов (за исключением объектов федерального значения) к объектам областного и местного значения осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, законодательством Орловской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

3. Особое регулирование градостроительной деятельности на территориях и в поселениях осуществляется посредством:

1) введения особого порядка разработки, согласования и утверждения градостроительной и проектной документации, а также контроля за осуществлением градостроительной деятельности, использованием и охраной земель;

2) введения специальных государственных стандартов, градостроительных нормативов и правил;

3) выдачи специальных разрешений на строительство;

4) введения сервитутов (публичных и частных) в области градостроительства.

4. К территориям, на которых градостроительная деятельность подлежит особому регулированию, относятся:

1) территория пригородной зоны г. Орла;

2) территории объектов культурного наследия (территории памятников, ансамблей, достопримечательных мест, охранные зоны, зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зоны охраняемого природного ландшафта);

3) особо охраняемые природные территории (природные парки, национальные парки, лесопарки, природные заповедники, памятники природы), а также их охранные зоны в соответствии с перечнем особо охраняемых природных территорий Орловской области;

4) территории, подвергшиеся воздействию чрезвычайных ситуаций, территории зон чрезвычайных экологических ситуаций, природного и техногенного характера, экологического бедствия;

5) территории рекреационного и курортного значения и расположенные на них объекты;

6) территории водоохранных зон рек и других водных объектов Орловской области;

7) территории в пределах полосы отвода автомобильных дорог федерального и областного значения, железнодорожных транспортных магистралей;

8) территории зон залегания полезных ископаемых;

9) территории охранных зон источников водоснабжения;

10) иные территории, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Орловской области.

5. К поселениям Орловской области, которые являются объектами градостроительной деятельности особого регулирования, относятся:

1) административный центр Орловской области - город Орел;

2) исторические поселения - города Болхов, Дмитровск-Орловский, Ливны, Малоархангельск, Мценск, Новосиль - в соответствии с перечнем Министерства культуры Российской Федерации, Госстроя России и Президиума Центрального Совета ВООПИК;

3) центральная усадьба национального парка “Орловское Полесье“ - населенный пункт Жудре;

4) центральная усадьба государственного мемориального и природного музея-заповедника И.С. Тургенева “Спасское-Лутовиново“ - населенный пункт Спасское-Лутовиново.

6. Особое регулирование градостроительной деятельности может вводиться по решению Орловского областного Совета народных депутатов и представительных органов местного самоуправления в пределах их компетенции на других территориях или в отношении других объектов и поселений, если градостроительная деятельность затрагивает (может затронуть) государственные и (или) общественные интересы.

7. Границы объектов градостроительной деятельности особого регулирования областного и местного значения определяются на основании специализированных схем и проектов, градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий и поселений и утверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Орловской области.

8. Сведения об утвержденных границах объектов градостроительной деятельности особого регулирования и специальные правила использования их территорий вносятся в градостроительный кадастр. Границы объектов градостроительной деятельности особого регулирования могут не совпадать с границами административно-территориальных образований.

9. Объекты градостроительной деятельности особого регулирования федерального, областного и местного значения отражаются в территориальной комплексной схеме градостроительного планирования развития территории Орловской области, районов, генеральных планах городов и поселений.

Глава V. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАСТРОЙКИ

ТЕРРИТОРИЙ ПОСЕЛЕНИЙ

Статья 28. Регулирование застройки территорий городских и сельских поселений

1. Застройка территорий планировочной структуры поселений (кварталов, микрорайонов) осуществляется на основе градостроительной документации об их градостроительном планировании (проектов планировки и застройки), утвержденной в порядке, установленном статьей 16 настоящего Кодекса.

В случаях размещения отдельных объектов строительства в кварталах и микрорайонах со сложившейся застройкой и при отсутствии по ним проектов застройки решение о строительстве объектов должно приниматься на основе материалов предпроектных исследований, которые проводятся местными органами архитектуры и градостроительства или заказчиком по заданию местного органа архитектуры и градостроительства.

Порядок проведения предпроектных исследований устанавливается нормативными документами Орловской области.

2. Не допускается проведение реконструкции застройки кварталов (микрорайонов), а также застройки свободных (резервных) территорий без наличия проектов на их застройку (планировку).

3. Предоставление земельных участков для строительства в городских и сельских поселениях осуществляется в соответствии с порядком, установленным земельным законодательством.

Статья 29. Проектная документация

1. Строительство, реконструкция, капитальный ремонт зданий, строений и сооружений, их частей осуществляется на основе проектной документации.

2. Проектная документация разрабатывается в соответствии с градостроительной документацией, строительными нормами и правилами, архитектурно-планировочным заданием, заданием на проектирование и исходными данными для проектирования.

3. Порядок разработки, согласования, утверждения, использования и внесения изменений в проектную документацию устанавливается нормативными правовыми актами Коллегии Орловской области в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Орловской области.

(в ред. Закона Орловской области от 30.05.2006 N 598-ОЗ)

4. Проектная документация, разработка которой финансируется из средств областного бюджета, является составной частью инвестиционных проектов области. Разработка данной проектной документации осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном Коллегией Орловской области.

(в ред. Закона Орловской области от 30.05.2006 N 598-ОЗ)

5. Разработанная проектная документация независимо от источника финансирования согласовывается с соответствующими органами архитектуры и градостроительства, органами государственного контроля и надзора в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Орловской области.

6. Согласованию со специально уполномоченным органом администрации области подлежит проектная документация, разработанная для объектов, строительство которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета области или совместного бюджетного финансирования, а также на территориях резервного развития поселений, в пригородных зонах городов, для объектов с особым регулированием градостроительной деятельности и в случаях размещения объектов на территории поселений, не имеющих утвержденной градостроительной документации о застройке этих территорий.

7. Проектная документация до ее утверждения подлежит государственной и экологической экспертизе в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Орловской области.

8. Не требует проведения экологической и государственной экспертиз и утверждения проектная документация на строительство индивидуальных жилых домов, дачных и садовых домов и объектов, на строительство которых не требуется получение разрешения, возводимых индивидуальными застройщиками за счет собственных средств.

При использовании индивидуальным застройщиком привлеченных финансовых средств из государственного, областного и местного бюджета проведение экологической и государственной экспертиз проектной документации обязательно.

9. Утвержденная в установленном порядке проектная документация является основанием для выдачи разрешения на строительство.

10. Внесение изменений в утвержденную проектную документацию проводится по инициативе заказчика и за его счет с обязательным последующим согласованием с надзорными органами и проведением экологической и государственной экспертиз в соответствии с пунктами 7 и 8 настоящей статьи.

Проектная документация утверждается:

1) по объектам, строительство которых осуществляется за счет средств областного бюджета, - Коллегией Орловской области;

(в ред. Закона Орловской области от 30.05.2006 N 598-ОЗ)

2) по объектам, строительство которых осуществляется за счет собственных средств заказчиков (инвесторов), включая привлеченные средства, в том числе средства иностранных инвесторов, - заказчиком (инвестором).

Глава VI. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КАДАСТР

И МОНИТОРИНГ ОБЪЕКТОВ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ОБЛАСТИ

Статья 30. Государственный градостроительный кадастр объектов градостроительной деятельности на территории области

1. Государственный градостроительный кадастр представляет собой интегрированную систему информации о состоянии среды жизнедеятельности, включающую также соответствующую информацию отраслевых кадастров, и входит в единую систему ведения государственных кадастров Российской Федерации.

2. Государственный градостроительный кадастр в соответствии с федеральным законодательством ведется по единой для Российской Федерации системе и содержит сведения об использовании объектов градостроительной деятельности, обеспеченности территорий и поселений градостроительной и проектной документацией, зонировании, ограничениях по использованию земельных участков и иной недвижимости, градостроительной ценности, обеспеченности объектами социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и благоустройства, экологическом, инженерно-геологическом, гидрологическом состояниях, топографо-геодезической и картографической изученности. Градостроительный кадастр включает документы о правовом статусе, количестве, качестве и оценке недвижимости, условиях и режиме ее эксплуатации.

3. Государственный градостроительный кадастр ведется в отношении территории области, территорий городских и сельских поселений.

4. Основой государственного градостроительного кадастра являются:

1) государственный земельный кадастр;

2) градостроительная документация о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке;

3) сведения других отраслевых кадастров, материалы органа, осуществляющего техническую инвентаризацию, и органов государственной статистики;

4) проектно-изыскательские фонды органов архитектуры и градостроительства всех уровней.

5. Специально уполномоченный орган администрации области является государственным заказчиком государственного градостроительного кадастра области.

6. Ведение государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности осуществляет специально уполномоченный орган администрации области за счет средств областного бюджета, а также за счет средств, поступающих за оказание услуг по предоставлению сведений государственного градостроительного кадастра гражданам и юридическим лицам.

7. Органы местного самоуправления могут осуществлять ведение градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности в отношении территории муниципального образования в случае наделения органов местного самоуправления соответствующими полномочиями и передачи им необходимых для осуществления указанных полномочий финансовых и материальных средств.

Статья 31. Мониторинг объектов градостроительной деятельности на территории области

1. Мониторинг объектов градостроительной деятельности Орловской области - система наблюдений за состоянием и изменением объектов градостроительной деятельности на территории области и ее муниципальных образований, которые ведутся по единой методике посредством изучения состояния среды жизнедеятельности. Сведения мониторинга объектов градостроительной деятельности подлежат внесению в государственный градостроительный кадастр.

2. Мониторинг объектов градостроительной деятельности осуществляют органы, которые ведут государственный градостроительный кадастр.

Статья 32. Инженерные изыскания для строительства

1. Разработка градостроительной документации на застройку поселений и застройку территории планировочной структуры поселения (кварталов, микрорайонов), а также проектной документации для строительства осуществляется на основе комплексных инженерных изысканий. Необходимость выполнения инженерных изысканий для разработки проектной документации на реконструкцию, ремонт, техническое перевооружение и благоустройство устанавливается заданием на проектирование.

2. Инженерные изыскания для строительства выполняют физические или юридические лица при наличии соответствующей лицензии и соответствующего разрешения органов архитектуры и градостроительства на производство этих работ.

3. При производстве инженерных изысканий должны соблюдаться государственные и территориальные строительные нормативы и правила. Ответственность за качество инженерных изысканий несет разработчик и заказчик, осуществивший приемку материалов инженерных изысканий.

Глава VII. КОНТРОЛЬ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА

НАРУШЕНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Статья 33. Контроль за осуществлением градостроительной деятельности

Контроль за осуществлением градостроительной деятельности на территории Орловской области осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами Орловской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Орловской области.

Статья 34. Ответственность за нарушение градостроительного законодательства

Нарушения градостроительного законодательства влекут ответственность, установленную действующим федеральным законодательством и Законом Орловской области “Об ответственности за административные правонарушения“.

Глава VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 35. О введении в действие настоящего Кодекса

1. Настоящий Кодекс вступает в силу с момента его официального опубликования.

2. Правовые акты органов государственной власти области и органов местного самоуправления подлежат приведению в соответствие с настоящим Кодексом не позднее трех месяцев с момента его вступления в силу.

Губернатор

Орловской области

Е.С.СТРОЕВ

г. Орел

17 марта 2004 года

N 389-ОЗ