Законы и постановления РФ

Методические рекомендации департамента лицензирования и торговли Приморского края от 14.04.2011 N 61-04-36/610 “Методические рекомендации потребителям при приобретении товаров медицинского назначения дистанционным способом“

ДЕПАРТАМЕНТ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ И ТОРГОВЛИ

ПРИМОРСКОГО КРАЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

от 14 апреля 2011 г. N 61-04-36/610

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЯМ ПРИ ПРИОБРЕТЕНИИ

ТОВАРОВ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫМ СПОСОБОМ

Продажа товаров медицинского назначения, приобретаемых потребителями непосредственно по месту проживания (на дому), наряду с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации “О защите прав потребителей“ регулируются Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 N 612.

Что должен знать потребитель, воспользовавшийся данным способом купли-продажи?

В момент доставки товара потребителю должна быть предоставлена в письменной форме полная информация о товаре, способе его применения (эксплуатации), а также информация о порядке и сроках возврата товара продавцу;

- потребитель вправе отказаться от товара в
любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней;

- в случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в трехмесячный срок с момента передачи товара;

- потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем;

- возврат денежной суммы осуществляется не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем претензии, за исключением расходов продавца на доставку товара от потребителя;

- возврат товара ненадлежащего качества может быть осуществлен в сроки установленной гарантии на товар или срока годности. Если такой срок не установлен, то - в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю. Если товар доставлен покупателю по почте, эти сроки исчисляются со дня доставки.

- возврат товара продавцу осуществляется путем оформления покупателем в письменной форме претензии, которая должна быть рассмотрена продавцом в течение двадцати дней с момента получения;

- в случае возникновения спора между продавцом и покупателем и невозможности его разрешения на добровольных началах, защита прав потребителя осуществляется судом.

Между тем, необходимо знать, что согласно Перечню непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми), лекарственные препараты обмену и возврату не подлежат.

Особое внимание стоит уделить наличию информации
о продавце. Если в предложении или при доставке товара не указывается фирменное наименование продавца, а также его адрес, а только указаны контактные телефоны, то стоит воздержаться от покупки. В противном случае, если возникнет необходимость вернуть, обменять товар или предъявить рекламацию по недостатку, то вы просто напросто не будете знать куда обратиться и предъявить претензию со своим требованием. Кстати, изначальное предоставление открытой информации о местонахождении и наименовании продавца может служить косвенным подтверждением его надежности, добропорядочности и законопослушности. Даже Закон о рекламе содержит норму о предоставлении информации при дистанционной торговле:

“Статья 8. Реклама товаров при дистанционном способе их продажи

В рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.“

По вопросу недобросовестной рекламы, распространяемой средствами массовой информации, в которой имеют место факты введения в заблуждение граждан относительно потребительских свойств отдельных видов товаров, гражданин может обратиться в Федеральную антимонопольную службу, которая является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере рекламы.

Если считаете, что в отношении вас продавцом совершены мошеннические действия, ответственность за которые предусмотрена ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации, вы вправе обратиться в правоохранительные органы, предоставив в качестве доказательства копии платежных документов, подтверждающих факт оплаты соответствующих товаров, а также другие документы, имеющие отношения к существу вашего обращения.

В любом случае необходимо знать, что, приобретая и применяя лекарственные препараты, биологически активные добавки к пище, изделия медицинского
назначения только на основании информации полученной от “консультантов“ каких-либо организаций по телефону, а также из рекламных объявлений, без предварительной консультации с лечащим врачом, потребитель берет на себя ответственность за результаты самолечения.

Что же касается фактов продажи биологически активных добавок к пище в качестве лекарственных средств, то, прежде всего, разъясняем:

В соответствии с Федеральным законом от 02.01.2000 N 29-ФЗ “О качестве и безопасности пищевых продуктов“ (ст. 1), биологически активные добавки к пище (БАД) определены как “природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов“. В этой связи, принимая решение о приобретении БАД, потребитель должен знать, что биологически активная добавка к пище относится к пищевым продуктам, не является лекарственным средством и не применяется для лечения каких-либо заболеваний.

В соответствии с СанПиН 2.3.2.1290-03 “Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище“ продажа биологически активных добавок к пище может осуществляться только через аптечные учреждения (аптеки, аптечные магазины, аптечные киоски), специализированные магазины по продаже диетических продуктов, продовольственные магазины (специальные отделы, секции, киоски).

Кроме того, в соответствии с Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, не допускается продажа продовольственных товаров в месте нахождения покупателя вне стационарных мест торговли: на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в иных местах.

По вопросу выплаты компенсации за ранее приобретенные лекарства, то эти факты свидетельствуют о мошенничестве со стороны тех лиц, которые предлагают Вам перечислить деньги напрямую на их имя (путем блиц переводов и т.п.) в качестве “...налога“.

Директор департамента

Е.Б.КОВАЛЬ