Законы и постановления РФ

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 21.01.2010 по делу N А33-21655/2009 <Привлечение к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ правомерно, т.к. судом установлен факт представления резидентом в банк паспорта сделки справки о поступлении валюты РФ с нарушением срока>

Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 31.03.2010 по делу N А33-21655/2009 данное решение оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 21 января 2010 г. по делу N А33-21655/2009

Резолютивная часть решения объявлена 19 января 2010 года.

В полном объеме решение изготовлено 21 января 2010 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Севастьяновой Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Рекламная группа Оникс“

к Территориальному Управлению федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае

об оспаривании постановления от 01.12.2009 N 04-09/3135П о назначении административного наказания,

при участии судебном заседании:

представителя ответчика: М., доверенность от 11.01.2010, удостоверение,

при ведении протокола судебного заседания судьей Севастьяновой Е.В.,

установил:

общество
с ограниченной ответственностью “Рекламная группа Оникс“ (далее - общество “Рекламная группа Оникс“, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае (далее - ответчик, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 01.12.2009 N 04-09/3135П о назначении административного наказания, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Заявление принято к производству суда. Определением от 22.12.2009 возбуждено производство по делу.

Заявитель в судебное заседание не явился, о времени, месте и дате проведения судебного заседания извещен надлежащим образом (телефонограммы, направленные в адрес общества 12.01.2010, получены представителями общества - У. и Б.).

В соответствии со статьей 123, 156 судебное заседание проведено без участия представителя заявителя, надлежащим образом извещенного о судебном разбирательстве.

Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признала, сослалась на доводы, изложенные в отзыве на заявление, представила суду материалы дела об административном правонарушении.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Общество “Рекламная группа Оникс“ зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району г. Красноярска 21.10.2004 за основным государственным регистрационным номером 1042402661322.

Из материалов дела следует, что обществом ООО “Рекламная группа Оникс“ с нерезидентом - “Индезит Компании Интернешнл Б.В.“ (Королевство Нидерланды) 26.12.2008 заключен агентский договор N 01/12, предусматривающий оказание услуг нерезиденту. Общая стоимость договора складывается из сумм подписанных сторонами дополнительных соглашений и приложений и составляет не менее 716 260 руб. Срок действия договора - до исполнения обязательств.

По указанному договору обществом “Рекламная группа Оникс“
26.03.2009 в Красноярском филиале ОАО “МДМ-Банк“ оформлен паспорт сделки (далее - ПС) за номером 09030001/2361/0019/3/0, предусмотренный Инструкцией Банка России от 15.06.2004 N 117-И “О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок (Инструкция N 117-И).

Согласно ведомости банковского контроля от 20.10.2009 по ПС N 09030001/2361/0019/3/0 обществом “Рекламная группа Оникс“ выполнено работ для нерезидента на общую сумму 4 427 964,15 руб., в счет исполнения договора получено денежных средств от нерезидента на общую сумму 4 427 964,15 руб.

Обществом “Рекламная группа Оникс“ в банк паспорта сделки представлена справка о поступлении валюты Российской Федерации от 10.07.2009 по истечении срока, установленного Положением Банка России от 01.06.2004 N 258-П “О порядке предоставления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций“ (далее - Положение N 258-П).

Сумма в размере 513560,00 руб. и сумма 1603479,84 руб. поступили на счет общества “Рекламная группа Оникс“ N 40702810600190021370 в Красноярском филиале ОАО “МДМ-Банка“ 03.03.2009 и 11.03.2009, соответственно.

Срок предоставления справки о поступлении валюты Российской Федерации на указанные суммы истек - 15.04.2009.

Справка о поступлении валюты Российской Федерации, распределяющая поступившие суммы на паспорт сделки N 09030001/2361/0019/3/0, представлена в уполномоченный банк - 10.07.2009.

Поступление денежных средств в сумме 513560,00 руб. 03.03.2009 и 1603479,84 руб. 11.03.2009 подтверждается соответствующими выписками по счету за 03.03.2009 и 11.03.2009, платежными поручениями N 413 от 02.03.2009 и N 452 от 10.03.2009, дата предоставления справки о поступлении валюты Российской Федерации от
10.07.2009 подтверждается отметкой банка ПС на указанной справке.

Указанные обстоятельства отражены в протоколе от 18.11.2009 N 04-09/3135 об административном правонарушении, составленном в отношении общества “Рекламная группа Оникс“ в присутствии представителя общества по доверенности.

Постановлением от 01.12.2009 N 04-09/3135П о назначении административного наказания на общество “Рекламная группа Оникс“ наложено административное взыскание, предусмотренное частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000 руб., что послужило поводом для обращения заявителя в арбитражный суд.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на
административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Согласно пункту 80 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица органов и агентов валютного контроля.

Частью 4 статьи 28.3 КоАП РФ предусмотрено, что перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушения в соответствии с частями 1 - 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 11 Федерального закона “О валютном регулировании и валютном контроле“ валютный контроль в Российской Федерации осуществляется, в том числе органами валютного контроля и агентами валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации. К органам валютного контроля относятся Центральный банк Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти в пределах компетенции, установленной федеральными законами, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 5 статьи 22 Федерального закона “О валютном регулировании и валютном контроле“ контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Согласно пунктам 1, 2 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278, Федеральная служба
финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В силу пунктов 5.1.2, 5.14 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 N 89н территориальное управление осуществляет контроль и надзор за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений; имеет право проверять соблюдение резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, полноту и достоверность учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

Приказом Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 17.11.2004 N 102 установлено, что правом на составление протоколов об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 28.3 КоАП РФ в Федеральной службе финансово-бюджетного надзора обладают следующие должностные лица:

- руководитель Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, его заместители;

- начальники управлений центрального аппарата Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, их заместители;

- руководители территориальных органов Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, их заместители;

- начальники отделов управлений центрального аппарата Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, их заместители;

- начальники отделов территориальных органов Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, их заместители;

- иные должностные лица Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов, уполномоченные осуществлять контроль в бюджетно-финансовой сфере.

Из материалов дела следует, что протокол от 18.11.2009 N 04-09/3135 об административном правонарушении составлен
государственным инспектором отдела валютного контроля ТУ Росфиннадзора в Красноярском крае - должностным лицом, уполномоченным осуществлять контроль в бюджетно-финансовой сфере, следовательно, лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 15.25 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении от 18.11.2009 N 04-09/3135 составлен административным органом в присутствии представителя общества “Рекламная группа Оникс“ - главного бухгалтера Т., - действующей от имени заявителя на основании специальной доверенности от 16.11.2009 N 116/11.

В соответствии с частью 1 статьи 23.60 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 Кодекса, рассматривают органы валютного контроля.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278, функции органа валютного контроля осуществляет Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

В силу части 2 статьи 23.60 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:

1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, его заместители;

2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, их заместители;

3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля.

Судом установлено, что оспариваемое постановление от 01.12.2009 вынесено руководителем ТУ Росфиннадзора И., то есть уполномоченным лицом.

Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица
не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Из материалов дела следует, что постановление от 01.12.2009 N 04-09/3135П о назначении административного вынесено административным органом в отсутствие законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, с участием защитника общества “Рекламная группа Оникс“ - главного бухгалтера Т., действующей на основании доверенности от 16.11.2009 N 116/11, предоставляющей поверенному, в том числе и право участвовать в производствах по делам об административных правонарушениях NN 04-09/3134, 04-09/3135, 04-09/3136.

При этом факт надлежащего извещения законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, подтверждается материалами дела (в том числе, определением от 18.11.2009 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, сопроводительным письмом от 19.11.2009 N 19-18-11/4762, почтовым уведомлением о вручении заказного письма, отчетом об отправке факса), заявителем не оспаривается.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что при вынесении оспариваемого постановления требования статей 29.7, 29.10 КоАП РФ административным органом соблюдены.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 6 статьи 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Приведенная норма закрепляет признаки объективной
стороны четырех самостоятельных административных правонарушений, а именно:

- несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям;

- нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования;

- нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок;

- нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.

При этом из материалов дела следует, что заявитель привлечен к административной ответственности за несоблюдение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям

В соответствии с пунктами 1, 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле“ резиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона, вести в установленном порядке учет и представлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.

Согласно части 4 статьи 5 названного Закона Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления.

На основании подпункта 2.3.2 пункта 2.3 Инструкции Банка России от 15.06.2004 N 117-И “О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок“ в целях учета валютных операций, резидент представляет в уполномоченный банк, в котором резидентом оформлен или переоформлен паспорт сделки в порядке, установленном настоящей Инструкцией, наряду с документами, представляемыми резидентом в соответствии с требованиями, установленными главой 1 Инструкции, справку, содержащую информацию об идентификации по паспортам сделок поступивших за отчетный месяц денежных средств (далее - справка о поступлении валюты Российской Федерации) - в случае проведения валютных операций по кредитному договору, связанных
с зачислением валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента на счет резидента в банке паспорта сделки.

На основании пункта 2.6 Положения Банка России от 01.06.2004 N 258-П “О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций“ в случае проведения валютных операций по контракту, связанных с зачислением валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента на счет резидента в банке паспорта сделки, резидент наряду с документами, указанными в пункте 2.2 настоящего Положения, представляет в банк паспорта сделки два экземпляра справки, содержащей информацию об идентификации по паспортам сделок поступивших за отчетный месяц денежных средств.

Согласно указанию Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У “О формах учета по валютным операциям, осуществляемых резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж“ формами учета по валютным операциям для резидентов являются документы, требования о представлении которых в уполномоченный банк установлены Инструкцией Банка России от 15.06.2004 N 117-И и Положением Банка России от 01.06.2004 N 258-П, в том числе справка о поступлении валюты Российской Федерации отнесена к формам учета по валютным операциям.

На основании пункта 2.7 Положения Банка России от 01.06.2004 N 258-П справка о поступлении валюты Российской Федерации представляется резидентом в банк паспорта сделки в срок, не превышающий 15 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуществлены валютные операции по контракту, связанные с зачислением валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента на счет резидента в банке паспорта сделки.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП Российской Федерации, является, в том числе и несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.

Из материалов дела следует, что по агентскому договору от 26.12.2008 N 01/12 обществом “Рекламная группа Оникс“ 26.03.2009 в Красноярском филиале ОАО “МДМ-Банк“ оформлен паспорт сделки за номером 09030001/2361/0019/3/0.

Согласно ведомости банковского контроля от 20.10.2009 по ПС N 09030001/2361/0019/3/0 обществом “Рекламная группа Оникс“ выполнено работ для нерезидента на общую сумму 4 427 964,15 руб., в счет исполнения агентского договора получено денежных средств от нерезидента на общую сумму 4 427 964,15 руб.

Сумма в размере 513560,00 руб. и сумма 1603479,84 руб. поступили на счет общества “Рекламная группа Оникс“ N 40702810600190021370 в Красноярском филиале ОАО “МДМ-Банка“ 03.03.2009 и 11.03.2009, соответственно.

По истечении срока, установленного Положением Банка N 258-П, обществом “Рекламная группа Оникс“ в банк паспорта сделки 10.07.2009 представлена справка о поступлении валюты Российской Федерации.

Таким образом, срок предоставления справки о поступлении валюты Российской Федерации по указанным поступившим денежным средствам истек - 15.04.2009, справка о поступлении валюты Российской Федерации, распределяющая поступившие суммы на паспорт сделки N 09030001/2361/0019/3/0, представлена в уполномоченный банк - 10.07.2009.

Поступление денежных средств в сумме 513560,00 руб. 03.03.2009 и 1603479,84 руб. 11.03.2009 подтверждается соответствующими выписками банка по счету за 03.03.2009 и за 11.03.2009, платежными поручениями N 413 от 02.03.2009 и N 452 от 10.03.2009, дата представления справки о поступлении валюты Российской Федерации от 10.07.2009 подтверждается отметкой банка ПС на указанной справке.

Таким образом, материалами дела (в том числе протоколом от 18.11.209 N 04-09/3135 об административном правонарушении, агентским договором от 26.12.2008 N 01/12, ведомостью банковского контроля по ПС N 09030001/2361/0019/3/0, справкой о поступлении валюты Российской Федерации от 10.07.2009, ПС N 09030001/2361/0019/3/0, выписками банка по счету за 03.03.2009 и за 11.03.2009, платежными поручениями N 413 от 02.03.2009 и N 452 от 10.03.2009) подтверждается и обществом “Рекламная группа Оникс“ не оспаривается факт представляется резидентом в банк паспорта сделки справки о поступлении валюты Российской Федерации 10.07.2009, то есть с нарушение срока, установленного Положением N 258-П.

В связи с чем, суд полагает, что в названных действиях общества “Рекламная группа Оникс“ содержатся признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

В силу частей 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.

При этом ссылка заявителя на вину должностного лица - главного бухгалтера общества “Рекламная группа Оникс“ Т. - арбитражным судом не принимается, на основании следующего.

В соответствии со статьей 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо - организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Как следует из смысла вышеприведенных требований Инструкции 117-И и Положения Банка России от 01.06.2004 N 258-П, обязанность по своевременному представлению справки о поступлении валюты Российской Федерации возлагается на юридическое лицо, а не на его работников.

В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 Постановления от 02.06.2004 N 10, в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда.

Согласно пункту 16.1 названного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Заявитель не представил суду пояснений и доказательств, подтверждающих своевременное принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований валютного законодательства.

Довод заявителя о возможности его освобождения от ответственности ввиду малозначительности совершенного нарушения является необоснованным, на основании следующего.

Так, в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Пунктом 18.1 названного Постановления от 02.06.2004 N 10 (введен Постановлением Пленума ВАС РФ от 20.11.2008 N 60) установлено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Общество “Рекламная группа Оникс“ не заявило доводов, не представило доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения.

По смыслу части 6 статьи 15.25 КоАП РФ рассматриваемое административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок публичных общественных отношений в области валютного регулирования.

Состав рассматриваемого административного правонарушения является формальным, следовательно, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношением может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.

В частности, существенная степень угрозы охраняемым общественным отношениям имеет место в случае пренебрежительного отношения лица к установленным правовым требованиям и предписаниям (публичным правовым обязанностям).

Из материалов дела следует, что в связи с поступлением на банковский счет общества “Рекламная группа Оникс“ 03.03.2009 и 11.03.2009 сумм в размере 513560,00 руб. и 1603479,84 руб. общество обязано было представить в банк паспорта сделки справки о поступлении валюты Российской Федерации не позднее 15.04.2009, однако представило указанные справки о поступлении валюты Российской Федерации только - 10.07.2009, то есть по истечение почти трех месяцев.

Кроме того, из материалов дела следует, что заявителем по агентскому договору от 26.12.2008 N 01/12 допущено несколько нарушений валютного законодательства, в связи с чем в отношении общества “Рекламная группа Оникс“ вынесены постановления от 01.12.2009 N N 04-09/3136П, 04-09/3134П о назначении административного наказания.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии со стороны заявителя надлежащего контроля за соблюдением исполнения соответствующих публично-правовых обязанностей, характеризует пренебрежительное отношение общества “Рекламная группа Оникс“ к установленным правовым требованиям и предписаниям.

В соответствии с преамбулой Федерального закона “О валютном регулировании и валютном контроле“ целью законодательства о валютном регулировании является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

При изложенных обстоятельствах, с учетом прямо вытекающей из части 3 статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях особой значимости охраняемых отношений в сфере валютного регулирования и контроля (предполагающей возможность установления размера штрафа, превышающего максимальный размер), допущенное заявителем административное правонарушение не является малозначительным.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ (за нарушение, в том числе валютного законодательства Российской Федерации) годичного срока давности привлечения к административной ответственности.

Оспариваемым постановлением от 01.12.2009 N 04-09/3135П заявителю назначен административный штраф в минимальном размере санкции, установленной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ - 40000 рублей. При этом действующим КоАП РФ не предусмотрено назначение административного наказания в виде штрафа в размере ниже минимального предела, установленного санкцией соответствующей нормы.

При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае от 01.12.2009 N 04-09/3135П о назначении административного наказания является законным и обоснованным.

В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение а“министративного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Отказать в удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью “Рекламная группа Оникс“, зарегистрированного в качестве юридического лица в ЕГРЮЛ Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району г. Красноярска 21.10.2004 за основным государственным регистрационным номером 1042402661322, расположенного в г. Красноярске по ул. Алексеева, 22, о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае от 01.12.2009 N 04-09/3135П о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА