Законы и постановления РФ

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 28.12.2009 по делу N А33-10607/2009 <В признании нормативного акта недействующим отказано, т.к. орган местного самоуправления в целях обеспечения безопасности дорожного движения вправе вводить определенные ограничения в области деятельности городского автомобильного и электрического транспорта>

Определение ВАС РФ от 18.06.2010 N ВАС-8396/10 отказано в передаче дела N А33-10607/2009 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного решения.

Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.03.2010 по делу N А33-10607/2009 данное решение оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 28 декабря 2009 г. по делу N А33-10607/2009

Арбитражный суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи Е.В. Севастьяновой,

судей: Раздобреевой И.А., Шайхутдинова Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Г.П.

к администрации г. Красноярска

о признании недействующими и не соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, пункта 3 Постановления администрации г. Красноярска от 15.07.2008 N 371 “Об утверждении маршрутной
сети г. Красноярска“, графы 1 и 2 приложения к Постановлению в редакции от 15.07.2008, в части, относящейся к автобусным маршрутам, графы 4 и 5 приложения к Постановлению в редакции Постановления администрации г. Красноярска от 03.12.2009 N 519, в части, относящейся к автобусным маршрутам,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: департамент транспорта администрации г. Красноярска, Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Т.С., на основании доверенности от 14.05.2009 (паспорт),

от ответчика: Б.О., на основании доверенности от 29.12.2008 N 01-13131 (удостоверение),

от департамента транспорта администрации г. Красноярска: С.Л., на основании доверенности от 20.08.2009 (удостоверение), Г.Л., на основании доверенности от 03.06.2009 (удостоверение),

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю: В.Н., на основании доверенности от 16.06.2009 N 41 (удостоверение),

от прокуратуры Красноярского края - Ч.А., прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Красноярского края (удостоверение),

при ведении протокола судебного заседания судьей Е.В. Севастьяновой,

при объявлении резолютивной части решения 21.12.09, изготовлении полного текста мотивированного решения 28.12.09,

установил:

индивидуальный предприниматель Г.П. (далее - Г.П., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации г. Красноярска о признании недействующими и не соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, пункта 3 Постановления администрации г. Красноярска от 15.07.2008 N 371 “Об утверждении маршрутной сети г. Красноярска“, графы 1 и 2 приложения к Постановлению в редакции от 15.07.2008, в части, относящейся к автобусным маршрутам, графы 4 и 5 приложения к Постановлению в редакции Постановления администрации г. Красноярска от 03.12.2009 N 519, в
части, относящейся к автобусным маршрутам.

В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении и дополнительных пояснениях, в том числе указал следующее:

- часть маршрутов, включенных в маршрутную сеть, на момент ее утверждения не была открыта в установленном порядке,

- закрытие действующих маршрутов может осуществляться только в установленном порядке,

- регулирование порядка организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, а также определение условий перевозок пассажиров и багажа и предоставления транспортных средств для таких перевозок находятся вне пределов компетенции органов местного самоуправления,

- обязанность по разработке расписания (установлению интервала прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств от остановочного пункта) возложена на владельцев транспортных средств,

- определение экономической целесообразности внесения изменений в маршруты - право перевозчика, органы местного самоуправления не вправе определять экономическую целесообразность эксплуатации маршрутов,

- установление ограничений по количеству транспортных средств, осуществляющих перевозки по маршрутам, определение типа и марки автобусов, используемых для перевозок пассажиров, не относится к компетенции органов местного самоуправления,

- органы местного самоуправления не наделены такими полномочиями, как установление группы вместимости транспортных средств, их классификации, требуемой вместимости подвижного состава,

- выбор типа, марки, класса и вместимости подвижного состава относится к компетенции владельцев транспортных средств, орган местного самоуправления не вправе определять класс и вместимость автобусов для маршрутов регулярных перевозок,

- практически по всем маршрутам исключено использование автобусов вместимостью менее 49 человек, что исключает использование приобретенных предпринимателем автобусов марки ПАЗ,

- нормативно-правовое регулирование по вопросам организации транспортного обслуживания населения находится вне пределов компетенции администрации города,

- оспариваемое Постановление не соответствует статье 58 Устава г. Красноярска как принятое с превышением полномочий,

- оспариваемым Постановлением на предпринимателя
возложена обязанность по осуществлению перевозок пассажиров по маршрутам, не открытым в установленном порядке, предприниматель ограничен в выборе подвижного состава в большей мере, чем это предусмотрено транспортным законодательством,

- часть маршрутов, включенных в маршрутную сеть города, на момент ее утверждения не была открыта в установленном порядке, данное обстоятельство было установлено антимонопольным органом при рассмотрении дела N 253-15-08 и отражено в решении от 06.04.2009.

Заявитель полагает, что Постановление администрации г. Красноярска от 15.07.2008 N 371 “Об утверждении маршрутной сети г. Красноярска“ в оспариваемой части не соответствует Федеральному закону N 135-ФЗ от 26.07.2006 “О защите конкуренции“, Федеральному закону N 128-ФЗ от 08.08.2001 “О лицензировании отдельных видов деятельности“, Федеральному закону N 259-ФЗ от 08.11.2007 “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта“, Федеральному закону N 131-ФЗ от 06.10.2003 “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112, Приказу Минтранса Российской Федерации от 09.03.1995 N 27, Приказу Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 N 2, Закону Красноярского края от 22.12.1998 N 5-230 “Об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте в Красноярском крае“.

Представитель антимонопольного органа поддержал позицию заявителя.

Представитель администрации заявленные требования не признал, сослался на доводы, изложенные в отзыве на заявление, в том числе пояснил следующее:

- на органы местного самоуправления действующим законодательством возложены организационные и контролирующие функции в сфере транспортного обслуживания населения,

- изучение потребности населения города в услугах пассажирского транспорта, установление необходимого количества транспортных средств соответствующего класса и вместимости для каждого регулярного городского маршрута является обязанностью департамента транспорта - организатора пассажирских перевозок в городе Красноярске,

- к полномочиям организатора пассажирских перевозок в
городе относится разработка и утверждение маршрутной сети города, привлечение к транспортному обслуживанию населения для работы по маршрутам маршрутной сети города предприятий и организаций, действующих на территории города, в том числе по результатам конкурса, проводимого в установленном порядке,

- органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать вопросы о создании и согласовании регулярных городских маршрутов, условиях, при которых происходит открытие новых, изменение или закрытие существующих городских маршрутов,

- при открытии маршрутов, включенных в новую маршрутную сеть, были соблюдены все требования, установленные Правилами организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденными Приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31.12.1981 N 200, определяющими порядок открытия маршрутов,

- весь перечень автобусных маршрутов, включенных в маршрутную сеть города, был обследован по условиям, обеспечивающим безопасность движения, до открытия движения по указанным маршрутам,

- обследование постоянных маршрутов было проведено 28 и 29 мая 2008, сезонных - 2 апреля 2008 года и 9 апреля 2009 года,

- изменение (сокращение) схем ранее действующих маршрутов было проведено в соответствии с пунктом 5.5 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 N 2,

- Положение об открытии, закрытии, изменении автобусных маршрутов, утвержденное Постановлением администрации города от 03.02.2004 N 60, регулировало порядок закрытия маршрутов только в целях их несоответствия требованиям по обеспечению безопасности дорожного движения, поскольку процесс оптимизации маршрутной сети связан с ее реорганизацией в целях удовлетворения потребности населения города в услугах пассажирского транспорта, нормы указанного Положения применению не подлежат,

- закрытие отдельных маршрутов, не включенных в маршрутную сеть города, о требованиям безопасности дорожного движения не проводилось и не требовалось при осуществлении оптимизации транспортной сети, поэтому
необходимость комиссионного обследования маршрутов отсутствовала,

- из 34 маршрутов, не включенных в маршрутную сеть города, 26 автобусных маршрутов обслуживалось муниципальными автотранспортными предприятиями на основе конкурсного отбора, которые были включены организатором пассажирских перевозок в муниципальные программы пассажирских перевозок и субсидировались из соответствующих бюджетов, в период проведения оптимизации маршрутной сети данные маршруты были исключены из указанных программ и, соответственно, не включены в новую маршрутную сеть,

- формирование муниципальных программ пассажирских перевозок отнесено к компетенции органов местного самоуправления,

- на остальных 8 маршрутах, по которым осуществлялись коммерческие перевозки, было прекращено движение на основании заявлений перевозчиков, осуществляющих перевозку пассажиров по указанным маршрутам, о переводе их на другие маршруты,

- к компетенции департамента транспорта относится внесение изменений в маршрутную сеть путем открытия новых маршрутов, изменения и закрытия действующих маршрутов,

- органы местного самоуправления вправе определять интервалы движения транспортных средств на маршруте в часы пик, т.к. к их полномочиям отнесено открытие маршрутов и, тем самым, определение их протяженности и установление предельного количества транспортных средств по каждому маршруту,

- предприниматель не обосновал, какие именно обязанности незаконно возлагаются на него оспариваемым постановлением как на перевозчика, какие препятствия для осуществления предпринимательской деятельности создаются оспариваемым актом,

- решение и предписание антимонопольного органа по делу N 253-15-08 признаны недействительными решением Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-7974/2009.

Представители департамента транспорта администрации г. Красноярска поддержали позицию администрации.

Прокурор в судебном заседании поддержал заявление предпринимателя в части признания недействующим и не соответствующим законодательству, имеющему большую юридическую силу, пункта 3 Постановления администрации г. Красноярска от 15.07.2008 N 371 “Об утверждении маршрутной сети г. Красноярска“.

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 17 час. 00 мин. 14.12.09 до 11 час. 30 мин. 21.12.09.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Индивидуальный предприниматель Г.П. зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и на основании лицензии N АСС-24-029412, сроком действия до 09.03.2013, осуществляет перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, по городскому маршруту N 95.

15.07.2008 администрацией г. Красноярска принято Постановление N 371 “Об утверждении маршрутной сети г. Красноярска“.

Названное Постановление опубликовано в газете “Городские новости“ N 106 от 23.07.2008.

Постановлением администрации города Красноярска N 371 от 15.07.2008 утверждена маршрутная сеть регулярных городских маршрутов пассажирского автомобильного и наземного электрического транспорта города Красноярска, в которую входит, в том числе автобусный маршрут N 95 “ЛДК - мкр. Верхние Черемушки“, автобус категории М3, класс 1, вместимость - свыше 90 человек (группа вместимости 4).

Названным Постановлением определены для каждого маршрута параметры и максимальное количество транспортных средств, необходимых для обеспечения перевозок, а также иные качественные показатели транспортных услуг.

Пунктом 1 Постановления утверждена сеть регулярных городских маршрутов автомобильного и наземного электрического транспорта (маршрутная сеть города Красноярска) согласно приложению.

Пунктом 3 Постановления разрешено департаменту транспорта администрации города вносить изменения в маршрутную сеть города Красноярска по мере необходимости (изменение пассажирских потоков, ввод новых микрорайонов и социальных объектов, строительство и реконструкция дорожной инфраструктуры и т.д.) и экономической целесообразности.

Графа 1 приложения “Сеть регулярных городских маршрутов пассажирского автомобильного и наземного электрического транспорта города Красноярска“ к Постановлению N 371 от 15.07.2008 устанавливает номер маршрута, графа 2 - наименование маршрута, графа 3 - интервал движения в час пик в
минутах, графа 4 - предельное количество транспортных средств в единицах, графа 5 - группы по вместимости транспортных средств категории М3, класс 1.

Согласно примечанию к приложению в первую группу вместимости включаются транспортные средства вместимостью до 49 человек, во вторую - от 50 до 69 человек, в третью - от 70 до 89 человек, в 4 - свыше 90 человек.

03.12.2009 администрацией г. Красноярска принято Постановление N 519 “О внесении изменений в Постановление Главы города от 15.07.2008 N 371“.

Названное Постановление опубликовано в газете “Городские новости“ N 185 от 09.12.2009.

Согласно пункту 1.3 Постановления приложение к Постановлению изложено в редакции согласно приложению к настоящему Постановлению.

Графа 2 приложения “Маршрутная сеть регулярных городских маршрутов пассажирского автомобильного и наземного электрического транспорта города Красноярска“ к Постановлению N 519 от 03.12.2009 устанавливает номер маршрута, графа 3 - наименование маршрута, графа 4 - предельное количество транспортных средств в часы пик в единицах, графа 5 - группы по вместимости транспортных средств категории М3, класс 1.

Согласно примечанию к приложению в первую группу вместимости включаются транспортные средства вместимостью до 49 человек, во вторую - от 50 до 69 человек, в третью - от 70 до 89 человек, в 4 - свыше 90 человек.

Полагая, что пункт 3 Постановления администрации г. Красноярска от 15.07.2008 N 371 “Об утверждении маршрутной сети г. Красноярска“, графы 1 и 2 приложения к Постановлению в редакции от 15.07.2008, в части, относящейся к автобусным маршрутам, графы 4 и 5 приложения к Постановлению в редакции Постановления администрации г. Красноярска от 03.12.2009 N 519, в части, относящейся к автобусным маршрутам, не соответствуют нормативным правовым
актам, имеющим большую юридическую силу, нарушают права и охраняемые законом интересы предпринимателя, последний обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Оценив обстоятельства дела и исследованные по делу доказательства в их совокупности, арбитражный суд нашел требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно пункту 1 статьи 29, статье 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов, если федеральным законом рассмотрение дел об оспаривании таких нормативных актов отнесено к компетенции арбитражного суда.

Статья 78 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ предусматривает возможность обжалования в арбитражный суд решений органов местного самоуправления.

По существу, Закон установил, что к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе и нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Аналогичный вывод содержится в пункте 9 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 80 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении
арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов“.

Следовательно, федеральное законодательство относит к компетенции арбитражного суда рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов органов местного самоуправления, рассмотрение настоящего спора подведомственно арбитражному суду.

Суд полагает, что оспариваемое Постановление отвечает признакам нормативного правового акта на основании следующего.

Определение нормативного правового акта сформулировано в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48, согласно которому существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Аналогичное понятие нормативного правового акта содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.04.2007 N 1082/07.

Учитывая, что оспариваемый акт издан органом местного самоуправления - администрацией г. Красноярска в форме постановления, опубликован в установленном порядке, устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, данное Постановление является нормативным правовым актом, в связи с чем рассмотрение дела об оспаривании названного решения регулируется главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

В соответствии с частью 5 указанной статьи арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.

В силу части 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.

Как следует, из материалов дела, оспариваемыми положениями Постановления N 371 от 15.07.2008 администрация г. Красноярска:

- разрешила департаменту транспорта администрации города вносить изменения в маршрутную сеть города Красноярска по мере необходимости (изменение пассажирских потоков, ввод новых микрорайонов и социальных объектов, строительство и реконструкция дорожной инфраструктуры и т.д.) и экономической целесообразности (пункт 3 Постановления N 371 от 15.07.2008),

- установила номера регулярных городских маршрутов пассажирского автомобильного и наземного электрического транспорта города Красноярска и их наименования, с указанием конечных пунктов (графы 1 и 2 приложения “Сеть регулярных городских маршрутов пассажирского автомобильного и наземного электрического транспорта города Красноярска“ к Постановлению N 371 от 15.07.2008),

- определила предельное количество транспортных средств в часы пик в единицах, осуществляющих перевозку пассажиров по установленным маршрутам, утвердила для каждого маршрута транспортные средства какой группы вместимости категории М3, класса 1 должны осуществлять перевозку пассажиров по конкретному маршруту (графы 4 и 5 приложения “Маршрутная сеть регулярных городских маршрутов пассажирского автомобильного и наземного электрического транспорта города Красноярска“ к Постановлению N 371 от 15.07.2008 в редакции Постановления администрации г. Красноярска от 03.12.2009 N 519).

Суд приходит к выводу о том, что оспариваемые положения Постановления администрации города Красноярска N 371 от 15.07.2008 соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а доводы предпринимателя являются не обоснованными на основании следующего.

Как следует из преамбулы оспариваемого нормативного правового акта, он был принят в целях повышения безопасности и качества пассажирских перевозок в городе Красноярске.

В силу пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.

Согласно статье 6 Закона Красноярского края от 22.12.1998 N 5-230 “Об автомобильном и городском электрическом транспорте“ к полномочиям органов местного самоуправления в области организации транспортного обслуживания населения относятся городские и внутрирайонные пассажирские перевозки.

В соответствии со статьей 2 указанного Закона N 5-230 организатор пассажирских перевозок - орган государственной власти или местного самоуправления либо уполномоченное ими юридическое лицо, осуществляющее организацию, контроль и регулирование перевозок пассажиров.

В силу статьи 12 Закона Красноярского края от 22.12.1998 N 5-230 “Об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте в Красноярском крае“ организатор пассажирских перевозок: регулярно изучает потребности населения в пассажирских перевозках; осуществляет координацию работы перевозчиков на маршрутах; обеспечивает контроль за исполнением перевозчиками законов, правил, стандартов, нормативов и принятых договорных обязательств, обеспечивает регулярность движения транспортных средств.

В соответствии пунктом 1.2 Правил организации транспортного обслуживания населения в городе Красноярске, утвержденных Решением Красноярского городского Совета от 25.05.2006 N 10-196, организатором пассажирских перевозок являются: Глава города, уполномоченные Главой города органы администрации города, муниципальные учреждения, осуществляющие организацию и регулирование перевозок пассажиров, контроль за соблюдением законодательства в сфере пассажирских перевозок.

Пунктом 2.1 указанных выше Правил установлено, что организатор пассажирских перевозок, в том числе:

- определяет потребность населения города в услугах пассажирского транспорта;

- разрабатывает и утверждает план перевозок пассажиров в городе Красноярске;

- утверждает маршрутную сеть города;

- принимает решения об открытии новых, изменении и закрытии существующих маршрутов;

- принимает решения о временном прекращении движения транспортных средств по маршрутам в случае их несоответствия требованиям безопасности дорожного движения;

- устанавливает предельное количество транспортных средств, одновременно работающих на каждом маршруте. Ограничение количества транспортных средств устанавливается при недостаточной пропускной способности дорог, остановочных пунктов, автовокзалов, автостанций и по другим основаниям, обусловливающим безопасность дорожного движения;

- осуществляет централизованное управление движением подвижного состава пассажирского транспорта, контроль за его работой на маршрутах, учет и анализ выполненных объемов перевозок;

- координирует работу перевозчиков на маршрутах, в том числе их диспетчерских служб;

- согласовывает перевозчикам маршруты и расписания движения транспортных средств с выдачей соответствующих документов;

- обеспечивает регулярность движения транспортных средств.

В соответствии со статьей 7 Устава города Красноярска к вопросам местного значения города относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах города.

В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения“ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

При этом, одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Статья 2 указанного Закона к вопросам организации дорожного движения относит комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению дорожным движением на дорогах.

В соответствии со статьей 5 названного Закона обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий; регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; осуществления деятельности по организации дорожного движения; осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения“ временное ограничение или прекращение движения транспортных средств на дорогах с целью обеспечения безопасности дорожного движения может осуществляться уполномоченными на то должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

В силу статей 21, 22 названного Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке. Изменения в организации дорожного движения для повышения пропускной способности дорог или для других целей за счет снижения уровня безопасности дорожного движения не допускаются.

В соответствии со статьей 7 Закона N 5-230 “Об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте в Красноярском крае“ в целях обеспечения безопасности дорожного движения уполномоченные органы исполнительной власти края, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции устанавливают предельное количество транспортных средств, осуществляющих перевозки по одному маршруту. Ограничение на количество транспортных средств устанавливается при недостаточной пропускной способности дорог, остановочных пунктов, автовокзалов, автостанций и по другим основаниям, обусловливающим безопасность дорожного движения.

В соответствии со статьей 11 Закона Красноярского края от 22.12.1998 N 5-230 “Об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте в Красноярском крае“ органы местного самоуправления выполняют функции заказчика и организатора пассажирских перевозок, привлекая на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятия и организации, действующие на территории соответствующего муниципального образования; обеспечивают безопасность пассажирских перевозок на территории соответствующего муниципального образования.

В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Государственным стандартом Российской Федерации “Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки“, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 01.02.2001 N 47-ст (ГОСТ Р 51709-2001), требования которого являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, жизни и здоровья людей, сохранности их имущества и охраны окружающей среды, установлены категории и классы автотранспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров.

Указанным Государственным стандартом установлены три катего“ии автотранспортных средств (АТС), предназначенных для перевозки пассажиров:

- М1 - АТС, имеющие не более восьми мест для сидения, кроме места водителя;

- М2 - АТС, имеющие более восьми мест для сидения, кроме места водителя;

- М3 - АТС, имеющие более восьми мест для сидения, кроме места водителя.

Автотранспортные средства категории М2 дополнительно подразделяют на два класса: класс А (АТС, предназначенные для перевозки сидящих пассажиров, могущие иметь места для стоящих пассажиров) и класс В (АТС, не предназначенные для перевозки стоящих пассажиров).

Автотранспортные средства категории М3 дополнительно подразделяются на три класса: городские автобусы, междугородные автобусы, туристские автобусы.

В соответствии с Государственным стандартом “Единообразные предписания, касающиеся сертификации пассажирских транспортных средств большой вместимости в отношении общей конструкции“ (ГОСТ Р 41.36-2004), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 09.03.2004 N 125-ст, под пассажирским транспортным средством понимается одноэтажное транспортное средство, сконструированное и оборудованное для перевозки более 22 пассажиров. При этом существует три класса транспортных средств: транспортные средства класса I, конструкцией которых предусмотрены зоны для стоящих пассажиров, обеспечивающие возможность пассажирообмена; транспортные средства класса II, сконструированные для перевозки, главным образом, сидящих пассажиров и в которых может предусматриваться перевозка стоящих пассажиров, находящихся в проходах и/или зонах, не превосходящих по своей площади пространства, необходимого для размещения двух двойных сидений; транспортные средства класса III, сконструированные исключительно для перевозки сидящих пассажиров.

Таким образом, действующим законодательством закреплено понятие автобуса, городского автобуса (автотранспортного средства категории М3 класса 1).

Автобус категории М3 класс 1 предназначен для перевозки пассажиров, является городским автобусом в соответствии с ГОСТ Р 51709-2001 “Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки“, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 01.02.2001 N 47-ст. Данный стандарт устанавливает требования безопасности к техническому состоянию автотранспортных средств (АТС), предельно допустимые значения параметров технического состояния АТС, влияющих на безопасность дорожного движения. Требования данного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения.

Из изложенных выше норм следует, что:

- действующим законодательством на органы местного самоуправления возложены организационные и контролирующие функции в сфере транспортного обслуживания населения,

- органы местного самоуправления, в целях обеспечения безопасности дорожного движения вправе вводить определенные ограничения в области деятельности городского автомобильного и электрического транспорта, путем принятия соответствующих нормативных правовых актов,

- установление предельного количества транспортных средств, одновременно работающих на каждом маршруте; ограничение количества транспортных средств при недостаточной пропускной способности дорог, остановочных пунктов, автовокзалов, автостанций и по другим основаниям, обусловливающим безопасность дорожного движения, находится в компетенции органа местного самоуправления, так как является способом административно-правового регулирования вопросов безопасности дорожного движения, указанное касается и согласования маршрутов,

- установление таких оценочных критериев, как класс и пассажировместимость автобусов, следует отнести к способу реализации органом местного самоуправления права на организацию транспортного обслуживания населения, включающую в себя мероприятия по обеспечению стабильности, регулярности, организованности и безопасности пассажирских перевозок,

- закрепление указанных выше требований направлено не на ограничение свободы перевозчиков, а имеет своей целью установление единых критериев, допускающих ограничение их права лишь в той мере, которая необходима для безопасной и своевременной перевозки пассажиров и обеспечения безопасности иных участников дорожного движения.

В соответствии со статьей 58 Устава города Красноярска администрация города Красноярска по вопросам своей компетенции издает нормативно-правовые акты в форме постановлений.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что Постановление N 371 принято администрацией города Красноярска в пределах установленной законом компетенции, в рамках реализации указанных выше полномочий органов местного самоуправления. Следовательно, довод заявителя о том, что регулирование порядка организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, а также определение условий перевозок пассажиров и багажа и предоставления транспортных средств для таких перевозок находятся вне пределов компетенции органов местного самоуправления, суд находит неправомерным.

В связи с изложенным, суд находит необоснованными и доводы заявителя о том, что установление группы вместимости транспортных средств, их классификации, ограничений по количеству транспортных средств, осуществляющих перевозки по маршрутам, определение типа, класса и марки автобусов, используемых для перевозок пассажиров, не относится к компетенции органов местного самоуправления.

Из материалов дела и пояснений представителей ответчика и департамента транспорта следует, что учитывая требования государственных стандартов по категории и классу транспортных средств - автобусов, в маршрутную сеть города Красноярска были включены автобусы категории М3, класса 1 - городские автобусы. Пассажировместимость, потребность в автобусах по каждому маршруту определена исходя из данных обследования пассажиропотока, проведенного Государственным общеобразовательным учреждением высшего профессионального образования “Сибирский федеральный университет“ в ноябре 2006 года.

Статьей 13 Закона Красноярского края от 22.12.1998 N 5-230 “Об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте в Красноярском крае“ предусмотрено, что перевозчик пассажиров обязан: выполнять перевозки пассажиров в соответствии с правовыми актами Российской Федерации и края, условиями заключенных договоров (контрактов).

Получение перевозчиком лицензии не означает право перевозчика осуществлять пассажирские перевозки без учета требований законодательства, регулирующего вопросы организации пассажирских перевозок.

В соответствии с пунктом 5.2.4 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 N 2, владельцы автобусов обязаны, в том числе выбирать тип и марку автобусов в зависимости от вида перевозок с учетом дорожных и погодно-климатических условий, устанавливать графики выпуска автобусов на линию с учетом изменения пассажиропотоков по дням недели и часам суток в целях обеспечения перевозок пассажиров без нарушения норм вместимости.

В соответствии с пунктом 1.1 Правил организации транспортного обслуживания населения в городе Красноярске, утвержденных Решением Красноярского городского Совета от 25.05.2006 N 10-196, настоящие Правила организации транспортного обслуживания населения в городе Красноярске регулируют отношения, связанные с созданием условий для предоставления транспортных услуг населению, а также организацией транспортного обслуживания населения в границах города Красноярска.

В соответствии с подпунктом 22 пункта 3.3 Правил перевозчики пассажиров обязаны, в том числе обеспечить соответствие подвижного состава требованиям по безопасности перевозки пассажиров. Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, должны соответствовать категории и классу, предусмотренным государственными стандартами, и пассажировместимости, установленной организатором пассажирских перевозок.

Таким образом, предприниматель обязан осуществлять перевозки пассажиров по регулярным маршрутам транспортной сети г. Красноярска в соответствии с требованиями, в том числе, нормативных правовых актов города Красноярска, к которым, в частности, относятся требования к подвижному составу.

Довод заявителя о противоречии оспариваемых положений Постановления администрации N 371 Федеральному закону от 08.11.2007 N 259-ФЗ “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта“ и принятым в соответствии с ним Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112, судом отклоняется.

Предметом регулирования Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта“, принятых в соответствии с ним Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112, являются гражданско-правовые отношения, связанные с оказанием транспортных услуг населению, то есть отношения, вытекающие из договоров между потребителями транспортных услуг и хозяйствующими субъектами, такие услуги оказывающими, в то время как Закон Красноярского края от 22.12.1998 N 5-230 “Об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте в Красноярском крае“, Постановление N 371 направлены на регламентацию властно-подчиненных отношений между органами государственной власти и местного самоуправления с одной стороны и перевозчиками - с другой.

Так как оспариваемый нормативный правовой акт не регулирует правоотношения, регламентированные Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта“, Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112, то, соответственно, противоречить им не может.

Довод заявителя о том, что открытие маршрутов осуществляется транспортными организациями и индивидуальными предпринимателями и не входит в компетенцию органов местного самоуправления, является необоснованным

Статьей 6 Закона Красноярского края “Об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте в Красноярском крае“ от 22.12.1998 N 5-230 установлено, что маршруты пассажирского транспорта открываются по согласованию с органами государственной власти или местного самоуправления в соответствии с их полномочиями. Порядок открытия маршрутов регламентируется действующими правилами организации пассажирских перевозок, правилами и нормативными актами, издаваемыми органами государственной власти и местного самоуправления в соответствии с их полномочиями.

В силу статьи 12 названного Закона организатор пассажирских перевозок в установленном порядке открывает новые маршруты, прекращает действие существующих маршрутов.

Приказом Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981 N 200 утверждены Правила организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, которые, в том числе, регламентируют порядок открытия новых, изменения существующих маршрутов.

Согласно пункту 5 указанных Правил организация пассажирских перевозок включает, в том числе разработку на основе материалов обследований пассажиропотоков: рациональных маршрутных схем, предусматривающих при необходимости открытие новых и изменение направления существующих маршрутов; выбор типа и определение количества подвижного состава на маршрутах.

Пунктом 14 Правил установлено, что для решения вопроса о целесообразности открытия маршрута предварительно необходимо: определить потребность в перевозках пассажиров по этому маршруту (предполагаемый устойчивый пассажиропоток); выбрать трассу движения и обследовать дорожные условия; составить технико-экономическое обоснование целесообразности открытия маршрута.

На основании пункта 15 Правил новые маршруты открываются при наличии устойчивого пассажиропотока и условий, обеспечивающих безопасность движения.

В силу пункта 16 Правил при открытии маршрутов должны предусматриваться, в том числе: расположение начальных и конечных остановочных пунктов маршрутов в достаточно крупных пассажирообразующих и пассажиропоглощающих местах; обеспечение транспортной связи для наибольшего числа пассажиров по кратчайшим направлениям между основными пунктами города; использование типа автобусов, соответствующего виду перевозок; средства контроля за регулярностью движения; обеспечение координированного движения автобусов на вновь открываемом маршруте с движением автобусов на существующих маршрутах, а также с работой других видов пассажирского транспорта; применение на междугородных маршрутах эффективных систем организации движения.

Пунктом 37 Правил установлена следующая периодичность проведения обследований пассажиропотоков на автобусном транспорте:

- сплошное на всей городской, пригородной и междугородной маршрутной сети - не реже одного раза в три года. Рекомендуется проводить на всех видах городского или внегородского транспорта;

- выборочное на отдельных городских, пригородных и междугородных маршрутах - не реже двух раз в год (в осенне-зимний и весенне-летний периоды), а также при возникших резких изменениях пассажиропотока;

- на вновь открытых маршрутах обследование проводят после трех-четырех месяцев регулярной работы автобусов.

В силу пункта 40 Правил полученный в результате обследований пассажиропотоков материал служит основанием для корректировки маршрутной схемы, отдельных маршрутов, составления расписаний движения автобусов, организации экспрессных, полуэкспрессных, укороченных и спаренных рейсов, выбора типа автобусов, распределения их по маршрутам, назначения остановочных пунктов и используется для разработки мероприятий по улучшению обслуживания населения в часы пик в соответствии с “Методическими указаниями по совершенствованию транспортного обслуживания населения городов в часы пик.

Исходя из пункта 1.2 Правил перевозок пассажиров и багажа в г. Красноярске, утвержденных Решением Красноярского городского Совета от 25.05.2006 N 10-196, маршрутная сеть города - это перечень открытых в установленном порядке маршрутов, утверждаемый организатором пассажирских перевозок.

В соответствии с пунктом 1.7 Правил перевозок пассажиров и багажа в г. Красноярске порядок открытия новых, изменения и закрытия существующих маршрутов устанавливается Главой города или уполномоченным Главой города органом администрации города.

Согласно подпунктам 3, 4 пункта 2.1 Правил перевозок пассажиров и багажа в г. Красноярске организатор пассажирских перевозок, в том числе утверждает маршрутную сеть города; принимает решения об открытии новых, изменении и закрытии существующих маршрутов.

Согласно пункту 5.1 Положения “Об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами“, утвержденного Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 N 2, открытие автобусного маршрута осуществляется после обследования маршрута комиссией в соответствии с п. п. 4.15 - 4.19.

С целью оценки соответствия технического состояния и уровня содержания автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, паромных переправ, их инженерного оборудования требованиям безопасности движения комиссией, утвержденной соответствующими органами исполнительной власти, производится обследование автобусных маршрутов перед их открытием и в процессе эксплуатации - не реже двух раз в год (к осенне-зимнему и весенне-летнему периоду) в порядке, определяемом действующими законодательными и иными нормативными правовыми документами.

Соответствие маршрутов требованиям безопасности движения определяется на основании:

- информации о маршруте, представляемой владельцем автобусов, осуществляющим перевозку пассажиров на обследуемом маршруте;

- данных о дорожных условиях на маршруте (параметрах и состоянии проезжей части, обочин, элементах плана и профиля дороги, интенсивности и составе движения, состоянии искусственных сооружений, железнодорожных переездов, паромных переправ, наличии средств организации движения и т.п.), представляемых дорожными, коммунальными и другими организациями, в ведении которых находятся дороги, искусственные сооружения, железнодорожные переезды и т.д.;

- сведений о местах концентрации дорожно-транспортных происшествий, их причинах, представляемых органами Государственной автомобильной инспекции;

- непосредственного обследования, путем визуального осмотра и инструментальных измерений в процессе проведения контрольных проездов по маршруту.

Результаты обследования оформляются актом, в котором дается заключение комиссии о возможности эксплуатации действующих и открытии новых автобусных маршрутов. В случае выявления их несоответствия требованиям безопасности (пункт 4.1 настоящего Положения) в акте отражаются предложения комиссии о проведении неотложных и перспективных мероприятий, направленных на улучшение условий движения и предупреждение дорожно-транспортных происшествий на маршруте.

Акты обследования передаются в соответствующие органы исполнительной власти, утвердившие состав комиссии по обследованию автобусных маршрутов, для решения вопроса об открытии или продолжении эксплуатации маршрута, принятия мер по совершенствованию организации перевозок и повышению их безопасности, организации контроля за устранением недостатков в состоянии, оборудовании и содержании автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений. Копии актов направляются в дорожные, коммунальные и другие организации, в ведении которых находятся дороги, улицы, искусственные сооружения, железнодорожные переезды, для проведения неотложных мероприятий по устранению выявленных недостатков. Копии актов передаются также владельцам автобусов, осуществляющим перевозки на обследуемых маршрутах, для обеспечения соответствия подвижного состава дорожным условиям, использования для проведения инструктажей водителей, уточнения схем опасных участков, нормирования (корректировки) скоростей движения автобусов.

В случае несоответствия действующих автобусных маршрутов требованиям безопасности дорожного движения органами исполнительной власти соответствующих территорий, по которым проходят автобусные маршруты, на основе представлений комиссий по обследованию автобусных маршрутов могут приниматься решения о временном прекращении автобусного движения на этих маршрутах или закрытии маршрута. Представление рассматривается в трехдневный срок. Решение о прекращении автобусного движения вступает в силу немедленно после его принятия, о чем информируются владельцы автобусов, осуществляющие перевозки на соответствующих маршрутах, население (с помощью средств массовой информации и объявлений, вывешиваемых на остановках соответствующих маршрутов).

Согласно пункту 5.5 указанного Положения допустимая протяженность автобусных маршрутов определяется исходя из соблюдения установленных законодательством Российской Федерации нормативов рабочего времени водителей с учетом расчетных нормативов скорости движения и технологии перевозок.

В соответствии со статьей 2 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта маршрут - путь следования транспортного средства между пунктами отправления и назначения.

При определении протяженности маршрута и установления количества транспортных средств по каждому маршруту определяется интервал движения на маршруте путем деления времени оборотного рейса на маршруте на число автобусов, используемых на маршруте.

Таким образом, из анализа изложенных выше норм следует, что изменение маршрутной сети города вследствие открытия новых, изменения существующих либо закрытия действующих маршрутов относится к компетенции органов местного самоуправления, как и определение интервалов движения на маршруте в часы пик.

Довод заявителя о том, что часть маршрутов, включенных в маршрутную сеть, на момент ее утверждении не была открыта в установленном порядке, судом отклоняется на основании следующего.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о департаменте транспорта администрации города Красноярска, утвержденного Распоряжением Главы города от 25.10.2007 N 230-р, департамент транспорта администрации города является органом администрации города Красноярска, уполномоченным осуществлять деятельность по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах города Красноярска.

В соответствии с пунктом 3.1 названного Положения для выполнения возложенных задач департамент в установленном порядке, в том числе разрабатывает маршрутную сеть города.

Из представленных материалов (Обследования пассажирских потоков и разработки комплексной маршрутной сети общественного транспорта г. Красноярска, актов обследования автобусных маршрутов, Основных параметров маршрутов проекта новой маршрутной сети на 15.07.2008, схем маршрутов), пояснений представителей ответчика и департамента следует, что разработка маршрутной сети города осуществлялась департаментом транспорта на основании данных изучения пассажирских потоков в городе, проведенных Государственным общеобразовательным учреждением высшего профессионального образования “Сибирский федеральный университет“ в ноябре 2006 года. При формировании маршрутной сети города учтены и соблюдены все параметры, предусмотренные Правилами организации пассажирских перевозок, а именно: обследован пассажиропоток, выбрана трасса движения, обследованы дорожные условия, обеспечивающие безопасность движения, определены основные параметры проекта новой маршрутной сети, включающие, в том числе количество маршрутов и автобусов, пробег с пассажирами, среднее количество перевезенных пассажиров на 1 км. пробега, количество перевезенных пассажиров за сутки, что составляет технико-экономическое обоснование маршрутной сети.

Весь перечень автобусных маршрутов, включенных в маршрутную сеть города, был обследован по условиям, обеспечивающим безопасность движения, до открытия движения по указанным маршрутам, обследование постоянных маршрутов было проведено 28 и 29 мая 2008, сезонных - при разработке новой маршрутной сети города - 2 апреля 2008 года и до открытия движения по указанным маршрутам 9 апреля 2009 года. Доказательств обратного предприниматель не представил.

Ссылка предпринимателя на решение антимонопольного органа по делу N 253-15-08 является несостоятельной.

Из материалов дела следует, что решением антимонопольного органа от 06.04.2009 по делу N 253-15-08 администрация г. Красноярска признана нарушившей часть 1 статьи 15 Закона “О конкуренции“ в части принятия Постановления от 15.07.2008 N 371 “Об утверждении маршрутной сети г. Красноярска“, отдельные положения которого могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Администрации г. Красноярска выдано предписание исключить из числа сети регулярных маршрутов маршруты, которые были открыты с нарушением порядка открытия автобусных маршрутов, а также маршруты, схемы движения которых в нарушение установленного порядка изменены, отменить пункт 4 Постановления N 371, признающий утратившим силу приложение N 1 (транспортная сеть г. Красноярска) к Постановлению администрации города от 02.03.2004 N 60 “Об утверждении транспортной сети г. Красноярска“.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 29.07.2009 по делу N А33-7974/2009, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 10.12.2009, признаны недействительными решение и предписание антимонопольного органа от 08.04.2009 по делу N 253-15-08.

В связи с изложенным суд находит несостоятельным довод заявителя о том, что оспариваемым Постановлением на предпринимателя возложена обязанность по осуществлению перевозок пассажиров по маршрутам, не открытым в установленном порядке.

Довод заявителя о том, что закрытие действующих маршрутов возможно только в случае несоответствия действующих маршрутов требованиям безопасности дорожного движения органами исполнительной власти соответствующих территорий, по которым проходят автобусные маршруты, на основании представлений комиссий по обследованию автобусных маршрутов, судом отклоняется.

Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденным Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 N 2, действующим на момент принятия оспариваемого Постановления Положением об открытии, закрытии, изменении автобусных маршрутов, утвержденным Постановлением администрации города от 03.02.2004 N 60, определен порядок временного прекращения автобусного движения на маршрутах или закрытия маршрутов только по одному основанию - в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Действующее законодательство не содержит запрета на закрытие маршрутов и в иных случаях, поэтому органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительное регулирование порядка закрытия существующих маршрутов и по другим основаниям.

Положением о порядке открытия, изменения и закрытия автобусных маршрутов в городе Красноярске, утвержденном Постановлением Главы города от 02.04.2009 N 108, предусмотрено открытие, изменение и закрытие маршрутов при оптимизации маршрутной сети города.

В соответствии с пунктом 1.3 Положения под оптимизацией маршрутной сети города понимается выбор наилучшего варианта схем маршрутов из множества возможных путем открытия новых, изменения, закрытия существующих маршрутов и (или) определение необходимого количества транспортных средств соответствующего класса и вместимости для каждого городского маршрута регулярных перевозок.

Из материалов дела, пояснений представителей администрации города и департамента транспорта следует, что закрытие ряда маршрутов произведено в рамках оптимизации маршрутной сети города, закрытие маршрутов, не включенных в маршрутную сеть города, по требованиям безопасности дорожного движения не проводилось и не требовалось при осуществлении оптимизации транспортной сети. Поэтому необходимость проведения комиссионного обследования закрываемых маршрутов отсутствовала.

Кроме того, из материалов дела и пояснений представителей администрации города и департамента транспорта следует, что из 34 маршрутов, не включенных в новую маршрутную сеть города, 26 автобусных маршрутов обслуживались муниципальными автотранспортными предприятиями на основе конкурсного отбора, которые были включены организатором пассажирских перевозок в муниципальные программы пассажирских перевозок и субсидировались из соответствующих бюджетов, в период проведения оптимизации маршрутной сети данные маршруты были исключены из указанных программ и, соответственно, не включены в новую маршрутную сеть.

В соответствии со статьей 2 Закона Красноярского края N 5-230 “Об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте в Красноярском крае“ перевозки в соответствии с краевой или муниципальными программами пассажирских перевозок - перевозки, организованные по инициативе Совета администрации края, или уполномоченных им органов исполнительной власти края, или органов местного самоуправления, на осуществление которых в установленном порядке выделяются субсидии для компенсации перевозчикам расходов, если перевозки нерентабельны из-за небольшой интенсивности пассажиропотоков.

В силу статьи 7 названного Закона организация перевозок пассажиров транспортом общего пользования осуществляется посредством формирования краевых и муниципальных программ пассажирских перевозок, обеспеченных финансированием за счет средств соответствующих бюджетов, в случае, если перевозки нерентабельны.

В соответствии со статьей 24 Закона указанные программы служат обеспечению гарантированного пассажирского сообщения между населенными пунктами края, доступного уровня пассажирских тарифов, прав отдельных категорий пассажиров на проезд по льготным тарифам и бесплатно.

Следовательно, формирование муниципальных программ пассажирских перевозок отнесено к компетенции органов местного самоуправления.

На остальных 8 маршрутах, по которым осуществлялись коммерческие перевозки, было прекращено движение на основании заявлений перевозчиков, осуществляющих перевозку пассажиров по указанным маршрутам, о переводе их на другие маршруты,

Заявления указанных перевозчиков были рассмотрены рабочей группой по оптимизации маршрутной сети и комиссией по согласованию регулярных маршрутов и расписаний движения пассажирского транспорта общего пользования, утвержденной приказом департамента от 21.11.2005 N 139, и приняты к исполнению в период внедрения новой маршрутной сети города.

Довод заявителя о том, что определение экономической целесообразности внесения изменений в маршруты - право перевозчика, органы местного самоуправления не вправе определять экономическую целесообразность эксплуатации маршрутов, судом отклоняется.

Пунктом 3 оспариваемого Постановления N 371 департаменту транспорта разрешено вносить изменения в маршрутную сеть по мере необходимости и экономической целесообразности.

Организатором пассажирских перевозок в городе определен департамент транспорта согласно Положению о департаменте транспорта администрации города Красноярска, утвержденному Распоряжением Главы города от 25.10.2007 N 230-р.

Исходя из положений статей 6, 12 Закона Красноярского края N 5-230 маршруты пассажирского транспорта открываются по согласованию с органами государственной власти или местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, организатор пассажирских перевозок в установленном порядке открывает новые маршруты, прекращает действие существующих маршрутов.

Пунктом 5 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса РСФСР N 200 от 31.12.1981, предусмотрено открытие новых, изменение существующих маршрутов на основании материалов обследований пассажиропотоков.

В силу пункта 40 названных Правил полученный в результате обследований пассажиропотоков материал служит основанием, в том числе для корректировки маршрутной схемы.

В соответствии с пунктом 28 Правил изменение маршрута производится применительно к порядку, предусмотренному п. 25 настоящих Правил.

Согласно пункту 14 названных Правил для решения вопроса о целесообразности открытия маршрута предварительно необходимо, в том числе составить технико-экономическое обоснование целесообразности открытия маршрута.

В соответствии со статьей 19 Закона Красноярского края N 5-230 от 22.12.1998 “Об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте в Красноярском крае“ финансово-экономическая деятельность перевозчиков пассажиров и организаций, обеспечивающих их работу, основывается на принципах сочетания государственного регулирования и рыночных отношений в соответствии с действующим законодательством.

В силу статей 21, 24 названного Закона тарифы на городские, пригородные и междугородные пассажирские перевозки регулируются Советом администрации края, органами исполнительной власти и местного самоуправления финансируются из соответствующих бюджетов перевозки пассажиров по краевым и муниципальным программам пассажирских перевозок для обеспечения гарантированного пассажирского сообщения между населенными пунктами края, доступного уровня пассажирских тарифов, прав отдельных категорий пассажиров на проезд по льготным тарифам и бесплатно.

Из изложенных выше норм следует, что орган местного самоуправления исходя из экономической целесообразности вправе вносить изменения в маршрутную сеть города.

Довод заявителя о несоответствии оспариваемых положений на Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ является несостоятельным.

Постановление администрации от 15.07.2008 N 371 распространяется на всех перевозчиков, действующих на рынке пассажирских перевозок города Красноярска, не создавая, исходя из его буквального содержания, преимуществ для какого-либо хозяйствующего субъекта или группы лиц. Ограничения, установленные оспариваемым нормативным правовым актом, в равной мере распространяются на всех субъектов предпринимательской деятельности, выразивших желание заняться перевозками пассажиров.

Кроме того, при рассмотрении арбитражным судом дела об оспаривании нормативно-правового акта органа местного самоуправления обязательным является установление обстоятельств, свидетельствующих о нарушении данным решением законных прав и интересов “аявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Необходимость подтверждения наличия нарушенного права при обращении в суд вытекает из статей 4, 192, 193 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом возложение на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, обязанности доказать соответствие этого акта другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и наличие обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, не освобождает заявителя от обязанности доказывать нарушение оспариваемым актом своих прав и законных интересов.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.

Таким образом, бремя доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым актом законных прав лежит на лице, оспаривающем акт.

Заявителем не указано какие именно его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности нарушены оспариваемым нормативным правовым актом, доказательств нарушения прав и законных интересов не представлено.

Более того, в данной ситуации необходимо учитывать, что предприниматель имеет право осуществлять перевозки пассажиров только в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, Красноярского края и города Красноярска, регулирующих данный вид деятельности.

Из материалов дела следует и заявителем не оспаривается тот факт, что на момент принятия оспариваемого Постановления и до настоящего времени предприниматель осуществляет перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, по городскому маршруту N 95 при отсутствии согласованного в установленном порядке уполномоченным органом маршрута, графика и расписания движения автобусов по указанному маршруту.

Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд пришел к выводу о том, что Постановление администрации города Красноярска N 371 от 15.07.2008 “Об утверждении маршрутной сети города Красноярска“ в оспариваемой части (пункт 3 Постановления администрации г. Красноярска от 15.07.2008 N 371 “Об утверждении маршрутной сети г. Красноярска“, графы 1 и 2 приложения к постановлению в редакции от 15.07.2008, в части, относящейся к автобусным маршрутам, графы 4 и 5 приложения к Постановлению в редакции Постановления администрации г. Красноярска от 03.12.2009 N 519, в части, относящейся к автобусным маршрутам) соответствует положениям действующих нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, принято ответчиком в соответствии с его компетенцией, прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушает.

Учитывая изложенное выше, суд полагает, что оспариваемое Постановление соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу - Конституции Российской Федерации, Федеральным законам от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“, от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, Закону Красноярского края от 22.12.1998 N 5-230 “Об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте в Красноярском крае“, Положению “Об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов“, утвержденному Приказом Минтранса Российской Федерации от 09.03.1995 N 27, Положению “Об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами“, утвержденному Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 N 2.

В соответствии с частью 2 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает одно из решений:

1) о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;

2) о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 104, 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Отказать в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Г.П.

Признать Постановление администрации города Красноярска N 371 от 15.07.2008 “Об утверждении маршрутной сети города Красноярска“ в оспариваемой части (пункт 3 Постановления администрации г. Красноярска от 15.07.2008 N 371 “Об утверждении маршрутной сети г. Красноярска“, графы 1 и 2 приложения к Постановлению в редакции от 15.07.2008, в части, относящейся к автобусным маршрутам, графы 4 и 5 приложения к Постановлению в редакции Постановления администрации г. Красноярска от 03.12.2009 N 519, в части, относящейся к автобусным маршрутам) соответствующим Конституции Российской Федерации, Федеральным законам от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“, от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, Закону Красноярского края от 22.12.1998 N 5-230 “Об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте в Красноярском крае“, Положению “Об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов“, утвержденному Приказом Минтранса Российской Федерации от 09.03.1995 N 27, Положению “Об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами“, утвержденному Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 N 2.

В соответствии с частью 4 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.

Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца со дня вступления решения в законную силу. Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Красноярского края.

Председательствующий

судья

Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА

Судьи

И.А.РАЗДОБРЕЕВА

Е.М.ШАЙХУТДИНОВ