Законы и постановления РФ

Решение Красноярского краевого суда от 26.11.2009 <О признании недействующими пункта 2 приложения N 1 и пункта 2 приложения N 2 к Методическим рекомендациям по оформлению трудовых отношений врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) в связи с оказанием дополнительной медицинской помощи, утвержденным Приказом министерства здравоохранения Красноярского края от 20.02.2009 года N 79-орг>

Определением Верховного суда РФ от 17.02.2010 N 53-Г09-32 данное решение оставлено без изменения.

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 26 ноября 2009 года

26 ноября 2009 года Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Полынцева С.Н.

при секретаре судебного заседания Ускове Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и неподлежащими применению пункт 2 приложения N 1 и пункт 2 приложения N 2 к Методическим рекомендациям по оформлению трудовых отношений врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) в связи
с оказанием дополнительной медицинской помощи, утвержденных Приказом министерством здравоохранения Красноярского края от 20.02.2009 года N 79-орг

установил:

прокурор обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и неподлежащими применению пункта 2 приложения N 1 и пункта 2 приложения N 2 к Методическим рекомендациям по оформлению трудовых отношений врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) в связи с оказанием дополнительной медицинской помощи (далее - Методические рекомендации), утвержденным Приказом министерством здравоохранения Красноярского края от 20.02.2009 года N 79-орг.

Прокурор просил признать пункты 2 приложений N 1 и N 2 Методических рекомендаций противоречащими федеральному законодательству в той части, в которой они не предусматривают применение установленного Постановлениями администрации Красноярского края от 21.08.1992 года N 311-п и от 13.11.1992 года N 393-п повышенного районного коэффициента 1,3 при осуществлении медицинским работникам выплат стимулирующего характера.

Мотивируя требование, прокурор указал на то, что стимулирующие выплаты медицинским работникам должны производиться с учетом повышенного районного коэффициента, установленного в Красноярском крае Постановлениями администрации Красноярского края от 21.08.1992 года N 311-п и от 13.11.1992 года N 393-п, как это следует из норм трудового законодательства.

В судебном заседании прокурор Н. поддержал заявленное требование, представитель министерства здравоохранения края Д. и представитель Правительства края П., требование прокурора не признали.

Суд, выслушав представителей сторон, оценив доводы, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, проанализировав нормы федерального законодательства и положения Методических рекомендаций, приходит к следующим выводам.

Методические рекомендации утверждены Приказом министерства здравоохранения края от 20.02.2009 года N 79-орг в соответствии с
Постановлением Правительства края от 12.02.2009 года N 73-п “О финансовом обеспечении оказания дополнительной медицинской помощи врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей)“.

Приложения N 1 и N 2 к Методическим рекомендациям содержат рекомендуемые формы дополнительных соглашений к трудовому договору, заключаемыми с перечисленными медицинскими работниками.

По своему содержанию приложения N 1 и N 2 к Методическим рекомендациям можно отнести к нормативным правовым актам.

Оспариваемые прокурором пункты 2 приложений N 1 и N 2 содержат в себе правовые нормы, определяющие порядок выплаты надбавок стимулирующего характера медицинским работникам, а именно начисления на них районных коэффициентов, процентных надбавок к заработной плате, установленных статьями 315 и 317 ТК РФ, а также процентных надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, работу в других районах (местностях) с особыми климатическими условиями.

Указанные правовые нормы регулируют общественные отношения неопределенного круга лиц и предусматривают неоднократное их применение.

Приказ министерства здравоохранения Красноярского края от 20.02.2009 года N 79-орг об утверждении Методических рекомендаций и приложений к ним, был издан органом исполнительной власти Красноярского края в соответствии с пунктами 3.9, 3.56 и 3.57 Положения о министерстве здравоохранения края, утвержденного Постановлением Правительства края от 07.08.2008 года N 31-п.

Названный Приказ министерства здравоохранения Красноярского края с Методическими рекомендациями и приложениями был опубликован в “Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края“ N 15 (311) от 16.03.2009 года и газете “Наш Красноярский край“ N 17 от 17.03.2009 года.

Часть 1 статьи 251 ГПК РФ предоставляет прокурору право обращения в
суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону.

Таким образом, требование прокурора необходимо рассматривать в порядке главы 24 ГПК РФ, регламентирующей производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или частично.

Рассматривая требование прокурора по существу, суд исходит из следующих положений федерального законодательства и законодательства Красноярского края.

Как следует из пункта 2 Методических рекомендаций, трудовые отношения между работниками и организациями здравоохранения, то есть работодателями, по выполнению дополнительного объема работы в связи с оказанием дополнительной медицинской помощи следует оформлять путем заключения дополнительных соглашений к трудовым договорам по форме согласно приложениям N 1 и N 2.

Таким образом, Методические рекомендации регулируют трудовые отношения между медицинскими работниками и организациями здравоохранения Красноярского края. Приложения N 1 и N 2 содержат формы этих дополнительных соглашений к трудовым договорам.

Приказ министерства здравоохранения Красноярского края от 20.02.2009 года N 79-орг принят в соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 12.02.2009 N 73-п “О финансовом обеспечении оказания дополнительной медицинской помощи...“.

Указанное Постановление Правительства края принято на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 года N 1087 “О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи“. Данным Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей).

Пункт 2 названных Правил указывает на то, что средства, предоставляемые в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, направляются на осуществление
софинансирования денежных выплат стимулирующего характера перечисленным медицинским работникам за оказание дополнительной медицинской помощи с учетом предоставления указанным медицинским работникам гарантий, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 3 Правил одним из условий предоставления субсидии субъекту Российской Федерации является принятие до 1 апреля текущего финансового года закона или иного нормативного правового акта, определяющего расходные обязательства субъекта Российской Федерации на осуществление денежных выплат.

Таким образом, участвуя в софинансировании денежных выплат стимулирующего характера и принимая на себя обязательства, определяющие расходные обязательств субъекта РФ на осуществление денежных выплат, субъект РФ не вправе не учитывать положения пункта 2 Правил указывающего на то, что выплаты стимулирующего характера медицинским работникам за оказание дополнительной медицинской помощи предоставляются с учетом гарантий, установленных Трудовым кодексом РФ.

Статья 316 ТК РФ предусматривает применение коэффициента для расчета заработной платы.

В соответствии с частью 2 статьи 316 ТК РФ районные коэффициенты могут быть установлены органами власти субъектов Российской Федерации.

Ранее в районах и городах Красноярского края был установлен и действует по настоящее время районный коэффициент для начисления заработной платы 1,3 (вместо действовавшего 1,2) согласно Постановлениям администрации Красноярского края от 21.08.1992 года N 311-п и от 13.11.1992 года N 393-п.

В пунктах 2 приложений N 1 и N 2 Методических рекомендаций указано на то, что выплаты стимулирующего характера осуществляются с учетом предоставления работнику установленных трудовым законодательством РФ гарантий. В качестве одной таких гарантий указываются районные коэффициенты, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти.

Вместе с этим в названных пунктах приложений N 1 и N 2 Методических рекомендаций нет указаний на гарантии применения районного коэффициента 1,3 предусмотренного в
Красноярском крае Постановлениями администрации Красноярского края от 21.08.1992 года N 311-п и от 13.11.1992 года N 393-п.

Следовательно, пункты 2 приложений N 1 и N 2 Методических рекомендаций, не предусматривая применение районного коэффициента 1,3, введенного в крае Постановлениями администрации Красноярского края от 21.08.1992 года N 311-п и от 13.11.1992 года N 393-п противоречат федеральному законодательству, поскольку ограничивают гарантии, предусмотренные статьей 316 ТК РФ, а именно применение районного коэффициента установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Доводы представителей министерства здравоохранения края и Правительства края о том, что финансовое обеспечение выплат предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 года N 1087 является расходным обязательством Российской Федерации, а потому субъект РФ не обязан финансировать из своего бюджета данные расходы, суд не принимает.

Пункт 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 года N 1087 предусматривает, что средства, предоставляются в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации и направляются на осуществление софинансирования денежных выплат стимулирующего характера.

Пункт 3 этих Правил предусматривает одним из условий предоставления субсидий принятие до 1 апреля текущего финансового года закона или иного нормативного правового акта, определяющего расходные обязательства субъекта РФ на осуществление денежных выплат.

В пункте 1 статьи 132 Бюджетного кодекса РФ приведено определение субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета как межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

В соответствии
с пунктом “ж“ части 1 статьи 72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Из пункта 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 года N 1087, а также Методики распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации... (приложения к Правилам) следует, что при расчете размера субсидий учитываются:

- районный коэффициент к заработной плате, установленный решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с особыми климатическими условиями;

- процентная надбавка к заработной плате, установленная статьями 315 и 317 ТК РФ, за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за работу в других районах (местностях) с особыми климатическими условиями.

Субъект РФ, получая субсидии из федерального бюджета и участвуя в софинансировании денежных выплат стимулирующего характера по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, принимает на себя обязательства по финансированию этих денежных выплат с учетом введенного на территории городов и районов края в порядке статьи 316 ТК РФ повышенного районного коэффициента.

Суд полагает, что эта обязанность субъекта РФ прямо следует из положений статьи 132 Бюджетного кодекса РФ и Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 года N 1087.

Доводы представителей министерства здравоохранения и Правительства края о том, что расходы по финансированию начисления коэффициента предусмотренного Постановлениями администрации Красноярского края от 21.08.1992 года N 311-п и от 13.11.1992 года N 393-п должны быть отнесены на муниципальные образования, поскольку они самостоятельны в принятии решений о
применении либо неприменении этого повышенного коэффициента, не могут быть приняты.

Как следует из буквального содержания Постановлений администрации Красноярского края от 21.08.1992 года N 311-п от 13.11.1992 года N 393-п коэффициент 1,3 введен на территории городов и районов края с указанием перечня этих городов и районов. Следовательно, для применения названных Постановлений нет необходимости в принятии решений органами местного самоуправления.

Помимо этого, отклоняя данный довод представителей министерства здравоохранения и Правительства края, суд учитывает, что в соответствии с Порядком и условиями финансового обеспечения муниципальными учреждениями здравоохранения... дополнительной медицинской помощи, утвержденным Постановлением Правительства края от 12.02.2009 года N 73-п стимулирующие выплаты медицинским работникам организациям здравоохранения края производятся не через органы местного самоуправления, а через Красноярский краевой фонд обязательного медицинского страхования, которому финансовые средства перечисляются министерством финансов края.

Таким образом, можно сделать вывод об обоснованности требования прокурора.

Определяя дату, с которой следует признать пункты 2 приложений N 1 и N 2 Методических рекомендаций противоречащими федеральному законодательству, суд учитывает, что это противоречие имелось со дня принятия данного нормативного правового акта.

Резолютивная часть решения суда, на основании части 3 статьи 253 ГПК РФ, подлежит опубликованию в течение 30 (тридцати) дней после вступления решения в законную силу в “Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края“.

С министерства здравоохранения края соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ и подпункта 6 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 (двух) тысяч рублей в доход местного бюджета.

Руководствуясь статьями 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и неподлежащими применению со дня принятия пункт 2 приложения N 1
и пункт 2 приложения N 2 к Методическим рекомендациям по оформлению трудовых отношений врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) в связи с оказанием дополнительной медицинской помощи, утвержденным министерством здравоохранения Красноярского края от 20.02.2009 года N 79-орг в части не предусматривающей применение установленного Постановлениями администрации Красноярского края от 21.08.1992 года N 311-п и от 13.11.1992 года N 393-п повышенного районного коэффициента 1,3 при осуществлении медицинским работникам выплат стимулирующего характера.

Опубликовать резолютивную часть решения в “Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края“ в течении 30 (тридцати) дней после вступления решения в законную силу.

Взыскать с министерства здравоохранения Красноярского края в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2 (двух) тысяч рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 (десяти) дней.

Председательствующий судья

С.Н.ПОЛЫНЦЕВ