Законы и постановления РФ

Заключение Экспертного совета, осуществляющего проведение публичной независимой экспертизы проектов законов края в области бюджетной и налоговой политики, от 01.06.2009 “На проект закона края “Об утверждении отчета об исполнении краевого бюджета за 2008 год“

ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ,

ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЙ ПРОВЕДЕНИЕ ПУБЛИЧНОЙ НЕЗАВИСИМОЙ

ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ ЗАКОНОВ КРАЯ В ОБЛАСТИ

БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

НА ПРОЕКТ ЗАКОНА КРАЯ “ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОТЧЕТА

ОБ ИСПОЛНЕНИИ КРАЕВОГО БЮДЖЕТА ЗА 2008 ГОД“

Дата проведения независимой экспертизы проекта закона: июнь 2009 года.

Состав независимых экспертов, участвующих в проведении публичной независимой экспертизы проекта закона края “Об утверждении отчета об исполнении краевого бюджета за 2008 год“: Гнатюк Петр Михайлович - председатель Экспертного совета, члены Экспертного совета: Белеев Александр Михайлович, Бухарова Евгения Борисовна, Ерыгин Юрий Владимирович.

Экспертный совет, рассмотрев представленный проект закона края, отмечает следующее.

Краевой бюджет в 2008 году исполнен с профицитом в размере 5651,8 млн. рублей. Экспертный совет отмечает, что третий год краевой бюджет
исполняется с профицитом. Так, в 2006 году профицит составил 9307,5 млн. рублей, а в 2007 году - 15826,8 млн. рублей.

В 2008 году в краевой бюджет поступили доходы в сумме 122990 млн. рублей, что составило 95,7% от плановых назначений - это объясняется тем, что за 9 месяцев 2008 года рост налоговых доходов краевого бюджета к соответствующему периоду 2007 года сменился снижением в 4-м квартале 2008 года. По сравнению с 2007 годом доходы бюджета увеличились на 16711 млн. рублей, или 15,7 процента.

Расходы краевого бюджета исполнены на 83,9% от плановых назначений и составили 117338,1 млн. рублей.

Объем текущих расходов составил 87961 млн. рублей, объем капитальных расходов - 29377,1 млн. рублей. Доля капитальных расходов в общей сумме расходов составила 25%.

Реализованная в 2008 году в крае краевая налоговая политика характеризуется стабильностью и преемственностью принимаемых решений, направленных на обеспечение:

единства налогового законодательства объединенного Красноярского края;

стимулирования инвестиционной деятельности в крае;

оптимизации расходов бюджета края;

сохранения налоговых льгот, имеющих социальную направленность;

социально-экономической эффективности действующих налоговых льгот.

В 2007 году бюджетная политика в области расходов была направлена на обеспечение сбалансированности местных бюджетов, на обеспечение безопасности населения, сохранение ранее предоставляемых и реализацию новых мер социальной поддержки граждан, на решение проблемы по содержанию сети автомобильных дорог, поддержку инвестиционной деятельности и развития малого и среднего бизнеса, проведение взвешенной долговой политики.

В рамках решения задачи по повышению реальных доходов населения края обеспечен рост заработной платы и ее своевременная выплата. С 1 февраля 2008 года на 14 процентов увеличены расходы на оплату труда работников бюджетной сферы, оплата труда которых осуществляется на основе тарифной сетки, что обеспечило среднегодовой рост заработной платы на
20,71 процента относительно уровня 2007 года. Рост реальной заработной платы в 2008 году по сравнению с предшествующим годом составил в среднем 109,8%.

В 2008 году расходы краевого бюджета в целом способствовали реализации приоритетов экономического и социального развития Красноярского края.

Значительная часть расходов краевого бюджета была направлена на реализацию социальных проектов Красноярского края в сферах образования, здравоохранения, сельского хозяйства и обеспечения граждан доступным жильем, а также был существенно увеличен объем инвестиционной составляющей краевого бюджета.

В 2008 году продолжена реализация приоритетных национальных проектов и реализация социальных проектов Красноярского края (“Дом“, “Демография“, “Дети“, “Деревня“).

Была продолжена реализация ведомственных целевых программ, разработанных по таким отраслям экономики и социальной сферы, как образование, профессиональное образование, здравоохранение, социальная защита населения, культура, физическая культура и спорт, дорожное хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство, строительство, сельское хозяйство, охрана природы, правоохранительная деятельность, защита населения и территорий края от чрезвычайных ситуаций.

Как и в прошедшие годы, расходы на отрасли социальной сферы занимают наибольшую долю - 47,1% от общего объема произведенных расходов и составляют 55,2 млрд. рублей. За последние пять лет расходы на социальную сферу выросли более чем в 2,2 раза. Расходы на отрасли национальной экономики составили 25,4 млрд. рублей (21,6%), объем расходов на жилищно-коммунальное хозяйство составил 10,2 млрд. рублей (8,7%), на обеспечение национальной безопасности и правоохранительной деятельности направлены средства в сумме 7,5 млрд. рублей (6,4%), расходы в сумме 3,8 млрд. рублей направлены на национальную оборону, охрану окружающей среды и общегосударственные вопросы.

В социальной сфере отмечены следующие положительные результаты, на достижение которых были направлены бюджетные средства.

В рамках модернизации системы начального и среднего профобразования в 2008 году созданы пять центров профессионального образования
для подготовки специалистов по наиболее эффективным методикам, которые располагают необходимым оснащением для быстрой перенастройки учебных программ в зависимости от потребностей рынка. Начата модернизация еще 7 учреждений для создания на их базе центров профобразования в 2009 году.

В течение 2008 года обеспечены питанием в школах 122 тысячи детей из многодетных семей, одиноких родителей (мать, отец) со среднедушевым доходом, не превышающим 1,25 величины прожиточного минимума.

С 1 сентября 2008 года увеличился размер стипендий обучающимся в краевых государственных учреждениях начального и среднего профессионального образования с 315 до 400 рублей.

Приобретен автомобильный транспорт (124 автобуса) для обеспечения подвоза учащихся к сельским общеобразовательным учреждениям.

Продолжено обеспечение детей в возрасте до двух лет бесплатными молочными продуктами детского питания.

Учреждения здравоохранения оснащены новой диагностической техникой: 127 единиц рентгенологического, 105 - ультразвукового, 23 - эхографического, 87 - эндоскопического, 148 - электрокардиографического, 69 - лабораторного оборудования.

Существенно обновлен автомобильный парк службы скорой медицинской помощи, поставлено 263 единицы санитарного автотранспорта, в том числе 10 реанимобилей.

В 2008 году на территории края организована работа регионального сосудистого центра на базе КГУЗ “Краевая клиническая больница“ и трех первичных сосудистых отделений на базе действующих муниципальных учреждений здравоохранения: “Городская клиническая больница N 20“, г. Красноярск, “Городская больница N 1“, г. Норильск, “Минусинская центральная районная больница“ - вследствие чего удалось снизить смертность от болезней системы кровообращения в трудоспособном возрасте.

В 2008 году сохранены все ранее предоставляемые меры социальной поддержки и уровень социального обслуживания граждан. Кроме того, введены новые меры социальной поддержки семей военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей.

В сфере государственной поддержки национальной экономики в 2008 году продолжена работа по реализации инвестиционных проектов путем предоставления
средств государственной поддержки для реализации крупных проектов и субсидирования части процентной ставки по кредитам, полученным в российских кредитных организациях.

Отчетный год характеризуется такими значимыми направлениями расходов в сфере государственной поддержки национальной экономики, как: увеличение расходов на дорожное хозяйство; сохранение объема государственной поддержки агропромышленного комплекса; реализация инвестиционных проектов путем субсидирования части процентной ставки по кредитам, полученным в кредитных организациях; бюджетные инвестиции в уставный капитал юридических лиц в целях реализации инвестиционных проектов, имеющих особо важное социальное значение для жителей края.

С 2008 года впервые предоставлена государственная поддержка субъектам агропромышленного комплекса края в виде субсидирования части затрат на приобретение минеральных удобрений в сумме 66669,6 тыс. рублей с целью сохранения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным сроком до 10 лет для внедрения интенсивных технологий, в сумме 20406,2 тыс. рублей.

С 2008 года предоставлялись субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.

Субсидии на мероприятия, направленные на повышение эксплуатационной надежности объектов жизнеобеспечения, направлены бюджетам 59 муниципальных образований края на оптимизацию инженерных систем, замену инженерных сетей с использованием новых материалов.

Произведена замена 20 лифтов и модернизация лифтового оборудования жилищного фонда.

С целью сдерживания роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги компенсированы выпадающие доходы организациям жилищно-коммунального хозяйства, а гражданам предоставлены субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Созданы условия для обеспечения доступным жильем и улучшения жилищных условий населения края за счет субсидирования части процентной ставки по кредитам, привлекаемым работниками бюджетной сферы для приобретения жилых помещений, а также реализации таких краевых целевых программ, как “Дом“, “Север на Юг“, “Обеспечение жильем
молодых семей“, “Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов в сельской местности“, “Переселение жителей п. Дубинино г. Шарыпово из ветхого и аварийного жилищного фонда“.

В ходе реализации мероприятий краевой адресной инвестиционной программы за 2008 год введены в эксплуатацию 17 объектов, в том числе 3 полигона для размещения твердых бытовых отходов, 2 школы, 6 объектов социальной сферы и другие.

Кроме того, на территории природного парка “Ергаки“ введены в эксплуатацию два кордона “Танзыбей“ и “Арадан“, а также завершена разработка генерального плана Сибирского федерального университета.

В 2008 году осуществлялась реализация 33 краевых целевых программ на общую сумму 12,6 млрд. рублей, по сравнению с 2007 годом увеличение составило 3,8 млрд. рублей. Это позволило сконцентрировать средства на наиболее важных направлениях и целенаправленно решить задачи, обозначенные в программах.

Обеспечена стабильность системы межбюджетных отношений и сбалансированности местных бюджетов, сохранен уровень бюджетной обеспеченности муниципальных районов, вошедших в состав Красноярского края.

В результате полного погашения долговых обязательств Красноярский край по состоянию на 1 января 2009 года не имеет в долговом портфеле прямых обязательств. Таким образом, сохранена тенденция, направленная на снижение долга и безусловное выполнение принятых на себя обязательств по возврату заемных средств.

В целом в 2008 году проводимая бюджетная политика характеризуется мероприятиями по обеспечению финансовой стабильности, являющейся непременным условием устойчивого роста экономики, сокращением неэффективных государственных обязательств, реформированием системы региональных и муниципальных финансов, внедрением принципов бюджетирования, ориентированного на результат, поэтапным погашением долговых обязательств и кредиторской задолженности, повышением эффективности управления государственным долгом, совершенствованием системы межбюджетных отношений, повышением финансовой дисциплины.

Экспертный совет рекомендует Правительству края при формировании краевого бюджета в условиях сложившейся экономической ситуации обратить особое внимание на
разработку мероприятий, направленных на преодоление кризиса, повышение уровня занятости населения, недопущение снижения уровня жизни населения, обеспечение сбалансированности бюджетов.

Председатель

Экспертного совета

П.М.ГНАТЮК