Законы и постановления РФ

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 24.03.2009 по делу N А33-10812/2008 <Иск о выселении ответчика, заявленный органом местного самоуправления, удовлетворен, поскольку судом установлено, что ответчик владеет помещением без законных оснований>

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 24 марта 2009 г. по делу N А33-10812/2008

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 19.03.2009.

В полном объеме решение изготовлено 24.03.2009.

Судья Арбитражного суда Красноярского края И.В. Шишкина,

рассмотрел в судебном заседании дело по иску администрации Центрального района г. Красноярска,

к автономной некоммерческой организации “Футбольный клуб “Металлург“, г. Красноярск.

третьи лица:

общество с ограниченной ответственностью “Управляющая компания “Центржилсервис“, г. Красноярск,

департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска,

агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края, г. Красноярск,

министерство культуры Красноярского края, г. Красноярск.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю, г. Красноярск,

об истребовании имущества из чужого незаконного владения,

при участии:

от истца:
С. - представитель по доверенности от 31.12.2008.

от ответчика: Г. - представитель по доверенности от 06.10.2008,

от ООО “УК Центржилсервис“ - Б. - представитель по доверенности от 06.08.2008,

Протокол судебного заседания вела судья Шишкина И.В.

установил:

Администрация Центрального района г. Красноярска обратилась в арбитражный суд с иском к автономной некоммерческой организации “Футбольный клуб “Металлург“ об обязании ответчика освободить нежилое помещение N 38, расположенное по адресу г. Красноярск, ул. Карла Маркса, 88 и передаче этого помещения истцу.

Определением от 11.09.2008 исковое заявление принято к производству арбитражного суда.

Определением от 09.10.2008 назначено судебное разбирательство на 05.11.2008.

В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены общество с ограниченной ответственностью “Управляющая компания “Центржилсервис“, департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края, министерство культуры Красноярского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю.

Определением от 24.02.2009 судебное разбирательство отложено на 19.03.2009.

Третьи лица - департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края, министерство культуры Красноярского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие.

Ответчик представил отзыв на иск, в котором иск не признал, ссылаясь на следующее: требования заявлены в связи с нарушением подведомственности, поскольку ответчик является некоммерческой организацией, а помещение предназначено для проживания граждан; Постановление Верховного Совета
Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.91 содержит лишь основания передачи имущества в собственность муниципальных образований, но не относит вышеуказанную квартиру к собственности муниципального образования г. Красноярск; истцом не доказано право муниципальной собственности на спорную квартиру.

Министерством культуры Красноярского края представлен отзыв на иск, в котором третье лицо полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: жилой дом по ул. К.Маркса 88 отнесено к памятникам истории и культуры на основании Решения исполкома Красноярского краевого Совета народных депутатов от 24.12.86 N 345; квартира N 38 в этом жилом доме включена в реестр муниципального имущества согласно Жилищного и Гражданского кодексов жилые помещения могут использоваться только в соответствии с их назначением; администрация Центрального района в силу пункта 2.2.6 Распоряжения администрации г. Красноярска от 26.02.2007 N 46-р “Об утверждении Положения об администрациях района в г. Красноярске“ является надлежащим истцом по иску.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Автономная некоммерческая организация “Футбольный клуб “Металлург“ зарегистрирована в качестве юридического лица администрацией Советского района г. Красноярска 24.06.98 N 443. В новой редакции устава организации от 2006 года указано, что адресом местонахождения организации является г. Красноярск, ул. К.Маркса, 88, пом. 38.

Согласно инвентарного дела на жилой дом по ул. К.Маркса, 88, пом. N 38 является квартирой N 38 общей площадью 103,6 кв.м., в нежилое помещение перевод данной квартиры в установленном порядке не оформлялся.

В соответствии с архивной карточной квартиросъемщика, до 1995 года в спорном жилом помещении были зарегистрированы граждане.

Согласно выписки из домовой книги и финансово-лицевому счету, предоставленному управляющей организацией - ООО “УК Центржилсервис“ 26.03.2008, в квартире
N 38 по месту жительства или пребывания никто не зарегистрирован.

Актом проверки жилого помещения от 25.04.2008, составленным представителями администрации Центрального района и управляющей организации - ООО “УК Центржилсервис“ в присутствии президента футбольного клуба “Металлург“ зафиксировано, что квартира N 38 в жилом доме по ул. К.Маркса, 88 используется в качестве офисного помещения футбольного клуба “Металлург“, в квартире произведена самовольная перепланировка, в результате которой комнаты разделены перегородками, вход в квартиру со стороны общего коридора.

Согласно выписке и реестра муниципальной собственности г. Красноярска, жилой дом по адресу г. Красноярск, ул. К.Маркса, 88 включен в данный реестр на основании Решения городского Совета N 217 от 08.07.93.

Администрация Центрального района просит по настоящему иску обязать ответчика освободить занимаемую им квартиру N 38 на первом этаже в жилом доме по ул. К.Маркса, 88 в г. Красноярске, ссылаясь на отсутствие у ответчика правовых оснований для занятия жилого помещения.

Правовым основанием исковых требований истец указывает статью 17 Жилищного кодекса Российской Федерации, 304 ГК Российской Федерации.

Оценив материалы дела, доводы искового заявления и отзывов на исковое заявление, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

В соответствии с данной статьей собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения, если между собственником и лицом, к которому предъявлено такое требование, отсутствуют какие-либо обязательственные правоотношения по поводу этого имущества.

Истцом заявлен виндикационный иск, под которым понимается внедоговорное требование не владеющего собственника (титульного владельца) к фактическому владельцу имущества о возврате индивидуально-определенной вещи в натуре.

В предмет доказывания по настоящему делу входят обстоятельства, подтверждающие принадлежность индивидуально-определенного
имущества истцу на праве хозяйственного ведения, отсутствие правовых оснований у ответчика для занятия спорного нежилого объекта; наличие истребуемого индивидуально-определенного имущества в натуре и нахождение его в фактическом владении ответчика.

Как следует из искового заявления, истец просит истребовать из незаконного владения ответчика квартиру N 38 в жилом доме N 88 в г. Красноярске.

Право администрации Центрального района г. Красноярска подавать иски по спорам о выселении из жилых помещений муниципальной собственности предоставлено истцу пунктом 3.8 Положения об администрации района в г. Красноярске, утвержденном Распоряжением администрации г. Красноярска N 46-р от 26.02.2007.

Возражая по иску, ответчик ссылается на то, что истец не доказал право муниципальной собственности на квартиру N 38 в жилом доме по ул. К.Маркса, 88 в г. Красноярске.

Согласно паспорта памятника - “Дом специалистов“, расположенного по адресу г. Красноярск, ул. К.Маркса, 88, 1934 - 36 г. постройки, данное здание является жилым домом и рассчитано на 52 квартиры, строительство началось в 1934 году в соответствии с планом Большого Красноярска, в ноябре 1935 г. Наркотяжмаш передал средства на его завершение и право использования дома по своему усмотрению Горсовету г. Красноярска.

Решением Исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов N 345 от 24.12.86 “О неотложных мерах по охране, реставрации и использованию памятников истории и культуры“ (п. 16) утверждены дополнительные списки памятников истории, архитектуры, искусства, археологии, согласованные с Министерством культуры РСФСР, подлежащих государственной охране в качестве памятников местного значения согласно приложению N 3. В приложении N 3 к данному Решению значится под N 7 Дом специалистов по ул. К.Маркса, 88 в г. Красноярске.

В силу пункта 1 статьи 48 Федерального закона
от 25.06.2002 N 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации“ объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Согласно ответа Средне-Сибирского управления Росохранкультуры от 12.01.2009 на запрос арбитражного суда, жилой дом N 88 по ул. К.Маркса в г. Красноярске является объектом культурного наследия регионального значения на основании Решения Исполкома Крайсовета от 24.12.86 N 345.

Жилой дом N 88 по ул. К.Маркса на дату принятия Постановления Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 относился к памятникам регионального значения.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 “О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав“, субъектами права федеральной, государственной и муниципальной собственности являются Российская Федерация, соответствующие субъекты Российской Федерации, муниципальные образования на переданное в их собственность имущество в порядке, установленном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“.

Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности. До момента внесения объектов в соответствующий реестр таким документом является перечень объектов, составленный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2265 “О гарантиях местного самоуправления в Российской
Федерации“ и Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным Распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.92 N 114-рп. При разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в указанные реестр или перечень, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями N N 1, 2 и 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1.

В подтверждение права муниципальной собственности на спорный объект истцом представлена выписка из реестра муниципальной собственности г. Красноярска, согласно которой жилой дом по адресу г. Красноярск, ул. К.Маркса, 88 включен в данный реестр на основании Решения городского Совета N 217 от 08.07.93.

Согласно перечню приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“, исключительно к федеральной собственности отнесены объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности общероссийского значения. Памятники истории и культуры местного значения в названный перечень не включены. Отсутствие упоминания памятников местного значения и в перечнях приложений N 2 и 3 к названному Постановлению означает, что разграничение объектов, отнесенных к памятникам местного значения, по уровням собственности осуществляется из критериев, положенных в основу составления указанных перечней. Наличие у имущественных объектов статуса памятника местного значения при отнесении объекта к соответствующему уровню собственности не учитывается.

Согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 “О
разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“, объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Приложением N 3 к Постановлению N 3020-1 установлено, что объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, в частности жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты, перечисленные в данном приложении, относятся к объектам муниципальной собственности.

Дом N 88 являлся жилым с момента его создания, на дату принятия Постановления N 3020-1 также использовался для проживания граждан, нежилые помещения в доме отсутствовали, какие-либо организации в данном доме не размещались, ведомственным жилым домом не являлся. Учитывая наличие у здания статуса памятника местного значения, определение уровня собственности должно производится исходя из его жилого назначения.

Красноярским краевым Советом народных депутатов принято Решение от 01.03.91 “О государственной краевой муниципальной собственности“, пунктом 2 которого решено включить в состав муниципальной собственности районов (кроме районов в городе), городов и автономных округов края имущество местных органов государственный жилищный фонд (кроме ведомственного), нежилые помещения в домах жилищного фонда, объекты инженерной инфраструктуры, предприятия и организации коммунального хозяйства, за исключением объектов согласно приложению N 2 включаемых в краевую государственную собственность. Крайисполкому поручено
разработать механизм передачи предприятий, учреждений и организаций относящихся к государственной собственности в муниципальную.

Согласно приложения N 2 к данному Решению в качестве объектов краевой собственности указаны недвижимые памятники истории и культуры, состоящие на государственной охране.

Пунктом 9 Решения от 01.03.91 поручено крайисполкому разработать механизм передачи предприятий, учреждений и организаций, относящихся к государственной краевой собственности в муниципальную.

Распоряжением Исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов N 356-р от 24.04.91 во исполнение Решения 5 сессии краевого Совета народных депутатов от 01.03.91 “О государственной краевой и муниципальной собственности“ предписано комитету по управлению государственным имуществом на территории края, исполкомам городских Советов народных депутатов осуществить передачу государственного имущества из краевой в муниципальную собственность, для чего исполкому городских Советов должны утвердить инвентаризационные комиссии по каждой отрасли, оформляют акты инвентаризации, которые утверждаются председателем КУГИ, после подписания указанного документа КУГИ готовит итоговый документ - государственный акт о передаче государственного имущества в муниципальную собственность города.

Исполнительному комитету Красноярского городского Совета народных депутатов выдан Исполкомом Красноярского краевого Совета народных депутатов государственный акт на право муниципальной собственности N 45 от 13.10.91, согласно которому закрепляется на праве муниципальной собственности имущество на сумму 1618,8 млн. руб. По запросу арбитражного суда агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края представлены приложения к данному акту, в числе которых имеется акт инвентаризации и оценки стоимости имущества N 2 от 20.06.91 МПО Горжилкомхоз.

Согласно акта инвентаризации и оценки стоимости имущества МПО Горжилкомхоз от 20.06.91 N 2, утвержденного председателем КУГИ, на основании Распоряжения Исполкома Красноярского городского Совета народных депутатов N 356-р от 24.04.91 в состав имущества данного предприятия включены основные средства на общую сумму
1 191 471,4 тыс. руб.

Решением Красноярского городского Совета народных депутатов N 217 от 08.07.93 утвержден перечень учреждений, объектов и структурных подразделений многоотраслевого предприятия городского жилищно-коммунального хозяйства “Горжилкомхоз“, относящихся к муниципальной собственности согласно приложению. В приложении к данному Решению указан Производственный жилищный ремонтно-эксплуатационный трест N 2 Центрального района.

Конкретные списки объектов, находящихся на балансе МПО Горжилкомхоз и ПЖРЭТ N 2 и вошедшие в состав объектов, передаваемых из краевой собственности в муниципальную, суду не представлены. Вместе с тем, факт нахождения жилого дома на балансе данного предприятия в составе Производственного жилищного ремонтно-эксплуатационного треста N 2 подтверждается представленными МП “ПЖРЭТ N 2“ по запросу суда инвентаризационной описью по состоянию на 01.01.1977, согласно которой жилой дом передавался на обслуживание тресту из Горжилуправления. Инвентарное дело на жилой дом N 88 по ул. К.Маркса в г. Красноярске также содержит сведения о том, что балансовая принадлежность жилого дома была следующая (Центральное РЖУ ДУ N 5, затем в 1977 году согласно Приказа Городского управления жилищного хозяйства N 70 от 20.04.77 - ЖЭК треста 2 участок 3 Центрального района ЖПЭТ N 2), сведения о ведомственной балансовой принадлежности отсутствуют. Часть квартир в данном жилом доме после 1996 года была переведена из жилых в нежилые. Согласно Приказа по городскому управлению жилищного хозяйства N 70 от 20.04.77 ликвидируются домоуправления 1, 2, 5, 8 в Центральном районе и на их базе создается жилищный ремонтно-эксплуатационный трест N 2. Согласно положения о ПЖРЭТ N 2 Центрального района г. Красноярска, утвержденного Приказом Красноярского Горжилкомхоза N 351 от 30.11.89, трест подведомствен многоотраслевому производственному объединению Городского жилищно-коммунального хозяйства (п. 2).

Агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю на запросы арбитражного суда представлены ответы о том, что квартира N 38 в жилом доме N 88 по ул. К.Маркса в г. Красноярске в реестрах краевого и федерального имущества не учитывается.

Право муниципальной собственности Красноярским краем и Российской Федерацией на данный объект не оспаривается.

По сведениям УФРС по Красноярскому краю запись о регистрации права собственности на спорный объект за кем-либо в ЕГРП отсутствует.

Учитывая вышеизложенное, поскольку разграничение памятников местного значения должно проводиться исходя из деятельности самого объекта государственной собственности, находящегося в здании, являющемся памятником истории и культуры местного значения, на основании приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“, жилой дом N 88 по ул. К.Маркса в г. Красноярске относится к муниципальной собственности, независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке.

Согласно статье 17 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение предназначено для проживания граждан.

Согласно статье 288 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Жилые помещения предназначены для проживания граждан.

Доказательства наличия оснований для нахождения в спорной квартире ответчиком суду не представлены, ответчик владеет помещением без законных оснований.

При данных обстоятельствах исковые требования администрации Центрального района подлежат удовлетворению на основании статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Государственная пошлина по иску относится на ответчика согласно правил статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Иск удовлетворить.

Обязать автономную некоммерческую организацию “Футбольный клуб “Металлург“ освободить и передать по акту приема-передачи администрации Центрального района в г. Красноярске квартиру N 38 в жилом доме по адресу г. Красноярск, ул. Карла Маркса, 88.

Взыскать с автономной некоммерческой организации “Футбольный клуб “Металлург“ в пользу администрации Центрального района в г. Красноярске 2 000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его изготовления в полном объеме путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев после принятия постановления апелляционной инстанции по существу рассмотрения апелляционной жалобы, либо в течение двух месяцев после истечения срока на обжалование настоящего решения в апелляционной инстанции.

Апелляционная и кассационная жалобы на настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

И.В.ШИШКИНА