Законы и постановления РФ

Постановление Законодательного Собрания Красноярского края от 18.12.2008 N 7-2789П “О Резолюции публичных слушаний по вопросу “Основные направления экологической политики в Красноярском крае на 2009 - 2011 годы“

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 декабря 2008 г. N 7-2789П

О РЕЗОЛЮЦИИ ПУБЛИЧНЫХ СЛУШАНИЙ ПО ВОПРОСУ

“ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ НА 2009 - 2011 ГОДЫ“

В соответствии с рекомендациями публичных слушаний по вопросу “Основные направления экологической политики в Красноярском крае на 2009 - 2011 годы“, проведенных 28 ноября 2008 года, Законодательное Собрание края постановляет:

1. Утвердить Резолюцию публичных слушаний по вопросу “Основные направления экологической политики в Красноярском крае на 2009 - 2011 годы“ (прилагается).

2. Контроль за исполнением Резолюции возложить на комитет по природным ресурсам и экологии (Симановский А.А.).

Председатель

Законодательного Собрания края

А.В.УСС

Приложение

к Постановлению

Законодательного Собрания края

от 18 декабря 2008 г. N 7-2789П

РЕЗОЛЮЦИЯ

ПУБЛИЧНЫХ СЛУШАНИЙ ПО ВОПРОСУ “ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ

НА 2009 - 2011 ГОДЫ“

Обсудив проблемы сохранения в крае окружающей природной среды, участники публичных слушаний отмечают, что в регионе имеются как относительно благополучные территории, так и центры экологического неблагополучия, сформировавшиеся на протяжении десятилетий интенсивного антропогенного воздействия.

Экологические проблемы имеются во многих муниципальных образованиях края, однако наиболее остро они стоят в крупнейших городах с их высоким или очень высоким уровнем загрязнения воздуха, почвы и воды. Прежде всего это относится к городам с интенсивным промышленным производством - Красноярску, Норильску, Ачинску, Канску и Минусинску.

Основные экологические проблемы края, по мнению участников публичных слушаний, заключаются в следующем:

1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВЕННОЙ ПИТЬЕВОЙ ВОДОЙ

Проблема повсеместного обеспечения населения качественной питьевой водой в крае не решена. Как показало обсуждение проблемы на заседаниях “круглого стола“, не менее 40 процентов населения края вынуждено употреблять питьевую воду, не соответствующую санитарно-гигиеническим требованиям. Основными причинами такого положения являются:

- сбросы неочищенных сточных вод в поверхностные водные объекты;

- отсутствие вокруг источников питьевого водоснабжения зон санитарной охраны;

- химическое загрязнение подземных вод и, как правило, отсутствие систем водоочистки и обеззараживания на данных источниках питьевой воды;

- использование в водоподготовке технически и морально устаревших технологий и оборудования;

- высокая степень изношенности водозаборных сооружений и разводящих сетей, приводящая к вторичному загрязнению питьевой воды;

- неудовлетворительно организованный производственный лабораторный контроль качества питьевой воды и другие проблемы.

2. ОТСУТСТВИЕ ДОКУМЕНТОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО

ПЛАНИРОВАНИЯ И ГЕНЕРАЛЬНЫХ ПЛАНОВ ТЕРРИТОРИЙ

Данная проблема касается многих городских округов и муниципальных районов, а также большинства сельских поселений. Это приводит к принятию ошибочных градостроительных решений, не соответствующих современным социально-экономическим условиям, препятствует разработке краевых и местных инвестиционных программ, в том числе схем и проектов
развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, территориальных комплексных схем природопользования, включая в том числе объекты рекреации и объекты защиты территорий от чрезвычайных ситуаций.

3. ОТСУТСТВИЕ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ

СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ЕДИНОГО БАНКА

ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ДАННЫХ

Доступ к экологической информации затруднен как для различных структур и ведомств, работающих в сфере природопользования, так и для органов власти и управления, населения края.

4. РЕКРЕАЦИОННОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

Водные объекты края в большинстве случаев используются физическими и юридическими лицами с нарушением требований водного законодательства. Из 105 рекреационных зон края, приближенных к водоемам, всего для 9 имеются положительные санитарно-гигиенические заключения. Это свидетельствует о самовольном и неконтролируемом использовании водных объектов для рекреационных целей без оформления договоров водопользования. Большинство рекреационных зон, в том числе пляжей, являются стихийно образованными, что не позволяет обеспечить безопасность отдыхающих граждан.

5. ОТСУТСТВИЕ КРАЕВЫХ НОРМАТИВОВ КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ

СРЕДЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Краевые нормативы должны содержать минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности населения объектами социального, коммунально-бытового назначения, включая объекты рекреации, инженерной инфраструктуры и благоустройства территории.

6. ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Основными причинами высокого уровня загрязнения атмосферного воздуха являются:

- высокая концентрация промышленных предприятий и целых промышленных зон, в том числе предприятий 2 - 4 классов опасности, в непосредственной близости от территорий жилых зон;

- отсутствие организованных санитарно-защитных зон вокруг промышленных предприятий;

- нарастающее увеличение выбросов загрязняющих веществ со стороны автотранспорта;

- несовершенство существующей системы контроля загрязнения атмосферного воздуха и другие.

Из всего количества действующих на территории края промышленных предприятий и промышленных узлов немногим более 6 процентов предприятий имеют соответствующие санитарным правилам проекты санитарно-защитных зон. В санитарно-защитных зонах предприятий проживает почти 40 тысяч человек. В результате чего атмосферный воздух в городах края
содержит выделяемые предприятиями: бенз(а)пирен, формальдегид, диоксиды серы и азота, оксид углерода и взвешенные вещества (пыль). Перечень основных предприятий - загрязнителей атмосферного воздуха населенных мест Красноярского края в течение последних 7 лет остается прежним и включает преимущественно предприятия цветной металлургии и теплоэнергетики.

Выбросы автомобильного транспорта в целом по краю составляют 12 процентов от всех вредных выбросов в атмосферу. Однако в отдельных городах и районах выбросы автотранспорта являются определяющими. Так, в Красноярске доля вредных выбросов транспорта составляет около 40 процентов, в Минусинске - 76 процентов, в Дивногорске - более 92 процентов.

7. НЕДОСТАТОЧНАЯ РАЗРАБОТАННОСТЬ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ

БАЗЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОРЯДКА ВОЗМЕЩЕНИЯ

УЩЕРБА, ПРИЧИНЕННОГО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ

Недостаточно в экологическом законодательстве проработаны вопросы финансовых гарантий в случаях нанесения вреда окружающей природной среде. На федеральном уровне не приняты основополагающие законы в области экологического аудита и страхования, которые напрямую связаны с обеспечением экологической безопасности, предупреждением и ликвидацией последствий негативного техногенного воздействия на окружающую среду, обязательным привлечением в сферу природопользования и охрану окружающей среды внебюджетных ресурсов. Доля средств страховых компаний, расходуемых государством на ликвидацию последствий негативного техногенного воздействия на природу, в настоящее время составляет менее 1 процента от общего объема.

Кроме перечисленных выше проблем, участники публичных слушаний отмечают, что в крае, как и в целом по стране, медленно решаются вопросы технического переоснащения промышленных производств, вывода промышленных предприятий за черту населенных пунктов, использования экологически безопасных технологий, что наряду со значительно возросшей автомобилизацией городов, продолжающимся интенсивным использованием природных ресурсов, многократным увеличением объемов образующихся отходов производства и потребления, а также правовой неопределенностью экологического законодательства с широкими возможностями для принятия субъективных решений существующая система нормирования вредных выбросов с
необоснованно малыми размерами экологических платежей продолжает влиять на рост загрязнения окружающей среды.

Комплекс указанных проблем наряду с низким уровнем экологической информированности населения о действительном состоянии окружающей среды оказывает негативное воздействие на качество жизни и здоровье человека.

В результате проведенных комитетом по природным ресурсам и экологии Законодательного Собрания края “круглых столов“ выявлено, что одной из причин неэффективной деятельности по охране окружающей среды является недостаточная координация действий различных ведомств. С другой стороны, участники “круглых столов“ отметили, что в российском обществе сформировалось понимание необходимости перехода к рациональному и экологически ответственному использованию энергетических и иных природных ресурсов, к энергосберегающим и экологически чистым технологиям. Об этом, в частности, свидетельствуют Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2008 года N 1662-р, и Указ Президента России от 4 июня 2008 года N 889 “О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики“. Реализация мероприятий, предусмотренных в указанных федеральных документах, приведет к увеличению экологической нагрузки на экономику.

Увеличению экологической нагрузки будет также способствовать переход к единым принципам выработки нормативов допустимого воздействия на окружающую среду и многократный рост экологических платежей за превышение нормативно установленных уровней допустимого воздействия.

Поэтому уже в среднесрочной перспективе экономика края должна быть переориентирована на использование современных энерго-, ресурсосберегающих и экологически более чистых технологий в электроэнергетике, цветной металлургии, строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве и транспорте, составляющих основу промышленного потенциала региона.

Это необходимо учитывать при разработке ответственной социально-экологической политики Красноярского края, одного из самых развитых регионов страны, а улучшение качественного состояния окружающей среды уже в ближайшие годы должно стать приоритетом
экономического развития края.

Учитывая существующие проблемы в сфере природопользования и охраны окружающей среды и с целью принятия и осуществления в крае эффективных мер, реализация которых будет способствовать проведению в крае экологической политики на 2009 - 2011 годы по сохранению, а в дальнейшем и улучшению качества окружающей среды на долгосрочную перспективу, рекомендовать:

I. Законодательному Собранию края:

1. Принять законы края, регулирующие вопросы:

а) охраны атмосферного воздуха в Красноярском крае;

б) экологического аудита в Красноярском крае;

в) установления налоговых льгот для предприятий и организаций независимо от формы собственности по законам края “О транспортном налоге“, “О налоге на имущество организаций“, а также принять закон края “О ставках налога на прибыль предприятий и организаций, зачисляемого в бюджет края“:

- занимающихся комплексной переработкой отходов производства и потребления;

- оказывающих услуги пассажирских перевозок автотранспортом общего пользования и использующих альтернативные (экологически перспективные) источники топлива и виды транспорта (природный газ, электротранспорт и другие);

г) общественного экологического контроля в Красноярском крае;

д) добровольного страхования экологических рисков в Красноярском крае.

2. Принять обращения к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с предложениями о необходимости принятия федеральных законов в области:

а) платы за воду;

б) обязательного экологического страхования (предусмотрев переходный период введения механизмов экологического страхования);

в) экологического аудита;

г) производственного экологического контроля;

д) платы за негативное воздействие на окружающую среду (предусмотрев целевой характер платежей на природоохранные цели);

е) технического регулирования по обеспечению населения питьевой водой, в том числе питьевого водоснабжения;

ж) экологического мониторинга (с целью законодательного расширения полномочий субъектов Российской Федерации по разработке и принятию на основе единых критериев, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, региональных методик:

оценки ущерба от негативного воздействия на различные экологические компоненты окружающей среды;

оценки эффективности экологических мероприятий,
реализуемых природопользователями, в том числе при корректировке платы за негативное воздействие на окружающую среду);

з) уточнения отдельных положений Кодексов Российской Федерации:

- Лесного кодекса, включив понятие и раздел экологических функций леса и предусмотрев утверждение Правительством Российской Федерации методики оценки ущерба за уничтожение лесных экосистем при строительстве водохранилищ, газо- и нефтепроводов, транспортной инфраструктуры, селитебной застройки территорий, строительстве промышленных объектов и т.д.;

- Водного кодекса, включив понятие экологических свойств водных экосистем и предусмотрев утверждение Правительством Российской Федерации методики оценки ущерба от снижения самоочищающих свойств речных, озерных и иных водных экологических систем при их антропогенном загрязнении;

- пункта 1 статьи 263 части второй Налогового кодекса, дополнив перечень видов добровольного страхования страхованием гражданской ответственности за причинение вреда окружающей природной среде в случае техногенных (антропогенных) аварий, что позволит хозяйствующим субъектам включать расходы по указанному виду страхования в состав прочих расходов в размере фактических затрат, то есть создать экономическую заинтересованность для участия в добровольном страховании;

- Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в части ужесточения административной ответственности и установления не менее чем десятикратного повышения размеров административных штрафов за несоблюдение физическими и юридическими лицами экологических и санитарно-эпидемиологических требований по сравнению с ныне действующими:

- при обращении с отходами производства, потребления и особо опасными веществами;

- при обеспечении населения качественной питьевой водой;

- при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов;

- при нарушении правил охраны атмосферного воздуха.

3. Подготовить обращения в Правительство Российской Федерации с предложениями:

1) о разработке нормативных правовых актов в области:

а) создания единых критериев и методик расчета ущерба, причиняемого различным экологическим компонентам окружающей среды;

б)
классификации экологически опасных объектов хозяйственной деятельности;

в) методической и программно-технологической базы для адекватной оценки качества воздуха, учитывающей в том числе особенности рельефа местности и т.д.;

г) разработки методик по установлению нормативов допустимой антропогенной нагрузки на различные природные экосистемы (лесные, водные, почвенные и т.д.);

д) методического обеспечения оценки рисков и возможного экономического ущерба за причинение вреда окружающей среде в случае техногенных (антропогенных) аварий;

е) правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, отвечающих современным экологическим требованиям;

ж) обеспечения населения качественной питьевой водой (государственная программа “Чистая вода“);

з) технического регулирования обеспечения населения питьевой водой и питьевого водоснабжения;

2) об утверждении федеральных территориальных программ:

а) “Чистая Ангара“ (цель - ликвидация трансграничных переносов и доведение качества воды в реке Ангара до рыбохозяйственных нормативов, с участием двух регионов - Красноярского края и Иркутской области);

б) “Чистый Енисей“ (при координации усилий трех регионов - Красноярского края, Республики Хакасия, Республики Тыва, при координирующей роли Правительства Российской Федерации);

3) о подготовке и принятии решений:

а) совместно с Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) о создании Тунгусского биосферного резервата мирового значения;

б) об изменении идеологии сбора платежей за негативное воздействие на окружающую среду - на основе установления нормативов допустимых выбросов. Для чего предусмотреть:

- на первом этапе: внесение изменений в Постановление Правительства Российской Федерации 2 марта 2000 года N 183 “О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него“ в части положения об однократном установлении для хозяйствующих субъектов временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и однократном установлении срока достижения предельно допустимых выбросов;

- на втором этапе: не менее чем десятикратное повышение
уровня экологических платежей в случаях, когда хозяйствующие субъекты не провели в установленный срок мероприятия по достижению уровней предельно допустимых выбросов как за счет отказа от использования экологически чистых технологий, так и (или) за счет отказа от строительства очистных сооружений;

в) о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2002 года N 83 “О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух“ в части возвращения регулярных проверок автотранспорта на показатель уровня выбросов СО.

II. Законодательному Собранию края совместно с Правительством края:

1) с целью минимизации негативного воздействия на окружающую среду и учитывая межмуниципальный характер создаваемой Красноярской агломерации, разработать и установить границы ее территории, особого правового режима пригородной зоны города Красноярска и территорий муниципальных образований, входящих в ее состав, включая единые требования:

- охраны, регулирования и использования земель;

- резервирования земель для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых;

- создания объектов по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, а также особо опасных отходов;

2) разработать и принять нормативные правовые акты края, устанавливающие дополнительные механизмы и источники финансовой поддержки муниципальных образований края, стимулирующих проведение более активной и эффективной политики в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

III. Губернатору края, с целью формирования государственной политики в сфере природопользования и охраны окружающей среды:

1. Образовать при Губернаторе края координационный орган (Совет по вопросам природопользования и охраны окружающей среды) для подготовки предложений Губернатору края и Правительству края по наиболее актуальным проблемам и перспективным (стратегическим) вопросам в данной сфере.

2. Поддержать создание Экологического (грантового) фонда Губернатора края для поощрения перспективных экологических проектов, разрабатываемых
и реализуемых на территории края, а также для финансовой поддержки муниципальных образований края, наиболее активно реализующих мероприятия краевой государственной политики в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

IV. Правительству края:

1. Разработать и утвердить:

а) целевые программы в области:

- сейсмобезопасности (с учетом разработки и утверждения краевых нормативов сейсмостойкого строительства);

- утилизации отходов производства и потребления;

- обеспечения населения качественной питьевой водой (программа “Чистая вода“);

- рекреационных ресурсов;

б) методы математического моделирования для целей экологического мониторинга окружающей среды;

в) цифровую модель гидрологической карты края;

г) краевые нормативы качества окружающей среды;

д) методические рекомендации для использования органами местного самоуправления при подготовке нормативных правовых актов в области:

- сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

- использования водных объектов общего пользования в рекреационных целях, а также для личных и бытовых нужд.

2. Принять решения:

а) о создании единого краевого банка экологической информации с аналитическим блоком прогноза эколого-социальных последствий природопользования (геоинформационный портал в сети Интернет);

б) о дополнении краевой ведомственной целевой программы “Охрана окружающей среды в Красноярском крае на 2009 - 2011 годы“ новыми разделами, включая:

- создание единого краевого геоинформационного портала экологических данных в сети Интернет как части единой информационной аналитической системы Красноярского края, содержащей краевой банк экологической информации и аналитической системы для прогноза эколого-социальных последствий природопользования с системой оценки рисков и ущерба, наносимого окружающей природной среде, с возможностью размещения информации о текущем состоянии окружающей среды во всех населенных пунктах края и доступной для населения;

- развертывание в 2009 - 2010 годах в полном объеме краевой наблюдательной сети экологического мониторинга за состоянием воздуха, качеством воды в бассейне р. Ангара, а также воды, воздуха и почвы в районах развития объектов нефтегазового комплекса;

в) о выполнении эколого-хозяйственного зонирования территории края на основе разработанных и утвержденных краевых нормативов качества природной среды.

3. Усилить государственный экологический контроль над объектами размещения бытовых и промышленных отходов, а также над гидротехническими сооружениями края, для чего организовать и провести совместно с органами местного самоуправления работу:

а) по инвентаризации, экспертизе технического состояния, строительству (или капитальному ремонту) и постановке на учет всех гидротехнических сооружений края;

б) по инвентаризации полигонов по захоронению бытовых, промышленных и биологических отходов, в том числе учитывая особенности территории края, оценке экономической целесообразности строительства укрупненных полигонов, линий (заводов) утилизации и переработки отходов, объединяющих несколько поселений или муниципальных районов края;

по инвентаризации имеющихся скважин питьевой воды.

4. В рамках реализации ведомственной целевой программы “Охрана окружающей среды в Красноярском крае на 2009 - 2011 годы“:

а) обеспечить переоснащение краевой аналитической лаборатории для выполнения задач экологического мониторинга;

б) расширить сеть наблюдательных пунктов экологического мониторинга за состоянием окружающей среды вокруг основных промышленных предприятий - источников выбросов вредных веществ, повысить регулярность и частоту проведения замеров анализируемых параметров окружающей среды;

в) при осуществлении экологического мониторинга применять современные методы геофизических исследований и дистанционного зондирования.

V. Органам местного самоуправления края:

1. Провести работу:

а) по инвентаризации, экспертизе технического состояния и постановке на учет всех бесхозяйных гидротехнических сооружений с последующим принятием их в муниципальную собственность либо по их консервации или ликвидации;

б) по передаче принятых в муниципальную собственность гидротехнических сооружений в пользование эффективно работающим хозяйствующим субъектам в соответствии с действующим законодательством;

в) по инвентаризации полигонов по захоронению твердых бытовых отходов и биологических отходов;

г) по инвентаризации скважин питьевой воды.

2. Утвердить муниципальные программы обеспечения населения территорий рекреационными услугами, включая оценку рекреационных ресурсов, проверку на соответствие действующим санитарным нормам и правилам и постановку на учет всех сложившихся мест массового отдыха людей, заключение договоров с хозяйствующими субъектами, занимающимися организованной рекреацией.

3. Разработать и принять нормативные правовые акты, определяющие:

а) порядок организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

б) правила использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд.

4. Разработать и реализовать мероприятия:

а) по переводу общественного автотранспорта на альтернативные виды топлива;

б) по увеличению доли электротранспорта для осуществления пассажирских перевозок;

в) по озеленению территорий поселений и прежде всего жилых зон.

5. С целью организации санитарно-защитных зон вокруг предприятий (далее - СЗЗ) провести работу по разработке генеральных планов и схем территориального планирования поселений, в которых отразить границы СЗЗ промышленных предприятий.

6. Для повышения пропускной способности основных автомагистралей городов разработать и реализовать муниципальные программы по разработке оптимальных градостроительных решений, включая:

- оптимизацию дорожного движения;

- строительство подземных (надземных) переходов;

- строительство разноуровневых транспортных развязок;

- определение (уточнение) архитектурно-планировочных характеристик строящихся и реконструируемых автомагистралей.

7. Для обеспечения населения качественной питьевой водой предусмотреть и провести комплекс работ по:

- разработке и проведению мероприятий, обеспечивающих водопроводы необходимым оборудованием по очистке и обеззараживанию питьевой воды, исходя из качества воды конкретных водоисточников;

- обеспечению детских садов, школ, больниц и муниципальных учреждений локальными очистными установками либо бутилированной водой;

- созданию условий для строительства и внедрения на территориях пунктов (узлов) доочистки и коррекции качества питьевой воды на водопроводах большой протяженности, где имеются условия для вторичного загрязнения воды в распределительных сетях;

- строительству централизованных систем питьевого водоснабжения в населенных пунктах, где используется вода открытых водоемов без соответствующей водоподготовки и из нецентрализованных источников.