Законы и постановления РФ

Постановление Законодательного Собрания Красноярского края от 06.03.2008 N 4-1401П “О Резолюции публичных слушаний по вопросу “О состоянии и перспективах развития жилищно-коммунального хозяйства края“

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 марта 2008 г. N 4-1401П

О РЕЗОЛЮЦИИ ПУБЛИЧНЫХ СЛУШАНИЙ ПО ВОПРОСУ

“О СОСТОЯНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА КРАЯ“

В соответствии с рекомендациями публичных слушаний по вопросу “О состоянии и перспективах развития жилищно-коммунального хозяйства края“, проведенных 13 декабря 2007 года, Законодательное Собрание края постановляет:

1. Утвердить Резолюцию публичных слушаний по вопросу “О состоянии и перспективах развития жилищно-коммунального хозяйства края“ (прилагается).

2. Опубликовать Резолюцию публичных слушаний в газете “Краевой вестник“ - приложении к газете “Вечерний Красноярск“.

3. Контроль за исполнением Резолюции возложить на комитет по экономической политике (М.Г. Васильев).

Председатель

Законодательного Собрания края

А.В.УСС

Приложение

к Постановлению

Законодательного Собрания края

от 6 марта 2008 г. N 4-1401П

РЕЗОЛЮЦИЯ

ПУБЛИЧНЫХ СЛУШАНИЙ ПО ВОПРОСУ

“О СОСТОЯНИИ
И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА КРАЯ“

Заслушав доклад заместителя Губернатора Красноярского края - руководителя департамента жилищно-коммунальной политики администрации Красноярского края А.У. Тубольцева и обсудив его с участием депутатов Законодательного Собрания края и представителей органов местного самоуправления края, жилищно-коммунальных, строительных, финансово-кредитных, научных и общественных организаций, участники публичных слушаний отмечают чрезвычайную важность проблемы совершенствования работы жилищно-коммунального хозяйства края и повышения качества жилищно-коммунальных услуг как в рамках выполнения конституционных социальных гарантий, так и при реализации программ развития производительных сил Красноярского края на долгосрочную перспективу.

Среди основных направлений жилищной политики можно выделить:

демонополизацию и создание эффективной системы управления в жилом фонде;

модернизацию жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ);

энергоресурсосбережение;

создание конкурентного рынка жилищно-коммунальных услуг (далее - ЖКУ);

социальную защиту граждан при оплате ЖКУ;

финансовое оздоровление отрасли;

тарифное регулирование;

государственный контроль.

Основное внимание участники публичных слушаний уделили следующим вопросам: демонополизации и созданию конкурентного рынка ЖКУ, модернизации ЖКХ, энергоресурсосбережению, государственному контролю за реализацией жилищных прав населения и качеством предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.

Демонополизация и создание конкурентного рынка ЖКУ

Принятие Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) законодательно закрепило процессы, начавшиеся в ходе реформирования ЖКХ, и дало толчок развитию демонополизации, конкуренции в жилищно-коммунальной сфере, привлечению частного капитала в эту сферу, развитию инициативы, гражданской ответственности населения за сохранность не только своей квартиры, но и общего имущества в многоквартирном доме, придомовой территории.

Участники публичных слушаний выделяют три главных направления:

развитие и поддержка товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ);

вопросы капитального ремонта многоквартирных домов;

реорганизация МУПов и ГУПов, работающих в сфере ЖКХ.

Жилищный кодекс значительно изменил положения, регулирующие отношения по созданию и деятельности ТСЖ. Упростился порядок регистрации и приобретения членства в ТСЖ. Предоставление посреднической функции ТСЖ при заключении договоров с
третьими лицами, где товарищество собственников жилья выступает только как представитель собственников помещений или членов ТСЖ, позволяет упорядочить договорные отношения и исключить возложение финансовых рисков по таким договорам на ТСЖ (исключить банкротство). Это, в свою очередь, дает возможность ТСЖ аккумулировать средства собственников на капитальный ремонт жилищного фонда. Такие преимущества позволяют сделать вывод, что ТСЖ - одна из наиболее эффективных форм объединения собственников в целях управления имуществом.

Для пропаганды этого способа управления, для развития ТСЖ необходимо:

1) внести дополнения и изменения в соответствующие законодательные акты в части:

разграничения прав и обязанностей собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных жилых домах;

упрощения системы передачи придомовых земельных участков в собственность либо в пользование ТСЖ;

усиления ответственности соответствующих бюджетов за полное и своевременное возмещение расходов ТСЖ, связанных с содержанием и ремонтом, в т.ч. капитальным, жилых помещений, предоставлением льгот и субсидий, компенсаций разницы в тарифах на ЖКУ;

2) законодательно закрепить возможность предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления государственных и муниципальных гарантий ТСЖ, созданным в домах с высокой степенью износа, для привлечения кредитных средств с целью проведения капитального ремонта, модернизации и реконструкции многоквартирных жилых домов, а также предусматривать в соответствующих бюджетах средства на погашение процентов по кредитам, предоставленным на указанные цели;

3) за счет средств соответствующих бюджетов, если собственники приняли решение о создании ТСЖ, провести:

государственную регистрацию муниципального и государственного имущества, техническую инвентаризацию и паспортизацию общего имущества многоквартирного дома;

инвентаризацию прав государственных и муниципальных органов власти на общее имущество в многоквартирных домах (подвалы, нежилые помещения, пристрои и т.д.);

4) разработать программы подготовки управленческих кадров для ТСЖ;

5) предоставить ТСЖ помощь из средств бюджета
муниципального образования на возвратной и безвозвратной основе для проведения капитального ремонта в соответствии с частью 1 статьи 165 ЖК РФ;

6) провести необходимую информационно-разъяснительную работу с гражданами - собственниками жилых помещений о преимуществах управления многоквартирными домами путем создания ТСЖ.

Участники слушаний обращают внимание на то, что создание ТСЖ - один из возможных способов управления многоквартирным домом. В отдельных муниципальных образованиях, а также в отдельных домах более эффективным будет непосредственное управление или выбор управляющей организации. В последнем случае необходимо принять меры по обеспечению определенной стабильности работы управляющих организаций.

Согласно Жилищному кодексу вопрос о проведении капитального ремонта решает общее собрание собственников в многоквартирном доме. ЖК РФ дает возможность аккумулировать средства на ремонт каждого дома, однако конкретного порядка пока нет. С целью эффективного использования финансовых ресурсов департаменту жилищной политики администрации края необходимо разработать предложения, позволяющие капитализировать средства собственников и аккумулировать средства бюджетов различных уровней на капитальный ремонт многоквартирных домов.

Важнейшей проблемой, требующей незамедлительного решения, является высокая степень износа жилищного фонда. В течение нескольких десятков лет гражданами-нанимателями, а теперь собственниками производилась уплата денежных средств, в то же время государство не в полной мере выполняло свои обязательства по финансированию текущего и капитального ремонта, объем “недоремонтов“ рос из года в год. В настоящее время все расходы по проведению текущего и капитального ремонта в полном объеме возложены на собственников помещений, в связи с чем они справедливо выражают свое нежелание создавать ТСЖ в домах с высокой степенью износа. При таких обстоятельствах нельзя ожидать активности со стороны собственников в решении вопросов, связанных с управлением многоквартирными домами.

В связи с этим участники слушаний отмечают, что
в июле 2007 года в сжатые сроки был принят Федеральный закон N 185-ФЗ “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства“. Закон о Фонде предполагает принятие большого количества правовых актов на региональном и местном уровнях: без них финансовая поддержка Фонда не может быть предоставлена. В полную силу механизм, заложенный в Законе, заработает только после того, как ТСЖ и управляющие организации включатся в процесс подготовки необходимой документации. Поэтому департаменту жилищной политики необходимо ознакомить жителей края с основными положениями Закона. Нужно оперативно создавать механизм государственной и муниципальной поддержки решения вопросов проведения капитального ремонта и реконструкции многоквартирных жилых домов. Это должно стать важнейшей задачей, решение которой позволит повысить активность населения в управлении имуществом, темпы создания ТСЖ, увеличить количество созданных ТСЖ, демонополизировать рынок ЖКУ и усилить конкуренцию.

Модернизация жилищно-коммунального хозяйства

Одно из важнейших направлений в реформировании жилищно-коммунального хозяйства, в полной мере влияющих на стоимость и качество предоставляемых ЖКУ, - модернизация жилищно-коммунального комплекса.

Особое внимание необходимо уделить неудовлетворительному техническому состоянию жилищно-коммунальной инфраструктуры и сетей. Износ в отдельных поселениях уже превысил критическую отметку.

Для исправления сложившейся ситуации необходимы крупномасштабные инвестиции в отрасль.

Среди первоочередных организационных мер по модернизации ЖКХ можно отметить следующие:

реструктуризация задолженности предприятий ЖКХ;

создание прозрачной процедуры тарифного регулирования;

переход на реальные договорные отношения между поставщиками и пользователями услуг.

Для проведения модернизации жилищно-коммунального хозяйства и привлечения в эту сферу инвестиций представляется целесообразным осуществить следующие меры:

1) разработать краевую целевую программу по модернизации жилищно-коммунального хозяйства края;

2) провести инвентаризацию активов жилищно-коммунальной сферы, которая позволит включить рыночные механизмы, в том числе кредитование инвестиционных проектов. В настоящее время основная причина, по которой не производится регистрация имущества коммунальной сферы, - отсутствие
финансовых средств на инвентаризацию и регистрацию имущества в муниципальных бюджетах. Объем средств, требуемый для регистрации, составляет от 10 до 15 процентов средств годового бюджета муниципального образования. Необходимо рассмотреть возможность предоставления инвестиционного налогового кредита (в соответствии со статьей 66 Налогового кодекса РФ) сроком на 5 лет для регистрации имущества коммунальной сферы;

3) разработать экономические, организационные и правовые механизмы, которые позволили бы муниципальным образованиям самостоятельно и эффективно решать вопросы местного значения по обеспечению коммунального обслуживания: организации водоснабжения и водоотведения, а также снабжения газом, теплом и электричеством населения и предприятий муниципального образования;

4) разработать дополнительные меры по развитию малого бизнеса в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Отсутствие залоговых возможностей у предприятий малого бизнеса в сфере жилищно-коммунального хозяйства не позволяет привлекать кредитные средства даже на быстроокупаемые проекты. Возникает необходимость принятия государственной программы страхования инвестиционных проектов создания новых материальных активов в сфере ЖКХ.

Энергоресурсосбережение

Вопросы энергоресурсосбережения как составной части мероприятий по модернизации системы жилищно-коммунального хозяйства необходимо увязать с проблемой энергосбережения, являющейся межведомственной задачей, для чего следует разработать и принять новую редакцию Закона края от 15 сентября 1999 года N 8-463 “Об энергосбережении на территории Красноярского края“. Проблему энергосбережения как необходимого элемента экономического развития Красноярского края целесообразно поднять на уровень государственной политики.

Государственный контроль за реализацией жилищных прав населения и качеством предоставляемых жилищно-коммунальных услуг

Участники публичных слушаний считают, что важную роль в повышении качества предоставляемых ЖКУ играет система организации и проведения контроля за реализацией жилищных прав граждан.

Эффективность контроля состояния и использования жилищного фонда является важным фактором, определяющим эффективность реформы ЖКХ в целом.

Согласно ЖК РФ методическое обеспечение и определение порядка осуществления государственного контроля за использованием
и сохранностью жилищного фонда, независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям законодательства являются полномочиями государственной власти Российской Федерации.

Осуществление государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, независимо от его формы собственности, возложено на органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

В связи с этим возникает необходимость разработки проекта закона края о государственном контроле за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от формы собственности, а также соответствием жилых помещений и коммунальных услуг установленным требованиям.

Решение указанных выше задач позволит стабилизировать финансовую ситуацию в жилищно-коммунальном комплексе, сделать предприятия конкурентоспособными и привлекательными для инвесторов, что наряду с прозрачной тарифной политикой существенно снизит издержки при производстве услуг и приведет к стабилизации тарифов на ЖКУ, повысит их качество.

В целом участники публичных слушаний констатируют, что Советом администрации края проведена определенная работа по установлению основных перспектив развития жилищно-коммунального хозяйства края, выделены приоритеты, оценены недоработки и недостатки. В связи с этим органам государственной власти необходимо подготовить и рассмотреть проект закона края о жилищной политике в Красноярском крае.

При подготовке законопроекта следует учесть, что стратегическими целями жилищной политики в Красноярском крае должны стать:

1) закрепление устойчивых правовых форм регулирования, обеспечивающих доступность жилья и жилищных услуг для граждан в соответствии с их платежеспособностью;

2) обеспечение социальной защиты малоимущих граждан в жилищной сфере, гарантирующей им жилищные условия в соответствии с установленными социальными стандартами;

3) обеспечение безопасности проживания граждан в жилых помещениях и качества жилой среды и услуг в соответствии с установленными стандартами;

4) формирование условий эффективного
экономического использования, оборота и развития недвижимости в жилищной сфере.

В соответствии с этим возникает необходимость решения следующих ключевых задач по основным направлениям жилищной политики:

1) реализация закрепленных в Жилищном кодексе РФ жилищных прав граждан и механизмов их осуществления, включая права пользования жилыми помещениями, найма, а также права малоимущих граждан на улучшение жилищных условий;

2) обеспечение эффективной системы управления жилищным фондом, основанной на бездотационном хозяйствовании субъектов гражданского оборота, действующих на конкурентной основе;

3) повышение надежности и эффективности функционирования коммунальной инфраструктуры в жилищной сфере;

4) создание условий для приведения структуры жилищного строительства и производства стройматериалов в соответствие с платежеспособным спросом;

5) формирование условий для развития рынка земельных участков под жилую застройку, реализация правовых принципов регулирования землепользования и застройки;

6) развитие финансовых механизмов в жилищной сфере (долгосрочного ипотечного кредитования граждан, кредитования жилищного строительства и развития коммунальной инфраструктуры);

7) содействие развитию инфраструктуры рынка жилья (риэлторской, оценочной и девелоперской деятельности, управления жилой недвижимостью, страхования, нотариата, государственных систем регистрации и учета жилой недвижимости);

Участники публичных слушаний отмечают, что применение положений Жилищного кодекса РФ и дальнейшая реализация жилищной политики в первую очередь должны иметь положительные социальные последствия. По мнению участников, на данном этапе требуется продолжать осуществлять мониторинг как на краевом, так и на муниципальном уровне, направленный на выявление проблем, связанных с реализацией основных положений Жилищного кодекса и обеспечением жилищных прав граждан, и вырабатывать пути их решения.

Совету администрации края в рамках основных направлений дальнейшей работы участники публичных слушаний рекомендуют:

1) разработать проекты федеральных законов:

по установлению условий, изложенных в статье 14 Федерального закона N 185-ФЗ “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства“, дифференцированных для муниципальных образований по территориальному признаку (в
частности - для северных территорий и приравненных к ним местностям), а также для сельских поселений;

по включению многоквартирных домов, в которых выбран способ непосредственного управления, в программы капитального ремонта в соответствии с указанным законом;

о необходимости ежегодно предусматривать в федеральном бюджете средства на покрытие убытков организациям ЖКХ, связанных с предоставлением льгот педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа);

2) создать межведомственную рабочую группу для обобщения опыта, выработки единого подхода и консолидации предложений по анализу и внесению изменений в нормы жилищного законодательства, а также с целью обеспечения обмена информацией между департаментами при подготовке нормативно-правовых актов;

3) разработать:

долгосрочную программу развития жилищно-коммунального комплекса в крае в соответствии с перспективами развития производительных сил и схемой размещения городских и сельских населенных пунктов;

как часть долгосрочной программы - программу модернизации жилищно-коммунального хозяйства с учетом производственно-территориальных связей;

программу проведения полной инвентаризации имущественного комплекса ЖКХ с последующей его государственной регистрацией, предусматривая необходимые затраты бюджетов всех уровней;

4) организовать разработку законопроектов, обеспечивающих:

решение земельных вопросов при формировании ТСЖ и использовании иных способов управления жилым фондом;

повышение ответственности бюджетов различных уровней за своевременную компенсацию расходов ТСЖ в соответствии с положениями Жилищного кодекса;

предоставление государственных и муниципальных гарантий для привлечения кредитных средств товариществами собственников жилья, а также и иных форм государственной и муниципальной поддержки деятельности ТСЖ;

использование возможностей целевого финансирования, определенного Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства“;

решение вопросов формирования имущества коммунальной сферы и отношений собственности на объекты инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;

разработку механизмов энергосбережения как важного условия повышения эффективности жилищно-коммунального комплекса.

С целью решения рассматриваемых вопросов по состоянию и перспективам
развития жилищно-коммунального хозяйства края участники публичных слушаний предлагают органам государственной власти Красноярского края и местного самоуправления принять необходимые меры по реализации конституционного права граждан на жилище, закрепленного в статье 40 Конституции Российской Федерации, и обеспечению выполнения действующего законодательства в сфере развития жилищно-коммунального хозяйства края.