Законы и постановления РФ

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 26.12.2007 по делу N А33-14441/2007 <Поскольку заявитель является учреждением, входящим в систему МВД России и, следовательно, в систему федеральных органов исполнительной власти, где законодательно предусмотрена приравненная к военной служба, на него распространяется льгота по транспортному налогу, установленная подпунктом 6 пункта 2 статьи 358 НК РФ, в связи с чем решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности признано недействительным>

Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 07.04.2008 N А33-14441/07-03АП-427/2008 данное решение оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 26 декабря 2007 г. по делу N А33-14441/2007

Судья Арбитражного суда Красноярского края Е.А. Куликовская

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации (г. Красноярск)“ (г. Красноярск)

к инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска (г. Красноярск)

о признании недействительным решения N 3074 от 20.08.2007 “О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения“,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Г. - представителя по доверенности N 28/8 от 17.08.2007;

от ответчика: П. - представителя
по доверенности N 04/17 от 09.02.2007.

Протокол настоящего судебного заседания велся судьей Е.А. Куликовской.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 25.12.2007. Решение в полном объеме изготовлено 26.12.2007.

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации (г. Красноярск)“ (далее по тексту - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска о признании незаконными решений инспекции N 3074 от 20.08.2007 “О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения“, N 225 от 20.08.2007 “Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения“.

Определением от 01.11.2007 заявление учреждения принято к производству арбитражного суда, в отдельное производство судом выделено требование заявителя о признании незаконным решения инспекция N 225 от 20.08.2007 “Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения“, с присвоением номера дела N А33-14552/2007.

В судебном заседании заявитель уточнил заявленные требования, просил суд признать недействительным решение N 3074 от 20.08.2007 “О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения“, обязать налоговый орган принять меры к недопущению нарушений прав и законных интересов учреждения.

В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнение заявленных требований принято судом.

Представитель заявителя поддержал заявленное требование по основаниям, изложенным в заявлении. Налоговый орган требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства.

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации (г. Красноярск)“ зарегистрировано Министерством внутренних дел Российской Федерации 30.06.1993 за N 309.

В инспекцию Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска заявитель
представил уточненную налоговую декларацию по транспортному налогу за 2006 год.

В ходе проведения камеральной налоговой проверки представленной налоговой декларации по транспортному налогу за 2006 год, в которой налогоплательщик заявил льготу по налогу, предусмотренную подпунктом 6 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган пришел к выводу, что учреждение неправомерно воспользовалась указанной льготой, поскольку подведомственные МВД России учреждения и унитарные предприятия, являющиеся самостоятельными юридическими лицами, не относятся к федеральным органам исполнительной власти и должны уплачивать транспортный налог в общеустановленном порядке в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

По результатам проведения камеральной налоговой проверки инспекцией вынесено решение N 3074 от 20.08.2007 “О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения“, в рамках которого учреждение привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания 9293,4 руб. налоговых санкций, доначислено и предложено уплатить недоимку по транспортному налогу в размере 46467 руб. и пени за несвоевременную уплату налога в размере 3203,91 руб.

Считая названное решение незаконным, нарушающим права и законные интересы налогоплательщика, учреждение обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений.

Статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе
обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В силу статей 45, 52 Налогового кодекса Российской Федерации на налогоплательщиках лежит обязанность самостоятельно исчислить сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки, налоговых льгот и уплатить ее в бюджет в сроки, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик вправе применять налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Нормой статьи 56 Налогового кодекса Российской
Федерации предусмотрено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать их в меньшем размере.

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подпунктом 6 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не признаются объектом налогообложения транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.

Указом Президента Российской Федерации N 314 от 09.03.2004 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти“ установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 19.07.2004 N 927, определено, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики
и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции.

В соответствии с пунктом 5 данного Положения Министерство внутренних дел России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его систему главные управления МВД России по федеральным округам, министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел по субъектам Российской Федерации, управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управления (отделы) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, окружные управления материально-технического и военного снабжения, органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск, представительства (представителей) МВД России за рубежом, иные организации и подразделения, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска.

Министерство внутренних дел России осуществляет полномочия по организации кадрового обеспечения системы МВД России, подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров (подпункт 25 пункта 8 указанного Положения).

На основании статьи 4 Федерального закона “О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации“ имущество внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации находится в федеральной собственности и передается внутренним войскам в пользование на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно статье 12 Закона Российской Федерации N 2446-1 от 05.03.1992 “О безопасности“ силы обеспечения безопасности включают в себя: Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; Государственную противопожарную службу, органы службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике,
на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства.

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации N 791-р от 08.05.1993 Красноярская высшая школа МВД России включена в перечень федеральных образовательных учреждений МВД Российской Федерации. Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 25.01.1999 N 153-р Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации является правопреемником Красноярской высшей школы МВД России (пункт 1 Устава учреждения, учрежденного Приказом МВД России N 190 от 22.02.2007).

Учредителем Сибирского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации является Правительство Российской Федерации, полномочия от имени которого осуществляет МВД России (пункт 2 Устава учреждения).

В силу пункта 5 Устава учреждения Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации находится в непосредственном подчинении МВД России.

Согласно пункту 8 Устава учреждения Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации входит в систему высшего профессионального образования МВД России и осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел России, и таким образом, осуществляя одну из функций МВД России.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Приказ МВД РФ N 846 имеет дату 25.10.2006, а не 26.10.2006.

Кроме того, учреждение выполняет задачу по охране общественного порядка, возложенную на органы внутренних дел, в силу подпунктов 9, 10 пункта 19 Типового положения о Министерстве внутренних дел, Главном управлении, Управлении внутренних дел по субъекту Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 26.10.2006 N 846, пунктов 128.12, 138.2 Устава учреждения.

Статьей 7 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ “О системе государственной службы Российской Федерации“
установлено, что правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Согласно пункту 116 Устава учреждения личный состав института состоит из постоянного и переменного состава.

К постоянному составу относятся лица, проходящие службу в учреждении как органе внутренних дел на должности рядового, младшего, среднего и старшего начальствующего состава, а также работники (вольнонаемные), должности которых предусмотрены штатным расписанием, утвержденным МВД России (пункт 117 Устава учреждения).

К переменному составу учреждения относятся курсанты, слушатели, студенты, адъютанты, докторанты и аспиранты, обучающиеся в институте (пункт 118 Устава учреждения).

Студентами являются лица, принятые на обучение на договорной (платной) основе по программе высшего профессионального образования на общеюридический (внебюджетный) факультет института, независимо от формы обучения, в том числе сотрудники органов внутренних дел (пункт 118.3 Устава учреждения).

В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 “О милиции“ слушатели и курсанты образовательных учреждений профессионального образования (средних специальных и высших учебных заведений) системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющих подготовку сотрудников милиции, а также руководящий и профессорско-преподавательский состав этих учебных заведений в соответствии со штатным расписанием, утверждаемым министром внутренних дел Российской Федерации, считаются находящимися на службе в милиции.

Милиция согласно статье 1 вышеуказанного Закона входит в систему МВД России, к числу ее задач относится обеспечение безопасности личности, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.

Как следует из материалов дела, имущество учреждения, в том
числе транспортные средства, находится у него в оперативном управлении (пункт 6 Устава учреждения). Имущество внесено в реестр федерального имущества, что подтверждается свидетельством N 039355, выданным Министерством государственного имущества Российской Федерации. МВД России осуществляет контроль за целевым использованием закрепленного за учреждением имущества (пункт 151 Устава учреждения).

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что учреждение входит в систему МВД России и, следовательно, в систему федеральных органов исполнительной власти, где законодательно предусмотрена приравненная к военной служба, в связи с чем на него распространяется льгота, установленная подпунктом 6 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение настоящего заявления в размере 2000 руб., уплаченная заявителем по платежному поручению N 1693 от 19.10.2007, подлежит взысканию с ответчика в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 7, 15, 53, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

заявление государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации (г. Красноярск)“ удовлетворить.

Признать недействительным решение N 3074 от 20.08.2007 “О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения“, вынесенное инспекцией Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска, как противоречащее требованиям действующего Налогового кодекса Российской Федерации.

Обязать инспекцию Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации (г. Красноярск)“.

Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска в пользу государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования “Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации (г. Красноярск)“ 2000 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 1693 от 19.10.2007.

Возвратить государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования “Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации (г. Красноярск)“ из федерального бюджета 2 772 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по платежному поручению N 1693 от 19.10.2007.

Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок с момента его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд либо в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Судья

Е.А.КУЛИКОВСКАЯ