Законы и постановления РФ

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 05.12.2007 по делу N А33-12009/2007 <Неисполнение органом местного самоуправления требований пункта 3 Правил выдачи разрешений на право организации розничного рынка, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.03.2007 N 148, в части ненаправления заявителю уведомления об устранении несоответствий в оформлении заявления является основанием для признания недействительным решения об отказе в выдаче разрешения на право организации розничного рынка на территории муниципального образования>

Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.04.2008 N А33-12009/07-Ф02-1266/08 данное решение оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 5 декабря 2007 г. по делу N А33-12009/2007

Судья Арбитражного суда Красноярского края Раздобреева И.А.

рассмотрел судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Атриум“ (г. Ачинск)

к администрации города Ачинска (г. Ачинск)

о признании недействительным ненормативного правового акта.

В судебном заседании участвовали представители:

от заявителя - С. по доверенности от 13.09.2007, Б. по доверенности от 28.05.2007;

от ответчика - Ч. по доверенности от 09.07.2007,

Протокол настоящего судебного заседания велся судьей И.А. Раздобреевой.

Резолютивная часть решения была объявлена в судебном заседании 29 ноября 2007 года. В полном объеме решение изготовлено 5
декабря 2007 года.

При рассмотрении настоящего дела судом установлено:

общество с ограниченной ответственностью “Атриум“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к администрации города Ачинска Красноярского края о признании решения комиссии администрации г. Ачинска по выдаче разрешений на право организации розничных рынков на территории г. Ачинска об отказе в предоставлении разрешения на право организации розничного рынка в отношении общества с ограниченной ответственностью “Атриум“ от 27.07.2007 недействительным.

Заявитель в судебном заседании свои требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Ответчик требования оспорил, заявив что поскольку общество в своем заявлении о выдаче разрешения указало тип рынка, несоответствующего закону и плану организации розничных рынков на территории Красноярского края, а также у заявителя отсутствует право собственности на объекты недвижимости в пределах территории, на которой предполагается разместить рынок, в выдаче последнему разрешения на размещение рынка отказано комиссией обоснованно.

При рассмотрении дела судом установлены следующие обстоятельства.

04.07.2007 общество обратилось в администрацию г. Ачинска с заявлением о выдаче разрешения на организацию открытого вещевого рынка по адресу: микрорайон 5, возле жилого дома N 4.

Комиссия по выдаче разрешений на право организации розничных рынков на территории, рассмотрев вышеуказанное заявление общества, отказала ему в предоставлении разрешения на право организации розничного рынка по причине отсутствия в заявлении на право организации розничного рынка указания на его тип, согласно требования, установленного пунктом 3 части 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ “О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации“. Итоги рассмотрения были отражены в протоколе комиссии от 27.07.2007 N 3.

Уведомление об отказе в предоставлении разрешения на право организации розничного рынка
от 27.07.2007 N 19-03-05 вручено заявителю 27.07.2007.

Не согласившись с решением комиссии администрации г. Ачинска по выдаче разрешений на право организации розничных рынков на территории города Ачинска об отказе в предоставлении обществу разрешения на право организации розничного рынка, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании названного ненормативного правового акта недействительным.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам:

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии со статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Суд считает, что администрация г.
Ачинска не доказала законность и обоснованность вынесенного ею решения об отказе в предоставлении обществу разрешения на право организации розничного рынка, при этом суд основывается на следующих обстоятельствах.

Отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность регулируются Федеральным законом “О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации“ от 30.12.2006 N 271-ФЗ.

В статье 3 названного Федерального закона дается понятие розничного рынка - это имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места. Рынки подразделяются на универсальные и специализированные.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка, на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 N 148 утверждены Правила выдачи разрешений на право организации розничного рынка (далее - Правила).

В статье 3 Правил определено, что для получения разрешения юридическое лицо (далее - заявитель) направляет или представляет в соответствующий орган местного самоуправления, на территории которого предполагается организация розничного рынка, заявление, подписанное лицом, представляющим интересы юридического лица в соответствии с учредительными документами этого юридического лица или доверенностью, и удостоверенное печатью юридического
лица, от имени которого подается заявление.

Согласно статье 5 Федерального закона “О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации“ в заявлении должны быть указаны:

1) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименования, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, место расположения объекта или объектов недвижимости, где предполагается организовать рынок, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;

2) идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке юридического лица на учет в налоговом органе;

3) тип рынка, который предполагается организовать.

К заявлению о предоставлении разрешения прилагаются:

1) копии учредительных документов (оригиналы учредительных документов в случае, если верность копий не удостоверена нотариально);

2) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или ее нотариально удостоверенная копия;

3) нотариально удостоверенная копия свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе;

4) нотариально удостоверенная копия документа, подтверждающего право на объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организовать рынок.

Орган местного самоуправления проводит проверку полноты и достоверности сведений о заявителе, содержащихся в представленных им заявлении и документах.

В соответствии с абзацем 3 пункта 3 Правил в день поступления заявления и прилагаемых к нему документов уполномоченный орган проводит проверку правильности заполнения заявления и наличия прилагаемых к нему документов, регистрирует их и в течение рабочего дня, следующего за днем поступления документов, вручает (направляет) заявителю уведомление о приеме заявления к рассмотрению.

Нарушение органом местного самоуправления сроков, порядка рассмотрения заявления о предоставлении разрешения, предоставления этого разрешения и необоснованный, то есть
не соответствующий основаниям, указанным в части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, отказ в предоставлении этого разрешения могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 6 Закона).

Как следует из материалов дела и пояснений сторон, заявитель обратился в администрацию г. Ачинска с заявлением о выдаче разрешения на организацию открытого временного вещевого рынка по адресу: микрорайон 5, возле дома N 4.

Как следует из протокола N 3 от 27.07.2007, комиссия администрации г. Ачинска по выдаче разрешений на право организации розничных рынков на территории города Ачинска отказала обществу в выдаче названного выше разрешения, мотивировав это тем, что общество в заявлении указало тип рынка, не соответствующего Федеральному закону “О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации“ и плану организации розничных рынков на территории Красноярского края.

Однако, абзацем 4 пункта 3 Правил установлено, что в случае если заявление на выдачу разрешения на право организации розничного рынка оформлено не в соответствии с требованиями настоящих Правил, а в составе прилагаемых к нему документов отсутствуют необходимые документы, заявителю вручается (направляется) уведомление о необходимости устранения нарушений в оформлении заявления и (или) представления отсутствующих документов.

Судом установлено и ответчиком не оспорено, что названное выше требование Правил администрацией г. Ачинска не исполнено, уведомление об устранении несоответствий в оформлении заявления в адрес заявителя не направлялось и его законному представителю лично не вручалось.

Неправильное указание обществом в заявлении типа рынка и есть оформление не в соответствии с требованиями Правил выдачи разрешений на право организации розничного рынка, что является одним из оснований для направления ответчиком обществу уведомления о необходимости устранения нарушений в
оформлении заявления.

Ссылка администрации г. Ачинска на то, что к заявлению не были приложены документы, подтверждающие право на объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организовать рынок, несостоятельна, поскольку такая причина в протоколе комиссии N 3 от 27.07.2007 и в направленном обществу уведомлении об отказе в предоставлении разрешения на право организации розничного рынка от 27.07.2007 N 19-03-05 не указана.

При этом довод общества о том, что тип рынка, указанный им в заявлении является правильным, а в Федеральном законе “О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации“ не определены типы рынков, суд считает необоснованным, поскольку типы рынков указаны в статье 3 названного Закона и в ней открытый временный вещевой рынок, как указало общество в заявлении, отсутствует.

В силу пункта 5 Правил уполномоченный орган принимает решение о выдаче разрешения или об отказе в выдаче разрешения в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня поступления заявления. Принятое решение оформляется соответствующим актом уполномоченного органа.

Решение комиссии администрации г. Ачинска оформлено в виде протокола N 3 заседания комиссии по выдаче разрешений на право организации розничных рынков на территории города Ачинска, что не противоречит требованиям законодательства.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что поскольку ответчиком требование абзаца 4 пункта 3 Правил не исполнено, а именно, уведомление о необходимости устранения нарушений в оформлении заявления обществу не направлено, оспариваемое обществом решение комиссии администрации г. Ачинска от 27.07.2007 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления,
иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (пункт 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Заявителем при подаче заявления была уплачена государственная пошлина в размере 2000 руб. по квитанции ОСБ 180/050 от 24.08.2007.

На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит отнесению на ответчика.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

заявление удовлетворить.

Признать недействительным решение комиссии администрации г. Ачинска по выдаче разрешений на право организации розничных рынков на территории города Ачинска об отказе в предоставлении разрешения на право организации розничного рынка, изложенное в протоколе N 3 от 27.07.2007, как несоответствующее Федеральному закону “О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации“, Правилам выдачи разрешений на право организации розничного рынка.

Взыскать с администрации г. Ачинска в пользу общества с ограниченной ответственностью “Атриум“ 2000 руб. государственной пошлины.

Разъяснить, что настоящее решение подлежит немедленному исполнению. Со дня принятия решения о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт не подлежит применению.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд.

Судья

И.А.РАЗДОБРЕЕВА