Законы и постановления РФ

Постановление Законодательного Собрания Красноярского края от 26.10.2006 N 20-5311П “О законодательной инициативе Законодательного Собрания Красноярского края по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона “О внесении изменений в пункты 3 и 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации“

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 октября 2006 г. N 20-5311П

О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ

КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ ПО ВНЕСЕНИЮ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОЕКТА

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА “О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПУНКТЫ 3

И 4 СТАТЬИ 242.2 БЮДЖЕТНОГО КОДЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ“

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Законодательное Собрание Красноярского края постановляет:

1. Внести в порядке реализации права законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона “О внесении изменений в пункты 3 и 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации“ согласно приложению.

2. Направить проект федерального закона “О внесении изменений в пункты 3 и 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации“ в
Правительство Российской Федерации для получения заключения.

3. Поручить председателю постоянной комиссии по финансам, бюджету и налоговой политике Семенову В.В. представлять указанную законодательную инициативу при ее рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

4. Направить указанный законопроект депутатам Государственной Думы, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Красноярского края и в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать.

Председатель

Законодательного Собрания края

А.В.УСС

Приложение

к Постановлению

Законодательного Собрания края

от 26 октября 2006 г. N 20-5311П

Вносится

Законодательным Собранием

Красноярского края

Проект

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПУНКТЫ 3 И 4 СТАТЬИ 242.2

БЮДЖЕТНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 1

Внести в Бюджетный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2000, N 32, ст. 3339; 2003, N 50, ст. 4644; 2004, N 34, ст. 3535; 2005, N 1, ст. 8; 2006, N 1, ст. 8) следующие изменения:

1) пункт 3 статьи 242.2 изложить в следующей редакции:

“3. Для исполнения судебных актов по искам к субъектам Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов субъектов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами субъектов Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны субъектов Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджетов субъектов Российской Федерации) документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации.

Главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, представлявший в суде интересы субъекта Российской
Федерации в соответствии с пунктом 10 статьи 158 настоящего Кодекса, обязан направить в финансовый орган субъекта Российской Федерации информацию о результатах рассмотрения дела в суде в течение 10 дней после вынесения (принятия) судебного акта в окончательной форме.

При удовлетворении судом исковых или иных требований, предъявляемых к субъекту Российской Федерации и удовлетворяемых за счет казны субъекта Российской Федерации, главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, представлявший в суде интересы субъекта Российской Федерации, также информирует финансовый орган субъекта Российской Федерации о наличии оснований для обжалования судебного акта.

При наличии оснований для обжалования судебного акта главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации обязан представить в финансовый орган субъекта Российской Федерации информацию о результатах обжалования не позднее одного месяца со дня вступления судебного акта в законную силу.“;

2) пункт 4 статьи 242.2 изложить в следующей редакции:

“4. Для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны муниципальных образований (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местных бюджетов муниципальных образований), документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.

Главный распорядитель средств местного бюджета муниципального образования, представлявший в суде интересы муниципального образования в соответствии с пунктом 10 статьи 158 настоящего Кодекса, обязан направить в финансовый орган муниципального образования
информацию о результатах рассмотрения дела в суде в течение 10 дней после вынесения (принятия) судебного акта в окончательной форме.

При удовлетворении судом исковых или иных требований, предъявляемых к муниципальному образованию и удовлетворяемых за счет казны муниципального образования, главный распорядитель средств местного бюджета муниципального образования, представлявший в суде интересы муниципального образования, также информирует финансовый орган муниципального образования о наличии оснований для обжалования судебного акта.

При наличии оснований для обжалования судебного акта главный распорядитель средств местного бюджета муниципального образования обязан представить в финансовый орган муниципального образования информацию о результатах обжалования не позднее одного месяца со дня вступления судебного акта в законную силу.“.

Статья 2

К судебным актам по искам к субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, не исполненным финансовыми органами субъектов Российской Федерации и финансовыми органами муниципальных образований с 1 января 2006 года и по день вступления в силу настоящего Федерального закона в связи с тем, что данные судебные акты не относятся к судебным актам по искам к субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, статья 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не применяется.

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации

В.В.ПУТИН

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА “О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ПУНКТЫ 3 И 4 СТАТЬИ 242.2 БЮДЖЕТНОГО КОДЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ“

Необходимость принятия проекта федерального закона “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации“, изменяющего предусмотренный статьей 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок исполнения судебных актов по искам к субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям,
обусловлена возникающими в деятельности финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований трудностями при применении данных норм.

Федеральным законодателем при урегулировании механизма исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов муниципальных образований допущен пробел, связанный с определением круга судебных актов, которые исполняются финансовыми органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Так, исходя из пунктов 3 и 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют исполнение судебных актов по искам о возмещении вреда, причиненного гражданам или юридическим лицам в результате незаконных действий (бездействия) соответственно органов государственной власти и органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту.

При этом финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований обязаны руководствоваться пунктом 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом, то есть так и не иначе, как это установлено пунктами 3 и 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Соответственно, исполнять судебные акты по иным категориям дел финансовые органы субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), для которых установлена разрешительная модель деятельности, не уполномочены. В силу изложенного значительная часть судебных актов по искам к субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям в принципе не может быть исполнена (в практике финансового органа Красноярского края и финансовых органов муниципальных образований, входящих в состав Красноярского края, судебные акты, не связанные с возмещением вреда, причиненного органами
власти или их должностными лицами, например, дела, вызванные недофинансированием установленных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан), поскольку федеральный законодатель, исключив службу судебных приставов из числа органов, уполномоченных осуществлять исполнение судебных актов, не соответствующих требованиям пунктов 3 и 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не определил и иной уполномоченный орган.

Следствием указанного законодательного пробела является нарушение основополагающего принципа обязательности судебных постановлений (статья 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), подрыв доверия населения к органам власти, а также повсеместные обращения взыскателей в суд с целью индексации неполученных денежных сумм.

При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе каким-либо образом восполнить пробел законодательного регулирования в данной области, поскольку Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 14.07.2005 N 8-П была высказана правовая позиция, согласно которой регулирование механизма исполнения судебных решений в отношении государства, предусматривающего определенные изъятия из такого общего правила исполнительного производства, как применение к должнику мер принуждения вплоть до принудительного отчуждения имущества, является исключительной прерогативой федерального законодателя.

В отношении федерального уровня власти такая проблема отсутствует ввиду прямого указания федерального законодателя на то, что Министерство финансов Российской Федерации, помимо исков к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, осуществляет также исполнение судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации (пункт 1 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В связи с изложенным в целях преодоления возникающих в деятельности финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) трудностей при исполнении судебных актов считаем необходимым изменить редакцию пунктов 3 и
4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, закрепив механизм исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов муниципальных образований, аналогичный механизму исполнения судебных актов Министерством финансов Российской Федерации (пункты 1, 2 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Законопроект расширяет круг судебных актов, исполнение которых осуществляется финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований). Предлагается отнести к ведению финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) исполнение всех судебных актов по искам к субъектам Российской Федерации (муниципальным образованиям), за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, а также судебных актов, исполнение которых осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 242.4, 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В целях усиления защиты имущественных интересов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) законопроектом предполагается закрепить обязанность главных распорядителей соответствующих бюджетов, представлявших в суде интересы субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), информировать финансовые органы о результатах рассмотрения дела в суде, о наличии оснований для обжалования судебного акта и о результатах обжалования.

Учитывая, что по заявлениям взыскателей суды на основании статьи 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации осуществляют индексацию присужденных денежных сумм по неисполненным судебным решениям, что приводит к возникновению дополнительных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, законопроект устанавливает, что к судебным актам, не исполненным с 1 января 2006 года в связи с несоответствием требованиям пунктов 3 и 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статья 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не применяется.

Считаем возможным посредством представленного законопроекта урегулировать отношения, возникающие при исполнении финансовыми органами субъектов Российской Федерации
(муниципальных образований) судебных актов по искам к субъектам Российской Федерации (муниципальным образованиям).

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА “О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ПУНКТЫ 3 И 4 СТАТЬИ 242.2 БЮДЖЕТНОГО КОДЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ“

Реализация Федерального закона “О внесении изменений в пункты 3 и 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации“ не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета и не повлечет уменьшения доходов бюджетов всех уровней.

ПЕРЕЧЕНЬ

АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ

ПРИНЯТИЮ, ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ,

ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ДОПОЛНЕНИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ПРОЕКТА

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА “О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПУНКТЫ 3

И 4 СТАТЬИ 242.2 БЮДЖЕТНОГО КОДЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ“

В связи с принятием проекта федерального закона “О внесении изменений в пункты 3 и 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации“ не потребуется принятия, признания утратившими силу, приостановления, изменения или дополнения актов федерального законодательства.