Законы и постановления РФ

Решение Красноярского краевого суда от 21.09.2005 <Об отказе в удовлетворении требований о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента издания Постановления Совета администрации Красноярского края от 12.07.2005 N 175-п “О признании утратившими силу правовых актов администрации края, Совета администрации края“ в части признания утратившим силу Постановления администрации края от 26.12.1995 N 635-п “Об образовании особо охраняемой природной территории краевого значения - Ботанический сад Вс.М. Крутовского>

Определением Верховного Суда РФ от 14.12.2005 N 53-Г05-47 данное решение оставлено без изменения.

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 21 сентября 2005 года

Именем Российской Федерации 21 сентября 2005 года Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего Войты И.В.

при секретаре Кийкове С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Красноярского края о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента издания Постановления Совета администрации Красноярского края от 12 июля 2005 года N 175-п “О признании утратившими силу правовых актов администрации края, Совета администрации края“ в части признания утратившим силу Постановления администрации края от 26 декабря 1995 года N 635-п “Об образовании особо охраняемой природной территории краевого
значения - Ботанический сад Вс.М. Крутовского“,

установил:

Постановлением Совета администрации Красноярского края от 12 июля 2005 года N 175-п “О признании утратившими силу правовых актов администрации края, Совета администрации края“ (далее - Постановление N 175-п) признаны утратившими силу Постановление администрации края от 26.12.1995 N 635-п “Об образовании особо охраняемой природной территории краевого значения - Ботанический сад Вс.М. Крутовского“ (далее - Постановление N 635-п) и Постановление Совета администрации края от 20.05.2004 N 138-п “Об особо охраняемой природной территории краевого значения “Ботанический сад Вс.М. Крутовского“ (далее - Постановление N 138-п).

Прокурор Красноярского края обратился в суд с заявлением, в котором просил признать названное Постановление N 175-п противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента издания в части, касающейся признания утратившим силу Постановления N 635-п.

Свои требования прокурор мотивировал тем, что Постановлением N 635-п была создана особо охраняемая природная территория (ООПТ) краевого значения категории “ботанический сад“, которой присвоено название “Ботанический сад Вс.М. Крутовского“ и утверждено Положение о нем.

Постановлением Совета администрации Красноярского края N 138-п особо охраняемой природной территории “Ботанический сад Вс.М. Крутовского“ была присвоена категория “памятник природы“, утверждено новое Положение о нем, уменьшена площадь ООПТ, выведена часть территории из состава ООПТ и на ней образована охранная зона.

Определением Верховного Суда РФ от 15 июня 2005 года по гражданскому делу по заявлению прокурора Красноярского края Постановление N 138-п и Положение к нему признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими в связи с превышением предоставленных полномочий.

Как полагает прокурор, оспариваемое Постановление N 175-п противоречит Федеральному закону N 33-ФЗ от 14.03.1995 “Об особо охраняемых природных территориях“, Федеральному закону N 172-ФЗ от 21.12.2004 “О переводе
земель или земельных участков из одной категории в другую“, Закону РФ “Об охране окружающей среды“, Земельному кодексу РФ, а также Закону Красноярского края N 7-175 от 28.09.1995 “Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае“.

По мнению прокурора края, названные федеральные и краевой законы, наделив органы власти субъектов Российской Федерации правом создания ООПТ, осуществлять регулирование их деятельностью, не содержат полномочий по ликвидации ООПТ, прекращению их деятельности, отмене правового статуса и т.п. В связи с этим Совет администрации Красноярского края не имел права признавать утратившим силу Постановление N 635-п, которым создана ООПТ “Ботанический сад Вс.М. Крутовского“.

В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Красноярского края Егорова Л.Ю. поддержала заявленные требования в полном объеме и по тем же основаниям.

Представитель Совета администрации Красноярского края Полева Е.А. (доверенность от 27 декабря 2004 г. N 1-03551) требования прокурора края не признала, указывая на то, что оспариваемое Постановление принято в пределах полномочий, предоставленных Совету администрации Красноярского края действующим законодательством.

Представитель Сибирского государственного технологического университета (СибГТУ) Ильин И.А. (доверенность от 21 октября 2004 г. N 89-87) требования прокурора поддержал по тем же основаниям.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения прокурора, объяснения представителя Совета администрации Красноярского края и объяснения представителя СибГТУ, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с пунктом “д“ статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории.

Законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 14 марта 1995 г.
N 33-ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях“, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В Красноярском крае правоотношения в области особо охраняемых природных территорий регулируются Законом Красноярского края от 28 сентября 1995 г. N 7-175 “Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае“.

Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях“ особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и в зависимости от этого являются соответственно собственностью Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Особо охраняемые природные территории федерального и регионального значения определяются соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Особо охраняемые природные территории местного значения определяются в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 7 статьи 2 названного Федерального закона).

В силу пункта 8 данной статьи содержание права собственника на особо охраняемую природную территорию, в том числе на находящиеся на них природные комплексы и объекты, устанавливается в порядке, предусмотренном ст. ст. 129, 209, 214 ГК РФ.

Согласно ст. 209 ГК РФ правомочия по распоряжению имуществом принадлежат исключительно собственнику имущества. Статьей 214 ГК РФ определено, что отнесение имущества к федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

В соответствии с пунктом 2 раздела II приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 имущество учреждений, финансируемых из бюджета Российской Федерации, является исключительно федеральной собственностью.

Федеральным
законом от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ “О разграничении федеральной собственности на землю“ предусмотрено, что к федеральной собственности относятся земли природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения, если на этих участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, эти земельные участки переданы государственному учреждению, созданному органами государственной власти Российской Федерации (статья 3).

Судом установлено, и это не оспаривается лицами, участвующими в деле, что СибГТУ является федеральным государственным учреждением, созданным органом государственной власти Российской Федерации - Министерством образования РФ, финансируется собственником из федерального бюджета. Еще в 1988 году сад Вс.М. Крутовского передан в ведение (на баланс) СибГТУ как садово-мемориальный комплекс. При этом на балансе СибГТУ находятся не только земельный участок и постройки, но и все плодовые деревья, каждое из которых имеет собственный инвентаризационный номер.

Постановлением администрации Красноярского края от 26 декабря 1995 г. N 635-п образована особо охраняемая природная территория краевого значения - Ботанический сад Вс.М. Крутовского (л.д. 4 - 5).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2003 г. N 1046-р земельный участок площадью 283721,2 кв. м, занимаемый садом Вс.М. Крутовского, отнесен к федеральной собственности.

При таких обстоятельствах сад им. Вс.М. Крутовского и земельный участок, занимаемый садом, являются федеральной собственностью.

Таким образом, с учетом положений пункта 7 статьи 2 Федерального закона “Об особо охраняемых природных территориях“ образование субъектом Российской Федерации особо охраняемой природной территории регионального значения возможно лишь в отношении территорий и объектов, находящихся в собственности этого субъекта Российской Федерации.

Имущественный комплекс сада Вс.М. Крутовского и земельный участок, занимаемый садом, являлся собственностью Российской Федерации и в собственности Красноярского края никогда не находился.

В связи с этим суд считает,
что Постановление от 26 декабря 1995 г. N 635-п “Об образовании особо охраняемой природной территории краевого значения “Ботанический сад Вс.М. Крутовского“ принято администрацией Красноярского края с нарушением полномочий, предоставленных законом.

С учетом указанных обстоятельств Совет администрации Красноярского края в пределах предоставленных полномочий принял законное Постановление N 175-п, которым признал утратившим силу Постановление N 635-п, как противоречащее действующему законодательству.

Доводы прокурора о том, что действующее законодательство, наделяя органы государственной власти субъектов Российской Федерации правом создавать ООПТ, не содержит полномочий для органов публичной власти принимать решения о ликвидации ООПТ, прекращению их деятельности, отмене правового статуса ООПТ и т.п., суд находит необоснованными.

Деятельность высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его высшего должностного лица основывается на Конституции Российской Федерации и регулируется федеральными конституционными законами, Федеральным законом N 184-ФЗ от 06.10.1999 “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона N 184-ФЗ от 6 октября 1999 г. “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) наделено полномочиями на издание указов (постановлений) и распоряжений на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 54 Устава Красноярского края Губернатор края является высшим должностным лицом края, главой исполнительной власти края.

Губернатор края возглавляет высший исполнительный
орган государственной власти края - Совет администрации края и является по должности Председателем Совета администрации края.

Совет администрации края издает по вопросам своей компетенции постановления и распоряжения, руководители иных органов исполнительной власти края - приказы, а также иные акты в соответствии с федеральным законодательством и законами края (пункт 6 статьи 88 Устава края).

Совет администрации Красноярского края свободен в осуществлении своего полномочия по изданию того или иного постановления или указа, поэтому в данном случае он вправе как принимать постановления или указы, так и отменять свои ранее принятые указы (постановления) или признать их утратившими силу, в том числе если они противоречат действующему законодательству. При этом основанием для этого может быть как собственная инициатива Совета администрации края, так и вступившее в законную силу решение суда.

Иной порядок отмены принимаемых высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) указов (постановлений) и распоряжений законодательством не предусмотрен.

В оспариваемом Постановлении N 175-п не идет речь о ликвидации ООПТ “Ботанический сад Вс.М. Крутовского“, прекращении его деятельности, отмене правового статуса этой ООПТ и т.п., на что указывает прокурор в обоснование заявленных требований. В данном случае Совет администрации края признал утратившим силу ранее принятое администрацией Красноярского края Постановление N 635-п от 26 декабря 1995 г. “Об образовании особо охраняемой природной территории краевого значения - Ботанический сад Вс.М. Крутовского“, поскольку оно принято в нарушение требований закона.

Исходя из конституционного принципа, закрепленного в статье 15 Конституции Российской Федерации о верховенстве Конституции Российской Федерации и законов Российской Федерации, принимаемых в соответствии с ней, следует, что независимо от того, принят
или не принят субъектом Российской Федерации нормативный правовой акт, регулирующий тот или иной вопрос или ту или иную деятельность, в первую очередь при осуществлении какой-либо деятельности должно применяться федеральное законодательство, регулирующее эту деятельность. В данном случае это Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях“, который регулирует отношения в области организации, охраны и использования ООПТ, в том числе определяет порядок создания ООПТ федерального, регионального и местного значения Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Поскольку Постановление администрации Красноярского края от 26 декабря 1995 г. N 635-п принято с нарушением требований, предусмотренных названным Федеральным законом, то Совет администрации Красноярского края вправе своим Постановлением N 175-п от 12 июля 2005 г. признать утратившим силу ранее принятое Постановление N 635-п, как незаконное.

Не могут служить основанием для удовлетворения требований прокурора и другие доводы, на которые ссылалась представитель прокуратуры края в судебном заседании в обоснование заявленных прокурором требований.

В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявления прокурора Красноярского края о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента издания Постановления Совета администрации Красноярского края от 12 июля 2005 года N 175-п “О признании утратившими силу правовых актов администрации края, Совета администрации края“ в части признания утратившим силу Постановления администрации края от 26 декабря 1995 года N 635-п “Об образовании особо охраняемой природной территории краевого значения - Ботанический сад Вс.М. Крутовского“ отказать.

Решение суда может быть обжаловано, а прокурором, участвующим в деле, принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со
дня изготовления решения в окончательном виде.

Председательствующий

И.В.ВОЙТА