Законы и постановления РФ

<Письмо> Управления ФНС РФ по Красноярскому краю от 21.03.2005 N 19-10/03853 “О налогообложении средств, полученных от реализации имущества, принадлежащего муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения“

При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер и является разъяснением по конкретному запросу.

Вопрос: Муниципальное унитарное предприятие является хозрасчетным предприятием и имеет имущество, закрепленное на правах хозяйственного ведения. Большая часть имущества приобретена на собственные средства предприятия. Из бюджета города предприятие не финансируется. Учредителем предприятия является комитет по управлению имуществом администрации города.

Просим разъяснить, правомерно ли требование учредителя о внесении в бюджет средств, полученных от реализации основных средств предприятия. Согласно Закону “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях“ N 161-ФЗ предприятие обязано только получать согласие учредителя на реализацию недвижимого имущества, а учредитель вправе предъявить свои требования о внесении в бюджет части прибыли,
полученной по итогам отчетного периода. Эти же положения закреплены и Уставом предприятия. Учредитель же, требуя внести средства в бюджет в полном объеме, ссылается на ст. 43 Бюджетного кодекса РФ. Кто прав?

Ответ:

УПРАВЛЕНИЕ ФНС РОССИИ ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ,

ТАЙМЫРСКОМУ (ДОЛГАНО-НЕНЕЦКОМУ) И ЭВЕНКИЙСКОМУ

АВТОНОМНЫМ ОКРУГАМ

ПИСЬМО

от 21 марта 2005 г. N 19-10/03853

О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ СРЕДСТВ, ПОЛУЧЕННЫХ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ

ИМУЩЕСТВА, ПРИНАДЛЕЖАЩЕГО МУНИЦИПАЛЬНОМУ

УНИТАРНОМУ ПРЕДПРИЯТИЮ НА ПРАВЕ

ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ

Управление ФНС России по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам, рассмотрев запрос, сообщает.

Согласно статье 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются, в частности, все российские организации без какого-либо исключения.

В соответствии с требованиями статьи 247 Кодекса прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. Статья 274 Кодекса предусматривает, что при определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. Особого порядка исчисления налога на прибыль унитарными предприятиями Кодексом не предусмотрено.

Пункт 1 статьи 248 Кодекса устанавливает, что к доходам в целях применения главы 25 Кодекса относятся в том числе и доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав. При этом товары определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 38 Кодекса, согласно которому товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Согласно пункту 2 статьи 38 Кодекса под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 249 Кодекса доходом от реализации признается, в частности, выручка от реализации товаров, как собственного производства, так и ранее приобретенных, определяемая исходя из всех поступлений, связанных
с расчетами за указанные товары.

В силу пункта 1 статьи 39 Кодекса реализацией товаров организацией признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами) права собственности на товары одним лицом другому лицу, следовательно, унитарное предприятие при продаже основных средств осуществляло операции по реализации товаров (амортизируемого имущества).

Пунктом 1 статьи 11 Кодекса предусмотрено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Статьей 251 Кодекса установлен перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, который является исчерпывающим. При этом указанной статьей Кодекса средства, получаемые унитарным предприятием от реализации амортизируемого имущества (основных средств), не отнесены к числу доходов, не учитываемых при определении налоговой базы.

Таким образом, полученная организацией выручка от реализации амортизируемых основных средств является доходом унитарного предприятия в соответствии со статьями 248 и 249 Кодекса, который при определении прибыли может быть уменьшен налогоплательщиком на остаточную стоимость указанного амортизируемого имущества и сумму расходов, связанных с его реализацией.

При этом прибыль по операциям реализации амортизируемого имущества определяется предприятием для целей налогообложения в специальном порядке, установленном статьями 268 и 323 Кодекса, и учитывается организацией при формировании налоговой базы по налогу на прибыль за соответствующий отчетный (налоговый) период.

Вышеизложенные положения налогового законодательства не противоречат нормам гражданского и бюджетного законодательства Российской Федерации.

Статья 43 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) состоит из 2 частей. Из части второй статьи 43 БК РФ следует, что в бюджеты всех уровней перечисляются средства, получаемые в процессе
приватизации государственного и муниципального имущества.

В части первой статьи 43 БК РФ говорится о средствах, получаемых от продажи государственного и муниципального имущества, и о зачислении их в соответствующие бюджеты в полном объеме.

Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических или юридических лиц (статья 1 Федерального закона от 21.12.01 N 178-ФЗ).

Действие этого Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении (подпункт 9 пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 21.12.01 N 178-ФЗ).

В соответствии со статьей 295 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальное унитарное предприятие вправе с согласия собственника имущества продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Таким образом, выручка от продажи основных средств является доходами данной коммерческой организации, а не доходами местного бюджета. Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.10.2002 по делу N 44-Г02-29.

Согласно пункту 1 статьи 42 БК РФ в доходах бюджетов учитывается часть прибыли унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, а не вся прибыль. Следовательно, собственник имущества (комитет по управлению имуществом администрации г. Зеленогорска) вправе принять решение о перечислении в местный бюджет только части прибыли, оставшейся в распоряжении муниципального унитарного предприятия после налогообложения.

И.о. заместителя

руководителя Управления,

советник налоговой службы

Российской Федерации I ранга

С.В.КОРОТКИХ-----