Законы и постановления РФ

<Письмо> Управления МНС России по Красноярскому краю от 14.09.2004 N 01-08/15333 “Об учете для целей налогообложения расходов, произведенных за счет заемных средств“

При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер и является разъяснением по конкретному запросу.

УПРАВЛЕНИЕ МНС РОССИИ ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ,

ТАЙМЫРСКОМУ (ДОЛГАНО-НЕНЕЦКОМУ) И ЭВЕНКИЙСКОМУ

АВТОНОМНЫМ ОКРУГАМ

ПИСЬМО

от 14 сентября 2004 г. N 01-08/15333

ОБ УЧЕТЕ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РАСХОДОВ,

ПРОИЗВЕДЕННЫХ ЗА СЧЕТ ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ

Управление МНС России по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам, рассмотрев запрос, сообщает следующее.

Из норм, содержащихся в главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), следует, что налог на добавленную стоимость, взимаемый с покупателей, является косвенным налогом, фактическим плательщиком которого являются потребители товаров (работ, услуг), уплачивающие налогоплательщику сумму налога в цене этих товаров (работ, услуг).

В свою очередь налогоплательщик получает
право на вычет (возмещение из бюджета) сумм налога на добавленную стоимость, которые предъявляются ему продавцами и оплачиваются им при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав), предназначенных для осуществления производственной деятельности или иных операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость.

Поэтому, принимая во внимание экономическую природу и правила исчисления налога на добавленную стоимость, Конституционным Судом Российской Федерации в его определении от 08.04.2004 N 169-О указано на необходимость исследования вопроса, что представляют собой те средства, которые направляются налогоплательщиком в оплату начисленных ему поставщиками сумм налога на добавленную стоимость. Если произведенные налогоплательщиком расходы на оплату начисленных сумм налога не обладают характером реальных затрат, не возникают и объективные условия для признания таких сумм фактически уплаченными поставщикам, поскольку, не осуществив реальные затраты на оплату начисленных сумм налога, налогоплательщик не может обладать правом уменьшать общую сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, на сумму налога, начисленную ему поставщиками.

Обладающими характером реальных и, следовательно, фактически уплаченными должны признаваться суммы налога, которые оплачиваются налогоплательщиком за счет собственного имущества или за счет собственных денежных средств. Что касается оплаты начисленных поставщиками сумм налога с помощью имущества (в том числе денежных средств и ценных бумаг), полученного налогоплательщиком по договору займа, то уплаченные поставщику суммы налога на добавленную стоимость удовлетворяют признаку реальности затрат только в момент исполнения налогоплательщиком своей обязанности по возврату суммы займа.

Учитывая изложенное, Конституционным Судом Российской Федерации дано частное определение понятия реальных понесенных затрат, которое применяется в отношении сумм налога на добавленную стоимость, уплачиваемых налогоплательщиком его поставщикам, и, во всяком случае, не может распространяться на порядок признания расходов при определении налоговой базы по налогам,
являющимся прямыми, в частности по налогу на прибыль при применении кассового метода, единому сельскохозяйственном налогу и единому налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения.

Что касается порядка признания расходов для целей налогообложения прибыли при применении организациями метода начисления, то расходы признаются такими налогоплательщиками в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.

Таким образом, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, единому сельскохозяйственному налогу и единому налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения, налоговым органам следует руководствоваться действующими нормами налогового законодательства, в том числе установленными статьями 272, 273, 346.5 и 346.17 Кодекса без учета вышеназванных положений определения Конституционного Суда Российской Федерации.

Советник налоговой службы

Российской Федерации 1 ранга

С.В.КОРОТКИХ-----------------