Законы и постановления РФ

Постановление Законодательного Собрания Красноярского края от 05.06.2001 N 14-1343П “О концепции семейной политики, защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства на 2001 - 2005 годы“

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 июня 2001 г. N 14-1343П

О КОНЦЕПЦИИ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ, ЗАЩИТЫ ПРАВ И ЗАКОННЫХ

ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ, ПОДДЕРЖКИ ДЕТСТВА НА 2001 - 2005 ГОДЫ

Рассмотрев концепцию семейной политики, защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства на 2001 - 2005 годы, в целях реализации Закона Красноярского края от 02.11.2000 N 12-961 “О защите прав ребенка“ Законодательное Собрание края постановляет:

1. Утвердить концепцию семейной политики, защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства на 2001 - 2005 годы (прилагается).

2. Предложить администрации края разработать в соответствии с целями и общими принципами концепции семейной политики, защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства на 2001
- 2005 годы краевые целевые программы и представить на утверждение в Законодательное Собрание края.

3. Органам государственной власти Красноярского края и органам местного самоуправления края при планировании и осуществлении мероприятий по вопросам семейной политики, защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства, а также при разработке и реализации целевых программ руководствоваться положениями настоящей концепции.

4. Считать утратившим силу Постановление Законодательного Собрания края от 06.10.1994 N 3-58П “О концепции семейной политики в Красноярском крае“.

5. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на постоянную комиссию Законодательного Собрания по науке и образованию.

Председатель

Законодательного Собрания края

А.В.УСС

КОНЦЕПЦИЯ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ, ЗАЩИТЫ ПРАВ И ЗАКОННЫХ

ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ, ПОДДЕРЖКИ ДЕТСТВА НА 2001 - 2005 ГОДЫ

Настоящая концепция разработана в целях формирования идеологии государственной семейной политики, защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства в Красноярском крае, направленной на реализацию Закона Красноярского края от 02.11.2000 N 12-961 “О защите прав ребенка“.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Государственная политика в отношении семьи, защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства, проводимая в Красноярском крае, основывается на государственной политике Российской Федерации, регулируется Конвенцией о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации“, Законом Красноярского края “О защите прав ребенка“ и является частью социально-экономической политики края.

Государственная политика в отношении семьи, защиты прав и интересов детей, поддержки детства - это деятельность государственных органов и учреждений, реализующих целостную систему мер экономического, правового, социального, медицинского, информационного, образовательного, культурного и организационного характера, направленных на стабилизацию и последовательное улучшение ситуации в сфере семьи, материнства, отцовства, детства и защиты прав и законных интересов детей.

Важнейшей задачей государственной политики в отношении семьи, защиты
прав и интересов детей, поддержки детства является оказание поддержки семьям, выполняющим свои основные функции, и помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, защита прав и интересов детей, организационно-финансовая поддержка детства.

Для реализации этой задачи необходима разработка механизмов и технологий, позволяющих активно использовать возможности семьи, государства, коммерческих и общественных организаций в решении сложных проблем общества, прежде всего - в воспитании и социализации подрастающего поколения.

Настоящий документ содержит концептуальные положения, на основе которых формируется и осуществляется краевая политика в отношении семьи, защиты прав и интересов детей, поддержки детства. Цели и принципы такой политики должны быть общими для всех органов государственной власти и местного самоуправления на территории края. Реализация настоящей концепции посредством комплексных целевых программ и иных организационно-правовых форм деятельности должна обеспечить поддержку семьи в выполнении ее важнейших функций, способствовать реализации возможностей семьи для самостоятельного решения своих проблем, гарантировать семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, комплексную социальную реабилитацию и правовую помощь.

2. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

Семья является фундаментальным институтом, важнейшей социальной ценностью, первоосновой общества. Семья обеспечивает всем своим членам экономическую, социальную, духовную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социальной защиты детей и молодежи.

В семье формируются основные потребности человека, реализуются такие важные общественные функции, как репродуктивная, воспитательная, социальная и экономическая.

Реализация Постановления Законодательного Собрания края от 6 октября 1994 года N 3-58П по вопросам государственной семейной политики в Красноярском крае позволила принять Законы Красноярского края “Об основах социального обслуживания населения в Красноярском крае“, “Об охране общественной нравственности“, “Об установлении размера оплаты труда приемных родителей“, “О защите прав ребенка“, краевые целевые программы “Дети-сироты“, “Дети-инвалиды“, “Безопасное материнство“,
“Планирование семьи“, “Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних“, “Отдых и оздоровление детей и подростков Красноярского края“, “Стабилизация и развитие образования Красноярского края“.

Разработаны и действуют целевые программы, отражающие проблемы семьи и детства. Все программы финансируются планово.

В рамках мероприятий по реализации краевых целевых программ “Планирование семьи“ и “Безопасное материнство“ получили развитие медико-генетическая служба с отделением дородовой диагностики заболеваний у детей, служба планирования семьи, краевые реанимационно-консультативные центры для новорожденных детей и беременных женщин с акушерской патологией.

В марте 1995 года вопрос “О работе органов социальной защиты населения Красноярского края по развитию системы социального обслуживания семьи и детей“ рассматривался на коллегии Министерства социальной защиты Российской Федерации. Опыт был одобрен и рекомендован для изучения.

За текущий период было создано 78 семейных воспитательных групп, в которые передано 92 ребенка. Работа по организации семейных воспитательных групп направлена на реализацию приоритетного права каждого ребенка жить и воспитываться в семье.

В рамках краевой целевой программы “Дети-сироты“ в 1999 году в г. Красноярске на базе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних “Забота“ открыта социальная гостиница для детей и подростков, оказавшихся в экстремальной ситуации.

На организацию отдыха и оздоровление детей в 2000 году израсходовано свыше 160 млн. рублей. Краевая целевая программа “Дети-инвалиды“ позволила сформировать основы комплексного решения проблем семей, имеющих детей с отклонениями в развитии; создать условия для самообеспечения семей; укрепить материально-техническую базу отделений медико-социальной реабилитации; расширить перечень и повысить качество предоставляемых услуг; подготовить более 240 специалистов для работы с детьми-инвалидами.

В 2000 году программой “Красноярская краевая молодежная биржа временных работ“ предусмотрено создание 8167 рабочих мест. Временное трудоустройство подростков и молодежи по сравнению с 1999 годом увеличено в 10
раз.

В крае действуют 179 учреждений дополнительного образования, в которых занимаются 162454 чел. (36% от общего числа школьников).

Всего различными формами дополнительного образования, внеурочной деятельностью в школе, вне школы занято 352335 детей и подростков (72,1% от общего числа школьников).

Для оказания необходимой помощи и поддержки детям, оставившим школу, сохранены 129 учебно-консультативных пунктов, в которых обучаются 2596 учащихся.

В современных условиях положение семьи в значительной степени зависит от политической и экономической обстановки в стране.

Сложившаяся за последние годы экономическая ситуация заметно ухудшила положение семей с детьми, снизила возможности семей и государства по жизнеобеспечению, развитию и социализации детей. Анализ ситуации показал, что большинство семей с несовершеннолетними детьми таких категорий, как многодетные, неполные семьи, а также семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями, находятся в постоянном, затянувшемся состоянии бедности.

К существовавшим ранее проблемам семьи добавились новые, нуждающиеся в скорейшем разрешении: это разрушение нравственных ориентиров и самой ценности семейных отношений, безработица, падение уровня жизни.

Все это негативно сказывается на семье, усиливает ее социальную уязвимость и в первую очередь отражается на детях, ухудшая условия их проживания и создавая угрозу жизни и здоровью.

Особенно остро проблема жизнеобеспечения стоит в сельских районах, так как семьи имеют среднедушевой доход ниже прожиточного уровня вследствие хронической безработицы.

На 01.01.2001 в Красноярском крае проживает:

многодетных семей - 28677 тыс., в них детей - 96667 тыс.;

детей-инвалидов - 13542 чел.;

семей, потерявших кормильца - 32917;

семей одиноких матерей - 35578;

детей, нуждающихся в поддержке государства - 388700.

Следует отметить, что продолжается рост числа детей-инвалидов. За год прирост составил 1000 детей.

Помимо традиционно социально уязвимых групп (многодетные семьи, семьи с детьми-инвалидами, неполные семьи) в число бедных семей попали новые группы
- безработные, работники бюджетной сферы, имеющие детей, то есть группы населения, которые способны и должны самостоятельно, своим трудом обеспечить достойный уровень благосостояния своим детям.

Продолжается рост числа семей несовершеннолетних родителей. На 01.01.2000 в крае насчитывается 839 таких семей, в которых воспитывается 852 ребенка (1998 г. - 735 семей, 753 ребенка).

Современное состояние общества характеризуется кризисом семьи как социального института. Вместе с тем существующий кризис предполагает выявление и разрешение назревших противоречий, связанных с изменением функций семьи, с содержанием семейных отношений.

Причины кризисного положения семьи коренятся в таких личностных и общественных проблемах, возникающих в процессе развития семьи, как:

1) изменение социально-экономической ситуации в стране, переход к системе рыночных отношений, разрушение общественных институтов, помогающих семье в выполнении ее функций;

2) разрушение сложившейся в обществе системы ценностей и нравственных ориентиров, жизненного уклада;

3) снижение возможности семьи в решении своих проблем как следствие социальной и экономической нестабильности в обществе;

4) преимущественная ориентация семейной политики на иждивенческую позицию семьи по отношению к государству;

5) несовершенство законодательства, регулирующего вопросы социально-экономической поддержки семьи;

6) низкая эффективность экономических и социальных мер, направленных на поддержку семьи;

7) отсутствие координации в деятельности ведомств социальной сферы, осуществляющих мероприятия по социальной поддержке семьи;

8) резкое снижение уровня социальных гарантий в жизненно важных сферах развития: медицине, образовании, культуре.

На основе анализа ситуации, сложившейся в сфере реализации семьей ее важнейших функций, определены основные цели государственной семейной политики в крае.

2.1. Цели государственной политики в отношении семьи, защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства в крае

1. Создание государством необходимых правовых, организационных, экономических, социальных условий для выполнения семьей ее функций.

2. Создание условий для самостоятельного решения семьей своих проблем.

3. Обеспечение
условий для реализации всеми членами семьи своих возможностей в профессиональной и общественной деятельности.

4. Развитие и поддержка различных форм семейного воспитания, сочетание семейного воспитания с общественным.

5. Создание благоприятных условий для рождения и воспитания здоровых детей.

6. Создание благоприятных условий для развития, воспитания и образования детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

7. Создание условий для профилактики детской безнадзорности и социального сиротства, переход к воспитанию детей-сирот и детей, лишившихся родительского попечения, преимущественно в семейной среде.

8. Создание условий для сокращения числа правонарушений несовершеннолетних.

9. Создание равных условий для получения детьми качественного образования.

10. Создание условий для обеспечения доступа детей к культурным мероприятиям и духовным ценностям.

2.2. Принципы реализации государственной политики в отношении семьи, защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства в крае

Концепция государственной политики в отношении семьи, защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства в крае определяет единые принципы, основополагающие начала, обеспечивающие координацию и эффективность деятельности органов и учреждений, защищающих интересы семьи и детей, обеспечивающих предоставление социальных услуг, оказание помощи и поддержки.

2.3. Реализация государственной политики в отношении семьи, защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства в крае строится на основе следующих принципов:

1) признания партнерских отношений между государством и семьей как важнейшим социальным институтом;

2) признания государством самостоятельности и автономности семьи как важнейшего социального института;

3) стимулирования активности и ответственности семьи в определении и реализации ее приоритетных задач;

4) обеспечения семье необходимых условий для реализации ее важнейших функций;

5) дифференцированного, адресного подхода при оказании помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

6) обеспечения реальной ответственности семьи, государственных органов и учреждений за нарушение прав и законных интересов детей и причинение им вреда.

3. ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ СЕМЬИ, ЗАЩИТЫ ПРАВ И ЗАКОННЫХ

ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ, ПОДДЕРЖКИ ДЕТСТВА В КРАЕ

Основной стратегией государственной политики в отношении семьи, защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства в крае является точное определение приоритетов, дифференцированный подход в работе с семьей и адресность в предоставлении конкретных видов помощи.

Для реализации краевой семейной политики в качестве приоритетных выделяются следующие основные направления деятельности:

1) совершенствование законодательной базы для эффективной и своевременной защиты прав и интересов семьи, детей;

2) охрана репродуктивного здоровья населения, в первую очередь беременных женщин и их потомства, профилактика детской инвалидности;

3) поддержка развития индивидуальной трудовой деятельности, семейного предпринимательства;

4) повышение гарантий материального обеспечения ребенка путем усиления государственного контроля за своевременной и полной выплатой алиментов;

5) расширение натуральных выдач, льгот и дополнительных целевых выплат семьям с детьми путем сочетания различных форм социальной поддержки семьи и детей в зависимости от семейного состава населения;

6) обеспечение доступности для всех детей детских дошкольных учреждений путем развития сети таких учреждений различных форм собственности;

7) развитие сети доступных для всех семей внешкольных учреждений, летних оздоровительных лагерей для школьников;

8) государственная поддержка молодой семьи в решении материальных, жилищных проблем, получении образования, воспитании детей;

9) развитие системы социальной и психолого-педагогической поддержки семьи;

10) развитие новых форм семейного воспитания для детей, лишившихся родительского попечения;

11) социальная профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

12) безусловная реализация государственных социальных гарантий жизнеобеспечения, образования и отдыха детей, обеспечение дополнительных социальных гарантий детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;

13) охрана здоровья семьи и детей, формирование здорового образа жизни;

14) организационное, научное и кадровое обеспечение реализации государственной политики в отношении семьи, защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства в
крае.

4. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В

ОТНОШЕНИИ СЕМЬИ, ЗАЩИТЫ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ,

ПОДДЕРЖКИ ДЕТСТВА В КРАЕ

Включение механизмов реализации государственной политики предполагает обеспечение последовательного достижения целей, обозначенных в настоящем документе и определяющих направления деятельности государственных органов и учреждений по стабилизации и последовательному улучшению ситуации в сфере семьи, материнства и детства. К числу таких механизмов относятся:

1) принятие и совершенствование законодательных и иных нормативных актов; внесение в порядке законодательной инициативы изменений и дополнений в действующее законодательство Российской Федерации и иные правовые акты по вопросам семейной политики, защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства;

2) разработка и реализация краевых целевых программ, обеспечивающих финансирование из краевого бюджета и бюджетов органов местного самоуправления реализации государственной семейной политики, защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства;

3) создание специальных структур (комитетов, комиссий) по вопросам семьи, защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства при органах исполнительной власти и местного самоуправления;

4) создание замкнутой научно-методической системы, обеспечивающей проведение научных исследований и разработку теоретико-методологических основ семейной политики, защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства;

5) подготовка и повышение квалификации специалистов, работающих с семьей и детьми;

6) разработка и реализация программ правового просвещения семьи и детей;

7) создание системы медико-психолого-педагогической поддержки детства (центры, консультации, комплексы);

8) проведение экспертизы и мониторинга краевой семейной политики;

9) совершенствование социальной и демографической статистики, характеризующей положение семей и детей;

10) разработка критериев устойчивости семьи;

11) сотрудничество со средствами массовой информации в целях обеспечения широкого объективного освещения в них проблем семьи, защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства;

12) поддержка общественных инициатив и взаимодействие с организациями и объединениями, занимающимися проблемами семьи и детей;

13) создание
межведомственного совета по реализации семейной политики, защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства.