Законы и постановления РФ

Закон Красноярского края от 08.02.2001 N 13-1167 “О социальном партнерстве в Красноярском крае“

Утратил силу в связи с принятием Закона Красноярского края от 25.06.2003 N 11-2090, вступившего в силу по истечении 10 дней после официального опубликования в газете “Красноярский рабочий“.

Вступил в силу в соответствии со статьей 36 данного документа.

8 февраля 2001 года N 13-1167

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ЗАКОН

КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

О СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ

Настоящий Закон определяет правовые основы организации и функционирования системы социального партнерства в Красноярском крае с целью регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений и достижения общественного согласия.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия социального партнерства

Социальное партнерство - система взаимоотношений между работниками, их представителями (профсоюзами, их объединениями, иными уполномоченными работниками органами), работодателями,
их представителями (объединениями работодателей, иными уполномоченными работодателями органами), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на выработку и принятие решений по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам обеспечения социального мира и общественного развития.

Система социального партнерства - совокупность мер организационного, правового, экономического характера в области социально-трудовых отношений, разрешения социально-трудовых конфликтов.

Стороны социального партнерства - работники (их представители), работодатели (их представители), органы государственной власти Красноярского края, органы местного самоуправления.

Организация - юридическое лицо независимо от формы собственности либо организация, действующая в соответствии с законодательством, без образования юридического лица.

Работник - физическое лицо, работающее на основании трудового договора (контракта).

Работодатель - организация либо физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, с которым работники состоят в трудовых отношениях.

Акты социального партнерства - коллективные договоры, соглашения и иные правовые акты, регулирующие социально-трудовые отношения.

Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения, заключаемый работниками организации, филиала, представительства (далее - работники организаций) с работодателем.

Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между сторонами социального партнерства и заключаемый на уровнях Российской Федерации, Красноярского края, территории муниципальных образований, отрасли, профессии.

Краевое трехстороннее соглашение - правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, социальные нормативы и программы, нормы оплаты и другие условия труда, социальные гарантии и льготы на территории Красноярского края.

Краевое отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение - правовой акт, устанавливающий нормы оплаты и другие условия труда, социальные гарантии и льготы для работников определенной отрасли (отраслей).

Краевое профессиональное тарифное соглашение - правовой акт, устанавливающий нормы оплаты и иные условия труда, социальные гарантии и льготы для работников определенных профессий.

Территориальное соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения,
связанные с территориальными особенностями муниципальных образований, действующий на территории одного или нескольких муниципальных образований.

Статья 2. Правовая основа социального партнерства

1. Правовой основой социального партнерства являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные международные нормы, договоры Российской Федерации, федеральные законы, настоящий Закон, другие законы Красноярского края, а также иные нормативные правовые акты, регулирующие социально-трудовые отношения.

2. В рамках социального партнерства в Красноярском крае действуют Генеральное соглашение (заключаемое общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации), краевое трехстороннее соглашение, отраслевые (межотраслевые) тарифные, профессиональные тарифные, территориальные и иные соглашения, коллективные договоры, заключенные в соответствии с законодательством и распространяющие свое действие на организации края.

Статья 3. Принципы социального партнерства

Социальное партнерство строится на следующих принципах:

а) уважение и учет интересов участников переговоров;

б) соблюдение сторонами социального партнерства международных норм, законодательства Российской Федерации и Красноярского края;

в) полномочность сторон социального партнерства и их представителей;

г) равноправие сторон и доверие в отношениях;

д) невмешательство в дела друг друга;

е) свобода выбора и обсуждения вопросов, входящих в сферу социального партнерства;

ж) приоритетность примирительных методов и процедур в переговорах;

з) соблюдение предусмотренных действующим законодательством примирительных и иных процедур при разрешении коллективных трудовых споров;

и) добровольность принятия обязательств сторонами социального партнерства на основе взаимного согласования;

к) реальность обеспечения принятых сторонами социального партнерства обязательств;

л) обязательность исполнения достигнутых договоренностей;

м) систематичность контроля за выполнением принятых в рамках социального партнерства соглашений, договоров и решений;

н) ответственность сторон, их представителей, должностных и иных лиц в соответствии с действующим законодательством за невыполнение по их вине принятых обязательств, соглашений, договоров, решений;

о) представление на бесплатной основе объективной и полной взаимной информации, относящейся к социально-трудовым и связанным с ними отношениям;

п) регулярность проведения консультаций и
переговоров по вопросам, входящим в сферу социального партнерства.

Статья 4. Сфера действия настоящего Закона

1. Действие настоящего Закона распространяется на всех работников и работодателей, представителей работников и представителей работодателей, действующих на территории Красноярского края, а также на органы государственной власти и органы местного самоуправления.

2. Настоящий Закон действует на территории автономных округов при наличии договоров края с автономными округами, регулирующих отношения в области социального партнерства.

Статья 5. Представительство сторон социального партнерства

1. Представители работников - органы профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные собранием на представительство интересов работников. Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган профсоюза представлять их интересы в ходе коллективных переговоров, заключения, изменения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением.

2. Представители работодателей - уполномоченные работодателями органы.

Уполномоченными работодателями органами являются:

а) руководители организаций или другие лица, полномочные в соответствии с уставом или заменяющим устав учредительным документом организации вести переговоры по социально-трудовым вопросам, заключать соглашения и иные акты социального партнерства, участвовать в процедурах по разрешению коллективных трудовых споров;

б) объединения работодателей (уполномоченные объединения работодателей), имеющие на основании действующего законодательства или устава объединения (в том числе заменяющего устав учредительного документа) следующие полномочия:

вести переговоры по социально-трудовым вопросам от имени входящих в объединение работодателей;

заключать соглашения и иные акты социального партнерства от лица работодателей, входящих на момент заключения данных актов в объединение;

участвовать в процедурах по разрешению коллективных трудовых споров от имени входящих в объединение работодателей;

в) уполномоченные работодателями организации на основании доверенностей от их (его) имени:

вести переговоры по социально-трудовым вопросам;

заключать соглашения и
иные акты социального партнерства;

участвовать в процедурах по разрешению коллективных трудовых споров.

3. Представители органов государственной власти и органов местного самоуправления - лица, представляющие интересы указанных органов в порядке, определяемом действующим законодательством, Уставом Красноярского края и уставами муниципальных образований.

Глава 2. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Статья 6. Система социального партнерства в Красноярском крае

Система социального партнерства в Красноярском крае включает в себя следующие элементы:

а) органы социального партнерства: трехсторонние (двухсторонние) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, координационные комитеты содействия занятости населения, органы по урегулированию коллективных трудовых споров;

б) соглашения, коллективные договоры, а также решения, принимаемые органами социального партнерства;

в) процедуры ведения консультаций, переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений, принятия совместных решений.

Статья 7. Задачи системы социального партнерства

Деятельность системы социального партнерства направлена на выполнение следующих основных задач:

а) совершенствование и развитие организационных форм социального партнерства в крае;

б) совершенствование механизма взаимодействия сторон социального партнерства;

в) повышение роли краевого трехстороннего соглашения, отраслевых, профессиональных и территориальных соглашений;

г) разработка и заключение коллективных договоров и соглашений;

д) содействие реализации прав и обязанностей сторон социального партнерства;

е) создание условий для обеспечения занятости населения и развития рынка труда;

ж) обеспечение взаимодействия сторон социального партнерства в осуществлении краевых целевых программ в области социально-экономического развития территорий, экологической безопасности, охраны труда и здоровья населения, его социальной защиты и занятости;

з) предупреждение кризисных явлений и конфликтов в социально-трудовой сфере.

Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Статья 8. Механизм реализации социального партнерства

1. Основными органами системы социального партнерства являются трехсторонние (двухсторонние) комиссии.

2. Комиссии могут создаваться на краевом и территориальном уровнях социального партнерства.

3. Стороны, имеющие право участвовать в заключении соглашений и коллективных договоров, на основе взаимной договоренности могут формировать другие трехсторонние, двухсторонние органы, способствующие развитию
социального партнерства по отдельным направлениям.

Статья 9. Краевая трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

1. На краевом уровне органом социального партнерства является краевая трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.

2. Краевая трехсторонняя комиссия формируется по представлению следующих сторон социального партнерства: администрации края, профессиональных союзов и их объединений, устав (положение) которых предусматривает осуществление деятельности на территории края, уполномоченных работодателями органов с общей численностью работников, занятых у работодателей, представляемых данным органом, более 5000 человек. Если общая численность работников, занятых у работодателей, представляемых уполномоченным работодателями органом составляет менее 5000 человек, право представительства данному органу в краевой трехсторонней комиссии может быть предоставлено совместным решением сторон социального партнерства, принимающих участие в работе краевой трехсторонней комиссии.

3. Состав комиссии утверждается Губернатором края.

4. Краевая трехсторонняя комиссия руководствуется в своей деятельности законодательством и Положением о краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, утверждаемым администрацией края, полномочными органами профсоюзов и их объединений, уполномоченными работодателями органами, имеющими право на представительство в краевой трехсторонней комиссии.

5. Функциями краевой трехсторонней комиссии являются:

а) ведение переговоров по заключению краевого трехстороннего соглашения, осуществление контроля за ходом выполнения данного соглашения;

б) регулирование социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, участие в выработке и реализации социально ориентированной политики экономических преобразований в Красноярском крае;

в) содействие заключению коллективных договоров, территориальных, краевых отраслевых (межотраслевых) тарифных, профессиональных тарифных соглашений, участие в их разработке через создаваемые рабочие органы и группы;

г) разрешение разногласий, возникающих в ходе разработки, заключения и реализации территориальных, краевых отраслевых (межотраслевых) тарифных, профессиональных тарифных соглашений;

д) разработка и осуществление мер по предупреждению коллективных трудовых споров (конфликтов) и содействию их урегулирования на территории края;

е) обсуждение проектов законов Красноярского
края, иных нормативных правовых актов, принимаемых органами власти Красноярского края по вопросам социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.

6. К компетенции краевой трехсторонней комиссии относится:

а) принятие решений по вопросам, относящимся к ее функциям, которые обязательны для рассмотрения органами государственной власти края, профсоюзами и их объединениями, работодателями и их объединениями, действующими на территории края;

б) инициирование перед Законодательным Собранием Красноярского края и администрацией Красноярского края принятия законов и иных нормативных актов, касающихся социально-трудовой сферы;

в) проведение экспертизы территориальных, краевых отраслевых (межотраслевых) тарифных, профессиональных тарифных соглашений в целях обеспечения координации в регулировании социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений с учетом специфики отраслей, профессий, общекраевых интересов;

г) осуществление контроля за выполнением сторонами обязательств, предусмотренных краевым трехсторонним соглашением и соглашениями, коллективными договорами, заключаемыми на территории края, а также предусмотренными Генеральным соглашением и тарифными соглашениями, заключаемыми на федеральном уровне;

д) внесение предложений о привлечении к ответственности лиц, не выполняющих акты социального партнерства;

е) осуществление иных полномочий, предоставленных комиссии краевым трехсторонним соглашением;

7. Разногласия между сторонами, возникающие в ходе работы краевой трехсторонней комиссии, разрешаются на основе взаимных консультаций в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Координаторы сторон краевой трехсторонней комиссии

1. Каждая из сторон социального партнерства, принимающая участие в работе краевой трехсторонней комиссии, для обеспечения оперативного взаимодействия с другими сторонами назначает координатора стороны.

2. Координаторы сторон являются членами краевой трехсторонней комиссии и выполняют организационные функции на общественных началах.

Статья 11. Члены краевой трехсторонней комиссии

1. Члены краевой трехсторонней комиссии в своей деятельности руководствуются действующим законодательством, положением о комиссии.

2. Члены краевой трехсторонней комиссии:

а) участвуют в заседаниях комиссии и рабочих групп, в подготовке проектов решений;

б) вносят
предложения по вопросам, относящимся к компетенции комиссии, для рассмотрения на заседаниях комиссии и рабочих групп;

в) обращаются в органы государственной власти края, органы местного самоуправления, профессиональные союзы, иные представительные органы работников, в объединения работодателей, к руководителям организаций и получают письменный ответ по существу поставленных вопросов в сроки, установленные законодательством.

3. Членам краевой трехсторонней комиссии на период их деятельности в порядке, предусмотренном положением о комиссии, выдаются соответствующие удостоверения. Образец удостоверения утверждается соглашением сторон краевой трехсторонней комиссии.

4. Члены краевой трехсторонней комиссии могут принимать участие в заседаниях сессии и постоянных комиссий Законодательного Собрания края, в заседаниях комиссий при Губернаторе края при обсуждении вопросов, входящих в компетенцию трехсторонней комиссии.

Статья 12. Обеспечение деятельности краевой трехсторонней комиссии

Материально-техническое, организационное и информационно-методическое обеспечение деятельности краевой трехсторонней комиссии осуществляется в порядке, установленном Губернатором края.

Статья 13. Территориальная комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

1. Территориальная комиссия по регулированию социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений является органом социального партнерства на территории одного или нескольких муниципальных образований.

Предметом регулирования отношений сторон на территориальном уровне являются социально-трудовые отношения, а также условия труда, социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями одного или нескольких муниципальных образований.

2. Территориальная комиссия формируется по представлению следующих сторон социального партнерства: органа (органов) местного самоуправления, профсоюзов и их объединений, устав (положение) которых предусматривает осуществление деятельности на соответствующей территории, соответствующих уполномоченных работодателями органов с общей численностью работников, занятых у работодателей, представляемых данным органом, составляющей более 500 человек. Если общая численность работников, занятых у работодателей, представляемых уполномоченным работодателями органом, составляет менее 500 человек, право представительства данному органу в территориальной комиссии может быть предоставлено совместным решением сторон
социального партнерства, принимающих участие в работе территориальной комиссии.

Статья 14. Организация работы территориальной комиссии

1. Срок полномочий территориальной комиссии устанавливается сторонами социального партнерства, имеющими своих представителей в данной комиссии.

2. Для организации работы территориальной комиссии стороны социального партнерства могут создавать рабочие группы.

3. Положение о территориальной комиссии утверждается сторонами социального партнерства, принимающими участие в ее работе.

Статья 15. Финансовое обеспечение социального партнерства

1. Финансирование развития системы социального партнерства осуществляется за счет средств соответствующих сторон социального партнерства на основе их совместных решений и утвержденных планов.

2. Основными направлениями развития системы социального партнерства, подлежащими финансированию, являются:

а) проведение научных исследований в области социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений;

б) подготовка кадров специалистов - организаторов, обеспечивающих ведение переговоров в сфере социального партнерства, подготовка и заключение коллективных договоров и соглашений;

в) урегулирование коллективных трудовых споров.

3. Организационное, информационно-методическое и материально-техническое обеспечение системы социального партнерства осуществляется соответствующими органами по труду в пределах бюджетного финансирования.

Глава 4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ДЕЙСТВИЕ СОГЛАШЕНИЙ

Статья 16. Порядок ведения переговоров по разработке, заключению и изменению соглашений

1. Инициатор переговоров определяет круг участников переговоров и рассылает им уведомления о начале переговоров.

2. В течение 7 дней после получения от инициатора заключения соглашения уведомления о начале переговоров работодатели, не входящие в уполномоченное объединение работодателей, обязаны или обеспечить свое представительство на переговорах в порядке, предусмотренном статьей 5 настоящего Закона, с уведомлением инициатора о форме данного представительства, или представить обоснованный отказ от участия в переговорах, при условии, что на данного работодателя не распространяется статья 20 настоящего Закона.

Уполномоченный работодателями орган, не отвечающий требованиям участника соглашения, обращается к сторонам переговоров с предложением о присвоении ему статуса участника соглашения на основе
совместного решения сторон.

Статья 17. Краевое трехстороннее соглашение

1. Краевое трехстороннее соглашение заключается сторонами социального партнерства, имеющими право на представительство в краевой трехсторонней комиссии.

2. Краевое трехстороннее соглашение разрабатывается на основе переговоров между соответствующими сторонами социального партнерства и заключается до принятия закона края о краевом бюджете на соответствующий год.

3. Условия, содержащиеся в краевом трехстороннем соглашении, не могут ухудшать положение работников по сравнению с законодательством Российской Федерации, Генеральным соглашением, общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми) тарифными и профессиональными тарифными соглашениями на соответствующий период.

Статья 18. Краевые отраслевые (межотраслевые) тарифные, профессиональные тарифные соглашения

1. Краевые отраслевые (межотраслевые), профессиональные тарифные соглашения заключаются сторонами социального партнерства, имеющими право на представительство в краевой трехсторонней комиссии: администрацией Красноярского края в лице ее уполномоченных представителей, профессиональными союзами и их объединениями, объединяющими работников соответствующей отрасли (отраслей), профессии, устав (положение) которых предусматривает осуществление деятельности на территории края, уполномоченными работодателями отрасли (отраслей) органами, а также органом по труду администрации Красноярского края.

2. Краевые отраслевые (межотраслевые) тарифные, профессиональные тарифные соглашения разрабатываются на основе переговоров между соответствующими сторонами социального партнерства.

3. Условия, содержащиеся в краевых отраслевых (межотраслевых) тарифных, профессиональных тарифных соглашениях, не могут ухудшать положение работников по сравнению с законодательством, Генеральным соглашением, общероссийским отраслевым (межотраслевым) тарифным соглашением, краевым трехсторонним соглашением на соответствующий период.

4. При заключении краевого отраслевого (межотраслевого), профессионального тарифного соглашений в отраслях бюджетной сферы предметом регулирования соглашения является установление для работников соответствующей отрасли (отраслей), профессий, социальных гарантий и льгот, норм и минимальных гарантий оплаты и иных условий труда в данных отраслях, обеспеченных финансированием бюджета края.

Статья 19. Территориальные соглашения

1. Территориальные соглашения могут заключаться в виде территориальных трехсторонних (двухсторонних) соглашений и территориальных отраслевых (межотраслевых), профессиональных тарифных соглашений.

2. Территориальные трехсторонние (двухсторонние) соглашения заключаются между сторонами социального партнерства, имеющими право на представительство в соответствующей территориальной комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

3. Территориальные трехсторонние (двухсторонние) соглашения не могут ухудшать положение работников по сравнению с законодательством, Генеральным соглашением, краевым трехсторонним соглашением, отраслевыми (межотраслевыми) тарифными соглашениями.

4. Территориальное отраслевое (межотраслевое), профессиональное тарифное соглашение является видом территориального соглашения и регулирует нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников определенных профессий, отраслей на соответствующей территории.

5. Участниками территориального отраслевого (межотраслевого), профессионального тарифного соглашения могут быть стороны социального партнерства, имеющие право на представительство в территориальных комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений: профессиональные союзы и их объединения, объединяющие работников соответствующей отрасли (отраслей), профессии, устав (положение) которых предусматривает осуществление деятельности на соответствующей территории, органы местного самоуправления, а также работодатели отрасли (отраслей) в лице уполномоченных работодателями органов.

6. Территориальное тарифное соглашение не может ухудшать положение работников по сравнению с законодательством Российской Федерации, Генеральным соглашением, краевым трехсторонним соглашением, общероссийским тарифным соглашением, краевыми тарифными соглашениями, территориальными трех- (двух-) сторонним соглашением.

7. При заключении территориального тарифного соглашения в отраслях бюджетной сферы предметом регулирования соглашения является установление для работников соответствующей отрасли (отраслей), профессий, социальных гарантий и льгот, норм и минимальных гарантий оплаты и иных условий труда в данных отраслях, обеспеченных финансированием из местных бюджетов.

Статья 20. Стороны, обязанные участвовать в переговорах по заключению и изменению соглашений

В случае получения уведомления о начале коллективных переговоров по заключению или изменению соглашений в порядке, предусмотренном статьей 16 настоящего Закона, в данных переговорах обязаны участвовать следующие стороны социального партнерства:

работодатели, являющиеся организациями, в которых действуют первичные профсоюзные организации, объединенные профсоюзом (объединением профсоюзов), заявившим об участии в переговорах и имеющим право на участие в данных переговорах;

работодатели, являющиеся индивидуальными предпринимателями, действующими без образования юридического лица, у которых не менее 10 работников являются членами профсоюза, заявившего об участии в переговорах и имеющего право на участие в данных переговорах;

объединения работодателей, действующие в рамках соответствующей отрасли (отраслей) или территории, в случае, если не менее 15 процентов занятых у членов данного объединения работников объединено в профсоюз (объединение профсоюзов), заявивший об участии в переговорах и имеющий право на участие в данных переговорах;

администрация края при заключении, изменении краевого трехстороннего соглашения и краевых отраслевых (межотраслевых), профессиональных тарифных соглашений, распространяющихся на работников, занятых в отраслях бюджетной сферы края;

органы местного самоуправления при заключении, изменении территориальных трех-, двухсторонних и территориальных отраслевых (межотраслевых), профессиональных тарифных соглашений, распространяющихся на работников, занятых в отраслях бюджетной сферы соответствующей территории.

Статья 21. Порядок разработки и заключения соглашений

1. Содержание, порядок, конкретные сроки разработки и заключения соглашений определяются комиссиями.

2. Соглашения подписываются полномочными представителями сторон социального партнерства в сроки, установленные соглашением сторон, как правило, до конца текущего года.

3. Регулирование разногласий в ходе переговоров при заключении и исполнении соглашений производится в соответствии с действующим законодательством. По неурегулированным вопросам составляется протокол разногласий.

4. После заключения соглашения его текст рассылается сторонам социального партнерства в порядке, определяемом участниками соглашения.

Статья 22. Распространение действия соглашений. Присоединение к соглашениям и порядок их подписания при присоединении

1. Порядок подписания соглашений определяется сторонами.

2. Момент подписания соглашения является моментом окончания коллективных переговоров по его заключению.

3. Действие соглашения, в разработке и заключении которого участвовало объединение работодателей, распространяется на всех работодателей, которые на момент заключения соглашения были членами данного объединения работодателей.

4. Работодатели, вступающие в объединение, присоединяются к действующим соглашениям, ранее заключенным данным объединением работодателей, в порядке, предусмотренном действующим законодательством или уставом объединения работодателей.

5. Соглашения распространяются на работников, работодателей, которые уполномочили своих представителей разработать и заключить соглашение от их имени, органы государственной власти и органы местного самоуправления, заключившие данные соглашения, а также на работодателей, присоединившихся к соглашению.

6. В случае заключения соглашения, в сферу действия которого включается 50 процентов работников отрасли (отраслей), профессии, территории, соответствующий орган по труду вправе предложить работодателям, их объединениям и иным уполномоченным работодателями органам, органам местного самоуправления, не участвовавшим в заключении соглашения, присоединиться к нему.

7. В тех случаях, когда на работников одновременно распространяется действие различных соглашений, действуют соглашения, наиболее благоприятные для работников. Профсоюзы и их объединения, работодатели и их объединения, не участвующие в переговорах по заключению соглашения, могут присоединиться к нему, направив каждой из сторон письменное уведомление о своем намерении и принятии на себя обязательств соответствующей стороны.

8. Если член объединения работодателей вышел из данного объединения после заключения соглашения, действие данного соглашения продолжает распространяться на него на срок действия данного соглашения.

9. Если член объединения работодателей вышел из объединения до заключения соглашения, он вправе продолжить участие в переговорах самостоятельно в случае, если отвечает требованиям, установленным настоящим Законом.

10. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет.

Статья 23. Порядок изменения и дополнения соглашения, прекращение его действия

1. Изменение и дополнение соглашения производится по взаимному согласию сторон в порядке, определенном соглашением, а если он не определен, то в порядке, установленном законодательством.

2. Досрочное прекращение действия соглашения возможно только по взаимному соглашению сторон.

Статья 24. Обеспечение выполнения соглашения

1. Выполнение соглашения обеспечивают стороны социального партнерства и соответствующая комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.

2. Каждая из сторон социального партнерства разрабатывает мероприятия по реализации соглашения в течение срока, обусловленного соглашением.

3. Ход выполнения соглашения рассматривается сторонами социального партнерства не реже 1 раза в квартал. Результаты публикуются в средствах массовой информации, определяемых сторонами соглашения.

4. Условия, содержащиеся в соглашениях, учитываются при принятии законов края и иных нормативных правовых актов края и муниципальных образований, относящихся к предмету регулирования данных соглашений.

5. Заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, по общему правилу осуществляются сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения. В ином случае администрация края и органы местного самоуправления инициируют принятие поправок к бюджету соответствующего уровня для обеспечения бюджетного финансирования выполнения соглашения.

Расходы, связанные с выполнением соглашений, заключаемых от лица администрации края и органов местного самоуправления и требующих бюджетного финансирования, подлежат обязательному включению в проекты нормативных правовых актов о соответствующих бюджетах на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения.

Условия соглашений, требующие бюджетного финансирования, действуют в части, предусмотренной соответствующим бюджетом. После принятия соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения, требующего бюджетного финансирован“я, стороны данного соглашения в специальном приложении к соглашению фиксируют условия соглашения, обеспеченные финансированием соответствующего бюджета.

При неполном обеспечении в текущем финансовом году бюджетным финансированием соответствующих условий соглашения представители работников, являющиеся стороной соглашения, имеют право выдвинуть требования об изменении соглашения на текущий финансовый год.

Статья 25. Уведомительная регистрация соглашений

Подписанные сторонами соглашения в течение семи дней после подписания направляются представителями работодателей - участниками соглашения в комитет труда администрации края для уведомительной регистрации. При проведении уведомительной регистрации комитет труда администрации края выявляет условия соглашения, противоречащие законодательству о труде, и сообщает сторонам соглашения о выявленных противоречиях.

Условия соглашения, не противоречащие законодательству, приобретают юридическую силу для его участников с момента заключения соглашения вне зависимости от уведомительной регистрации данного соглашения.

Глава 5. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДОГОВОРЫ

Статья 26. Коллективные договоры

Организации, заключившие коллективные договоры, обладают по представлению краевой трехсторонней комиссии преимущественным правом на рассмотрение вопросов обеспечения социальной и экономической деятельности организаций, социальной защиты работников в администрации Красноярского края, органах местного самоуправления, объединениях работодателей, в профсоюзах.

Статья 27. Порядок проведения переговоров о заключении коллективного договора

1. Разработка, заключение и реализация коллективных договоров осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также соглашениями, заключаемыми сторонами социального партнерства.

2. Представители работников организации, не достигшие согласия о создании единого представительного органа, имеют право на заключение отдельного (или совместного с другими представителями работников) коллективного договора от имени представляемых ими работников.

Статья 28. Уведомительная регистрация коллективного договора

1. Работодатель обязан не позднее семи дней после подписания коллективного договора направить подписанный и оформленный надлежащим образом (с указанием даты проведения, номера протокола общего собрания (конференции) работников, подписями представителей сторон и печатью работодателя) текст договора для уведомительной регистрации в соответствующий территориальный орган по труду по месту нахождения работодателя. При этом один экземпляр коллективного договора с приложениями остается в территориальном органе по труду.

2. Соответствующий орган по труду после поступления на регистрацию коллективного договора обязан осуществить его регистрацию и провести проверку соответствия его содержания требованиям законодательства.

3. В случаях установления несоответствия коллективного договора требованиям законодательства, включения в него условий, ухудшающих положение работников, территориальный орган по труду, осуществивший регистрацию, направляет сторонам коллективного договора предложение о внесении соответствующих изменений в коллективный договор, которое должно быть рассмотрено сторонами.

Стороны вносят в установленном порядке соответствующие изменения в коллективный договор и вновь направляют его в территориальный орган по труду.

4. Условия коллективного договора, противоречащие законодательству, не имеют юридической силы и не могут применяться.

5. Условия коллективного договора, не противоречащие законодательству, приобретают юридическую силу для его сторон с момента заключения коллективного договора вне зависимости от уведомительной регистрации данного коллективного договора.

Статья 29. Содержание коллективных договоров

1. Содержание коллективных договоров определяется сторонами в соответствии с Законом РФ “О коллективных договорах и соглашениях“. Обязательному закреплению в коллективных договорах подлежат следующие нормативные положения:

а) порядок и размер компенсации работнику причиненных убытков, в том числе упущенной выгоды в случае задержки оплаты труда в размере, не ниже установленного законодательством;

б) порядок и размер компенсационных выплат в пользу работника в случае причинения убытков работнику вследствие нарушения условий коллективного договора и соглашений и законодательства о труде;

в) порядок и размер компенсационных выплат в пользу профсоюза в случае причинения убытков профсоюзу вследствие нарушения условий коллективного договора, соглашений, законодательства о профсоюзах либо воспрепятствования деятельности профсоюза;

г) сроки предварительного согласования с соответствующим профсоюзом увольнения по инициативе администрации работников, являющихся членами профсоюза;

д) порядок уведомления профсоюза и проведения консультаций с ним в случаях массового высвобождения работников в связи с совершенствованием организации труда, ликвидацией, перепрофилированием организации, ее структурных подразделений, полной или частичной приостановкой производства по инициативе работодателя;

е) обеспечение преимущественного права сохранения места работы для отдельных категорий работников при осуществлении работодателем мероприятий по сокращению численности или штата работников организации;

ж) механизм регулирования оплаты труда работников с учетом изменения величины прожиточного минимума, минимального потребительского бюджета населения;

з) механизм применения установленного законодательством порядка индексации заработной платы;

и) мероприятия по улучшению условий и охраны труда, включая выделение для их реализации средств и обеспечение их использования по целевому назначению;

к) мероприятия по созданию условий, обеспечивающих деятельность соответствующих профсоюзных органов, являющихся стороной коллективного договора;

л) перечень обязательных для выполнения всеми сторонами коллективного договора отраслевых (межотраслевых), профессиональных тарифных и иных соглашений, заключенных профсоюзом (объединением профсоюзов), в которые входит первичная профсоюзная организация, участвующая в заключении коллективного договора.

2. Финансовые обязательства, связанные с выполнением вышеуказанных положений, возлагаются на работодателя.

Глава 6. УЧАСТИЕ СТОРОН СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В

РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Статья 30. Координационные комитеты содействия занятости населения

1. В целях выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения на краевом и территориальных уровнях создаются координационные комитеты содействия занятости населения, в состав которых входят стороны социального партнерства, представители органов по труду, службы занятости, общественных объединений.

2. Краевой координационный комитет содействия занятости населения формируется администрацией Красноярского края, краевыми объединениями профсоюзов, краевыми объединениями работодателей с целью выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения в Красноярском крае в рамках социального партнерства и содействия в разработке и реализации программ содействия занятости населения Красноярского края и других целевых программ в рамках социального партнерства Красноярского края.

Статья 31. Основные направления деятельности координационных комитетов содействия занятости населения

Деятельность координационных комитетов содействия занятости населения направлена на всестороннюю поддержку политики в области занятости населения, сохранение и создание рабочих мест и разработку эффективных мер поддержки доходов граждан в период вынужденной потери работы.

Глава 7. УЧАСТИЕ СТОРОН СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В

УРЕГУЛИРОВАНИИ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ

Статья 32. Участие сторон социального партнерства в урегулировании коллективных трудовых споров

1. Стороны социального партнерства содействуют урегулированию коллективных трудовых споров, организации примирительных процедур и участвуют в них, осуществляют меры по предупреждению и разрешению коллективных трудовых споров.

2. Требование работников, их представителей к иным сторонам социального партнерства об их участии в переговорах по заключению соглашения, а также требования по присоединению или неприсоединению работодателя или объединения работодателей к соглашению может быть предметом коллективного трудового спора.

Статья 33. Коллективные трудовые споры, возникающие в связи с невыполнением требований территориальных организаций профсоюзов и их объединений

1. Территориальные организации профсоюзов и их объединения выдвигают требования в порядке, установленном их уставом (положением) или решением конференции.

2. Требования территориальных организаций профсоюзов и их объединений по установлению и изменению условий труда могут выдвигаться в адрес работодателей, их объединений и иных уполномоченных работодателями органов.

Требования территориальных организаций профсоюзов и их объединений по ведению переговоров, заключению, изменению, присоединению, выполнению соглашений, предусмотренных Законом Российской Федерации “О коллективных договорах и соглашениях“ и настоящим Законом, могут выдвигаться в адрес сторон социального партнерства, имеющих право быть участниками соответствующих соглашений и не являющихся представителями работников.

Требования излагаются в письменной форме и направляются соответствующим сторонам социального партнерства.

3. Сторона социального партнерства, получившая соответствующие требования, обязана принять их к рассмотрению и сообщить о своем решении направившему требования профсоюзу или объединению профсоюзов в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня получения требований.

4. Территориальные организации профсоюзов и их объединения, выдвинувшие требования в соответствии со своим уставом (положением) и действующим законодательством Российской Федерации, в качестве стороны коллективного трудового спора участвуют в примирительных процедурах, согласуют минимум необходимых работ (услуг), заключают соглашения о разрешении коллективного трудового спора, принимают решения о начале забастовки.

5. Первичные организации профсоюзов, объединяемые территориальными организациями профсоюзов и их объединениями, письменно уведомившие работодателя о своем согласии на участие в забастовке не позднее чем за три рабочих дня до ее начала, имеют право принимать участие в проведении данной забастовки без обязательного самостоятельного участия в примирительных процедурах.

Глава 8. КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Статья 34. Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения

1. Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется непосредственно сторонами социального партнерства или уполномоченными ими представителями, соответствующими территориальными органами по труду, а также органами социального партнерства. Органам, осуществляющим контроль, стороны обязаны представлять всю необходимую для этого информацию.

2. Координацию работы территориальных органов по труду по проведению уведомительной регистрации коллективных договоров, соглашений, проверке их соответствия требованиям законодательства, контролю за выполнением коллективных договоров, соглашений осуществляет орган по труду администрации Красноярского края.

Глава 9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Статья 35. Ответственность сторон соглашений, коллективных договоров

Стороны соглашения, коллективного договора вправе по взаимному согласию устанавливать ответственность за нарушения, неисполнение обязательств по коллективному договору, соглашению, если эта ответственность не противоречит законодательству Российской Федерации.

Глава 10. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 36. Вступление настоящего Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования в газете “Красноярский рабочий“.

Губернатор

Красноярского края

А.И.ЛЕБЕДЬ