Законы и постановления РФ

Решение Красноярского краевого суда от 24.01.2001 <Об отказе в удовлетворении заявления прокурора Красноярского края о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению п. 1 ст. 3 Закона Красноярского края от 24.03.97 N 12-434 “О государственной службе Красноярского края“ с изменениями, внесенными Законом Красноярского края от 05.12.2000 N 12-1043>

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 24 января 2001 года

Именем Российской Федерации 24 января 2001 г. Красноярский краевой суд в г. Красноярске в составе:

председательствующего Деминой С.Е.

с участием прокурора Кильби Р.П.

при секретаре Белявцевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Красноярского края о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению п. 1 ст. 3 Закона Красноярского края от 24.03.97 г. N 12-434 “О государственной службе Красноярского края“ с изменениями, внесенными Законом края от 05.12.2000 г. N 12-1043,

установил:

прокурор Красноярского края обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению п. 1 ст. 3 Закона Красноярского
края от 24.03.97 г. N 12-434 “О государственной службе Красноярского края“ с изменениями, внесенными Законом края от 05.12.2000 г. N 12-1043.

Свои требования прокурор мотивировал тем, что п. 1 ст. 3 оспариваемого Закона предусматривает выплату денежного содержания государственным служащим в случаях, предусмотренных законодательством РФ, из федерального бюджета. Данное указание, по мнению прокурора, противоречит законодательству Российской Федерации о государственной службе, поскольку п. 3 ст. 2 Федерального закона “Об основах государственной службы Российской Федерации“ подразделяет государственную службу на федеральную, находящуюся в ведении Российской Федерации, и государственную службу субъекта Российской Федерации, находящуюся в их ведении, а п. 1 ст. 3 данного Закона устанавливает, что денежное вознаграждение государственным служащим выплачивается за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Вопросы государственной службы не находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. Федеральное законодательство не предусматривает денежное содержание государственных служащих субъекта Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.

В судебном заседании прокурор Кильби Р.П. вышеуказанные требования поддержала со ссылкой еще и на ст. 86 БК РФ, которая предусматривает финансирование обеспечения функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации исключительно из бюджетов субъектов Российской Федерации, поэтому не может быть случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, когда денежное содержание государственным служащим края выплачивается за счет средств федерального бюджета.

Законодательное Собрание края и администрация Красноярского края с заявлением прокурора не согласились, ссылаясь на то, что указание в п. 1 ст. 3 оспариваемого Закона на источник финансирования денежного содержания государственных служащих края за счет средств федерального бюджета в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, не противоречит Федеральному
закону “Об основах государственной службы РФ“, который п. 1 ст. 3 устанавливает, что денежное вознаграждение по государственной должности государственной службы выплачивается за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и не устанавливает правила обязательности финансирования соответствующего уровня государственных служащих за счет средств бюджета именно этого уровня. Из того, что государственная служба края находится в ведении края и что размеры расходов на денежное содержание государственных служащих края устанавливаются краевым бюджетом, не вытекает, что федеральный бюджет не может быть источником расходов на денежное содержание государственных служащих края в случаях, предусмотренных законодательством РФ. Именно на такие случаи и рассчитана формулировка п. 1 ст. 3 оспариваемого Закона с внесенными изменениями. Так, в соответствии с ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ финансирование деятельности избирательной комиссии субъекта Российской Федерации осуществляется за счет федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.

Действующее бюджетное законодательство не устанавливает четкой зависимости между уровнем компетенции того или иного вопроса и источником его финансирования, регулируя возможность совместного финансирования отдельных вопросов в процессе формирования межбюджетных отношений ст. ст. 85, 130 БК РФ.

Кроме того, поскольку вопросы государственной службы субъекта Российской Федерации не относятся к ведению Российской Федерации и к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, то, по мнению представителя Законодательного Собрания края, можно вести речь о применении п. 6 ст. 76 Конституции Российской Федерации, которая фиксирует гарантии верховенства закона и иного нормативного правового акта субъекта Федерации, принятого им в рамках полномочий собственного правового регулирования, т.е. вне пределов Российской Федерации и совместного
ведения Российской Федерации и ее субъектов. Если возникают противоречия между ними, то действует нормативный правовой акт субъекта Федерации, такой подход согласуется со ст. 73 Конституции Российской Федерации.

Суд, выслушав объяснения и доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, не находит оснований для удовлетворения заявления прокурора.

В соответствии со ст. 71 п. “т“ Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная служба.

Федеральная государственная служба, как предмет ведения, предполагает определение правовых основ ее организации, правового положения государственных служащих в Российской Федерации.

Федеральный закон “Об основах государственной службы Российской Федерации“ от 31.07.95 г. регламентирует государственную службу как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. В нем раскрываются понятия “государственная должность“, “государственная служба“, “государственный служащий“, содержатся принципы государственной службы, классификация государственных должностей государственной службы, квалификационные разряды, права и основные обязанности государственного служащего, ограничения, связанные с государственной службой, гарантии для служащих, виды ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на государственного служащего обязанностей, порядок прохождения службы, замещения вакантных должностей, определяется статус кадровых служб государственных органов.

Ст. 2 п. 3 пп. 2 этого Закона определяет, что федеральная государственная служба находится в ведении Российской Федерации, а государственная служба субъектов Российской Федерации находится в их ведении.

Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона установлено, что государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном Федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств соответствующего субъекта Российской Федерации.

При этом, возлагая обязанности по несению расходов, связанных с предоставлением государственному служащему различных гарантий (в том числе и выплаты денежного содержания)
на соответствующие бюджеты (п. 4 ст. 15 ФЗ), федеральный законодатель не устанавливает правила обязательности финансирования соответствующего уровня государственных служащих за счет средств бюджета именно этого уровня.

В связи с чем нельзя признать обоснованными доводы прокурора о том, что поскольку Федеральный закон предусматривает государственную федеральную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации, и государственную службу субъекта Российской Федерации, находящуюся в их ведении, вопрос о государственной службе не находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то и денежное вознаграждение государственным служащим Российской Федерации выплачивается соответственно за счет средств федерального бюджета, а государственным служащим субъекта Российской Федерации - средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 14 п. 3 “ж“ Устава Красноярского края вопросы государственной службы края находятся в ведении края.

В соответствии со ст. 3 Закона Красноярского края “О государственной службе Красноярского края“ от 24.03.97 г. с изменениями, внесенными Законом края от 05.12.2000 г., государственным служащим края является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральными и краевыми законами, обязанности по государственной должности государственной службы края с денежным содержанием, выплачиваемым за счет средств краевого или в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, федерального бюджета.

Размер расходов на денежное содержание государственных служащих края, включая расходы на компенсационные выплаты и оплату предоставляемых им социальных услуг, устанавливаются краевым бюджетом.

То обстоятельство, что государственная служба Красноярского края находится в ведении края и что размеры расходов на денежное содержание государственных служащих края устанавливаются краевым бюджетом, не дает основания утверждать, что федеральный бюджет не может быть источником расходов на денежное содержание государственных служащих в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В качестве примера можно привести
ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ от 30.03.99 г., в соответствии со ст. ст. 14, 27 которого финансирование деятельности избирательной комиссии субъекта Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации. Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации имеют аппараты, структуры и штаты которых устанавливаются указанными комиссиями самостоятельно. Работники данных аппаратов являются государственными служащими.

Таким образом, какого-либо противоречия ст. 3 п. 1 Закона Красноярского края “О государственной службе Красноярского края“ в части указания о том, что денежное содержание государственного служащего края в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, выплачивается за счет средств федерального бюджета, Федеральному закону “Об основах государственной службы Российской Федерации“ от 05.07.95 г. не усматривается. Отсутствуют основания для признания его недействующим и не подлежащим применению.

Неубедительна ссылка прокурора на то обстоятельство, что ст. 86 Бюджетного кодекса РФ предусматривает финансирование исключительно из бюджетов субъектов Российской Федерации обеспечения функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, поэтому не может быть никаких случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, когда денежное содержание государственных служащих края выплачивается за счет средств федерального бюджета.

Действующее бюджетное законодательство не устанавливает четкой зависимости между уровнем компетенции того или иного вопроса и источником его финансирования, регулируя возможность совместного финансирования отдельных вопросов в процессе формирования межбюджетных отношений ст. 85 БК РФ, а также передачу финансов при наделении отдельными государственными полномочиями ст. 130 БК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 191 - 194, 196 - 197, 203 ГПК РСФСР, суд

решил:

в удовлетворении заявления прокурора Красноярского края о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и
не подлежащим применению п. 1 ст. 3 Закона Красноярского края от 24.03.97 г. N 12-434 “О государственной службе Красноярского края“ с изменениями, внесенными Законом Красноярского края от 05.12.2000 г. N 12-1043 в части указания о том, что денежное содержание государственным служащим края выплачивается за счет средств федерального бюджета в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи жалобы или протеста в Красноярский краевой суд.

Председательствующий

С.Е.ДЕМИНА