Законы и постановления РФ

Постановление Законодательного Собрания Красноярского края от 05.12.2000 N 12-1027П “О проекте закона края “О социальном партнерстве в Красноярском крае“

Принят Закон Красноярского края “О социальном партнерстве в Красноярском крае“ от 08.02.2001 N 13-1167.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 декабря 2000 г. N 12-1027П

О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА КРАЯ

“О СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ“

Законодательное Собрание края постановляет:

1. Одобрить основные положения проекта закона края “О социальном партнерстве в Красноярском крае“.

2. Поручить постоянной комиссии по социальной защите и делам ветеранов (Щербо В.Н.) доработать проект закона края “О социальном партнерстве в Красноярском крае“ и представить его для рассмотрения во втором чтении на очередную сессию Законодательного Собрания края.

Председатель

Законодательного Собрания края

А.В.УСС

5 декабря 2000 года N 12-1028

в первом чтении

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ЗАКОН

КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

О СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ

Настоящий Закон определяет
правовые основы организации и функционирования системы социального партнерства в Красноярском крае с целью регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений и достижения общественного согласия.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия социального партнерства

Социальное партнерство - основа взаимоотношений между работниками (профсоюзами, их объединениями и иными уполномоченными работниками представителями объединений), работодателями (их объединениями), органами государственной власти, органами местного самоуправления с целью выработки и принятия решений по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам обеспечения социального мира, общественного развития.

Система социального партнерства - совокупность мер организационного, правового, экономического характера в области социально-трудовых отношений, разрешения социально-трудовых конфликтов.

Акты социального партнерства - коллективные договоры и соглашения.

Краевое трехстороннее соглашение - правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в Красноярском крае, социальные нормативы и программы, нормы оплаты и другие условия труда, социальные гарантии и льготы на территории Красноярского края.

Отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение - правовой акт, устанавливающий нормы оплаты и другие условия труда, социальные гарантии и льготы для работников определенной отрасли (отраслей), заключаемый отраслевыми профсоюзами, профсоюзами, созданными по профессиональному признаку, объединениями работодателей, действующими в Красноярском крае и уполномоченными органами исполнительной власти края.

Профессиональное тарифное соглашение - правовой акт, устанавливающий нормы оплаты и иные условия труда, социальные гарантии и льготы для работников определенных профессий.

Территориальное соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения, связанные с территориальными особенностями муниципальных образований, действующий на территории одного или нескольких муниципальных образований.

Специальное соглашение - правовой акт, регулирующий условия труда и социальные гарантии определенных категорий граждан по определенному кругу вопросов на территории края или муниципального образования.

Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения, заключаемый
работниками организации, филиала, представительства (далее - работники организаций) с работодателем.

Организация - юридическое лицо любой формы собственности.

Статья 2. Правовая основа социального партнерства

1. Правовой основой социального партнерства являются Конституция Российской Федерации, международные нормы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты, настоящий Закон, другие законы Красноярского края, а также иные нормативные правовые акты, регулирующие социально-трудовые отношения.

2. В рамках социального партнерства в Красноярском крае действуют Генеральное соглашение (между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации), краевое трехстороннее соглашение, отраслевые (межотраслевые) тарифные, профессиональные тарифные, территориальные и иные соглашения, коллективные договоры, заключенные в соответствии с законодательством и распространяющие свое действие на организации края.

Статья 3. Принципы социального партнерства

Социальное партнерство строится на следующих принципах:

а) уважение и учет интересов участников переговоров;

б) соблюдение сторонами социального партнерства международных норм, законодательства Российской Федерации и Красноярского края;

в) полномочность сторон социального партнерства и их представителей;

г) равноправие сторон и доверие в отношениях;

д) невмешательство в дела друг друга;

е) свобода выбора и обсуждения вопросов, входящих в сферу социального партнерства;

ж) приоритетность примирительных методов и процедур в переговорах;

з) соблюдение предусмотренных действующим законодательством примирительных и иных процедур при разрешении коллективных трудовых споров;

и) добровольность принятия обязательств сторонами социального партнерства на основе взаимного согласования;

к) реальность обеспечения принятых сторонами социального партнерства обязательств;

л) обязательность исполнения достигнутых договоренностей;

м) систематичность контроля за выполнением принятых в рамках социального партнерства соглашений, договоров и решений;

н) ответственность сторон, их представителей, должностных и иных лиц в соответствии с действующим законодательством за невыполнение по их вине принятых обязательств, соглашений, договоров, решений;

о) представление на бесплатной основе объективной и полной взаимной информации;

п) регулярность проведения консультаций и переговоров по вопросам, входящим в
сферу социального партнерства.

Статья 4. Сфера действия настоящего Закона

1. Настоящий Закон является нормативным правовым актом, регулирующим взаимоотношения работодателей, работников, представителей работодателей и работников, а также территориальных, территориальных отраслевых и первичных профсоюзных организаций, территориальных объединений (ассоциаций) профсоюзов, органов государственной власти Красноярского края и органов местного самоуправления.

2. Действие настоящего Закона распространяется на всех работников и работодателей, представителей работников и представителей работодателей, действующих на территории Красноярского края, органы государственной власти, органы местного самоуправления и на территории автономных округов при наличии соответствующих договоров края с автономными округами в области социального партнерства.

Статья 5. Стороны социального партнерства

1. Стороны социального партнерства - работники (их представители), работодатели (их представители), администрация Красноярского края, органы местного самоуправления.

2. Работник - физическое лицо, работающее в организации на основе трудового договора (контракта).

Представители работников - органы профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им на представительство интересов работников. Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган профсоюза представлять их интересы в ходе коллективных переговоров, заключения, изменения, дополнения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением.

3. Работодатель - организация либо физическое лицо, с которым работники состоят в трудовых отношениях.

Представители работодателей - уполномоченные работодателями органы.

Уполномоченными работодателями органами являются:

а) руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации лица;

б) объединения работодателей, имеющие в уставных документах положения:

о полномочиях по ведению переговоров по социально-трудовым вопросам от имени входящих в него работодателей;

об обязательности выполнения актов социального партнерства, заключенных объединением, всеми работодателями, входящими на момент заключения данных актов в объединение;

о полномочиях по участию
в процедурах по разрешению коллективных трудовых споров от имени входящих в него работодателей;

в) уполномоченные работодателями организации на основании доверенностей от их (его) имени:

вести переговоры по социально-трудовым вопросам;

заключать акты социального партнерства;

участвовать в процедурах по разрешению коллективных трудовых споров.

4. Представители органов государственной власти и органов местного самоуправления - лица, представляющие интересы указанных органов в порядке, определяемом Уставом Красноярского края и уставами муниципальных образований.

Глава 2. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Статья 6. Система социального партнерства в Красноярском крае

Система социального партнерства в Красноярском крае включает в себя следующие элементы:

органы системы социального партнерства: трехсторонние (двухсторонние) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, координационные комитеты содействия занятости населения, органы по урегулированию коллективных трудовых споров;

соглашения, коллективные договоры, решения, принимаемые органами социального партнерства;

процедуры ведения консультаций, переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений, принятия совместных решений.

Статья 7. Задачи системы социального партнерства

Деятельность системы социального партнерства направлена на выполнение следующих основных задач:

совершенствование и развитие организационных форм социального партнерства в крае;

совершенствование механизма взаимодействия сторон социального партнерства;

повышение роли краевого, отраслевых, профессиональных и территориальных соглашений;

установление порядка и сроков разработки и принятия коллективных договоров и соглашений;

содействие реализации прав и обязанностей сторон социального партнерства;

создание условий для обеспечения занятости населения и развития рынка труда;

участие сторон социального партнерства в осуществлении краевых целевых программ в области социально-экономического развития территорий, экологической безопасности, охраны труда и здоровья населения, его социальной защиты и занятости;

предупреждение негативных явлений и конфликтов в социально-трудовой сфере.

Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Статья 8. Механизм реализации социального партнерства

1. Основными органами системы социального партнерства являются трехсторонние (двухсторонние) комиссии.

2. Комиссии могут создаваться на краевом, территориальном уровнях социального партнерства.

3. Стороны соглашений и коллективных договоров на основе взаимной договоренности и
совместно определенных правил могут формировать другие трехсторонние, двухсторонние органы, способствующие развитию социального партнерства в регулировании социально-трудовых и связанных с ними социально-экономических отношений в крае по отдельным направлениям.

Статья 9. Краевая трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

1. На краевом уровне органом социального партнерства является краевая трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.

Предметом регулирования отношений сторон социального партнерства на краевом уровне являются общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, реализация государственных социальных гарантий в крае.

2. Краевая трехсторонняя комиссия формируется по представлению администрации края, профессиональных союзов и их объединений, созданных по территориальному принципу и действующих на территории края, уполномоченных работодателями органов с общей численностью работников, занятых у работодателей представляемым данным органом, более 5000 человек.

Если соответствующий орган работодателей не отвечает вышеуказанным требованиям, право его представительства в комиссии может быть ему предоставлено совместным решением сторон социального партнерства, принимающих участие в работе комиссии.

3. Состав комиссии утверждается нормативным правовым актом Губернатора края.

4. Комиссия руководствуется в своей деятельности законодательством и Положением о краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, утверждаемым Губернатором края, полномочными органами соответствующих профсоюзов и их объединений, соответствующим уполномоченным работодателями органом.

5. Функциями комиссии являются:

а) ведение переговоров по подготовке проекта и заключению краевого трехстороннего соглашения, осуществление контроля за ходом выполнения данного соглашения;

б) регулирование социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, участие в выработке и реализации социально ориентированной политики экономических преобразований в Красноярском крае;

в) содействие заключению коллективных договоров, территориальных, краевых отраслевых (межотраслевых) тарифных, профессиональных тарифных соглашений, участие в их разработке через создаваемые рабочие органы и группы;

г) разрешение разногласий, возникающих в ходе подготовки, заключения и реализации территориальных, краевых
отраслевых (межотраслевых) тарифных, профессиональных тарифных соглашений;

д) разработка и осуществление мер по предупреждению коллективных трудовых споров (конфликтов) и содействию их урегулированию на территории края;

е) обсуждение проектов законов Красноярского края, иных нормативных правовых актов, принимаемых органами власти Красноярского края, по вопросам социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.

6. К компетенции комиссии относится:

а) принятие решений по вопросам, относящимся к ее функциям, которые обязательны для рассмотрения органами государственной власти края, профсоюзами и их объединениями, работодателями и их объединениями, действующими на территории края;

б) инициирование перед Законодательным Собранием и администрацией края принятия законов и иных нормативных актов, касающихся социально-трудовой сферы;

в) проведение экспертизы территориальных, краевых отраслевых (межотраслевых) тарифных, профессиональных тарифных соглашений в целях обеспечения координации в регулировании социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений с учетом специфики отраслей, профессий, общекраевых интересов;

г) осуществление контроля за выполнением сторонами обязательств, предусмотренных краевым трехсторонним соглашением и иными актами социального партнерства, включая коллективные договоры, заключаемые на территории края, а также предусмотренные Генеральным соглашением и тарифными соглашениями, заключаемых на федеральном уровне;

д) внесение предложений о привлечении к ответственности лиц, не выполняющих акты социального партнерства;

е) осуществление иных полномочий, предоставленных комиссии краевым трехсторонним соглашением.

7. Разногласия между сторонами, возникающие в ходе работы краевой трехсторонней комиссии, разрешаются на основе взаимных консультаций в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Координаторы сторон краевой трехсторонней комиссии

1. Каждая из сторон социального партнерства, принимающая участие в работе краевой трехсторонней комиссии, для обеспечения оперативного взаимодействия с другими сторонами назначает координатора стороны.

2. Координаторы сторон являются членами краевой трехсторонней комиссии и выполняют организационные функции на общественных началах.

Статья 11. Члены краевой трехсторонней комиссии

1. Члены краевой трехсторонней
комиссии в своей деятельности руководствуются действующим законодательством, положением о комиссии.

2. Члены краевой трехсторонней комиссии:

а) участвуют в заседаниях комиссии и рабочих групп, в подготовке проектов решений;

б) вносят предложения по вопросам, относящимся к компетенции комиссии, для рассмотрения на заседаниях комиссии и рабочих групп;

в) обращаются в органы государственной власти края, органы местного самоуправления, профессиональные союзы, иные представительные органы работников, в объединения работодателей, к руководителям организаций и получают письменный ответ по существу поставленных вопросов в сроки, установленные законодательством;

г) знакомятся с соответствующими нормативными, информационными, справочными материалами.

3. Членам краевой трехсторонней комиссии на период их деятельности в порядке, предусмотренном Положением о комиссии, выдаются соответствующие удостоверения. Образец удостоверения утверждается соглашением сторон краевой трехсторонней комиссии.

4. Члены краевой трехсторонней комиссии могут принимать участие в заседаниях сессии и постоянных комиссий Законодательного Собрания края, в заседаниях комиссий при Губернаторе края при обсуждении вопросов, входящих в компетенцию трехсторонней комиссии.

Статья 12. Обеспечение деятельности краевой трехсторонней комиссии

Материально-техническое, организационное и информационно-методическое обеспечение деятельности краевой трехсторонней комиссии осуществляется в порядке, установленном Губернатором края.

Статья 13. Территориальная комиссия

1. Территориальная комиссия по регулированию социально-трудовых и связанных с ними социально-экономических отношений является органом социального партнерства на территориальном уровне, регулирующим отношения сторон социального партнерства на территории одного или нескольких муниципальных образований.

Предметом регулирования отношений сторон на территориальном уровне являются социально-трудовые отношения, а также условия труда, социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями одного или нескольких муниципальных образований.

2. В состав территориальной комиссии могут входить:

а) представители соответствующих профсоюзов и их объединений, созданных по территориальному принципу и действующих на территории одного или нескольких муниципальных образований;

б) представители уполномоченных работодателями органов с общей численностью работников, занятых у
работодателей, представляемых данным органом, более 500 человек.

Если соответствующий орган работодателей не отвечает вышеуказанным требованиям, право его представительства в территориальной комиссии может быть ему предоставлено совместным решением сторон социального партнерства, принимающих участие в работе территориальной комиссии;

в) представители органа (органов) местного самоуправления.

Статья 14. Организация работы территориальной комиссии

1. Срок полномочий территориальной комиссии устанавливается соглашением соответствующих сторон социального партнерства.

2. Для организации работы территориальной комиссии стороны социального партнерства могут создавать рабочие группы.

3. Положение о территориальной комиссии разрабатывается в соответствии с законодательством и утверждается сторонами социального партнерства, принимающими участие в ее работе.

Статья 15. Финансовое обеспечение социального партнерства

1. Финансирование развития системы социального партнерства осуществляется за счет средств соответствующих сторон социального партнерства на основе их совместных решений и утвержденных планов.

2. Основными направлениями развития системы социального партнерства, подлежащими финансированию, являются:

а) проведение научных исследований в области социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений;

б) подготовка кадров, специалистов - организаторов, обеспечивающих ведение переговоров в системе социального партнерства, подготовка и заключение актов социального партнерства;

в) урегулирование коллективных трудовых споров.

3. Организационное, информационно-методическое и материально-техническое обеспечение социального партнерства осуществляется соответствующими органами по труду в пределах бюджетного финансирования смет расходов на данные цели.

Глава 4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ДЕЙСТВИЕ СОГЛАШЕНИЙ

Статья 16. Порядок ведения переговоров по разработке, заключению и изменению соглашений

1. Инициатор переговоров определяет круг участников переговоров и рассылает им уведомления о начале переговоров.

2. Получив уведомление о начале переговоров, работодатель, не входящий в уполномоченное объединение работодателей, заявивший об участии в переговорах, делегирует полномочия по ведению переговоров и заключению соглашения соответствующему уполномоченному работодателями органу.

Уполномоченный работодателями орган, не отвечающий требованиям участника соглашения, обращается к сторонам переговоров с предложением о присвоении ему статуса
участника соглашения на основе совместного решения сторон.

3. По согласованию сторон начало переговоров может быть отложено до явки иных участников переговоров. Моментом начала коллективных переговоров считается день первого созыва представителей сторон.

Статья 17. Краевое трехстороннее соглашение

1. Краевое трехстороннее соглашение:

а) заключается сторонами социального партнерства, имеющими право на представительство в краевой трехсторонней комиссии;

б) разрабатывается на основе переговоров между сторонами соглашений;

в) заключается до принятия закона края о краевом бюджете на соответствующий год.

2. Условия, содержащиеся в краевом трехстороннем соглашении, не могут ухудшать положение работников по сравнению с законодательством Российской Федерации, Генеральным соглашением, общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми) тарифными и профессиональными тарифными соглашениями на соответствующий период.

Статья 18. Краевые отраслевые (межотраслевые) тарифные, профессиональные тарифные соглашения

1. Краевые отраслевые (межотраслевые) тарифные, профессиональные тарифные соглашения заключаются между администрацией Красноярского края в лице ее уполномоченных представителей, органом по труду администрации края, профессиональными союзами и их объединениями, созданными по отраслевому или профессиональному принципу, действующими на территории края, уполномоченными работодателями отрасли органами.

2. Краевые отраслевые (межотраслевые) тарифные, профессиональные тарифные соглашения разрабатываются на основе переговоров между сторонами социального партнерства.

3. Условия, содержащиеся в краевых отраслевых (межотраслевых) тарифных, профессиональных тарифных соглашениях, не могут ухудшать положение работников по сравнению с законодательством, Генеральным соглашением, общероссийским отраслевым (межотраслевым) тарифным соглашением, краевым трехсторонним соглашением на соответствующий период.

4. При заключении краевого отраслевого (межотраслевого) тарифного, профессионального тарифного соглашения в отраслях бюджетной сферы предметом регулирования соглашения являются минимальные гарантии оплаты и иных условий труда в данных отраслях, обеспеченные финансированием бюджета края.

Статья 19. Территориальные соглашения

1. Территориальные соглашения могут заключаться в виде территориальных трехсторонних (двухсторонних) соглашений и территориальных тарифных соглашений.

2. Территориальные трехсторонние (двухсторонние) соглашения заключаются между соответствующими профсоюзами и их объединениями, уполномоченными работодателями органами, соответствующими органами местного самоуправления и разрабатываются на основе переговоров между сторонами соглашений в рамках территориальных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.

3. Территориальные соглашения не могут ухудшать положение работников по сравнению с законодательством, Генеральным соглашением, краевым трехсторонним соглашением, краевыми отраслевыми (межотраслевыми) тарифными соглашениями.

4. Территориальное тарифное соглашение является видом территориального соглашения и регулирует нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников определенных профессий, отраслей на территории одного или нескольких муниципальных образований.

5. Территориальное тарифное соглашение может быть отраслевым, межотраслевым, профессиональным.

6. Участниками территориального тарифного соглашения могут быть профессиональные союзы и их объединения, созданные по отраслевому (профессиональному) принципу, действующие на территории одного или нескольких муниципальных образований, соответствующие органы местного самоуправления, уполномоченные работодателями отрасли представительные органы.

7. Территориальное тарифное соглашение не может ухудшать положение работников по сравнению с законодательством Российской Федерации, с обязательствами Генерального соглашения, краевого трехстороннего соглашения, общероссийского тарифного соглашения, краевого тарифного соглашения, территориального трех- (двух) стороннего соглашения.

8. При заключении территориального тарифного соглашения в отраслях бюджетной сферы предметом регулирования соглашения являются минимальные гарантии оплаты и иных условий труда в данных отраслях, обеспеченные финансированием из местных бюджетов.

Статья 20. Стороны, обязанные участвовать в переговорах по заключению и изменению соглашений

В случае получения уведомления о начале коллективных переговоров по заключению или изменению соглашений в данных переговорах, в порядке, предусмотренном статьей 16 настоящего Закона, обязаны участвовать следующие стороны социального партнерства:

работодатели, являющиеся организациями, в которых действуют первичные организации, объединенные профсоюзом (объединением профсоюзов), заявившим об участии в переговорах и имеющим право на участие в данных переговорах;

работодатели, действующие без образования юридического лица, у которых не менее 10 работников являются членами профсоюза, заявившего об участии в переговорах и имеющего право на участие в данных переговорах;

объединения работодателей, действующие в рамках соответствующей отрасли (отраслей) или территории, в случае, если не менее 15 процентов занятых у членов данного объединения работников объединено в профсоюз (объединение профсоюзов), заявивший об участии в переговорах и имеющий право на участие в данных переговорах;

администрация края при заключении, изменении краевого трехстороннего соглашения и краевых тарифных соглашений, распространяющихся на работников, занятых в отраслях бюджетной сферы края;

органы местного самоуправления при заключении, изменении территориальных трех- (двух) сторонних и территориальных тарифных соглашений, распространяющихся на работников, занятых в отраслях бюджетной сферы соответствующей территории.

Статья 21. Этапы разработки и реализации соглашений

Основными этапами разработки и реализации краевого трехстороннего соглашения являются:

первый этап - разработка проекта соглашения;

второй этап - заключение соглашения;

третий этап - разработка мероприятий по реализации соглашения;

четвертый этап - осуществление мероприятий по реализации соглашения.

Статья 22. Порядок разработки и заключения соглашений

1. Содержание, порядок, конкретные сроки разработки и заключения соглашений определяются комиссиями.

2. Стороны социального партнерства на основе законодательства, положений о соответствующих комиссиях по регулированию социально-трудовых и связанных с ними социально-экономических отношений формируют взаимные обязательства по решению социально-экономических проблем.

3. Соглашения подписываются полномочными представителями сторон социального партнерства в сроки, установленные соглашением сторон, как правило, до конца текущего года.

4. Регулирование разногласий в ходе переговоров при заключении и исполнении соглашений производится в соответствии с действующим законодательством. По неурегулированным вопросам составляется протокол разногласий.

Статья 23. Распространение действия соглашений. Присоединение к соглашениям и порядок их подписания при присоединении

1. Порядок подписания соглашений определяется сторонами.

2. Момент подписания соглашения является моментом окончания коллективных переговоров по его заключению.

3. Действие соглашения, в разработке, принятии которого участвовало объединение работодателей, распространяется на всех работодателей, которые на момент заключения соглашения были членами данного объединения работодателей.

4. После заключения соглашения его текст рассылается сторонам партнерства.

5. Соглашения распространяются на работников, работодателей, которые уполномочили своих представителей разработать и заключить соглашение от их имени, органы государственной власти и органы местного самоуправления, заключившие данные соглашения, а также на работодателей, присоединившихся к соглашению.

6. В случае заключения соглашения, в сферу действия которого включается 50 процентов работников отрасли (отраслей), профессии, территории, соответствующий орган по труду вправе предложить работодателям, их объединениям и иным уполномоченным работодателями органам, органам местного самоуправления, не участвовавшим в заключении соглашения, присоединиться к нему.

7. В тех случаях, когда на работников одновременно распространяется действие различных соглашений, действуют соглашения, наиболее благоприятные для работников. Профсоюзы и их объединения, работодатели и их объединения, не участвующие в переговорах по заключению соглашения, могут присоединиться к нему, направив каждой из сторон письменное уведомление о своем намерении и принятии на себя обязательств соответствующей стороны.

8. Если член объединения работодателей вышел из данного объединения после заключения соглашения, действие данного соглашения продолжает распространяться на него.

9. Если член объединения работодателей вышел из объединения до заключения соглашения, он вправе продолжить участие в переговорах самостоятельно в случае, если отвечает требованиям, установленным настоящим Законом.

10. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет.

Статья 24. Порядок изменения и дополнения соглашения, прекращение его действия

1. Изменение и дополнение соглашения производится по взаимному согласию сторон в порядке, определенном соглашением, а если он не определен, то в порядке, установленном законодательством.

2. Досрочное прекращение действия соглашения возможно только в случае согласия сторон.

Статья 25. Обеспечение выполнения соглашения

1. Выполнение соглашения обеспечивают стороны социального партнерства и соответствующая комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.

2. Каждая из сторон социального партнерства разрабатывает мероприятия по реализации соглашения в течение срока, обусловленного соглашением.

3. Ход выполнения соглашения рассматривается сторонами социального партнерства не реже 1 раза в квартал. Результаты публикуются в средствах массовой информации, определяемых сторонами соглашения.

4. Условия, содержащиеся в соглашениях, учитываются при принятии законов края и иных нормативных правовых актов края и муниципальных образований, относящихся к предмету регулирования данных соглашений.

5. Заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, осуществляются сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения. В ином случае администрация края и органы местного самоуправления инициируют принятие поправок к бюджету соответствующего уровня для обеспечения бюджетного финансирования выполнения соглашения.

Расходы, связанные с выполнением соглашений, заключаемых от лица администрации края и органов местного самоуправления, и требующие бюджетного финансирования, подлежат обязательному включению в проекты нормативных правовых актов о соответствующих бюджетах на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения.

Условия соглашений, требующие бюджетного финансирования, действуют в части, предусмотренной соответствующим бюджетом. После принятия соответствующего бюдж“та на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения, требующего бюджетного финансирования, стороны данного соглашения в специальном приложении к соглашению фиксируют условия соглашения, обеспеченные финансированием соответствующего бюджета.

При неполном обеспечении в текущем финансовом году бюджетным финансированием соответствующих условий соглашения представители работников, являющиеся стороной соглашения, имеют право выдвинуть требования об изменении соглашения на текущий финансовый год.

Статья 26. Уведомительная регистрация соглашений

Подписанные сторонами соглашения в течение семи дней после подписания направляются представителями работодателей - участниками соглашения в комитет труда администрации края для уведомительной регистрации. При проведении уведомительной регистрации комитет труда администрации края выявляет условия соглашения, противоречащие законодательству о труде, и сообщает сторонам соглашения о выявленных противоречиях.

Уведомительная регистрация проводится в течение 20 календарных дней с момента поступления документов на регистрацию.

Глава 5. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДОГОВОРЫ

Статья 27. Коллективные договоры

Организации, заключившие коллективные договоры, обладают по представлению краевой трехсторонней комиссии преимущественным правом на рассмотрение вопросов обеспечения социальной и экономической деятельности организаций, социальной защиты работников в администрации Красноярского края, органах местного самоуправления, объединениях работодателей, в профсоюзах.

Статья 28. Порядок проведения переговоров о заключении коллективного договора

Разработка, заключение и реализация коллективных договоров осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 29. Уведомительная регистрация коллективного договора

1. Работодатель обязан не позднее семи дней после подписания коллективного договора направить надлежаще оформленный (с указанием даты проведения и номера протокола общего собрания (конференции) работников, подписями представителей сторон и печатью организации) текст договора для уведомительной регистрации в соответствующий территориальный орган по труду по месту нахождения организации. При этом один экземпляр коллективного договора с приложениями остается в территориальном органе по труду.

2. Соответствующий орган по труду после поступления на регистрацию коллективного договора обязан осуществить его регистрацию и провести проверку соответствия его содержания требованиям законодательства.

3. В случаях установления несоответствия коллективного договора требованиям законодательства, включения в него условий, ухудшающих положение работников, территориальный орган по труду, осуществивший регистрацию, направляет сторонам коллективного договора предложение о внесении соответствующих изменений в коллективный договор, которое должно быть рассмотрено сторонами.

Стороны вносят в установленном порядке соответствующие изменения в коллективный договор и вновь направляют его в территориальный орган по труду.

4. Условия коллективного договора, противоречащие законодательству, не имеют юридической силы и не могут применяться.

Глава 6. СОДЕРЖАНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ДОГОВОРОВ

Статья 30. Содержание коллективных договоров

1. Содержание актов социального партнерства определяется сторонами в соответствии с Законом РФ “О коллективных договорах и соглашениях“. Обязательному закреплению в коллективных договорах подлежат следующие нормативные положения:

а) порядок и размер компенсации работнику причиненных убытков (упущенной выгоды) в случае задержки оплаты труда в размере не ниже установленного законодательством (если оплата труда является предметом акта социального партнерства);

б) порядок и размер компенсационных выплат в пользу работника в случае причинения убытков работнику, вследствие нарушения условий актов социального партнерства и законодательства о труде;

в) порядок и размер компенсационных выплат в пользу профсоюза в случае причинения убытков профсоюзу, вследствие нарушения условий актов социального партнерства и законодательства о профсоюзах либо воспрепятствования деятельности профсоюза;

г) сроки предварительного согласования с соответствующим профсоюзом увольнения по инициативе администрации работников, являющихся членами профсоюза;

д) порядок уведомления профсоюза и проведения консультаций с ним в случаях массового высвобождения работников в связи с совершенствованием организации труда, ликвидацией, перепрофилированием организации, ее структурных подразделений, полной или частичной приостановкой производства по инициативе работодателя;

е) обеспечение преимущественного права сохранения места работы для отдельных категорий работников при осуществлении работодателем мероприятий по сокращению численности или штата работников организации;

ж) механизм регулирования оплаты труда работников с учетом изменения величины прожиточного минимума, минимального потребительского бюджета населения;

з) механизм применения установленного законодательством порядка индексации заработной платы;

и) мероприятия по улучшению условий и охраны труда, включая выделение для их реализации средств и обеспечение их использования по целевому назначению;

к) мероприятия по созданию условий, обеспечивающих деятельность соответствующих профсоюзных органов, являющихся стороной актов социального партнерства.

2. Финансовые обязательства, связанные с выполнением вышеуказанных положений, возлагаются на работодателя или иные стороны социального партнерства, не являющиеся представителями работников.

Глава 7. УЧАСТИЕ СТОРОН СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

В РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Статья 31. Координационные комитеты содействия занятости населения

1. В целях выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения на краевом и территориальных уровнях создаются координационные комитеты содействия занятости населения, в состав которых входят стороны социального партнерства, представители органов по труду, службы занятости, общественных объединений.

2. Краевой координационный комитет содействия занятости населения формируется администрацией Красноярского края, краевыми объединениями профсоюзов, краевыми объединениями работодателей с целью выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения в Красноярском крае в рамках социального партнерства и содействия в разработке и реализации программ содействия занятости населения Красноярского края и других целевых программ в рамках социального партнерства Красноярского края.

Статья 32. Основные направления деятельности координационных комитетов содействия занятости населения

Деятельность координационных комитетов содействия занятости населения направлена на всестороннюю поддержку политики в области занятости населения, сохранение и создание рабочих мест и разработку эффективных мер поддержки доходов граждан в период вынужденной потери работы.

Глава 8. УЧАСТИЕ СТОРОН СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

В УРЕГУЛИРОВАНИИ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ

Статья 33. Участие сторон социального партнерства в урегулировании коллективных трудовых споров

1. Стороны социального партнерства содействуют урегулированию коллективных трудовых споров, организации примирительных процедур и участвуют в них, осуществляют меры по предупреждению и разрешению коллективных трудовых споров.

2. Требование работников, их представителей к иным сторонам социального партнерства об их участии в переговорах по заключению соглашения, а также требования по присоединению или неприсоединению работодателя или объединения работодателей к соглашению могут быть предметом коллективного трудового спора.

Статья 34. Коллективные трудовые споры, возникающие в связи с невыполнением требований территориальных организаций профсоюзов и их объединений

1. Территориальные организации профсоюзов и их объединения выдвигают требования в порядке, установленном их уставом (положением) или решением конференции.

2. Требования территориальных организаций профсоюзов и их объединений по установлению и изменению условий труда могут выдвигаться в адрес работодателей, их объединений и иных уполномоченных работодателями органов.

Требования территориальных организаций профсоюзов и их объединений по ведению переговоров, заключению, изменению, присоединению, выполнению соглашений, предусмотренных Федеральным законом “О коллективных договорах и соглашениях“ и настоящим Законом, могут выдвигаться в адрес сторон социального партнерства, имеющих право быть участниками соответствующих соглашений и не являющихся представителями работников.

Требования излагаются в письменной форме и направляются соответствующим сторонам социального партнерства.

3. Сторона социального партнерства, получившая соответствующие требования, обязана принять их к рассмотрению и сообщить о своем решении направившему требования профсоюзу или объединению профсоюзов в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня получения требований.

4. Территориальные организации профсоюзов и их объединения, выдвинувшие требования, в соответствии со своим Уставом (Положением) и действующим законодательством Российской Федерации в качестве стороны коллективного трудового спора участвуют в примирительных процедурах, согласуют минимум необходимых работ (услуг), заключают соглашения о разрешении коллективного трудового спора, принимают решения о начале забастовки.

5. Первичные организации профсоюзов, объединяемые территориальными организациями профсоюзов и их объединениями, письменно уведомившие работодателя о своем согласии на участие в забастовке, не позднее чем за три рабочих дня до ее начала имеют право принимать участие в проведении данной забастовки без обязательного самостоятельного участия в примирительных процедурах.

Глава 9. КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Статья 35. Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения

1. Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется непосредственно сторонами социального партнерства или уполномоченными ими представителями, а также соответствующими территориальными органами по труду. Органам, осуществляющим контроль, стороны обязаны предоставлять всю необходимую для этого информацию.

2. Координацию работы территориальных органов по труду по проведению уведомительной регистрации коллективных договоров, соглашений, проверке их соответствия требованиям законодательства, контролю за выполнением коллективных договоров, соглашений осуществляет орган по труду администрации Красноярского края.

Глава 10. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ

СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Статья 36. Ответственность сторон соглашений, коллективных договоров

Стороны соглашения, коллективного договора вправе по взаимному согласию устанавливать ответственность за нарушения, неисполнение обязательств по коллективному договору, соглашению, если эта ответственность не противоречит законодательству Российской Федерации.

Глава 11. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 37. Вступление настоящего Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу в день, следующий за днем его официального опубликования в газете “Красноярский рабочий“.

Губернатор

Красноярского края

А.И.ЛЕБЕДЬ