Законы и постановления РФ

Решение Красноярского городского Совета от 28.12.1998 N 16-143 “Об утверждении Межведомственной программы “Здоровье детей г. Красноярска на 1999 - 2000 гг.“

Снят с контроля в связи с выполнением (Постановление городского Совета от 22.04.2003 N В-79П).

КРАСНОЯРСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ

РЕШЕНИЕ

от 28 декабря 1998 г. N 16-143

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

“ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ Г. КРАСНОЯРСКА НА 1999 - 2000 ГГ.“

В соответствии со ст. 28 Устава города Красноярска, в целях создания для детей и подростков здоровой среды в образовательных учреждениях г. Красноярска, пропаганды здорового образа жизни Красноярский городской Совет решил:

1. Утвердить Межведомственную программу “Здоровье детей г. Красноярска на 1999 - 2000 гг.“ согласно приложению.

2. Предложить администрации города производить закупку школьной мебели, оборудования на конкурсной основе согласно Решению городского Совета от 01.07.97 N 5-35 “Об обязательных конкурсах при организации закупки
продукции для муниципальных нужд“.

3. Рекомендовать администрации города в I квартале 1999 года внести в городской Совет Программу “Индустрия детского питания“, предусмотрев финансирование Программы в проекте бюджета 1999 года.

4. Рекомендовать администрации города обеспечить компенсацию затрат городского бюджета на реализацию мероприятий Программы “Здоровье детей г. Красноярска на 1999 - 2000 гг.“ для выполнения СанПиН и других требований, вытекающих из решений органов государственной власти за счет средств бюджетов вышестоящих уровней.

5. Контроль за исполнением настоящего Решения возложить на комиссию по социальной политике (Пашинова Г.Е.).

Глава

города Красноярска

П.И.ПИМАШКОВ

Приложение

к Решению

городского Совета

от 28 декабря 1998 г. N 16-143

МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

“ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ Г. КРАСНОЯРСКА НА 1999 - 2000 ГГ.“

ПАСПОРТ

МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

“ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ Г. КРАСНОЯРСКА НА 1999 - 2000 ГГ.“

---------------------T-------------------------------------------¬

¦ Наименование ¦Межведомственная программа “Здоровье детей¦

¦ Программы ¦ г. Красноярска на 1999 - 2000 гг.“ ¦

+--------------------+-------------------------------------------+

¦Основание для Закон Российской Федерации “Об ¦

¦разработки Программы образовании“, Постановление Правительства ¦

¦ РФ от 10.08.98 N 917 “О концепции ¦

¦ государственной политики в области ¦

¦ здорового питания населения Российской ¦

¦ Федерации на период до 2005 года“, Указ ¦

¦ Президента РФ от 19.02.98 N 210 ¦

¦ “О продлении действия Президентской ¦

¦ программы “Дети России“, представление ¦

¦ ЦГСЭН ¦

¦ ¦

¦Государственный Красноярский городской Совет ¦

¦заказчик ¦

¦ ¦

¦Основной разработчик Управление образования администрации ¦

¦Программы г. Красноярска ¦

¦ ¦

¦Цели и задачи Создание для детей и подростков здоровой ¦

¦Программы среды в образовательных учреждениях ¦

¦ ¦

¦Исполнители Управление образования администрации ¦

¦ г. Красноярска ¦

¦ ¦

¦ Главное управление здравоохранения ¦

¦ администрации г. Красноярска ¦

¦ ¦

¦ Управление социальной защиты населения ¦

¦ администрации г. Красноярска ¦

¦ ¦

¦ Комитет по физической культуре, спорту и ¦

¦ туризму администрации г. Красноярска ¦

¦ ¦

¦ Комитет по делам молодежи администрации ¦

¦ г. Красноярска ¦

¦ ¦

¦ Образовательные учреждения ¦

¦ ¦

¦Объемы и источники Общий объем необходимых финансовых средств ¦

¦финансирования для реализации Программы в: ¦

¦ - 1999 г. - 6030 тыс. руб.; ¦

¦ - 2000 г. - 19000 тыс. руб. ¦

¦ за счет городского бюджета ¦

¦ ¦

¦Ожидаемые конечные Укрепление и сохранение здоровья детей, ¦

¦результаты предупреждение школьной патологии ¦

¦ ¦

¦Организация контроля Красноярский городской Совет, комитет ¦

¦за
исполнением по социальной политике ¦

L-----------------------------------------------------------------

I. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И

МЕДИЦИНСКОЙ СИТУАЦИИ

Здоровье населения - главная проблема нашей страны, так как весь государственный потенциал (и экономический, и творческий), все перспективы социального и экономического развития, обеспечения обороноспособности, высокого уровня жизни, развития науки и культуры - все достигается на основе сохранения и поддержания здоровья населения страны.

Вместе с тем современная социальная и экономическая ситуация в России, создавая предпосылки для позитивных перемен в нашем обществе, привела к появлению новых проблем: нестабильность правовых и моральных критериев, забастовки, безработица, миграция населения, задолженности по зарплате и другие. В результате произошли существенные изменения в укладе жизни людей. Эти перемены повлияли прежде всего на психическое здоровье населения. Они провоцируют социальную и психологическую дезадаптацию людей, повышение уровня эмоциональной напряженности и агрессивности.

Происходящие процессы особенно болезненно сказываются на детях. В городе постоянно увеличивается число брошенных детей, растет количество детей с нарушением психического и физического развития.

Не лучше обстоит дело и с физическим здоровьем детей. По данным управления здравоохранения, лишь 12% детей, прошедших медицинский осмотр, оказались практически здоровыми, остальные имеют функциональные нарушения и отклонения или хроническую патологию. Высокая заболеваемость детей обусловлена снижением иммунитета вследствие неблагоприятных экологических факторов, витаминной недостаточностью, отсутствием профилактической стоматологической помощи, йодной профилактики патологии щитовидной железы, профилактики гельминтозов. Очень важна инфицированность детей микобактериями туберкулеза - 70% детей являются инфицированными и требуют профилактического лечения. Необходима вакцинопрофилактика всех инфекционных заболеваний.

Ситуация, сложившаяся в настоящее время, требует долгосрочных программ мероприятий, направленных на улучшение качества жизни и состояния здоровья детей.

В связи с этим здоровье подрастающего поколения является одной из проблем сферы образования, где протекает большая часть жизни детей. Вся предыдущая практика образования способствовала появлению различных форм школьной патологии: нарушение осанки (62%), функциональные нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы (24,5%), нервно-психические расстройства (20 - 30%), близорукость - до 33,3% в начальной школе и более 60% у выпускников школ. Появление альтернативных учебных заведений с увеличенной учебной нагрузкой, внедрение авторских программ, не имеющих медико-физиологического обоснования, компьютеризация школы, интенсификация учебного процесса усугубили данную ситуацию. Поэтому одной из основных задач системы образования является создание для детей здоровой среды в образовательных учреждениях города. Для этого необходим межведомственный подход, сотрудничество и консолидация органов образования и здравоохранения, социальной защиты и других служб и управлений администраций, а также общественности школы и родителей.

II. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Целью Программы является создание для детей и подростков здоровой среды в образовательных учреждениях города Красноярска. Она включает решение следующих задач:

1. Мониторинг здоровья детей города. Создание компьютерной программы “Банк здоровья детей и подростков“ для образовательных учреждений города. Анализ состояния здоровья детей с внедрением новых методик, критериев и тестов с разработкой медико-педагогических мероприятий по улучшению охраны здоровья детей.

2. Создание ситуации заинтересованности медицинского работника, воспитателя и учителя в сохранении здоровья детей:

- учет показателей здоровья детей в детских коллективах;

- разработка критериев оценки динамики здоровья детей в группах и в классе в течение года и методов материального поощрения учителя, воспитателя и врача по результатам оценки здоровья детей;

- учет показателей состояния здоровья детей при аттестации воспитателя, учителя и при аккредитации учреждения;

- оценка эффективности профилактических и оздоровительных мероприятий.

3. Создание ситуации заинтересованности детей в сохранении собственного здоровья:

- организация работ по гигиеническому воспитанию детей и родителей (лиц, их заменяющих).

4. Пропаганда здорового образа жизни:

- создание на канале телевидения постоянного учебного цикла “Уроки здоровья“ - нового для начальной и средней школы - в рамках действующих учебных программ;

- оформление в местной печати постоянной рубрики “Хочу быть здоровым“;

- издание популярной литературы о здоровье для детей, родителей и учителей;

- реклама здорового образа жизни в средствах массовой информации;

- проведение конкурсов школьных сочинений, рисунков, фильмов, программ, КВН и др. на тему здоровья;

- тиражирование и внедрение Программы и методических разработок учебника “Экологическая азбука“;

- подготовка, организация и проведение городской экологической олимпиады для начальной школы;

- разработка процедуры оценивания и поощрения участников КВН, олимпиад, летних школ, конкурсов и т.п.;

- организация подготовки материалов по Программе “Здоровье - подрастающему поколению“ для представления на Web-сервере ГУО.

5. Разработка и внедрение имеющихся разработок по сохранению и развитию здоровья школьников:

- использование ресурсов базовых образовательных учреждений здоровья для разработки и комплексного внедрения здоровьеразвивающих технологий и режимов обучения с различными формами медицинского обслуживания детей;

- внедрение методов профилактики наркомании у детей школьного возраста;

- разработка нового подхода в оценке здоровья детей с целью получения комплексной информации о функциональном состоянии ребенка для выявления донозологических состояний и своевременной профилактики, а также для эффективной организации индивидуального подхода в обучении;

- проведение медико-педагогических мероприятий по формированию функциональной готовности детей к обучению;

- проведение экономического обоснования затрат при внедрении всех здоровьесохраняющих подходов в сравнении с контрольной школой и оценка экономического эффекта;

- открытие в районных центрах диагностики психолого-педагогических консультаций для семьи и школы;

- формирование группы по экспертной оценке деятельности базовых (пилотных) учреждений;

- создание совместно с ЦГСЭН санитарно-гигиенических паспортов школ города с целью анализа существующей ситуации и выдачи практических рекомендаций по улучшению гигиенических условий среды обучения и учебного процесса; лицензирование образовательных учреждений.

6. Адресная помощь нуждающимся детям:

- через усиление питания;

- через психолого-медико-педагогическую реабилитацию;

- через устройство и содержание муниципальных приютов, детских домов, специальных (коррекционных) учреждений;

- через обеспечение адаптации в образовательном учреждении;

- через организацию летнего труда и отдыха детей.

III. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1999 г., январь - декабрь

1. Приобретение мебели по росту детей и приведение в соответствие с нормами освещенности в классных комнатах.

2. Приобретение аптечек неотложной помощи.

3. Разработка и утверждение нормативно-правового обеспечения Программы.

4. Создание информационного обеспечения Программы (приложение) и компьютерной программы “Банк здоровья детей и подростков“ для образовательных учреждений города.

5. Внедрение и контроль доказавших свою эффективность здоровьесохраняющих режимов (метод офтальмотренажа, метод ранней диагностики снижения зрения, режим динамических поз, введение координаторных физминуток, сезонной минерализации пищи и т.п.) в пилотных образовательных учреждениях. Проведение сравнительного анализа полученных результатов с контрольной школой или классами.

6. Разработка критериев оценки динамики состояния здоровья детей в группе и классе в течение года и методов материального поощрения воспитателей и учителей по их результатам работы за год.

7. Разработка блока здоровья детей в требованиях при аттестации воспитателя и учителя и при аккредитации образовательного учреждения.

8. Внедрение методов профилактики наркомании у детей школьного возраста.

9. Разработка лекционных курсов по здоровьеразвивающим принципам и методам обучения для учителей.

10. Организация летнего отдыха и оздоровления детей и родителей.

11. Реклама здоровья в средствах массовой информации; проведение конкурсов, олимпиад среди школьных сочинений, рисунков, фильмов, программ, КВН и др. на тему здоровья.

12. Разработка программ непрерывного экологического образования для учащихся 2-й ступени.

2000 г., январь - август

1. Лицензирование образовательных учреждений.

2. Разработка критериев ранней диагностики и коррекции функциональной готовности детей к обучению.

3. Разработка нового подхода в оценке здоровья детей в декретированных возрастах с целью получения комплексной информации о функциональном состоянии ребенка для выявления донозологических состояний и своевременной профилактики, а также для эффективной организации индивидуального подхода в обучении. Необходимость такой разработки назрела, т.к. существующая в настоящее время система ежегодных осмотров поглощает огромный финансовый ресурс, не давая полезного результата.

4. Комплексное обследование дважды в год детей экспериментальных групп и классов, где внедрены новые технологии в обучении и физическом воспитании в сравнении с контрольными классами.

5. Проведение по желанию родителей и детей оценки уровня готовности детей к обучению с выдачей индивидуальных рекомендаций для них и педагогов.

6. Создание совместно с ЦГСЭН санитарно-гигиенических паспортов школ города с целью контроля и выдачи практических рекомендаций по улучшению гигиенических условий среды обучения и учебного процесса; лицензирование соответствия СанПиН образовательных учреждений.

7. Проведение экономического обоснования затрат при внедрении всех здоровьесохраняющих подходов в сравнении с контрольным образовательным учреждением и оценка экономического эффекта.

8. Создание на канале телевидения постоянного учебного цикла “Уроки здоровья“ - нового для начальной и средней школы - в рамках действующих учебных программ.

9. Оформление в местной печати постоянной рубрики “Хочу быть здоровым“.

10. Издание популярной литературы о здоровье для детей, родителей и учителей.

11. Публикации в центральной печати по результатам годичного эксперимента с указанием источника финансирования.

12. Организация летнего отдыха и оздоровления детей и родителей.

2000 г., сентябрь - декабрь

1. Создание при районных центрах медико-физиологических и психолого-педагогических консультаций для семьи и школы.

2. Формирование группы по экспертной оценке деятельности пилотных учреждений здоровья.

3. Оформление отчета о результатах трехлетней деятельности по Программе.

4. Внедрение положительного опыта в школах города Красноярска.

5. Научные публикации в центральной печати по результатам трехгодичного эксперимента с указанием организации, поддержавшей данную Программу.

IV. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ

Программа “Здоровье детей г. Красноярска“ является межведомственной, отрабатывается и реализуется на 3 организационных уровнях:

1. Уровень образовательных учреждений.

Всесторонне Программа здоровья детей на 1-м этапе в пилотных школах и дошкольных образовательных учреждениях, а затем во всех образовательных учреждениях включает следующие компоненты:

- формирование здоровой среды школы, в т.ч. комплексное внедрение здоровьесохраняющих и здоровьеразвивающих технологий, режимов обучения с различными формами медицинского обслуживания детей;

- лечебно-профилактическая деятельность;

- физическое воспитание;

- школьная медицинская служба;

- питание;

- образование в области здоровья;

- банк здоровья детей;

- вовлечение родителей и общественности.

2. Районный уровень.

Программа на районном уровне включает в себя:

- методическое сопровождение через районные центры диагностики и коррекции;

- организацию психологической службы;

- информационную поддержку;

- адресную помощь нуждающимся;

- организацию питания;

- приведение в соответствие с нормами освещенности школ.

3. Городской уровень.

Межведомственная программа на городском уровне подразумевает:

- координацию и сотрудничество различных служб, ведомств;

- подготовку нормативно-правовой базы с ориентацией на создание здоровой среды для обучения детей;

- приобретение школьной мебели по росту учащихся;

- организацию городского конкурса “Школа здоровья“;

- создание специального отдела в городской психолого-медико-педагогической консультации;

- лицензирование;

- информационное обеспечение (разработка пакета и закупка программных средств “Банк здоровья детей“, приложение).

Школа, претендующая на статус “Школа здоровья“, должна обеспечить создание здоровой среды в школе и соответствовать следующим требованиям:

1) школа должна соответствовать требованиям СанПиНа;

2) медицинское обслуживание в образовательных учреждениях должно быть ориентировано на раннюю диагностику и профилактику заболеваний, и особой строкой в отчетах должно проходить “школьные болезни“ (снижение зрения, нарушение осанки, сердечно-сосудистые заболевания, нервно-психические расстройства);

3) учебно-воспитательный процесс должен быть построен по здоровьеразвивающим принципам (в режиме динамических поз, с физминутками, офтальмотренажем), длительность перемен и уроков, а также количество учебных часов должны соответствовать гигиеническим требованиям. Сам режим учебного процесса и его содержание должны формировать стереотипы культуры труда у детей;

4) в образовательных учреждениях должно вестись образование в области здоровья на основе введения идей охраны здоровья в содержание уже имеющихся предметов, а не введения дополнительного занятия сверх программы. Через содержание учебно-воспитательного процесса должен формироваться престиж здоровья, здорового образа жизни;

5) физическое воспитание должно быть направлено на гармоничное развитие ребенка;

6) служба питания должна способствовать сохранению здоровья и обеспечивать полноценное гармоничное физическое развитие;

7) консультирование, психологическая и социальные службы должны создавать позитивную атмосферу в дошкольных учреждениях и школе;

8) все вновь введенные экспериментальные программы должны подвергаться компетентной экспертизе по влиянию их на здоровье детей;

9) в образовательных учреждениях должен проводиться мониторинг здоровья, создаваться банк здоровья детей.

Методическое обеспечение Программы осуществляет отдел валеологии, который планируется открыть при городской межведомственной медико-психолого-педагогической консультации.

V. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Повышение эффективности психологической и медицинской помощи детям и улучшение социально-психологической ситуации в городе.

2. Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.

3. Стимулирование повышения внимания школьников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.

4. Уменьшение количества наиболее часто встречающихся в школьном возрасте заболеваний и искоренение вредных привычек (алкоголь, табак, наркотики).

В целом предполагается, что создание здоровой среды в образовательных учреждениях, профилактические мероприятия благодаря внедрению здоровьесохраняющих технологий потребуют меньших финансовых вложений, чем лечение и реабилитация детей, теряющих здоровье без этих мероприятий. Планируется экспериментально на примере нескольких школ подсчитать экономический эффект с экстраполяцией в масштабе города.

VI. СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ И ФИНАНСОВЫЕ РАСХОДЫ

НА ИХ РЕАЛИЗАЦИЮ В 1999 ГОДУ

-----------------------------T-------------T-------------------T---------------T---------------------¬

¦ Перечень мероприятий ¦ Сроки ¦ Организаторы ¦ Затраты ¦ Результат ¦

¦ ¦ ¦ работы ¦ ¦ ¦

+----------------------------+-------------+-------------------+---------------+---------------------+

¦1. Нормативно-правовое До 01.09.99 УО, УЗ Принятие нормативно- ¦

¦обеспечение Программы правового акта ¦

¦Разработать проекты ¦

¦документов: ¦

¦- Положение о профилактике ¦

¦заболеваний у детей; ¦

¦- Положение о городском ¦

¦конкурсе “Школа здоровья“; ¦

¦- Положение о базовой школе; ¦

¦- изменения в Положение о ¦

¦ГМППК и уставы районных ¦

¦центров диагностики и ¦

¦коррекции; ¦

¦- постановление ¦

¦администрации города о ¦

¦введении дополнительных ¦

¦ставок врачей в ОУ и ¦

¦утверждение их ¦

¦функциональных обязанностей; ¦

¦- Целевая программа Департамент Улучшение детского ¦

¦“Индустрия детского продовольственных питания ¦

¦питания“ ресурсов и ¦

¦ маркетинга ¦

¦ ¦

¦2. Приведение в соответствие Ежемесячно УО, руководители ОУ Получение лицензий ¦

¦с требованиями санитарно- ¦

¦гигиенических условий ОУ, ¦

¦лицензирование учреждений ¦

¦ ¦

¦3. Лечебно- Ежемесячно 407 тыс. руб. Укрепление здоровья ¦

¦профилактические детей ¦

¦мероприятия: ¦

¦- профилактические прививки; УЗ ¦

¦- витаминизация; йодная УЗ ¦

¦профилактика; ¦

¦- профилактика инфекционных УЗ, УО ¦

¦заболеваний, гельминтозов; ¦

¦- мероприятия по УЗ, УО ¦

¦предупреждению кариеса; ¦

¦- повышение иммунного УО, ОУ ¦

¦статуса у детей ¦

¦ ¦

¦4. Совершенствование системы По особому ГКФКиС Повышение уровня ¦

¦физического воспитания детей графику двигательной ¦

¦(организация специальных подготовленности и ¦

¦медицинских групп) укрепление здоровья ¦

¦ детей. Мотивация ¦

¦ занятий ¦

¦ оздоровительными ¦

¦ формами физической ¦

¦ культуры ¦

¦ ¦

¦5. Создание системы До 01.09.99 Департамент Качество и ¦

¦разнообразного питания с продовольственных разнообразие питания ¦

¦учетом индивидуальных ресурсов и ¦

¦предпочтений детей маркетинга, ¦

¦ базовые школы ¦

¦ ¦

¦6. Создание системы С 01.02.99 УО, УЗ, Обеспечение ¦

¦психологической и медико - образовательные методической работы ¦

¦социальной помощи в учреждения всех школ. Открытие ¦

¦образовательных учреждениях отдела валеологии в ¦

¦ ГМППК. Создание ¦

¦ Центра развития ¦

¦ ребенка ¦

¦ ¦

¦7. Введение дополнительных УЗ 394,1 тыс. руб. Создание школьной ¦

¦67, 75 ставок врачей в ОУ медицинской службы ¦

¦ ¦

¦8. Подготовка и Ежегодно ИПК, ГМЦ Подготовка ¦

¦переподготовка кадров специалистов по ¦

¦ валеологической ¦

¦ деятельности ¦

¦ ¦

¦9. Укрепление учебно- Ежемесячно УО 5000 тыс. руб. Приобретение школьной¦

¦материальной базы мебели, оборудования ¦

¦образовательных учреждений и приведение в ¦

¦(мебель по росту, соответствие с ¦

¦освещенность, школьные нормами освещенности ¦

¦аптечки неотложной помощи) ОУ ¦

¦ ¦

¦10. Адресная помощь: Ежеквартально УО, УСЗ, КДМ, ГСК ¦

¦- организация летнего отдыха 8000 тыс. руб. Проект постановления ¦

¦детей и подростков; Главы города “Об ¦

¦- усиление питания; 49,0 тыс. руб. организации летнего ¦

¦- психолого-медико- труда и отдыха дете铦

¦педагогическая реабилитация ¦

¦ ¦

¦11. Переход на новую систему До 01.12.99 УЗ, базовые школы 180,6 тыс. руб. Создание стандартного¦

¦оценки состояния здоровья (КГПУ - школа N 11, комплекта методик и ¦

¦детей и формирование банка КГУ - школы N 106, информационной базы ¦

¦данных “17) по медико- ¦

¦ биологическим и ¦

¦ морфофункциональным и¦

¦ психологическим ¦

¦ составляющим ¦

¦ состояния здоровья ¦

¦ детей (разработка и ¦

¦ внедрение критериев и¦

¦ нормативов для оценки¦

¦ развития и степени ¦

¦ адаптации к учебной и¦

¦ физической нагрузке ¦

¦ детей). ¦

¦ Городской банк данных¦

¦ оценки и ¦

¦ валеологической ¦

¦ экспертизы ¦

¦ морфофункционального ¦

¦ и психологического ¦

¦ развития детей. ¦

¦ Система учета и ¦

¦ динамического ¦

¦ наблюдения за детьми ¦

¦ со школьной ¦

¦ неуспеваемостью и ¦

¦ социальной ¦

¦ неустроенностью. ¦

¦ Создание комплекта ¦

¦ стандартизованных ¦

¦ методик по ¦

¦ диагностике школьных ¦

¦ трудностей ¦

¦ ¦

¦12. Комплексная оценка До 10.12.99 УЗ, УО, ГМППК, ГМЦ, Критерии и нормативы ¦

¦состояния образовательной базовые школы для оценки ¦

¦среды эффективности ¦

¦ развивающей среды. ¦

¦ Система диагностики ¦

¦ семейной среды, ¦

¦ неблагоприятной для ¦

¦ здоровья и развития ¦

¦ ребенка. ¦

¦ Система диагностики ¦

¦ неблагоприятных ¦

¦ факторов процесса ¦

¦ обучения. ¦

¦ Система оценки ¦

¦ эффективности медико-¦

¦ профилактических, ¦

¦ санитарно- ¦

¦ гигиенических ¦

¦ мероприятий в ОУ. ¦

¦ Методика оценки ¦

¦ состояния ¦

¦ образовательной ¦

¦ среды, создание ¦

¦ межведомственной ¦

¦ системы оценки ¦

¦ параметров среды, ¦

¦ неблагоприятных и ¦

¦ опасных для здоровья ¦

¦ детей, городской банк¦

¦ данных ¦

¦ ¦

¦Итого, кроме п. п. 1, 10 6030 тыс. руб. ¦

L-----------------------------------Примечания УЗ - управление здравоохранения

УО - управление образования

ОУ - образовательные учреждения

ГМППК - городская медико-психолого-педагогическая консультация

ГМЦ - городской методический Центр

УСЗ - управление социальной защиты

ГКФКиС - городской комитет по физической культуре и спорту

КДМ - комитет по делам молодежи

КГПУ - Красноярский государственный педагогический университет

КГУ - Красноярский государственный университет

КМА - Красноярская медицинская академия

Приложение

к Межведомственной программе

“Здоровье детей г. Красноярска

на 1999 - 2000 гг.“

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

“ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ Г. КРАСНОЯРСКА НА 1999 - 2000 ГГ.“

В 1998 году Решением городского Совета N В-116 была утверждена Программа информатизации детского образования в г. Красноярске на 1998 - 2000 гг. (в дальнейшем - Информатизация), выполнение которой обеспечит оснащение компьютерной техникой пилотных учреждений, а затем и остальных учреждений города, а также организационную и методическую поддержку функционирования городской информационной сети.

Кроме того, в целях информационного обеспечения Программы необходимо:

- разработать базовые программные средства для учета и контроля здоровья во всех образовательных учреждениях города (условное название “Банк здоровья детей и подростков“);

- разработать программные средства сбора информации из школьных баз данных, ее обобщения и анализа на уровне учреждения, района и города;

- должно быть разработано или закуплено программное и методическое обеспечение для индивидуального контроля утомляемости и релаксации при работе за компьютерами, предназначенное к использованию во всех компьютерных классах города;

- подготовить программно-аппаратные средства для проведения занятий по анатомии, гигиене и физиологии человека.

СОЗДАНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММЫ “БАНК ЗДОРОВЬЯ

ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ“ ДЛЯ ШКОЛ И ДОШКОЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ ГОРОДА

Программный комплекс “Банк здоровья детей и подростков“ предназначен для хранения и обработки (анализ, контроль, статистическая отчетность) результатов медико-биологических обследований детей.

В базу данных программы “Банк здоровья детей и подростков“ планируется заносить данные о здоровье детей при поступлении в дошкольное учреждение и школьников при поступлении в школу, результаты обследований во все декретированные возраста и на момент окончания школы, данные о появлении профессиональных школьных заболеваний, хронических заболеваний, данные о наличии вредных привычек, о занятиях спортом и других факторах, влияющих на здоровье.

Базы данных ведутся во всех общеобразовательных учебных заведениях, в них заносятся данные обо всех учащихся. Базы данных должны быть оснащены средствами статистического анализа и обобщения, а также системой помощи пользователю. Кроме того, наукоемкая аналитическая часть программы должна быть дополнительно снабжена контекстными учебно-методическими рекомендациями. Необходимо предусмотреть возможность работы программы с присоединенными таблицами из других баз данных, имеющихся в образовательной информационной системе, содержащих важные с точки зрения аналитических исследований сведения.

Должна быть обеспечена возможность передачи (обезличенной с позиций защиты врачебной тайны) обобщенной и формализованной информации в аналитические центры районного и городского уровней. Для выявления закономерностей в данных о состоянии здоровья учащихся, для разработки и организации мероприятий по профилактике заболеваний необходимо предусмотреть возможность построения тематических карт. Известно, что показатели здоровья детей и школьников могут сильно различаться от школы к школе, от района к району. В этой связи для выработки стратегии и приоритетов в профилактике здоровья учащихся важен пространственный анализ медико-биологической, социально-экономической и экологической информации и, соответственно, должны быть разработаны базы данных для хранения и анализа такой информации, права доступа к которой будут устанавливаться в соответствии с регламентом и правилами организации информационной подсистемы “Здоровье“ общегородской корпоративной телекоммуникационной сети образовательных учреждений.

СЕРТИФИКАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ КЛАССОВ

Для профилактики отрицательного влияния компьютеризации обучения на здоровье школьников необходима сертификация:

- компьютерной техники;

- условий работы в компьютерных классах;

- методик использования программно-аппаратных средств в обучении;

- обучающих программ.

ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНТРОЛЯ

ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ

В связи с увеличением продолжительности работы учащихся за экранами компьютеров возрастает опасность нарушения их здоровья. Поддержка уровня общих требований к условиям проведения занятий достигается за счет процедуры сертификации. Для учета индивидуальных особенностей здоровья учащихся необходимо предусмотреть средства, в том числе и программные, для контроля за здоровьем, утомляемостью и средствами (и методиками) компенсации и релаксации.

В этой связи необходимо предусмотреть покупку или разработку:

- программ тестирования утомляемости и отрицательного влияния работы за компьютером;

- программ и методик для профилактики близорукости;

- программ и методик релаксации.

ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ ПО ВАЛЕОЛОГИИ, ФИЗИОЛОГИИ,

АНАТОМИИ И ГИГИЕНЕ ЧЕЛОВЕКА

Необходимо организовать централизованную закупку имеющихся программных средств и разработку новых. Заказу на закупку или разработку должен предшествовать тщательный анализ рынка и конкурс проектов. Ниже изложены требования к обучающим программам по валеологии, физиологии, анатомии и гигиене человека.

Предстоит сформировать (часть приобрести, часть создать) комплект обучающих программ, призванных дать фундаментальные знания о строении и функционировании человеческого организма и прикладные знания об экологии и гигиене человека.

Компьютерные средства обучения должны дополнить традиционные и призваны облегчить усвоение учебного материала. Использование компьютерной графики должно обеспечивать высокую наглядность представляемого учебного материала. Использование динамических имитационных моделей должно позволять продемонстрировать работу сложных физиологических систем и предоставлять обучаемому реальную возможность исследования динамики процессов и возможность управления физиологическими моделями. Обучающие программы должны обеспечивать активное участие обучаемого в процессе обучения.

В качестве первого заказа к конкурсу на разработку обучающих программ по валеологии, физиологии, анатомии и гигиене человека предлагается следующий открытый перечень тем:

- обмен веществ;

- механизм возникновения близорукости, меры профилактики;

- пособия к школьному курсу анатомии, гигиены и физиологии человека;

- организм как функциональная система.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ПРОГРАММАМИ

Для упорядочения взаимодействия между разработчиками и исполнителями Межведомственной программы “Здоровье детей г. Красноярска на 1999 - 2000 гг.“, с одной стороны, и разработчиками и исполнителями Программы “Информатизация“, с другой стороны, предусмотрено совместное проведение семинаров и конкурсов на разработку программных средств.

СОЗДАНИЕ ИЛИ ЗАКУПКА ПРОГРАММНЫХ И АППАРАТНЫХ СРЕДСТВ,

ИХ ПОДДЕРЖАНИЕ И ОБСЛУЖИВАНИЕ

Разработчикам Программы “Информатизация“ предусмотреть создание или закупку программных и аппаратных средств по заявкам руководства Программы и поддержание информационной подсистемы “Банк здоровья“.