Законы и постановления РФ

Решение Красноярского городского Совета от 01.07.1998 N В-116 “О Программе информатизации детского образования в городе Красноярске на 1998 - 2000 гг.“

Снят с контроля в связи с выполнением (Постановление городского Совета от 22.04.2003 N В-79П).

КРАСНОЯРСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ

РЕШЕНИЕ

от 1 июля 1998 г. N В-116

О ПРОГРАММЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ГОРОДЕ КРАСНОЯРСКЕ НА 1998 - 2000 ГГ.

В соответствии со ст. 28 Устава города Красноярска Красноярский городской Совет решил:

1. Утвердить Программу информатизации детского образования в городе Красноярске на 1998 - 2000 гг. согласно приложению.

2. Приобретение материально-технических средств, предусмотренных Программой, осуществлять на конкурсной основе в соответствии с Решением городского Совета от 01.07.97 N 5-35 “Об обязательных конкурсах при организации закупки продукции для муниципальных нужд“.

3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на комиссию по социальной политике (Пашинова Г.Е.).

И.о.Глава

города
Красноярска

А.И.МАТЮШЕНКО

Приложение

к Решению

городского Совета

от 1 июля 1998 г. N В-116

ПРОГРАММА

ИНФОРМАТИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ

КРАСНОЯРСКЕ НА 1998 - 2000 ГГ.

ПАСПОРТ

ПРОГРАММЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ГОРОДЕ КРАСНОЯРСКЕ НА 1998 - 2000 ГГ.

Разработчики Управление образования администрации

г. Красноярска.

Общественный координационный совет по

информатике, вычислительной технике и связи

г. Красноярска

Цели и задачи Целью Программы является формирование

Программы условий для выполнения федеральных

стандартов, учебных планов в области

компьютерного образования и создание

предпосылок для его дальнейшего развития.

Для достижения этой цели необходимо решить

ряд задач:

- найти и заставить работать механизмы

привлечения средств в сферу информатизации

школьного образования;

- обеспечить постоянное улучшение

материально-технического обеспечения

информатики в образовательных учреждениях

города из разных источников финансирования;

- привлечь общественность, вузы,

предприятия и учреждения города для решения

проблем в области информатизации

образования;

- осуществлять поддержку лучших учителей,

использующих компьютер в учебной

деятельности;

- постоянно проводить общегородские

мероприятия в области детской информатики;

- осуществлять поддержку в области

информатики выпускников школ из

малообеспеченных семей, детей-сирот,

трудных подростков;

- осуществлять специальную компьютерную

подготовку среди допризывной молодежи;

- организационно и финансово поддерживать

функционирование городской информационной

образовательной сети

Этапы Программа реализуется в 2 этапа: 1-й этап -

1998 год, 2-й этап - 1999 - 2000 гг.

Конкретные действия Приоритетами 1-го этапа являются:

по решению задач - формирование современной материально-

Программы на 1-м технической базы информатизации школьного

этапе (1998 г.) образования;

- поддержка учителя, использующего

компьютерные технологии в своей

профессиональной деятельности;

- уточнение и дальнейшая разработка

Программы на 2-й этап по ряду пунктов

(инновационный комплекс, механизмы

финансирования, информационные

образовательные сети, подготовка,

переподготовка и повышение квалификации

учителей
и др.)

Прогнозируемый Результатом 1-го этапа станет:

результат выполнения - сохранение городских традиций в области

1-го этапа детской информатики;

- материально-техническое обеспечение

учебного процесса 50% школ города;

- формирование и поддержка подростковых

клубов, молодежных центров, в том числе и

ВСТЦ “Патриот“, по месту жительства;

- поддержка и сохранение в школе лучших

учителей в области информационных

технологий;

- подготовка условий для создания

инновационных учреждений в области школьной

информатики

Действия по решению Приоритетами 2-го этапа являются:

задач Программы на - продолжение формирования современной

2-м этапе (1999 - материально-технической базы

2000 гг.) информатизации школьного образования,

подростковых клубов, молодежных центров;

- создание инновационного комплекса в

области информатизации детского

образования;

- создание действенной системы подготовки,

переподготовки и повышения квалификации

учителей, использующих компьютер в своей

профессиональной деятельности;

- разработка Программы информатизации

детского образования в г. Красноярске на

следующие 3 - 5 лет

Общая оценка Материально-техническое 14 млн. 300

стоимости реализации обеспечение образовательного тыс. руб.

Программы процесса,

в т.ч. в подростковых 36 тыс. руб.

клубах, молодежных центрах

Обслуживание, ремонт и
2 млн. руб.

модернизация

Поддержка учителя 64 тыс. 500

руб.

Материально-техническое 36 тыс. руб.

обеспечение компьютерных

подростковых клубов,

молодежных центров

Проведение мероприятий, 1 млн. 510

тыс. руб., из

них 240 тыс.

руб. -

городской

бюджет

в том числе на ежегодный 14 тыс. руб.

городской фестиваль для

допризывной молодежи

“Электронный полигон“

Создание инновационного 810 тыс. руб.

комплекса - краевой

бюджет

Разработка Программы 65 тыс. 500

руб. - краевой

бюджет

Городской бюджет 16 млн. 540

тыс. руб.

Краевой бюджет 980 тыс. руб.

Внебюджетные средства 1 млн. 270

тыс. руб.

Прогнозируемый Результатом 2-го этапа станет:

результат выполнения - умножение городских традиций в области

2-го этапа детской информатики;

- материально-техническое обеспечение

учебного процесса во всех школах города;

- система разработки и внедрения предметных

информационных образовательных технологий;

- построение системы подготовки,

переподготовки и повышения квалификации

учителя информатики и создание нормальных

условий для его работы;

- полноценное функционирование

информационной образовательной сети.

Таким образом, в г. Красноярске к концу

2000 года будет создано детское

информационное образовательное

пространство, которое позволит дать

качественную подготовку в области

информатизации каждому ребенку,

допризывнику, курсанту ВСТЦ “Патриот“, вне

зависимости от того, в каком районе города

он живет

Исполнители Управление образования администрации г.

Красноярска. Районные отделы образования г.

Красноярска

Контроль за Городской Совет

исполнением

ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

ДЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ КРАСНОЯРСКЕ

НА 1998 - 2000 ГОДЫ

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Целью Программы является формирование условий для выполнения федеральных стандартов, учебных планов в области компьютерного образования и создание предпосылок для его дальнейшего развития.

Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:

- найти и заставить работать механизмы привлечения средств в сферу информатизации школьного образования;

- обеспечить постоянное улучшение материально-технического обеспечения информатики в образовательных учреждениях города из разных источников финансирования;

- привлечь общественность, вузы, предприятия и учреждения города для решения проблем в области информатизации образования;

- осуществлять поддержку лучших учителей, использующих компьютер в учебной деятельности;

- постоянно проводить общегородские мероприятия в области детской информатики;

- организационно и финансово поддерживать функционирование городской образовательной сети.

Программа реализуется в 2 этапа: 1-й этап - 1998 год, 2-й этап - 1999 - 2000 годы.

2. ДЕЙСТВИЯ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПРОГРАММЫ

НА 1-М ЭТАПЕ (1998 г.)

Приоритетами 1 этапа являются:

- формирование современной материально-технической базы информатизации школьного образования;

- поддержка учителя, использующего компьютерные технологии в своей профессиональной деятельности;

- уточнение и дальнейшая разработка Программы на 2-й этап по ряду пунктов (инновационный комплекс, механизмы финансирования, информационные образовательные сети, подготовка, переподготовка и повышение квалификации учителей и др.).

2.1. ИННОВАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

ДЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специфика информационных образовательных технологий такова, как показывает мировая и российская практика, что без изменения содержания существующих в школах предметных учебных областей гармонично встроить компьютер в образовательный процесс не удается. Нужны достаточно серьезные исследования, эксперименты, новые программы. Необходимо создать инновационный комплекс в области информационных образовательных технологий.

Под инновационным комплексом понимается научная лаборатория, состоящая из разработчиков информационных образовательных технологий, компьютерный Центр, где будут проходить первые проверки и адаптация технологий, школа - экспериментальная площадка, куда разработанные технологии будут внедряться в первую очередь.

Для решения вопросов по конкретным задачам, механизмам их решения, структурам на 1-м этапе необходимо провести конкурс проектов программ, экспериментальных образовательных технологий, результатом которого и будет создание на 2-м этапе инновационного комплекса в области информатизации образования.

2.2. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Для того чтобы обеспечить 146 школ города вычислительной техникой в количестве, достаточном для выполнения обязательного базового учебного плана, необходимо поставить 13 - 15 компьютеров в каждую школу.

Кроме вычислительной техники необходимо соответствующее программное обеспечение и методические материалы. По подсчетам эксперта стоимость комплексного образовательного пакета, обеспечивающего основные требования базисного учебного плана, составляет на сегодняшний день 20% от стоимости оборудования. На первом этапе предполагается приобрести компьютеры в те образовательные учреждения города, где есть соответствующие условия ее правильной и интенсивной эксплуатации (учителя, помещения, мебель и т.д.).

Закупка оборудования будет осуществляться на конкурсной основе.

2.3. ПОДДЕРЖКА И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ, ИСПОЛЬЗУЮЩЕГО

КОМПЬЮТЕР В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В условиях постоянно снижающегося внимания к информатике в школе основной проблемой становится уход из школ наиболее квалифицированных специалистов: инженеров и учителей. Чтобы остановить этот процесс, необходимо решить целый комплекс проблем (условия работы, техническая база, программное обеспечение, повышение квалификации, обслуживание техники и т.д.).

Опросы наиболее квалифицированных учителей информатики показали, что основной причиной их сегодняшней неудовлетворенности пребывания в школе является неудовлетворенность работой, которая, в свою очередь, связана с невозможностью работать на современном компьютерном оборудовании. Поэтому на 1-м этапе необходимо принять решение о выделении современного персонального компьютера в конкретный класс под конкретного учителя.

Для поиска долговременных решений необходимо финансирование рабочей группы, состоящей из управленца, учителя, психолога, экономиста, специалистов по аппаратным и программным компьютерным средствам, специалиста вуза.

Результатом деятельности группы станет разработка реальной программы по созданию нормальных условий для работы учителя информатики, его профессионального роста. В программе должна быть заложена тенденция все большей престижности и привлекательности работы учителем.

2.4. ГОРОДСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СЕТЬ

На 1-м этапе необходимо:

- провести модернизацию существующего коммуникационного оборудования;

- провести два проектировочных семинара по разработке коммуникационных образовательных проектов, подготовке модераторов;

- установить и поддерживать разработками новые современные сетевые технологии общения и передачи информации (файловый сервер, Web-сервер на локальной сети, MIRC и др.);

- подключить первую очередь образовательных учреждений города (7 центров школьной информатики, 12 передовых школ) к глобальной сети Интернет;

- создать специальный образовательный фонд, из которого будет оплачиваться график детских образовательных учреждений. Средства фонда только на треть должны состоять из бюджетных средств, остальные - за счет предприятий и коммерческих фирм города;

- разработать программу дальнейшего развития сети и ее интеграции в краевую образовательную сеть.

2.5. ЕЖЕГОДНЫЕ ГОРОДСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ОБЛАСТИ

ДЕТСКОЙ ИНФОРМАТИКИ

В условиях, когда мы не можем вкладывать достаточных средств в развитие информатики на местах, в школах, не можем поддержать в необходимой мере образовательный процесс, нам остается попытаться сохранить важнейшие и самые массовые мероприятия в области детской информатики:

1) детский компьютерный фестиваль (ежегодно, мартовские каникулы);

2) летняя компьютерная школа (Нортландия) для детей 12 - 14 лет (ежегодно, август);

3) конференция учителей, использующих компьютер в учебном процессе;

4) городской фестиваль для допризывной молодежи “Электронный полигон“ (ежегодно, апрель).

Система мероприятий объединяет компьютерное сообщество людей, неравнодушных к детской информатике, пропагандирует новые информационные технологии, дает возможность полноценного профессионального общения детей и взрослых, что ведет к росту их квалификации, выделяет и поощряет детей, имеющих особые способности к информатике.

2.6. ОЦЕНКА СТОИМОСТИ 1-ГО ЭТАПА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ГОРОДСКОГО БЮДЖЕТА

------------------------------------------T----------------------¬

¦ Мероприятия ¦ Сумма ¦

+-----------------------------------------+----------------------+

¦Материально-техническое обеспечение 1 млн. 300 тыс. рублей¦

¦образовательного процесса (компьютеры) ¦

¦ ¦

¦Проведение мероприятий 94 тыс. рублей ¦

¦ ¦

¦Всего: 1 млн. 394 тыс. рублей¦

L-----------------------------------------------------------------

Кроме этого, планируется привлечь внебюджетные средства на проведение компьютерного фестиваля, конкурса инновационных проектов.

2.7. ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ВЫПОЛНЕНИЯ 1-ГО ЭТАПА

Результатом 1-го этапа станет:

- сохранение городских традиций в области детской информатики;

- материально-техническое обеспечение учебного процесса 50% школ города;

- поддержка и сохранение в школе лучших учителей в области информационных технологий;

- подготовка условий для создания инновационных учреждений в области школьной информатики.

3. ДЕЙСТВИЯ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПРОГРАММЫ НА 2-М ЭТАПЕ

(1999 - 2000 гг.)

Приоритетами 2-го этапа являются:

- продолжение формирования современной материально-технической базы информатизации школьного образования;

- создание инновационного комплекса в области информатизации детского образования;

- создание действенной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей, использующих компьютер в своей профессиональной деятельности;

- разработка программы информатизации детского образования в г. Красноярске на следующие 3 - 5 лет.

3.1. ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА В ОБЛАСТИ

ИНФОРМАТИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

На основании проведенного конкурса проектов формируются структурные образования, состоящие из двух, трех научно-исследовательских лабораторий, нескольких центров информационных технологий, 5 - 7 школ города, где и проводится основная работа по созданию, апробации и внедрению информационных технологий в учебный процесс. К разработкам должны быть подключены ведущие в этой области вузы города. Финансирование комплекса должно быть смешанным. Бюджетная часть должна включать: финансирование штатов лабораторий (на 50%), оборудование лабораторий (на 30%), доплаты методистам центров и учителям школ, принимающим активное участие в адаптации технологий (100%).

3.2. ПРОДОЛЖЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

После выполнения задач 1-го этапа на 2-м этапе необходимо обеспечить оборудованием еще 80 школ города, для чего потребуется 10 млн. рублей (6 млн. рублей - в 1999 г., 4 млн. рублей - в 2000 г.). По экспертным оценкам, стоимость программного обеспечения в 1999 - 2000 гг. возрастет и составит 30% от стоимости оборудования.

С 2000 года необходимо заложить деньги на возможный ремонт техники и модернизацию. Практика обслуживания компьютерного оборудования показывает, что оно достаточно надежно и стоимость послегарантийного ремонта редко достигает 5% от стоимости оборудования. Модернизация требует больших средств и составляет 20% от стоимости оборудования. Таким образом, общая стоимость обслуживания, ремонта и модернизации техники, приобретенной в 1998 году, составит 2 млн. рублей.

3.3. СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ

КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ КОМПЬЮТЕР В

СВОЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основываясь на результатах рабочей группы, в 1999 году необходимо провести мероприятия по созданию нормальных условий для работы учителя, его профессионального роста.

Совместно с вузами города, существующими центрами подготовки в области компьютерных технологий, Институтом усовершенствования учителей предстоит создать систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей.

Для создания такой системы необходимо:

- определить объем и глубину необходимых учителю знаний и умений;

- на конкурсной основе определить структуры, которые могут дать качественно и в полном объеме то, что учителю нужно;

- выработать критерии и провести аттестацию таких учреждений.

Система таких учреждений должна быть достаточно разветвленной, и учитель вправе сам выбрать, где ему учиться, что приведет к конкуренции между подобными учреждениями, а следовательно, - к повышению качества обучения и установлению разумных цен.

На начальном этапе необходимо выделить некоторые бюджетные средства на повышение квалификации учителей (60 тысяч - в 1999 году). Однако уже в 2000 году разумно перейти к системе, когда учитель из личных средств оплачивает переподготовку или повышение своей квалификации, имея в виду, что это приведет, в конечном счете, к повышению его заработной платы на основном рабочем месте.

Общий объем финансирования по реализации мероприятий по поддержке учителя на 2-м этапе будет известен только после окончания первого этапа.

3.4. ГОРОДСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СЕТЬ

На 2-м этапе необходимо:

- провести необходимые мероприятия по интеграции городской сети в краевую образовательную сеть;

- приобрести необходимое оборудование для подключения большей части (70%) образовательных учреждений, молодежных центров районных и городского комитетов по делам молодежи к краевой информационной образовательной сети;

- провести подготовку учителей - пользователей сети и коммуникационных образовательных проектов;

- создавать наполнение сети;

- подключить 50% школ города к глобальной сети Интернет, а также комитеты по делам молодежи города и их центры;

- финансировать фонд телекоммуникаций, из которого будет оплачиваться график детских образовательных учреждений.

3.5. ПРОВЕДЕНИЕ ЕЖЕГОДНЫХ ГОРОДСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

В ОБЛАСТИ ДЕТСКОЙ ИНФОРМАТИКИ

В 1999 - 2000 гг. необходимо создать систему районных детских компьютерных фестивалей, чтобы каждый ребенок мог попасть на фестиваль. Городской фестиваль должен стать финальной частью детского компьютерного движения.

Районные фестивали: ноябрьские, январские каникулы.

Городской детский компьютерный фестиваль: мартовские каникулы.

Летняя компьютерная школа (Нортландия) для детей 12 - 14 лет (ежегодно, август).

В 1999 году должна появиться летняя компьютерная школа для детей 14 - 16 лет (ежегодно, август).

Конференция учителей, использующих компьютер в учебном процессе.

Городской фестиваль допризывной молодежи “Электронный полигон“ (ежегодно, апрель).

3.6. ОЦЕНКА СТОИМОСТИ 2-ГО ЭТАПА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ГОРОДСКОГО БЮДЖЕТА

--------------------------T--------------------T--------------------¬

¦ Мероприятия ¦ Сумма 1999 года ¦ Сумма 2000 года ¦

+-------------------------+--------------------+--------------------+

¦Материально-техническое 7 млн. 800 тыс. руб. 5 млн. 200 тыс. руб.¦

¦обеспечение ¦

¦образовательного ¦

¦процесса (компьютеры, ¦

¦программное обеспечение) ¦

¦ ¦

¦Обслуживание, ремонт и - 2 млн. руб. ¦

¦модернизация ¦

¦ ¦

¦Проведение мероприятий 80 тыс. - бюджет 80 тыс. - бюджет ¦

¦ 14 тыс. руб. 14 тыс. руб. ¦

¦ ¦

¦Всего: 7 млн. 814 тыс. руб. 7 млн. 214 тыс. руб.¦

L--3.7. ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ВЫПОЛНЕНИЯ 2-ГО ЭТАПА

Результатом 2-го этапа станет:

- умножение городских традиций в области детской информатики;

- материально-техническое обеспечение учебного процесса во всех школах города;

- система разработки и внедрения предметных информационных образовательных технологий;

- построение системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителя информатики и создание нормальных условий для его работы;

- полноценное функционирование информационной образовательной сети.

Таким образом, в городе Красноярске к концу 2000 года будет создано детское информационное образовательное пространство, которое позволит дать качественную подготовку в области информатизации каждому ребенку, вне зависимости от того, в каком районе города он живет.

4. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ И

ОБЩЕСТВЕННОСТЬ

Нельзя недооценивать исключительно важную роль, которую играет общественность во взаимоотношениях с властью, управленцами разных уровней, и, в целом, в системе школьного образования.

Через свои структуры - общественные советы, родительские конференции, клубы и др., взаимодействуя с системой образования и системой управления, общественность:

- осуществляет экспертизу идущих в образовании процессов, оценивая их с иной, собственной стороны;

- инициирует принятие новых решений;

- воздействует на другие структуры - участников околообразовательного сотрудничества, помогая, например, в реализации механизмов финансирования.

Поэтому необходимо поддержать существующие общественные структуры в области информатизации школьного образования и инициировать появление новых.

5. ПРОПАГАНДА ЗАДАЧ ПРОГРАММЫ В ОРГАНАХ ВЛАСТИ И

УПРАВЛЕНИЯ СРЕДИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ

И КОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ

Для пропаганды Программы и информирования о процессе ее реализации необходимо:

- распространение информационных бюллетеней;

- приглашение всех заинтересованных сторон к участию в общегородских мероприятиях в области информатизации детского образования;

- отражение процессов информатизации в средствах массовой информации.

6. СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ

ПРОГРАММЫ

Для осуществления контроля на 1-м этапе необходимо разработать критерии качественной и количественной оценки выполнения названных этапов Программы.

Будет практиковаться общественный аудит.

Основной контроль осуществляет Красноярский городской Совет.